Научная статья на тему 'Основные методы интеграции объектов современного строительства в историческую городскую среду'

Основные методы интеграции объектов современного строительства в историческую городскую среду Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
городская среда / потенциал исторической застройки / объекты культурного наследия / методы интеграции / приемы средовой адаптации / urban environment / potential of historical development / cultural heritage sites / integration methods / environmental adaptation techniques

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Мальцева Ирина Николаевна, Каганович Наталия Николаевна, Макан Владислава Юрьевна, Пучков Максим Викторович, Сандовал Балдеррама Алфредо Артуро

Город, являясь сложной и постоянно развивающейся социально-экономической системой, имеет историческое прошлое. Цель данной работы — исследование приемов включения вновь возводимых объектов в историческое окружение на основе контекстуального подхода. Рассматриваются проблемы синтеза старого и нового, их оптимального сочетания в условиях сохранения исторической целостности застройки с учетом законодательства, нормативных требований и современных технологий в этой области при восстановлении или переустройстве объектов культурного наследия, в том числе при включении в их состав новых зданий и организации общественных пространств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Мальцева Ирина Николаевна, Каганович Наталия Николаевна, Макан Владислава Юрьевна, Пучков Максим Викторович, Сандовал Балдеррама Алфредо Артуро

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic methods for integrating modern construction objects into the historic urban environment

Due to the fact that the city, being a complex and constantly developing socio-economic system, has its historical past. The purpose of this work — the study of methods for including newly built objects in the historical environment based on a contextual approach. The problems of synthesizing the old and the new, their optimal combination in terms of preserving the historical integrity of the development, taking into account legislation, regulatory requirements and modern technologies in this area, in the restoration or reconstruction of cultural heritage sites, including the inclusion of new buildings and the organization of public spaces.

Текст научной работы на тему «Основные методы интеграции объектов современного строительства в историческую городскую среду»

Мальцева

Ирина

Николаевна

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Архитектура», Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н.Ельцина (УрФУ), Институт строительства и архитектуры, Екетеринбург, Российская Федерация

e-mail: [email protected]

Каганович

Наталия

Николаевна

доцент кафедры «Архитектура», Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (УрФУ), Екатеринбург, Российская Федерация

e-mail:

[email protected]

Макан

Владислава

Юрьевна

магистрант, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (УрФУ), Институт строительства и архитектуры, Екатеринбург, Российская Федерация

e-mail:

[email protected]

УДК 712.01 DOI 10.25628Д1М1Р.2024.63.4.008

МАЛЬЦЕВА И. Н., КАГАНОВИЧ Н. Н., МАКАН В. Ю., ПУЧКОВ М. В., САНДОВАЛ БАЛДЕРРАМА А. А.

Основные методы интеграции объектов современного строительства в историческую городскую среду

Город, являясь сложной и постоянно развивающейся социально-экономической системой, имеет историческое прошлое. Цель данной работы — исследование приемов включения вновь возводимых объектов в историческое окружение на основе контекстуального подхода. Рассматриваются проблемы синтеза старого и нового, их оптимального сочетания в условиях сохранения исторической целостности застройки с учетом законодательства, нормативных требований и современных технологий в этой области при восстановлении или переустройстве объектов культурного наследия, в том числе при включении в их состав новых зданий и организации общественных пространств.

Ключевые слова: городская среда, потенциал исторической застройки, объекты культурного наследия, методы интеграции, приемы средо-вой адаптации.

Maltsсeva I. N., Kaganovich N. N., Makan V. Yu., Puchkov M. V., Sandoval Balderrama A. A. Basic methods for integrating modern construction objects into the historic urban environment

Due to the fact that the city, being a complex and constantly developing socio-economic system, has its historical past. The purpose of this work — the study of methods for including newly built objects in the historical environment based on a contextual approach. The problems of synthesizing the old and the new, their optimal combination in terms of preserving the historical integrity of the development, taking into account legislation, regulatory requirements and modern technologies in this area, in the restoration or reconstruction of cultural heritage sites, including the inclusion of new buildings and the organization of public spaces.

Keywords: urban environment, potential of historical development, cultural heritage sites, integration methods, environmental adaptation techniques.

Пучков

Максим

Викторович

доктор архитектуры, доцент, профессор кафедры «Архитектура», Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (УрФУ), Институт строительства и архитектуры, Екатеринбург, Российская Федерация

e-mail:

[email protected]

Сандовал Балдеррама Алфредо Артуро

аспирант, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ), Институт строительства и архитектуры, Екатеринбург, Российская Федерация

e-mail:

[email protected]

Иллюстрация 2. Торговый центр Big City на ул. Ленина. Арх. О. Лещинер. 1990-2000 гг. Томск. Источник: https:// obzor.city/article/665416—arhitektura-xxi-veka-7-faktov-iz-istorii-tomskogo-kaproma

Иллюстрация 3. Историческая застройка набережной в Харлеме. 2022 г. Пригород Амстердама, Нидерланды. Источник: https://zstrela.ru/ projects/magazine/ sections/ video/ videoprogulki-po-gollandii-s-elenoy-pisarevoy

Введение

Современный город, являясь сложной многофакторной системой, имеет историческое прошлое — время, в течение которого он существовал и развивался, формировались его архитектурно-строительный каркас и городская инфраструктура. Временной фактор не только отражает историческое прошлое, но определяет градостроительный потенциал, стратегии и перспективы развития городов в будущем [11]. Особое значение в программах городского развития имеют историко-культурные объекты, в том числе памятники архитектуры. Такие объекты, существующие на окраинах городов, как правило, немногочисленные, вписываются в современную застройку или природно-ландшафт-ное окружение. Другая ситуация складывается в исторических центрах, особенно крупных и активно растущих городов: именно истори-

б г I

ческая, как правило, ансамблевая застройка, являясь уникальной, создает целостное впечатление, делает город своеобразным и узнаваемым. В то же время развитие исторических городов приводит к изменениям «в их пространственной структуре, художественном образе и появлению новых общественных пространств» [20]. Бережная интеграция объектов современной архитектуры в историческую среду, грамотное использование функционального потенциала городских пространств и объектов культурно-исторического наследия — это важные условия для формирования целостной пространственно-временной и устойчиво развивающейся городской среды [14].

Основные принципы и приемы интеграции объектов нового строительства в историческую городскую среду

При реконструкции городской среды важно не только сохранить объекты историко-культурного наследия, но гармонично вписать в сложившееся окружение современные здания [13]. Любой новый объект, возникающий внутри уже сложившейся среды, должен вписаться в среду, не вызывая у людей эмоционального отторжения [19].

В современной архитектурно-строительной практике можно выделить основные методы интеграции нового объекта в историческую городскую среду. Это:

Метод скрытой реконструкции используется при необходимости обновления исторического участка городской застройки или его приспособления с элементами модернизации. Метод оптимален при реконструкции замкнутых или «промежуточных», так называемых неструктурных городских пространств (замкнутые дворы, кварталы, пустыри, тупики), которые не связаны с зонами общественной активности и в целом не влияют на восприятие сложившихся элементов городской среды. Существуют два принципиально отличных вида применения скрытой реконструкции:

♦ реконструируемый объект входит в структурный каркас центральной части города;

♦ реконструируемый объект находится в зоне влияния этого каркаса, но не входит в его состав, формирует «тканевые», преимущественно жилые образования, изолированные от активно посещаемой зоны городского ядра. Цель реконструкции в первом

случае — создание насыщенной и разнообразной городской среды, проницаемой во всех направлениях и рассчитанной на массовые потоки горожан. При этом использование старой жилой застройки в прежней функции может оказаться невозможным. Традиционный метод реконструкции старой жилой застройки характерен для второго случая [1].

Второй метод стилевой имитации и аппликации основан на подражании композиционным приемам исторической архитектуры и используется в основном для восстановления фасадного облика зданий без нарушения привычного облика городской застройки. В практике много примеров удачного «встраивания» в рядовую историческую застройку, не нарушающих архитектурно-художественного облика улицы. Так сформировался объект застройки по ул. Красноармейская в Екатеринбурге: слева историческое здание (Иллюстрация 1, а), правое здание выполнено в стилевой имитации, в целом комплекс органично вписался в современную жилую застройку (Иллюстрация 1, б).

Примером неудачной стилевой имитации может служить построенный в 2005 г. в Томске торговый центр Big City (арх. О. Лещинер, 1990-2000), имя которого стало нарицательным для всей томской архитектуры начала 2000-х гг., а синий цвет плотно закрепился за постройками в стиле «капром» (Иллюстрация 2).

Метод аппликации представляет собой разновидность стилевой имитации с внесением элементов новой архитектуры на исторический фасад, при этом общий характер и масштаб фасадов, ритм его членений и деталей не искажается современными средствами архитектурного оформления. Пример дает историческая застройка набережной в Амстердаме, Голландия (Иллюстрация 3).

Третий принцип — контраста старого и нового — противопоставляет новый объект знакомой и привычной окружающей архитектурной среде путем использования: инновационных материалов и конструкций; контраст-

Иллюстрация 1: а — усадьба Шумакова. 1840-е гг. Екатеринбург (реставрация 2014-2015 гг.); б — ул. Красноармейская. 2018 г. Екатеринбург. Источник: https://dzen. ги/ a/YsSh-dTP2DljfDXX

Иллюстрация 4: а — галерея «Кунстхаус» в Граце. Арх.: П. Кук и К. Фурнье. 2003 г. Австрия. Источник: http://www.bubblemania.fr/ru/musee-dart-contemporain-2001-2003-kunsthaus-graz-autriche; б — Gallery of Shoreham Street в Шеффилде на Шорхэм-стрит, 192. Project Orange. 2022 г. Великобритания. Источник: https:// ru.pinterest.com/jvo2009/industrial-renovation; в — бизнес-центр «Кокон». Арх.: В. Филиппов, Т. Насыров, Д. Квон, А. Кашин. ООО «Студия КиФ». 2010-2011 гг. Новосибирск. Источник: https://zoon.ru/nsk/shops/gazpromneft-regionalnye_prodazhi na_oktyabrskoj_magistrali; г — «Здание с тремя башнями» в квартале Ротерманни. Koko architects. 2016 г. Таллин, Эстония. Источник: https://www.admagazine.ru/ architecture/futuristichnye-bashni-v-talline

ного, часто провокационного, приема формообразования или цветового решения; физического и визуального разделения объемов; намеренного нарушения принципа со-масштабности при использовании элементов контрастного масштаба. Этот принцип используется при переустройстве здания, связанного с модернизацией или реконструкцией (изменение формы или объема) [15]. Например, здание галереи Kunsthaus в Граце (П. Кук и К. Фурнье, 2003 г.) (Иллюстрация 4, а), здание Эльбской филармонии в Гамбурге («Херцог и де Мёрон», 2007-2017 гг.), где в качестве основания для футуристического объема из стекла и стали архитекторы использовали здание бывшего товарного склада. Это и здание в Шеффилде, викторианское кирпичное промышленное здание, расположенное на краю охранной зоны квартала Cultural Industries (Project Orange, 2022) (Иллюстрация 4, б). Офисное здание «Кокон» (ООО «Студия КиФ», 2010-2011 гг.) композиционно логично вписано в существующую застройку Новосибирска (Иллюстрация 4, в), что можно отнести к удачным приемам контрастного приема интеграции [6], как и «Здание с тремя башнями» (Koko architects, 2016 г.) в квартале Ротерманни в Таллине (Иллюстрация 4, г).

Четвертый метод «хирургического» вмешательства часто сводится к контрастному взаимодействию старого и нового, в результате которого изменяется не только масштаб, но и архитектурный ландшафт и сре-довой контекст. Например, здание фонда киностудии Pathe в Париже (Ренцо Пьяно, 2006 г.) (Иллюстрация 5)).

Методы средовой адаптации

Рассматривая основные приемы взаимодействия старой и новой архитектуры, можно видеть, что именно контекстуальный принцип адаптации в условиях сложившейся городской среды позволяет сохранять своеобразие и неповторимость исторических зданий и ансамблей, «память места» в городских ландшафтах и при этом грамотно структурировать дальнейшее развитие городской среды [5]. При этом в ряде случаев необходимо собрать или дополнить сложившуюся композицию улицы или площади определенным по габаритам и морфологии объемом. Все эти задачи решаются, в первую очередь, на градостроительном уровне по вписыванию здания в структуру городской ткани. Затем на композиционном уровне определяется объемно-про-

странственная композиция здания, габаритные размеры здания. Далее на стилистическом, колористическом, семиотическом или типологическом уровнях в зависимости от необходимости и окружения [8].

Взаимодействие исторической и современной архитектуры рассматривает ряд типовых и ставших традиционными подходов:

— симбиоз старого и нового предполагает применение приемов композиционной выразительности за счет отдельных, характерных для исторического объекта, архитектурных элементов средствами новых материалов и технологий, объединением старого и нового общей цветовой гаммой или формой для создания единого архитектурного ансамбля в исторической среде [17]. Примерами нового прочтения исторических зданий можно назвать объект в Бар-кинг и Дагенхам, районе восточного Лондона (проект PTE (Pollard Thomas Edwards), 2010-2011 гг.) (Иллюстрация 6, а), застройку исторического центра Каунаса (Иллюстрация 6, б), комплекс зданий в Гданьске (Иллюстрация 6, е), где историческое здание прекрасно уживается с современным, восстановленным заново после полного разрушения во время Второй мировой войны. Удачным примером сочетания старого и нового является здание галереи Tate Modern (арх. Дж. Г. Скотт-младший, 1947-1963;

Иллюстрация 5. Здание фонда киностудии Pathe. Арх. Р. Пьяно. 2006 г. Париж, Франция. Источник: https:// archcenter.org/zdanie-bronenosets-v-parizhe.html

Herzog & de Meuron, 2000 г.). Историческое здание электростанции Bankside переустроено в 2000 г. для галереи современного искусства с целью сохранения исторического облика сооружения. В 2016 г. ансамбль органично дополнило новое современное здание (2005-2016) того же авторства. Оно стало связующим звеном между берегом реки и пестрым районом Southwark (Иллюстрация 6, г);

— «подчинение», при котором именно историческая застройка доминирует, а современное здание служит фоном и растворяется в пространстве за счет лаконичных форм, активного остекления фасадов или внедрения «глухих» участков стен, нейтральности цветового решения; этот прием использован в здании «Мемориальный музей» в Мон-

Иллюстрация 6: а — объект Баркинг и Дагенхам. Проект PTE (Pollard Thomas Edwards). 2010-2011 г. Лондон, Великобритания. Источник: https://rooff.co.uk/wp-content/uploads/2019/06/granary-5599.jpg; б — исторический центр Каунаса, Литва. 2019 г. Источник: http://littravel.lt/tours; в — комплекс зданий в Гданьске, Польша. 2020 г. Источник: https://ru.pinterest.com/pin/434738170274282210/; г — галерея Tate Modern. Арх. Дж. Г. Скотт-младший. 1947-1963 гг.; Herzog & de Meuron, 2000, 2005-2016 гг. Лондон, Великобритания. Источник: https://tropki. ru/velikobritaniya/angliya/london/ekskursii/t20554-galereya-teyt-modern-v-kompanii-iskusstvoveda

Иллюстрация 7: а — «Мемориальный музей» в Монсе. Арх. ателье Atelier d'architecture Pierre Hebbelinck — Pierre de Wit. 2015 г. Бельгия. Источник: https://rooff.co.uk/wp-content/uploads/2019/06/granary-5599.jpg; б — здание Port of Montréal Tower. Арх. студия Provencher Roy. 2013-2023 гг., Монреаль, Канада. Источник: http://littravel.lt/tours

Иллюстрация 8. Университетская библиотека в Хельсинки. Арх. бюро Anttinen Oiva Architects. 2012 г. Финляндия. Источник: https://varlamov.ru/ 2510519.html

се (арх. ателье Atelier d'architecture Pierre Hebbelinck — Pierre de Wit, 2015) (Иллюстрация 7, а). В архитектуре этого здания белые оштукатуренные стены новой пристройки с плоской крышей играют роль «нейтрального фона» для достижения большей выразительности сохранившейся исторической части. Романская церковь-музей в Монреале, пережившая почти полное разруше-

ние, была отреставрирована и стала частью замечательного современного здания студии «Provencher Roy» (арх. студия «Provencher Roy», 20132023 гг.), в котором разместились музей и театр (Иллюстрация 7, б);

— вписывание в исторический ансамбль или застройку, при котором архитектурная целостность достигается повторением и дополнением таких средств гармонизации, как: ритм и масса; соподчинение частей здания; масштабирование; сохранение уровня горизонтальных членений с выделением цокольной,центральной и карнизной частей;выявлением оси симметрии. Здание университетской библиотеки в г. Хельсинки (арх. бюро Anttinen Oiva Architects, 2012) вписано между двух старых зданий, при этом сохранена этажность, наружная отделка выполнена из аналогичных материалов, именно по этой причине современное здание не кажется чем-то инородным (Иллюстрация 8).

Приемы средовой адаптации

При интеграции новой постройки в историческую среду важными являются принципы цельности и упорядоченности, классификационный тип и роль исторического здания в структуре конкретного исторического окружения, что достигается определенными приемами средовой адаптации, такими как:

♦ типологический, при котором новое здание становится частью существующего типологического ряда в исторической застройке, общая гармония достигается взаимной увязкой масштабов и пропорций, использованием принципа модульности;

♦ стилистический, основанный на стилизации и подчинении нового здания общей композиции в исторической среде;

♦ композиционный, при котором в проекте нового здания используются средства гармонизации в архитектурной композиции: ритмические, метрические, масштабность, горизонтальные и вертикальные членения, симметрия и асимметрия и другие характеристики исторического здания;

♦ художественно-эстетический, использующий современную модернизацию архитектурных деталей на фасаде, присутствующих в том или ином первоначальном виде в историческом здании (пояски, барельефы, орнаменты и т. д.);

♦ образно-символический (семиотический) для выявления и сохранения ассоциативного образа, важного для исторической «памяти места»;

♦ колористический, использующий цвет, фактуру современных материалов наружной отделки для выявления исторического окружения или вписывания в него. Примером удачной средовой адаптации может служить административное здание банка «Лукойл» в Нижнем Новгороде (арх. В. Никишина, 2000 г.). В результате современной стилистической интерпретации композиционных приемов соседнего исторического здания (основных членений и рельефной многоплановости фасада, внедрения ярких ассоциативных деталей) было достигнуто единство образа, и новое здание тактично вписалось в историческое окружение.

Необходимость гармоничного синтеза современной и исторической архитектуры — одна из важнейших проблем, возникающих при проектировании зданий. Она обусловлена быстро меняющимся образом жиз-

ни и менталитетом, эстетическими воззрениями и развитием современных технологий, включая инновации в строительстве. Это факторы формирования новых тенденций в архитектуре. В современных условиях возродилась актуальность реконструкции как «нормальной» архитектурной практики. Архитекторы все чаще проводят реконструкцию исторических сооружений, придавая им качественно новые функциональные характеристики [18].

Апробация (концептуальное проектное предложение) по результатам анализа принципов средовой адаптации в историческом центре Екатеринбурга

Цель и концепция проектной апробации определились с учетом проведенного исследования и изучения архивных документов по охране ОКН, необходимостью организации городской социокультурной площадки [10]. В качестве участка проектирования рассмотрен квартал в историческом центре Екатеринбурга, ограниченный улицами Пролетарская (бывшая Офицерская), Первомайская (бывшая Клубная), Горького (бывшая 2-я Береговая) и Клары Цеткин, деградирующая территория с сохранившимися объектами культурного наследия — усадьба Ф. А. Злоказова (Иллюстрация 9).

Градостроительный и архитектурно-исторический контекст характеризует хорошую транспортно-пешеходную доступность участка, близость общественных автостоянок, социокультурных объектов и общественных пространств городского значения, наличие на участке сохранившихся ОКН, временных сооружений и объектов, подлежащих сносу. Усадьба Ф. А. Злоказова является памятником регионального значения и датирована 1880-1890-ми гг. Территория объекта относится к землям историко-культурного назначения. Общее состояние объекта неудовлетворительно. Объекты комплекса утратили свое первоначальное назначение, и в настоящее время в большинстве своем это мелкие коммерческие помещения разного назначения. Жилой дом фабриканта (Иллюстрация 10, б, № 2) пустует.

Социокультурный контекст представлен существующим в непосредственной близости комплексом туристическо-экскурсионной программы «Литературный квартал». Проектируемый объект потенциально может стать по смыслу и организации продолжением этого сценария.

7. Ыг**

Иллюстрация 9. Усадьба Злоказова: а — ситуационный план; б — схема расположения объектов в соответствии с генпланом технического паспорта объекта (ОКН на схеме выделены). Схема авторов

Иллюстрация 10. Проект социокультурного центра: а — общий вид; б — план первого этажа; в и г — фрагменты комплекса. Визуализация авторов

В этом районе Екатеринбурга сформировался культурный кластер, зоны социальной активности могут быть удачно дополнены новым общественным пространством [16].

Градостроительная концепция предполагает историческую и социальную реабилитацию участка, преобразование сложившегося градостроительного комплекса путем восстановления его исторического облика, планировочно-простран-ственной структуры, композиционной целостности и функциональной активности. Наряду с реставрацией ОКН предполагается включение новых строений и открытых общественных пространств в исторических границах участка, что позволит комплексу стать частью городского культурно-информационного кластера и экскурсионного маршрута «Литературный квартал» [12].

Архитектурно-планировочная концепция предполагает создание городского социокультурного центра многофункциональной структуры с сохранением в его составе ОКН, с учетом комплекса мероприятий по реставрации, функционального переустройства, включением объек-

тов нового строительства в границах участка в соответствии с архивными данными по общей застройке исторического квартала [9, 7]. Это определило основные функциональные задачи:

♦ организация открытого общественного пространства на территории внутреннего двора и подземного выставочного центра для размещения постоянной исторической экспозиции «Уральская золотоплавильная лаборатория»;

♦ переустройство путем размещения городской мини-гостиницы в историческом здании «Жилой дом начальника лаборатории» (Иллюстрация 10, б, № 6);

♦ размещение во вновь возводимых корпусах, включая переустройство исторических зданий: флигеля и жилого дома (Иллюстрация 10, б, № 2), Екатеринбургского музейного центра народного творчества «Гамаюн» и комплекса помещений городского социокультурного центра;

♦ представить центр как систему открытых сооружений и внутренних помещений, целостное перетекающее и функционально зониро-

Архитектура I Architecture ^m

ванное пространство с удобными коммуникациями, с сохранением принципа разделения потоков и возможностью автономного использования отдельных блоков;

♦ в соответствии с общим контекстом использовать методы стилевой имитации и сдержанного контраста старого и нового посредством сочетания таких приемов средовой адаптации, как стилистический, композиционный, образный, эстетический, колористический;

♦ сохранить уникальность ансамблевой застройки и «памяти места» путем симбиоза старого и нового. Экологическая устойчивость концепции направлена

на создание условий для устойчивого развития города, для высокого экологически обоснованного качества прибрежных территорий, для восстановления водного фасада города и поддержания экологического равновесия. Зеленая инфраструктура городской набережной, очистка воздуха, сбор дождевой воды, сохранение воды обеспечивают качество жизни.

Практичность концепции заключается в целесообразности объединения зеленых территорий с окружающими городскими территориями для удовлетворения потребностей горожан в отдыхе и спорте, максимально эффективном и рациональном использовании прибрежных ресурсов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эстетическая гармонизация проекта заключается в том, что организованный в центральной части города «зеленый коридор» становится символом Екатеринбурга. Парковая зеленая зона отображает традиционную ландшафтную архитектуру, становится визитной карточкой города (Иллюстрация 10, а-г).

Заключение

Целесообразность включения новых зданий в историческую среду, выбор приемов средовой адаптации зависят от анализа следующих факторов: градостроительного, архитектурно-исторического, социокультурного и др. Основными задачами становятся достижение композиционной целостности, стилевого единства и художественной выразительности среды и максимальной гуманизации пространства [2; 3]. Важная роль в реабилитации исторических центров отводится созданию общественных пространств. Если общественные пространства создаются в исторической среде, то главной задачей является сохранение историко-культурного наследия и создание разнообразных видовых точек для восприятия уникальных исторических объектов.

Список использованной литературы

[1] Волкова Т. Ф. Методы реконструкции городской среды // Современные научные исследования и инновации. — 2015. — № 4-5. — С. 113-117: [сайт] — URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/04/51758 (дата обращения: 19.05.2023).

[2] Вотинов М. А. Современные приемы формирования общественных пространств в исторической среде города // Вестн. БГТУ им. В. Г. Шухова. — 2013. — № 5. — С. 11-14: [сайт] — URL: https://cyberleninka. ru / article/n/sovremennye-priemy-formirovaniya-obschestvennyh-prostranstv-v-istoricheskoy-srede-goroda/viewer (дата обращения: 19.05.2023).

[3] Вотинов М. А. Реновация и гуманизация общественных пространств в городской среде: монография. — Харьков: ХНУГХ им. А. Н. Бекетова. — 2015. — С. 117-147.

[4] Гельфонд А. Л. Архитектурная типология в аспекте жизненного цикла здания // Academia. Архитектура и строительство. — 2011. — № 2. —

С. 30-37: [сайт] — URL: https://cyberleninka. ru/ article/n/arhitekturnaya-tipologiya-v-aspekte-zhiznennogo-tsikla-zdaniya/viewer (дата обращения: 19.05.2023).

[5] Гельфонд А. Л. Общественное здание и общественное пространство. Дуализм отношений // Academia. Архитектура и строительство. — 2015. — N9 2. — С. 62-66: [сайт] — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennoe-zdanie-i-obschestvennoe-prostranstvo-dualizm-otnosheniy/viewer (дата обращения: 19.05.2023).

[6] Глушакова Е. С. Синтез современной и исторической архитектуры в архитектурно-пространственной среде города // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. — 2012. — W 10-1. — С. 10-17: [сайт] — URL: https:// cyberleninka.ru/article /n/ sintez-sovremennoy-i-istoricheskoy-arhitektury-v-arhitekturno-prostranstvennoy-srede-goroda/viewer (дата обращения: 19.05.2023).

[7] Грязнухина К. А. Сохранение промышленных объектов как историко-архитектурных памятников // Достижения вузовской науки. — 2014. — W 13. — С. 7-10: [сайт] — URL: https://cyberleninka. ru/article/n/sohranenie-promyshlennyh-obektov-kak-istoriko-arhitekturnyh-pamyatnikov/viewer (дата обращения: 19.05.2023).

[8] Зайцев А. А. Особенности использования приемов адаптации контекстуальной архитектуры в городах России: [сайт] — URL: http: //www.opentextnn. ru/space/?id=4780 (дата обращения: 05.04.2021).

[9] Кальницкая Е. Я. Новые пути музеефикации памятника архитектуры: Михайловский замок // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. — 2008. — W 75. — С. 123-131: [сайт] — URL: https://cyberleninka. ru / article/n/novye-puti-muzeefikatsii-pamyatnika-arhitektury-mihaylovskiy-zamok/viewer (дата обращения: 05.04.2021).

[10] Козлова Л. В. Общественные пространства как основа формирования исторического центра крупного города (на примере Иркутска) // Баландинские чтения. — 2016. — Т. 11. — С. 286-288: [сайт] — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennye-prostranstva-kak-osnova-formirovaniya-istoricheskogo-tsentra-krupnogo-goroda-na-primere-irkutska/viewer (дата обращения: 05.04.2021).

[11] Комарова К. А. Актуальные проблемы эксплуатации и приспособления памятников архитектуры // Молодой ученый. — 2023. — W 13 (460). — С. 36-40: [сайт] — URL: https://moluch.ru/ archive/460/101067/ (дата обращения: 19.05.2023).

[12] Назарова А. М. Объект культурного наследия как инструмент развития территории // Sciences of Europe. — 2018. — W 29-3 (29). — С. 9-13: [сайт] — URL: https://cyberleninka.ru / article /n/obekt-kulturnogo-naslediya-kak-instrument-razvitiya-territorii/viewer (дата обращения: 19.05.2023).

[13] Някина П. А. Сочетание современности и культурного наследия в архитектурных пространствах Катара // Молодой ученый. — 2023. — W 6 (453). — С. 47-51: [сайт] — URL: https://moluch.ru/ archive/453 / 99833/ (дата обращения: 19.05.2023).

[14] Сахарова О. А. Опыт формирования современного комплекса зданий из объектов, отнесенных к памятникам истории и архитектуры // Вестн. МГСУ. — 2011. — W 1-2. — С. 184-186: [сайт] — URL: https://cyberleninka. ru/article/n/opyt-formirovaniya-sovremennogo-

kompleksa-zdaniy-iz-obektov-otnesennyh-k-pamyatnikam-istorii-i-arhitektury-1/viewer (дата обращения: 19.05.2023).

[15] Синицын В. Европейский опыт витализации объектов культурного наследия // Мир искусств: Вестн. Междунар. ин-та антиквариата. — 2013. — № 4 (04). — С. 40-47: [сайт] — URL: https://cyberleninka. ru/article/n/evropeyskiy-opyt-vitalizatsii-obektov-kulturnogo-naslediya/viewer (дата обращения: 19.05.2023).

[16] Скуратов C. Общественные пространства важнее архитектуры: [сайт] — URL: https://archi. ru / russia /47440/ sergei-skuratov-obschestvennye-prostranstva-vazhnee-arhitektury (дата обращения: 19.05.2023).

[17] Соколов Ю. В. Современное использование памятников архитектуры // Гуманитарные научные исследования. — 2016. — № 7: [сайт] — URL: https:// human.snauka.ru/2016/07/15840 (дата обращения: 19.05.2023).

[18] Солнцев И. В., Петров А. А. Применение концепции наиболее эффективного использования в оценке памятников архитектуры // Экономические стратегии. — 2013. — Т. 15. — № 4 (112). — С. 70-77: [сайт] — URL: https://www. inesnet.ru/article/primenenie-koncepcii-naibolee-effektivnogo-ispolzovaniya-v-ocenke-p amyatnikov-arxitektury/(дата обращения: 19.05.2023).

[19] Хасиева С. А. Архитектура городской среды: учебник для вузов. — М.: Стройиздат, 2001. — 200 с.

[20] Хатерли О. На площади. В поисках общественных пространств постсоветского города. — М.: Изд-во Ин-та медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», 2012. — 90 с.

References

[1] Volkova T. F. Metody rekonstrukcii gorodskoj sredy // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii. — 2015. — № 4-5. — S. 113-117: [sajt] — URL: https://web.snauka.ru/issues /2015/04/51758 (data obrashcheniya: 19.05.2023).

[2] Votinov M. A. Sovremennye priemy formirovaniya obshchestvennyh prostranstv v istoricheskoj srede goroda // Vestn. BGTU im. V. G. Shuhova. — 2013. — № 5. — S. 11-14: [sajt] — URL: https://cyberleninka. ru / article/n/sovremennye-priemy-formirovaniya-obschestvennyh-prostranstv-v-istoricheskoy-srede-goroda/viewer (data obrashcheniya: 19.05.2023).

[3] Votinov M. A. Renovaciya i gumanizaciya obshchestvennyh prostranstv v gorodskoj srede: monografiya. — Har'kov: HNUGH im. A. N. Beketova. — 2015. — S. 117-147.

[4] Gel'fond A. L. Arhitekturnaya tipologiya v aspekte zhiznennogo cikla zdaniya // Academia. Arhitektura i stroitel'stvo. — 2011. — № 2. — S. 30-37: [sajt] — URL: https://cyberleninka.ru / article/n/arhitekturnaya-tipologiya-v-aspekte-zhiznennogo-tsikla-zdaniya/viewer (data obrashcheniya: 19.05.2023).

[5] Gel'fond A. L. Obshchestvennoe zdanie i obshchestvennoe prostranstvo. Dualizm otnoshenij // Academia. Arhitektura i stroitel'stvo. — 2015. — № 2. — S. 62-66: [sajt] — URL: https://cyberleninka. ru/article/n/obschestvennoe-zdanie-i-obschestvennoe-prostranstvo-dualizm-otnosheniy / viewer (data obrashcheniya: 19.05.2023).

[6] Glushakova E. S. Sintez sovremennoj i istoricheskoj arhitektury v arhitekturno-prostranstvennoj srede goroda // Intellektual'nyj potencial XXI veka: stupeni

poznaniya. — 2012. — № 10-1. — S. 10-17: [sajt] — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sintez-sovremennoy-i-istoricheskoy-arhitektury-v-arhitekturno-prostranstvennoy-srede-goroda/viewer (data obrashcheniya: 19.05.2023).

[7] Gryaznuhina K. A. Sohranenie promyshlennyh ob'ektov kak istoriko-arhitekturnyh pamyatnikov // Dostizheniya vuzovskoj nauki. — 2014. — № 13. — S. 7-10: [sajt] — URL: https://cyberleninka.ru / article/n/sohranenie-promyshlennyh-obektov-kak-istoriko-arhitekturnyh-pamyatnikov/viewer (data obrashcheniya: 19.05.2023).

[8] Zajcev A. A. Osobennosti ispol'zovaniya priemov adaptacii kontekstual'noj arhitektury v gorodah Rossii: [sajt] — URL: http: //www.opentextnn. ru/space/?id=4780 (data obrashcheniya: 05.04.2021).

[9] Kal'nickaya E. Ya. Novye puti muzeefikacii pamyatnika arhitektury: Mihajlovskij zamok // Izv. Ros. gos. ped. un-ta im. A. I. Gercena. — 2008. — № 75. — S. 123-131: [sajt] — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-puti-muzeefikatsii-pamyatnika-arhitektury-mihaylovskiy-zamok/viewer (data obrashcheniya: 05.04.2021).

[10] Kozlova L. V. Obshchestvennye prostranstva kak osnova formirovaniya istoricheskogo centra krupnogo goroda (na primere Irkutska) // Balandinskie chteniya. — 2016. — T. 11. — S. 286-288: [sajt] — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennye-prostranstva-kak-osnova-formirovaniya-istoricheskogo-tsentra-krupnogo-goroda-na-primere-irkutska/viewer (data obrashcheniya: 05.04.2021).

[11] Komarova K. A. Aktual'nye problemy ekspluatacii i prisposobleniya pamyatnikov arhitektury // Molodoj uchenyj. — 2023. — № 13 (460). — S. 36-40: [sajt] — URL: https://moluch.ru/ archive/460/101067/ (data obrashcheniya: 19.05.2023).

[12] Nazarova A. M. Ob'ekt kul'turnogo naslediya kak instrument razvitiya territorii // Sciences of Europe. — 2018. — № 29-3 (29). — S. 9-13: [sajt] — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obekt-kulturnogo-naslediya-kak-instrument-razvitiya-territorii/viewer (data obrashcheniya: 19.05.2023).

[13] Nyakina P. A. Sochetanie sovremennosti i kul'turnogo naslediya v arhitekturnyh prostranstvah Katara // Molodoj uchenyj. — 2023. — № 6 (453). — S. 4751: [sajt] — URL: https://moluch.ru/ archive/453 / 99833/ (data obrashcheniya: 19.05.2023).

[14] Saharova O. A. Opyt formirovaniya sovremennogo kompleksa zdanij iz ob'ektov, otnesennyh k pamyatnikam istorii i arhitektury // Vestn. MGSU. — 2011. — № 1-2. — S. 184-186: [sajt] — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-formirovaniya-sovremennogo-kompleksa-zdaniy-iz-obektov-otnesennyh-k-pamyatnikam-istorii-i-arhitektury-1/viewer (data obrashcheniya: 19.05.2023).

[15] Sinicyn V. Evropejskij opyt vitalizacii ob'ektov kul'turnogo naslediya // Mir iskusstv: Vestn. Mezhdunar. in-ta antikvariata. — 2013. — № 4 (04). — S. 40-47: [sajt] — URL: https://cyberleninka. ru/article/n/evropeyskiy-opyt-vitalizatsii-obektov-kulturnogo-naslediya/viewer (data obrashcheniya: 19.05.2023).

[16] Skuratov S. Obshchestvennye prostranstva vazhnee arhitektury: [sajt] — URL: https://archi. ru/russia/47440/sergei-skuratov-obschestvennye-prostranstva-vazhnee-arhitektury (data obrashcheniya: 19.05.2023).

[17] Sokolov Yu. V. Sovremennoe ispol'zovanie pamyatnikov arhitektury // Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. —

Архитектура / Architecture ^ш

2016. — № 7: [sajt] — URL: https://human.snauka. ru/2016/07/15840 (data obrashcheniya: 19.05.2023).

[18] Solncev I. V., Petrov A. A. Primenenie koncepcii naibolee effektivnogo ispol'zovaniya v ocenke pamyatnikov arhitektury // Ekonomicheskie strategii. — 2013. — T. 15. — № 4 (112). — S. 70-77: [sajt] — URL: https:// www.inesnet.ru / article / primenenie-koncepcii-naibolee-effektivnogo-ispolzovaniya-v-ocenke-pamyatnikov-arxitektury/(data obrashcheniya: 19.05.2023).

[19] Hasieva S. A. Arhitektura gorodskoj sredy: uchebnik dlya vuzov. — M.: Strojizdat, 2001. — 200 s.

[20] Haterli O. Na ploshchadi. V poiskah obshchestvennyh prostranstv postsovetskogo goroda. — M.: Izd-vo In-ta media, arhitektury i dizajna «Strelka», 2012. — 90 s.

Статья поступила в редакцию 20.10.2024. Опубликована 30.12.2024.

Maltseva Irina N.

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Architecture, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin (UrFU), Institute of Civil Engineering and Architecture, Yekaterinburg, Russian Federation e-mail: [email protected]

Kaganovich Natalia N.

Associate Professor of the Department of Architecture, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin (UrFU), Institute of Civil Engineering and Architecture, Yekaterinburg, Russian Federation e-mail: [email protected]

Makan Vladislava Yu.

Master's student, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin (UrFU), Institute of Civil Engineering and Architecture, Yekaterinburg, Russian Federation

e-mail: [email protected] Puchkov Maksim V.

Doctor of Architecture, Associate Professor, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin (UrFU), Institute of Civil Engineering and Architecture, Professor of the Department of Architecture, Yekaterinburg, Russian Federation e-mail: [email protected]

Sandoval Balderrama Alfredo Arturo

PhD student, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin (UrFU), Institute of Civil Engineering and Architecture, Yekaterinburg, Russian Federation

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.