дом, на 20-25% - состоянием окружающей среды и на 50-55% -социальными факторами, обуславливающими условия и образ жизни населения, к которым относится и санаторно-курортного обеспечение [1].
В настоящее время в России действует 1997 здравниц общей мощностью свыше 400 тыс. коек, которые ежегодно обслуживают около 6 млн. человек. В ведении Минздравсоцразвития РФ находятся 51 санаторно-курортных учреждений, оказывающих оздоровительную помощь по всем основным заболеваниям, включая туберкулезную патологию. Некоторые из лечебно-оздоровительных учреждений предлагают уникальные методики лечения, в том числе по онкогематологическому, офтальмологическому и психоневрологическому профилям.
По оценкам экспертов, в настоящее время рекреационный потенциал России используется лишь на 8-10% [2]. В этой связи встает необходимость разработки инструментов управления санаторно-курортным комплексом, внедрение которых позволит повысить доступность и конкурентоспособность отечественных здравниц. Одним из способов достижения указанной цели является разработка социальных инноваций, эффективное внедрение которых в лечебную и организационную деятельность позволит повысить качество оказываемых услуг и результативность восстановительного лечения.
В таблице 1 представлена классификация социальных инноваций, реализуемых в санаторно-курортном комплексе.
Важнейшим аспектом управления инновационной деятельностью в санаторно-курортном комплексе является организация взаимодействия в рамках функционирования трехзвенной лечебнооздоровительной системы с целью эффективного распределения пациентов по соответствующим учреждениям, осуществляемого с учетом инновационных методик оздоровительного лечения.
В процессе управления распределением лиц, нуждающихся в реабилитационном лечении, по санаториям участвуют следующие учреждения:
1. Лечебно-профилактические учреждения (поликлиники и стационары), осуществляющие лечение и направление на реабилитацию в санаторно-курортные учреждения.
2. Ведомственные организации, к которым приписаны лица, нуждающиеся в оздоровительном лечении. Данные организации на основании рекомендаций лечебно-профилактических учреждений предоставляют путевки в соответствующие здравницы.
3. Научно-исследовательские институты, разрабатывающие инновационные методики в области санаторно-оздоровительного лечения, которые внедряются в здравницах различных медицинских профилей.
Как представляется, для осуществления согласованного взаимодействия указанных учреждений необходимо обеспечивать координацию информационных потоков между используемыми ими информационными системами (ИС).
На рисунке 1 представлена схема взаимодействия информационных систем учреждений, участвующих в процессе распределения санаторно-курортных путевок.
Как представляется, реализация вышеописанной схемы информационного взаимодействия позволит повысить эффективность санаторно-курортного лечения за счет организации рационального распределения нуждающихся в оздоровительном лечении по соответствующих санаториям, что в результате обеспечит экономический эффект для ведомственных организаций за счет снижения трудовых и материальных потерь в производственной процессе.
Литература:
1. Россия-Урал: Проблемы и перспективы развития санаторно-курортного комплекса/ Информационный центр поддержки предпринимательства о туризме, лечении и отдыхе на Южном Урале [Электронный ресурс]. - Электронные данные - М., сор. 2006-2012.
- Режим доступа: http://www.74rif.ru/tur-ural.html
2. Лебедев А.А., Гончарова М.В., Серебрянский О.Ю., Лебедев Н.А. Инновации в управлении медицинскими организациями.
- М.: Литтерра, 2010.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Филатов С.В., к.т.н., доцент, проректор МГТУ МИРЭА по международным связям
Рассматриваются прикладные, практико-ориентированные исследования путей и средств внедрения в образовательную практику основополагающих идей, предложений по всестороннему обеспечению и управлению качеством образования, а также ведению образовательного мониторинга и применению современных технологий и критериев оценки качества подготовки специалистов.
Ключевые слова: современные технологии; квалифицированные специалисты; измерение качества образования; управление качеством образования.
MAIN ISSUES ON METHODOLOGICAL APPROACHES OF EDUCATIONAL QUALITY AWARENESS IN HIGHER SCHOOL
Filatov S., Cand.Tech.Sci., the senior lecturer vice-chancellor on international relations of MSTU MIREA
This article questions applied, practically oriented researches of main ideas and proposals to be introduced into educational practice providing total support and educational quality control, monitoring, high tech stuff and assessment criteria in due to preparation merit of engineers.
Keywords: modern technologies; the qualified experts; measurement of quality of formation; formation quality management.
Международная организация по стандартизации определяет качество (стандарт ИСО-8402) как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Этот стандарт ввел такие понятия, как «обеспечение качества», «управление качеством», «спираль качества». Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000. Первая редакция международных стандартов ИСО серии 9000 вышла в конце 80-х годов и ознаменовала выход международной стандартизации на качественно новый уровень. Эти стандарты вторглись непосредственно в производственные процессы, сферу управления и установили четкие требования к системам обеспечения качества. Они положили начало сертификации систем качества. Возникло самостоятельное направление менеджмента - менеджмент качества. В настоящее время ученые и практики за рубежом связы-
вают современные методы менеджмента качества с методологией TQM (totalqualitymanagement) - всеобщим (всеохватывающим, тотальным) менеджментом.
Можно считать сложившейся практикой при решении проблемы качества образования в высшей школе деление на качество образовательного процесса и качество достигнутого результата. В исследованиях А.И. Субетто определено, что качество «образования - результата» основано на качествах личности, фиксируемых через категории «культуры» личности, социальной и гражданственной зрелости, достигнутом уровне знаний реципиентов, сформированных умений, творческих способностей последних и мотивированного образовательного процесса. «Качество «образования-процесса» определяется через совокупность свойств образовательного процесса, организованного в той или иной образовательной среде, и обусловливающих его приспособленность к реализации со-
циальных целей по формированию личности»[6].Такой подход позволяет выделить два взаимосвязанных между собой направления работы по обеспечению качества образования: (1) достижение эффективности учебно-воспитательного процесса и (2) формирование высокого уровня образованности студентов различных курсов обучения.
В коллективной монографии «Управление качеством образования», изданной под редакцией М.М. Поташника, предлагается иной в методологическом плане подход к пониманию качества образования. Качество образования определяется как взаимосвязь достигнутого результата и затраченных на его достижение усилий и ресурсов, как то педагогических, информационных, технических, экономических, материальных и др. Авторы рассматривают качество образования как соотношение цели и результата, как меру достижения целей, при том, что цели (результаты) заданы только операционально в зоне потенциального развития школьника. То есть, образование признается качественным в том случае, если его результаты соответствуют операционально заданным целям и спрогнозированы в зоне потенциального развития ученика. При этом подчеркивается, что результаты образования должны включать в себя и оценку того по достижении этого результата, и оценку затрат. Во всех случаях имеется в виду достижение не просто хорошего, а наивысшего возможного результата при минимально необходимых затратах сил, времени, энергии и т.п.[11].
Концептуально-методологическое исследование проблемы качества образования осуществляется, прежде всего, специалистами Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Н.А. Селезневой, А.И. Субетто, И.В. Зимней, которые провели анализ качества образования как объекта исследования, изучили множественность идей, раскрывающих качество как социально-педагогическую систему, раскрыли его междисциплинарную и многоуровневую природу, определили научно-педагогические основы достижения необходимого качества образования. В основу концептуальной разработки проблемы качества образования авторы положили идею о том, что в новой модели устойчивого развития человечества опережающее развитие качества человека, качества образовательных систем и качества общественного интеллекта становится социальным законом.
Основы методологии исследования качества образования Н.А. Селезневой, А.И. Субетто, И.В. Зимней заключаются в разноплановом подходе к данной педагогической проблеме.
Теоретическая разработка сущностных характеристик и параметров качества образования, генезиса, объекта, структуры, классификации типов, видов уровней качества образования исследована автором по опубликованным докторским диссертациям и монографическим исследованиям следующих ученых: В.И. Байденко,
Н.Н. Булынского, А.А. Макарова, З.Д. Жуковской, И.А. Ивлева, М.М. Поташника, В.П. Панасюка [9] и др.
При этом прикладные, практико-ориентированные исследования ориентированы на определении путей и средств внедрения в образовательную практику основополагающих идей, предложений по всестороннему обеспечению и управлению качеством образования, а также ведению образовательного мониторинга и применению современных технологий и критериев оценки качества подготовки специалистов. (Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев, Н.Н. Мельникова,
В.А. Кальней, С.Е. Шишов и др.)[8].
В современных прикладных педагогических исследованиях отчетливо наметилась тенденция, при которой система образования в целом и высшего профессионального образования, в частности, рассматривается как сфера услуг, связанная с формированием личности человека. Для достижения этой цели рекомендуется:
(1) унифицировать подходы к обеспечению качества;
(2) внедрить в систему образования важнейшие положения концепции Всеобщего управления качеством (TotalQualityManagement-TQM), стандарты в области качества Международной организации по стандартизации (ISO);
(3) применить модель Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM), используемую при присуждении Европейской премии по качеству «Совершенство в бизнесе» (EQA);
(4) а также модель премии Правительства Российской Федерации в области качества и др.
В работах В.Я. Белобрагина, А.В. Гличева, В.А. Никитина, В.В. Филончевой, В.П. Панасюка, В.И. Шиленко применительно к практике российского общего и профессионального образования приводится анализ международного опыта, определяются пути созда-
ния и внедрения отечественных систем управления качеством образования, а также реализации принципов организации системы управления качеством и приводится классификация видов управления, исследуется и адаптируется терминология [1].
Анализ выполненных исследований по данной проблеме, содержания, требований и принципов международных стандартов качества серии 180 2000-9000, 9001-2000, 9004-2000, государственных стандартов в области качества образования ГОСТ Р ИСО 90002001, 9001-2001, 9004-2001, свидетельствует о том, что они предъявляют достаточно жесткие требования к контролю качества на всех стадиях предоставления услуги, управлению всеми видами ресурсов, созданию систем качества в организациях и учреждениях, документированию всех процедур по управлению качеством. Основное внимание в международных стандартах уделяется созданию технологических, организационных, кадровых условий обеспечения качества образования. Рекомендации руководству организации, учреждения по созданию системы качества базируются на восьми основополагающих принципах:
(1) ориентация на потребителя;
(2) лидерство руководителя;
(3) вовлечение работников;
(4) процессный подход;
(5) системный подход к менеджменту;
(6) постоянное улучшение;
(7) принятие решений, основанное на фактах;
(8) взаимовыгодные отношения с поставщиками [2].
Исследование содержания международных и разработанных на
их основе российских стандартов качества позволяет утверждать следующее:
(1) принципы, требования и рекомендации стандартов качества ориентированы, прежде всего, на выпуск продукции и не адаптированы для системы образовательных учреждений;
(2) они предполагают разработку и внедрение в организации системы менеджмента качества, включающей в себя различные подсистемы обеспечения: информационную, кадровую, материально-техническую и др. без выделения системы педагогического, психологического обеспечения качества продукции;
(3) международные и государственные, российские стандарты качества образования, базирующиеся на единообразии в структуре систем менеджмента качества, предусматривают обязательный учет специфики и особенностей деятельности учреждения, организации, предоставляющих потребителями различные, в том числе и образовательные услуги.
Изучение и анализ стандартов серии ИСО свидетельствует о том, что в создаваемых системах менеджмента качества предполагаются определенные меры, тесно связанные с педагогической составляющей обеспечения качества продукции, в том числе и образовательных услуг. Прежде всего, это: разработка целей в области качества; обеспечение личной примерности руководства и участие всех сотрудников обеспечении качества; результативное и эффективное и своевременное предоставление ресурсов: материальных, финансовых, информационных, организационных и других нематериальных ресурсов, в том числе и педагогических; повышение компетенции сотрудников, постоянное совершенствование и создание условий, поощряющих нововведения, ведение мониторинга качества продукции, наличие обратной связи с потребителями продукции и образовательных услуг и др.
Множественность педагогических идей и предлагаемых решений проблемы обеспечения требуемого качества образования свидетельствует, о том, что среди ученых, педагогов, организаторов педагогического процесса пока нет единых подходов в понимании того, что следует считать качественным образованием и какие факторы, условия, меры и пути позволяют обеспечивать требуемое качество подготовки специалистов.
Таким образом, (рисунок 1):
Первое, качество образования нередко отождествляется с целью образовательной системы, связываемой, в основном, с качеством обучения, когда о качестве образования судят по структуре содержания образования, дифференцированного государственным образовательным стандартом и по репродуктивному уровню усвоенных студентами и выпускниками вузов знаний. Данная точка зрения лежит в основе государственной аттестации и аккредитации образовательных учреждений, выборочных проверок качества подготовки специалистов, проводимых Министерством образовании и науки РФ. Вывод о качестве образования в вузе делается, в основ-
Рис. 1. Диаграмма вариативности и разнонаправленности толкований конструктов качества в высшей школе
ном, на основании установления технических несоответствий учебных планов и сетевого тестирования остаточных знаний студентов, при этом процедуры тестирования в методическом и техническом плане исполнения контроля ориентированы на западные образцы (алгоритмы сдачи на сертификаты соответствия) и не учитывают особенностей российской школы.
Второе, под качеством образования понимается уровень предметной компетентности, этического воспитания и развития общей культуры студентов (Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына, В.М. Полонский) [10]. За рамками остаются вопросы социальной адекватности, включенности в социум и толерантности, что, несомненно, важно для современного выпускника вуза.
Третье, качество образования рассматривается как качество работы образовательного учреждения, как обеспечение необходимого уровня подготовки специалистов, как соответствие содержания, непрерывности и последовательности изучения образовательных программ государственным образовательным стандартам (Б.М. Ермошенко, В.П. Породенко, Т.А. Литвинова, В.А. Болотов.)[4]. Такой подход также не учитывает социальной значимости качества образования и формирует оценку качества соответствием ведомственным стандартам и инструкциям.
Четвертое, качество образования (М.М. Поташник, В.П. Тихомиров и др.) [3] определяется как степень соответствия уровня подготовки специалиста требованиям профессиональной и социальной среды в отношении профессиональных обязанностей, социально-значимых установок общества, образовательных установок современности: обучение в течение всей жизнедеятельности.
Пятое, качество образования нередко отождествляют с уровнем организации и результатом учебно-воспитательного процесса в вузе (Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев, Н.Н Мельникова) [7]. При таком подходе педагогам, руководителям факультетов и кафедр предоставляется возможность сосредоточить свои усилия на всестороннем обеспечении качества подготовки специалистов на всех этапах учебно-воспитательного процесса в вузе.
Полагая, что качество образования - системная и объемная категория, которая отражает различные уровни проблемы. По отношению к высшему профессиональному образованию качество образования может рассматриваться на различных уровнях: образовательной системы страны;
региональной образовательной системы; отраслевой образовательной системы; системы образования вуза и довузовская система образования.[5] А также европейский уровень (завершившийся Болонский процесс).
Литература:
1. Белобрагин В.Я. Управление качеством труда и продукции в территориальном разрезе. - М.: Издательство стандартов, 1976. -
264 с.; Никитин В.А., Филончева В.В Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000-2000. Политика. Оценка. Формирование. -СПб: Питер, 2004. - 127 с.
2. ГОСТ Р ИСО 9004-2001 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности: Издание официальное.
- М.: Госстандарт России, 2002. - С.8-9.
3. Качество обучения в виртуальной среде // Высшее образование в России. - 1999. - № 6. - С.21.
4. Контроль качества и оценка в образовании. - СПб, 1998, -
С.13.
5. Литвинова Т.А., Ермашенко Б.М., Породенко В.П. Система управления качеством // Высшее образование в России. - № 4. -2005. - С.10.
6. Майборода П.А., Субетто А.И. Общая концепция и структура опережающего стандарта качества высшего образования и ее приложения применительно к крестьянскому высшему образованию. - СПб. - М., 1994. - С. 18.
7. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга//Школьные технологии. -1999. - № 1-2. - С.10-21; № 3. - С.3-19.
8. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга// Народное образование. -1999. - № 1-2. - С.10
9. Панасюк В.П. Педагогическая система внутришкольного управления качеством образования: Дисс. докт. пед. наук. -СПб.,1998.
10. Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по законодательству РФ об образовании. - М., 1995, - С.20;
11. Управление качеством образования / Под ред. М.М. Поташника - М.: Педагогическое общество России, 2004. - С.33.