ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
УДК 347.77
Николай Николаевич Самойленко,
аспирант кафедры инновационной экономики, Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан Эл. почта: [email protected]
В статье рассмотрены вопросы управления интеллектуальной собственностью на основе использования системного, инновационного, информационно-воспроизводственного, процессного и маркетингового подходов. Определены специфические черты каждого методического подхода к управлению, выделена взаимосвязь предложенных подходов к управлению и обозначена стратегия развития современных предприятий на основе эффективного использования результатов инновационной деятельности и интеллектуальной собственности.
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, управление интеллектуальной собственностью, методические подходы, системный подход, свойства системы управления интеллектуальной собственностью, инновационный подход, информационно-воспроизводственный подход, процессный подход, маркетинговый подход.
Nikolay N. Samojlenko,
Post-graduate student, the Department of Innovation Economy, Bashkir Academy of Public Service and Administration under the President of the Republic of Bashkortostan E-mail: [email protected],
THE MAIN METHODICAL APPROACHES TO MANAGEMENT OF INTELLECTUAL PROPERTY
In the given article questions of management of intellectual property on the basis of using the system, innovative, information and reproduction, process and marketing approaches are considered. Peculiar features of each methodical approach to management are defined, the interrelation of the offered approaches to management is allocated and strategy of development of the modern enterprises on the basis of effective use of results of innovative activity and intellectual property is designated. Keywords: intellectual property, management of intellectual property, methodical approaches, system approach, properties of a control system of intellectual property, innovative approach, information and reproduction approach, process approach, marketing approach.
Введение
В современный период экономического развития важным инструментом конкурентной борьбы становится правильно определенная стратегия развития предприятия, основанная на сопоставлении собственного ресурсного потенциала с внешним окружением, в котором оно действует. Правильно выбранная стратегия позволяет сохранять конкурентоспособность предприятия в долговременной перспективе. Поэтому возникает необходимость проведения целенаправленной политики развития предприятий, направленной на создание, использование и коммерциализацию объектов интеллектуальной собственности, а также активизацию инновационного процесса.
Повышение значимости интеллектуальной собственности как фактора повышения конкурентоспособности предприятия в условиях инновационной экономики, определяет необходимость качественного и квалифицированного управления интеллектуальной собственностью. Управление интеллектуальной собственностью должно осуществляться в соответствии с основными научными подходами к управлению, которые формируют общее представление о системе управления и детализируют внутренние процессы, происходящие в ней.
1. Особенности применения системного подхода к управлению интеллектуальной собственностью предприятия
Процесс управления интеллектуальной собственностью базируется на совокупности методических подходов к управлению, основу которых составляет системный подход и который детализируется посредством использования инновационного, информационно-воспроизводственного, процессного и маркетингового подходов (рис. 1).
Системный подход [1, 5] позволяет изучить свойства, структуру и функции объектов, явлений или процессов управления интеллектуальной собственностью предприятия в целом, представив их в качестве систем со всеми сложными межэлементными взаимосвязями, взаимовлиянием элементов на поведение системы и на внешнее окружение, влиянием самой системы на состав и качество ее структурных элементов. Одно из основных требований системного подхода исходит из того, что любой объект представляет собой качественно определенную, внутренне противоречивую и взаимодействующую во всех своих элементах систему связей. Следовательно, системный подход предполагает выделение элементов, внутренних и внешних связей, существенным образом влияющих на результаты их функционирования.
Схематично системный поход выглядит как последовательность определенных процедур:
1. Определение признаков системы (целостность и множество членений на элементы);
2. Исследование свойств, отношений и связей системы;
3. Установление структуры системы и ее иерархического строения;
4. Фиксация взаимоотношений между системой и внешней средой;
5. Описание поведения системы;
6. Описание целей системы;
7. Определение информации, необходимой для управления системой. Использование системного подхода к управлению позволяет добиться следующих результатов:
- разработать оптимальные модели для теоретического и экспериментального изучения свойств реальных систем;
- осуществить декомпозицию исходной системы на относительно обособленные части, для которых задачи системного анализа становятся обозримыми;
- свести нескольких показателей в один, нескольких обособленных систем - в одну общую;
- разработать стратегии выбора способа оценки состояния системы и среды, создать программы оптимального воздействия для достижения намеченных целей.
Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя
Маркетинговый подход
Подход рассматривает функции управления как взаимосвязанный процесс управления ИС. Он является общей суммой всех функций, серией непрерывных взаимосвязанных действий
Процессный подход
!
Информационно-воспроизводственный подход к управлению ИС концентрирует внимание на значимости информации на всем воспроизводственном цикле
1
Информационно-воспроизводственный подход
Сущность инновационного подхода к управлению ИС заключается в ориентации функционирования холдинга на активизацию инновационной деятельности за счет использования ОИС, являющихся необходимым условием обеспечения конкурентоспособности холдинга в условиях инновационной экономики
Инновационный подход
Процесс управления ИС представляется как упорядочение системы и его основной задачей является сохранение качественной определенности системы посредством перевода ее из одного состояния в другое
Системный подход
Рис. 1. Подходы к управлению интеллектуальной собственностью холдинговой
структуры
Реализация системного подхода в практической деятельности субъектов управления интеллектуальной собственностью осуществляется, прежде всего, на основе применения системного анализа, который представляет собой комплекс методов и средств исследования и конструирования сложных объектов как социально-экономических и технических систем. Рассматривая управление интеллектуальной собственностью с позиции системного анализа, выявлено, что на вход системы управления поступают материальные и интеллектуальные ресурсы, которые преобразуются в процессе управления с учетом воздействия внешней среды и реализуются в виде инновационного продукта или коммерциализированного объекта интеллектуальной собственности, что достигается посредством обратной связи основных элементов системы (рис. 2).
Однако, представленный на рис. 2 «Черный ящик» системы управления интеллектуальной собственностью и результатами инновационной деятельности не отражает внутренние взаимодействия в процессе осуществления управленческой деятельности, а только определяет ограниченные
внешние ресурсы и целевые ориентиры системы.
С целью определения частей и элементов системы, взаимосвязь и взаимодействие которых приводит к преобразованию внешних ресурсов в результат деятельности системы, необходимо построение структурной модели системы управления интеллектуальной собственностью, которая представлена на рис. 3.
Осуществление деятельности субъекта управления основывается на определенном наборе методов, функций, законов и принципов воздействия, с учетом специфических свойств и характеристик объекта управления, и ориентировано на достижение оптимальных результатов функционирования системы. Объектами управления в рамках исследования являются следующие категории: инновационные продукты, инновационные процессы, инновационная деятельность, интеллектуальная собственность, объекты интеллектуальной собственности. Управленческие воздействия субъекта на объект в системе управления предусматривают разнообразные методы, такие как организационные, административные, экономико-правовые, социально-психологические.
Деятельность субъекта управления интеллектуальной собственностью определяется совокупностью законов [1, 7] функционирования сложных систем, среди которых выделяются: закон многообразия и альтернативности развития, закон потенциальной регрессии, закон иррадиации, закон динамического равновесия, закон синергии, закон самосохранения, закон интеграции и закон дифференциации.
Также управление интеллектуальной собственностью базируется на
Внешняя среда
ВХОД материальные и интеллектуальные ресурсы
ВЫХОД инновационный продукт, коммерциализированный ОИС
Обратная связь
Рис. 2. Процесс управления результатами инновационной деятельности и интеллектуальной собственностью с позиции системного подхода («Черный ящик»)
ВНЕШНЯЯ СРЕДА
Структурные элементы системы управления интеллектуальной собственностью
X
Субъект управления
Объект управления
Методы управления интеллектуальной собственностью
Функции управления интеллектуальной собственностью
Категории управления интеллектуальной собственностью
Бизнес-процессы
Законы и принципы управления интеллектуальной собственностью
Инновационный продукт, коммерциализированный объект интеллектуальной собственности
Рис. 3. Структурная модель системы управления интеллектуальной собственностью
общих и специфических принципах управления, среди которых научность в сочетании с искусством, целенаправленность, функциональная специализация в сочетании с универсализацией, последовательность управленческих решений, централизованное управление в сочетании с самоуправлением, единство прав и ответственности, состязательность и так далее. К функциям управления интеллектуальной собственностью относятся формирование целей управления интеллектуальной собственностью, планирование создания и использования интеллектуальной собственности, организация ведения дел в области использования и создания интеллектуальной собственности, контроль за процессами создания и использования интеллектуальной собственности, подготовка, получение, переработка и передача информации для успешного создания и использования объектов интеллектуальной собственности.
При построении эффективной системы управления интеллектуальной собственностью предприятия необходимо учитывать свойства [7] систем, среди которых выделены следующие: - целостность системы управления интеллектуальной собственностью, под которой понимается взаимосвязь отдельных элементов системы, что обеспечивает развитие предприятия во внешней среде на базе объектов интеллектуальной собственности.
- иерархичность как свойство системы управления интеллектуальной собственностью обуславливается многоуровнем характером системы в отношении субъект-объект управления, то есть каждый компонент системы управления интеллектуальной собственностью может рассматриваться как подсистема системы более высокого уровня;
- синергичность, сущность которого заключается в однонаправленности действий компонентов системы, что усиливает эффективность функционирования системы (единое мышление, направление, единая логика и культура по отношению к интеллектуальной собственности);
- неаддитивность - это свойство системы, состоящее в принципиальной несводимости свойств системы к сумме свойств составляющих ее компонентов. Результаты деятельности каждой из подсистем системы управления интеллектуальной собственностью нельзя суммировать, так как они носят разноплановый характер (управленческое решение, денежные потоки, объекты интеллектуальной собственности, информация), и только в результате действия системы на выходе достигается повышение качества жизни.
- эмерджентность, обусловливающее появление новых свойств и качеств, не присущих элементам, входящих в состав системы. Что касается системы управления интеллекту-
альной собственностью, то целью является развитие инновационной экономики за счет коммерциализации объектов интеллектуальной собственности и техническое перевооружение на базе высоких технологий, в основе которых лежат объекты интеллектуальной собственности, а целевыми функциями подсистем, например, предприятий, предпринимателей, составляющих элементы системы, является получение прибыли. целенаправленность - свойство, означающее обязательность построения дерева целей для деятельности всех элементов системы; мультипликативность, под которой понимаются управляющие воздействия положительного или отрицательного характера, направленные на умножение эффективности функционирования системы. Применимо к системе управления интеллектуальной собственностью, мультипликативность проявляется в двойственном характере результатов использования интеллектуальной собственности, а именно: как инновационный продукт, работы или услуги, созданные на базе объектов интеллектуальной собственности или как самостоятельный товар, реализуемый по лицензионным договорам или договору уступки прав для получения прибыли; адаптивность, проявляющаяся в способности системы управления интеллектуальной собственностью приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды, то есть реагировать на среду так, чтобы получить благоприятные последствия для деятельности системы; надежность, характеризующаяся бесперебойностью функционирования системы при нарушении функционирования ее элементов в течение определенного временного интервала;
альтернативность путей функционирования и развития означает, что в зависимости от конкретных параметров ситуаций, возникающих при функционировании системы управления интеллектуальной собственностью, может быть несколько альтернативных путей достижения конкретной цели; саморазвитие системы управления интеллектуальной собственностью в соответствии с изменяющимися
условиями внешней и внутренней среды;
- инерционность - это свойство системы управления интеллектуальной собственностью, которое характеризуется скоростью изменения выходных параметров системы в ответ на изменение входных параметров и параметров внешней среды;
- приоритет качества, который проявляется в качественной составляющей объектов управления, то есть оптимизация процесса управления в рамках исследования о сновывается на использовании интеллектуальной собственности и ее коммерциализации. Следует отметить, что система
управления интеллектуальной собственностью проявляет свои свойства только в процессе взаимодействия с внешней средой. Она реагирует на воздействия внешней среды, развивается под этими воздействиями, но при этом сохраняет качественную определенность, обеспечивающую относительную устойчивость и адаптивность функционирования.
Таким образом, на основе анализа системного подхода к управлению выявлено, что под процессом управления понимается упорядочение системы с сохранением качественной определенности посредством перевода ее из одного состояния в другое. Упорядочивающее воздействие выступает как приведение системы в соответствие с присущими ей объективными закономерностями и тенденциями, характеризующими эту качественную определенность.
2. Сущность и специфические особенности основных методических подходов к управлению интеллектуальной собственностью
Эффективное управление интеллектуальной собственностью крупных предприятий основывается на системном подходе, который дополняется совокупным использованием следующих подходов к управлению: инновационного, информационно-воспроизводственного, процессного и маркетингового.
Инновационный подход к управлению заключается в активизации инновационной деятельности предприятия за счет использования объектов интеллектуальной собственности, которые в результате их реализации
и коммерциализации позволят обеспечить конкурентные преимущества и поступательное функционирование предприятия на основе опережающего варианта развития в рыночных условиях [3]. Основными принципами реализации инновационного подхода к управлению являются следующие:
- приверженность качественной продукции в масштабах всего предприятия;
- систематический поиск новых направлений развития;
- создание специализированного подразделения по управлению результатами инновационной деятельности и интеллектуальной собственностью предприятия;
- оптимизация управленческого процесса;
- обеспечение предприятия квалифицированными кадрами на основе организационного обучения;
- формирование системы стимулов и инструментов мотивации к активному участию персонала предприятия в инновационном процессе;
- обеспечение своевременной и полной информацией структурных подразделений и так далее. Информационно-воспроизводственный подход [4] к управлению интеллектуальной собственностью концентрирует внимание на значимости информации на всем воспроизводственном цикле, что предполагает необходимость информационных взаимосвязей между элементами системы управления интеллектуальной собственностью, обеспечивающими условия для непрерывного воспроизводственного процесса. Искажение, недостаточность и несвоевременность информации приводит к снижению эффективности управления, к увеличению рисков в деятельности предпринимательских структур, к ухудшению экономических и финансовых показателей. Чем точнее и достовернее, полнее и полезнее будет эта информация, тем более эффективным будет управление. Налаженная система информатизации управления позволяет наиболее полно и достоверно характеризовать внешнюю и внутреннюю среду предприятия, их изменение, принять оптимальное для каждой конкретной ситуации управленческое решение. Все это устраняет состояние неопределенности, снижает риски в деятельности предприятий, обеспечивает их более устойчивое развитие.
Детальное рассмотрение процесса управления интеллектуальной собственностью осуществляется на основе применения процессного подхода, который позволяет выявить взаимосвязь и взаимозависимость функций системы управления в результате осуществления бизнес-процесса. Процессный подход в управлении -подход, определяющий рассмотрение деятельности любой компании как сети бизнес-процессов, связанных с целями и миссией этой компании [8]. Основной целью бизнес-процесса является преобразование входящих ресурсов, необходимых для реализации процесса, в результат. Бизнес-процессы подразделяются на следующие виды: основные бизнес-процессы; обеспечивающие бизнес-процессы; бизнес-процессы развития; бизнес-процессы управления.
Процессный подход включает в себя следующие этапы:
1. Выявление бизнес-процессов системы управления интеллектуальной собственностью.
2. Ранжирование процессов по степени значимости для исследуемой системы.
3. Документальное закрепление бизнес-процессов.
4. Построение модели фактического состояния бизнес-процессов системы.
5. Анализ сформированной модели и выявление неохваченных функций бизнес-процессами.
6. Построение перспективной модели осуществления бизнес-процессов в рамках системы.
Следовательно, процессный подход к управлению интеллектуальной собственностью позволяет сформировать представление об основных бизнес-процессах и определить наиболее оптимальные направления развития системы.
Маркетинговый подход [2, 9] к управлению интеллектуальной собственностью предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя, то есть посредством данного подхода осуществляется определение целевых ориентиров развития системы (выход системы) на основе систематического мониторинга внешней среды и анализа перспективных направлений развития. При маркетинговом подходе к управлению основными целями системы управления интеллектуальной собственностью являются:
- определение потребностей различных сегментов рынка;
- комплексное изучение существующего на рынке предложения;
- определение наиболее удобных и выгодных с точки зрения получения прибыли каналов продвижения на рынок результатов инновационной деятельности и объектов интеллектуальной собственности;
- определение путей формирования потребностей рынка. Основными принципами маркетингового подхода являются следующие:
1) Принцип комплексности инноваций, интеллектуальной собственности и инновационных процессов, который характеризуется повышением экономического эффекта на основе соответствующих инновационных маркетинговых мероприятий, построения инновационной организационной структуры, новых технологии на основе запатентованных объектов интеллектуальной собственности, что позволяет обеспечить адаптивность и конкурентоспособность предприятия в рыночных условиях.
2) Принцип перманентности инноваций и интеллектуальной собственности, основанный на постоянном и непрерывном инновационном процессе.
3) Принцип информатизации инновационного процесса и процесса создания и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, который концентрирует внимание на важности актуальной и своевременной информации о внешней и внутренней среде при формировании стратегии развития предприятия.
Маркетинговый подход к управлению интеллектуальной собственностью предполагает постоянную ориентацию на рынок, его конъюнктуру за счет усиления обратных связей. Стратегическое управление, построенное на принципах маркетингового подхода, предполагает циклическую схему управления фирмой, с помощью которой можно свободно ориентироваться на постоянно изменяющуюся конъюнктуру рынка.
Заключение
Таким образом, системный, инновационный, информационно-воспроизводственный, процессный и маркетинговый подходы к управлению интеллектуальной собственностью
находятся в непосредственной взаимосвязи. Данные подходы позволяют выявить основные элементы системы, определить их связи и зависимости (системный подход), цели и направления инновационного развития системы (инновационный подход), рассмотреть бизнес-процессы системы, позволяющие эффективно осуществлять управление интеллектуальной собственностью (процессный подход), а также сформировать стратегию развития предприятия на основе интеллектуальной собственности в соответствии с потребностями потенциальных потребителей (маркетинговый подход) и адекватным информационным обеспечением процесса управления интеллектуальной собственностью (информационно-воспроизводственный подход). Комплексное рассмотрение процесса управления интеллектуальной собственностью оказывает положительное воздействие на функционирование предприятия во внешней среде, позволяет выявить экзогенные и эндогенные факторы и снизить их негативное влияние на объект управления.
Литература
1. Варфоломеева Ю.А. Интеллектуальная собственность в условиях инновационного развития. Монография. - М.: Ось-89, 2006. - 144 с.
2. Гапоненко А.Л. Стратегическое управление: Анализ среды управления; Конкурентные преимущества; Партнерство и распределение функций и др. - 3-е изд. - М.: Омега-Л, 2008.
3. Дресвянников В.А. Управление знаниями организации: учебное пособие / Дресвянников В. А. - М.: КНОРУС, 2010. - 344 с.
4. Карпенко В.А. Управление интеллектуальной собственностью на предприятии // Экономический Вестник Ростовского государственного университета. Том 5. - № 4, часть 2. -Ростов-на-Дону, 2007.
5. Колпакова О.Н. Управление интеллектуальным капиталом: концепции и подходы // Экономика и организация инновационно-инвестиционной деятельности: сборник научных трудов - Уфа, РИО БАГСУ 2009.
6. Кретов С.И. Системный анализ в исследовании финансово-экономических регуляторов инновационной деятельности // Журнал «Финансовый
бизнес». - № 6. - 2011.
7. Мазур Н.З. Механизмы управления интеллектуальной собственностью (региональный аспект инновационной экономики) / Мазур Н.З. - Самара: Типография АНО «Издательство СНЦ РАН», 2007.
8. Масленченков Ю.С. Управление бизнес-процессами корпоративной структуры. - ММФБШ, 2004.
9. Наумов С.В. Управление инновационными процессами в региональной системе образования: Автореф. дисс... доктора педагогических наук. - Санкт-Петербург, 2009.
10. Лекаркина Н.К. Оценка интеллектуальной собственности организации // Инновации и инвестиции. 2011. №4. С. 133-136
11. Голубкин И.В., Светлов И.Е. Роль интеллектуального капитала университетов в формировании инновационной экономики // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2011. № 5. С. 9-13.
12. Баранов А.А. Налогообложение интеллектуальной собственности как инновационного продукта современной экономики с целью развития отрасли // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2010. № 6. С. 32-35.
13. Бусыгин Д.Ю., Мальченко С.Н., Якимахо А.П. Капитализация интеллектуальной собственности вуза // Открытое образование. 2011. № 1. С. 78-83.
14. Горбачев Н.Н., Мальченко Н.С., Якимахо А.П. Рынок интеллектуальной собственности в экономике знаний // Открытое образование. 2010. № 2. С. 69-78.
15. Тихомирова Н.В., Мальченко С.Н. Интеллектуальная собственность как объект управления знаниями // Открытое образование. 2008. № 5. С. 69-74.
References
1. Varfolomeeva Y. A. Intellectual Property in the Terms of Innovative Development. Monograph. - Moscow: Os-89, 2006. - 144 p.
2. Gaponenko A. L. Strategic Management: Analysis of Management, Competitive Advantage, Partnership and Distribution of Functions, etc. - 3rd ed. - Moscow: Omega-L, 2008.
3. Dresvyannikov V. A. Knowledge Management of the Organization: the manual / Dresvyannikov V. A. - Moscow KNORUS, 2010. - 344 p.
4. Karpenko VA. Intellectual Property Management in the Enterprise // Economic Bulletin of Rostov State University. Volume 5. - № 4, part 2. - Rostov-on-Don, 2007.
5. Kolpakov O. N. Intellectual capital management: concepts and approaches // Economics and Organization of Innovation and Investment: a collection of research papers - Ufa, RIO Bashkir Academy of Public Administration and Management, 2009.
6. Kretov S. I. System Analysis in the Study of the Financial and Economic Regulators of Innovations / / Magazine "Financial Business." - № 6. - 2011.
7. Mazur N. C. Mechanisms of Managing of Intellectual Property (Regional Dimension of Innovation Economy) /
Mazur N.Z. - Samara: Printing ANO "Publisher CUP Sciences", 2007.
8. Maslenchenkov Y. S. Business Process Management of the corporate structure. - MMFBSH, 2004.
9. Naumov S. Management of Innovation Processes in the Regional System of Education: Author. dissertation ... Doctors of Education Sciences. -St. Petersburg, 2009.
10. Lekarkina N.K. Assessment of intellectual property organization // Innovatcii i investitcii. 2011. №4. S. 133-136
11. Golubkin I.V., Svetlov I.E. The role of the intellectual capital of universities in shaping the innovation economy // Ekonomika, statistika i informatika. Vestneyk UMO. 2011. № 5. S. 9-13.
12. Baranov A.A. Taxation of intellectual property as an innovative product of the modern economy in order to develop industry // Ekonomika, statistika i informatika. Vestneyk UMO. 2010. № 6. S. 32-35.
13. Busygin D.Iu., Malchenko S.N., Iakimaho A.P. Capitalization university's intellectual property // Otkrytoe obra-zovanie. 2011. № 1. S. 78-83.
14. Gorbachev N.N., Malchenko N.S., Iakimaho A.P. The market of intellectual property in the knowledge economy // Otkrytoe obrazovanie. 2010. № 2. S. 69-78.
15. Tihomirova N.V., Malchenko S.N. Intellectual property as an object of knowledge management // Otkrytoe obrazovanie. 2008. № 5. S. 69-74.