ТЕМА НОМЕРА:
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РОССИИ
Основные механизмы стимулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации
В сфере международных экономических отношений понятием «инвестиции» очерчивается сложная по своей структуре совокупность связей и отношений, которая формируется между интернационализированным капиталом различных стран. Она позволяет ему входить в экономики других стран и связывать их в интернациональный процесс его воспроизводства.
Ключевые слова: инвестиции, международные экономические отношения, капитал, воспроизводство.
За время, прошедшее после финансового кризиса 1998 года (вплоть до Мирового финансового кризиса 2008—2009 годов) России удалось добиться существенного экономического роста. Значительную роль в этом сыграло трансграничное перемещение капитала иностранных инвестиций в Россию и отечественных вложений за рубежом.
Значение инвестиционной деятельности для обеспечения воспроизводства реального капитала общества в настоящее время трудно переоценить. Сложившаяся в данный момент конкурентная атмосфера борьбы между государствами за капитал заставляет правительства стран непрерывно усовершенствовать механизмы поддержки инвестиционной деятельности в целях привлечения компаний — лидеров в своих отраслях. Инвесторы, принимая решения о размещении производства, сравнивают условия, которые существуют в Китае, Корее, Индии, Сингапуре. Если мы говорим о компаниях, которые занимаются технико-внедренческой деятельностью, они сравнивают условия, которые созданы в развитых странах — США, Швеции, Германии, Норвегии. И, конечно, при сравнении выбор часто делается не в пользу России. В настоящее время, по информации Emerging Markets Private Equity Association, Россия занимает последнее место в рейтинге привлекательности развивающихся стран и регионов для Фондов прямых инвестиций. Данную неблагоприятную для России
© Есаулова О.В., 2010
О.В. Есаулова
ситуации способно решить лишь государство, выступая инициатором инвестиционной деятельности, направленной на удовлетворение интересов общества. В настоящее время существуют несколько основных механизмов поддержки инвестиционной деятельности в Российской Федерации:
1) особые экономические зоны;
2) технопарки и промышленные парки;
3) инвестиционный фонд Российской Федерации;
4) концессии;
5) Внешэкономбанк.
В настоящее время одним из эффективных инструментов привлечения инвестиций в экономику нашей страны, ее диверсификации и вывода на инновационный путь развития являются особые экономические зоны (ОЭЗ). Особая экономическая зона, согласно действующему законодательству, представляет собой определяемую Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, включающий предоставление налоговых, таможенных и административных преференций, льготного режима землепользования, а также гарантий от возможных неблагоприятных изменений в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах.
ОЭЗ, согласно действующему законодательству, представляет собой определяемую Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. ОЭЗ создаются на конкурсной основе, хотя законодательством Российской Федерации предусматривается и возможность создания ОЭЗ в исключительных случаях без проведения конкурса. Данное решение принимается в целях диверсификации структуры экономики моногородов, создания условий для экономического роста дотационных регионов, обеспечения занятости населения и организации новых рабочих мест.
Создание объектов инфраструктуры на территориях ОЭЗ осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней. Объем и сроки финансирования создания инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур ОЭЗ определяется соглашением о создании ОЭЗ, заключаемым между Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, на территориях которых создается ОЭЗ. Существующая модель финансирования развития инфраструктуры ОЭЗ за счет средств федерального бюджета предусматривает осуществление взносов в уставный капитал ОАО «Особые экономические зоны» (ОАО «ОЭЗ»), размер которого определяется Федеральным законом о Федеральном бюджете, и финансирование объектов капительного строительства, расположенных на приле-
гающей к ОЭЗ территории, в соответствии с федеральными инвестиционными программами.
Для резидентов российских ОЭЗ существуют следующие льготы и преференции: налог на прибыль — 15,5% (2% в федеральный бюджет и 13,5% — в региональный); налог на имущество — 0% на срок 5 лет с момента постановки имущества на учет; земельный налог — 0% на срок 5 лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок, страховой взнос в Пенсионный фонд Российской Федерации — 14%, для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента ОЭЗ технико-внедренческого типа, в фонды социального страхования Российской Федерации и обязательного медицинского страхования — 0%. Действует режим свободной таможенной зоны, предусматривающий беспошлинный ввоз товаров в ОЭЗ, а также без уплаты НДС, и применение к вывозимым товарам, подвергшимся обработке, ставок таможенных пошлин по выбору плательщика или ставок ввезенных товаров или ставок, установленных для товаров, изготовленных в ОЭЗ. Функционирует особый административный режим, ограничивающий число проводимых проверок, льготные аренда и подключение к энергоресурсам.
Система управления ОЭЗ представляет собой двухуровневую систему с перераспределением полномочий между Министерством экономического развития Российской Федерации, ОАО «ОЭЗ» и регионами. В компетенцию Минэкономразвития России входит привлечение инвесторов-рези-дентов, отбор и регистрация резидентов ОЭЗ, ведение реестра резидентов ОЭЗ, заключение соглашений и т.д. ОАО «ОЭЗ» ведет работу с инвесторами и отвечает за сроки создания инфраструктурных объектов, их мощности и параметры. Субъекты Российской Федерации выдают разрешения на строительство, обеспечивают проведение государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий и т.д.
В настоящее время создаются ОЭЗ 4 типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые. Промышленно-производственные зоны нацелены на производство конкурентоспособных и высокотехнологичных видов продукции; техниковнедренческие — на разработку новых видов продукции; туристско-рекреационные призваны развивать туризм и санаторно-курортную сферу; а портовые зоны — модернизировать транспортно-логистическую инфраструктуру.
В ОЭЗ всех типов зарегистрировано 223 резидента ОЭЗ, в том числе 26 компаний с участием иностранных инвесторов из 18 стран. Объем заявленных резидентами ОЭЗ инвестиций составляет 227,3 млрд рублей, из них осуществлено — 31,68 млрд руб. Объем произведенной продукции и услуг на территориях ОЭЗ составил 25,78 млрд рублей, в ОЭЗ создано 4420 рабочих места. На территории ОЭЗ резидентами ОЭЗ построено и введено в эксплуатацию 29 объектов производственной и инновационной
инфраструктуры ОЭЗ. Затраты на создание инфраструктуры ОЭЗ составили: 27,6 млрд рублей — средства федерального бюджета и 17,1 млрд рублей — средства региональных бюджетов.
ОЭЗ промышленно-производственного типа (ОЭЗ ППТ) созданы и функционируют на территориях Республики Татарстан и Липецкой области. Создание ОЭЗ ППТ как точек роста на специально выделенной территории направлено на повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российской экономики, российских предприятий и их восприимчивости к инновациям, формирование условий для создания на территории России производств, ориентированных на импортозамещение продукции, товаров и услуг, развитие практики применения современных технологий менеджмента.
ОЭЗ технико-внедренческого типа (ОЭЗ ТВТ) созданы и функционируют в городах Москве, Санкт-Петербурге, Томске, а также в Московской области (г. Дубна). Под технико-внедренческой деятельностью понимается создание и реализация научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем.
ОЭЗ туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ) созданы на территориях Республик Алтай и Бурятия, Краснодарского, Ставропольского и Алтайского краев, Калининградской и Иркутской областей. Под туристско-рекреационной деятельностью понимается деятельность: по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии; объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан; туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию; в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан; промышленному розливу минеральных вод.
Портовые ОЭЗ созданы в Ульяновской области, Хабаровском крае и на территории острова Русский. Под портовой деятельностью понимаются виды деятельности, осуществляемые на территориях морских портов, речных портов, аэропортов: погрузочно-разгрузочные работы; складирование и хранение товаров, а также оказание транспортно-экспедиторских услуг; снабжение и снаряжение судов или воздушных судов, в том числе судовыми припасами, бортовыми запасами, оснащение судов или воздушных судов и т.д.
В соответствии с целями и задачами, определенными Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федера-
ции, и на основе мировой практики и опыта, стратегией развития ОЭЗ, включая принципы и приоритеты создания и функционирования зон, могут быть:
• улучшение отраслевой структуры российской промышленности, повышение ее статуса в мировом разделении труда;
• предоставление поддержки технологическим средним и малым компаниям, в том числе на самых рискованных посевном и стартовом этапах развития нового бизнеса;
• обеспечение формирования и реализации крупных технологических инициатив;
• сохранение и развитие научно-технического потенциала Российской Федерации;
• создание системы управления зонами на основе лучшей мировой практики, включая реализацию принципа «одного окна для внешнего мира», «непрерывного сервисного сопровождения резидентов»;
• повышение качества иностранных инвестиций, участие в экономической глобализации, непрерывное заимствование передового международного опыта.
Однако пока российские особые зоны проигрывают конкуренцию зарубежным ОЭЗ, как по объему предоставляемых льгот и преференций, так и по простоте системы администрирования.
Так, например, в Индии вновь созданные промышленные предприятия, оказывающие услуги в особых экономических зонах, освобождаются от налога на доходы организаций на 100% в течение 5 лет и на 50% в последующие 10 лет (ставка налога на доход составляет 33,66% от «вмененной» прибыли, определяемой как 8% расходов).
В Китае для новых высокотехнологичных предприятий, зарегистрированных в особой экономической зоне, предусмотрено освобождение от налога на доходы организаций на 100% в течение первых 2 лет и на 50% в последующие 3 года.
Иностранные компании, зарегистрированные в свободной экономической зоне Южной Кореи, освобождаются от налога на прибыль организаций в течение первых трех лет и получают 50%-ное освобождение в течение последующих двух лет.
В этой связи можно говорить о следующих приоритетах дальнейшего развития ОЭЗ:
1) необходимо привлекать новых резидентов — мировых лидеров в своих отраслях;
2) предстоит определиться с четкой стратегией развития каждой особой экономической зоны с учетом ее отраслевой направленности;
3) для снижения издержек резидентов необходимо привлечение управляющих компаний;
4) должны быть упрощены административные процедуры;
5) необходимо повысить эффективность ОЭЗ, привлекательность для инвесторов, инфраструктура должна создаваться с учетом потребностей резидентов;
6) также должны быть приняты нормативные акты в связи с изменениями законодательства об особых зонах, в том числе по вопросам системы управления ОЭЗ.
Однако в целом опыт функционирования ОЭЗ показывает, что они могут стать эффективным инструментом решения задач диверсификации экономики, развития приоритетных отраслей, привлечения инвестиций, повышения уровня внедрения инноваций и коммерциализации научных разработок, увеличения числа предприятий в сфере высоких технологий.
Принимая во внимание опыт зарубежных стран, одним из ключевых факторов, повышающих инвестиционную привлекательность регионов, является наличие готовых инфраструктурных решений: создание промышленных парков, промышленных зон, технических и индустриальных парков. Предприниматели освобождаются от необходимости управления организационными процессами, включая решение вопросов логистики, транспорта и энергетики, что позволяет сконцентрировать усилия непосредственно на производстве. Экономическая деятельность, осуществляемая на таких площадках, освобождается от административных барьеров и поощряется за счет механизмов налогового стимулирования (например, в Республике Корея предоставляются льготы по подоходному налогу).
В России процесс организации деятельности промышленных парков находится в стадии становления. В 10 субъектах Российской Федерации на сегодняшний день функционируют около 21 технопарка, 18 промышленных парков, 11 логистических парков и 1 ИТ-парк.
В настоящее время создание технопарков в Российской Федерации осуществляется по двум направлениям: в рамках государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» (далее — Программа) и по линии государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Получение поддержки в рамках Программы регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2007 года № 904 «О порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на создание технопарков в сфере высоких технологий».
За 2007—2009 годы федеральным бюджетом было предусмотрено 6,2 млрд рублей на реализацию Программы. В 2010 году осуществляется софинансирование создания технопарков на территориях Республики Татарстан, Нижегородской области, Новосибирской области, Кемеровской области и Республики Мордовия. Предусмотренные на указанные цели средства федерального бюджета в объеме 1,5 млрд рублей в 2010 году предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в форме субсидий.
Второе направление, по которому осуществляется государственная поддержка создания технопарков, предусматривает предоставление бюджетных ассигнований Минэкономразвития России на конкурсной основе бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий для финансирования мероприятий региональных программ развития малого и среднего предпринимательства. Технопарки создаются на базе имущественного комплекса общей площадью не менее 5000 кв. м, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности. Это обязательное условие для предоставления средств федерального бюджета.
Кроме того, в рамках программ развития малого и среднего предпринимательства осуществляется поддержка промышленных парков, путем предоставления субсидий на строительство инфраструктуры.
В настоящее время законодательством Российской Федерации не предусмотрены понятия «промышленный парк» и «технологический парк». Вместе с тем, Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» технопарк определяется как форма инфраструктуры поддержки субъектов малого или среднего предпринимательства.
Понятие технопарка содержится в пункте 11 раздела 1 постановления Федеральной службы государственной статистики от 20 декабря 2007 года № 104 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минобрнауки России статистического наблюдения за организациями научно-технического комплекса», где технологический парк представляет собой специализированный научно-производственный территориальный комплекс, на базе которого создаются благоприятные условия для развития инновационной деятельности, становления малых и средних наукоемких предприятий посредством предоставления субъектам инновационной деятельности в пользование помещений и оборудования, финансовой и кадровой помощи, необходимых услуг.
Понятие «промышленный парк» установлено в пункте 11.5.1 Приказа Минэкономразвития России от 16 февраля 2010 года № 59 «О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства» как управляемый единым оператором парка комплекс объектов недвижимости (административные, производственные, складские и иные помещения, обеспечивающие деятельность промышленного парка) площадью не менее 100 тыс. кв. м и инфраструктуры, которые позволяют компактно размещать оборудование и предоставляют условия для эффективной работы малых и средних производств.
Кроме того, существует практика закрепления понятия промышленной площадки на уровне регионального законодательства. Так, 23 мая 2008 года в Московской области принят закон № 70/2008-ОЗ «О промышленных округах в Московской области», в котором закреплено понятие «промыш-
ленного округа» как «части территории Московской области, предназначенной для размещения и функционирования различных производств и сопутствующих им сервисов, обустроенной по единому проекту планировки с необходимой инфраструктурой». Данный закон определяет несколько форм промышленных округов и регулирует земельные вопросы, возможность государственной поддержки, вопросы создания промышленного округа, его управления, а также эксплуатации объектов инфраструктуры и иных объектов, находящихся на территории промышленного округа.
Таким образом, в настоящее время механизмы технологических и промышленных парков недостаточно проработаны. В этой связи необходимо их совершенствование, которое возможно по нескольким направлениям:
1. Реализация Программы отстает от графика, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2007 года № 904 «О порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на создание технопарков в сфере высоких технологий». На текущий момент созданы инфраструктурные объекты двух технопарков «Геолог» в Тюменской области и «ИТ-парк» в республике Татарстан.
Следовательно, необходимо проработать механизмы контроля исполнения параметров бизнес-планов для эффективного использования средств, выделяемых на создание технопарков и промышленных парков, а также увязать размер субсидий субъектам Российской Федерации на строительство инфраструктуры с объемами финансирования за счет внебюджетных источников.
2. Поддержка проектов, реализуемых в технопарках и промышленных парках, в основном осуществляется посредством создания объектов инфраструктуры. Иных льгот и преференций инвесторам не предоставляется. Целесообразно ускорить темпы роста инвестиционных парков за счет привлечения новых компаний налоговыми и таможенными льготами.
3. Объекты инфраструктуры, которые создаются и управляются в технопарках и промышленных парках, низкорентабельны, ввиду того что целью данных механизмов является предоставление поддержки прежде всего средним и малым компаниям, в том числе на самых рискованных посевном и стартовом этапах развития нового бизнеса. В этой связи предлагается рассмотреть возможность предоставления управляющим компаниям технопарков и промышленных парков налоговых льгот по уплате налога на имущество, что будет являться стимулом к снижению ставок арендных платежей.
4. Одной из мер поддержки развития системы технопарков и промышленных парков в Российской Федерации может являться передача из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации незастроенных участков.
В настоящее время в целях содействия развитию жилищного строительства в соответствии с Законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развития жилищного строительства» (далее — Закон) распоря-
жение такими участками осуществляет Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства.
В соответствии с Законом органам государственной власти могут быть переданы полномочия Российской Федерации по управлению и распоряжению находящимися в федеральной собственности земельными участками в целях жилищного строительства. По истечении трех лет данные участки подлежат передаче в собственность субъекта Российской Федерации.
Инвестиционный фонд Российской Федерации — часть средств федерального бюджета, подлежащая использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства. Отбор инвестиционных проектов проводится в 2 этапа.
На первом этапе осуществляется отбор инвестиционных проектов, проводимый Инвестиционной комиссией. В состав комиссии для проведения отбора инвестиционных проектов включаются представители заинтересованных федеральных министерств.
Инвестиционная комиссия на заседании осуществляет рассмотрение заявок, а также заслушивает в том числе представителя федерального министерства и представителя инвестиционного консультанта, представивших заключения по инвестиционному проекту.
В случае успешного прохождения комплексной оценки заявки Инвестиционная комиссия путем голосования принимает решение о передаче заявки на рассмотрение в Правительственную комиссию по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение.
В настоящее время утвержден перечень из 20 проектов общегосударственного значения на общую сумму инвестиций — 1,246 трлн рублей, из которых:
• бюджетные ассигнования Фонда — порядка 380 млрд рублей;
• частные инвестиции — более 866 млрд рублей.
Концессия, концессионное соглашение — форма государственно-частного партнерства, вовлечение частного сектора в эффективное управление государственной собственностью. Концессия подразумевает, что концедент (государство) передает концессионеру право на эксплуатацию природных ресурсов, объектов инфраструктуры, предприятий, оборудования. Взамен концедент получает вознаграждение в виде разовых (паушальных) или периодических (роялти) платежей.
В соответствии с российским законодательством концессионные соглашения заключаются по результатам конкурса, проводимого по решению концедента. Концессионное соглашение может заключаться в отношении инфраструктурных объектов, таких как автомобильные дороги; объекты железнодорожного, трубопроводного транспорта; морские и речные порты, суда; аэродромы; энергетические объекты; системы коммунальной инфраструктуры, транспорт общего пользования; объекты здравоохранения и другие.
По действующему порядку концессионер обязан передать концеденту объект концессионного соглашения до его ввода в эксплуатацию. Законом установлены существенные условия, права и обязанности сторон соглашения.
По итогам проведения в 2008 году конкурсного отбора на право заключения концессионного соглашения были приняты решения о реализации следующих проектов (на федеральном уровне):
1) «Строительство нового выхода на московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва—Минск»;
2) «Строительство в г. Санкт-Петербурге Орловского тоннеля под р. Невой в рамках развития Волго-Балтийского водного пути»;
3) «Строительство в г. Санкт-Петербурге автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»;
4) Строительство скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург на участке 15-й км — 58-й км».
В 2010 году планируется проведение конкурса на право заключения концессионного соглашения в целях медико-санитарного обеспечения XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и создания олимпийской клиники.
Одновременно планируется проведение конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении проектирования и строительства транспортной развязки на автомобильной дороге М9.
Более того, активно осуществляется реализация Закона на региональном и муниципальном уровнях.
В настоящее время заключено порядка 44 концессионных соглашений на уровне муниципальных образований в Республиках Башкортостан, Бурятия, Карелия, Чувашская Республика, в Красноярском, Пермском и Хабаровском краях, в Вологодской, Нижегородской, Оренбургской, Самарской, Иркутской, Свердловской, Тверской, Калининградской, Кемеровской, Липецкой, Томской, Тюменской, Тульской и Московской областях.
Концессионные соглашения заключены в отношении объектов системы коммунальной инфраструктуры, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, предназначенных для благоустройства территорий, также в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии, в том числе и в отношении объектов культуры и спорта.
Заключено также 3 концессионных соглашения на уровне субъекта г. Москвы в отношении объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения.
Серьезную роль в развитии механизмов государственно-частного партнерства играет Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), созданный путем реорганизации в форме преобразования Банка внешнеэкономической деятельности СССР. Целями Внешэконом-
банка являются обеспечение повышения конкурентоспособности экономики Российской Федерации, ее диверсификации, стимулирования инвестиционной деятельности.
Внешэкономбанк осуществляет функции по предоставлению кредитов, выдаче гарантий, участия в уставном капитале хозяйственных обществ, страхованию экспортных кредитов с соблюдением принципов отсутствия конкуренции с коммерческими финансовыми институтами, публичности, безубыточности, государственно-частного партнерства и экологической ответственности.
В настоящее время через Внешэкономбанк реализуется ряд мер, направленных на поддержку финансовой системы, и мер, обеспечивающих предоставление дополнительных кредитных ресурсов российским предприятиям в целях предотвращения резкого спада инвестиционной и производственной активности в российской экономике в связи с ухудшением условий доступа субъектов экономики к необходимым кредитным средствам.
Говоря о механизмах поддержки инвестиционной деятельности, нельзя не упомянуть Консультативный совет по иностранным инвестициям (КСИИ) в Россию, который действует уже 15 лет и был создан для установления диалога между российским правительством и крупнейшими иностранными инвесторами, которые работают на российском рынке.
Благодаря работе КСИИ были снижены до нуля ввозные таможенные пошлины на сельскохозяйственное сырье, не произрастающее в России, а также на оборудование для пищевой промышленности, не производимое в России; Правительством Российской Федерации принято решение о свободном обращении автокомпонентов, ввезенных на российскую территорию в рамках соглашений о «промышленной сборке», при условии соблюдения требований пункта 1 статьи 164 Таможенного кодекса Российской Федерации; приняты Федеральные законы «О патентных поверенных» и «О передаче прав на единые технологии», регулирующие и упорядочивающие таким образом отношения в сфере результатов интеллектуальной деятельности. При участии иностранных инвесторов — членов КСИИ был разработан и принят в 2008 г. Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», определяющий правовые условия и механизмы участия иностранных инвесторов в капитале таких предприятий и др.
Еще одним направлением развития государственно-частного партнерства является режим промышленной сборки автомобилей, их узлов и агрегатов. Данный режим предполагает ввоз автокомпонентов по минимальной ставке ввозной пошлины (0—3%) для сборки узлов и агрегатов автомобилей — с условием, что через три с половиной года с момента подписания доля импортных деталей сократится на 30%.
Благодаря режиму промышленной сборки в последние годы на российском рынке наблюдалось опережение темпа роста производства легковых автомобилей над темпом роста импорта. На данный момент на фоне мирового финансового кризиса некоторые автомобильные компании испытывают ряд трудностей, связанных с недофинансированием проектов.
Планируемый общий объем инвестиций по действующим и готовящимся проектам должен составить более 7 млрд долл. США. Заключаемые инвестиционные соглашения с крупнейшими автомобильными производителями должны помочь России создать серьезный конкурентный рынок не только готовой продукций, но и современный рынок автокомпонентов.
Таким образом, мы видим, что государство старается активно стимулировать инвестиционную деятельность в Российской Федерации, выступая одновременно и как инвестор, и как регулятор, обозначая потенциальные точки инвестиционный активности. Однако, помимо общей низкой привлекательности для прямых инвестиций, инвестиционный климат Российской Федерации имеет ряд существенных негативных тенденций. Так, основываясь на анализе прошедших лет, можно констатировать, что большее количество инвестиций оседает всего в четырех регионах: г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московской и Сахалинской областях. Поступающие инвестиции также в большей части привлекаются на возвратной основе, что не способствует их использованию в целях долгосрочного финансирования приоритетных инвестиционных проектов. Тем не менее, правительством Российской Федерации ведется глобальная работа по стимулированию инвестиционной деятельности в стране, что при должном мониторинге и своевременной коррекции механизмов поддержки не может не принести значимых результатов для экономики России.
Литература
1. Emerging Markets Private Equity Association (EMPEA).
2. Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
3. http://www.oao-oez.ru
4. Распоряжение Правительства РФ от 10 марта 2006 года № 328-р «О государственной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» (ред. от 10 марта 2009 года).
5. Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2007 года № 904 «О порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на создание технопарков в сфере высоких технологий» (вместе с «Правилами предоставления в 2007 году и в 2008—2010 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание технопарков в сфере высоких технологий») (ред. от 30 декабря 2009 года).
6. http://www.technoparks.ru
7. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 27 декабря 2009 года).
8. Постановление Росстата от 20 декабря 2007 года № 104 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минобрнауки России статистического наблюдения за организациями научно-технического комплекса» (вместе с «Указаниями по заполнению формы единовременного федерального статистического наблюдения № 2-наука (НТК) «Сведения об организации научно-технического комплекса»),
9. Закон Московской области от 23 мая 2008 года № 71/2008-ОЗ «О промышленных округах в Московской области».
10. Приказ Минэкономразвития России от 16 февраля 2010 года № 59 «О мерах по реализации в 2010 г. мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства».
11. Закон Московской области от 23 мая 2008 года № 71/2008-ОЗ «О промышленных округах в Московской области» (принят постановлением Мособлдумы от 15.05.2008 № 4/42-П).