УДК 332.14
ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ УЧЕБНЫХ МИГРАНТОВ: ЧЕМУ РОССИЯ МОЖЕТ НАУЧИТЬСЯ У ВЕДУЩИХ МИРОВЫХ ДЕРЖАВ?
Е.В. Шевцова
Сибирский институт - филиал РАНХиГС при Президенте Российской Федерации E-mail: [email protected]
Статья посвящена вопросам учебной миграции населения. Анализируются основные миграционные потоки учебных мигрантов в страны-лидеры по привлечению иностранных студентов для обучения. Выделены административно-правовые и социально-экономические механизмы привлечения учебных мигрантов. Приведены рекомендации проведения миграционной политики по привлечению учебных мигрантов в Российскую Федерацию.
Ключевые слова: мигранты, миграция населения, учебная миграция населения, миграционная политика, механизмы миграционной политики.
BASIC MECHANISMS OF MIGRATION POLICY OF ATTRACTION EDUCATIONAL MIGRATORS: WHAT RUSSIA CAN LEARN FROM THE LEADING WORLD POWERS?
E.V. Shevtsova
Siberian Institute - a branch of RANHiGS the President of the Russian Federation E-mail: [email protected]
The article brings the issues of educational human migration. Main migration flows of educational migrators into leading countries for the purpose of attraction of foreign students are analyzed. Administrative, legal and socioeconomic mechanisms of attraction of educational migrators are emphasized. Recommendations towards the migration policy making for the purpose of attraction of educational migrators into the Russian Federation are given.
Key words: migrators, human migration, educational human migration, migration policy, migration policy mechanisms.
В первое десятилетие XXI века стали формироваться принципиально новые тенденции в условиях глобальных изменений масштабов и структуры образовательной мобильности населения всех стран мира. Стираются межстра-новые границы, снижаются трансакционные издержки на переезд и обучение в другой стране, преодолевается языковой барьер. Развитие электронных средств коммуникации позволяет преодолевать эмоциональные переживания от разлуки с родными и близкими на период обучения в другой стране. В настоящий момент более 3,5 млн человек обучаются вне страны своего постоянного проживания. В 1975 г. за границей обучалось 600 тыс. человек, по прогнозам OECD к 2025 г. количество обучающихся вне своей страны проживания достигнет 7,2 млн человек [1]. Мировой рынок образовательных услуг по оценкам экспертов составляет не менее 50-60 млрд долл. Лидерами по привлечению студентов являются развитые страны - США, Великобритания, Франция, Австралия, Германия, Китай, Канада и Япония (табл. 1).
© Шевцова Е.В., 2012
Таблица 1
распределение стран по количеству обучавшихся в них иностранных студентов в 1999 -2000 и 2009 -2010 учебных годах
Страна 1999-2000 2009-2010
Количество иностранных студентов, обучающихся в стране, чел.* Доля иностранных студентов, обучающихся в стране, % Количество иностранных студентов, обучающихся в стране**, чел. Доля иностранных студентов, обучающихся в стране, %
США 514 723 31 690 923 20
Великобритания 224 598 13 455 600 13
Франция 160 532 10 278 213 8
Австралия 138 381 8 253 717 7
Германия 175 065 10 244 776 7
Китай 52 150 3 238 184 7
Канада 44 335 2 174 760 5
Япония 64 011 4 141 774 4
Россия 58992 3 113 823 2
Другие страны 262 080 16 932 746 27
Итого 1 680 000 100 3 454 615 100
Источники: * Lasanowski and Verbik, International student mobility: Patterns and Trends//World Education News and Reviews. I! 8.
** Данные министерства образования соответствующей страны.
Лидером по привлечению иностранных студентов последнее десятилетие являются США, второе место традиционно остается за Великобританией, далее располагаются Франция, Австралия, Германия и Китай, причем последние пять лет эти страны находятся в жестокой конкурентной борьбе по привлечению студентов из-за рубежа. Россия по сравнению с лидером - Соединенными Штатами Америки привлекает в 6 раз меньше студентов.
По данным министерства торговли США иностранные студенты обеспечивают доход для экономики страны порядка 20 млрд долл. ежегодно. И эта цифра неуклонно увеличивается в связи с тем, что ежегодно растет количество обучающихся иностранных студентов. В 2009-2010 учебном году по данным Национального центра статистики в сфере образования в США обучались 690 923 иностранных студента. В табл. 2 представлено изменение численности иностранных студентов, обучавшихся в США за предыдущие 10 лет.
Приоритетными потоками иностранных студентов для США остаются потоки студентов из Китая и Индии: за последнее десятилетие абсолютная численность студентов данных стран увеличилась в два с лишним раза. Данная ситуация характерна не только в силу объективного фактора - количественного преимущества, но и за счет системно выстроенной политики стипендиальной и грантовой поддержки обучения своих студентов именно в США, что активно декларируется правительствами Китая и Индии. Япония и Тайвань, наоборот, сократили потоки учебной миграции, Япония существенно - почти в два раза, что объясняется переориентацией с политики обучения за рубежом на политику привлечения иностранных студентов в свою страну. Количество российских студентов, обучавшихся в США за период 1999-2000 - 2009-2010 гг., сократилось на 31,3%.
Таблица 2
Изменение численности иностранных студентов, обучавшихся в США в 1999-2000 и 2009-2010 учебных годах
Страна 1999 -2000 учебный год, чел. 2009 -2010 учебный год, чел. Темп роста, %
Китай 54 466 127 628 234,3
Индия 42 337 104 897 248,8
Южная Корея 41 191 72 153 175,2
Канада 23 544 28 145 119,5
Тайвань 29 234 26 685 91,3
Япония 46 497 24 842 53,4
Россия 7025 4827 68,7
Всего 514 723 690 923 134,0
Источник: Расчеты автора по данным, представленным в электронной версии http://www.iie.org/Research-and-Publications/Research-Projects/~/media/Files/Corporate/Open-Doors/Fast-Facts/Fast%20Facts%202010.ashx
Потоки учебных мигрантов из Китая и Индии являются доминирующими не только для США, но и для Великобритании, Франции, Германии и Японии. Количество обучающихся студентов из России существенно только для Германии (3-е место в 2009-2010 учебном году), для других стран-лидеров оно не имеет принципиального значения (табл. 3).
Таблица 3
Количество студентов, обучавшихся в стране в 2009-2010 учебном году, человек
США* Великобритания** Франция*** Германия**** Япония*****
Китай 127628 Китай 60705 Марокко 31522 Китай 24414 Китай 86173
Индия 104897 Индия 40470 Китай 29053 Турция 24170 Южная Корея 20202
Южная Корея 72153 США 23705 Алжир 21781 Россия 12652 Тайвань 5297
Канада 28145 Германия 19590 Тунис 14349 Польша 11325 Вьетнам 3597
Тайвань 26685 Франция 18575 Сенегал 10023 Украина 8818 Малайзия 2465
Япония 24842 Нигерия 17750 Германия 8358 Болгария 8696 Таиланд 2429
Саудовская Аравия 15810 Ирландия 17150 Камерун 7201 Австрия 7770 США 2348
Мексика 13450 Малайзия 14840 Италия 7046 Италия 7469 Индонезия 2190
Вьетнам 13112 Греция 12945 Вьетнам 6295 Марокко 6281 Непал 1829
Турция 12397 Кипр 11450 Ливан 5543 Франция 6206 Бангладеш 1540
Россия 4827 Россия 2953 Россия 3593 Россия 358
Источники: * http://www.iie.org/
** http://www.hesa.ac.uk/; http://www.britishcouncil.org/eumd/statistics/(Tpe6yeT регистрации) *** http://www.campusfrance.org/fr/espace-documentaires/statistiques-et-etudes/statistiques-pays **** German Academic Exchange Service (DAAD) ***** http://www.jasso.go.jp/statistics/intl_student/data10_e.html
Почему же мировые державы изобретают все новые и новые механизмы привлечения студентов в свою страну?
На авторский взгляд, существует ряд преимуществ, которыми обладает данная категория мигрантов:
1) прежде всего, это молодость, так как обычно это люди 18-30 лет, находящиеся в трудоспособном и репродуктивном возрасте;
2) учебные мигранты являются источником формирования национального дохода, так как финансируют свое обучение в принимающей стране, причем не только оплачивают обучение, но и оплачивают проживание и услуги инфраструктуры, в связи с тем, что на них обычно не распространяются социальные гарантии;
3) они обладают способностью к высокой степени адаптации как социальной, так и культурной - в молодом возрасте легче воспринимаются языковые, социальные и культурные особенности принимающей страны;
4) у данной категории мигрантов отмечается высокий уровень подготовки и мотивация к обучению - за рубеж едут учиться студенты с более высоким уровнем подготовки и мотивации, особенно по грантовым программам обучения;
5) также нужно отметить прозрачность времени пребывания учебных мигрантов в принимающей стране - данная категория мигрантов всегда очень хорошо учтена, так как заинтересована в получении документов об образовании, что не возможно без постановки на учет.
Осознавая данные преимущества, ведущие мировые державы стараются различными способами привлекать их в свою страну, что инициирует все большую конкуренцию. Ужесточение конкуренции за иностранных студентов влечет за собой развитие механизмов привлечения учебных мигрантов. Проанализируем основные механизмы привлечения учебных мигрантов.
Автором выделены несколько механизмов миграционной политики. Данные механизмы можно разделить на административно-правовые и социально-экономические.
К административно-правовым механизмам относятся: улучшение визового режима в отношении иностранных студентов и облегчение процедур натурализации в стране после окончания высшего учебного заведения; введение законодательства, регламентирующего занятость и заработную плату учебных мигрантов во время учебы и содействие занятости после учебы; интернационализация учебных планов.
Улучшение визового режима в отношении иностранных студентов и облегчение процедур натурализации в стране после окончания высшего учебного заведения. Практически все мировые державы - лидеры по привлечению учебных мигрантов модифицировали визовое законодательство в отношении иностранных студентов. Правительство США, несмотря на ужесточение визового режима после трагических событий 11 сентября 2001 г. в целом существенно упростило доступ иностранцев в страну по учебным визам, за последние несколько лет был заключен ряд соглашений с приоритетными странами в отношении обменной учебной миграции: Китай, Индия, страны Латинской Америки о предоставлении преференций по въезду в США студентов данных стран и въезду американских студентов в соответствующие страны.
В 2004 г. в Европе принята Директива Совета Европы, регулирующая правила приема иностранцев из третьих стран, приезжающих в ЕС для получения образования. Этот документ предусматривает более простой механизм выда-
чи виз иностранным студентам, возможность их передвижения по территории ЕС и регулирует трудовую деятельность в период обучения [5].
По новому иммиграционному законодательству Германии, введенному в
2005 г., иностранный студент может после окончания обучения подать заявление на программу въезда высококвалифицированных специалистов, постоянно проживать на территории Германии в течение пяти лет и по прошествии данного срока получить гражданство по упрощенной системе.
Несмотря на настороженное отношение Японии к иммиграции в целом, в
2006 г. был принят ряд законов, по которым вводились новые категории мигрантов, в частности - статус иностранный студент, обучающийся в Японии. По данному статусу студент, желающий обучаться в Японии, может подать заявление на получение визы самостоятельно в посольство или консульство, либо за него это может сделать сотрудник учебного заведения, где он будет обучаться с ходатайством о получении визы. Процедура получения визы упрощена для иностранных студентов и бесплатна. Студент может привезти в Японию свою семью - супругу / супруга и детей, получив соответствующие визы [8].
Увеличивается число стран, обеспечивающих иностранным выпускникам возможность остаться работать на своей территории после окончания учебы - студенческая виза заменяется на рабочую. Такую меру активно практикуют США, Канада, Франция, Швейцария, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Германия [1, с. 213] . В Великобритании (2004 г.) и Германии (2006 г.) иностранным студентам предоставляется год (а не несколько месяцев как прежде) для поисков работы по окончании учебы.
Введение законодательства, регламентирующего занятость и заработную плату учебных мигрантов во время учебы и содействие занятости после учебы. Практически во всех странах ЕС иностранные студенты могут работать во время обучения 20 часов в неделю. Во Франции с 2006 г. студентам предоставлено право заниматься трудовой деятельностью, причем их рабочее время может достигать 60% установленного в стране годового объема рабочего времени.
Канада приняла новые законы, либерализирующие занятость на неполный день для иностранных студентов в течение обучения, преференции выпускникам в получении гражданства Канады, сокращение сроков ожидания решения о получении гражданства [9].
В Японии студент может трудиться не более 28 часов в неделю, если это не мешает обучению, при условии получения специального разрешения на осуществление трудовой деятельности. Студентам категорически запрещается трудиться в учреждениях развлекательного типа: барах, клубах, игровых автоматах, стриптиз-клубах и т.д. После выпуска студент может изменить свой статус на квалифицированный мигрант, не выезжая из страны [6].
В Великобритании выпускники автоматически меняют статус пребывания из Tier 4 (обучающийся) в Tier 1 (квалифицированный мигрант) или Tier 2 (трудовой мигрант, приглашенный работодателем) и получают продление визы на 4 месяца для поиска работы на территории страны [10].
Интернационализация учебных планов. Интернационализация становится неотъемлемым элементом образования. Знания, полученные студентами в высших учебных заведениях одной страны, должны быть применимы в других
странах. Поэтому все ведущие мировые державы заинтересованы в интернационализации учебных планов.
Вопросы унификации программ обучения были предложены в так называемом «Болонском процессе» - переходе на двухуровневую систему обучения -бакалавриат и магистрат.
На субрегиональном уровне также активизируется сотрудничество по признанию учебных программ, к примеру, Япония, КНР и Республика Корея активно поддерживают трехстороннее сотрудничество в области взаимного признания учебных программ.
К социально-экономическим мерам также можно отнести финансовые (снижение стоимости обучения для иностранных студентов; введение программ субсидирования талантливых студентов) и нефинансовые (политика агрессивного маркетинга; преподавание курсов на английском языке).
стоимости обучения для иностранных студентов. Стоимость обучения для иностранных студентов в ряде стран аналогична стоимости обучения для студентов-резидентов соответствующей страны. Наиболее активные страны предпочитают снизить стоимость обучения для иностранного студента или отменить ее вовсе. Тем не менее есть и такие университеты (Оксфордский), где стоимость обучения для иностранцев существенно выше (табл. 4).
Таблица 4
Стоимость обучения иностранных студентов в вузах стран-лидеров по привлечению иностранных студентов в 2009 -2010 учебном году
Страна Университет/ программа Стоимость обучения для иностранного студента Стоимость обучения для студента-резидента данной страны
США Университет Калифорнии* 27 335 долл. 36 078 долл. (не резидент штата Калифорния)
Великобритания Оксфордский ** университет Экономика и менеджмент Юриспруденция 14550 фунтов 12700 фунтов 3375 фунтов 3375 фунтов
Франция Сорбонна*** Бакалавр Магистр 174 евро 231 евро 174 евро 231 евро
Германия Гейдельбергский **** университет**** Бесплатно 1106,5 евро
Япония Университет Токио***** 535800 йен 535800 йен
Источники: * ttp://www.uшversityofcaHforшa.edu/admissюns/paying-for-uc/cost/out-of-state/index.html
** http://www.ox.ac.uk/media/global/wwwoxacuk/localsites/feesandfunding/documents/feessection/
previousyearsfeerates/ugfees11-12.pdf *** http://ressources.campusfrance.org/guides_etab/etablissements/fr/univ_paris4_fr.pdf **** http://www.sai.uni-heidelberg.de/ethno/mahassa/index.php?page=fees ***** http://www.u-tokyo.ac.jp/res03/i_info06_e.html
Введение программ субсидирования талантливых студентов. В целом ряде стран - Дании, Новой Зеландии, Канаде, Испании и Португалии - инновационные фирмы предоставляют стипендии и обеспечивают студентам воз-
можность выполнения проектов с использованием своей исследовательской инфраструктуры, чтобы затем привлечь их к себе на работу.
На мировом рынке экспорта образовательных услуг активно осуществляют деятельность рекрутинговые организации по привлечению студентов в свою страну:
DAAD (Германская служба академических обменов) - самоуправляемая организация высших учебных заведений Германии. По состоянию на 2009 г. DAAD объединяет 232 немецких вуза-участника и 129 студенческих организаций и является посредником в организации внешней культурной политики, а также политики высшего образования и науки Германии. DAAD имеет 14 зарубежных представительств и 50 информационных центров по всему миру и выдает порядка 50 000 стипендий в год [11].
Программа Erasmus Mundus - всемирная программа сотрудничества и мобильности, направленная на повышение качества европейского высшего образования и укрепление межкультурного взаимопонимания. Бюджет программы на 2009 -2013 гг. составляет 1 млрд евро. Программа Erasmus Mundus состоит из следующих мероприятий: совместные магистерские и докторские программы - интегрированные курсы, организуемые консорциумом университетов из европейских стран и из третьих стран; студенческая и академическая мобильность между европейскими вузами и университетами из третьих стран; повышение качества и привлекательности европейского высшего образования.
Стипендиальная программа Chevening, поддерживаемая британским правительством, предлагает талантливым специалистам возможность пройти курс обучения или выполнить краткосрочную исследовательскую работу в Великобритании. Учредитель - Foreign and Commonwealth Office (FCO), партнеры - организации Великобритании, иностранные правительства и частные компании. Администрируется Британским Советом. Ежегодно более чем в 130 странах присуждается свыше тысячи стипендий.
С 1954 г. в Японии существует Стипендиальная программа японского правительства (Monbukagakusho). За время функционирования данного фонда 79 тыс. студентов из 160 стран мира получили грантовую поддержку на обучение в Японии. Стипендиальная программа предусматривает поддержку 7 категорий иностранных студентов: студент-исследователь; студент-учитель японского языка; студент, обучающийся в университете; студент, изучающий японский язык и японскую культуру; студент, обучающийся по техническим специальностям; студент, обучающийся по специализированным программам; студент, обучающийся по программе молодых лидеров. Главное, что объединяет программы стипендиальной поддержки - отбор кандидатов по критерию возраст (ограничение до 35 лет либо в ряде программ до 22 лет), хороший уровень знания японского языка и культуры Японии, отличные успехи в школе или вузе. Японское правительство старается поддерживать наиболее талантливых, чтобы их интегрировать затем в японское общество [7].
Политика агрессивного маркетинга. Правительство США и отдельно взятые американские университеты предпринимают активные шаги на национальном и региональном уровне к усилению международной учебной миграции в страну. Первые лица государства совместно с делегациями администраций ведущих университетов совершают официальные визиты в приоритетные
страны учебной миграции - Восточной и Южной Азии, Латинской Америки с целью заключения договоров об обучении студентов в США. Активно используются информационные ресурсы - каналы сети Интернет, программы туристического обмена, программы подработок на лето в качестве низкоквалифицированного персонала, которые позволяют познакомить потенциальных студентов со страной, снять проблемы языкового барьера.
Преподавание курсов на английском языке. Страны, где языком преподавания является не английский, чтобы активно конкурировать со странами англо-саксонского блока, начиная с 2000-х годов вводят практику преподавания курсов на английском языке. Япония, чтобы конкурировать с Америкой, Австралией и Великобританией, объявила, что английский язык является международным бизнес-языком, и поэтому ряд курсов, относящихся к социально-гуманитарной, начиная с 2005 г. полностью преподается на английском языке.
Голландия уже в течение многих лет предлагает обучение на английском языке. В 2003 г. из 37 тыс. обучающихся в стране студентов большинство обучались по программам, предполагающим преподавание на английском языке [4].
Однако ориентация на учебную миграцию ведущими зарубежными державами таит в себе ряд угроз:
• Потоки учебной миграции весьма изменчивы.
Международные потоки учебной миграции по своей природе очень изменчивы. Характерный пример - студенты из Китая. В 90-е годы потоки учебных мигрантов из Китая в основном направлялись в Новую Зеландию (около 50 - 60 %), в начале 2000-х годов изменились приоритеты - основными странами обучения стали Франция, Великобритания и Германия. С середины 2000-х происходит переориентация на обучении в США [3].
• Из-за излишней ориентированности страны на прием иностранных студентов возникает зависимость от ежегодного вливания новых «умов».
Правительство США в настоящий момент оказалось в своеобразной «ловушке потребления мозгов». Заявляемые темпы высокотехнологичного инновационного развития невозможны без ежегодного вливания нового человеческого капитала. Поэтому на национальном уровне пропагандируется стратегия стимулирования привлечения талантливых студентов и специалистов в страну и политики провозглашения США как самой привлекательной страны в мире для иностранных студентов.
• В мире все больше возрастает конкуренция за иностранных студентов.
В настоящее время США является лидером в привлечении иностранных
студентов для обучения в своей стране, однако, хотя по абсолютным показателям обучающихся в стране иностранных студентов, США безусловный лидер, соответствующая доля среди других стран продолжает неуклонно снижаться. На мировой рынок учебной миграции выходят новые сильные игроки - Китай, Канада, Япония.
• Азиатские страны активно проводят политику внедрения диаспор в экономику ведущих стран, что позволяет им получать новые технологии наравне с ведущими странами с меньшими затратами путем активного возвращения своих студентов на Родину.
Данные методы широко практикуются в Китае и Индии. Эти страны наиболее активно направляют своих студентов для обучения в США, Великобританию, Австралию, Францию, Германию и Японию. Хорошо отработанная идеологическая составляющая, подкрепленная финансовыми бонусами при возвращении на Родину, позволяет использовать неформальный институциональный механизм эмигрантских сетей в целях получения обратно человеческого капитала, приращенного новыми знаниями и современными технологиями. Создавшееся явление можно по аналогии с устоявшимися терминами «утечка мозгов» и «циркуляция мозгов» назвать «похищение мозгов».
Используя опыт стран-лидеров по привлечению иностранных студентов Российской Федерации необходимо разработать новую стратегию образовательной миграции в Россию на федеральном и региональном уровнях.
Основными административно-правовыми механизмами политики образовательной миграции должны стать:
• облегчение визового режима в отношении иностранных студентов;
• разработка, принятие и реализация региональных программ по предоставлению образовательных услуг, в том числе по приему иностранных студентов на полный курс обучения, послевузовскую подготовку и переподготовку;
• принятие ряда законов о предоставлении иностранным студентам права осуществлять трудовую деятельность в период обучения;
• интернационализация образования посредством интернационализации содержания образовательных программ;
• создание и внедрение инновационных образовательных продуктов, в том числе совместных программ региональных вузов с ведущими зарубежными вузами Китая, Индии, Кореи, программ, получивших валидацию ведущих зарубежных университетов.
Социально-экономическими механизмами политики экспорта образовательных услуг должны стать:
• обеспечение приоритетности финансирования сферы среднеспециально-го и высшего образования страны как одной из конкурентных составляющих социально-экономического развития;
• снижение ставки налога на доходы с физических лиц для иностранных студентов, осуществляющих трудовую деятельность в период обучения до 13%;
• координация предложения образовательных услуг для иностранных студентов с целью преодоления рисков разрушительной конкурентной борьбы между вузами и ссузами: специализация и сегментация предложения с целью достижения наибольшей выгоды;
• создание позитивного имиджа российских вузов и ссузов через проведение информационно-масштабных кампаний: участие в международных выставках-ярмарках в странах СНГ, Китае, Индии, Корее;
• разработка и внедрение курсов, читаемых на английском языке;
• укрепление научных, профессиональных и деловых связей с зарубежными выпускниками, оказание содействия в создании Ассоциаций зарубежных выпускников.
Литература
1. Цапенко И.П. Управление миграцией: опыт развитых стран / Ин-т мировой экономики и международных отношений РАН. Academia, 2009. 384 c.
2. Anthony Bohm, Global Student Mobility 2025: Analysis of Global Competition and Market Share (Canberra: IDP Education Australia, 2003).
3. Lasanowski and Verbik, International student mobility: Patterns and Trends // World Education News and Reviews. P 8.
4. Netherlands Organization for International Cooperation in Higher Education (Nuffic), Annual Report 2004. P. 152.
5. Council Directive 2004/114/EC of December 2004 on the conditions of admission of third-country nationals for the the purposes of studies, pupil exchange , unremunerated training or voluntary service// http://eurlex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=0J:L:2004: 375:0012:0018:EN:PDF - дата обращения 9.12.2011.
6. http://www.studyjapan.go.jp/jp/inj/inj03j.html - дата обращения 9.12.2011.
7 http://www.studyjapan.go.jp/jp/toj/toj0302j.html- дата обращения 9.12.2011.
8. http://www.studyjapan.go.jp/jp/toj/toj04j.html - дата обращения 9.12.2011.
9. Canada's government to help temporary foreign workers and foreign student graduates to become permanent residents (news release, August 12, 2008), http://www.cic.gc.ca/ EnGLIsh/department/media/releases/2008/2008-08-12.asp; Citizenship and Immigration Canada, Canadian experience Class now open for business|| (news release, September 5, 2008), http://www.cic.gc.ca/EnGLIsh/department/media/releases/2008/2008-09-05c.asp. -дата обращения 9.12.2011.
10. http://www.ukba.homeoffice.gov.uk/business-sponsors/points/quick-guide-pbs/ - дата обращения 9.12.2011.
11. http://www.daad.ru/ - дата обращения 9.12.2011.
Bibliography
1. Capenko I.P. Upravlenie migraciej: opyt razvityh stran / In-t mirovoj jekonomiki i mezhdunarodnyh otnoshenij RAN. Academia, 2009. 384 p.
2. Anthony Bohm, Global Student Mobility 2025: Analysis of Global Competition and Market Share (Canberra: IDP Education Australia, 2003).
3. Lasanowski and Verbik, International student mobility: Patterns and Trends//World Education News and Reviews. P. 8.
4. Netherlands Organization for International Cooperation in Higher Education (Nuffic), Annual Report 2004. P. 152.
5. Council Directive 2004/114/EC of December 2004 on the conditions of admission of third-country nationals for the the purposes of studies, pupil exchange , unremunerated training or voluntary service// http://eurlex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=0J:L:2004: 375:0012:0018:EN:PDF - data obrawenija 9.12.2011.
6. http://www.studyjapan.go.jp/jp/inj/inj03j.html - data obrawenija 9.12.2011.
7 http://www.studyjapan.go.jp/jp/toj/toj0302j.html - data obrawenija 9.12.2011.
8. http://www.studyjapan.go.jp/jp/toj/toj04j.html - data obrawenija 9.12.2011.
9. Canada's government to help temporary foreign workers and foreign student graduates to become permanent residents (news release, August 12, 2008), http://www.cic.gc.ca/ EnGLIsh/department/media/releases/2008/2008-08-12.asp; Citizenship and Immigration Canada, Canadian experience Class now open for business|| (news release, September 5, 2008), http://www.cic.gc.ca/EnGLIsh/department/media/releases/2008/2008-09-05c.asp. -data obrawenija 9.12.2011.
10. http://www.ukba.homeoffice.gov.uk/business-sponsors/points/quick-guide-pbs/ - data obrawenija 9.12.2011.
11. http://www.daad.ru/ - data obrawenija 9.12.2011.