References
1. Martynova E.N. Razvitie interesa k chteniyu knig u detej v processe obucheniya. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2015; 5: 66 - 69.
2. Golubkov V.V. Metodika prepodavaniya literatury. Voronezh, 2015.
3. Svetlovskaya N.N. O literaturnom proizvedenii i problemah, svyazannyh s ego osmysleniem. Nachal'naya shkola. 2005; 6: 100 - 102.
4. Golubcova T.V. Knizhka-igrushka i ee metodicheskie vozmozhnosti dlya obschego i literaturnogo razvitiya mladshih shkol'nikov. Konferenciya «Predmet «Russkij yazyk» v shkole - metodicheskaya platforma razvitiya tekstovoj kompetencii shkol'nika. Moskva, 2015.
Статья поступила в редакцию 03.11.18
УДК 37.01
Kalinina A.V., teacher, Maritime College, State Maritime University n.a. Admiral F.F. Ushakov (Novorossiysk, Russia), E-mail: galakticus88@mail.ru
MODELING OF THE PROCESS OF LEGAL EDUCATION OF CADETS OF THE MARITIME COLLEGE. The development of the modern Russian society takes place under conditions of transformation of Russian politics, culture, science, economy and production. The course of the political leadership of the country on formation of a democratic state based on the rule of law, the construction of civil society is supported by all categories of citizens of Russia, which ensures the purposeful and effective functioning of the system of social and state institutions. Under these conditions, the Maritime system of secondary vocational education is facing the problem of educating a creative, proactive, disciplined, conscientious, law-abiding and positive-thinking cadet, a citizen who is prepared and able to organize his activities in a democratic state and civil society. The article is based on views of Russian scientists substantiates the pedagogical model of legal education of cadets enrolled in the institution of secondary vocational education.
Key words: education, cadet, model, modeling, legal education, secondary vocational education, institution.
А.В. Калинина, преп. Морского колледжа, ФГБОУ ВО «Государственный морской университет им. адм. Ф.Ф. Ушакова», г. Новороссийск,
E-mail: galakticus88@mail.ru
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ МОРСКОГО КОЛЛЕДЖА
Развитие современного российского социума происходит в условиях трансформации отечественной политики, культуры, науки, экономики и производства. Курс политического руководства страны на формирование правового демократического государства, построение гражданского общества поддержан всеми категориями граждан России, что обеспечивает целенаправленное и результативное функционирование системы социальных и государственных институтов. В этих условиях перед морской системой среднего профессионального образования на первый план выходит проблема воспитания творческого, инициативного, дисциплинированного, добросовестного, законопослушного и позитивно мыслящего курсанта-гражданина, подготовленного и умеющего организовать свою деятельность в условиях демократического государства и гражданского общества. В статье на основе взглядов отечественных ученых обосновывается педагогическая модель правового воспитания курсантов, обучающихся в учреждении среднего профессионального образования.
Ключевые слова: воспитание, курсант, модель, моделирование, правовое воспитание, среднее профессиональное образование, учреждение.
Российская молодёжь достаточно активно участвует в происходящих демократических преобразованиях, происходящих в нашей стране и строительстве экономически мощного и независимого государства.
Наряду с этим, для процесса формирования у курсантов гражданских, патриотических и профессиональных качеств в морском учреждении среднего профессионального образования характерно определенная сложность и противоречивость, что проявляется в: а) отсутствии ясных государственных идеологических ориентиров; б) возрастными особенностями курсантов, обучающихся в морском колледже среднего профессионального образования (СПО).
Курсанты морского колледжа СПО это в большинстве своем юноши, которым 14 - 17 лет и которые в ближайшее будущее пополнят ряды Вооруженных Сил Российской Федерации, а впоследствии продолжат трудовую деятельность в составе экипажей судов транспортного флота, работников морской индустрии.
Для курсантов СПО свойственны следующие особенности:
- наличие неустойчивого представления об окружающем мире, социуме, государственных, общественных, религиозных, национальных и профессиональных ценностях;
- отсутствие чётких и ясных образовательных и жизненных планов;
- не сформированность личностной, правовой, гражданской и патриотической позиции;
- ориентацию на получение морской специальности, связывают с получением больших доходов и возможностью посетить много стран;
- нежелание вникать в происходящие в нашей стране социально-политические процессы;
- не готовность к выполнению конституционного долга в составе частей и кораблей армии и флота;
- низкий уровень гражданской ответственности за будущее страны и социума.
По мнению А.П Рядового [1], С.Н. Томилиной [2] и др., подобные недостатки в воспитании подрастающего поколения могут привести к децелерации, социальной дестабилизации и дезорганизации молодёжи, особенно обучающейся в учреждениях среднего профессионального образования.
В соответствии с ФПОС СПО [3] правовое воспитание становиться важнейшем компонентом профессиональной подготовки специалистов для морского транспорта, которые должны быть компетентными к выполнению международного и национального законодательства в области водного транспорта.
Сегодня руководящему и преподавательскому составу морского колледжа СПО необходимо осуществить комплекс мер по активизации воспитательно-правовой деятельности с курсантами. Среди таких мер может и должно быть моде-
лирование процесса правового воспитания курсантов, обучающихся в учреждении среднего профессионального образования.
В педагогической науке встречаются несколько сот определений термина моделирование. К примеру, М.Ю. Корнилова и А.Н. Томилин под термином моделирование понимают «процесс осмысления, разработки и создания конкретной формализованной модели педагогической деятельности, отражающей комплекс идей, методов, форм, средств, приемов и технологических решений. Подлежащих целенаправленному опытному изучению в ходе педагогической практики» [4, с. 67].
Следовательно, в педагогике моделирование применяется как испытанный и надежный метод конструирования новой, определенной модели, в том числе и модели процесса правового воспитания конкретной категории учащихся.
М.Е. Вайндорф-Сысоева и Л.П. Крившенко пишут: «Моделирование - это исследование процессов и явлений при помощи их реальных или идеальных моделей» [5, с. 23].
А.Н. Томилин и Е.В. Хекерт отмечают, что в обобщенном виде модель есть некая система элементов, воспроизводящая отдельные стороны, связи, функции объекта исследования, позволяющая получить о нем новую информацию [5, с. 73].
Следовательно, педагогическая модель есть итоговый результат процесса моделирования, некий специальный образец обеспечивающее всестороннее изучение педагогических процессов и явлений и впоследствии применяемые в педагогической деятельности, воспитательной практики с учащимися.
Изучение, анализ научной литературы [1; 2; 4; 5], систематизация теоретических знаний и опыта правового воспитания в комплексе позволило разработать педагогическую модель правового воспитания курсантов морского колледжа состоящая из определенной совокупности компонентов: целевого; теоретико-методологического; содержательного; технологического; рефлексивно-оценочного (рис. 1). На каждый блок возложена своя конкретная функция: целеобразующая; основополагающая; информативная; деятельностная; аналитико-рефлексивная.
Кратко рассмотрим каждый компонент сконструированной модели.
Первый компонент модели - целевой. Практика моделирования свидетельствует, что разработка любой модели относящийся к сфере воспитания начинается с определения цели предстоящей воспитательной деятельности. Такая цель должна: а) соответствовать социальному заказу общества и требованиям руководящих документов - Конституции РФ, Федерального закона «Об образовании», ФПОС СПО и др. к личности воспитанника; б) учитывать интересы морской отрасли, морского учебного заведения, личности курсанта; в) ориентироваться на запросы и потребности рынка труда, будущих работодателей.
Рис. 1. Педагогическая модель правового воспитания курсантов морского колледжа
ЦЕЛЕВОЙ компонент
Цель: формирование высокого уровня правового сознания, правовой культуры, законопослушности, правомерного поведения, стремления к социально-правовой активности курсантов морского колледжа.
Задачи: а) обогащение курсантов правовыми знаниями с последующим их преобразованием в убеждения и уважения к Конституции и федеральным законам России; б) формирование правовой активности личности; в) создание правильных установок, убеждений и взглядов; г) развитие интересов к законам, правам и обязанностям гражданина; д) развитие навыков законопослушности и правомерного поведения.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
Подходы:
- системно-деятельностный;
- проектно-целевой;
- диагностический.
Закономерности:
- правовая воспитанность курсанта как субъекта познавательной деятельности зависит от активности участников воспитательного процесса;
- продуктивность правового воспитания зависит от интенсивности процессов воспитания и самовоспитания.
Принципы:
гуманизма, законности, демократизма, научности, объективности, открытости, системности, тесной связи с жизнью, целенаправленности.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ компонент
Модульное проектирование целевой программы правового воспитания курсантов морского колледжа
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
Технологическое и дидактико-методическое обеспечение преподавания гуманитарных дисциплин, освоения курсантами целевой программы в интересах их правового воспитания
РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ
Компонент
Показатели
Когнитивный
Уровень правовых знаний и представлений.
Мотивационно-ценностный
Степень сформированности совокупности ценностных ориентаций, убеждений и качеств личность, наличие системы мотивов жизнедеятельности.
Деятельностно-поведенческий
Уровень законопослушности, поведения и правовой активности; Уровень результативности в учебе и дисциплине.
Уровни сформированности правовой воспитанности: высокий, средний, низкий
Результат: курсант морского колледжа со сформированной гражданско-правовой позицией и высоким уровнем правовой воспитанности и законопослушности
Такой подход позволил нам сформулировать цель процесса правового воспитания курсантов морского колледжа (см. рисунок 1) и конкретизировать задачи по её достижению.
В данном случае, можно говорить, что сформулированная цель будет соответствовать реалиями жизнедеятельности курсантов и способствовать выработки у них ценностных ориентаций, отвечающих ожиданиям социума, работодателей и личности учащегося колледжа, будущих специалистов морского транспорта.
Теоретико-методологический компонент модели обеспечивает раскрытие методологических основ построения системы правового воспитания курсантов морского колледжа как комплекса свойственных для данной педагогической модели способов формирования правовой воспитанности и законопослушности личности учащегося.
Выполненный анализ научной литературы по теме исследования позволил выбрать в качестве исходных методологических положений необходимых для концептуального обеспечения процесса правового воспитания курсантов морского колледжа, следующие подходы: а) системно-деятельностный; б) проектно-це-левой; в) диагностический.
Системно-деятельностный подход базируется на взглядах Б.П Ананьева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова и др. Подход обеспечивает творческое конструирование и структурирование процесса правового воспитания курсантов морского вуза, включающего систему взаимодействующих и взаимообуславливающих компонентов, единство которых направлено на достижение намеченной цели. Подход требует при организации процесса правового воспитания курсантов главное место отводить активной, многосторонней, самостоятельной познавательной деятельности самих курсантов.
Проектно-целевой подход, основы которого в отечественной педагогике разрабатывали П.В. Мухаметзянова, Н.Б. Пугачева и др. Данный подход позволяет создать стройную систему правового воспитания в соответствии с заданной целью и имеемыми ресурсами. Подход стратегически ориентирует исследователя на конструирование проектно-целевых механизмов качественного и результативного осуществления процесса правового воспитания курсантов.
Диагностический подход. Различные аспекты настоящего подхода разрабатывали такие ученые как Б.П. Битинас, А.С. Белкин, А.И. Кочетов и др. Подход базируется на положения педагогической диагностики, предусматривающей
Библиографический список
системную деятельность педагогов, направленную на изучение состояния и результатов процесса обучения и воспитания. Применение подхода обеспечивает получение достоверных данных об уровне правовой воспитанности курсантов морского колледжа.
Содержательный компонент модели предполагает разработку, согласование и утверждение целевой программы правового воспитания курсантов морского колледжа «Курсант и Закон», включающая следующие модули: «Установочный» (предусматривает пояснение необходимости для курсанта овладения настоящей программы и установки на овладение её положениями); «Исторический» (содержит исторические сведения о становлении и развитии права и закона в России); «Конституционный» (направлен на изучение конституционных прав и обязанностей гражданина); «Воспитательный» (состоит из мероприятий воспитательной и культурно-досуговой работы правовой направленности).
Технологический компонент включает технологию правого воспитания курсантов морского вуза состоящую из следующих элементов: реализация целевой программы; методы (беседы, объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, частично поисковый); приемы и средства (учебное оборудование, дидактическая техника, технические средства воспитания, учебно-педагогические средства); формы (лекции, групповые беседы, тематические вечера, викторины, диспуты, встречи с ветеранами и сотрудниками правоохранительных органов, вечера вопросов и ответов, написание рефератов и эссе и др.).
Рефлексивно-оценочный компонент представлен критериями и их показателями, позволяющие контролировать ход повышения уровня правовой воспитанности, законопослушности и правовой активности курсантов морского колледжа.
Результатом реализации рассматриваемой педагогической модели является курсант морского колледжа со сформированной гражданско-правовой позицией и высоким уровнем правовой воспитанности, культуры и законопослушности.
Таким образом, предлагаемая модель позволяет конструктивно организовать процесс правового воспитания курсантов морского колледжа позволяющий им накопить определенную совокупность правовой информации, правовых знаний, которая постепенно превращается в правовое сознание, правовое мировоззрение, правовые убеждения, в готовность действовать и руководствоваться этими убеждениями, привычки правомерного поведения и законопослушности.
1. Рядовой А.П. Управление процессом гражданско-патриотического воспитания студентов в учреждении среднего профессионального образования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Омск, 2010.
2. Томилина С.Н. Теория и практика государственно-патриотического воспитания флотской молодёжи. Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2017.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 Судовождение. Available at: / http://www.morflot.ru
4. Корнилова М.Ю., Томилин А.Н. Патриотическое воспитание учащихся морского вуза в условиях города-героя. Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2017.
5. Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: конспект лекций. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2010.
6. Томилин А.Н., Хекерт Е.В. Развитие мотивации к профессиональной карьере у флотских специалистов: монография. Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2018.
References
1. Ryadovoj A.G. Upravlenie processom grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya studentov v uchrezhdenii srednego professional'nogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 2010.
2. Tomilina S.N. Teoriya ipraktika gosudarstvenno-patrioticheskogo vospitaniya flotskojmolodezhi. Novorossijsk: RIO GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2017.
3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovaniya po special'nosti 26.02.03 Sudovozhdenie. Available at: /http://www.morflot.ru
4. Kornilova M.Yu., Tomilin A.N. Patrioticheskoe vospitanie uchaschihsya morskogo vuza v usloviyah goroda-geroya. Novorossijsk: RIO GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2017.
5. Vajndorf-Sysoeva M.E., Krivshenko L.P. Pedagogika: konspekt lekcij. 2-e izd., pererab. i dop. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2010.
6. Tomilin A.N., Hekert E.V. Razvitie motivacii kprofessional'noj kar'ere u flotskih specialistov: monografiya. Novorossijsk: RIO GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2018.
Статья поступила в редакцию 12.10.18
УДК 372.880.82.
Kasarova V.G., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Department of Russian language for foreign citizens, Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI) (Moscow, Russia), E-mail: kas.ler@mail.ru
Kremenetskaya L.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Russian language for foreign citizens, Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI) (Moscow, Russia), E-mail: kremenetskaya.l@mail.ru Nikishina Y.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Russian language for foreign citizens, Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI) (Moscow, Russia), E-mail: julia-nikishina@yandex.ru
THE TRAINING OF FOREIGNERS TO ASPECT OF THE RUSSIAN VERBS AT AN ADVANCED STAGE OF LANGUAGE LEARNING. Teaching foreigners the types of Russian verb has always been and remains an important topic, as evidenced by numerous mistakes not only students of preparatory faculties, but also foreigners who have long graduated from high school. In the article, the authors substantiate the importance of using non-adapted literary texts when studying types of Russian verbs at an advanced stage of teaching Russian to foreigners and offers options for choosing texts of Russian classical literature and working with them. For example, the authors use excerpts from the story of Turgenev ''Bezhin Meadow''. The work analyzes typical mistakes of foreigners, when choosing and formation aspect and tense forms of the Russian verb, are the peculiarity of working with verbs and their forms at an advanced stage of learning the Russian language is described. Key words: linguodidactics, verb, verb aspect, advanced stage of learning, literary text, language errors.
В.Г. Касарова, канд. ист. наук, доц., Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), каф. русского языка для иностранных граждан, г. Москва, E-mail: kas.ler@mail.ru
Л.С. Кременецкая, канд. пед. наук, ст. преп. каф. русского языка для иностранных граждан, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), г. Москва, E-mail: kremenetskaya.l@mail.ru
Ю.В. Никишина, канд. пед. наук, ст. преп. каф. русского языка для иностранных граждан, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), г. Москва, E-mail: julia-nikishina@yandex.ru
К ВОПРОСУ ОБ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАНЦЕВ ВИДАМ РУССКОГО ГЛАГОЛА НА ПРОДВИНУТОМ ЭТАПЕ
Обучение иностранцев видам русского глагола всегда было и остается актуальной темой, о чем свидетельствуют многочисленные ошибки не только студентов подготовительных факультетов, но и иностранцев, давно окончивших вуз. В статье автор обосновывает значимость использования неадаптированных художественных текстов при изучении видов русского глагола на продвинутом этапе обучения русскому языку иностранцев и предлагает варианты выбора текстов русской классической литературы и работы с ними. Для примера автором используются отрывки из повести И.С. Тургенева «Бежин Луг». Анализируются типичные ошибки иностранцев при выборе и образовании видо-временных форм русского глагола, описывается особенность работы с глаголами и их формами на продвинутом этапе обучения русскому языку.
Ключевые слова: лингводидактика, глагол, вид глагола, продвинутый этап обучения, художественный текст, языковые ошибки.
Из всех частей речи глагол выделяется лингвистами как самая сложная и самая ёмкая грамматическая категория слов, характеризующаяся огромной потенциальной силой экспрессии, так как обладает широкими возможностями описания жизни в её развитии, движении. А.Н. Толстой писал: «Движение и его выражение - глагол - являются основой языка. Найти верный глагол для фразы - это значит дать движение фразе» [1, с. 212]. В художественных произведениях всё, о чём рассказывает автор, лишь тогда «оживает», когда события, люди, их поступки представлены в динамике, в действии. Это закон художественного отображения жизни, о котором знали ещё античные авторы. Аристотель писал: «Те выражения представляют вещь наглядно, которые изображают её в действии» [2, с. 200]. Об экспрессивных возможностях русского глагола говорили многие лингвисты и писатели. Н. Преч отмечал, что глагол «придаёт речи жизнь», «присутствием своим животворит отдельные слова» [3, с. 292]. Плагол во всём богатстве его семантики, со свойственными ему значениями грамматических форм и возможностями синтаксических связей, при многообразии стилистических приёмов употребления, является неисчерпаемым источником экспрессии.
При обучении иностранцев глаголу важно отметить, что в разных стилях речи глаголу отводится неодинаковая роль. Так, употребление глагольных форм сводится до минимума в официально-деловом стиле, который отличается наиболее ярко выраженным именным характером речи. Здесь средняя частота употребления глаголов на каждую тысячу слов равна 60, в то время как в научном стиле она составляет 90, а в художественной речи - 151.
Итак, глагол - очень важная часть речи, по частоте употребления занимающая второе место после существительного. Плагол обозначает действие и поэтому обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, различных явлений природы. Сила русского глагола заключается в способности не только называть действие, но и показывать, как оно протекает во времени. Оно может длиться долго, может произойти в один момент, может обозначать начало или конец действия. Всё это выражается с помощью видов глагола.
Категория вида в русском языке пронизывает всю систему глагольных форм: времена, наклонения, залоги. Следовательно, она занимает важное место в системе русского глагола, составляя его характерную специфическую черту и является наиболее трудным разделом русской грамматики, о чём свидетельствуют частые грамматические ошибки не только студентов-иностранцев, но и иностранцев, которые уже закончили обучение в вузах и проживают в России долгое время. Русские усваивают разницу в значении и употреблении совершенного и несовершенного видов глагола в раннем детстве, одновременно с приобретением навыков говорения и мышления на родном языке и формированием русской языковой картины мира. Для нерусских студентов, особенно для тех, чей язык не принадлежит к славянским языкам, усвоение видов русского глагола вызывает огромные трудности. Сложна для понимания видовая семантика, трудны сами формы выражения видовых значений из-за их многообразия и неоднозначности. При функционировании глаголов в речи в раскрытии семантического потенциала совершенного и несовершенного вида принимают участие различные факторы