Научная статья на тему 'Основные концептуальные положения формирования системы кадрового обеспечения инновационной экономики России'

Основные концептуальные положения формирования системы кадрового обеспечения инновационной экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
399
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / СИСТЕМА КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / КОНЦЕПЦИЯ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / INNOVATION ACTIVITY / INNOVATIONAL ECONOMICS / SYSTEM OF THE STAFF ENSURING / STAFF RESOURCES / CONCEPTIONAL APPROACH / CONCEPTION / STAFF TRAINING / HUMAN CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Славиковский Алексей Олегович

Отражены основные положения разработанной автором концепции совершенствования формирующейся системы кадрового обеспечения научно-технической и инновационной деятельности в России. Выделены основные этапы модернизации существующей системы подготовки кадров для инновационной экономики, перечислены главные мероприятия и практические рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Славиковский Алексей Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN CONCEPTIONAL CONDITIONS OF FORMATION OF THE INNOVATIONAL ECONOMIC SYSTEM OF THE STAFF ENSURING

In this article the are reflected the main positions of the authors’ conceptions of the perfection of the forming system of the staff ensuring and the scientific-technical and innovational activity in Russia. The main stages of the modernization of the now existing system of the staff training for the innovational economics are also reflected here, the main steps and practical recommendations are listed.

Текст научной работы на тему «Основные концептуальные положения формирования системы кадрового обеспечения инновационной экономики России»

УДК: 331.101. 26; 331.522. 4

А. О. Славиковский

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Отражены основные положения разработанной автором концепции совершенствования формирующейся системы кадрового обеспечения научно-технической и инновационной деятельности в России. Выделены основные этапы модернизации существующей системы подготовки кадров для инновационной экономики, перечислены главные мероприятия и практические рекомендации.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационная экономика, система кадрового обеспечения, кадровые ресурсы, концептуальный подход, концепция, подготовка кадров, человеческий капитал.

Совершенствование системы обеспечения кадрами инновационной сферы деятельности России предполагает выработку нового концептуального подхода модели отечественного образования, которая должна базироваться на механизме эффективной реализации основополагающих функций образования - социальной адаптации, обеспечения рынка труда рабочими кадрами и производства инноваций.

Для того чтобы разработать предложения, направленные на совершенствование обеспечения кадрами инновационной сферы деятельности России, нужно иметь представление о предмете, основополагающей идее для комплексного освещения, обозначения главного мотива конструктивного принципа в указанном виде деятельности, т. е. разработать концептуальный подход для решения проблемы обеспечения кадрами инновационной сферы деятельности России на будущее.

По мнению автора, многие из разработанных концепций не имеют системного характера и, кроме того, предлагаемые направления модернизации образовательной системы, формы и методы содержат далеко не всю совокупность образовавшихся проблем. Например, одни из них анализируют обеспечение кадрами науки в целом, другие затрагивают вопросы подготовки управленческих кадров, третьи

- инновационных технологий в деятельности учреждений высшего образования, четвертые - ориентируются на подготовку кадров со средним специальным образованием, пятые - направляют свою работу на решение проблем послевузовского образования и переподготовки кадров и т. д.

Для определения основных концептуальных положений формирования системы кадрового обеспечения инновационной экономики необходимо, чтобы принципы организации образования полностью удовлетворяли тем принципам, на которых сформированы инновационная экономика и информационное общество. К таковым принципам можно отнести следующие:

- предельная нелинейность и гибкость организационных форм социальной сферы и производства;

- акцентирование внимания на креативности, таланте и инициативности человека как главного ресурса экономического и социального развития;

- неоднократные изменения технологий за краткосрочные промежутки времени;

- изменение исходных положений социального позиционирования: от материального капитала и единожды приобретенной профессии к социальному капиталу и способности адаптироваться к ситуации;

- введение процессов приобретения и обновления знаний во все производственные и общественные процессы;

- наличие в распоряжении двух инновационных путей деятельности: рождение и продвижение инноваций и их обоснованный отбор и освоение.

Разработать абсолютный вариант концепции создания результативно функционирующего комплекса сохранения имеющихся и воспроизводства новых кадровых ресурсов для инновационной деятельности - задача сложного характера. Поэтому в данной статье предпринята попытка выработать систему взаимосвязанных методов, форм и средств модернизации данного комплекса, опираясь на действующие внутренние и внешние факторы, специфику самой образовательной системы, ресурсов и особенностей, которыми обладают регионы и страна для реализации обозначенных целей.

Самыми важными в данной концепции являются те пункты, которые или мало изучены, или имеют дискуссионный характер, или вообще отсутствуют. Поскольку указанная проблема подготовки специалистов для инновационной деятельности явно имеет системный характер, то для ее решения также необходим системный подход, который требует к тому же и ключевых решений.

После глобального финансово-экономического кризиса стабилизация экономики в России должна базироваться на развитии инновационной деятельности во всех отраслях промышленности и народного хозяйства, что близко связывает рост ВВП и подготовку кадров соответствующей квалификации [1, 2]. Инновационное развитие любого региона

предопределяет в качестве главной государственной задачи привлечение к социальному партнерству и организации профессионального образования органов государственного и муниципального управления, специалистов и работодателей, с тем чтобы удовлетворить потребность инновационных сфер экономики в кадрах соответствующей квалификации.

Имеющийся перекос в подготовке специалистов в сфере высшего профессионального образования, а также возникшая «демографическая яма» привели к уменьшению числа студентов и абитуриентов в этой области образования. Наряду с этим возникла проблема резкого падения авторитета рабочих профессий у молодого поколения, обозначился процесс старения рабочих кадров и их естественная убыль. Так, например, средний возраст рабочего в Российской Федерации составляет в настоящее время 40-50 лет [3].

Подготовка кадров соответствующей квалификации для инновационной деятельности касается не только сферы образования, но и сферы экономики в целом, тем самым являясь межотраслевой задачей.

При формировании концептуальных положений системы кадрового обеспечения инновационной экономики необходимо, чтобы государство взяло на себя роль гаранта по созданию условий для воплощения в жизнь следующих стратегических целей:

- создание необходимых предпосылок для всеобъемлющего развития и увеличения конкурентоспособности человеческого капитала как основы формирования экономики знаний;

- формирование условий перехода экономики России с постиндустриального на инновационный путь развития, рост престижа образования в социально-экономическом развитии регионов и страны в целом;

- нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение деятельности системы высшего профессионального образования;

- целенаправленное сохранение единого образовательного пространства;

- комплексная модернизация всей области образования.

Главным условием благополучного решения установленных задач, по мнению автора, является процесс возвращения государства в сферу образования, увеличение его регулирующей функции в обеспечении потребностей общества в услугах образовательного комплекса.

Непременным является условие сохранения существующего и дальнейшего наращивания кадрового потенциала, поскольку это необходимый пункт становления российской экономики на инно-

вационный путь развития. Лишь только с новыми кадрами можно создать новую экономику, основанную на инновационном цикле развития, выйти из системного кризиса и успешно конкурировать на международном рынке наукоемкой продукции.

К тому же ни в коем случае нельзя отказываться от существующей системы образования, которая имеет свои положительные качества и главным образом развивается и функционирует в верном направлении, испытывая при этом определенные проблемы, включая недостаточную поддержку со стороны государства. Нужно дополнять ее новыми организационными формами, эффективными мерами поддержки со стороны государства и частного бизнеса при условии осуществления в кадрах самих сфер образования значимых преобразований за счет собственных средств.

Очевидно, что образовательная система пока не может эффективно функционировать в новой экономике и, соответственно, в новой социально-экономической формации в целом. Следствием этого является тот факт, что кадровые ресурсы страны плохо подготовлены к работе с новыми технологиями, к деятельности на внутреннем и международном рынках, к эффективному использованию зарубежных и отечественных инвестиций. Для успешного решения этой проблемы нужно разработать систему мер по формированию у всего населения страны нового, инновационно ориентированного типа мышления.

Процесс интеллектуализации труда привел к существенной трансформации социального представления о личностных приоритетах обучаемых, поставив на первое место образованность, креативность, непрерывность самообразования. В результате возникло противоречие между данными приоритетами и существующей системой образования, что повлекло за собой необходимость в создании новых и инновационных специальностей.

Далее следует отметить, что, поскольку образовательные услуги обретают форму товара и ликвидирована существовавшая ранее государственная система планирования подготовки кадровых ресурсов с последующим индивидуальным их распределением, нужно выработать результативно действующий рыночный механизм подготовки кадров и их дальнейшего трудоустройства.

Для решения этой задачи можно сформировать систему постоянного мониторинга тех профессий и специальностей, которые нужны развивающейся в инновационном направлении экономике сейчас и в будущем, а также эффективно действующую систему содействия трудоустройству выпускников вузов, включая развитие государственной системы подготовки кадров и их распределение по приоритетным направлениям развития науки и техники.

Относительно проблем подготовки рабочих кадров на базе вузов необходимо отметить, что они также связаны с недостаточным уровнем поддержки и развития материально-технической базы, со сложностью создания новых центров вузовской, межвузовской, межрегиональной подготовки и интегрированных комплексов. Подобные проблемы можно решить при помощи следующих действий:

- содействовать созданию новых и поддержке уже существующих центров профессиональной подготовки рабочих кадров в рамках вузов;

- обеспечить возможность подготовки рабочих кадров в вузах, отвечающих требованиям к специальностям, установленных ГОС ВПО;

- создать необходимые условия по подготовке педагогических кадров в вузах для системы вну-тривузовского обучения рабочим профессиям;

- способствовать формированию университетских комплексов и исследовательских университетов, включающих вузы, колледжи и техникумы, научно-исследовательские институты и предприятия.

Процесс формирования национальной инновационной экономики невозможен без должного реформирования системы образования. Концепция образовательной деятельности должна органически вписываться и быть адекватной задачам построения национальной инновационной экономики, которые заключаются в следующем:

- создание системы приоритетов;

- регулирование прав на интеллектуальную собственность, появившуюся в процессе выполнения работ, финансируемых из бюджетных средств;

- построение инфраструктуры коммерциализации технологий.

По мнению автора, среди представленных главных направлений необходимо наличие и четвертого - это обеспечение национальной инновационной экономики кадрами соответствующей квалификации, без которых она не сможет эффективно функционировать. А основная функция по их подготовке должна быть возложена на вузы, поэтому необходимо обеспечить качественное и полномасштабное развитие вузовского сектора науки.

Место и роль вузовского сектора образования в инновационном и научно-техническом комплексе страны и регионов должны быть более значимыми. Необходимо принять соответствующие меры, связанные со структурно-функциональной реорганизацией учреждений в области образования и науки с целью их дальнейшей интеграции и создания сети образовательно-научно-инновационных комплексов различного типа.

Кроме этого, важным аспектом является увеличение доли госбюджетного финансирования вузовского сектора науки, где первостепенная задача за-

ключается в обеспечении базового финансирования научных школ вузов.

Несмотря на многочисленные негативные высказывания относительно концепции участия Российской Федерации в управлении госорганизация-ми, работающими в сфере образования и науки, некоторые ее пункты видятся крайне перспективными. Особенно это касается идеи необходимых организационно-правовых преобразований, связанных с процессом дальнейшей интеграции образования и науки и формирования инновационной сферы деятельности.

Необходима структурно-функциональная модернизация высшей школы, поскольку структурная и институциональная перестройка высшего профессионального образования позволит создать образовательную систему, отвечающую требованиям инновационной экономики, через реализацию своей триединой функции: подготовку соответствующих кадров, проведение научных исследований и осуществление инновационной деятельности.

Обеспечение формирующейся инновационной экономики России кадрами соответствующей квалификации помимо проблемы их подготовки включает также проблему закрепления данных кадров в стране.

Связано это с тем, что процесс глобализации, повышения мобильности квалифицированных специалистов привел к созданию рынка высокоразвитого человеческого капитала, участниками которого являются люди с высшим образованием. На этом рынке XXI в. богатые страны стремятся самыми разными способами привлечь и удержать самых подготовленных специалистов мира. Примерно 25 % обучающихся в аспирантурах США составляют иностранцы. В численном выражении это означает, что до 100 тыс. выпускников вузов из других стран выходят на американский рынок высокоразвитого человеческого капитала [4]. Большинство из них получили базовое образование и первые академические степени у себя на родине, т. е. затраты на их первичное профессиональное обучение были взяты на себя не страной их трудоустройства. Это реальность, которая выдвигает на передний план проблему «утечки умов».

За последние 15 лет большая часть выпускников российских вузов, получив высшее образование и даже окончив аспирантуру, особенно по приоритетным направлениям, отправляются за границу в поисках своего трудоустройства. Причины данного явления общепонятны. В итоге Россия фактически осуществляет финансирование подготовки высококвалифицированных кадров для других высокоразвитых стран, при этом тратя не только существенные финансовые ресурсы, но и, что

немаловажно, уменьшая тем самым свой интеллектуальный потенциал.

Следовательно, необходимо разработать и реализовать систему мер, которая позволит изменить сформировавшуюся ситуацию. В результате целесообразным будет осуществление следующего комплекса мер:

- необходима государственная поддержка образовательной, научно-технической и инновационной деятельности. Для этого можно использовать совокупность методов, форм, инструментов прямого и косвенного регулирования, включая льготное налогообложение;

- необходимо повысить статус научного работника и преподавателя высшей школы, без чего невозможно будет преодолеть проблему непривлекательности для молодого поколения образовательной и научно-технической деятельности;

- необходимо разработать и реализовать систему мер, направленных на привлечение и закрепление молодых научных кадров, например за счет широкого внедрения образовательного кредита населению страны.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что в России должна сформироваться система подготовки кадров с высшим образованием, которая позволит реализовать главную цель модернизации образовательного комплекса - повышение степени доступности качественного образования, которое полностью отвечает требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям как общества, так и отдельного человека.

Достижение этой цели подразумевает решение следующих приоритетных задач, которые определены в качестве основных концептуальных положений формируемой системы кадрового обеспечения инновационной экономики:

1. В сфере экономической и финансово-хозяйственной деятельности:

- для государственных и негосударственных организаций, оказывающих качественные образовательные услуги, нужно создать равные условия к их доступу к образовательной инфраструктуре, государственному и муниципальному финансированию;

- необходимо обновление механизма финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами и целями инновационного развития экономики;

- увеличение заинтересованности работников сферы образования в формировании и развитии учебно-производственных видов предпринимательской деятельности;

- рост объема средств, используемых на финансирование научных исследований в вузах;

- поиск дополнительных финансовых ресурсов, отработка механизма деятельности попечительских советов образовательных учреждений;

- ужесточение контроля в области целевого и эффективного использования находящейся во владении университетов федеральной собственности, а также бюджетных средств, выделенных на их содержание.

2. В сфере модернизации сущности образования:

- подготовка кадров для всех отраслей должна осуществляться на сбалансированной основе, без явных отклонений как в сторону индустриального производства (как в советский период), так и в сторону гуманитарных областей и сферы услуг (начальный этап постсоветского периода);

- реализация компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических навыков;

- введение государственных образовательных стандартов, включая создание и разработку регионально-национального компонента образовательного стандарта;

- введение профилирующих программ общеобразовательной подготовки;

- обновление системы образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, включая образование федеральных и национально-исследовательских университетов;

- овладение новыми педагогическими технологиями в образовательном процессе.

3. В сфере подготовки кадровых педагогических ресурсов:

- формирование комплекса мер по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров;

- вовлечение студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования, что позволит не только сохранить известные в мире российские научные школы, но и вырастить новое поколение исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний;

- развитие инновационной деятельности непосредственно в системе высшего профессионального образования;

- рост оплаты труда работникам образовательных учреждений с учетом качества и результатов их трудовой деятельности до размеров, сопоставимых с уровнем оплаты в экономической сфере и выше ее;

- предоставление гарантий социальной защищенности молодым работникам в сфере образования.

4. В сфере модернизации институтов образовательной системы как инструментов воспитания и социальной поддержки студентов и учащихся:

- осуществление контроля за соблюдением законодательства по вопросам социальной защиты студентов и учащихся;

- развитие инфраструктуры социальной мобильности учащихся;

- формирование и развитие финансовых элементов социальной мобильности учащихся, включая образовательные кредиты;

- становление системы выявления и содействия одаренным детям и талантливой молодежи;

- развитие у молодого поколения востребованности рабочих профессий через средства массовой информации;

- формирование образовательной среды, предоставляющей услуги качественного образования и эффективной социализации для лиц с ограниченными возможностями.

5. В сфере формирования эффективной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров:

- образование автономной системы, занимающейся вопросами сертификации профессиональных квалификаций;

- формирование системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования, включая комплекс поддержки корпоративных программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

- формирование системы поддержки учреждений, осуществляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования.

6. В сфере управления, нормативно-правового законодательства и контроля в области образования:

- подготовка нормативных документов в соответствии с требованиями действующего закона об образовании;

- модернизация действующего механизма по аккредитации и аттестации учреждений высшего профессионального образования;

- проведение мероприятий, направленных на повышение экономической и юридической грамотности руководителей финансово-хозяйственной деятельности в образовательных учреждениях;

- приведение в соответствие с потребностями рынка труда объемов и структуры подготовки кадровых ресурсов.

7. В сфере создания инструментов оценки качества и целесообразности образовательных услуг при участии их потребителей:

- формирование системы объективного контроля за качеством профессионального образования;

- создание механизма участия общественных институтов и потребителей в реализации контроля и проведения оценки качества образования;

- формирование открытой, прозрачной системы информирования граждан об образовательных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

услугах, предоставляющей доступность, полноту, своевременное обновление и достоверность информации.

Рост конкурентоспособности российского образования - это главный критерий его высокого качества, что позволит России позиционировать себя в роли одного из лидеров в области экспорта образовательных услуг.

По мере исполнения концепции модернизации образовательного комплекса с целью подготовки соответствующих кадровых ресурсов для инновационной деятельности, осуществления институциональных реорганизаций, обеспечивающих повышение эффективности использования бюджетных средств в области образования, текущие расходы в этой сфере непременно возрастут, а это вызовет необходимость обеспечения роста расходов на образование в ВВП.

Однако расходы консолидированного бюджета России на образование составят в 2012 г. 4 % ВВП, а в 2013 г. - 4,2 % ВВП. Данные расходы крайне недостаточны в рамках проводимой модернизации системы образования, в том числе с учетом реализации стратегии инновационного развития экономики РФ, поскольку в развитых странах на сферу образования тратится до 9-14 % ВВП [5].

При помощи новых механизмов финансирования и значительного расширения возможностей исследовательской работы в высшей школе будет осуществляться омоложение и обновление профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений. Кроме того, тем, кто показывает высокий уровень квалификации и научного потенциала, необходимо увеличить и дополнить систему грантов и доплат, которые в совокупности могут обеспечить уровень вознаграждения, схожий с зарубежными университетами и российским бизнесом. Эти меры позволят увеличить долю преподавателей высшей школы, занимающихся научными исследованиями, с 16 % в 2007 г. до 35 % в 2015 г. и 42 % в 2020 г. [6].

Основополагающим фактором инновационного развития России является повышение качества инженерно-технического образования. Поэтому эффективность проводимой реформы в сфере образования во многом будет зависеть от того, насколько эта значимость отражена на уровне целого ряда основополагающих государственных документов, содержащих в себе комплекс мероприятий, конкретизирующих задачи по совершенствованию технологий и содержания образования, структуры образовательной системы, законодательной базы и организационно-финансовых механизмов сферы образования, а также по укреплению связей образования, науки, промышленности и рынка труда.

Список литературы

1. Чупина С . В . Человеческий капитал и современная экономика России // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2011. Вып . 12 .С .71-74 .

2 . Таюрский А. И . Концептуальные основы формирования системы кадрового обеспечения инновационного производства // Вестн . Том-

ского гос . пед . ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2011. Вып . 12 . С . 101-103 .

3 . Медведев Д . А . Технологическая модернизация должна ориентироваться на использование инноваций // Ученый совет . 2010 . № 2 .

4 . Бездудная А . Г . Тенденции развития высшего образования США и России // Экономическое возрождение России . 2008. № 1. С . 41-49 .

5 . Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г . / Министерство экономического развития Российской

Федерации . URL: http://www.economy.gov.ru/ minec/activity/sections/innovations/doc20101231_016

6 . Сазонова З . С . Интеграция образования, науки и производства как методологическое основание подготовки современного инженера .

М .: Изд-во МАДИ (ГТУ), 2007 . 487 с .

Славиковский А. О., аспирант.

Сибирский государственный технологический университет.

Ул. Урванцева, 16, Красноярск, Россия, 660118.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 10.10.2012.

A. O. Slavikovski

THE MAIN CONCEPTIONAL CONDITIONS OF FORMATION OF THE INNOVATIONAL ECONOMIC SYSTEM

of the STAFF ENSURING

In this article the are reflected the main positions of the authors’ conceptions of the perfection of the forming system of the staff ensuring and the scientific-technical and innovational activity in Russia. The main stages of the modernization of the now existing system of the staff training for the innovational economics are also reflected here, the main steps and practical recommendations are listed.

Key words: innovation activity, innovational economics, system of the staff ensuring, staff resources, conceptional approach, conception, staff training, human capital.

Siberian State Technology University.

Ul. Urvantzeva, 16, Krasnoyarsk, Russia, 660118.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.