УДК 332. 133. б
А. И. Таюрский
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ИННОВАЦИОННОГО ПРОИЗВОДСТВА
По содержанию инновационное производство необходимо рассматривать в единстве экономических, юридических, административных и социальных мер. В настоящей концепции упор делается не только на повышение профессионального уровня рабочих кадров и специалистов, но и на стимулирование инвестиционной привлекательности отраслей при помощи административных мер и инновационной политики.
Ключевые слова: инновационное производство, инвестиционная политика, социальное партнерство, кадровый потенциал, конкурентоспособность.
Безусловно, данные аспекты оказывают сильное влияние на конкурентоспособность инновационного производства. Однако невозможно применять инновационный процесс без сильного высококвалифицированного кадрового обеспечения промышленных отраслей. Также для эффективной инвестиционной политики необходимо вкладывать финансовые ресурсы в производство, уже обеспеченное рабочими кадрами и специалистами, подготовленными на мировом уровне.
Модернизированная система кадрового обеспечения должна кардинально отличаться от существующей системы подготовки кадров путем подготовки нового работника информационного типа, ориентированного на непрерывное профессиональное образование, подготовленного по интегрированным учебным программам, разработанным исходя из нужд экономики и образования в равной степени [1].
Кроме того, новая система кадрового обеспечения должна подразумевать и другой финансовый механизм реализации всех положений реформирования профессионального образования.
Система профессионального образования имеет большое значение для подготовки кадров для различных отраслей и сфер деятельности. В последние годы его роль возрастает. Происходит качественное обновление содержания образования, переход на разноуровневость и вариативность, усиление ориентации на удовлетворение потребностей населения, отработка гибких образовательных структур, обладающих способностью к быстрому перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями экономики и населения в образовательных услугах.
Систему профессионального образования следует рассматривать как ведущее звено территориально-отраслевой системы подготовки квалифицированных кадров из числа молодежи и профессионального обучения взрослого населения, которая осуществляется в государственных и негосударственных образовательных учреждениях, включая образовательные структуры крупных акционерных
и частных предприятий, имеющих государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности.
В условиях сложившейся бюджетно-рыночной модели воспроизводства рабочей силы, недофинансирования системы профессионального образования образовательные учреждения должны входить в рыночные отношения через обновленный механизм своего функционирования:
как производители образовательных услуг (основная экономическая функция);
как потребители рабочей силы и финансовых средств для воспроизводства кадрового и материально-технического потенциала, а также содержания и развития профессиональных учебных заведений;
как основные поставщики кадров для реальной экономики.
Таким образом, учреждения профессионального образования должны адаптироваться не только к рынкам труда и образовательных услуг, но и к формирующемуся инновационному производству.
Учреждения профессионального образования в своей деятельности должны совместно с региональными органами управления образованием, работодателями и Федеральной государственной службой занятости населения обеспечивать потребности промышленности региона в целом, но и инновационного производства в особенности в квалифицированных рабочих и специалистах, согласуя спрос предприятий на подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Внешняя эффективность работы образовательных учреждений профессионального образования должна определяться ростом спроса инновационных предприятий и населения на их услуги, числом выпускников, принятых на работу или продолжающих обучение в профессиональных образовательных учреждениях. Эти критерии определяют качество подготовки квалифицированных кадров и их привлекательность для работодателей и населения. Внутренняя эффективность определяется рациональным использованием ресурсов учебно-хозяйствен-
ного процесса, их возрастанием за счет государственных субвенций, капитализации внебюджетных доходов образовательных учреждений и привлечения частных инвестиций. Учреждения профессионального образования могут выступать конкурентами или социальными партнерами других образовательных учреждений, в том числе негосударственных, осуществляющих подготовку кадров из числа молодежи и профессиональное обучение взрослого населения региона.
Система профессионального образования может выступать в качестве базового профессионального образования для лиц, продолжающих обучение в учреждениях профессионального образования по совместимым отраслевым профессиям с соответствующим сокращением программ обучения.
За профессиональными образовательными учреждениями должно быть юридически закреплено право подготовки не только квалифицированных рабочих, но и специалистов.
Стабилизация экономики Российской Федерации после глобального экономического кризиса возможно только при условии постоянного развития инновационного производства. Это тесным образом связывает рост ВВП и подготовку кадров. Промышленное развитие любого региона ставит в качестве актуальной государственной задачи привлечение органов государственного и муниципального управления, работодателей и специалистов к социальному партнерству и организации профессионального образования с целью удовлетворения потребностей промышленных предприятий в специалистах соответствующей квалификации [2].
Существующий перекос в подготовке специалистов в системе высшего профессионального образования и наметившаяся «демографическая яма» приведут к снижению числа абитуриентов и студентов в начальном и среднем профессиональном образовании. Вместе с тем происходит падение престижа рабочих профессий у молодежи, старение рабочих кадров и их естественная убыль. Так, средний возраст рабочего по России составляет в настоящее время 54 года, желают получить рабочую профессию по России - 4 % молодых людей.
Социальное партнерство становится важнейшим средством повышения качества профессионального образования и адаптации молодых кадров к новым экономическим условиям посредством совместных усилий социальных партнеров по сохранению кадрового потенциала предприятий, созданию новых рабочих мест, профессиональному внутрифирменному обучению работников, предоставлению социальных гарантий высвобождаемым работникам, направляя их на обучение и переподготовку.
Подготовка кадров относится не только к области образования, но и к сфере экономики, являясь
межотраслевой задачей. В связи с этим решение проблем, обострившихся в последние годы в области подготовки кадров, приобретает особую важность.
В концепции модернизации российской системы образования особое место отводится профессиональному образованию. Необходимо создать условия для сознательного выбора молодежью профессии или специальности как гарантии надежности социального статуса и ее адаптации к реалиям жизни [3].
Для этого необходимо модернизировать все уровни профессионального образования.
Согласно прогнозу Федеральной государственной службы занятости населения, заметного улучшения перспектив занятости инженерно-технических кадров, в связи с перепроизводством работников данного профиля и насыщением спроса на них в прежние годы, не ожидается. Соответственно сократится спрос на малоквалифицированных и неквалифицированных рабочих.
Возникает необходимость реагировать на конъюнктуру рынка труда, предвидеть ее изменения. В этой связи предстоит модернизация содержания и структуры профессионального образования в соответствии с требованиями отраслей промышленности, сферы услуг. Для этого необходимо создание системы постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей промышленности в соответствующих кадрах различной квалификации и эффективной системы содействия трудоустройству выпускников, включая развитие целевой контрактной подготовки кадров, формирование у всех выпускников учебных заведений профессионального образования готовности к самоопределению в вопросах выбора работы и открытию собственного дела.
Работу по подготовке кадров необходимо вести в соответствии с Концепцией модернизации образования, в которой делается упор на недостаток подготовки кадров и на перепроизводство специалистов по отдельным специальностям с высшим образованием, а также в соответствии с концепцией государственной социальной промышленной политики, создание которой крайне необходимо в сложившихся условиях.
Социальное партнерство - это относительно новое явление общественной практики, связанное с развитием демократических начал. Именно этим можно, на наш взгляд, объяснить слабую научную разработанность данной проблемы. Она практически не исследована применительно к специфике организации социального партнерства в учреждениях профессионального образования. В связи с этим необходимо усиливать научно-исследовательскую работу в этой области, что создает методиче-
скую основу для научного обоснования новых методов социального партнерства в профессиональном образовании.
Для стабилизации и развития системы профессионального образования необходимо реализовать следующие мероприятия по созданию системы социального партнерства и отработке схемы взаимодействия между органами службы занятости населения, работодателями, учебными заведениями профессионального образования по осуществлению адресной подготовки кадров, заключению прямых договоров и содействию трудоустройству выпускников.
Для служб занятости это выгодно тем, что позволяет заключать договоры на обучение и переобучение безработных граждан по специальностям, конкурентоспособным на рынке труда, для профессиональных учебных заведений - это дополнительная возможность увеличить внебюджетный доход и выпустить квалифицированных кадров, востребованных на рынке труда [4].
Невозможно актуализировать содержание профессионального образования и обеспечить повышение выпускных стандартов, их ориентацию на международный уровень, не предусмотрев участие работодателей в формировании стандартов. Инновационные предприятия предъявляют конкретные требования к профессиональной подготовке выпускников учреждений профессионального образования, которые проектируют учебный процесс так, чтобы максимально удовлетворить эти требования. Кроме того, сотрудничество с работодателями позволяет студентам профессиональных учебных заведений проходить практику на предприятиях под руководством более опытных специалистов и способствует их трудоустройству.
Развитие системы непрерывного профессионального образования является одним из факторов, влияющих на качество образования, которое предполагается изучать в дальнейшем исследовании, по обеспечению кадрами развивающегося инновационного производства.
Список литературы
1. Корнева О . Ю . Формирование и развитие инновационного образования // Вестник Томского гас . пед . ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2007 . Вып . 9 (72) . С . 35-38.
2 . Сизов В . В ., Таюрский А . И . Формирование региональной промышленной политики на основе кластерного подхода // Там же . С . 81-84 .
3 . Пушкина О . В . Профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного обучения // Там же . 2009 . Вып . 1 (72) . С . 29-
32
4 . Лобанова Е . Э . Взаимодействие региональных рынков услуг профессионального образования и труда как фактор содействия эффек-
тивной занятости молодых специалистов: моногр . Красноярск: СибГТУ, 2010 . 338 с .
Таюрский А. И., доктор экономических наук, профессор, академик РАО, председатель СО РАО,
Заслуженный учитель РФ, заслуженный деятель науки РФ; директор.
Институт проблем непрерывного образования РАО.
Пер. Казарменный, 8, Красноярск, Россия, 660021.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 01.11.2011.
A. I. Tayurskiy
CONCEPTUAL BASES OF FORMING THE REGULAR STAFF SYSTEM OF THE INNOVATIVE PRODUCTION
Innovative production should be considered in the unity of economic, legal, administrative and social measures. In this conception the emphasis is placed not only on the improvement of professional level of manual workers and specialists, but also on a stimulation of investment attractiveness of fields by means of administrative measures and innovative policy.
Key words: innovative production, investment policy, social partnership, regular potential, competitiveness.
Institute of Continuing Education Problems of the Russian Academy of Education.
Per. Kazarmenniy, 8, Krasnoyarsk, Russia, 660021.
E-mail: [email protected]