УДК 796/799
информативность парциальных показателей спортивной культуры учащихся 9-10 лет
Доктор педагогических наук, профессор, проректор по инновационным и олимпийским программам Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Ю. К. Чернышенко,
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной и дошкольной педагогики Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма В. А. Баландин, начальник курса первого авиационного факультета (базовой подготовки) Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков Г. Н. Пашков.
Контактная информация для переписки: 350005, г. Краснодар, Авиагородок, КВВАУЛ, [email protected]
Результаты многолетних исследований свидетельствуют о том, что эффективное физкультурное воспитание учащихся общеобразовательных учреждений можно организовать только на основе интеграции различных видов и форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы [2, с. 5; 4, с. 50-53; 11, с. 12-14]. При этом, по данным различных авторов, у школьников различного пола и возраста значительный интерес вызывают организованная и самостоятельная спортивная деятельность, в том числе в ходе секционных учебно-тренировочных занятий и многочисленных соревнований по различным культивируемым в общеобразовательных учреждениях видам спорта. в этой связи важной задачей научно-методического характера является определение компонентного состава личностного феномена «спортивная культура» как основы для принятия организационно-технологических и содержательных решений для его формирования и развития.
Анализ публикаций по этой проблеме позволил определить состав базовых компонентов личностной спортивной культуры индивида, подлежащих всестороннему изучению в контексте основных задач исследования, в том числе когнитивного (интеллектуального), эмоционально-волевого (аффективного), коммуникативного, морально-нравственного, мотивационного, рефлексивно-аналитического, деятельностного, технической и физической подготовленности, собственно-соревновательного [5, с. 102-107; 8, с. 18-23].
Необходимо отметить, что такой комплекс ком-
понентов личностной спортивной культуры до настоящего исследования интегрированно не изучался.
важным критерием значимости тех или иных личностных характеристик школьников является их информативность в аспекте решаемых в исследовании задач. в ходе проведенных исследований анализировалась информативность 80 показателей, входящих в состав десяти базовых компонентов личностной спортивной культуры учащихся 9-10 лет обоего пола.
Ключевые слова: информативность; компоненты личностной спортивной культуры; учащиеся 9-10 лет.
Результаты аналитической работы по изучению данных многочисленных научно-методических исследований по различным аспектам проблемы физического воспитания учащихся младших классов общеобразовательных учреждений позволяют констатировать повышение интереса ученых и специалистов-практиков к вопросам организации и содержания спортивно-ориентированной подготовки школьников [3, с. 31; 4, с. 50-52; 10, с. 15-26]. Сформулированные дидактические принципы построения данного процесса позволили в значительной мере расширить исследовательское поле научных изысканий и сформировать новое направление в теории физического воспитания детей, подростков и молодежи [9, с. 2-6]. В то же время очевидна необходимость углубленного изучения целого ряда направлений совершенствования физкультурно-спортивной подготовки младших школьников, к основным из которых относится определение информативности показателей,
входящих в состав базовых компонентов личностной физической культуры учащихся.
Результаты исследований по этой проблеме представлены в данной статье.
Методы и организация исследования. В ходе исследования использовались следующие методы:
- Анализ научно-методической литературы.
- Педагогическое тестирование для определения уровня физической подготовленности как одного из компонентов спортивной культуры учащихся.
- Психологическое тестирование для изучения части эмоционально-волевой сферы, в частности: незащищенности, тревожности, чувства неполноценности, недоверия к себе, трудности в общении, депрессив-ности (симптомокомплекс «Дом, дерево, человек» [6, с. 67-79]), замкнутости, самоконтроля (методика «Несуществующее животное» [14, с. 97-114]), саморегуляции (методика «Изучение саморегуляции» [12, с. 148-162]).
- Метод экспертных оценок для оценки морально-нравственных качеств (тест «Духовно-нравственное развитие» [1, с. 208-215]); эмоционально-волевых свойств личности: смелости, выдержки, настойчивости, инициативности, целеустремленности, самообладания, самостоятельности, организованности; техники выполнения двигательных заданий, составляющих компонент технической подготовленности.
- Опрос использовался для определения компонентов личностной спортивной культуры: когнитивного, мотивационного, деятельностного и собственно-соревновательного.
- Метод математической статистики для вычисления парных линейных коэффициентов корреляции Бравэ-Пирсона (г). Уровень достоверности коэффициентов корреляции оценивался с помощью статистических таблиц [7, с. 359-387].
Исследования проводились на базе МБОУ № 18 и МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназии № 63 г. Краснодара. В них приняли участие 236 детей 9-10 лет.
Результаты исследования. Информативность отдельных показателей спортивной культуры младших школьников определялась на основе расчета коэффициентов корреляции между результатами тестирования и критерием информативности, в качестве которого использовалась составная характеристика, формируемая путем суммирования ранговых мест результатов детей в отдельных тестах, характеризующих один из изучаемых компонентов [13, с. 18].
Данные, характеризующие информативность показателей спортивной культуры школьников 9-10 лет и дифференцированные по полу и возрасту, представлены в таблице.
Полученные данные позволили установить:
1. Дифференциацию изучаемых показателей по трем группам в зависимости от уровня информативности:
- высокоинформативные (Р<0,01);
- показатели со средним уровнем информативности (Р<0,05);
- показатели не информативные (Р>0,05).
2. Незначительные различия в количестве информативных показателей в каждой возрастной и половой группе:
- 9 лет: мальчики - 36 показателей, что составляет 45,0% от общего количества изучаемых параметров; девочки - 37 (46,8%);
- 10 лет: мальчики - 39 (48,8%); девочки - 38 (47,5%).
3. Максимальное количество информативных показателей, относящихся к мотивационному, деятельност-ному, собственно-соревнова тельному компоненту, а также к компонентам физической и технической подготовленности личностной спортивной культуры младших школьников.
Высокую степень информативности во всех половозрастных группах учащихся такого позитивного проявления эмоционально-волевых свойств детей, как целеустремленность. В то же время педагогов общеобразовательных учреждений, и не только учителей физической культуры, должен серьезно насторожить установленный научный факт, свидетельствующий об информативности показателей проявления у школьников 9-10 лет, как у мальчиков, так и у девочек, чувства неполноценности, а также недоверия к своим возможностям. С учетом значительного интереса, проявляемого учащимися к физкультурно-спортивной деятельности, следует предположить, что возникновение у них негативных эмоционально-волевых проявлений может быть обусловлено особенностями общей организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении.
Заключение. Завершая обсуждение вопроса об информативности показателей, входящих в состав базовых компонентов спортивной культуры школьников 9-10 лет, считаем возможным представить на основе полученных данных обобщенный виртуальный профиль данного личностного феномена детей. Спортивная культура учащихся характеризуется:
- теоретическими знаниями о спорте, учебно-тренировочном процессе и элементарных закономерностях развития физических качеств;
- любовью к спорту, интересом к учебно-тренировочным занятиям и удовлетворением от участия в спортивных соревнованиях;
- высоким уровнем целеустремленности детей в аспекте достижения успехов учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, а также способностью к значительной саморегуляции;
- проявлением чувства неполноценности и недоверия к собственным возможностям, которое можно интерпретировать как неуверенность детей в себе;
- восприятием учащимися включения в спортивную деятельность как одну из эффективных форм коммуникации со сверстниками;
- высоким уровнем чувства ответственности;
Таблица
Информативность показателей спортивной культуры школьников 9-10 лет
Показатели 9 лет 10 лет
М Д М Д
1 2 3 4 5
I. Когнитивный (интеллектуальный) компонент балл)
Олимпийское движение 232 201 328* 341*
Спорт 431** 452** 593** 570**
Соревнования 183 126 174 132
Тренировочный процесс 342* 307* 364** 330*
Физическое воспитание 240 189 209 255
Развитие физических качеств 294* 279* 194 156
Техническая подготовка 108 154 341* 320*
Психическая подготовка 095 124 073 110
Оздоровительная физическая культура 112 120 096 107
II. Эмоционально-волевой (аффективный) компонент (балл)
Получение радости от физического усилия 104 151 209 232
Получение удовольствия 083 122 170 193
Снятие стресса 230 205 184 174
Улучшение самочувствия 053 096 109 074
Спортивный азарт 149 241 202 154
Любовь к спорту 354* 326* 497** 418**
Проявление интереса к спортивным тренировкам 340* 298* 420** 377**
Получение удовольствия от наблюдения за спортивными соревнованиями 121 098 109 043
Удовольствие от участия в спортивных соревнованиях 435** 341* 463** 398**
Положительные эмоционально-волевые свойства
Смелость 526** 255 624** 230
Выдержка 194 207 237 156
Настойчивость 175 103 211 194
Инициативность 220 245 196 201
Целеустремленность 424** 397** 478** 452**
Решительность 074 103 127 208
Самообладание 144 211 235 122
Самостоятельность 142 103 202 189
Организованность 234 308* 241 343*
Саморегуляция 274* 324* 345* 376**
Самоконтроль 227 195 240 169
Негативные эмоционально-волевые свойства
Незащищенность -211 -107 -194 -073
Тревожность -028 -192 -160 -231
Чувство неполноценности -324* -443** -475** -520**
Недоверие к себе -298* -340* -408** -390*
Замкнутость -054 -008 -127 -205
Депрессивность -124 -184 -205 -199
III. Коммуникативный компонент (балл)
Общение со сверстниками 237 324* 240 398**
Наличие друзей в спортивной секции 308* 297* 354* 362**
Нахождение среди других 074 005 034 096
Занятия спортом вместе с родителями 080 132 124 208
Выезд на соревнования с целью общения 297* 345* 425** 398**
Трудности общения *327* -408** -295* -380**
Продолжение табл.
1 2 3 4 5
М. Морально-нравственный компонент (балл)
Агрессивность - доброжелательность 144 207 120 175
Равнодушие - отзывчивость 095 156 197 215
Раздражительность - спокойствие 284* 222 309* 195
Жестокость - милосердие 006 074 125 184
Грубость - тактичность 147 206 150 190
Лживость - честность 231 324* 195 291*
Нахальство - совестливость 105 197 207 240
Конфликтность - терпимость 275* 300* 320* 401**
Безответственность - ответственность 426** 507** 437** 492**
V. Мотивационный компонент (балл)
Эмоции, переживания, касающиеся тела и физического состояния 284* 329* 341* 408**
Психические переживания 387** 421** 405** 489**
Социальные мотивы 191 284* 209 275*
Функциональное совершенствование тела и физического состояния 433** 406** 523** 484**
Мотивы повышения спортивных результатов и победы в соревнованиях 527** 489** 623** 491**
Экстрафункциональные мотивы 019 -124 -107 -095
VI. Рефлексивно-аналитический компонент (балл)
Развитие эстетических качеств 095 147 208 232
Достижение победы над другими 546** 492** 640** 529**
Сравнение своих спортивных достижений с другими 275* 266* 321* 350*
Демонстрация своих способностей (физических, технических и т. д.) 290* 201 352* 240
Демонстрация мужских качеств 118 - 219 -
Эстетическая оценка движений 074 312* 093 341
VII. Деятельностный компонент (балл)
Участие в спортивных тренировках 520** 497** 562** 470**
Участие в спортивных соревнованиях 621** 542** 674** 529**
Посещение спортивных мероприятий 220 197 210 140
Просмотр спортивных телепередач 073 101 054 124
Изучение правил соревнований 272* 194 308* 152
Ознакомление со спортивной литературой 343* 350* 407** 506**
VШ. Компонент физической подготовленности
Бег 1000 м (с) 534** 472** 643** 501**
Челночный бег 3х10 м (с) 308* 294* 372** 324*
Наклон вперед (см) 208 321* 214 374**
Упражнение на ловкость (с) 274* 321* 342* 364**
Поднимание туловища (количество) 425** 207 387** 216
К. Компонент технической подготовленности (балл)
Бег 420** 397** 524** 474**
Метание 340* 290* 174 207
Прыжок в длину 455** 421** 507** 498**
Прыжок вверх с разбега способом перешагивания 224 230 324* 376**
Передача мяча двумя руками от груди 294* 324* 374** 404**
X. Собственно-соревновательный компонент
Участие в соревнованиях (количество) 520** 474** 692** 544**
Результаты в соревнованиях (ранговое место) 574** 517** 720** 609**
Примечание: 1. Ноли перед коэффициентами корреляции опущены. 2. Р<0,05*, Р<0,01**, Р>0,05.
- глубокой и всесторонней мотивацией школьников к различным аспектам спортивной деятельности, включая телесное и психическое совершенствование, а также социально важные ее аспекты, отражающие значение физической культуры и спорта в личностном и общественном развитии;
- достаточной степенью стремления к демонстрации высоких спортивных результатов и достижению победы в соревнованиях;
- соответствующим половозрастным и индивидуальным особенностям параметрам физической и технической подготовленности;
- развитым деятельностным отношением к участию в учебно-тренировочном и соревновательном процессе.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - М.: Наука, 1994. - 306 с.
2. Ахметов, С. М. Формирование личностной физической культуры и ее целевая направленность / С. М. Ахметов, Н. И. Дворкина // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2012. - № 4. - С. 2-7.
3. Баландин, В. А. Научно-технологические основы обновления процесса физического воспитания в начальной школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / В. А. Баландин. - Краснодар, 2001. - 50 с.
4. Бальсевич, В. К. Теория и технология спортивно-ориентированного физического воспитания в массовой общеобразовательной школе / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. - № 5. - С. 50-53.
5. Баринов, С. Ю. Педагогические основы формирования спортивной культуры личности: монография / С. Ю. Баринов. - М.: Анкил, 2009. - 210 с.
6. Беляускайте, Р. Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка / Р. Ф. Беляускайте // Диагностика и коррекционная работа школьного психолога. - М., 1987. - С. 67-80.
7. Гмурман, В. Е. Теория вероятности и математическая статистика: учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры / В. Е. Гмурман. - М.: Высшее образование, 2007. - 478 с.
8. Коренева, М. В. Модель педагогического процесса формирования личностной физической культуры студентов с учетом идеалов олимпизма / М. В. Коренева // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2014. - № 4. - С. 18-23.
9. Лубышева, Л. И. Спортивная культура как учебный предмет общеобразовательной школы / Л. И. Лубы-шева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 4. - С. 2-6.
10. Наталов, Г. Г. Конверсия основных положений теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания / Г. Г. Наталов, В. К. Бальсевич, Ю. К. Черны-шенко // Теория и практика физической культуры. -1977. - № 6. - С. 15-26.
11. Орлов, А. Б. Содержание экспериментальной модели формирования физической культуры детей 7-10 лет на спортивных площадках по месту жительства / А. Б. Орлов, Э. А. Орлова, А. А. Тарасенко // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2014. - № 2. -С. 11-15.
12. Урунтаева, Г. А. Практикум по дошкольной психологии: пособие для студентов высших пед. учебных заведений / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. - М.: Академия, 1998. - 304 с.
13. Чернышенко, Ю. К. Методы отбора юных гимнасток 7-10 лет на основе оценки двигательной подготовленности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Ю. К. Чернышенко. - Малаховка, 1982. - 24 с.
14. Энциклопедия психологических тестов. Мотиваци-онные, интеллектуальные, межличностные аспекты. - М.: ООО Издательство АСТ, 1997. - 288 с.
partial indicators of sports culture informativeness of 9-10 years old students
Y. Chernyshenko, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Vice-Rector for Innovation and Olympic Programs in the Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism V. Balandin, Doctor of Pedagogic Science, Professor of Department of Social and Preschool Pedagogy in the Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism
G. Pashkov, Head of the Course in the First Aviation Faculty (basic training) Krasnodar Higher Military Aviation School
Contact information for correspondence: 350005, Krasnodar, Aviation town, KHMAS, [email protected]
The results of many year researches suggests that effective physical training of educational institutions students can be organized only on the basis of the integration of different types and forms of physical culture and mass sports work. At the same time, according to various authors, schoolchildren of different ages and genders are
very interested in organized and independent sports activities, including club training sessions and competitions in many different kind of sports cultivated in educational institutions. In this connection, an important task of the scientific and methodical character is the definition of the personal phenomenon "sports culture" component com-
position as the basis for organizational and technological and content solutions for its formation and development.
Analysis of publications on this issue allowed us to determine the composition of individual personal sports culture basic components which must be comprehensively studied in the context of the main research objectives, including cognitive (intellectual), emotional and volitional (affective), communicative, moral, motivational, reflexive and analytical, active, technical and physical preparedness, self-competitive.
An important criterion for the significance of certain personal characteristics of the students is their informative aspect in the solving of the research problems.
In the course of the research the informativeness of 80 indicators has been analyzed that make up ten basic components of personal sports culture of 9-10 years old pupils of both genders.
Key words: informativeness, personal sports culture components, 9-10 years old pupils.
References
1. Andreeva G. M. Sotsial'naia psikhologiia [Social Psychology]. Moscow, Science, 1994, 306 p.
2. Akhmetov S. M., Dvorkina N. I. Formirovanie lichnostnoi fizicheskoi kul'tury i ee tselevaia napravlennost' [The formation of personal physical culture and its goal orientation]. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka ipraktika [Physical Education, Sport -Science and Practice], 2012, no 4, pp. 2-7. (in Russian)
3. Balandin V. A. Nauchno-tekhnologicheskie osnovy ob-novleniia protsessa fizicheskogo vospitaniia v nachal'noi shkole [Scientific and technological bases of the update process of physical education in elementary school]. abstract dis. ... doctor of ped. science. Krasnodar, 2001, 50 p.
4. Balsevich V. K., Lubysheva L. I. Teoriia i tekhnologiia sport-ivno-orientirovannogo fizicheskogo vospitaniia vmassovoi obshcheobrazovatel'noi shkole [Theory and technology of sports-oriented physical education in mass secondary school]. Fizicheskaia kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: accomplishment, education, training], 2005, no 5. pp. 50-53. (in Russian)
5. Barinov S. Y. Pedagogicheskie osnovy formirovaniia sport-ivnoi kul'tury lichnosti [Pedagogical bases of individual sports culture formation]: the monograph, Moscow, An-kil, 2009, 210 p.
6. Belyayuskaite R. F. Risunochnye proby kak sredstvo diag-nostiki razvitiia lichnosti rebenka [Picturesque tests as a means of child's personality diagnosis]. Diagnostika i kor-rektsionnaia rabotashkol'nogopsikhologa [Diagnosis and
correctional work of the school psychologist]. Moscow, 1987, pp. 67-80.
7. Gmurman V. E. Teoriia veroiatnosti i matematicheskaia statistika: uchebnoe posobie dlia vysshikh uchebnykh za-vedenii fizicheskoi kul'tury [Probability theory and mathematical statistics: textbook for higher educational institutions of physical training]. Moscow, Higher education, 2007, 478 p.
8. Koreneva M. V. Model' pedagogicheskogo protsessa formirovaniia lichnostnoi fizicheskoi kul'tury studentov s uchetom idealov olimpizma [Pedagogical model of students personal physical culture formation based on the ideals of Olympism]. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka ipraktika [Physical Education, Sport - Science and Practice], 2014, no 4, pp. 18-23.
9. Lubysheva L. I. Sportivnaia kul'tura kak uchebnyipredmet obshcheobrazovatel'noi shkoly [Sports culture as a secondary school subject]. Fizicheskaia kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: accomplishment, education, training]. 2004, no 4, pp. 2-6. (in Russian)
10. Natalov G. G., Balsevich V. K., Chernyshenko Y. K. Kon-versiia osnovnykh polozhenii teorii sportivnoi podgotovki v protsesse fizicheskogo vospitaniia [Conversion of main provisions of sports training theory in physical education]. Teoriia i praktika fizicheskoi kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture]. 1977, no 6, pp. 15-26. (in Russian)
11. Orlov A. B., Orlova E. A., Tarasenko A. A. Soderzhanie eksperimental'noi modeli formirovaniia fizicheskoi kul'tury detei 7-10 let na sportivnykh ploshchadkakh po mestu zhitel'stva [The content of the experimental model of 7-10 years old children physical training formation on the residential playing fields]. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport -Science and Practice], 2014, no 2, pp. 11-15. (in Russian)
12. Uruntaeva G. A., Afonkina Y. A. Praktikum po doshkol'noi psikhologii: posobie dlia studentov vysshikh ped. uchebnykh zavedenii [Workshop in preschool psychology: a manual for students of higher educational institutions]. Moscow, Academy, 1998, 304 p.
13. Chernyshenko Y. K. Metody otbora iunykh gimnastok 7-10 let na osnove otsenki dvigatel'noi podgotovlennosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Selective methods for young 7-10 years old gymnasts based on an assessment of motor readiness: abstract. diss. ... cand. of pedagogic. science. Malakhovka, 1982, 24 p.
14. Entsiklopediia psikhologicheskikh testov. Motivatsionnye, intellektual'nye, mezhlichnostnye aspekty [Encyclopedia of psychological tests. Motivational, intellectual, interpersonal aspects]. Moscow, LTD Publish house AST, 1997, 288 p.