бесконечны.
Пространство и время — объективные материальные вещи, независимые от человеческого сознания и свободной воли. Пространство и время — это категория философии, которая относится к фундаментальной, универсальной природе объективного пространства и объективного времени. Поэтому философия и современная наука научно подтвердили неразрывность пространства и времени с движущейся материей, бесконечность движения материи в пространстве и времени.
Сегодня с развитием научного понимания взгляды на материю и ее атрибуты: пространство, время и движение расширяются и становятся более сложными. На каждом уровне организации материи раскрывается ее своеобразие в отношении движения и предметов, своеобразие форм пространственной организации и длительности трансформации времени. Поэтому в последнее время на эти особенности обращают внимание и обсуждают разные «времена» и разные «пространства», например время и пространство биологических изменений. Но к понятиям «биологическое время» или «социальное время» следует относиться с некоторой осторожностью. Время - это существование формы времени, которая представляет собой продолжительность жизни любой материальной системы и последовательность изменений в ней. Пространство — это тип существования материи, характеризующий длину, состав и топологию всех материальных систем, а пространство, время и движение составляют совокупность материи и неразрывно связаны между собой.
Список использованной литературы:
1. Стивен В.С. Философия. Общие проблемы. - М. 2007.
2. Философия. - М. Гардарики, 2007.
3. Спиркин А. Г. Философия. - М., Гардарики, 2008.
© Пайзыев Х., 2024
УДК 1
Пайзыев Х.,
студент.
Туркменский государственный университет имени Махтумкули.
Научный руководитель: Эсенмедова А.,
старший преподаватель, кандидат филологических наук. Туркменский государственный университет имени Махтумкули.
Ашхабад, Туркменистан.
ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ФИЛОСОФИИ Аннотация
Мировой философский интеллект, его эвристические и прогностические (информационные) структуры являются необходимыми условиями развития науки. Оно создает условия для научно-теоретической эксплуатации идеальных объектов, представляющих собой субъектные структуры, обеспечивающие интеллект.
Ключевые слова:
философия, общество, психология, логика, мудрость, научные перспективы, жизнь, мир.
Payzyev H.,
student.
Magtymguly Turkmen State University.
Scientific supervisor: Esenmedova A.,
senior teacher, candidate of philological sciences.
Magtymguly Turkmen State University.
Ashgabat, Turkmenistan.
MAIN CATEGORIES OF PHILOSOPHY Abstract
World philosophical intelligence, its heuristic and prognostic (information) structures are necessary conditions for the development of science. It creates conditions for the scientific and theoretical exploitation of ideal objects, which are subjective structures that provide intelligence.
Key words:
philosophy, society, psychology, logic, wisdom, scientific perspectives, life, world.
Мировой философский интеллект, его эвристические и прогностические (информационные) структуры являются необходимыми условиями развития науки. Оно создает условия для научно-теоретической эксплуатации идеальных объектов, представляющих собой субъектные структуры, обеспечивающие интеллект.
Любое понимание мира, в том числе и научное, осуществляется по определенной системе категорий в каждый исторический период. С их помощью регистрируется определенный способ разделения мира и синтеза его объектов. Наука показала, что мир представляет собой единство, что отдельные части, явления и процессы мира неразрывно связаны друг с другом. Задача науки — обнаружить эту универсальную связь изучаемых явлений. Дойти до истины вещи — значит изучить ее со всеми тонкостями ее связей и соглашений.
История развития науки (рационально-предметной деятельности человека) показывает, что он изучал различные типы систематических объектов. Он включает в себя структурированные объекты и саморазвивающиеся сложные системы. Для каждого типа систематической организации разработка конкретных научных понятий происходит в соответствии с требованиями своего категориального аппарата. Они, в свою очередь, описывают детали структуры и поведения тестируемых объектов.
Базовыми категориями философии являются 6 пар категорий, называемых также неосновными законами. К ним относятся: единичное, частное, общая категория, причина и следствие, субстанция и форма, сущность и событие, необходимость и случай, возможность и действительность.
Категория индивидуального, особенного и общего называется всеобщим, объективно продолжающейся всеобщностью реальных вещей. Эта общность проявляется в единстве их характеристик, признаков и характеристик. Отдельные (или отдельные) вещи - это вещи, события, процессы и явления, происходящие в природе и обществе. Целая группа вещей или явлений как индивидуумов может возникнуть, если рассматривать их как более общую группу, объединенную какой-то другой общностью.
Наряду с категориями всеобщего и особенного в науке выработано и понятие особенного, которое является связующим звеном между частным и всеобщим. По отношению к индивидуальному особенное является универсальным, а по отношению к всеобщему — единичным. Например, пшеница — вещь единичная, зерновое растение — вещь особенная, а растение — вещь универсальная. Зерно универсально для пшеницы и уникально для растения, если рассматривать его как конкретную вещь.
Всеобщее и его отношение к индивидуальному разными философскими школами объясняются по-разному. Для объективного идеализма характерно абсолютизировать всеобщее. Они выдвинули идею, что всеобщее существовало до единственного и возникло. По мнению немецкого философа Гегеля: «Всеобщее есть основа и корень, и субстанция индивидуального». По мнению Гегеля, плод в целом и минерал в целом независимы и предшествуют отдельным плодам и минералам.
Философы-материалисты признают, что и индивидуальное, и всеобщее объективны и неразрывно связаны между собой. По мнению русского учёного и философа В. И. Ленина, «индивидуальное не живёт иначе, как в той связи, которая ведёт к общему. Общее живет только в отдельном, через отдельное. Каждая вещь (в той или иной степени) является общей. Каждая общая вещь является частью, аспектом или сущностью отдельной вещи. Каждая общая вещь лишь приблизительно содержит в себе все отдельные вещи. Каждая часть является неполной в целом и так далее. м. Каждая отдельная вещь связана с другими видами отдельных вещей (вещами, событиями, процессами) тысячами переходов. Список использованной литературы:
1. Стивен В.С. Философия. Общие проблемы. - М. 2007.
2. Философия. - М. Гардарики, 2007.
3. Спиркин А. Г. Философия. - М., Гардарики, 2008.
© Пайзыев Х., 2024
УДК 1
Пайзыев Х., студент.
Туркменский государственный университет имени Махтумкули.
Научный руководитель: Эсенмедова А.,
старший преподаватель, кандидат филологических наук. Туркменский государственный университет имени Махтумкули.
Ашхабад, Туркменистан.
ОСОБАЯ, СПЕЦИФИЧЕСКАЯ, ОБЩАЯ КАТЕГОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Аннотация
Связь между индивидуальным и общим присутствует повсюду. Когда химик изучает химический элемент, например водород, он определяет, как он связывается с другими элементами. Он обнаружил, что водород — это газ. Общая материя (газы) существует только в индивидуальной материи. Эта общность является лишь одним свойством одного вещества (водорода) и не содержит всех свойств этого вещества.
Ключевые слова:
философия, общество, психология, логика, мудрость, научные перспективы, жизнь, мир.
Payzyev H., student. Magtymguly Turkmen State University. Scientific supervisor: Esenmedova A.,
senior teacher, candidate of philological sciences.
Magtymguly Turkmen State University.
Ashgabat, Turkmenistan.