ИНВЕСТИЦИИ
основные источники инвестиционных средств отрасли электроэнергетики:
о ,
макроэкономическим аспект*
и.в. шевченко,
доктор экономических наук, профессор
е.н. александрова,
кандидат экономических наук, доцент
в.е. спиридонов
Кафедра мировой экономики, Кубанский государственный университет
Экономический рост России на основе инвестиционного фактора определяется не просто переходом от «спада» инвестиций к их «росту», а к росту эффективных инвестиций, создающих конкурентоспособное производство, что предполагает формирование инвестиционной стратегии, охватывающей все уровни экономической системы и включающей определение оптимальных направлений вложений и источников инвестиционных ресурсов, выявление наиболее эффективных способов их использования.
Следует отметить, что необходимость модернизации изношенных (по разным оценкам, на 50 — 60 %) производственных мощностей в электроэнергетике обусловливает не только государственные инвестиции в отрасль, но и серьезные вложения крупных стратегических инвесторов, которые непосредственно связаны с результатами проводимых реформ. В силу специфики электроэнергетической отрасли, определяемой вертикально интегрированной монополией, находящейся под контролем государства, инвестиционную стратегию отрасли необходимо рассматривать как на макроуровне (определение приоритетных направлений вложения инвестиций, инвестиционная деятельность государства в данной сфере), так и на микроуровне (принятие стратегических решений при инвестировании в конкретное предприятие энергетического сектора,
* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «Финансы и Кредит» при Кубанском государственном университете.
оценка и повышение инвестиционной привлекательности отдельных предприятий) (рис. 1).
Одним из наиболее дискуссионных вопросов современного этапа реформирования электроэнергетики на макроуровне остается противоречие между активным использованием частнохозяйственной инициативы в отрасли и качеством ее государственного регулирования. Представляется, что данное противоречие должно разрешаться на основе выработки и реализации эффективных и своевременных ориентиров государственного регулирования развития отрасли. Привлечение частных инвесторов в отрасль должно основываться на ясной энергетической стратегии государства, разрабатываемой на долгосрочную перспективу, в которой бы нашел отражение ряд вопросов, связанных с числом, мощностью и месторасположением строительства электростанций, направлением и объемом предполагаемого экспорта электроэнергии.
Структурные преобразования в отрасли электроэнергетики могут оптимально развиваться и воздействовать на экономический рост, если они будут реализовываться в русле целей, принципов и задач, сформулированных в разделах государственной инвестиционной политики. Основные цели и задачи инвестиционной программы в области электроэнергетики изложены в ФЗ «Об электроэнергетике»1, а также «Энергетической стратегии
1 Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электро-
энергетике»,
&
Исследование внешней среды функционирования предприятий отрасли
Цели и задачи реформирования отрасли электроэнергетики
Н о
N о и и
ii!
& § я
-р &
Стратегические ориентиры государственной инвестиционной политики
Стратегия инвестиционного развития отрасли электроэнергетики
Определение целей и задач, стратегических направлений направлений инвестиционной деятельности, источников инвестиционных средств отрасли электроэнергетики
Формирование инвестиционных стратегий развития предприятий отрасли
Управление инвестиционной привлекательностью
Анализ условий и предпосылок повышения эффективности инвестиционной деятельности энергетических предприятий, выбор стратегических приоритетов инвестиционного развития
Мониторинг реализации мероприятий и оценка эффективности принятой инвестиционной стратегии
Корректировка/пересмотр инвестиционной стратегии
Рис. 1. Алгоритм разработки инвестиционной стратегии отрасли электроэнергетики
России на период до 2020 года»2. Согласно этим документам, ключевыми целями инвестиционной политики государства в сфере развития отрасли является повышение эффективности электроэнергетики, устранение технологических ограничений перетока электрической энергии и увеличение пропускной способности электрических сетей для обеспечения выдачи мощностей электростанция-
ми. К важнейшим задачам инвестиционной программы в области электроэнергетики относятся: обеспечение свободных перетоков электроэнергии в энергосистеме и создание условий функционирования рынка энергии; поддержание и повышение уровня надежности работы энергосистемы; экспорт электроэнергии в соседние страны и параллельная работа с энергосистемами зарубежных стран.
Анализ выполнения инвестиционной программы электроэнергетики за последние годы показывает, что она осуществляется с отставанием в планируемых объемах инвестирования. Так, в 2003 г. выполнение инвестиционной программы электроэнергетики составило 109,5 млрд руб., что на 4,5 млрд руб., или 4 %, меньше запланированного. На 2004 г. предложения РАО ЕЭС по инвестиционной программе включали инвестиции в объекты генерации в размере 27,2 млрд руб., инвестиции ОАО «ФСК ЕЭС» — 29,5 млрд руб., инвестиции ОАО «СО-ЦЦУ ЕЭС» - 1,2 млрд руб. и др. Всего объем запланированных инвестиций на 2004 г. составлял 147,8 млрд руб. (на 35 % больше по сравнению с 2003 г.). Однако фактически централизованный объем инвестиций составил примерно такую же сумму, как и в 2003 г., — 110 млрд руб.3.
Вместе с тем оценка пятилетнего (на 2003 — 2008 гг.) корпоративного баланса электроэнергии и мощности показывает, что уже в 2007 г., после введения рынка, РАО ЕЭС может столкнуться с дефицитом мощности, причем в основных энергосистемах европейской части страны. Подсчитано, что в целях соответствия потребностям растущей экономики России требуется ежегодно — начиная с 2008 г. — вводить до 8,7 тыс. МВт мощностей в год (рис. 2). Новые же мощности даже в самой благоприятной ситуации, когда цены будут стимулировать инвестиции, начнут вводиться только в 2011 — 2012 гг., поскольку первые признаки работающего рынка реализуются в 2006 г., а через год или два будут приниматься инвестиционные решения и еще необходимо время на строительство электростанций.
Проблема дефицита энергетических мощностей предопределяет поиск эффективных источников финансирования новых и модернизации существующих электростанций и предприятий отрасли.
2 Энергетическая стратегия России на период до 2020 года. — М., 2003. (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 28.08.2003 № 1234-р.).
3 Обсуждение проблем реформироания электроэнергетики // Энергетик. — 2003. — №11. — С. 12 — 13.
2004
Прежде всего необходимо строить электростанции с высоким КПД, заменить значительное количество электросетей, оснастив их более современным оборудованием и т. д.
По интересам в отрасли электроэнергетики выделяют следующие основные типы инвесторов:
• инвесторы, заинтересованные в электростанциях для эффективного обеспечения собственного энергоемкого бизнеса и активно участвующие в приватизации энергетических мощностей: крупные нефтехимические и металлургические предприятия;
• владельцы акций энергетических компаний;
• стратегические инвесторы, механизмы привлечения которых в программе реформирования электроэнергетики практически не проработаны: в концепции РАО ЕЭС в качестве основных источников стратегических инвестиций рассматриваются профильные зарубежные компании, хотя их деятельность не всегда оказывает позитивное влияние на национальную экономику.
По всей вероятности, как показывает мировая практика, привлечение инвесторов в отрасль требует наличия определенных условий:
а) общая стабильность в стране, наличие эффективной судебной системы, низкий уровень коррупции;
б) предоставление инвестору гарантий получения оговоренного дохода на вложенные средства (имеются в виду точечные инвестиции в предприятия энергетики, привлекаемые на принципах проектного финансирования);
в) эффективность и ясность работы рынка для инвесторов.
Следует также учитывать, что инвестиции в энергетику долгосрочные, их возврат в отдельных случаях может составлять от 30 до 50 лет, что без дополнительных гарантий и преференций вряд ли способно заинтересовать стратегического инвестора.
В соответствии с выделенными типами можно обозначить следующие источники инвестиций в энергетику:
• собственные инвестиции РАО ЕЭС;
• государственные инвестиции, необходимые, прежде всего для развития инфраструктурной основы энергетики (сети и оперативно-диспет-
2005
2006
2007
2008
2009
Потребность в мощности ■ Установленная мощность
Рис. 2. Баланс электрической мощности в России
черское управление), там, где за государством остается ответственность и основное влияние;
• механизм гарантирования инвестиций, где гарантом возврата средств инвестора выступает государство. В частности, за счет этого источника планируется построить до 5 тыс. МВт генерирующих мощностей;
• прямые частные инвестиции, в том числе иностранные инвесторы;
• проектное финансирование, когда определяются объемы работ, создается пул разноплановых инвесторов, между которыми распределяются обязанности, и они начинают действовать по согласованному плану;
• эмиссия дополнительных акций созданных в ходе реформы крупных генерирующих компаний (на сегодняшний день таким потенциалом, по мнению руководства РАО ЕЭС, обладают 9 предприятий, и размещение дополнительных эмиссий акций позволит привлечь в отрасль до 3 млрд долл. США за два года4). Рассматриваются три различных способа размещения дополнительных эмиссий: 1) открытое размещение акций на рынке; 2) частное предложение в пользу отдельных инвесторов; 3) комбинация двух предыдущих методов, а также с участием стратегических инвесторов. Очевидно, что эффективность указанных источников инвестиций, а также результативность деятельности различных типов инвесторов во многом определяется принципиальными государственными решениями в направлении реализации инвестиционной стратегии и завершающей стадией реформирования электроэнергетики.
Одной из основных причин реформирова-
4 Успеет ли российская энергетика за экономическим ростом? // Российская газета. — 2006. — № 80. — С. 12.
финансы и кредит
49
Таблица 1
капитальные вложения естественных монополий россии
Показатели Компания
ржд РАО Еэс Газпром Роснефть Алроса
Выручка в 2003 г. (млрд долл. США) 16,2 19,3 26,7 3,35 1,9
EBITDA margin, % 14 21 40 28 28
Запланированные капитальные 16 в 2004 - 2006 гг. 0,8 в 2004 г. 25,1 в 2004 - 2006 гг. 1,2 в 2004 г. 0,4 в 2004 г.
вложения (млрд долл. США)
ния отрасли электроэнергетики в конце 1990-х гг. послужил значительный износ генерирующих мощностей и сетей, замена которых требовала капиталовложений, намного превышающих государственные «вливания» в отрасль. В условиях же монопольной структуры РАО ЕЭС, сохранения значительного государственного контроля привлечение частных инвесторов было ограничено. В этих условиях и была предложена концепция реформирования отрасли (создание рынка и разделение бизнеса компании на конкурентный и монопольный, отделение производства и сбыта энергии от ее транспортировки по сети) в целях привлечения в отрасль необходимых инвестиций, прежде всего прямых. Однако, несмотря на то, что общие постулаты концепции реформирования в большей части практически реализованы, активного притока прямых инвестиций в отрасль не отмечается. Фактически, единственным инвестиционным ресурсом, способным оказать более или менее значимое влияние на развитие отрасли, остаются затраты РАО ЕС, формируемые из единого тарифа (который в свою очередь устанавливается государством, и значительное его повышение в силу объективных причин невозможно, даже в целях ввода новых мощностей).
В настоящее время РАО ЕЭС инвестирует в строительство новых мощностей около 1 млрд долл. США в год, что с учетом минимального срока строительства тепловых электростанций (3 — 4 года)
спертов, тратится не на модернизацию сетей, а на выплату дивидендов, приобретение зарубежных активов и другие цели.
Одной из причин низкой привлекательности отрасли для прямых инвестиций выступает существующая система тарифного регулирования, в рамках которой инвестору невозможно получить приемлемую доходность вложенных средств, поскольку тариф устанавливается государством, а не рынком. При решении проблемы «оптимального» уровня тарифа (с точки зрения интересов инвесторов и потребителей) необходимо учитывать следующие аспекты.
С одной стороны, государство устанавливает тарифы исходя из прогнозной инфляции, которая фактически из года в год оказывается выше предварительных прогнозов (рис. 3). Так, в 2005 г. темпы роста энерготарифа были установлены Федеральной службой по тарифам в размере 9,2 % при реальной инфляции 10,5 %. В 2006 г. тарифы выросли на 7,5 % при прогнозе инфляции 8,5 % В результате нехватки инвестиционных средств происходит лишь возведение станций и сетей в наиболее проблемных регионах, и осуществляется ремонт изношенного оборудования: ежегодный ввод новых мощностей примерно равен выбытию старых и составляет 1 000 МВт. Для решения данной проблемы Минэкономразвития России и менеджмент компании РАО ЕЭС предлагают включить инвестиционную составляющую в цену и тарифы
позволяет добиться минимального дефицита мощности вплоть до 2008 г. В последующем же, для преодоления прогнозируемого дефицита мощностей ежегодные инвестиции в строительство новых электростанций должны как минимум удвоиться. Отметим, что в целом инвестиционная программа РАО ЕС по сравнению с другими естественными монополиями выглядит довольно скромно (табл. 1). При этом значительная часть средств РОА ЕЭС, по мнению эк-
128,5
■ Инфляция
■ Тарифы на электроэнергию
рис. 3. Темпы роста тарифов на электроэнергию и инфляция
50
финансы и кредит
на энергетическую продукцию с темпом роста этих цен и тарифов не ниже темпа инфляции5.
С другой стороны, по мнению ряда отечественных и западных ученых, система мер, предложенная Минэкономразвития России и РАО «ЕЭС России», не гарантирует устойчивой, надежной и эффективной работы системы электро- и теплоснабжения страны. Она не обязательно решит проблему инвестиционного обеспечения технического перевооружения и развития отрасли. Напротив, создается реальная угроза масштабного увеличения тарифов на электроэнергию и тепло, что станет серьезным барьером на пути экономического роста страны6. Основным доводом в этом случае служит тот факт, что индексы роста цен производителей энергоресурсов постоянно превышают индексы роста ВВП, а индексы роста цен на эти ресурсы для населения существенно превышают рост денежных доходов населения. Вместе с этим такая ситуация на самом деле имела место лишь до 2004 г. В 2005 г. денежные доходы населения выросли на 20 %, что превышает и темпы роста инфляции и энерготарифов. Кроме того, рост тарифов электроэнергии отстает от роста стоимости услуг ЖКХ: в среднем по сравнению с 2000 г. стоимость услуг ЖКХ выросла в 4,6 раза, а электроэнергии — в 2,3 раза.
По расчетам экспертов, для решения инвестиционных проблем отрасли за счет включения инвестиционной составляющей в тариф электроэнергия должна подорожать в 2007 г. по сравнению с 2006 на 12 - 13 %, в 2008 г. - на 8 - 10 %, в 2009 г. -на 7,5 - 9 %. Согласно оценкам РАО ЕЭС это составляет всего 1 - 5 % расходов бюджета среднестатистической российской семьи. Для малоимущих граждан повышение цен на электроэнергию компенсируется льготами и субсидиями.
Одним из реальных инструментов, способных ограничить рост уровня тарифов в условиях конкурентного рынка, является отработанный на практике механизм взаимодействия заказчика и поставщика посредством информационно-аналитической и торговой системы В2В-Епе^о, позволяющей упростить и сделать прозрачнее конкурсы на закупку товаров и услуг. Идея открытых конкурсов среди поставщиков энергии сводится к тому, что, борясь за заказ, конкурирующие фирмы создают конкурсный ценовой диапазон и заказчик имеет возможность выбрать наиболее адекватное из всех
5 См. Краснопольский Б. Х. Российская энергетика: выход из кризиса // ЭНСР. - 2006. - №1. - С. 158 - 163.
6 См. Краснопольский Б. Х. Российская энергетика: выход из кризиса // ЭНСР. - 2006. - №1. - С. 158 - 163.
существующих на сегодняшний день предложений. Использование же системы В2В-Епе^о позволяет многократно увеличить число компаний, которые могут принять участие в торгах.
Несмотря на ряд доводов, которые приводят сторонники повышения тарифа на электроэнергию, его значительного роста в ближайшее время ожидать не стоит как минимум по двум причинам. Во-первых, политической: согласно распоряжению Президента РФ «любые изменения в расчетах на электроэнергию не должны привести к перекладыванию нагрузки на население..». Во-вторых, технической: начиная с 1 апреля 2006 г. РАО ЕЭС заключает двусторонние договора на поставку электроэнергии с крупнейшими потребителями, согласно которым в течение 5 лет поставка энергии будет осуществляться по тарифам, установленным государством7.
Таким образом, проблема повышения тарифов не имеет простого решения, поскольку в ней взаимоувязаны разнонаправленные интересы потребителей, государства и инвесторов. В такой ситуации задача обеспечения необходимыми финансовыми ресурсами электроэнергетической отрасли сводится к поиску альтернативных инструментов, среди которых можно выделить: государственные инвестиции, частные инвестиции, в том числе привлечение иностранных инвесторов в сферу тепловой генерации, эмиссию дополнительных акций, а также программы по сокращению издержек на предприятиях, вложение собственных и кредитных средств хозяйствующих субъектов.
Одним из основных инвесторов в электроэнергетике должно выступать государство. При этом необходимы не только стимулирующие государственные механизмы, но и прямые государственные инвестиции8. Вместе с этим не обязательно инвестиционный компонент тарифа должен перейти в РАО ЕЭС. Возможен вариант его накопления у государства - в целях обеспечения федеральной структурной политики, развития сетей и организации финансирования строительства новых электростанций. Среди возможных направлений государственных инвестиций можно отметить атомные станции, гидроэлектростанции и производства альтернативной энергии. Кроме того, важно создание поддерживаемой государством инвестиционной системы, нахождение источни-
7 Начиная с 2011 - 2012 гг. государственное регулирование тарифов будет отменено, в силу вступят рыночные принципы ценообразования.
8 См. Язев В. Новые ориентиры в госрегулировании развития ТЭК // РЭЖ. - 2006. - № 2. - С. 15 - 29.
ков инвестиций и направлений их эффективного использования.
Согласно положениям ФЗ «Об электроэнергетике» определение источников и способов привлечения инвестиционных средств, вкладываемых Россией в развитие электроэнергетики, относится к компетенции государства (Правительства РФ). В данном случае целесообразно формирование специального Фонда развития электроэнергетики и энергосбережения, который бы (на основе федеральных налогов и сборов) аккумулировал на специальном счете в доходной части федерального бюджета РФ средства на эти цели. При этом возможно привлечение средств частных инвесторов в процессе реализации инвестиционных проектов с участием Фонда.
Следует заметить, что еще одним направлением реализации государственной долгосрочной программы развития электроэнергетики выступает привлечение государственных инвестиций в развитие тепловой генерации (в настоящее время считается, что в тепловую генерацию государство не должно вкладывать деньги). Одним из инструментов в этом случае может являться залог Российскому банку развития пакетов акций энергокомпаний, выводимых на 1РО, а полученные деньги целесообразно направить на строительство новых мощностей. Другой вариант рассматривает использование пенсионных средств населения. Так, в государственной управляющей компании, Внешэкономбанке (ВЭБ), аккумулировано более 135 млрд руб. накоплений. Однако вкладывать эти деньги ВЭБ может только в государственные облигации (вся эмиссия ГКО — ОФЗ уже сейчас направлена на эти цели). РАО ЕЭС могло бы эмитировать облигации, которые впоследствии приобретаются ВЭБ, и в результате предприятия получают средства для строительства станций, а население — выгодное инвестирование пенсионных средств.
Другим источником инвестиций в развитие отрасли выступает механизм гарантирования инвестиций со стороны государства. Такой инструмент особенно актуален для регионов, где крупные инвестиционные проекты без гарантий государства организовать сложно в силу объективных причин (Западная Сибирь, Урал, центральная часть России). На практике механизм гарантирования реализуется посредством организации тендера, где участвуют инвесторы по конкретным проектам. Критерии выбора победителя делятся на технические (современные требования по уровню КПД, использованию топлива, эффективности) и
финансовые (в том числе размер платы за мощность в совокупности с тарифов на электроэнергию для строящегося объекта).
Одним из возможных решений проблемы государственного управления в инфраструктурных отраслях является государственно-частное партнерство (ГЧП, Public Private Partnership), в рамках которого объединяются ресурсы государства и бизнеса. Финансирование инфраструктуры на основе ГЧП предполагает необходимость согласовывать интересы государства и бизнеса9. Более чем десятилетний опыт реформирования отраслей естественных монополий в ряде стран выявил самые эффективные формы ГЧП — концессии, делегирование управленческих функций, совместные (смешанные) предприятия, корпоратизация, государственные контракты. Наиболее широко применяемой формой ГЧП в инфраструктурных отраслях выступает концессия (табл. 2): более 60 % общей суммы инвестиций в производственную инфраструктуру бывших социалистических и развивающихся стран, вложенных в 1990 — 2001 гг. через проекты ГЧП, приходится на концессии.
Таблица 2
Объем частных инвестиций в инфраструктурные проекты развивающихся стран (1990 — 2000 гг., млн долл. США в ценах 2000 г.) 10
Отрасль Контракты Совместные предприятия Концессии
Электроэнергетика 118 81 619 115 479
Железные дороги 277 711 25 450
Автомобильные дороги — 3 319 6 801
Порты — 555 16 046
Аэропорты — 1 874 9 453
Трубопроводы — 18 317 16 328
Всего 395 106 395 250 847
Форма партнерства в виде концессии носит многоцелевой и долгосрочный характер, что позволяет обеим сторонам — государству и частному сектору — осуществлять стратегическое планирование своей деятельности. Она не предполагает приватизации государственных активов, но предоставляет бизнесу значительную, а часто и полную свободу в принятии инвестиционных,
9 The OECD Report on Regulatory Reform. Vol. I. Sectoral Studies; Vol. 11. Thematic Studies. Paris, OECD, 1997. Варнавский В. Государственно-частное партнерство как альтернатива приватизации в инфраструктурном комплексе. С. 47 — 52.
10 Harris С, Hodges J., Schur М, Shulka P. Infrastructure Projects. The World Bank. Wash., 2003. P. 1. Варнавский В. Риски частных инвестиций в производственную инфраструктуру России //
МЭИМО. — 2004. — № 5. — С. 74 — 82.
административных и управленческих решений и дает возможность распределять риски между всеми участниками. Частные компании, получающие от государства объект в концессию, не приобретают прав собственности на средства производства (землю, здания, сооружения, машины, оборудование и т. п.), но продукция, произведенная на концессионном предприятии, принадлежит концессионеру на правах собственности.
В России, как показывает хозяйственная практика, приоритет отдается не концессионным формам передачи частному сектору объектов электроэнергетики, а совместным акционерным компаниям, которые зачастую сдерживают инициативу бизнеса в инвестиционных, административных и иных вопросах. Умеренное развитие концессионных форм взаимодействия государства и бизнеса обусловлено, прежде всего, слабой институциональной базой: имеется значительный пробел в законодательстве о предпринимательской деятельности в отношении объектов государственной и муниципальной собственности, практически отсутствуют институты публичной собственности. Основным законом, который регулирует в России деятельность предприятий производственной инфраструктуры, является Закон о естественных монополиях № 147-ФЗ, ст. 4. Данный закон не регламентирует передачи в частную собственность объектов естественных монополий, в нем также не оговаривается процедура передачи прав на государственную собственность частному сектору.
По опыту развитых стран, одним из направлений повышения инвестиционной привлекательности энергетических предприятий является консолидация активов компаний за счет слияний и поглощений как по вертикали, та и по горизонтали. Согласно отчетам PricewaterhouseCoopers, стоимость слияний и поглощений в электроэнергетическом секторе в 2004 г. составила 97,9 млрд.долл. 11. В Европе за 2001 - 2002 гг. было зарегистрировано 680 слияний и поглощений в электроэнергетике. Формы кооперации совместных газо-электроэнер-гетических компаний самые различные, вплоть до создания общих юридических лиц. Торговля газом и электроэнергией, экономия на издержках за счет вертикальной интеграции выступает необходимым фактором выживания компаний в условиях либерализации рынка, дисбаланса между спросом и предложением, нестабильности цен. Среди ключевых мотивов слияний и поглощений предприятий
11 Power Deals. Annual Review 2004. — PricewaterhouseCoopers, 2005. - P. 3.
электроэнергетики и газовой отрасли необходимо отметить следующие: максимизация прибыли и усиление конкурентных позиций на рынке; эффект диверсификации, который приводит к снижению общего риска по всей технологической цепочке; стремление газовых компаний проникнуть в отрасль электроэнергетики, обусловленное в том числе высокой эффективностью электростанций на газе в сравнении с работающими на угле и с АЭС12. Крупнейшие энергетические компании реализуют проекты по дальнейшей диверсификации своего бизнеса также за счет прихода в коммунальные системы водоснабжения, утилизации отходов, телекоммуникации и т. д. Например, британский энергетический концерн СепМса (электроэнергия, природный газ) в стремлении расширить сферу производства и сбыта, снизить издержки и повысить прибыль подключился к телекоммуникационному бизнесу13.
Однако цели, поставленные при слияниях и поглощениях, достигаются не всегда: интегрированные компании оказываются нерентабельными, и ранее приобретенные активы выставляются на продажу. В российской практике сделки в области слияний и поглощений (в том числе с участием газовых компаний) ограничены, прежде всего, недостаточной открытостью рынков для конкуренции, отсутствием законодательства, регулирующего отношения между участниками.
Несмотря на ряд ограничений современного развития, электроэнергетика остается одной из наиболее эффективных, надежных и потенциально инвестиционно привлекательных отраслей экономики. Среди перспективных источников инвестиций в отрасль в последнее время активно обсуждаются такие направления, как привлечение средств через отечественный фондовый рынок, а также привлечение западных стратегических инвесторов в крупные проекты.
С начала 2006 г. обыкновенные акции РАО ЕЭС выросли на 71 % (более 70 центов за акцию), а привилегированные - на 62 % (табл. 3). Для сравнения: в 2005 г. рост составил лишь 49 и 52 % соответственно14. По мнению отечественных аналитиков,
12 Например, в Великобритании в 1990 — 1995 гг доля природного газа в топливном балансе электроэнергетики увеличилась на 20 % за счет относительного уменьшения угля, а за следующее пятилетие (1996 — 2000 гг) возросла, опять же за счет угля, почти до 50 %. См. Гладкий С. Централизация капитала в мировой энергетике. — МЭиМО. - 2005. - № 9. - С. 40 - 45.
13 Thomas S., Hall D, Popov V. Gas Industry Liberalizations, Restructuring and Employment in the European Union. Brussels, 2002. P. 17-18.
14 Данные РТС.
возросший интерес к акциям электроэнергетических компаний обусловлен как общим ростом российского фондового рынка, так и заявлением властей о необходимости привлечения в отрасль не только государственных инвестиций, но и частных, в том числе иностранных. Другие считают, что рост цен на акции энергокомпаний обусловлен исключительно наличием избыточной ликвидности на фондовом рынке и в связи с этим справедливая цена акции РАО находится на гораздо более низких уровнях.
Таблица 3
Динамика котировок акций электроэнергетики в феврале (данные за февраль 2006 г.) 15
Эмитент Средняя цена (долл. США) Изменение цены за мес. (%)
Нижновэнерго 40,5 62
Пермэнерго 7,8 44,4
Костромская ГРЭС 0,39 43,1
Ставропольская ГРЭС 397,5 42,0
РАО «ЕЭС России» 0,585 42,0
Кузбассэнерго 1,675 40,8
Красноярская ГЭС 2,6 40,5
Башкирэнерго 1,05 34,6
Ленэнерго 0,715 21,6
Мосэнерго 0,199 20,5
Саратовэнерго 0,061 18,9
Саяно-Шушенская ГЭС 0,853 18,4
Боткинская ГЭС 0,505 17,4
ОГК-5 0,07 15,8
Однако делать какие-либо определенные выводы о перспективах роста акций РАО ЕЭС в условиях реформирования отрасли еще рано. Все зависит от направленности действий государства в отношении вопросов реформирования, инструментов регулирования инвестиционного процесса, соответствия стратегических целей развития предприятий задаче продвижения в направлении реализации рыночных принципов в отрасли.
По плану РАО ЕЭС, уже в ближайшие годы «Мосэнерго» и ОГК-5 должны провести дополнительные эмиссии и разместить их на IPO в целях привлечения дополнительных инвестиций. После этого к ним должны присоединиться и другие ОГК
15 Данные Российской торговой системы.
и ТГК. С одной стороны, это должно обеспечить инвестиции в генерацию, а с другой, существует риск размывания пакетов действующих инвесторов. Однако в последнем случае не исключено, что дополнительные эмиссии выкупят стратегические инвесторы по высокой цене и это придаст дополнительный потенциал роста всему рынку.
В рамках направления вывода энергокомпаний на IPO особый интерес представляют западные фондовые рынки. По мнению реформаторов, они более емкие и там могут покупать акции не только российские, но и западные инвесторы, что соответствует целям реформы — привлечение западных стратегических инвесторов в наиболее крупные проекты отечественных энергокомпаний. Кроме того, листинг на западных биржах означает большее доверие к ценным бумагам, в силу более жестких требований к раскрытию информации.
На первый взгляд, идея привлечения стратегических западных инвесторов в отрасль кажется логичной и перспективной. Однако она не лишена и определенных рисков. В частности, переход крупнейших национальных энергокомпаний под контроль западных фирм в развитых странах, как правило, не одобряется, поскольку касается вопросов национальной принадлежности компаний. Так, в 2004 г. американский сенат не одобрил сделку по продаже американской энергетической компании Unocal китайской фирме. Похожая ситуация складывается и с намерениями Газпрома приобрести английскую газораспределительную компанию Centrica.
В заключение авторы считают необходимым отметить, что реформирование отрасли, вектор ее инвестиционного развития зависят от конкретных инвестиционных и инновационных решений государства, политических заявлений по поводу реструктуризации холдинга в целом. С учетом отмеченного выше представляется, что политика государства в энергетической сфере должна, во-первых, быть прозрачной и понятной для инвесторов и заинтересованных сторон, во-вторых, направленной на создание привлекательных макроэкономических условий ведения бизнеса, развития инвестиционного потенциала предприятий, в-третьих, принимаемые решения должны быть основаны на сопоставлении долгосрочных интересов потребителей, инвесторов, компаний, страны в целом.