Научная статья на тему 'Психологические факторы развития карьерного потенциала специалиста атомной энергетики'

Психологические факторы развития карьерного потенциала специалиста атомной энергетики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ФАКТОРЫ КАРЬЕРНОГО ПОТЕНЦИАЛА (АКМЕОЛОГИЧНОСТЬ / САМООЦЕНКА / САМООРГАНИЗАЦИЯ / УПОРСТВО / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ) / ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ КАРЬЕРНОГО ПОТЕНЦИАЛА / FACTORS OF CAREER POTENTIAL (MATURITY OF CREATIVE ABILITY / SELF-IMPROVEMENT) / POTENTIAL / SELF-ESTIMATION / SELF ORGANIZING / PERSISTENCE / RESPONSIBILITY / INFLUENCE OF FACTORS OF CAREER POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булатова Елена Наримановна

В статье автор анализирует влияние факторов карьерного потенциала личности специалиста атомной энергетики, описывает полученные в ходе исследования факторы карьерного потенциала (акмеологичность, самооценка, самоорганизация, упорство, ответственность, самосовершенствование), представляет результаты опросника факторного анализа методом вращения Varimax.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL FACTORS OF POTENTIAL OF ATOMIC ENGINEERING EXPERT

In the article the author analyzes the influence of factors of career potential of the atomic engineering expert; describes the factors of career potential received during research ( maturity of the creative ability, self-estimation, self-organizing, persistence, responsibility, self-improvement), represents results of a questionnaire of the factorial analysis received by method of rotation (a varimax method).

Текст научной работы на тему «Психологические факторы развития карьерного потенциала специалиста атомной энергетики»

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ КАРЬЕРНОГО ПОТЕНЦИАЛА СПЕЦИАЛИСТА АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

© Елена Наримановна Булатова

Нововоронежский филиал национального исследовательского ядерного университета МИФИ, г. Нововоронеж, Россия, зам. директора по воспитательной работе, e-mail: b.e.n.10@mail.ru

В статье автор анализирует влияние факторов карьерного потенциала личности специалиста атомной энергетики, описывает полученные в ходе исследования факторы карьерного потенциала (акмеологичность, самооценка, самоорганизация, упорство, ответственность, самосовершенствование), представляет результаты опросника факторного анализа методом вращения Varimax.

Ключевые слова: карьерный потенциал; факторы карьерного потенциала (акмеологичность, самооценка, самоорганизация, упорство, ответственность, самосовершенствование); влияние факторов карьерного потенциала.

Развитие карьерного потенциала специалиста атомной энергетики рассматривается нами как система взаимообусловленных компонентов и показателей, которые способны детерминировать. Опираясь на исследования ученых (Л.В. Абдалина, М.И. Дьяченко, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В. А. Сластенин), мы считаем, что процесс развития карьерного потенциала специалиста атомной энергетики дает возможность не только формировать необходимые специалисту профессиональные способности, но и обнаруживать, реализовывать скрытый резерв его возможностей. В акмеологи-ческих исследованиях, которые направлены на достижение профессионализма (Л.В. Аб-далина), на профессиональное самоопределение будущих рабочих (Е.Г. Казьмина), на достижение профессиональной самореализации (О.О. Богатырева), авторы выявляют и учитывают факторы, способствующие развитию личностного и профессионального развития.

В логике исследования проблемы развития карьерного потенциала рассмотрим понятие «факторы». Факторы следует рассматривать в качестве причин, основных движущих сил, детерминант профессионализма (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин). По мнению А.С. Огнева, «факторы обычно используют при объяснении причин профессионального роста или профессиональной деградации» [1].

Прежде чем выявить факторы карьерного потенциала личности, обратимся к научным исследованиям, в которых описываются и классифицируются подобного рода факторы развития карьеры (Дж. Гринхаус, Е.В. Титова,

В.Ф. Биркенбиль, В.И. Курбатов, Е.А. Климов, Б. Г. Литвак, В. Л. Романов). В. Л. Романов классифицирует факторы карьерного успеха следующим образом: физические факторы; социальные факторы; идеальные, к которым относятся факторы, порождающие девиации в сферах культуры, нравственности, идеологии; группа психологических факторов [2].

Мы считаем, что приведенные факторы могут частично учитываться нами в исследовании проблем развития карьерного потенциала, т. к. способны оказывать влияние на развитие карьерного потенциала будущего специалиста.

Не менее интересной, на наш взгляд, является классификация факторов, представленная в работах Сьюпера. Ученый в своей классификации выделяет психологические и социальные факторы, указывая также на влияние экономических факторов. По мнению автора, экономический бум или депрессия в обществе, технологические изменения в сфере экономики или производстве, природные катаклизмы находятся вне контроля человека, но, влияя на ситуацию на рынке труда, определенным образом обусловливают возможности развития карьеры [3]. Мы считаем, что, опираясь на представленные выводы ученого, можно установить закономерности развития карьерного потенциала будущего специалиста атомной энергетики и понять механизмы достижения успешных результатов.

Таким образом, приведенные авторами классификации факторов образуют содержательное и целостное представление законо-

мерностей развития карьерного потенциала личности. На основе чего можно выделить наиболее важные детали в исследовании тех факторов, учет которых необходим в процессе развития карьерного потенциала специалиста атомной энергетики.

В логике исследования представим диссертационные исследования, где выявлены факторы развития карьерного становления. В работе М.В. Денеко рассматриваются факторы личностного потенциала преподавателя вуза в процессе профессиональной адаптации. Изучив работу автора, мы приходим к мнению, что на развитие карьерного потенциала могут оказывать влияние те же факторы, которые влияют на личностный потенциал, а именно: генетически-социальный, образовательный, профессиональный [4].

В работе Н.В. Козловой показано, что детерминантами качественных изменений в личностно-профессиональном становлении являются акме-факторы - характеристики состояния многомерного мира, определяющие обновление, возрождение, преобразование, восхождение человека [5]. Мы считаем, что выявленные автором психологические факторы так же способны влиять на карьерный потенциал будущего специалиста атомной энергетики и поэтому учитывались в настоящем исследовании.

Интересной представляется работа

О. О. Богатыревой, где наиболее значимыми личностными факторами, влияющими на профессиональную самореализацию, являются самоэффективность, гибкость поведения. Мы согласны с мнением автора и считаем, что высокий уровень адаптации к меняющимся условиям внешней среды и самоэффективность способствуют развитию карьерного потенциала будущего специалиста атомной энергетики [6].

Исследуя карьерный потенциал будущего специалиста, мы выявили, что пока еще недостаточно полным является понимание того, что лежит в основе развития карьерного потенциала специалиста вообще. Поэтому возрастает роль акмеологических исследований процесса развития карьерного потенциала как начала формирования акмеологического карьерного образа, что, на наш взгляд, будет способствовать выявлению предпосылок успешной профессиональной деятельности.

Согласно Л.В. Абдалиной, «акмеологи-ческие факторы - основные причины, носящие характер движущих сил, главные детерминанты прогрессивного развития личности и особенно ее профессионализма» [7]. Научный поиск исследования акмеологических факторов обнаружил их разноплановость (А.А. Бодалев, А. А. Деркач, В.Г. Зазыкин). Мы учитывали точку зрения Н.В. Кузьминой и А.А. Реана на акмеологические факторы, которые ученые подразделяют на объективные, субъективные и объективно-субъективные. Объективные акмеологические факторы выступают как реальная система деятельности специалиста и последовательность действий, направленных на достижение высоких целей. Ученые считают, что такие акмеоло-гические факторы, как компетентность, интересы, направленность, креативность личности, являются субъективными предпосылками степени профессионального и карьерного развития, что, в свою очередь, может предопределять и объяснять во многом успешность развития карьерного потенциала специалиста атомной энергетики в профессиональном колледже. Объективно-субъективные факторы авторы связывают с профессиональной средой специалиста, возможностями реализовывать себя в профессиональной среде, вниманием всех уровней менеджмента к проблеме карьерного продвижения потенциальных работников [8]. Мы считаем, что предложенные учеными характеристики факторов могут быть нами учтены для более глубокого исследования проблем развития карьерного потенциала специалиста атомной энергетики.

Анализ процесса развития карьерного потенциала специалиста атомной энергетики позволил нам выявить его компоненты и показатели, на формирование которых оказывает влияние ряд факторов, требующих эмпирического исследования. В процессе проведения данного эмпирического исследования приняло участие 80 студентов колледжа теплоэнергетического отделения, возраст от 16 до 19 лет, 70 юношей и 10 девушек. Был разработан, а затем применен «Опросник выявления психологических факторов развития карьерного потенциала специалиста атомной энергетики» (Л.В. Абдалина, Е.Н. Булатова), с целью построения более четкой структуры карьерного потенциала, который включил 30

суждений, соответствующих выделенным факторам.

Разрабатывая тематическое содержание опросника, мы делали упор на следующие сферы деятельности и социальное окружение студентов: внеучебная деятельность; личностное самоопределение и самореализация; учебная деятельность; самообразование; взаимоотношения с преподавателями и сокурсниками; культурная среда.

Таким образом, опросник содержал утверждения, которые показывали блоки, где выбирались факторы, влияющие на развитие карьерного потенциала в соответствии с той средой, которая окружает студента, и выражает его отношение к различным жизненным обстоятельствам, связанным с личностными ориентациями и профессиональной деятельностью. В логике исследования авторы в каждой сфере деятельности структурировали вопросы, учитывая при этом возможную погрешность полученных в результате проведенного факторного анализа экспериментальных данных.

В ходе дальнейшего исследования мы провели факторный анализ полученных результатов опросника методом вращения Varimax.

В итоге эксперимента, связанного с получением статистических данных, были выделены 5 факторов, которые позволили на более глубоком уровне представить источники и причины успешного развития карьерного потенциала специалиста атомной энергетики: акмеологичность, самооценка, самоорганизация, упорство, ответственность. Рассмотрим подробнее структуру каждого фактора, которые в результате факторного анализа (по значимости) расположились следующим образом.

1. Наибольшим весом в ряде факторов обладает акмеологичность, которая характеризуется устремленностью к вершинам личностного успешного развития, выражающегося в поиске индивидуального способа организации деятельности. Приведенный фактор раскрывается в таких характеристиках, как: «стремление к самым высоким достижениям в жизни» (0,577); «необходимость познавать, раскрывать свой потенциал и направлять его на достижение высоких результатов» (0,543); «постоянно развивать себя в личностном плане» (0,459).

2. Не менее важным фактором развития карьерного потенциала личности является самооценка, которая раскрывает соотношение уровня притязаний с реальными возможностями и достижениями студента, показывает адекватно-критичное отношение студента к своим целям, ресурсам и результатам. Данный фактор характеризуется такими показателями, как: «способности человека безграничны, надо только их постоянно развивать» (0,508); адекватное взвешивание своих способностей и собственных целей (0,498); «стремление при выполнении задач не останавливаться, устраняя ошибку, идти дальше» (0,466).

3. Важным фактором развития карьерного потенциала личности, согласно данным проведенного эмпирического исследования, выступает самоорганизация личности студента. Это раскрывается через рациональное планирование жизнедеятельности и распределение обстоятельств профессиональной деятельности. Данный фактор характеризуется такими оценками, как: «умение упорядочивать собственную жизнедеятельность» (0,493); «успешные люди - это всегда само-организованные личности» (0,448); «использовать время с наибольшим результатом, с последующим самоанализом» (0,412).

4. Следующим фактором развития карьерного потенциала личности является упорство. Данный фактор может характеризоваться настойчивым стремлением студента достигать поставленную цель и включает: «умение проявлять упорство в достижении поставленных целей» (0,598); «способность преодолевать трудности и получать определенные результаты» (0,553); «настойчивость в решении новых и сложных проблем» (0,536).

5. Фактором развития карьерного потен-

циала личности является также ответственность личности, который раскрывается в ее надежности, осознанной готовности признавать себя причиной своих поступков и включает: «стремление проявлять активность и инициативу в достижении поставленных целей, а именно, достижения своего акме в профессиональной деятельности» (0,571);

«необходимость быть надежным человеком, так как это порождает доверие со стороны коллег» (0,506); «необходимость быть ответ-

ственным в отношении к поручениям преподавателей и приятелей» (0,460).

Мы считаем, что выделенные факторы будут непосредственно способствовать решению задач, стоящих перед будущим специалистом, ориентированным на развитие карьерного потенциала личности.

В общем виде представленные факторы отражают различные аспекты многоуровневого процесса карьерного становления будущего специалиста как непосредственно в условиях формирования профессиональной компетентности, так и в предстоящей профессиональной деятельности.

Как видно, рассматриваемые факторы взаимосвязаны и носят системный, комплексный характер. Анализируемые факторы: акмеологичность, самооценка, самоорганизация, упорство, ответственность - направлены на развитие общего уровня карьерного потенциала личности, при этом особое значение среди приведенных факторов имеет фактор «акмеологичность». Возможно, первостепенная важность данного фактора связана с тем, что стремление достичь своего «акме» приводит к осознанию необходимости вырабатывать и развивать такие качества, как: адекватная самооценка, упорство, самосовершенствование, ответственность,

самоорганизация. Вместе с тем существуют другие субъективно-объективные причины, влияющие на формирование карьерного становления, которые нами были указаны ранее. При этом карьерный потенциал личности

(как интегральное свойство человека-профес-сионала) является результатом учебной и профессиональной деятельности, сформировавшись, сам становится объективным фактором дальнейшего хода жизнедеятельности личности и его карьерного становления.

1. Деркач А.А., Огнев А.С. Акмеологические основы профессионального становления государственных служащих. Воронеж, 1998.

2. Титова Е.В. Влияние карьерной успешности супругов на отношения в семье: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2001.

3. Super D.E. The Psychology of Careers an introduction to vocational development. N. Y., 1957.

4. Денеко М.В., Развитие личностного потенциала преподавателя вуза в процессе профессиональной адаптации: автореф. дис. . канд. пед. наук. СПб., 2007.

5. Козлова Н.В. Личностно-профессиональное становление в условиях вузовского образования: акмеориентированный подход: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Томск, 2008.

6. Богатырева О.О. Личностные факторы профессиональной самореализации: автореф.

дис. ... канд. психол. наук. М., 2009.

7. Абдалина Л.В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике. М., 2008.

8. Реан А.А. Психология развития личности. Средний возраст, старение, смерть. М., 2007.

Поступила в редакцию 5.02.2011 г.

UDC 159.9

DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL FACTORS OF POTENTIAL OF ATOMIC ENGINEERING EXPERT Elena Narimanovna Bulatova, Novovoronezh Branch of National Research Atom University MIPhI, Novovoronezh, Russia, Vice Director for Education, e-mail: b.e.n.10@mail.ru

In the article the author analyzes the influence of factors of career potential of the atomic engineering expert; describes the factors of career potential received during research ( maturity of the creative ability, self-estimation, self-organizing, persistence, responsibility, self-improvement), represents results of a questionnaire of the factorial analysis received by method of rotation (a varimax method).

Key words: career potential; factors of career potential (maturity of creative ability, self-estimation, self organizing, persistence, responsibility, self-improvement); influence of factors of career potential.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.