Банковская система
ПРОБЛЕМЫ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА РОССИИ НА ФОНЕ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА*
В статье проведен обзор состояния банковского сектора России в период мирового финансового кризиса. Рассмотрены основные мероприятия Правительства РФ и Банка России, направленные на поддержание финансовой стабильности в банковской системе. Выявлены наиболее важные проблемы коммерческих банков, существующие в настоящее время и требующие разработки эффективных мер по их преодолению.
Ключевые слова: банковский сектор, коммерческие банки, мировой финансовый кризис.
Разразившийся в середине 2007 г. в США ипотечный кризис привел к дестабилизации американской финансовой системы, а затем перерос в экономический и глобальный кризис, т. е. охватил все основные экономики мира — как развитые, так и развивающиеся.
Мировой финансовый кризис затронул не только экономику нашей страны, но и ее банковский сектор. Изменение ситуации на мировых финансовых рынках привело к уменьшению доступ-
* Статья представлена Информационным центром Издательского дома «Финансы и кредит» при Орловском государственном техническом университете.
Л. В. ДАВЫДОВА, доктор экономических наук, профессор кафедры финансов, денежного обращения, кредита и банков E-mail: [email protected]
В. В. ГОРДИНА, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры финансов, денежного обращения, кредита и банков E-mail: [email protected] Орловский государственный технический университет
ности свободных финансовых ресурсов. В связи с кризисом многие иностранные банки-кредиторы предъявили к российским банкам-заемщикам требования по досрочному погашению кредитов и других обязательств, ужесточили условия предоставления новых займов. В результате в первом полугодии 2008 г. объем чистых зарубежных заимствований отечественными банками резко сократился, появилась проблема погашения долговых обязательств, возникли проблемы с ликвидностью.
По мнению банковских аналитиков, ключевой проблемой российской банковской системы, породившей зависимость от иностранного капитала, явилась ее недостаточная способность к аккумуляции внутренних финансовых ресурсов, низкая капитализация банковской системы и невысокий уровень доверия к ней со стороны резидентов, что ограничивало возможности привлечения внутренних заемных ресурсов. Поэтому за последние несколько лет банковский сектор России превратился в активного заемщика внешних финансовых ресурсов. С начала 2004 г. по середину 2008 г. внешний долг банковского сектора вырос в 6,6 раза, а его доля в совокупном внешнем долге страны увеличилась с 18,4 до 42,6 % [4].
Банковская система России стала заложницей как состояния международного финансового рынка в целом, так и настроений инвесторов на мировых фондовых рынках. Сначала это сказалось на индексах облигаций, выпущенных под обеспечение ипотечных закладных, в последующем — на возможностях размещения собственных ценных бумаг. Доступность относительно легких внешних ресурсов в течение периода, предшествующего кризису, привела к снижению ответственности в их расходовании. Некоторые банки перестали уделять должное внимание оценке кредитоспособности заемщиков. В результате произошло критическое накопление просроченной задолженности.
В результате кризисных явлений, проявившихся в экономике и финансовой системе страны на фоне мирового кризиса, в первом полугодии 2008 г. темпы роста практически всех показателей банковского сектора снизились. Временные затруднения с ликвидностью в некоторых банках подорвали уровень доверия внутри банковской системы и привели к остановке рынка межбанковского кредитования. В сложившейся критической ситуации Банк России использовал широкий арсенал средств для поддержания ликвидности на достаточном уровне.
На первом этане Банк России применял стандартные рыночные методы управления ликвидностью. Во-первых, дважды, с интервалом в месяц, была снижена норма обязательных резервов, и с середины октября 2008 г. до февраля 2009 г. она была установлена в размере 0,5 %. Во-вторых, Банк России предпринял попытки увеличения ликвидности путем покупки собственных обязательств (облигаций Банка России). Кроме того, были использованы: дополнительное рефинансирование банков в Банке России; неоднократное снижение ставки рефинансирования; механизм государственных гарантий по банковским кредитам нефинансовым организациям.
На втором этапе способами поддержки банковского сектора становятся: беззалоговые аукционы Банка России; субординированные кредиты Правительства РФ; аукционы Минфина России; кредиты Агентства по страхованию вкладов; покупка государством акций проблемных компаний; валютные интервенции Банка России.
Таким образом, банкам были предоставлены значительные
4 000-
3 000-
2 000 -
1 000 -
финансовые ресурсы для преодоления кризиса ликвидности, в том числе кредиты Банка России (рис. 1).
Однако при осуществлении мероприятий по восстановлению ликвидности российских банков выявилась новая проблема. По мнению А. Г. Аксакова, с принятием в течение октября—ноября 2008 г. комплекса антикризисных мер и новых законов Правительство РФ и Банк России создали в банковском секторе новую конфигурацию, явно не закрепленную в законодательстве о банках и банковской деятельности [1].
Во-первых, была выделена группа привилегированных банков с государственным участием. В нарушение общих принципов равной конкуренции фактически произошло выделение данной группы коммерческих банков в «высшую группу» надежности.
Во-вторых, с введением механизма беззалоговых аукционов выделилась группа банков, которые получили весьма широкий доступ к ликвидности.
В третью группу попали небольшие банки, которые, по сути, оказались лишены какой-либо государственной поддержки. Речь идет о почти 700 кредитных организациях (не входящих в банковские группы), которые, как правило, успешно работали и работают на межрегиональном и региональном уровнях. Именно для данной группы банков особенно остро встали проблемы выживания, укрупнения и консолидации. Для почти половины из них, собственный капитал которых менее 180 млн руб., речь вообще идет о принудительном прекращении деятельности в течение следующих трех лет [1].
Таким образом, небольшие коммерческие банки, осуществляющие свою деятельность на
Январь 2008 Октябрь 2008 Ноябрь 2008 Декабрь 2008 Январь 2009
□ Peno, ломбардные кредиты, кредиты «овернайт»
□ Кредиты, предоставленные под нерыночные активы, включая векселя, права требования по кредитным договорам
□ Кредиты без обеспечения, субординированные кредиты, рублевые депозиты
Рис. 1. Ликвидность, предоставленная коммерческим банкам Банком России в 2008—2009 гг., млрд руб. (без учета субординированных кредитов Сбербанку России) [6]
региональном уровне, оказались в самой сложной ситуации.
Необходимо отметить еще один важный момент. Резкое падение нефтяных цен в 2008 г., сокращение спроса на сырьевые товары из-за начинающейся мировой рецессии привели к тому, что в октябре 2008 г. сальдо текущих операций снизилось на 40 % по сравнению со среднемесячным уровнем первого полугодия, а в декабре — стало отрицательным. Кроме того, среднемесячный отток капитала в последние четыре месяца 2008 г. превысил 40 млрд долл. Такое одновременное изменение текущего и капитального счетов платежного баланса вынудило Банк России пересмотреть курсовую политику и начать ослабление российского рубля для выравнивания сальдо текущих операций. Однако медленная, пошаговая девальвация рубля привела к тому, что банки, получившие и продолжавшие получать вплоть до конца января 2009 г. огромную рублевую ликвидность, начали покупать иностранную валюту, что привело к быстрому снижению уровня золотовалютных резервов. Кроме того, в покупку иностранной валюты активно включилось российское население. За период с сентября 2008 по февраль 2009 г. рублевые депозиты населения сократились более чем на 20 %, а объем наличных денег в обращении уменьшился почти на 15 %. В результате валютные активы российского населения выросли за это время более чем на 50 млрд долл. [3].
Вскоре после этого Банк России радикально изменил характер денежной политики и прекратил предоставлять банкам новую рублевую ликвидность. В течение нескольких дней это привело к прекращению давления на рубль и к стабилизации его курса.
25 000
20 000
Кредиты, депозиты и прочие размещенные средства, тыс. руб.
■ Просроченная задолженность, % от кредитов, депозитов и прочих размещенные средств
Рис. 2. Уровень просроченной задолженности российских банков в 2009 г., % [7]
К сентябрю 2009 г. доля средств Банка России в пассивах банков существенно снизилась.
Во второй половине 2009 г. возобновился приток рублевых вкладов в коммерческие банки. Это стало возможным благодаря эффективному функционированию системы страхования вкладов населения, а также повышению кредитными организациями процентных ставок по вкладам. В результате прирост банковских вкладов населения оказался выше, чем в 2008 г.
В целом, по мнению авторов, в 2009 г. удалось сохранить устойчивость банковского сектора и доверие клиентов. Долгосрочным целям по поддержанию финансовой устойчивости служили меры по наращиванию капитальной базы банковского сектора. Основным механизмом докапитализации стали десятилетние субординированные кредиты, предоставленные Банком России и государственной корпорацией.
По состоянию на 01.01.2010 меры по предупреждению банкротства с использованием государственных средств осуществлялись в 18 банках, из них в 14 — с участием Агентства по страхованию вкладов и в 4 банках — с участием иных инвесторов. В то же время Банк России в течение 2009 г. продолжал работу по выводу с рынка банковских услуг нежизнеспособных кредитных организаций, представлявших угрозу интересам кредиторов и вкладчиков. Так, с 01.01.2009 по 01.01.2010 были отозваны лицензии на осуществление банковских операций у 44 кредитных организаций [5].
Вместе с тем необходимо отметить, что наращивание объемов банковских вкладов не сопровождалось адекватным ростом кредитования, так как в условиях экономического спада сохранялись высокие риски со стороны нефинансовых организаций и населения. Заемщики испытывали финансовые трудности, что создавало проблемы со своевременным обслуживанием кредитов. В результате возрастала просроченная задолженность по кредитам (рис. 2).
В конце 2009 г. наметился положительный перелом в динамике просроченной задолженности по кредитам нефинансовым организациям, повысилась доступность кредитов. Однако в основном это коснулось небольшого числа
4
финансы и кредит
кредитных организации, так как сохранялось действие основных факторов, ограничивающих банковское кредитование, — отсутствие устойчивого роста реальной экономики и, соответственно, спроса на заемные средства, а также наличие достаточно высоких кредитных рисков.
Не удалось восстановить и рынок потребительского кредитования (за 2009 г. суммарный объем кредитов, предоставленных физическим лицам, сократился на 11,0 %).
На ипотечном кредитном рынке, начиная с III квартала 2009 г., заметно смягчились условия кредитования и несколько снизились процентные ставки. В то же время ипотечные кредиты остались недоступными для большинства потенциальных заемщиков. Причина ясна. Ситуация на рынке ИЖК во многом определяется уровнем платежеспособного спроса населения. В 2009 г. наблюдалось его снижение вследствие замедления роста реальных доходов населения по сравнению с докризисным периодом. В результате объем ипотечных кредитов, выданных за 2009 г., сократился более чем в 4 раза по сравнению с 2008 г.
Фактором, сдерживающим развитие ИЖК, явилось также обесценение ипотечных залогов в связи с наблюдавшимся в 2009 г. снижением цен на жилье и ростом отложенного спроса населения. Доля просроченных ипотечных кредитов в их общем объеме выросла более чем в 2,5 раза, до 2,8 % (по состоянию на 01.12.2009).
Таким образом, учитывая наметившиеся положительные тенденции, необходимо отметить, что к концу 2009 г. многие проблемы в банковском секторе остались нерешенными (накопленный объем долгов, низкий рост объемов кредитования, высокие кредитные риски и т. д.).
В настоящее время, на взгляд авторов, важную роль в стабилизации ситуации в банковской сфере будет играть способность банковской системы преодолеть кризис «плохих долгов», который традиционно сопровождает экономический спад. Происхождение такого кризиса связано со снижением платежеспособности заемщиков, а также с резким падением стоимости активов, широко используемых банками в качестве залогов по кредитам (ценные бумаги и недвижимость), что неминуемо ведет к накапливанию проблемной и
безнадежной ссудной задолженности коммерческих банков.
По мнению С. Алексашенко, государство должно разработать мероприятия по выявлению и списанию активов банков, реальная стоимость которых существенно ниже номинальной стоимости или равна нулю. Однако возникает проблема: в результате переоценки и списания активов с балансов банки теряют значительную часть своего капитала. Крупные банки для восстановления капитала прибегнут к механизму получения средств из бюджета, а мелкие и средние банки будут вынуждены обращаться за помощью к крупным банкам. Таким образом, негативное влияние этого кризиса на экономику заключается не только в том, что государство тратит огромные ресурсы на капитализацию банковской системы, но и в том, что она становится не способной выполнять свою базовую функцию — кредитование экономики [2].
Необходимо также отметить, что, несмотря на позитивный эффект большинства антикризисных мероприятий, в настоящее время пока сохраняются серьезные потенциальные угрозы финансовой стабильности как отдельных кредитных институтов, так и банковской системы в целом. В 2009 г. многие макроэкономические параметры деятельности банков существенно ухудшились. Так, темп прироста совокупных активов банковского сектора за 2009 г. составил 5,0 % (39,2 % за 2008 г.). Совокупный кредитный портфель уменьшился на 0,8 % (в 2008 г. наблюдался рост на 39,5 %), сальдированный финансовый результат уменьшился на 49,9 % по сравнению с 2008 г. (рис. 3).
Кроме того, наблюдается близкая к нулевой рентабельность банковского сектора в целом, дефицит долгосрочной ресурсной базы, недока-питализированность отдельных банков с точки зрения повышения с 01.01.2010 требований к объему капитала. Абсолютные и относительные финансовые результаты деятельности банковского сектора по итогам 2009 г. свидетельствуют о том, что
600 500 400 300 200 100 0
п
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
Рис. 3. Сальдированный финансовый результат в банковском секторе России в 2001—2009 гг. (на конец года), млрд руб. [5]
30 25 20 15 10 5 0
г г — г г~
2008 2009
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
□ Рентабельность активов на конец года, %
□ Рентабельность капитала на конец года, %
Рис. 4. Рентабельность активов и капитала банковского сектора России в 2001-2009 гг. (на конец года), % [5]
в соответствии с одним из критериев банковского кризиса, применяемых в международной практике (снижением рентабельности банковских активов до уровня 1 % и менее), угроза кризиса в российском банковском секторе сохраняется. Рентабельность активов банковского сектора по состоянию на 01.01.2010 составила 0,7 % (на 01.01.2009 - 1,8 %).
Рентабельность активов находится на уровне ниже 1 %, начиная с середины 2009 г. В основном это объясняется существенным сокращением финансового результата банковского сектора по сравнению с показателем предыдущего года.
Рентабельность совокупного банковского капитала снизилась до 4,9 % по состоянию на 01.01.2010 (13,3 % она составляла в 2009 г.) (рис. 4). Помимо низкого финансового результата это обусловлено существенным ростом капитала банковского сектора, начавшимся с октября 2008 г. в результате мер государственной поддержки.
Число убыточных кредитных организаций и объем их убытков по сравнению с 2008 г. выросли
10,00% 8,00 6,00 4,00 2,00 0,00
01.01.2009
01.04.2009
01.07.2009
01.10.2009
□ Доля проблемныхи безнадежных ссуд в общем объеме ссуд
□ Сформированный резерв на возможные потери по ссудам в % от общего объема выданныхссуд
Рис. 5. Качество активов и уровень резервирования коммерческих банков, % [7]
в 2,1 раза. Прибыльными в 2009 г. были 938 кредитных организаций, что в процентном отношении к числу действующих на 6,1 процентного пункта меньше, чем в 2008 г. Объем полученной ими прибыли сократился на 36,3 % по сравнению с 2008 г. [5].
Одним из основных факторов, негативно повлиявших на финансовый результат кредитных организаций в 2009 г., были высокие риски кредитования, связанные с неустойчивостью финансового положения заемщиков и сокращением их возможностей по обслуживанию кредитов в период экономической рецессии. В результате доля проблемных и безнадежных ссуд в общем объеме выданных ссуд коммерческих банков значительно возросла. Увеличение просроченной задолженности по предоставленным кредитам, в свою очередь, предопределило направление банками значительной части полученных доходов на формирование резервов на возможные потери по ссудам. При этом во втором полугодии 2009 г. средств для формирования резервов было явно недостаточно (рис. 5).
Анализируя процессы, происходящие в банковском секторе России, нельзя не отметить недавно зарегистрированное в Минюсте России указание Банка России от 14.08.2009 № 2276-У «О порядке отзыва лицензии на осуществление банковских операций при снижении размера собственных средств банка ниже уровня, установленного Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Ранее этот закон разрешал работать на рынке кредитным организациям с собственным капиталом менее 5 млн евро, если его размер не уменьшался по сравнению с уровнем 01.01.2007. Ситуация изменилась после внесения Государственной Думой ФС РФ 28.02.2009 поправок в Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее - Закон № 395-1). Согласно этим поправкам у банков, размер собственного капитала которых на 01.01.2010 будет меньше 90 млн руб., а на 01.01.2012 — меньше 180 млн
руб., предписано изымать лицензии.
Эксперты объясняют столь жесткие меры желанием правительства ускорить консолидацию банковского сектора, сделать его более управляемым, повысить за счет докапитализации устойчивость отечественных кредитных организаций, а также удалить с рынка банки, занимающиеся «отмыванием» денежных средств.
Однако с позицией Минфина России согласны далеко не все финансисты, и в первую очередь представители банковских общественных организаций. По мнению президента Ассоциации российских банков Гарегина Тосуняна, этот закон приведет к закрытию многих успешно работающих малых банков и нанесет вред многим добросовестно работающим предпринимателям малого и среднего бизнеса.
В качестве компромиссного варианта банковские ассоциации предлагают внести поправки в Закон № 395-1 для ограничения сферы деятельности кредитных организаций с собственным капиталом менее 90 млн руб. внутри одного региона после 01.01.2010. При этом предполагается создать более упрощенный режим регулирования и надзора для малых банков, работающих в пределах одного региона России. Соответственно местным кредитным организациям придется согласиться на ряд ограничений, например, они не смогут осуществлять трансграничные операции или открывать филиалы за пределами своего региона [3].
Существует мнение, что российской экономике не нужны мелкие банки. Однако, по мнению вице-президента Ассоциации региональных банков Олега Иванова, и авторы статьи разделяют эту точку зрения, мелкие банки нужны. Эта необходимость связана со специфической экономикой ряда регионов. В некоторых субъектах РФ проживают меньше 1 млн чел., а в некоторых небольших городах — лишь несколько сотен человек, поэтому банк с капиталом меньше 90 млн руб. на уровне этого мелкого регионального бизнеса выглядит как достаточно крупная финансовая организация с очень большим по региональным меркам капиталом. Крупный банк здесь просто не найдет возможности для вложения своих активов.
В российском банковском секторе роль мелких региональных банков особенно велика в российской глубинке, где они кредитуют малый бизнес и крестьянские хозяйства. В случае отзыва лицензии в 2010 г. у банков, имеющих собственный капитал меньше 90 млн руб., и в 2012 г. у банков, имеющих собственный капитал меньше 180 млн руб., в первую очередь пострадает российская глубинка. В то
время как Москва, где сегодня нет дефицита банков, лишится лишь 20 % банков. Регионы Южного, Северо-Западного, Сибирского и Дальневосточного ФО потеряют около 40 % местных кредитных организаций. В случае же принятия в будущем году законопроекта Алексея Кудрина, повышающего требования к собственному капиталу до 1 млрд руб., в 2016 г. потери банковского сообщества будут еще серьезнее. Согласно подсчетам (с поправкой на тренд по укрупнению банков) Южный ФО в результате нового повышения требований к величине собс -твенного капитала может потерять более 80 % всех кредитных организаций, Дальневосточный ФО — почти 70 %, а Сибирский ФО — более 50 % [3].
Подводя итог, следует отметить, что срочные антикризисные меры принимались Правительством РФ и Центральным банком РФ в 2008 и 2009 гг. в основном своевременно и эффективно, что способствовало стабилизации состояния банковской системы. Однако проблемы в банковском секторе в настоящее время существуют, и поэтому необходимо продолжить разработку новых мер поддержки банковской системы и реального сектора экономики. Задача состоит не только в том, чтобы не допустить дальнейшего обострения кризисной ситуации, но также в том, чтобы создать условия для развития отечественной банковской системы и принять меры к нейтрализации возможных кризисных явлений в будущем.
Список литературы
1. Аксаков А. Г. Консолидация в банковском секторе: финансовый кризис и новое финансовое законодательство // Финансы и кредит. 2008. № 48. С. 2-9.
2. Алексашенко С. Обвальное падение закончилось, кризис продолжается // Вопросы экономики. 2009. № 5. С. 4-20.
3. В 2010 г. в банковском секторе пройдет тотальная зачистка // URL: http://www.audit-it. ra/news/finance/197788.html.
4. Малкина М. Ю. Истоки банковского кризиса в российской экономике // Финансы и кредит. 2008. № 47. С. 2-16.
5. Обзор финансовой стабильности за 2009 г. / Департамент исследований и информации Банка России. URL: http://www.cbr.ru/today/ pubHcations_reports/fin-stab-2009r. pdf
6. Официальный сайт Центрального банка РФ. URL: http://www.cbr.ru
7. Эксперт РА. Рейтинговое агентство. URL: http://raexpert.ru/researches/banks/reportBank/