УДК 33:37 ББК 65.497 Р 99
Д.В.Рязанцева
Соискатель кафедры экономики Южного института менеджмента, г. Краснодар.
Тел. (928) 664 78 13, е-mail: [email protected].
Основные формы взаимодействия организаций среднего профессионального образования и бизнес-структур в Краснодарском крае
(Рецензирована)
Аннотация. В данной статье рассмотрены формы взаимодействия сервисных организаций среднего профессионального образования и бизнес-структур, осуществляемых на территории Краснодарского края. Дана характеристика такого сотрудничества, выявлены проблемы и недостатки, предложено решение сложившейся ситуации путем реализации потенциала, имеющегося в Краснодарском крае.
Ключевые слова: сетевое взаимодействие, СПО, партнерство, интеграционные процессы.
D.V. Ryazantseva
Applicant for Candidate degree of Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph. (928)
664 78 13, e-mail: [email protected].
The main forms of interaction of secondary professional education organizations and business structures in the Krasnodar Territory
Abstract. The paper discusses the forms of interaction of the service organizations of secondary professional education and business structures carried out in the Krasnodar Territory. The author gives the characteristic of such cooperation, reveals the problems and shortcomings and offers the solution of current situation by realization of potential available in the Krasnodar Territory.
Keywords: network interaction, SPO, partnership, integration processes.
Изменившиеся условия социально-экономического развития требуют новых подходов к установлению взаимодействия всех сторон, заинтересованных в решении проблем воспроизводства человеческого фактора высокой квалификации.
В условиях повышенной востребованности специалистов со средним профессиональным образованием, роста требований к качеству их подготовки одним из условий развития среднего профессионального образования (СПО) является взаимодействие с бизнес-партнерами в целях повышения уровня соответствия адекватности результатов деятельности образовательной системы потребностям сферы труда, приближения подготовки специалистов к требованиям отраслей экономики и конкретных работодателей, укрепления связи обучения студентов с производством, привлечения дополнительных источников для развития материально-технической базы средних специальных учебных заведений.
На сегодняшний день между организациями СПО и бизнес-структурами широкое применение получило сетевое взаимодействие. Уточним данную форму связи.
Сетевым называется устойчивое, организационно оформленное на принципах сети взаимодействие образовательных организаций между собой и субъектами внешней среды в целях повышения эффективности использования совокупного потенциала системы
профобразования, оптимизации используемых ресурсов и достижения качества подготовки выпускников, соответствующего требованиям рынков труда [1].
Оно преследует следующие цели:
- обеспечение экономии региональных ресурсов системы профобразования за счет распределенной организации образовательного процесса, формирования сетевой инфраструктуры, обеспечивающей возможности коллективного использования информационных, материально-технических и кадровых ресурсов;
- расширение номенклатуры образовательных программ, реализуемых учреждениями всех уровней профобразования, и повышение их доступности;
- обеспечение гибкости организации обучения за счет развития модульных образовательных программ и индивидуальных траекторий обучения, развития системы непрерывного образования;
- повышение качества подготовки выпускников учреждений СПО.
При этом надо различать следующие виды сетевой организации
A) Горизонтальная модель взаимодействия - формирование единой поддерживающей инфраструктуры:
- ресурсные центры;
- технопарки;
- бизнес-инкубаторы;
- малые инновационные предприятия;
- базовые кафедры;
- совместные базы практик.
Б) Вертикальная модель взаимодействия - создание общих сервисов:
- профориентация;
- набор студентов;
- трудоустройство;
- отслеживание карьеры выпускников;
- повышение квалификации педагогических и управленческих кадров;
- базы данных по региональным рынкам труда;
- информационный портал;
- единая библиотечная система;
- коллективно используемые спортивные сооружения, медицинские учреждения, комбинаты питания и пр.
B) Смешанная модель взаимодействия - реализация программ академической мобильности:
- студенческий обмен;
- прикладной бакалавриат;
- технологическая практика, стажировки, другие сетевые образовательные программы.
В сфере СПО весьма востребована такая форма взаимодействия, как государственночастное партнерство (ГЧП), которая выгодна для всех участников данного процесса. Раскроем данное положение.
Для системы среднего профессионального образования ГЧП оборачивается вливанием финансовых и интеллектуальных инвестиций бизнеса, модернизацией образовательных программ, профессиональным ростом и профессиональной самореализацией преподавателей, а также гарантируется трудоустройство выпускников.
Бизнес при таком сотрудничестве приобретает остро необходимые ему квалифицированные кадры, обладающие всеми необходимыми компетенциями, возможность долгосрочного кадрового планирования, возможность разработки и развития новых технологий, а также обеспечивает повышение производительности труда.
Для региона появляется возможность усиления социально-экономического
планирования, развития человеческого фактора, формирования сбалансированного рынка труда, снижения остроты трудовой миграции, снижения уровня социального иждивенчества, создания интеллектуальной инфраструктуры региона.
Взаимодействие среднего специального учебного заведения с бизнес-партнерами может осуществляться в различных формах и должно быть направлено на обеспечение основных аспектов модернизации среднего профессионального образования, в том числе:
- формирование стратегии развития учебного заведения;
- содержание образования, организация образовательного процесса,
- контроль качества образования;
- изучение рынка труда;
- кадровое обеспечение;
- материально-техническое обеспечение;
- привлечение дополнительных финансовых средств.
Важным направлением взаимодействия с бизнес партнерами в области содержания образования является привлечение их к разработке учебно-программной документации по подготовке специалистов. Такое взаимодействие должно быть направлено на обеспечение учета современных и перспективных требований к специалистам среднего звена, предъявляемых со стороны работодателей.
В настоящее время средние специальные учебные заведения широко привлекают ведущих работодателей, являющихся потребителями по отношению к данному образовательному учреждению, к обеспечению контроля качества подготовки специалистов путем участия в работе государственных аттестационных комиссий при проведении итоговой государственной аттестации выпускников. Однако это лишь первый шаг.
Изучение рынка труда осуществляется во взаимодействии с бизнес-партнерами с целью обеспечения соответствия структуры и масштабов подготовки специалистов потребностям экономики.
Основными путями решения этой задачи являются:
- развитие взаимодействия средних специальных учебных заведений и региональных служб занятости населения;
- функционирование служб содействия трудоустройству выпускников, организованных на базе средних специальных учебных заведений;
- заключение и реализация договоров о подготовке специалистов.
Развитие партнерства в области кадрового обеспечения образовательного процесса должно осуществляться путем привлечения к преподаванию в средних специальных учебных заведениях специалистов, имеющих опыт профессиональной деятельности в соответствующих отраслях производства.
Такие специалисты могут привлекаться для следующих видов деятельности:
- проведения теоретических и практических занятий;
- руководства курсовым проектированием;
- руководства дипломным проектированием.
Развитие бизнес партнерства в области материально-технического обеспечения, привлечения дополнительных финансовых средств должно осуществляться путем заключения двусторонних договоров между работодателями и образовательными учреждениями.
Средства, полученные от работодателей, могут быть использованы на развитие образовательного учреждения, в том числе для совершенствования образовательного процесса, проведения ремонтных работ, организации досуга обучающихся и др. [2].
В Краснодарском крае партнерство в сфере среднего профессионального образования закреплено на законодательном уровне.
Существующая региональная нормативно-правовая база дает следующее понятие:
Партнерство в сфере среднего профессионального образования - система
взаимоотношений между органами государственной власти Краснодарского края, иными государственными органами, органами местного самоуправления в Краснодарском крае, государственными образовательными учреждениями среднего профессионального образования, организациями всех форм собственности, работодателями и их объединениями, координационными советами, профессиональными союзами, направленная на повышение результатов деятельности государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования Краснодарского края с учетом потребностей отраслей экономики и работодателей, привлечением дополнительных материальных и финансовых источников для обновления и развития материально-технической базы образовательных учреждений среднего профессионального образования в Краснодарском крае.
Основными направлениями партнерства являются:
1) привлечение работодателей к разработке учебно-программной документации, учитывающей современные и перспективные требования к уровню подготовки рабочих и специалистов;
2) организация производственной практики обучающихся с использованием технологической базы предприятий;
3) обеспечение стажировки преподавателей и мастеров производственного обучения;
4) участие в оценке качества подготовки выпускников при проведении их итоговой аттестации, в процедурах лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений среднего профессионального образования;
5) развитие взаимодействия образовательных учреждений среднего профессионального образования Краснодарского края с органом государственной власти Краснодарского края в области содействия занятости населения, предусматривающего информирование молодежи о ситуации, складывающейся на рынке труда, и возможностях трудоустройства по полученной профессии (специальности), по вопросам социальной адаптации на рынке труда, выпускников учреждений среднего профессионального образования Краснодарского края, обратившихся в органы службы занятости населения за содействием в подборе вариантов подходящей работы, а также согласования объемов и профилей подготовки кадров в разрезе учреждений среднего профессионального образования Краснодарского края;
6) привлечение на договорной основе финансовых средств работодателей на развитие государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования Краснодарского края, выплату целевых стипендий [3].
Но не все заявленные в краевом законе формы взаимодействия между бизнесом и образовательными учреждениями реализованы в полной мере на территории Краснодарского края, а некоторые не опробованы вовсе. Раскроем это на примере известного в регионе ФГОУ СПО «Краснодарский колледж электронного приборостроения» (табл. 1).
Таблица 1
Формы связи ФГОУ СПО «Краснодарский колледж электронного приборостроения» с бизнес-структурами Краснодарского края [4]
Показатели 2006 2008 2010 2010/2006,%
Количество договоров с бизнес структурами 180 160 240 133
Количество специалистов, привлеченных для преподавания 0 0 0 0
Количество специалистов, привлеченных для аттестации 4 6 4 100
Обобщение результатов анализа, приведенных в таблице 1, позволяет сформулировать
следующие выводы:
- в приведенном учебном заведении заключается недостаточное количество договоров с бизнес-структурами на подготовку специалистов;
- отсутствуют представители производственной сферы, привлекаемые для преподавания в образовательном учреждении;
- колледж взаимодействует с достаточным количеством специалистов-
производственников, включенных в процесс итоговой аттестации студентов.
Отметим, что в регионе имеется потенциал для реализации следующих форм взаимодействия организаций СПО и бизнес структур:
- заключение прямых договоров на подготовку рабочих (специалистов);
- участие в днях открытых дверей, ярмарках вакансий;
- заключение договоров о трудоустройстве выпускников в соответствии с полученной профессией (специальностью);
- участие в семинарах, конференциях;
- проведение теоретических и практических занятий представителями предприятия (организации);
- предоставление тренинговой базы предприятия (организации) для проведения учебных занятий;
- участие в формировании перечней направлений подготовки;
- участие в разработке профессиональных стандартов обучения;
- предоставление дополнительных стипендий учащимся (студентам), грантов и премий лучшим студенческим работам;
- участие в НИР;
- повышение квалификации работников предприятий.
При реализации краевого потенциала выявленные формы взаимодействия дадут синергетический эффект сращивания образовательной и производственной систем, что предполагает изменение содержания как учебной деятельности, так и бизнес-структур.
Примечания:
1. Галковская И. Сетевое взаимодействие и социальное партнерство в муниципальном образовательном пространстве // Директор школы. 2007. № 2. С. 5-16.
2. Об обеспечении социального партнерства системы среднего профессионального образования: письмо Минобразования РФ от 21.11.2003 №19-52-1130/19-28 // Образование в документах. 2004. № 7. С. 88-93.
3. О начальном профессиональном и среднем профессиональном образовании в Краснодарском крае: закон Краснодарского края от 03.10.2008 № 1566-КЗ: [принят ЗС КК
23.09.2008] // Южный Федеральный округ России. URL: http://www.rusouth.info/territory2/pack1p/paper-hfkzxx.htm
4. Данные, полученные в ходе исследования автора.
References:
1. Galkovskaya I. Network interaction and social partnership in municipal educational space // Director Shkoly. 2007. No. 2. Page 5-16.
2. About ensuring social partnership of system of secondary professional education. The letter of the Ministry of Education of the Russian Federation of 21.11.2003, No. 19-52-1130/1928 // Education in Documents. 2004. No. 7. P. 88-93.
3. About primary professional and secondary professional education in the Krasnodar Territory: Law of Krasnodar Territory of 03.10.2008 No. 1566-KZ: [accepted by ZS KK
23.09.2008] // Southern Federal District of Russia. URL: http://www.rusouth.info/territory2/pack1p/ paper-hfkzxx.htm
4. Data obtained in the course of the author’s research.