Научная статья на тему 'Основные формы реализации депутатами представительных органов местного самоуправления своих полномочий'

Основные формы реализации депутатами представительных органов местного самоуправления своих полномочий Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1100
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные формы реализации депутатами представительных органов местного самоуправления своих полномочий»

Санова Ляна Темборовна

соискатель кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России

Основные формы реализации депутатами представительных органов местного самоуправления

своих полномочий

А| нализ имеющейся литературы, | правовой базы и практики деятельности депутатов муниципального уровня дает основание выделить следующие основные формы деятельности, в рамках которых и осуществляется реализация местным депутатом своих полномочий: 1) работа депутата в представительном органе местного самоуправления; 2) работа депутата с населением своего избирательного округа; 3) использование депутатского запроса; 4) взаимодействие депутата с различными учреждениями, организациями, предприятиями, должностными и иными лицами по вопросам местного значения. В рамках этих форм депутат трансформирует доверие, которое ему оказывает население, в конкретные дела в интересах населения муниципального образования. Следует заметить, что первая форма (работа депутата в представительном органе местного самоуправления) связана как с обязанностями, так и правами депутата. Вторая форма предполагает прежде всего обязанности. Третья форма определена правом депутата - так же, как и четвертое направление.

Указанные формы в действующем законодательстве как о местном самоуправлении, так и законодательстве о выборах, подробно не раскрываются, что можно расценивать как недостаток. Между тем в региональном законодательстве, которое действовало до вступления в силу ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г., данные вопросы находили свое определенное закрепление (хотя и там речь отнюдь не шла о системном регулировании - региональные

законодатели лишь фиксировали отдельные права и обязанности депутата представительного органа местного самоуправления без какого-либо системного их расположения. Так, в Законе Краснодарского края «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Краснодарском крае» от 04.08. 1995 г1. в ст. 7 закрепляются следующие формы депутатской деятельности депутата представительного органа местного самоуправления: а) участие в заседаниях представительного органа местного самоуправления; б) участие в работе комиссий, создаваемых представительным органом местного самоуправления; в) участие в работе депутатских объединений; г) участие в выполнении поручений представительного органа местного самоуправления; д) обращение с депутатским запросом; е) работа с избирателями. Отдельно регулировался вопрос о депутатском запросе (ст. 16). И мы полагаем такой подход правильным, учитывая особую роль депутатской запроса вообще в депутатской деятельности.

Этот закон после вступления в силу федерального закона о местном самоуправлении 2003 г. был отменен, а в принятом новом Законе Краснодарского края «О местном самоуправлении в Краснодарском крае»2 в ст. 28.1 регулирование полномочий депутата представительного органа местного самоуправления отнесено к компетенции муниципальных образований, что вряд можно считать целесообразным, учитывая, что в таком случае важнейшие полномочия депутатов могут сильно различаться в разных муниципальных образованиях, и в этой связи, на наш взгляд, целесообразно основные из них закрепить на за-

1 Закон Краснодарского края «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Краснодарском крае» от 04.08. 1995 г. № 12-КЗ // Кубанские новости. 1995. 13 сент.

2 Закон Краснодарского края «О местном самоуправлении в Краснодарском крае» от 07.06.2004 г. № 717-КЗ (в ред. 04.07.2006 г.) // Справочно-правовая система «Консультант+». 2008. Май.

57

конодательном уровне с использованием прежнего опыта.

На муниципальном уровне формы реализации полномочий депутата как члена представительного органа регулируются наиболее подробно. При этом наблюдается разный подход. В одних случаях такие формы (направления, методы) раскрываются в уставах муниципальных образований, в других (в большинстве) в уставах лишь обозначаются либо не закрепляются вообще, а регулирование осуществляется в специальных муниципальных правовых актах, и прежде всего, и в основном, в регламентах представительных органов местного самоуправления. Так, в ст. 37 Устава Краснодара1 в п. 7 указывается, что депутат городской Думы Краснодара самостоятельно организует свою работу по взаимодействию с населением муниципального образования город Краснодар, представляет интересы населения соответствующего избирательного округа в органах местного самоуправления муниципального образования город Краснодар.

В Уставе Нальчика2 эти вопросы решаются несколько расширеннее. Так, в ст. 36 указывается, что формами депутатской деятельности являются: 1) участие в заседаниях Совета; 2) участие в работе депутатских комиссий Совета в порядке, установленном Нальчикским городским Советом местного самоуправления; 3) внесение на рассмотрение Совета проектов правовых актов и поправок к ним; 4) направление депутатских запросов, обращений; 5) работа с избирателями. Указывается также, что депутатская деятельность может осуществляться также в иных формах, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Кабардино-Балкарской Республики, настоящим Уставом, решениями Совета. В совокупности Формы депутатской деятельности, обозначенные в

этих трех уставах муниципальных образований, во многом являются типичными как по содержанию, так и по способам их отражения в уставах.

Но есть и другие подходы, которые можно определить как крайние и поэтому встречающиеся сравнительно редко. Так, в Уставе муниципального образования «Икрянинский район» Архангельской области полномочия и формы их реализации не регулируются вообще, что вряд ли можно считать правильным.

В целом же формы депутатской деятельности на муниципальном уровне еще не находят надлежащего нормативно-правового регулирования. Более того, в последние годы. после введения в действие ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. ситуация некоторым образом ухудшилась, поскольку в ряде регионов без достаточных на оснований были отменены законы, регулирующие статус местного депутата. В большинстве случаев формы депутатской деятельности закрепляются в муниципальных правовых актах. Мы полагаем, однако, что на федеральном и региональном уровнях должны быть закреплены основные формы осуществления депутатами своих полномочий, а процедурные (технические) вопросы могут найти отражение на местном уровне. При этом в число основных форм деятельности, в рамках которых и осуществляется реализация местным депутатом своих полномочий, должны входить: работа депутата в представительном органе местного самоуправления; работа депутата с населением своего избирательного округа; использование депутатского запроса; взаимодействие депутата с различными учреждениями, организациями, предприятиями, должностными и иными лицами по вопросам местного значения.

1 Устав муниципального образования город Краснодар (принят городской Думой Краснодара 19.07.2003 г. - в ред. от 18.09.2007 г.) // Официальный сайт администрации г. Краснодара.

2 Устав г. Нальчика от 01.07.2005 г. (в ред. Решения Нальчикского городского Совета местного самоуправления от 21.04.2006 г.) // Справочно-правовая система «Консультант+» РКБ. 2008. Май.

_58_

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2009 • № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.