Санова Ляна Темборовна
соискатель кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России
Основные формы реализации депутатами представительных органов местного самоуправления
своих полномочий
А| нализ имеющейся литературы, | правовой базы и практики деятельности депутатов муниципального уровня дает основание выделить следующие основные формы деятельности, в рамках которых и осуществляется реализация местным депутатом своих полномочий: 1) работа депутата в представительном органе местного самоуправления; 2) работа депутата с населением своего избирательного округа; 3) использование депутатского запроса; 4) взаимодействие депутата с различными учреждениями, организациями, предприятиями, должностными и иными лицами по вопросам местного значения. В рамках этих форм депутат трансформирует доверие, которое ему оказывает население, в конкретные дела в интересах населения муниципального образования. Следует заметить, что первая форма (работа депутата в представительном органе местного самоуправления) связана как с обязанностями, так и правами депутата. Вторая форма предполагает прежде всего обязанности. Третья форма определена правом депутата - так же, как и четвертое направление.
Указанные формы в действующем законодательстве как о местном самоуправлении, так и законодательстве о выборах, подробно не раскрываются, что можно расценивать как недостаток. Между тем в региональном законодательстве, которое действовало до вступления в силу ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г., данные вопросы находили свое определенное закрепление (хотя и там речь отнюдь не шла о системном регулировании - региональные
законодатели лишь фиксировали отдельные права и обязанности депутата представительного органа местного самоуправления без какого-либо системного их расположения. Так, в Законе Краснодарского края «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Краснодарском крае» от 04.08. 1995 г1. в ст. 7 закрепляются следующие формы депутатской деятельности депутата представительного органа местного самоуправления: а) участие в заседаниях представительного органа местного самоуправления; б) участие в работе комиссий, создаваемых представительным органом местного самоуправления; в) участие в работе депутатских объединений; г) участие в выполнении поручений представительного органа местного самоуправления; д) обращение с депутатским запросом; е) работа с избирателями. Отдельно регулировался вопрос о депутатском запросе (ст. 16). И мы полагаем такой подход правильным, учитывая особую роль депутатской запроса вообще в депутатской деятельности.
Этот закон после вступления в силу федерального закона о местном самоуправлении 2003 г. был отменен, а в принятом новом Законе Краснодарского края «О местном самоуправлении в Краснодарском крае»2 в ст. 28.1 регулирование полномочий депутата представительного органа местного самоуправления отнесено к компетенции муниципальных образований, что вряд можно считать целесообразным, учитывая, что в таком случае важнейшие полномочия депутатов могут сильно различаться в разных муниципальных образованиях, и в этой связи, на наш взгляд, целесообразно основные из них закрепить на за-
1 Закон Краснодарского края «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Краснодарском крае» от 04.08. 1995 г. № 12-КЗ // Кубанские новости. 1995. 13 сент.
2 Закон Краснодарского края «О местном самоуправлении в Краснодарском крае» от 07.06.2004 г. № 717-КЗ (в ред. 04.07.2006 г.) // Справочно-правовая система «Консультант+». 2008. Май.
57
конодательном уровне с использованием прежнего опыта.
На муниципальном уровне формы реализации полномочий депутата как члена представительного органа регулируются наиболее подробно. При этом наблюдается разный подход. В одних случаях такие формы (направления, методы) раскрываются в уставах муниципальных образований, в других (в большинстве) в уставах лишь обозначаются либо не закрепляются вообще, а регулирование осуществляется в специальных муниципальных правовых актах, и прежде всего, и в основном, в регламентах представительных органов местного самоуправления. Так, в ст. 37 Устава Краснодара1 в п. 7 указывается, что депутат городской Думы Краснодара самостоятельно организует свою работу по взаимодействию с населением муниципального образования город Краснодар, представляет интересы населения соответствующего избирательного округа в органах местного самоуправления муниципального образования город Краснодар.
В Уставе Нальчика2 эти вопросы решаются несколько расширеннее. Так, в ст. 36 указывается, что формами депутатской деятельности являются: 1) участие в заседаниях Совета; 2) участие в работе депутатских комиссий Совета в порядке, установленном Нальчикским городским Советом местного самоуправления; 3) внесение на рассмотрение Совета проектов правовых актов и поправок к ним; 4) направление депутатских запросов, обращений; 5) работа с избирателями. Указывается также, что депутатская деятельность может осуществляться также в иных формах, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Кабардино-Балкарской Республики, настоящим Уставом, решениями Совета. В совокупности Формы депутатской деятельности, обозначенные в
этих трех уставах муниципальных образований, во многом являются типичными как по содержанию, так и по способам их отражения в уставах.
Но есть и другие подходы, которые можно определить как крайние и поэтому встречающиеся сравнительно редко. Так, в Уставе муниципального образования «Икрянинский район» Архангельской области полномочия и формы их реализации не регулируются вообще, что вряд ли можно считать правильным.
В целом же формы депутатской деятельности на муниципальном уровне еще не находят надлежащего нормативно-правового регулирования. Более того, в последние годы. после введения в действие ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. ситуация некоторым образом ухудшилась, поскольку в ряде регионов без достаточных на оснований были отменены законы, регулирующие статус местного депутата. В большинстве случаев формы депутатской деятельности закрепляются в муниципальных правовых актах. Мы полагаем, однако, что на федеральном и региональном уровнях должны быть закреплены основные формы осуществления депутатами своих полномочий, а процедурные (технические) вопросы могут найти отражение на местном уровне. При этом в число основных форм деятельности, в рамках которых и осуществляется реализация местным депутатом своих полномочий, должны входить: работа депутата в представительном органе местного самоуправления; работа депутата с населением своего избирательного округа; использование депутатского запроса; взаимодействие депутата с различными учреждениями, организациями, предприятиями, должностными и иными лицами по вопросам местного значения.
1 Устав муниципального образования город Краснодар (принят городской Думой Краснодара 19.07.2003 г. - в ред. от 18.09.2007 г.) // Официальный сайт администрации г. Краснодара.
2 Устав г. Нальчика от 01.07.2005 г. (в ред. Решения Нальчикского городского Совета местного самоуправления от 21.04.2006 г.) // Справочно-правовая система «Консультант+» РКБ. 2008. Май.
_58_
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2009 • № 1