Научная статья на тему 'Основные формы манипуляции информацией в социальных медиа Рунета'

Основные формы манипуляции информацией в социальных медиа Рунета Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4078
387
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЗИНФОРМАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКА / ЛИДЕРЫ МНЕНИЙ / МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лазуткина Екатерина Валерьевна

В статье рассматривается актуальная проблема манипуляции новостной информацией в социальных медиа. Проведенный автором анализ массива личных страниц и сообществ популярных социальных сетей позволил выделить проблемы выявления манипуляторов, основные формы их действий, отличительные характеристики и типы лидеров-мнений, основные причины распространения непроверенной информации. В работе определяются возможности лидеров мнений в распространении недостоверных сообщений и проявлении манипулятивных действий. Автор выделяет ряд требований к журналистам, работающим с пользовательским контентом в социальных медиа: ответственность, верификация и анализ контента, организация обсуждений с экспертами и очевидцами и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные формы манипуляции информацией в социальных медиа Рунета»

УДК 070

Е. В. Лазуткина

Астраханский государстеенныйуниеерситет, Астрахань

ОСНОВНЫЕ Ф ОРМЫ МАНИПУЛЯЦИИ ИНФ ОРМАЦИЕЙ В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА РУНЕТА

В статье рассматривается актуальная проблема манипуляции новостной информацией в социальных медиа. Проведенный автором анализ массива личных страниц и сообществ популярных социальных сетей позволил выделить проблемы выявления манипуляторов, основные формы их действий, отличительные характеристики и типы лидеров-мнений, основные причины распространения непроверенной информации. В работе определяются возможности лидеров мнений в распространении недостоверных сообщений и проявлении манипулятивных действий. Автор выделяет ряд требований к журналистам, работающим с пользовательским контентом в социальных медиа: ответственность, верификация и анализ контента, организация обсуждений с экспертами и очевидцами и др.

Ключевые слова: дезинформация, интернет-журналистика, лидеры мнений, массовые коммуникации, социальные медиа.

Социальные медиа предоставили российским пользователям широкую возможность для самовыражения, площадку для организации публичных дискуссий, обмена опытом и знаниями. К информационному обмену в рамках медиапространства данных ресурсов (блоги, микроблоги, сайты отзывов, геосоциальные сайты, сайты знакомств, видеосервисы, подкастсервисы и др.) может подключиться огромное количество пользователей, разного образовательного, профессионального, социального и культурного уровня. Рост количества и типов социальных медиа обусловлен рядом возможностей: общение участников в режиме реального времени; поиск информации; возможность использования мультимедиа; взаимодействие с медиатекстами и реализация интереса к новым понятиям [3. С. 78-80], творческая самореализация; выход за пределы привычного межличностного общения; рекреация; верификация идей через участие во взаимодействиях в социальной сети и др. Таким образом, социальные медиа способствуют не только организации социальных коммуникаций между людьми, но и реализации их базовых социальных потребностей [1. С. 92-101].

Новостная информация, попадая в социальные медиа, стремительно распространяется и становится предметом обсуждения многомиллионной аудитории. Для журналиста данные ресурсы являются не только дополнительными источниками информации, благодаря которым он может получить свидетельства очевидцев, эксклюзивные фото-, аудио- и видеоматериалы и т. д., но и информационным пространством для изучения общественного отклика на события. В целом можно выделить следующие источники поступления новостной информации к пользователю социальных медиа: 1) события, происходящие в личной жизни пользователя; 2) информация, переданная очевидцами событий; 3) новостная информация, полученная от близкого круга друзей; 4) новостные онлайновые ресурсы, в том числе онлайновые издания, корпоративные представительства, тематические сайты; 5) СМИ; 6) информация от популярных пользователей, лидеров-мнений.

Социальные медиа, обладая рядом коммуникативных особенностей, способствуют активному проявлению неформальных коммуникаций. Большая связанность участников, стремительное распространение информации на неограниченную массовую аудиторию, проблема определения первоисточника, склонность пользователей высказывать собственные комментарии к общественно значимым событиям, высокая степень доверия делают социальные медиа идеальной площадкой для распространения дезинформации, слухов, негативных манипуляций. Новостная информация в данных ресурсах часто начинает распространяться раньше и быстрее, чем в СМИ. Отсутствие или неполнота новостной информации при повышенном внимании аудитории способствует как сбору информации из сомнительных источников, так и откровенному «домысли-

ванию» подробностей события. Также следует учитывать недоверие аудитории к официальным, правительственным источникам информации [6. С. 68].

В настоящее время практиками, в т.ч. специалистами в области маркетинга, большое внимание уделяется вопросам, связанным с методами манипуляции пользователями, разработкам способов успешного продвижения онлайновых медиапроектов, выбору формы и типа носителя информации и т.д. В рамках данной работы мы рассмотрим две популярные формы манипуляций в социальных медиа: взаимодействие с лидерами мнений, участвующими в тематических сообществах, и создание виртуальных персонажей для последующего внедрения их в сообщества.

В социальных медиа сформировался особый круг лидеров мнений, чья информация становится определяющей для большого числа пользователей и в целом может повлиять на их отношение к определенным вещам и событиям. На основе анализа контента социальных медиа Рунета, можно выделить три основных типа лидеров мнений.

1. Пользователь, получивший популярность в офлайн-среде. Высокий авторитет имеют страницы известных писателей, журналистов, представителей шоу-бизнеса, политики, т.е. людей, чья деятельность известна за пределами Интернета. Большую востребованность в социальных медиа имеют, например, страницы Т. Канделаки, О. Бузовой, Р. Кадырова, В. Жириновского, Е. Каспер-ского, М. Прохорова, Е. Ройзмана и мн.др.

2. Пользователь, являющийся специалистом определенной области и предоставляющий новостную информацию узкой тематики. Материалы данного типа авторов-экспертов востребованы не только среди обычных пользователей, но могут быть интересны и специализированным СМИ. Особенно ярко данный тип представлен в блогосфере Рунета. Например, блоги специалиста по ручному ткачеству И. Дворкиной, специалиста по славянской культуре Д. Панкратова, художницы А. Краевской «Кукольник», океанолога Н. Колдунова, гастроэнтеролога «Исповедь врача» и многих других.

3. Пользователь, получивший популярность в онлайн-среде. Например, И. Бигдан (ibigdan), Л. Кузнецова (ка!^а), И. Рудской (ЕеОпеОиу), Д. Чернышев (М13СН) и др. Представители данного типа, как правило, не проявляют особых лидерских качеств в офлайн-среде, но благодаря своей активности в социальных медиа, в том числе трате значительного количества времени на публикацию постов, на многочисленные дискуссии и комментарии, на расширение числа виртуальных знакомств, взаимодействие с участниками социальных медиа и т. п., занимают лидирующее положение.

Пользователи социальных медиа стремятся сравнить различные точки зрения на интерпретацию событий, обсудить сообщение с авторитетными для них лидерами мнений. Однако следует обратить особое внимание, что лидеры мнений, выражающие интересы определенной части общества, могут быть пристрастны в своих суждениях, поэтому не всегда по их оценкам и высказываниям можно судить о реально существующей картине мнений. Анализируя индивидуальные высказывания, необходимо иметь в виду, что точность выражения в них общественного мнения относительна и в смысле определенной позиции лидера, и в смысле возможной субъективности его суждений [8. С. 92].

Рассмотренная лидером мнения проблема и его высказывания по этому поводу стремительно распространяются в пространстве социальных медиа, что в итоге создает эффект цепной реакции [5. С. 54-56]. Таким образом, к репостингу публикации и обсуждению события может подключиться огромное количество человек, разного образовательного, профессионального, социального, культурного уровня. Пользователи, имеющие популярность в социальных медиа, как правило, дорожат своим авторитетом и стараются проверять полученную из разных источников новостную информацию. Негативные манипуляции, публикация недостоверной или искаженной информации могут осуществляться по разным причинам: непреднамеренно; исходя из собственных интересов; из-за невнимательности к первоисточнику сообщения либо в связи с собственной коммерческой заинтересованностью и др. Понять, что в данном случае перед нами специально подготовленная информация, бывает достаточно трудно. К основным признакам можно отнести расхождение привычной позиции авторитетного пользователя с представленной информацией, чрезмерное упоминание и акцентирование на отдельных деталях, непривычная тема публикации.

Следующий метод - разработка манипуляторами виртуальных персонажей и внедрение их в пространство социальных медиа. Данная схема наиболее сложна в реализации, но приносит бо-

лее высокие результаты. Специалисты разрабатывают виртуальных персонажей (от нескольких до десятков «человек»), создают под них страницы и внедряют в сообщества. При этом главной целью является поддержание интереса и активизация обсуждений, увеличение количества упоминаний, распространение новостей, вирусного материала, провоцирование и др.

Важно заметить, что часто причиной неудач в использовании данного метода является желание манипулятора как можно скорее выдать нужную информацию без учета того, что в сообществах относятся с недоверием к новым участникам, которые, пусть и в завуалированной форме, но акцентируют внимание на тот или иной ресурс в Сети, обращаются к одним и тем же фактам, событиям, персонам. Также вызывает подозрение и существование единого общего мнения, высказываемого персонажами в постах и комментариях. Как правило, для устранения таких недостатков вводится дополнительный персонаж, имеющий негативное отношение к продвигаемому предмету. Однако у данного «пользователя» также могут преобладать посты и комментарии на одну и ту же тему. С целью выявления манипулятора следует обратить внимание на количество публикаций, дату создания аккаунта, количество подписчиков, качество контента и т. д. Также необходимо провести дополнительную работу, заключающуюся в сравнении высказываний пользователя в различных сообществах, а также найти с помощью поисковых систем другие его проявления в сети Интернет.

При обнаружении явных признаков манипулирования возможны два варианта действий. Первый — открыто выступить против манипулятора, разместив предупреждающие посты, где главным будет не указание ников и ссылок, а информация, которую пытались навязать. Как показывает практика, информация о подобных разоблачениях быстро распространяется пользователями. Однако, при данном подходе манипулятор может вернуться вновь под другим ником, изменив стратегию [2. С. 107-109]. Вторым вариантом является игнорирование информации манипулятора и предупреждение основных участников сообщества с помощью личных сообщений. При таком подходе манипулятор постепенно потеряет интерес к сообществу и либо уйдет сразу, либо еще некоторое время будет оставаться, но, как показывает практика, при длительном пребывании персонажа в сообществе происходит снижение качества его постов, активности в комментариях, начинают преобладать посты развлекательного характера. Таким образом, при отсутствии внешнего интереса манипулятор быстрее покидает сообщество.

Необходимо подчеркнуть, что манипулирование новостной информацией представляет собой очень сложный процесс, часто приводящий к непредсказуемым и не всегда позитивным для заинтересованной стороны последствиям [4. С. 126-129]. В целом невозможно полностью проконтролировать распространение информации в социальных медиа. Существует большое количество ресурсов, созданных с разными целями и имеющих разнообразное содержание, и поэтому невозможно создать универсальные методы манипулирования для социальных медиа. Однако вне зависимости от выбранной площадки для самовыражения, целей использования сервисов социальных медиа, журналист должен нести ответственность за предоставляемую им информацию вне зависимости от источника ее получения, а также соблюдать профессиональные нормы [7. С. 325]. Следует заметить, что излишне критический подход к оценке достоверности информации не должен, на наш взгляд, приводить к другой крайности, когда ценный новостной материал отвергается в связи со сложностью определения первоисточника. В данном случае большую помощь в выяснении достоверности полученной информации и предотвращении манипуляций может, по нашему мнению, оказать привлечение других пользователей, в том числе экспертов, к ее обсуждению.

Социальные медиа занимают все более значимое место в медиапространстве, что подтверждается интересом, который активно проявляют представители бизнеса, власти и культуры. Данные сервисы стали частью журналистской работы и оказывают влияние на процессы проведения исследований и сбора материалов. Коммуникативные особенности социальных медиа создают ряд преимуществ перед другими онлайновыми новостными ресурсами. При этом данные ме-диаплощадки являются не только источниками информации, но и позволяют реализовать собственные творческие возможности, что является важным условием развития профессионального мастерства журналиста. Умение эффективно работать с информационными потоками в социальных медиа, выбирать и проводить анализ, угадывать новые тенденции в ряде событий, иметь навыки работы с публикациями пользователей, оценивать их надежность и достоверность, - все

это входит в компетенцию современного журналиста и создает условия для успешного решения поставленных перед ним задач.

Список литературы

1. Давыдов, А. А. Социология изучает блогосферу [Текст] / А. А. Давыдов // Социологические исследования. -№ 11.- 2008. - С. 92-101.

2. Кадырова, Г. X. Персонификация информации в социальных сетях [Текст] / Г. X. Кадырова // Историческая и социально-образовательная мысль. -2016. -Т.8.- № 5-2. - С. 105-110.

3. Касьянова, Л. Ю. Когнитивные факторы порождения нового слова [Текст] / Л. Ю. Касьянова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2008. -№ 2.- С. 75-82.

4. Лазуткина, Е. В. Риски использования онлайновых социальных сетей в региональной журналистике [Текст] / Е. В. Лазуткина// Развитие региональной журналистики: от первой газеты до интернета : материалы Международной заочной конференции. - 2013. - С. 120-129.

5. Лазуткина, Е. В. Лидеры мнений в информационном пространстве блогосферы Рунета [Текст] / Е. В. Лазуткина II Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. - 2016. - Т. 15. -№6,- С. 51-59.

6. Лукина, М. М. Старые заповеди и новые мантры: российский взгляд на эволюцию журналистики [Текст] / М. М. Лукина II Журналистика на перепутье: опыт России и США / Под ред. Е. Л. Вартановой. - М., 2006.

7. Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики [Текст] / Е. П. Прохоров. - М., 2007.

8. Соловьев, Г. М. Феномен социальной коннотации факта в медиатексте [Текст] / Г. М. Соловьев II Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2012. -№1.-С. 91-94.

FORMS OF MANIPULATION OF INFORMATION IN RUNET'S SOCIAL MEDIA

LazutkinaE. V, AstrakhanState University, Astrakhan, evlazutkina@gmail.com

This article shall determine the problem of manipulation of news in social media. The author presents the specifics of identify manipulators and basic forms of their actions, spread of news in social networks, interaction with the media, problem of spreading misinformation. The author analyzes the types and characteristics of opinion leaders in social media. The article presents the distinctive characteristics ofbloggers, opinion leaders, and divided into three main types. The author draws attention to the possibility of opinion leaders in the dissemination of disinformation and forms of manipulative actions. Particular attention is paid to the prospects of interactions bloggers, opinion leaders and journalists. The article presents the main reasons for the spread of misinformation in social media and requirements for journalists working with user-generated content: responsibility, 'verification and analysis of the content, organization of discussions with experts and eyewitnesses.

Keywords: misinformation, onlinejournalism, opinion leaders, mass communications, social media.

References

1. Davydov, A. A. (2008) Sociologiya izuchaet blogosferu [=Sociology studies the blogosphere], in: Sociologicheskie issledovaniya [=Sociology studies the blogosphere], No. 11, pp. 92-101. (In Russ.).

2. Kadyrova, G. H. (2016) Personifikaciya informacii v social'nyh setyah [=Personification of information in social networks], in: Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl' [=Historical and Socio-Educational Thought], vol. 8, No. 5-2, pp. 105-110. (In Russ.).

3. Kas'yanova, L. Yu. (2008) Kognitivnye faktory porozhdeniya novogo slova [=Cognitive factors causing a new word], in: Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [=Izvestiya Volgograd State Pedagogical University], No. 2, pp. 75-82. (In Russ.).

4. Lazutkina, E. V. (2013) Riski ispol'zovaniya onlajnovyh social'nyh setej v regional'noj

zhurnalistike [=Risks of using online social networks in regional journalism], in: Razvitie regional'noj zhurnalistiki: ot pervoj gazety do internet [=Development of regional journalism: from the first newspaperto the Internet], pp. 120-129. (In Russ.).

5. Lazutkina, E. V. (2016) Lidery mnenij v informacionnom prostranstve blogosfery Runeta [=Opinion leaders in the information space of the blogosphere Runet], in: Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya,filologiya [=Bulletin of Novosibirsk State University. Series: History, Philology], Vol. 15, No. 6, pp. 51-59. (In Russ.).

6. Lukina, M. M. (2006) Starye zapovedi i novye mantry: rossijskij vzglyad na ehvolyuciyu zhurnalistiki [=The old commandment and the new mantra: Russia's view on the evolution of journalism], in: Zhurnalistika napereput'e: opyt Rossii i SSHA [=Journalism at the Crossroads: The Experience of Russia and the USA], Moscow. (In Russ.).

7. Prohorov, E. P. (2007) Vvedenie v teoriyu zhurnalistiki ^Introduction to Journalism], Moscow. (In Russ.).

8. Solov'ev, G. M. (2012) Fenomen social'noj konnotacii fakta v mediatekste [=Connotation phenomenon of social fact in the media text], in: Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta [=Bulletin of Maikop State Technological University], No. 1, pp. 91-94. (InRuss.).

Лазуткина Екатерина Валерьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории журналистики, Астраханский государственный университет, Астрахань.

evlazutkina@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.