ИННОВАЦИИ № 7 (105), 2007
Основные факторы и тенденции, определяющие развитие рынка инфокоммуникационных услуг нового поколения
Ю. А. Бабкин,
независимый эксперт
В статье определены основные проблемы предоставления услуг в фиксированных и мобильных сетях нового поколения. Одним из путей преодоления проблем является разработка новых бизнес-моделей взаимодействия участников рынка, основанных на базе конвергентных отношений.
В настоящее время в рамках реализации мероприятий ФЦП «Электронная Россия» (20022010 гг.), государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», а также приоритетных национальных проектов в качестве одного из инструментов, влияющих на дальнейший рост экономики в отрасли «Связь и информационные технологии», определено внедрение новых услуг (рис. 1).
К числу основных факторов (нормативно-правовых, технических, экономических, социальных и демографических), влияющих на развитие рынка новых услуг, в ближайшей перспективе можно отнести следующие:
> общее усиление и изменение структуры конкуренции — выход на рынок крупных международных операторов, компаний из смежных рынков и расширение географии работы российских операторов за пределами РФ;
> построение сетей связи нового поколения NGN (New Generation Network) и выдача лицензий на развертывание сетей третьего поколения (3G), которые позволяют предоставлять неограниченное число новых услуг и сервисов;
> внедрение с 1 июля 2006 г. системы взаиморасчетов между операторами по принципу CPP (calling party pays, или «платит звонящий»), что позволило дочерним компаниям ОАО «Связьинвест» получить только за III квартал дополнительно 2,8 млрд руб. дохода и 1 млрд руб. прибыли;
> возможность выхода на рынок виртуальных операторов MVNO (Mobile Virtual Network Operators) после легализации их деятельности в РФ и дальнейшее увеличение числа конвергентных услуг, реализуемых на базе сетей фиксированной и мобильной связи;
> способность доходов от реализации новых услуг частично возместить потери от падения голосового трафика;
> общий экономический рост, увеличение доходов населения, а также уровень образования и за-
нятости населения в различных регионах страны и др.
В этих условиях из числа основных задач, стоящих перед операторами, реализующими новые услуги, выделяются следующие:
> разработка стратегии развития сетевой инфраструктуры и внедрения перспективных информационных технологий;
> обеспечение дополнительных инвестиций в новые услуги для увеличения доходов;
> формулировка принципов создания конвергентных услуг и сервисов;
> обеспечение понятной интеграции различных услуг и предоставление возможности абоненту самому определять набор (пакет) услуг, скорость доступа и тарифный план, а также возможности пользоваться альтернативными источниками услуг;
> расширение спектра предлагаемых услуг за счет включения высокорентабельных сервисов «абонент-абонент» в реальном масштабе времени;
> обеспечение абонентам доступа к услугам независимо от сети и местонахождения с максимально возможных типов оконечных устройств;
> построение новых бизнес-моделей партнерских отношений между всеми участниками рынка (например, бизнес-модели виртуального оператора, интерактивного телевидения и др.) [1].
В большинстве регионов РФ межрегиональные
компании связи (МРК), входящие в структуру хол-
Рис. 1. Динамика рынка новых услуг в РФ
Рис. 2. Доля новых услуг от общего объема доходов у МРК
динга «Связьинвест», являются естественными монополистами и предоставляют весь спектр услуг непосредственно или через дочерние компании. В высокодоходных сегментах рынка (мобильная связь, передача данных) они испытывают наиболее сильную конкуренцию со стороны альтернативных операторов, поэтому их усилия в ближайшее время будут сосредоточены в первую очередь на создании муль-тисервисных сетей связи, позволяющих оказывать услуги широкополосного доступа в Интернет, видео, 1Р-телефонии и др.
В 2006 г. в общем объеме выручки доходы от новых услуг составили 12%, в том числе доходы от предоставления доступа в Интернет — 8%, а в 2007 г. в общем объеме выручки доходы от новых услуг прогнозируются на уровне 15%, доходы от Интернет-доступа — на уровне 10% (рис. 2).
Если основное преимущество операторов фиксированной связи заключается в более высоком качестве передачи речевой информации, то к основным проблемам этих операторов можно отнести:
► уменьшение доходов от предоставления услуг фиксированной телефонии (операторы теряют в год в среднем от 3 до 7% доходов от передачи голоса в пользу мобильной связи) и, соответственно, усиливающийся процесс миграции трафика фиксированной голосовой связи в мобильные сети (к 2009 г. соотношение долей трафика может составить 50/50%);
► обострение конкурентной борьбы в сегменте фиксированной связи: появление компаний, занимающихся передачей голосового трафика через Интернет, таких как Бкуре (в РФ — Б1рпе^, позволяющих осуществлять практически бесплатные звонки в любые страны мира; предоставление услуг телефонии и доступа в сеть Интернет операторами кабельного телевидения (КТВ);
► необходимость замены существующей сетевой инфраструктуры, требующей значительных финансовых вложений. Так, например, у ОАО «Северо-Западный Телеком», занимающего практически монопольное положение (более 90% рынка) на рынках местной и внутризоновой связи в
СЗФО, уровень цифровизации местной связи достигает всего лишь 56%, что существенно тормозит внедрение новых услуг.
В мобильной связи новые услуги (чаще используется термин дополнительные услуги) более развиты, что объясняется в первую очередь стратегией развития федеральных операторов. Примерно 2/3 дохода от неголосовых услуг приносят массовые услуги — SMS, MMS и передача данных GPRS/EDGE. Другая группа услуг (контент-услуги) ориентирована, как правило, на небольшие целевые группы пользователей (рис. 3) [2].
Основные проблемы операторов мобильной связи при предоставлении дополнительных услуг находятся в технической области:
► разнообразие сервисных платформ, используемых операторами для предоставления услуг, что сильно усложняет решение вопросов сопряжения биллинговой системы с платформой;
► необходимость тарификации каждой услуги, что ограничивает скорость ввода новых сервисов в эксплуатацию.
Преодоление части данных проблем требует разработки новых бизнес-моделей взаимодействия между операторами, которые позволят им не только существенно удешевить работу сетевой инфраструктуры, но и осуществить переход к предоставлению конвергентных услуг FMC (Fixed-Mobile Convergence) ранее недоступных пользователям.
Если на развитых рынках стран Западной Европы, Северной Америки ввод конвергентных услуг осуществляется преимущественно в квартирном секторе операторами фиксированного доступа, у которых снижались доходы уже несколько последних лет, то на развивающихся рынках (куда также относится РФ) практически все FMC-проекты ориентированы на корпоративных клиентов.
К наиболее распространенным FMC-сервисам относятся такие как: услуги короткого набора для
Рис. 3. Структура рынка дополнительных услуг в мобильной связи, 2006 г.
ИННОВАЦИИ № 7 (105), 2007
ИННОВАЦИИ № 7 (105), 2007
вызовов между мобильными и офисными телефонами, контроль присутствия и определение местонахождения абонента, доступ к услугам связи при помощи универсальных телефонных аппаратов, М-банкинг — удаленное управление своим карточным счетом в банке или на бирже при помощи мобильного телефона, SMS-обмен между абонентами фиксированных и беспроводных сетей, Triple Play — предоставление по единому каналу услуг широкополосного доступа в Интернет, видео, IP-телефонии и др.
Для операторов фиксированной связи при решении задач конвергенции услуг определяющими будут следующие факторы:
► более 70% всех звонков выполняется из дома или офиса (т. е. в зоне действия беспроводной локальной сети);
► стоимость звонка с телефона фиксированной сети ниже, чем с телефона мобильной связи;
► появление многофункциональных терминалов, поддерживающих различные стандарты мобильной связи и беспроводных локальных сетей;
► получение всех услуг от одного оператора и оплата их с одного счета;
► расширение спектра услуг фиксированной связи (передача-прием SMS и др.) [3].
К основным преимуществам и возможностям операторов мобильной связи, получаемых при конвергенции, можно отнести следующие:
► существенное снижение операционных затрат, когда часть звонков осуществляются с использованием технологии Wi-Fi;
► разгрузка части используемого частотного диапазона, выделенного сетям мобильной связи, что позволяет экономить на использовании дорогостоящего ресурса;
► улучшение качества покрытия внутри зданий, что позитивно сказывается на обслуживании абонентов, снижая их отток;
► снижение капиталовложений в развитие сети и ограничение субсидирования приобретения абонентских терминалов.
К числу негативных влияний и угроз можно отнести следующие:
► уменьшение трафика, поскольку пользование телефонами внутри зданий будет осуществляться с использованием более дешевых сетей связи, что вызовет снижение ARPU (дохода с одного абонента);
► появление перспективных технологий (Wi-MAX), которые теоретически могут снизить использование сетей мобильной связи;
► необходимость наличия компании-партнера для обеспечения возможности аутентификации абонентов в других сетях;
► небольшой срок службы батарей различных абонентских терминалов и ноутбуков.
Однако на сегодняшний день конвергентные услуги сильно ограничены в применении и доступны в
основном в сетях альтернативных операторов фиксированной связи, которые построены с использованием цифровых АТС. Поэтому подобный сервис часто недоступен для абонентов МРК, в сетях которых аналоговое оборудование все еще занимает большую долю.
Кроме этого, отсутствие комплексных исследований рынков новых услуг, слабая осведомленность пользователей о таких услугах, неурегулированность нормативно-правовой базы также являются сдерживающими факторами.
Таким образом, несмотря на имеющиеся сложности, внедрение новых услуг в условиях формирующегося рынка идет достаточно быстрыми темпами. Например, по темпам внедрения услуг широкополосного доступа в сеть Интернет РФ с 2006 г. является мировым лидером наряду с такими странами как Китай и Южная Корея. Это способствует развитию экономики страны в целом, реализации приоритетных национальных проектов, федеральных и региональных программ различного назначения, вовлечению населения в мировое информационное сообщество, что является важной политической задачей государства.
Учет положительного и отрицательного опыта развитых стран позволяет менеджменту компаний обойти промежуточные решения, сэкономить финансовые средства и приступить к внедрению технологий, стандартов и услуг, имеющих лучшие технические и экономические показатели, а основой успешного развития рынка является изучение востребованности новых услуг корпоративными и частными клиентами.
Быстрый прогресс инфокоммуникационных технологий постоянно вносит изменения в номенклатуру услуг связи, что вызывает необходимость проведения их классификации по полному спектру применяемых технологий, систематизации по потребительским сегментам и распределения по категориям в зависимости от степени монополизма для государственного регулирования.
В ближайшие годы основной потенциал роста содержится главным образом в области контент-услуг, а появление новых участников рынка (контент-и сервис-провайдеров, виртуальных операторов) вызывает необходимость определения их места в структуре используемых операторами бизнес-моделей и будет способствовать также построению перспективных бизнес-моделей партнерских отношений между всеми участниками рынка, основанных на базе конвергентных отношений.
Литература
1. В. В. Макаров, Ю. А. Бабкин. Формирование и развитие конкурентной среды на рынке фиксированной связи/Под ред. В. В. Макарова: Препринт. СПб.: Изд-во СЗТУ, 2006.
2. Рынок дополнительных услуг связи нового поколения в сотовых и фиксированных сетях//Отчет ЖБ-СошиШ^, 2004.
3. Тенденции развития операторов фиксированной связи в условиях конвергентного рынка//Доклад «Система Телеком», 2005.