Научная статья на тему 'Тенденции мирового рынка мобильной связи и их влияние на телекоммуникационную отрасль России'

Тенденции мирового рынка мобильной связи и их влияние на телекоммуникационную отрасль России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1991
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЙ РЫНОК / МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ / МОБИЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ / МОБИЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / GLOBAL MOBILE MARKET / TELECOMMUNICATIONS / MOBILE INTERNET / MOBILE TELEVISION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суханов Павел Сергеевич

В настоящее время телекоммуникационная отрасль является одной из ключевых для развития экономики страны. Развитие телекоммуникаций – обязательно условие для формирования инфраструктуры бизнеса, создания благоприятных условий по привлечению инвестиций в страну, разрешения задач занятости населения, внедрения современнейших информационных технологий. В данной статье рассматриваются основные мировые тренды рынка мобильной связи и их влияние на развитие соответствующей отрасли в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Global mobile market: trends and influence on Russia’s telecommunications industry

Telecommunications industry is currently an engine of the country’s economic development. Development of telecommunications industry promotes formation of business infrastructure, attracts foreign investment, increases employment and facilitates implementation of the latest technologies in the economy. The article considers the main trends in the global mobile market and its influence on the development of Russia’s mobile industry.

Текст научной работы на тему «Тенденции мирового рынка мобильной связи и их влияние на телекоммуникационную отрасль России»

Тенденции мирового рынка мобильной связи и их влияние на телекоммуникационную отрасль России

Телекоммуникации очень важны для экономики страны, так как их главная задача - это обеспечение потребности общества в передаче информации. Развитие телекоммуникаций - непременное условие для формирования инфраструктуры бизнеса, создания благоприятных условий по привлечению инвестиций в страну, разрешения задач занятости населения, внедрения современнейших информационных технологий. По результатам анализа доходов от услуг связи было установлено, что мобильная связь является самым быстрорастущим сегментом рынка телекоммуникаций. В

2012 г. мировой рынок мобильной связи составил 858 млрд долл., или 68,5% глобального рынка телекоммуникаций (см. рисунок 1). Быстрое развитие рынка мобильной связи происходит путем прироста абонентской базы, выхода на рынок новых устройств, развития мобильных интернет услуг, в частности широкополосной мобильной связи.

П. С. Суханов

УДК 339.9 ББК 65.42S С-910

Рисунок 1

Доходы мирового рынка мобильной связи (млрд долл. США)

Источник: World Telecommunication/ICT Indicators database 2013 (17th Edition). June 2013 Edition. (http://www.itu.int/en/ITU-D/ Statistics/Pages/publications/wtid.aspx)

Обычно дополнительные операторские услуги подразделяются на три основные группы - это мобильный Интернет, SMS и контент. С появлением, например, мобильной коммерции как новой технологии, добавилась и четвертая группа -«остальные» (или VAS услуги, от английского Value added services - услуги, приносящие дополнительную ценность). Основные доходы операторам мобильной связи, по-прежнему, приносит голосовая связь. Чтобы компенсировать замедление роста рынка базовых услуг, операторы реализуют планы, направленные на активное продвижение различных дополнительных услуг, таких как мобильное ТВ и доступ в Интернет; параллельно предоставляя новые услуги для покупателей (Видео-портал, Подписки, Чат, Музыкальный Эксперт и т.д.). Данные тенденции прослеживаются и в России, где доля доходов от передачи данных в совокупном доходе выросла более чем в 2 раза за последние 6 лет (см. рисунок 2).

Рисунок 2

Доходы от предоставления услуг мобильной связи в России (млрд долл. США), 2006-2012 гг.

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

^НДоходы от голосовой связи Доходы от передачи да иных —А—Доля доходов от передач и данных в совокуп нолл доходе

Источник: World Telecommunication/ICT Indicators database 2013 (17th Edition). June 2013 Edition (http://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Pages/publications/wtid.aspx).

Развитие Зв технологий в России осуществляется на основании лицензии, выдаваемой регулирующим органом. Так, «МегаФон» стал первой компанией, предложившей 3G технологию в Санкт-Петербурге в октябре 2007 г. «МТС» и «ВымпелКом» запустили услугу в мае и сентябре 2008 г. соответственно.

Основными факторам (драйверами) роста мобильного интернета являются:

• эволюция абонентских устройств: рост доли аппаратов с большим дисплеем (диагональ увеличилась с 2,4 дюймов в 2008 г. до 3,5 в 2012 г.) и оснащенных

HTML браузерами (интернет обозревателями)1. Июнь 2007 г. стал переломным моментом в развитии рынка мобильного интернета, когда впервые на рынок вышел iPhone компании Apple;

• снижение средней стоимости трафика в России с 0,7 до 0,4 копеек, вследствие чего годовой объем мобильного трафика более чем удвоится и составит 201 петабайт вместо 98, достигнутых в 2012 г. В результате ожидается увеличение числа пользователей мобильного интернета на 17%, его абонентская база в 2013 г. составит 79 миллионов человек. Прибыль от сервисов мобильного доступа в Интернет растет (см. рисунок 3), в первую очередь, за счет более активного использования Интернет трафика для продажи разнообразных контент услуг в дополнение к увеличению аудитории, в то время как рынок SMS близок к насыщению2.

Число SMS-пользователей растет медленно (за счет естественной смены поколений), а удельный трафик достиг верхней границы роста (см. рисунок 4). Характерной особенностью развития области дополнительных сервисов становится перераспределение прибыли от базовых услуг (звонки и SMS) к услугам, которые предоставляются на базе новых технологий. Список услуг, относимых к контенту, за последний период значительно расширился: в эту группу включают услуги мобильного ТВ, музыка вместо гудков, сервисы определения местоположения и другие. С точки зрения развития мобильного контента мобильное ТВ обладает колоссальным потенциалом роста. Тем не менее, в настоящее время оно находится на ранней стадии своего развития вследствие того, что технические, регулятивные и коммерческие факторы препятствуют массовому распространению мобильного ТВ в большинстве стран мира.

Мобильное телевидение представляет собой услугу, позволяющую владельцам мобильных телефонов просматривать телевизионные программы и трансляции, доставляемые в режиме онлайн через мобильные телекоммуникационные сети. Каждый год мобильное телевидение приобретает все большую популярность в мире. Среди основных причин тому можно назвать повышение мощности современных мобильных аппаратов, необходимой для приема телевизионных программ, а так же сочетание дисплеев высокого разрешения и высокоскоростных процессоров, которыми оборудованы современные мобильные устройства, обеспечивающих довольно ровное и качественное воспроизведение видео. Более того, значительный качественный скачок в развитии мобильных аппаратов совпал с появлением и развитием 3в-сетей - высокоскоростных беспроводных технологий передачи данных.

1 Обеспечение доступности мобильных телефонов и услуг мобильной связи для инвалидов. Совместный доклад Международного союза электросвязи и G3ict - глобальной инициативы по инклюзивным ИКТ, 2012, с. 14

2 Джамалипур А. Беспроводной мобильный Интернет. Архитектура, протоколы и сервисы. - М.: Техносфера, 2009, с. 128

Рисунок 3

Доля выручки от мобильного интернета в общей выручке операторов мобильной связи в России 2006-2012 гг., тыс. долл. США

Источник: World Telecommunication/ICT Indicators database 2013 (17th Edition). June 2013 Edition (http://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Pages/publications/wtid.aspx).

Рисунок 4

Доля выручки от передачи смс-сообщений в общей выручке операторов мобильной связи в России (млн долл. США).

Источник: World Telecommunication/ICT Indicators database 2013 (17th Edition) (http:// www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Pages/publications/wtid.aspx).

В странах Западной Европы, где представлена услуга мобильного телевидения, уровень проникновения мобильного ТВ остается низким, несмотря на то, что потенциальный спрос на услугу в регионе в целом оценивается как относительно высокий, что подтверждают маркетинговые исследования и выпущенные на рынок пробные версии услуги мобильного ТВ. Например, в Финляндии 41% опрошенных респондентов хотели бы приобрести услуги мобильного телевидения3. Среди основных проблем, с которыми сталкивается мобильное ТВ, можно отметить следующие.

Нежелание пользователей платить дополнительно за услуги мобильного ТВ. Потребители привыкли к широкому набору бесплатных ТВ каналов и разнообразному онлайн видео контенту. Одним из вариантов решения данной проблемы является снижение, или вовсе отмена оплаты стоимости трафика при просмотре мобильного ТВ (оплата только фактически предоставленной услуги), а также, как вариант, и вовсе бесплатное мобильное ТВ - при этом доход оператора мобильной связи будет формироваться за счет размещаемой в ходе трансляции передач, мобильной рекламы.

Слабые пропускные возможности нынешних сотовых сетей (в России высокоскоростная передача данных 3G представлена не везде), высокая стоимость трафика, приводят к тому, что пользователи пытаются найти более доступные и дешевые способы, в частности связанные с аналоговым телевещанием. Вместе с тем, наблюдающаяся в мире тенденция к «цифровизации» телевидения постепенно вытесняет аналоговое вещание.

Правовая среда. Сегодня услугу мобильного телевидения предлагают около 200 операторов по всему миру, 150 из них используют для этого сети 3G и даже 2G. Наиболее продвинутые операторы мобильного ТВ - AT&T, Vodafone и Orange. Мобильное вещание в одном из самых перспективных стандартов - DVB-H, уже доступно в 13 странах, и ожидаются еще десятки коммерческих запусков по всему миру. Южная Корея и Япония являются наиболее развитыми рынками мобильного телевидения в DVB-H стандарте. В Европе лидирует Италия, далее идут Великобритания и Франция. Ожидается, что недавнее признание Европейской комиссией DVB-H официальным стандартом мобильного телевидения в Европе даст новый импульс развитию этого рынка.

В качестве примера успешного внедрения мобильных ТВ услуг можно назвать Италию. В июне 2006 г. лидер рынка мобильной связи оператор «3 Italia» выпустил DVB-H Tua ТВ услугу. К сентябрю 2007 г. компания смогла зарегистрировать ее у 850 тыс. пользователей, став самым крупным провайдером широковещательного мобильного ТВ в Европе. Италия представляет собой интересный пример существования на рынке двух противоположных моделей предоставления вещательных услуг. «3 Italia» владеет собственной DVB-H сетью (посредством приобретения итальянской широковещательной станции «Ganale 7»), а ее конкуренты

3 Regional and country forecast 2010-2015, отчет Ovum, февраль 2011 года, с. 34

«TIM» и «Vodafone» предлагают услуги по мобильному ТВ вещанию в партнерстве с третьей стороной - провайдером DVB-II сети - компанией «Mediaset». Конкуренция между компаниями стимулирует рост рынка мобильного ТВ в Италии. Европа выбрала DVB-H, поскольку данный стандарт является аналогом эфирного телевидения, позволяя передавать сигнал «в воздух», а не на каждое устройство по отдельности, в то время как другие технологии мобильного ТВ осуществляют передачу информационного пакета непосредственно каждому пользователю, что может привести к перегрузке сети.

Российский рынок мобильного телевидения находится в стадии становления, но тем не менее имеет колоссальный потенциал для роста. Сегодня услуги мобильного ТВ уже предоставляют все крупнейшие российские операторы мобильной связи. Однако эта услуга доступна преимущественно в крупнейших мегаполисах и является в основном исключительно нишевым сервисом. Российский рынок мобильного телевидения довольно молод: активное развитие данных сервисов пришлось на 2009-2010 гг. Мегафон один из первых в России стал предоставлять услуги мобильного ТВ, а сейчас услуга «Видеопортал» уже доступна абонентам компании во всех регионах присутствия. МТС создал три тестовые зоны вещания: в Санкт-Петербурге (и во всех городах Северо-Западного региона, где действуют сети 3G), в Москве и на Дальнем Востоке, и на сегодняшний день подписчиками являются порядка 500 тыс. пользователей. «Вымпелком» встал на путь развития DVB-H и в 2007 г. приобрел компанию «Доминанта», являющуюся провайдером сервиса.

По материалам ABI Research прогнозируется, что количество пользователей мобильного телевидения достигнет 550 млн человек в мире к концу 2013 г. Ожидается, что среднегодовой темп роста составит порядка 47%. Российские эксперты считают, что абонентская база отечественных пользователей мобильного ТВ к этому времени превысит 13-15 млн человек.

По мере распространения новых технологий, широкополосной связи и развития мобильного контента будет происходить постепенное увеличение спроса на услуги по передаче данных. Предположительно, уже в ближайшем будущем мобильное телевидение сможет занять достойное место среди остальных VAS-услуг, предоставляемых операторами мобильной связи. Мобильная индустрия знала немало примеров превращения новых идей в по-настоящему массовые явления; один из последних таких случаев связан с навигацией в мобильных телефонах и прочих мобильных устройствах.

Данная тенденция, по оценке исследовательской компании ComNewsResearch, в среднесрочной перспективе приведет к превышению среднегодового темпа роста (2009-2013 гг.) числа абонентов услуг сегмента передачи данных (11,9%) над численностью абонентов голосовых услуг (7,0%). Таким образом, несмотря на то что голосовая связь остается основным источником дохода для операторов мобильной связи, наблюдается одновременный рост сегмента передачи данных.

Тенденция к смещению фокуса на сегмент передачи данных, вследствие насыщения рынка базовых услуг - это не единственный тренд, который прослеживается в настоящее время на мировом рынке мобильной связи. Многие эксперты также отмечают стабильную динамику увеличения спроса на конвергированные устройства.

Глобальный рынок мобильных устройств оценивается в 1,75 млрд телефонов, поставленных на рынок в 2012 г. Мировые продажи мобильных телефонов в 2012 г. упали впервые за три года на 1,7% по причине резкого снижения популярности недорогих мобильных телефонов, негативный эффект от которого не удалось компенсировать даже рекордными продажами смартфонов4. Отечественный рынок мобильных телефонов по-прежнему остается привлекательным и динамично развивающимся. Несмотря на то что значительный процент жителей России уже обладает мобильными телефонами, существует большой потенциал для развития рынка. Он обусловлен как достаточно малым времени эксплуатации нового аппарата, вызванным необходимостью замены мобильных телефонов на смартфоны или телефоны с улучшенными характеристиками, так и существованием регионов России с ненасыщенным рынком данных аппаратов.

Несмотря на экономический кризис 2008 г., спрос на конвергированные мобильные устройства продолжает неуклонно возрастать. Анализ числа пользователей базовых услуг мобильной связи и пользователей мобильного интернета свидетельствует, что число первых в 1,6 раз превышает численность пользователей услуг по передаче данных. Однако развитие мобильного контента, широкополосной связи и распространение новых технологий будет постепенно стимулировать спрос на VAS услуги, а, следовательно, и на конвергированные телефоны, как средства, позволяющие реализовать данные услуги.

В России, впервые с 2008 г., рынок мобильных телефонов прирастал быстрее в денежном выражении, чем в количественном. Это свидетельствует о росте продаж более сложных девайсов, прежде всего смартфонов (см. рисунок 5). Смартфоны почти вытеснили обычные GSM-аппараты с рынка в премиальном сегменте. В настоящее время такая тенденция наблюдается практически во всех ценовых сегментах, начиная от 3000 руб.

В настоящее время основным фактором, сдерживающим рост продаж в нашей стране, также как и в развивающихся странах, является стоимость смартфонов. Ожесточенная конкуренция между продавцами, а также между отдельными производителями делает смартфоны все более доступными. Средняя рыночная цена смартфонов за 2012 г. снизилась на 0,6% по сравнению с 2011 г. - до 10706 рублей благодаря росту продаж устройств в низкой ценовой категории. Рынок мобильных телефонов в России в 2012 г. вырос на 15,6% - до 206 млрд руб. Всего в России

4 Worldwide mobile phone 2010-2014 forecast and analysis, IDC, March 2010, р. 12

было продано 42,2 млн аппаратов, что на 3,4% больше, чем в 2011 г., из них, более 12,3 млн смартфонов (по сравнению с 2011 г. рост продаж составил 52%). Объем рынка смартфонов в денежном выражении превысил 138 млрд рублей - на 60% больше, чем в 2011 г.5.

Таблица 1

Мировой рынок абонентов мобильной связи по основным видам услуг

2009 2010 2011 2012 2013 Прогноз Среднегодовой темп прироста, 2009-2013 (%)

Базовые услуги, млн чел. 3742 4134 4447 4695 4911 7,0

Передача данных, млн чел. 2315 266S 3004 3349 3635 11,9

Источник: Worldwide mobile phone 2010-2014 forecast and analysis, IDC, March 2010, p. 3.

Продажи мобильных телефонов в России (тыс. шт. и млн руб.)

Рисунок 5

50000

40000

g зоооо

3 20000 н

10000

40761

42167

250000

204985

34361 _ Щ 2|Ш00 _ шзш _

* 100000

III S5”° III 2010 2011 201 2 2010 2011 2012

Источник: Обзор рынка мобильного ритейла в России в I квартале 2013 г., МТС, 2013. C. 4.

Доля смартфонов от общего числа продаваемых в России телефонов неуклонно возрастает и составила 7% в 2009 г., 22% в 2011 г. и 29% в 2012 (см. рисунок 6). По прогнозам консалтингового агентства J’son & Partners Consulting, данное значение достигнет 36% в 2013 г. Для сравнения, мировой рынок смартфонов в 2012 г. вырос к уровню 2011 г. на 45% и составил 700 млн штук (41% от всех проданных в

5 Обзор рынка мобильного ритейла в России в I квартале 2013 г., МТС (Report on Mobile Retail in Russia, Q1 2013), с. 1-2

мире мобильных терминалов).

Несмотря на то что доля продаж смартфонов от всего числа мобильных телефонов в России ниже, чем в среднем по миру (в мире в 2012 г. она составила 29%, а в мире - 39%), прирост данного показателя в 2011-2012 гг. опережал среднемировой. Среднегодовой прирост в России составил 10% против 8%, отмеченных в среднем по миру. Российский рынок смартфонов составил по итогам 2012 г. 1,8% всех мировых продаж «умных» мобильных устройств.

Рисунок 6

Доля смартфонов в общих продажах мобильных устройств по странам и в мире в 2010-2012 гг.

Источник: Российский рынок смартфонов и планшетных ПК. Декабрь 2012 г. J’son & Partners Consulting, 2012. P.1.

Отличается от мировых тенденций и распределение российского рынка смартфонов по операционным системам. Распространенность коммуникаторов на базе iOS в России более чем в два раза ниже (6% против 14%), однако в пять раз выше популярность Symbian (15% против 3%), в качестве причины отмечается приверженность многих россиян устройствам от Nokia. По причине своей низкой стоимости, пользуются спросом в России также смартфоны на Bada (12% против среднемировых 3%). Низкую популярность iPhone аналитики связывают с дороговизной данных мобильных устройств. Несомненным лидером российского рынка является Android - 58%, впрочем, как и в мире в целом (72%). Если измерить долю смартфонов в денежном эквиваленте от общего оборота, то в 2012 г. она составила 66%, при том что всего год назад данная величина равнялась 29%. В целом по миру смартфоны также являлись основной движущей силой на рынке: продажи смарт-

фонов увеличились до 169,2 млн штук в 3-м квартале 2012 г., в период 2009-2013 гг. ожидается более чем 20-процентный рост мирового рынка конвергированных телефонов, который в 2013 году должен составить около 391,3 млн мобильных устройств6.

По данным Международного союза электросвязи, количество подписанных контрактов на мобильную связь увеличивается ежегодно независимо от кризисных явлений в экономике, а количество контрактов на стационарную связь, наоборот, непрерывно уменьшается на протяжении последних 12 лет. С 2000 г. число абонентов мобильной связи в развивающихся странах выросло в 15 раз и составило 4457 млн абонентов; в развитых странах количество абонентов за аналогичный период времени выросло в 3 раза с 469 млн абонентов до 1514 млн. В то же время абонентская база сетей фиксированной связи ежегодно сокращается на 1-3%. Наблюдается прирост абонентской базы мобильных сетей за счет фиксированных, все больше абонентов отказываются от обычных телефонов в пользу мобильных. По данным ФАС, в России за последние 12 лет на рынке услуг фиксированной связи имел место равномерный прирост абонентской базы, происходило ее увеличение примерно на 5% в год, а тарифы на фиксированную связь за это время выросли более чем в 7 раз (с 60 до 435 рублей в месяц). Сегодня абонентская база услуг фиксированной связи сохраняется почти на неизменном уровне, за последние два года рост по России составил 0,6%, число абонентов снизилось в 5 федеральных округах из 8. В это время прирост абонентов на рынке услуг мобильной связи составил 5-10%, а тарифы, наоборот, сократились в 15 раз (с 15 руб. за минуту в 2000 г. до 1 руб. в 2012 г.).

Чтобы привлечь новых абонентов компании стационарной связи занимаются разработкой дополнительных услуг телефонии, которые отвечали бы современным требованиям: отправка СМС, переадресация вызовов, конференцсвязь, ожидание вызова, удержание вызова и других. Все большую привлекательность для абонентов начинают представлять пакетные предложения, которые включают услуги доступа в интернет цифровой телефонии, телевидения.

Помимо этого, рассматриваются вопросы по осуществлению перехода рынка из состояния монополии в состояние конкуренции, т.е. его дерегулированию. Предусматривается отмена регулирования государством цен на звонки со стационарных телефонов, что может вызвать снижение тарифов на услуги компаний. Федеральная служба по тарифам России полагает, что основанием для этого должен стать Федеральный закон «О естественных монополиях».

При прямой ценовой конкуренции мобильной и стационарной связи отсутствует возможность проведения гибкой ценовой политики, что ведет к отказу населения от стационарных телефонов. Если раньше обе технологии сочетались в виде

6 Worldwide mobile phone 2010-2014 forecast and analysis, IDC, March 2010, р. 31

FMC (fixed-mobile convergence - конвергенция фиксированной и мобильной связи), то с развитием LTE в мире, фиксированная связь быстро уступает свое место и остается востребованной только в технологически слабо развитых районах7.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Федеральный закон от 17 августа 1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях». (Federal’nyj zakon ot 17 avgusta 1995g. № 147-FZ «O estestvennyh monopolijah»)

2. Обзор рынка мобильного ритейла в России в I квартале 2013 г., МТС (Report on Mobile Retail in Russia, Q1 2013). - 4 с. (Obzor rynka mobil’nogo ritejla v Rossii v I kvartale

2013 g., MTS)

3. Бабин А.И. Конвергенция стационарной и мобильной связи: взгляд в будущее. Российская Академия Естествознания. Научный журнал «Успехи современного естествознания», №6 2008. - С. 124-127. (Babin A.I. Konvergencija stacionarnoj i mobil’noj svjazi: vzgljad v budushhee. Rossijskaja Akademija Estestvoznanija. Nauchnyj zhurnal «Uspehi sovremennogo estestvoznanija», №6 2008. - S. 124-127)

4. Джамалипур А. Беспроводной мобильный Интернет. Архитектура, протоколы и сервисы. - М.: Техносфера, 2009. - 496 с. (Dzhamalipur A. Besprovodnoj mobil’nyj Internet. Arhitektura, protokoly i servisy. - M.: Tehnosfera, 2009. - 496 s.)

5. Обеспечение доступности мобильных телефонов и услуг мобильной связи для инвалидов. Совместный доклад Международного союза электросвязи и G3ict - глобальной инициативы по инклюзивным ИКТ, 2012. - 91 с. (Obespechenie dostupnosti mobil’nyh telefonov i uslug mobil’noj svjazi dlja invalidov. Sovmestnyj doklad Mezhdunarodnogo sojuza jelektrosvjazi i G3ict - global’noj iniciativy po inkljuzivnym IKT, 2012. - 91 s.)

6. Regional and country forecast 2010-2015, отчет Ovum, февраль 2011 года. - 78 p.

7. Worldwide mobile phone 2010-2014 forecast and analysis, IDC, March 2010. - 34 p.

8. http://www.comnews-research.ru - исследовательская компания ComNews Research.

9. http://www.cnews.ru - издание о высоких технологиях 000 «СИНЬЮС.РУ», РБК Холдинг (izdanie o vysokih tehnologijah OOO «SIN’’JuS.RU», RBK Holding).

10. http://www.itu.int - Международный союз электросвязи (Mezhdunarodnyj sojuz jelektrosvjazi).

11. http://www.json.ru - консалтинговое агентство J’son & Partners Consulting.

12. http://www.telemultimedia.ru/art - интернет-журнал по широкополосным сетям и мобильным технологиям (internet-zhurnal po shirokopolosnym setjam i mobil’nym tehnologijam).

7 Бабин А.И. Указ. соч., №6 2008, с. 124

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.