ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
КОНФЛИКТОВ В КАЗАХСТАНЕ
Г О . Насимова1
Ключевые слова: конфликты, экономическая ситуация, политическая ситуация, протест. Keywords: conflicts, the economic situation, political situation, the protest.
Как свидетельствует мировой опыт, страны, находящиеся на пути социально-экономической и политической модернизации, подвержены повышению уровня социальной напряженности и возникновению многочисленных конфликтов. Необходимо отметить, что Республика Казахстан имеет немалый опыт в сфере предотвращения деструктивных политических конфликтов, который высоко оценивается мировым сообществом. Вместе с тем процесс модернизации в Казахстане порождает проблемы эффективного управления конфликтами, обеспечения легально-конституционных способов всестороннего реформирования общества.
Как известно, основной метод выявления причин социальной напряженности - анализ общественного мнения. Поэтому мы будем опираться на социологические исследования, проведенные как казахскими социологами, так и автором статьи.
В 2008 г. автор провела экспертный опрос с целью выявления особенностей конфликтов в Казахстане и выработке рекомендаций по их предотвращению и урегулированию. Выборка проводилась по профессиональному статусу экспертов. Всего было опрошено 80 экспертов, в том числе госслужащие (31,2 %), представители НПО (9,7 %), представители политических партий (10,1 %), работники силовых структур (10 %), сотрудники научно-аналитических центров (17,9 %), преподаватели вузов (21,1 %). На наш взгляд, данный экспертный опрос позволил выявить степень угрозы конфликтов и уровень социальной напряженности в казахстанском обществе.
Мировая наука предлагает различные методы и системы, позволяющие измерить уровень социальной напряженности (по статистическим данным, са-
1 Насимова Гульнар Орленбаевна - доктор политических наук, профессор кафедры политологии Казахского национального университета им. аль-Фараби. Эл. почта: nasimova@mail.ru
моотчетам респондентов и др). Заслуживают внимания предлагаемые российскими исследователями два критерия измерения уровня политической напряженности в обществе. Во-первых, доля граждан, выступающих за кардинальное изменение политической системы, должна составить более 40 %. Во-вторых, критический показатель уровня доверия населения к органам государственной власти должен быть выше 30-35 %. Эти показатели сигнализируют о неприемлемости для граждан происходящих политических реформ. Вместе с тем для определения уровня социальной напряженности в Казахстане необходимо исследовать ряд параметров.
1. Необходимо выявить степень удовлетворения жизненно важных потребностей людей, ожидания решений проблем, затрагивающих их интересы. В рамках данного исследования обязательно должны учитываться показатели состояния сферы общественного бытия, условия жизни людей.
Оценка населением современной экономической ситуации. Казахскими социологами отмечен рост числа граждан, в целом позитивно воспринимающих проводимый в стране курс реформ. Если в октябре 1999 г. этот показатель равнялся 41,6 %, в сентябре 2000 г. - 47,6 %, то в ноябре 2003 г. он уже составил 70,3 %. Данная категория опрошенных граждан страны в целом позитивно оценивает современное развитие Казахстана. Лишь 10,4 % опрошенных граждан считают, что страна развивается в «неправильном направлении». Тот факт, что большинство населения в целом позитивно воспринимают проводимый в стране курс реформ, в основном эксперты связывают с социально-экономическими преобразованиями. В частности, 50,7 % опрошенных граждан страны полагают, что экономическая ситуация в Казахстане улучшается. Кроме того, в общественном мнении присутствуют в целом позитивные оценки в отношении своего нынешнего уровня жизни. Так, 33,4 % опрошенных граждан страны отметили, что сейчас живут лучше, чем 2-3 года назад. О том, что их уровень жизни не изменился, не стал и не лучше, и не хуже, заявили 45,0 % респондентов. Об ухудшении своего материального положения заявили 18,9 % [5].
Определенное улучшение основных показателей социально-экономического самочувствия населения страны остается одним из главных факторов, способствующих сохранению довольно низкого уровня социальной конфликтности в казахстанском обществе. При этом, как показывают результаты социологических исследований, социальные конфликты возникают в основном на почве противоречий, имеющих место в сфере коммунального обслуживания населения, языковой сфере и области трудовых отношений [4].
Конфликты в других сферах жизнедеятельности общества происходят с меньшей частотой и не оказывают решающего влияния на состояние социальной стабильности в стране. Исследователи считают, что эти конфликты не носят прямой политической направленности и в основном происходят на локальном уровне.
Однако, несмотря на экономический рост, основными причинами социальной напряженности в Казахстане остаются по-прежнему бедность и безработица. Если говорить о существующих предпосылках развития бедности, то здесь встают проблемы депрессивного состояния малых городов, проблема села, жилищные проблемы, экология, здравоохранение, коррупция местных властей. При этом бедность превалирует в сельской местности, поскольку возможности сельчан для получения денежных доходов ограничены, а продуктивность их производства низкая.
Как известно, модернизация предполагает обновление общества, а последствия обновлений всегда неоднозначны. Неоднозначна и реакция граждан на них. Будучи для одних источником оптимизма и надежд на улучшение жизни, у других они вызывают состояние депривации. Появившийся разрыв между бедными и богатыми, экономическое неравенство становятся заметными раздражителями, приводя к проявлениям социального недовольства.
Кандидат экономических наук К. Берентаев отмечает, что уровень зарегистрированной безработицы ниже, чем в большинстве развитых стран мира. В то же время эксперт считает, что уровень и качество жизни казахстанского народа - в целом не корреллируются с темпами экономического роста. Сохраняются резкие различия в оплате труда работников одинаковой квалификации, занятых в различных отраслях производства, существенные различия в уровне денежных доходов горожан и сельских жителей, между жителями различных областей, крупных и малых городов, что приводит к резкому социальному расслоению общества как в региональном, так и в отраслевом разрезе [1]. В этой связи можно утверждать, что определенная часть населения недовольна своим материальным положением, болезненно воспринимает смену своего социального статуса.
Таким образом, первоочередными проблемами, которые требуют решения, казахстанские граждане называют социальные проблемы, повышение качества жизни, занятость и трудоустройство.
Оценка населением современной политической ситуации. Исследование показало, что 36,6 % граждан критически относятся к происходящим в стране политическим реформам, 30,0 % опрошенных придерживаются более оптимистической точки зрения, отмечая, что «страна постепенно движется к настоящему демократическому обществу». Доли респондентов с позициями «уже можно говорить о построении демократического общества в Казахстане» и «политическая система нашего общества не имеет ничего общего с демократией» соответственно - 9,9 и 9,4 %. Каждый седьмой из опрошенных затруднился ответить на поставленный вопрос (14,1 %) [2].
Теперь попытаемся выяснить, насколько реально граждане Казахстана оценивают свои шансы по оказанию непосредственного влияния на власть, и какие каналы влияния, с их точки зрения, наиболее эффективны. Две трети
опрошенных дали отрицательный ответ на вопрос о том, могут ли простые люди повлиять на власть (63,8 %). Каждый десятый респондент затруднился ответить на поставленный вопрос (11,5 %). Доля тех, кто считает, что простые люди могут оказать влияние на власть, составила 24,7 %, или каждый четвертый из опрошенных жителей страны. Среди вероятных каналов влияния на власть в качестве наиболее эффективных, респонденты отдали предпочтение институциональным формам проявления политической активности, а именно: участию в голосовании на выборах (59,2 %), обращениям в СМИ (31,7 %) и участию в деятельности политических партий (25,2 %). Активный протест посредством участия в забастовках и митингах как способ оказания влияния на власть по степени эффективности оказался в одном ряду с возможностью обратиться в суд (17,9 и 16,1 % соответственно).
Одним из определяющих факторов политической стабильности общества является доверие населения к органам государственной власти. Результаты нашего экспертного опроса, отражены в таблице.
Уровень доверия населения к институтам государства и гражданского общества
Институты государства и гражданского общества Уровень доверия, балл (от о до 10)
Органы государственной власти 6
Оппозиционные СМИ 4
Лидеры пропрезидентских политических партий 4
Представители оппозиционных партий 3
Проправительственные СМИ 4
Представители бизнес-структур 2
Профсоюзы 1
Таким образом, результаты экспертного опроса показали, что уровень доверия населения к органам государственной власти невысок. Это дает нам основание сделать вывод о необходимости упрочения политического доверия путем широкомасштабных действий в социально-экономической сфере, активизации демократических институтов, создания новых механизмов участия граждан в контроле над деятельностью чиновников.
На современном этапе государство должно направить свои усилия на решение именно социально-экономических проблем, особенно бедных слоев общества, для которых многие необходимые блага сегодня стали недоступными, а от социально-экономических реформ они не получили ожидаемого благополучия. При этом главная задача государства состоит в сдерживании роста неравенства посредством перераспределения ресурсов в пользу бедных, что, безусловно, предотвратит возникновение деструктивных социально-политических конфликтов.
2. Необходимо определить показатели готовности граждан к неконвенциональным типам участия, протестным действиям, выражаемые прежде всего через личную настроенность на открытое выступление против органов власти.
Протест - это определенная форма активных коллективных или индивидуальных действий граждан с целью демонстрации неодобрения тех или иных политических решений, изменения существующей социально-политической реальности. Безусловно, наибольшую угрозу для политической системы представляют не индивидуальные, а коллективные действия масс, так как последние, приобретая манифестационную форму, нередко могут проявляться в виде агрессии и насилия.
Мотивы общественного протеста отражают потребности населения их ценностные и политические ориентации. Его развитие прежде всего обусловлено социально-экономическими факторами. Однако происходящие в республике глубокие изменения в социально-экономической и политической сферах вносят значительные коррективы в процесс развития общественного мировоззрения масс, поэтому в настоящее время вполне могут появиться и другие мотивы протестных действий.
В рамках данной проблемы следует обратить внимание и на такой феномен, как состояние или чувство протеста, которое еще не реализовалось в каком-либо активном действии. Данную форму протеста можно назвать пассивной. Опасность пассивной формы социального протеста заключается в том, что граждане чаще всего демонстрируют готовность поддержать любую политическую силу, чья деятельность будет идти вразрез с политикой власти. Поэтому анализ данной проблемы должен быть связан с исследованием психологии масс, их мотивов поведения, формированием протестного настроения, что позволит выявить факторы, способствующие накоплению социального раздражения и недовольства. В этой связи трудно не согласиться с тем, что причины, детерминирующие протест, связаны и со сферой общественного сознания населения. Исходя из этого, автор выдвигает вопрос: реальна ли угроза стихийных акций массового протеста? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выявить критерии акции массового протеста. Специалисты выделяют три критерия: 1) акции протеста должны проходить в нескольких городах или населенных пунктах; 2) протест должен касаться интересов или прав массовой категории граждан; 3) в акциях протеста должны принимать участие представители этих самых массовых категорий [3].
На наш взгляд, необходимо учесть еще один критерий - акции массового протеста во всех городах должны проходить одновременно. Иными словами, акции массового протеста - это организованные в единое движение публичные действия населения с целью демонстрации неприятия, неодобрения тех или иных действий или решений властных органов. Можно утверждать, что
Другое (11,к
И да, и нет (39,36)
Зарудшшь отютить
(114°/9
Нет (114%)
Да (26,2 Го
Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете, готовы ли казахстанские граждане принять участие в акциях социального протеста в случае, если их права
будут ущемлены?»
в казахстанском обществе все эти признаки не наблюдаются. Поэтому в Казахстане акции протеста вряд ли приобретут масштабный характер, поскольку казахстанские граждане не ориентированы на проявление той или иной разновидности деструктивной активности, а социальное недовольство сохраняет локальный характер. Более того, нам представляется, что определенная часть граждан в качестве жизненной стратегии рассматривает вынужденную адаптацию к сложившимся реальным обстоятельствам.
Однако из способности населения адаптироваться к сложным условиям нельзя создавать некую ценность, поскольку эта адаптация вынуждена и не может продолжаться долго. Люди, интересы которых ущемлены, рано или поздно приходят к мысли о необходимости их защиты силовым путем, поскольку, как мы уже отмечали, общественное сознание и политическое поведение претерпевают кардинальные изменения.
Способность к активным действиям казахстанского населения рассматривалась и в исследовании, проведенном автором (рис. 1).
Результаты данного опроса служат тревожным сигналом, поскольку большинство экспертов не исключают возможность массового протеста. В этой связи необходимо предвидеть причины данного явления. В ходе проведенного экспертного опроса автором выявлены основные проблемы, факторы и причины возникновения социально-политических конфликтов, их влияние на политический процесс в Республике Казахстан. Были установлены основные факторы и причины возникновения политических конфликтов: являются жилищный вопрос, коррупция среди чиновников (по 7 баллов), рост цен на тепло, воду, газ, электроэнергию, безработица, дороговизна продуктовых и промышленных товаров (по 6 баллов).
На современном этапе в Казахстане отсутствуют политические конфликты деструктивного характера, о чем свидетельствуют результаты экспертного опроса. Так, 29,9 % экспертов считают, что в Казахстане существуют трудовые конфликты, 16,1 % - правовые, 13,8 % - экономические, 13,6 % - мигрант-
Экологические
Межэтнические
Политические
Мигрантские
Экономические
Правовые
Трудовые
30 %
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Какие, на Ваш взгляд, конфликты имеют место в Казахстане на сегодняшний день?»
ские конфликты. С утверждением, что в республике имеют место политические конфликты, согласились лишь 13 % экспертов (рис. 2). Таким образом, по мнению большинства экспертов, все перечисленные конфликты в основном происходят на локальном уровне и не носят разрушительного характера.
Социальная напряженность является естественной защитной реакцией любого общества. Так, в последнее время казахстанцы демонстрируют свою готовность к активным легитимным действиям, особенно к защите собственных интересов, что служит не столько индикатором нестабильности общества, сколько показателем существования легальных механизмов для отстаивания своих гражданских прав. Достаточно вспомнить недовольство населения решением власти о запрете эксплуатирования автомобилей с правым расположением руля. Однако превышение определенного критического уровня социальной напряженности может привести к нарушению механизмов саморегуляции, ухудшению функционирования подсистем общества и ее трансформации.
Поэтому важно вовремя регулировать социально-политическую напряженность в обществе, использовать различные технологии снижения деструктивной активности. Безусловно, это сложный процесс, особенно когда имеют место латентные признаки конфликтности. Необходимо находить ресурсы для снижения уровня социальной напряженности, своевременно использовать существующие конфликты в качестве действенных катализаторов развития общества. Многое зависит от политического руководства страны, их техноло-
гий управления, стратегии развития социально-экономических и политических отношений.
Исследуя уровень социальной конфликтности совре-менного казахстанского общества, можно сделать следующие выводы.
За годы социально-экономических и политических реформ большинством казахстанских граждан накоплен огромный опыт выживания в самых трудных ситуациях. Сейчас, когда большинство граждан начало ощущать результаты этих реформ, подтолкнуть их на актив-ный протест и решительно скоординированные действия в масшта-бах всей страны даже заинтересованным в этом политическим силам будет трудно. Большинство казахстанских граждан не доверяют оппозиционным политическим партиям, поэтому аккумулировать протестный потенциал общества в ближайшем будущем им не удастся. Иначе говоря, в настоящее время опасности всеобщего социального взрыва, крайних форм социального протеста в Казахстане не существует.
Вместе с тем показатель уровня доверия населения к органам государственной власти сигнализирует о необходимости совершенствования технологий раннего предотвращения политических конфликтов, механизмов повышения уровня легитимности власти. Для этого необходимо сконцентрировать усилия на решении основных задач:
- осуществлении социальных реформ, направленных на снижение конфликтности в казахстанском обществе;
- создании условий для развития институтов, регулирующих конфликты;
- повышении роли гражданского общества в предотвращении и урегулировании политических конфликтов, совершенствовании механизмов взаимодействия государственных органов и институтов гражданского общества в данном направлении;
- укреплении сети правозащитных организаций, формировании культуры предотвращения конфликтов.
Библиографический список
1. Берентаев К. Качественных изменений не произойдет // Свобода слова. 2007. 11 янв.
2. Выборы-2004 в Казахстане: шаг за шагом / под ред. Г.Т. Илеуовой, Д.Р. Ашимбаева. Алматы: Credo, 2005.
3. Клин Б. Один процент протестующих - это много // Известия. 2005. 26 янв.
4. Современные демократические преобразования в Республике Казахстан / под. ред. Б.К. Султанова. Алматы: Казахстанский институт стратегических исследований, 2008.
5. Шоманов А. О некоторых аспектах обеспечения социальной стабильности в Казахстане // Аналитик. 2005. № 2.