сделать вывод об элективно-детерминирующей природе учебных программ высшей школы США [24].
С целью разработки и корректировки программ и курсов обучения, максимально приближенных к потребностям производства и экономики, в США с начала 1980-х гг. функционирует Центр программ обучения, вошедший в состав центра статистики образования при Департаменте образования США, многие разработки которого были приняты в качестве государственного стандарта. За истекшее десятилетие в центре были классифицированы более 3,5 тыс. учебных программ университетов и колледжей, свыше 9 тыс. профессионально-технических учебных заведений и более 15 тыс. начальных и средних школ [25].
В 1991 г. в США был создан Национальный совет по стандартам образования и тестированию, что привело к организации комиссий по разработке стандартов по различным дисциплинам. Образовательные стандарты США регулируются такими нормативными документами, как «Акт об образовании в целях укрепления экономической безопасности», «Образовательные законы - 1990», «Америка в 2000 г.: стратегия образования» (1991 г.), программная концепция приоритетных целей образования национальной ассоциации губернаторов США «цели - 2000: достижение национальных целей образования» (1991 г.) [26].
Таким образом, мы можем заключить, что нельзя говорить о системе централизованного контроля над содержанием образовательных процессов в высшей школе США, что обусловлено особенностями американской политической системы и системы высшего образования, характеризующихся значительной децентрализацией, автономией составных частей, преобладанием не императивных, а координирующих механизмов регулирования. В то же время в последние десятилетия прослеживается устойчивая тенденция возрастания роли центральных и региональных координирующих центров, что позволяет в большей степени обеспечить относительную унификацию высшего образования, его соответствие основным достижениям современной науки и педагогики, гарантировать права обучающихся в высших учебных заведениях США, несмотря на все их многообразие.
В последние годы самими вузами высказываются пожелания относительно более активного участия
профессорско-преподавательского состава в определении стратегических целей по развитию вуза и совместного достижения, а также включение профессоров и ведущих преподавателей в комитеты по разработке стандартов, проведение такой деятельности, которая, прежде всего, указывала бы общественности на реальные положительные достижения студентов в учебном процессе [27].
список литературы
1. Бернс Х. В. Стандарты в высшем образовании // Суд над системой образования: стратегия на будущее / Под ред. У. Д. Джонстона. М.: Педагогика, 1991. С. 77.
2. Lucas C.J. American Higher Education: A History. N.Y.: St. Martin’s Griffin, 1994. P. 292.
3. Venezky R. L. The Impact of Computer Technology on Higher Education // The American University: Problems, Prospects and Trends / Ed. by Blits J. H. N. Y.: Prometheus Books, 1985. P. 59.
4. Smith V. New Dimensions for General Education // Higher Learning in America, 1980-2000 / Ed. by Levine A. Baltimore, L.: John Hopkins Univ. Press, 1994. P. 244.
5. Miller G. The Meaning of General Education . NY: Teachers College Press, St. John's College, 1988. P. 183.
6. Smith V. New Dimensions for General Education // Higher Learning in America, 1980-2000 / Ed. by Levine A. Baltimore, L.: John Hopkins Univ. Press, 1994. P. 252.
7. Smith V. New Dimensions for General Education // Higher Learning in America, 1980-2000 / Ed. by Levine A. Baltimore, L.: John Hopkins Univ. Press, 1994. P. 246-247.
8. Duderstadt J. A university for 21st century.// Ann Arbor: University of Michigan press, 2000. P. 104.
9. Duderstadt J. A university for 21st century // Ann Arbor: University of Michigan press, 2000. P. 78.
10. Bloom A. The Closing of the American Mind. N.Y.: Touchstone: Simon and Schuster, 1998. P. 339.
11. Duderstadt J. A university for 21st century // Ann Arbor: University of Michigan press, 2000. P. 105.
12. Duderstadt J. A university for 21st century // Ann Arbor: University of Michigan press, 2000. P. 103.
13. Георгиева Т. С. Высшая школа США на современном этапе. М.: Высшая школа, 1989. С. 87.
14. Giroux H. Teaching in the Age of “Political Correctness” // The Educational Forum. 1995. Vol. 58. P. 132.
15. Cross K. P. Improving the Quality of Instruction // Higher Learning in America, 1980-2000 / Ed. by Levine A. Baltimore, L.: John Hopkins Univ. Press, 1994. P. 294-295.
основные факторы формирования ценностных ориентаций студенческой молодёжи в социокультурном пространстве вуза
л. и. ПАНКОВА
Кафедра педагогики и психологии профессионального обучения
Статья посвящена актуальным вопросам формирования ценностных ориентаций студенчества в вузе. В качестве основных факторов формирования ценностных ориентаций студента рассматриваются: студенческий коллектив, деятельность, досуговая деятельность, социокультурная среда вуза. Уделяется внимание индивидуальным личностным особенностям преподавателя вуза, совершенствованию социально-культурной среды вуза, взаимодействию социально-культурного пространства вуза и студента, возникновению и разрешению противоречий в результате данного взаимодействия.
Основными факторами, влияющими на формирование ценностных ориентаций студенчества, на наш взгляд, являются: социокультурная среда вуза, коллектив, деятельность. Рассматривая процесс формирования ценностных ориентаций, необходимо прежде всего проанализировать зону воздействия на студента вузовской среды, опираясь на трактовку «культурного пространства» как жизненно важной социокультурной сферы.
Следует отметить, что фундаментальные основы ценностных ориентаций человека закладываются в семье. Но по оценкам самих молодых людей, серьезное воздействие на формирование их ценностных ориентаций оказывает учебное заведение. Именно в вузе студент проводит большую часть времени. Здесь он не только получает необходимые знания и навыки, но и приобретает новые личностные качества, корректирует уже имеющиеся и формирует новые ценностные ориентации. Социокультурная среда - это сфера жизнедеятельности студента, которая объединяет все важнейшие детали его повседневной жизни, общения, в том числе и события, важные не только для него как отдельной личности, но и для всей страны, мира. Она отражает структуру многообразных взаимодействий человека в системе «человек-среда». Развитие личности молодого человека, его ценностных ориентаций во многом зависит от того, как протекает его взаимодействие с социально-культурной средой вуза. Это взаимодействие оказывает влияние на его самостоятельный выбор тех или иных жизненных ценностей.
Коллектив. На процесс формирования ценностных ориентаций оказывает также значительное влияние и непосредственное окружение студента. Его друзья, сокурсники находятся с ним в непосредственном контакте большую часть времени. Студенческий коллектив, будучи постоянным и ближайшим социальным окружением студента, воздействует на весь его образ жизни. Соприкасаясь изо дня в день с товарищами по учебе, сотрудничая с ними, участвуя в решении учебных и множества других проблем, осознавая свою принадлежность к коллективу как к социальной общности, человек начинает разделять утвердившиеся в коллективе взгляды и нормы, соотносить с ними свою собственную систему ценностей. Чем сплоченнее коллектив, тем в большей мере его мнение о делах и поступках каждого становится регулятором как учебного, так и внеучебного поведения студента. Формируется определенный стиль, определенное единство в поведении деятельности всех членов коллектива. Разумеется, единство это достигается не отказом каждого от своих ориентаций, а уважением мнения коллектива, стремлением не запятнать его авторитет, не подвергнуться осуждению товарищей. Одной из важнейших задач вуза является организация учебной и внеучебной деятельности таким образом, чтобы в ходе процесса вза-имовоспитания студентов формировались только положительные ориентации.
Деятельность. Следует отметить, что деятельность студента носит многогранный характер. Прежде всего это учебно-познавательная деятельность, в процессе
которой студенты получают знания по общественным, общенаучным и специальным дисциплинам, и происходит процесс определения и развития ценностных ориентаций, которым человек следует всю свою последующую жизнь. ценностные ориентации являются основным элементом структуры личности, закрепляющиеся не только жизненным опытом индивида, эмоциональными переживаниями, но и его знаниями, приобретенными в ходе учебно-познавательной деятельности.
Не менее важным фактором формирования ценностных ориентаций является социально-культурная деятельность, которую можно рассматривать в трех основных аспектах: потребление, создание, распространение.
Формами потребительской социально-культурной деятельности студентов в вузе, направленной на формирование ценностных ориентаций, можно считать все мероприятия, проводимые университетом с целью повышения культурного и образовательного уровня студентов. Университет организует лекции, научнопрактические конференции и творческие встречи с ведущими деятелями науки, культуры и искусства, экскурсии, познавательные туры, в процессе которых студенты не только повышают свой образовательный потенциал, но и достигают определенного культурного уровня.
Креативными, творческими формами социальнокультурной деятельности студентов в университете являются организация и проведение различных культурно-просветительских мероприятий. Они проводят экскурсии по городу, различным музеям и выставкам, сами организуют тематические выставки, клубы по интересам, конкурсы, научные конференции и т. д. данный вид деятельности является основополагающим в развитии личности студента, формировании ею ценностного мира. Способность к творчеству является необходимым условием всестороннего развития личности. Именно в процессе креативной, творческой деятельности студента проявляются его потребности и интересы, на основе которых происходит формирование его ценностных ориентаций.
Коммуникационная деятельность направлена на распространение приобретенного опыта и знаний в ходе других форм социально-культурной деятельности. Студенты проводят встречи с выпускниками школ, гимназий, колледжей, организуют и проводят праздники для детей и других групп населения и т. п. Одним из важнейших факторов, влияющих на формирование ценностных ориентаций, следует считать культурнодосуговую деятельность. Студент организует свободное от учебной деятельности время согласно своим интересам, ориентациям. Кроме того, досуг является показателем сформированности ценностной системы студента. То, как студент проводит свое свободное время, свидетельствует о его ценностных ориентациях и жизненных интересах. Особенностью современной молодежной субкультуры является, к сожалению, однообразие и стереотипизация форм культурно-досуговой деятельности значительной части молодых людей.
По результатам многих исследований, в том числе и в результате проведенного нами исследования ценностных ориентаций студентов, можно сказать, что в структуре молодежного досуга преобладают пассивнопотребительские виды деятельности, которые носят стандартные формы, не способствуют обогащению личности молодого человека. В последние годы в сферу студенческого досуга активно внедряется телевидение. увеличивается объем потребления кино- и видеопродукции. Молодежь любой социально-профессиональной группы отдает предпочтение развлекательно-игровым, спортивным, музыкальным передачам, художественным фильмам. Следует отметить, что Интернет становится лидирующим коммуникационным пространством у современного студенчества. Общение вышло на новый, виртуальный уровень. В то же время в сфере студенческого досуга наблюдается тенденция снижения интереса к таким видам деятельности, как участие в самодеятельном творчестве, посещение музеев, театров, занятия музыкой.
Таким образом, основными условиями формирования ценностных ориентации современного студенчества являются социально-культурная среды вуза и коллектив.
Одним из направлений оптимизации социальнокультурного пространства вуза является организация многоуровневой университетской социально-культурной среды, т. е. совокупности социальных и духовных факторов и условий, непосредственно окружающих студента в процессе его обучения. Оптимизация профессионально-образовательного элемента университетской социокультурной среды в первую очередь обеспечивает формирование ценностей, норм, идеалов личности. Включение в педагогический контекст образцов, идеалов, символов для подражания - это одно из важнейших условий эффективности не только образовательной деятельности, но и воспитательного процесса, результатом которого является формирование ценностных ориентаций студенчества. для молодого поколения важно не просто декларировать определенные идеалы и ценности, духовно-нравственные основы должны иметь персонифицированный характер, молодой человек должен стремиться отождествлять себя с образом, идеалом, носителем ценности, должен стремиться достичь с ним духовной общности. Это обеспечивается путем включения в актуальное университетское пространство деятелей культуры, науки и искусства, которые становятся для студентов духовно-нравственными референтами.
Педагогам, участвующим в образовательно-воспитательном процессе также отводится одна из ведущих ролей в формировании ценностного мира студента. Следовательно, серьезные требования, выдвигаемые к педагогическому составу вуза, являются одним из направлений оптимизации социально-культурной среды в университете. Именно педагог является первичным транслятором духовно-нравственных ценностей для молодого человека. Процесс воздействия педагога на личность студента должен быть направлен на развитие у студента активного стремления к совершенс-
твованию, в том числе к совершенствованию своего ценностного мира. Образ жизни воспитателя, его положение в коллективе, результаты его творческой, научной деятельности тесно взаимосвязаны с процессом формирования личности студента. От мировоззрения педагога, его жизненных позиций во многом зависит воздействие на процесс формирования ценностных ориентации воспитуемого. Результативное решение задач педагогического стимулирования личности к мировоззренческому выбору обеспечивается профессиональными умениями и субъективной готовностью преподавателя к поиску наиболее эффективных методов организации образовательного процесса, их анализу, осознанию ответственности за создаваемое ориентационное поле выбора воспитанников. Решению этих задач способствует, по нашему мнению, создание института тьюторства. Именно тьюторская форма работы (активно применяемая в некоторых вузах) позволяет наблюдать студента не только в процессе его непосредственной учебно-образовательной деятельности, но и в быту, в коллективе. Именно с тьютором студент готов поделиться своими мыслями, высказать свои убеждения, рассчитывая на помощь и поддержку. Индивидуальные свойства личности педагога влияют не только на процесс обучения, но и на формирование ценностных ориентаций студента. Наиболее благоприятные свойства личности педагога - высокая культура ума и чувства, активность и целенаправленность личности, сила убеждения, высокая требовательность к себе, широта интересов, трудолюбие, высокая внутренняя культура. От этого во многом зависит процесс формирования ценностных ориентаций студента.
В ситуации взаимодействия студента и среды могут возникать определенные противоречия. Решение этих противоречий должно стать одним из условий становления системы ценностных ориентаций современного студенчества. Эти противоречия можно определить следующим образом: противоречие между ценностями и нормами семьи, из которой студент приходит в университет, социальной группы или этнической группы, к которой он принадлежит и нормами, ценностями, которые пропагандируются в вузе; противоречие между стремлением студента к самовыражению, выработке собственной жизненной концепции и стремлениями высшей школы направить процесс формирования ценностных ориентаций студента.
Для того чтобы преодолеть эти противоречия необходимо прежде всего взаимодействие студента и университетской среды в режиме диалога. университетская среда может оказывать влияние на формирование ценностного мира студенчества только в том случае, если она будет, во-первых, отличаться многообразием, во-вторых, гибкостью по отношению к студенту. Необходима гуманизация образовательно-воспитательного процесса (внимание и бережное отношение к личности студента и педагога), учет индивидуальности каждого участника образовательно-воспитательного процесса: его демократизация (нужно не только предоставлять возможность свободного выбора методов, форм, средств воспитания педагогам и студентам,
но и обеспечить их осознанный выбор). Необходимы учет и согласование ценностного мира студенчества и ценностей, на которых основана социально-культурная среда вуза: социокультурные традиции вуза должны учитывать особенности семейного воспитания и региональные особенности и культурные традиции; всестороннее взаимодействие всех объектов социально-культурной среды, участие студентов в создании, развитии социально-культурной среды вуза; возможность самоопределения для студента своей непосредственной роли в развитии окружающей его социальнокультурной среды.
Социально-культурная среда вуза является основным фактором, определяющим процесс формирования ценностных ориентаций. Задачей вуза является создание таких условий, которые бы способствовали наиболее полной самореализации студентов. Студенту в этом процессе должна отводится определяющая роль. Только через активную деятельность, участие в социально-культурных мероприятиях вуза и их организации осуществляется процесс формирования ценностных ориентаций личности студента.
Коллектив, являясь еще одним фактором, определяющим ценностный мир личности следует рассматривать на различных уровнях: первичный коллектив (группа); дифференцированный учебный коллектив (курс); факультет как административно-хозяйственная единица: вуз (учебный коллектив на уровне вуза
включает в себя не только учебные службы - факультеты, кафедры, учебную часть и т. д., но и относительно автономные неучебные подразделения, обслуживающие студентов во вне учебной сферы - клуб, библиотека, дома отдыха, общежитие, университетская церковь и т. д.; некоторые из них наделены специальной воспитательной функцией - клуб, церковь. Развитие личности студента, его ценностного мира в той или иной степени, происходит под влиянием коллектива на всех перечисленных уровнях. Задача вуза в контексте формирования ценностных ориентаций студента в коллективе - активизация усилий, направленных на сплоченность коллектива и определение и совершенствование его социально-культурной направленности. Поскольку личность педагога оказывает непосредственное влияние на формирование ценностных ориентаций студента, одной из наиболее важных задач, стоящих перед вузом, является формирование педагогического коллектива, способного максимально положительно воздействовать на процесс формирования ценностных ориентаций студенчества.
Формирование ценностного мира студенческой молодежи происходит в единой социально-культурной среде вуза, объединяющей учебную и досуговую деятельность. Именно исходя из принципа единства и взаимодополняемости этих сфер и следует подходить к вопросу формирования ценностных ориентаций студента вуза.
УДК 371.302+ 371.31
учебный предмет “основы безопасности жизнедеятельности”: виды обучения
О. Н. ПОНОМАРЕВА Кафедра экологии и методики преподавания экологии
Статья содержит комментарий педагогической категории «вид обучения» с конкретизацией наполнения содержания каждого вида обучения применительно к новой образовательной области общего среднего образования «Основы безопасности жизнедеятельности».
На школу возложена обязанность обеспечения развития личности учащегося в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит. Как “ответ” на современную ситуацию развития общества был введен предмет “Основы безопасности жизнедеятельности” (здесь и далее ОБЖ). Предмет был введен в 1991 году, но до сих пор не создана единая концепция предмета, не определены стержневые линии, четко не определены границы образовательной области, в педагогической среде прослеживается сумятица в методике преподавания ОБЖ.
Учебный предмет в дидактике рассматривается как система, в которую входят основы (основная часть учебного предмета) и средства двух видов: для усвоения знаний, обеспечивающих развитие учащихся, и для воспитания личности на основе усвоения науки. Учебный предмет - целостная педагогическая конструкция, созданная для передачи содержания образо-
вания. Обобщенная модель учебного предмета включает два блока: основной и процессуальный.
Основной блок содержит ведущий компонент учебного предмета. Процессуальный блок включает комплекс вспомогательных знаний (межпредметных, историко-научных, оценочных); определенные виды обучения, формы организации процесса; методические средства усвоения; компоненты, не являющиеся для данного предмета ведущими.
Один из вариантов группировки учебных предметов в средней школе - по ведущему компоненту содержания образования, в качестве которого может выступать, по И. Я. Лернеру, система знаний, определенные способы деятельности, в том числе и творческой, опыт эмоционально-ценностного отношения (здесь и далее ОЭцО).
Учебный предмет “ОБЖ” предполагает, что каждый компонент содержания образования имеет равно важную значимость при направляющей роли знаний и усвоенных умений. Достижение планируемых ре-