Научная статья на тему 'Формирование инновационной инфраструктуры - новый этап развития высшей школы'

Формирование инновационной инфраструктуры - новый этап развития высшей школы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
213
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ВУЗЫ / МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белаш О. Ю., Кутузов В. М., Рыжов Н. Г., Шестопалов М. Ю.

Рассмотрены этапы развития инновационной деятельности в российской системе высшей школы. Проведена оценка значимости последних изменений в нормативно-правовой базе и механизмов государственной поддержки инновационной деятельности в России. Описаны факторы инновационного развития вузов. Приведен пример реализации программы инновационного развития Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Белаш О. Ю., Кутузов В. М., Рыжов Н. Г., Шестопалов М. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование инновационной инфраструктуры - новый этап развития высшей школы»



О.Ю. Белаш

к. т. н, доцент СПбГЭТУ, директор центра маркетинга [email protected]

В.М. Кутузов

д. т. н, профессор, ректор СПбГЭТУ [email protected]

Н.Г. Рыжов

к. т. н., доцент, начальник управления инновационной деятельности СПбГЭТУ [email protected]

М.Ю. Шестопалов

к. т. н., доцент, проректор по научной работе СПбГЭТУ [email protected]

Формирование инновационной инфраструктуры — новый этап развития высшей школы

о

ю т

СО

<

со О

Рассмотрены этапы развития инновационной деятельности в российской системе высшей школы. Проведена оценка значимости последних изменений в нормативно-правовой базе и механизмов государственной поддержки инновационной деятельности в России. Описаны факторы инновационного развития вузов. Приведен пример реализации программы инновационного развития Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета.

Ключевые слова:

инновационная инфраструктура, вузы,

малые предприятия, интеллектуальная собственность, прогнозирование научно-технического развития

Прошел год с начала реализации постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования». Благодаря осуществлению в рамках данного постановления программ развития вузов оно превратилось из обычного механизма государственной поддержки в инструмент развития научной и инновационной деятельности вузов. Анализируя историю зарождения инновационной деятельности и оценивая значимость последних изменений в законодательной базе, в первую очередь Федеральный закон № 217-ФЗ и принятие связанных с ним последующих нормативных

правовых актов, в совокупности с последствиями реализации программных мероприятий по упомянутому выше постановлению Правительства, можно говорить о начале нового этапа развития инновационной деятельности в российской системе высшей школы [1]:

Этап 1. 1988-1992 гг. - ЗАРОЖДЕНИЕ ТЕХНОПАРКОВ

- формирование пояса малых предприятий и научно-технических кооперативов при вузах;

- появление организационно-экономических предпосылок и создание первых технопарков;

- начало государственной поддержки инновационной деятельности через отраслевые научно-технические программы.

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

Этап 2. 1993-1997 гг. - ЭКСТЕНСИВНОЕ РАЗВИТИЕ

- начало формирования инновационной инфраструктуры вузов;

- развитие механизмов государственной поддержки, комплексная поддержка проектов;

- расширение международных контактов, освоение зарубежного опыта;

— подготовка команд менеджеров;

- создание коммуникационных возможностей, информационных ресурсов и баз данных.

Этап 3. 1998-2001 гг. - КРИЗИС, «ПРОВЕРКА НА ПРОЧНОСТЬ»

- кризис потребительского спроса на научно-техническую продукцию;

- уменьшение бюджетного финансирования;

- сокращение количества малых предприятий в инновационном поясе вузов;

- формирование учебно-научно-инновационных комплексов вузов;

— поиск новых форм развития инновационной деятельности, укрепление связей со стратегическими партнерами.

Этап 4. 2002-2009 гг. - РЕЦЕССИЯ

- интеграция научной и образовательной деятельности;

— создание механизма стратегического партнерства для восстановления связей с реальным сектором экономики;

- сокращение программ развития в промышленности из-за финансового кризиса.

- формирование региональных программ поддержки предпринимательства;

— начало реализации молодежной инновационной политики вузов;

Этап 5. С 2010 г. - КОМПЛЕКСНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

- создание и модернизация вузовских объектов инновационной инфраструктуры;

- развитие системы правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности (РИД) вузов;

- создание хозяйственных обществ в соответствии с Федеральным законом № ФЗ-217;

- участие в создании и деятельности технологических платформ;

- подготовка и повышение квалификации кадров в сфере малого инновационного предпринимательства и трансфера технологий.

Рассмотрим факторы, свидетельствующие о том,

что российские вузы вступают в новый этап своего

инновационного развития.

1. В соответствии с Федеральным законом № 217-ФЗ вузы стали осуществлять коммерциализацию своих разработок путем создания малых инновационных предприятий. Это путь, по которому идут все развитые страны мира.

2. Большинство ведущих университетов и технических вузов приняли участие в разработке и реализации долгосрочных программ развития инновационной инфраструктуры, предусматривающих, кроме создания объектов инфраструктуры, правовую охрану РИД и подготовку кадров для инновационной деятельности.

3. Созданы новые и получили развитие существующие механизмы государственной поддержки генерации новых знаний, связей с промышленностью и коммерциализации технологий: реализуются постановления Правительства РФ № 218 и № 220, сформированы программы содействия малым инновационным предприятиям на федеральном и региональном уровнях, введены льготы для учрежденных вузами хозяйственных обществ;

4. В России начата интенсивная работа по формированию технологических платформ, включающих вузы в интеграционные процессы с предприятиями и организациями реального сектора экономики.

5. Государственные корпорации, компании с государственным участием приступили к реализации программ инновационного развития, предусматривающих проведение совместно с вузами исследовательских и технологических работ, формирование механизмов обмена научно-технической и маркетинговой информацией, прогнозирование научно-технического развития.

Таким образом, совокупность складывающихся на современном этапе условий является уникальной и предоставляет вузам одновременно новую правовую базу, инструмент реализации (инфраструктуру), кадры и источники финансирования для ускоренного воспроизводства и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

Подтверждением этого вывода является опыт выполнения Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом «ЛЭТИ» (СПб-ГЭТУ) первых двух этапов программы развития инновационной инфраструктуры «Формирование инновационно-технологической зоны развития наукоемкого предпринимательства СПбГЭТУ», которая дала мощный толчок к развитию инновационной системы всего университета, обеспечивающей интеграцию академических ценностей и предпринимательства. Следует заметить, что СПбГЭТУ принял участие в программе, уже обладая солидным опытом и развитой инновационной инфраструктурой. Поэтому ^ мероприятия программы в основном направлены на устранение существующих недостатков и узких мест, ю проявляющихся на различных этапах инновационно- ^ го цикла от научных исследований до внедрения. ^

В результате проведенных работ модернизиро- ^ вана инновационная инфраструктура университета, ^ основные изменения которой связаны с поддержкой ^ малого инновационного предпринимательства и ® развитием связей с промышленностью. В структуре х вуза созданы Управление инновационной деятель- ^Е

ности и Управление по взаимодействию с промышленностью.

Особенно важным представляется влияние создаваемой инновационной инфраструктуры на рост объемов научных исследований, который с момента начала реализации программы составил более чем полтора раза за счет тесной интеграции с промышленными предприятиями реального сектора экономики, в первую очередь с участниками профильных для университета технологических платформ, являющихся не только потребителями на профильных для вуза рынках труда, образовательных и научных услуг, но и производственно-технологической базой для внедрения вузовских инноваций, в том числе учрежденными вузом хозяйственными обществами.

Этому же способствовало формирование маркетинговой стратегии университета на основе мониторинга и прогнозирования научно-технического развития и потребностей в подготовке кадров и научных услугах промышленных предприятий реального сектора экономики.

Комплекс программных мероприятий предусматривает материально-техническую и консалтинговую поддержку трансфера технологий и инкубирование вновь созданных предприятий, приобретение необходимых знаний и навыков в области правовой охраны интеллектуальной собственности, основ предпринимательства и экономики у научно-педагогических работников университета — авторов научно-технических разработок. Решение этих задач с начала реализации программы было возложено на Управление инновационной деятельности университета.

На современном этапе основное внимание уделяется созданию специализированных структур, повышению квалификации и привлечению студентов,

аспирантов и молодых ученых к инновационной деятельности.

Поддержка реализуемых университетом механизмов частно-государственного партнерства потребовала совершенствования системы управления (см. рис. 1) и создания в университете Управления по взаимодействию с промышленностью, в функции которого входит [2]:

• создание и развитие сети промышленных предприятий — стратегических партнеров, содействие в создании совместных научных и учебно-научных подразделений, обеспечивающих эффективное взаимодействие в области создания научно-технической продукции и подготовки кадров;

• разработка и внедрение новых форм взаимодействия с промышленными предприятиями;

• подготовка и сопровождение договоров о сотрудничестве с предприятиями;

• содействие осуществлению постоянного взаимодействия университета с региональной и местными администрациями, анализ сложившихся в регионе механизмов партнерства «образовательное учреждение — регион»;

• содействие установлению деловых контактов потенциальных потребителей научно-технической продукции и исполнителей соответствующих НИОКР.

Управление по взаимодействию с промышленностью сопровождает участие университета в деятельности технологических платформ как инструмента сетевой кооперации с организациями науки, образования и предприятиями высокотехнологичных отраслей экономики, ориентированного на долгосрочную перспективу и обеспечение полного инновационного цикла — от исследований до вывода продукта на рынок.

о

ю ю

СП

< со

о

Управление научных исследований

Отдел сопровождения НИОКР

Центр перспективных научных исследований

Служба технического контроля, сертификации и метрологического сопровождения

Управление по взаимодействию с промышленностью

Центр стратегического партнерства и инноваций

Отдел корпоративных проектов

' Информационно-рекламно-выставочный центр

Рис. 1. Система управления научно-инновационным комплексом вуза

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

Таким образом, в дополнение к традиционным функциям, система управления научно-инновационной деятельностью вуза обеспечивает:

• поддержку малого наукоемкого предпринимательства в рамках одного из первых в России Технопарка университета;

• управление результатами интеллектуальной деятельности (РИД), направленное на их практическое применение (внедрение), осуществляемое Центром коммерциализации и трансфера технологий;

• осуществление прогнозных исследований профильных для университета рынков труда, научно-технических и образовательных услуг.

В целях создания недостающих элементов инфраструктуры для обеспечения взаимодействия с промышленными предприятиями — партнерами университета в научной и инновационной сферах, связанных с осуществлением процессов технического контроля при проведении научных исследований и разработок, а также организационного, информационного и метрологического обеспечения подготовки научно-технической продукции к сертификации, в СПбГЭТУ создана служба технического контроля, сертификации и метрологического сопровождения (СТКСМ). СТКСМ осуществляет организационное обеспечение входного контроля комплектующих изделий и материалов, контроля в процессе выполнения и завершения НИОКР в соответствии с требованиями системы управления качеством научно-исследовательской деятельности, а также организационное, информационное и метрологическое обеспечение процессов подготовки продукции к сертификации.

Работа в области научно-технического прогнозирования позволяет получить дополнительную информацию по востребованности результатов научно-технической деятельности на рынке, удовлетворенности потребителей предоставляемой университетом продукцией и услугами, что способствует обоснованной и целенаправленной корректировке ассортиментной политики университета и выработке дифференцированной политики коммуникаций и взаимоотношений с предприятиями — партнерами. С этой целью в университете на базе ресурсных центров создаются группы прогнозирования научно-технического развития по приоритетным направлениям развития. Сформирована база данных экспертов для проведения прогнозирования научно-технического развития профильных направлений.

Разработанная методика прогнозирования включает следующие этапы: выделение технологических групп, то есть поднаправлений в рамках выбранного направления, определение значений прогнозных характеристик технологических групп и построение прогноза развития технологических групп и исследуемого направления в целом.

Получены первые результаты прогнозирования развития технологических групп приоритетного для

вуза направления «Физика твердого тела и материаловедение для радиоэлектронных и телекоммуникационных систем». Группа прогнозирования научно-технического развития по выбранному направлению определяет:

• Перечень технологических групп.

• Экспертную оценку приоритетности развития технологических групп.

• Перечень вторичных источников информации, которые могут быть использованы для анализа актуальности и приоритетности развития направления и его технологических групп.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Список экспертов исследуемого направления, которые могут стать участниками количественного опроса для получения значений прогнозных характеристик технологических групп и направления в целом.

Специалистами вузовского Центра маркетинга был проведен анализ вторичных источников информации. В качестве основных видов вторичных источников информации были выбраны конференции, издания и специализированные Интернет-ресурсы. Для каждого указанного вида вторичного источника был сформирован свой перечень анализируемых показателей и своя форма регистрации значений этих показателей.

Для проведения дальнейшего исследования был составлен перечень показателей для прогнозирования направления, значения которых измерялись в процессе проведения количественного экспертного опроса. К таким показателям были отнесены следующие:

1. Важность технологической группы для России.

2. Значимость эффектов, которые будут получены от внедрения и распространения достижений технологической группы.

3. Текущая стадия развития технологической группы.

4. Год начала широкого распространения продукции, основанной на достижениях технологической группы.

5. Основные группы потребителей продукции, основанной на достижениях технологической группы.

6. Потенциальный объем рынка продукции, основанной на достижениях технологической группы.

7. Вероятная структура инвестиций в развитие технологической группы.

Для измерения перечисленных показателей была ^ составлена формализованная анкета и проведен количественный экспертный опрос по электронной ю почте. 33 эксперта из разных регионов России, из ^ стран СНГ и дальнего зарубежья приняли участие в ^ опросе. В качестве примера на рисунке 2 приведен ^ полученный прогноз времени начала широкого рас- ^ пространения продукции выделенных технологиче- ^ ских групп по направлению «Физика твердого тела и ® материаловедение для радиоэлектронных и телеком- х муникационных систем». ^Е

2019 2017 2015 2013 2011 2009 2007 2005 2003

2017

2014 ♦

2013 ♦

2011 ♦ 2010

♦ 2008 ♦

♦ 2007 ж

2004 ▼

Наноматери-алы и наноструктуры

Нано-электроника

Опто-электроника

Керамические и сегменто-электрические материалы

Материаловедение для экстремальной электроники

Физика полупроводниковых наногетеро-структур

Физика и технология получения графена

Физика и технология получения карбида кремния

Рис. 2. Год начала широкого распространения продукции, основанной на достижениях технологических групп

о

ю ю

СП

<

СО О

Реализация политики университета по управлению интеллектуальной собственностью приобрела системный характер. Выявление и коммерциализация конкурентоспособных разработок, сопровождение инновационных проектов стали осуществляться на плановой основе в соответствии с разработанным организационно-методическом обеспечением оценки инновационного потенциала и правовой охраны РИД. Если в 2009 году университет получил документы о регистрации 28 РИД, то в 2010 — уже 63. Аналогичный рост продолжается и в 2011 году. В первом полугодии этого года получено 33 документов о регистрации РИД, подано 16 заявок на выдачу патентов на изобретения и полезные модели, 32 заявки на государственную регистрацию программ для ЭВМ, подготовлено 10 отчетов о патентных исследованиях. Проанализирована перспективность коммерциализации всех РИД, исключительные права на которые принадлежат университету. Разработаны бизнес-планы инновационных проектов, обладающих инновационным и коммерческим потенциалом. Подготовлены материалы для продвижения результатов научной и инновационной деятельности университета. В результате ежегодно, начиная с 2009 года, университетом создается не менее двух малых инновационных предприятий.

Эффективность проводимой работы по развитию инновационной инфраструктуры подтверждается не только ростом объемов выполняемых вузом научных исследований, но и заметно возросшей инновационной активностью научных коллективов университета, в первую очередь молодежи.

Таким образом, опыт реализации программы инновационного развития отдельного вуза — СПб-ГЭТУ, также свидетельствует о существенной активизации инновационных процессов на фоне происходящих изменений в системе высшей школы и стране в целом.

В то же время открывающиеся возможности проявили недостатки существующей внешней среды

инновационной деятельности: правовые ограничения, особенности бюджетной системы и механизмов господдержки, то есть той почвы, на которой вузы выращивают свои инновации. Если говорить о вузе, то наиболее остро, по нашему мнению, мешает работе существующая система финансирования, закупок и отчетности, доведенная часто до абсурда: критерием оценки научных проектов является их стоимость, сроки выполнения работ настолько сжаты, что входят в противоречие со здравым смыслом, существующая в бюджетных организациях система закупок, обилие показателей и форм отчетности попросту мешают работе, отвлекая целые коллективы от решения реальных задач. В результате от 25 до 50 процентов времени уходит не на достижение целей проектов, а на преодоление бюрократических трудностей и отчетность.

Остается нерешенным и ряд проблем при создании и деятельности учрежденных вузами хозяйственных обществ. На наш взгляд серьезными антирыночными препятствиями их развитию являются [3]:

• фиксация доли вуза в уставном капитале — делает практически невозможным привлечение венчурного капитала после учреждения общества;

• минимальный порог доли вуза в 34% — делает невыгодным привлечение крупных инвестиций на этапе создания общества;

• отсутствие возможности внесения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и прав заключения сублицензионных договоров — делает невозможным любой бизнес, требующий передачи прав на использование РИД третьим лицам.

Не решен даже такой простой вопрос, как возможность заключения вузом договора аренды с момента учреждения им малого предприятия. В результате ни одно хозяйственное общество при создании формально не может иметь юридический адрес вуза, так как бюджетные и автономные учреждения в соответствии с Гражданским кодексом не имеют право предоставлять свое недвижимое имущество для на-

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

хождения исполнительного органа общества без согласия собственника.

Тем не менее, внушает оптимизм понимание указанных проблем на самом высоком уровне, свидетельством чему являются уже реализованные и рассматриваемые поправки в действующее законодательство, множество программ и механизмов поддержки инноваций.

Подводя итог анализу совокупности сложившихся в России факторов инновационной деятельности: нормативно-правовых, финансовых, инфраструктурных, с учетом масштабности происходящих процессов, полученного опыта и достигнутых вузами конкретных результатов, можно сделать вывод о наступлении нового этапа развития инновационной деятельности в высшей школе России, ключевой

особенностью которого является масштабное комплексное формирование инновационной инфраструктуры.

Список использованных источников

1. Викторов АД., Виноградов А.Б., Ермилов Н.Н., Кутузов В.М., Шестопалов М.Ю. Основные этапы развития Технопарка Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» / Инновации № 6 (83), 2005. С. 57-61.

2. Глухов В.В., Глухова Н.В., Дрещинский ВА. и др. Стратегия инновационной деятельности образовательного учреждения: Учеб. пособие/Под общ. ред. В.М.Кутузова. СПб.: Изд-во «Техно-лит», 2010. 310 с.

3. Кутузов В.М., Шестопалов М.Ю., Рыжов Н.Г., Терентьева И.С., Муравьев А.В., Новиков Б.А., Белаш О.Ю. Продвижение вузовских инноваций / Под ред. проф. В.М.Кутузова; ООО «Техно-лит». СПб., 2011. 164 с.

The formation of innovation Infrastructure — a new stage Higher Education Development

V.M. Kutuzov, PhD, Rector ETU

M.U. Shestopalov, PhD, Vice-Rector for Research ETU

O.U. Belash, PhD, Marketing Director ETU

N.G. Ryzhov, PhD, Director of innovation ETU

The paper considers the development stages of innovative activities in the Russian system of higher education. There is an assessment of recent changes in the regulatory framework and mechanisms for state support of innovation activity in Russia. It describes the factors of innovative development of universities. The article gives an example of innovative development program of the St. Petersburg Electrotechnical University.

The keywords: Innovative Infrastructure, Higher Education Institutions, Small Enterprises, Intellectual Property, Scientific and Technical Forecasting.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.