ТЕХНОЛОГИИ ЕСТЕСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
TECHNOLOGY OF ♦ ENVIRONMENTAL AND GEOGRAPHICAL EDUCATION
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ»
И.Д. Дебелая
Институт водных и экологических проблем ДВО РАН, Хабаровск, Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск, E-mail: [email protected]
Для современного периода развития общества характерно, с одной стороны, осознание конечности и ограниченности природных благ, с другой стороны -ценности качества окружающей среды. Беспрецедентное увеличение общественных потребностей в природных ресурсах и ухудшение экологического состояния территории, угроза глобального экологического кризиса активизировали научно-практические исследования и, как следствие, предопределили зарождение новых междисциплинарных направлений на стыке естественных, гуманитарных и технических наук.
В 1970-е гг. начинает формироваться интегральная научная дисциплина «Природопользование» (ПП), фундаментальная основа которой опиралась на достижения таких наук, как география и экология. Ю.Н. Куражковский первый ввел в научный обиход новый термин: «Природопользование - это самостоятельная научно-производственная дисциплина, занимающаяся разработкой общих принципов осуществления всякой деятельности, связанной либо с непосредственным пользованием природой и ее ресурсами, либо с изменяющими ее воздействиями» [1, с. 404].
В настоящее время научное понятие «природопользование» имеет множество определений, частично противоречащих друг другу [2-5 и др.]. Объединяет их осознанная всеми исследователями необходимость создания единой упоря-
доченной системы эксплуатации при-родно-ресурсного потенциала, которая позволяет управлять этим процессом и минимизировать экологический ущерб. Дословный перевод на иностранный язык термина «природопользование» отсутствует: на английском, это звучит как «Nature management», или «управление природой», а на немецком как «Landnutzung», или «использование земли».
При разработке учебной дисциплины для студентов кафедры «Экологии, ресурсопользования и безопасной жизнедеятельности» Тихоокеанского государственного университета было использовано определение Н.Ф. Реймерса: «Природопользование - это научная дисциплина, изучающая совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала и мер по его сохранению» [3, с. 404].
«Пользование» предполагает наличие объекта (это может быть территория как ресурсополагающая, ресурсовос-производящая и средовоспроизводящая система) и субъекта (это общество, отрасль, отдельное юридическое или физическое лицо и др.).
Объект природопользования - комплекс взаимоотношений между использованием природных ресурсов, естественными условиями жизни общества и его социально-экономическим развитием в конкретных природных и социально-экономических условиях в пространственно-временных границах
ВпПеИп АВ Я08 [^евйуа АО ЯОО]. 2016. N02 (41)
на определенной территории. Предмет 1111 - оптимизация отношений в системе «природа-общество-хозяйство», стремление к сохранению и воспроизводству среды жизни [6].
Под территорией понимается некоторое пространство, принадлежность которого к конкретной таксономической ступени природного или экономического районирования не определена. В определенной мере это синоним слова «земля». На современном этапе развития общества территория, т.е. земля, пространство становится важнее ресурсов натурально-вещественных, которые могут иметь природные или искусственные заменители, а территория - ресурс исчерпаемый и невозобновимый [7].
Территория - это «вместилище» всех ресурсов, имеет количественные и качественные характеристики. Ресурсные свойства устанавливаются и оцениваются при проведении научно-практических исследований, вычленяется природно-ресурсное пространство [8]. Именно территория, рассматриваемая в природопользовании в пределах политико-административных или, значительно реже, природных границ - как нечто единое и целое - является пространством функционирования и взаимодействия всех природных, техногенных, социальных и экологических процессов и явлений. В связи с этим только единство антропогенного воздействия на природу и ответной реакции на него природы составляет неделимый процесс природопользования [9].
Исследования в области природопользования включают в себя исторические, биологические, экономические, социальные, технические и другие аспекты, но они всегда имеют географический характер, поскольку территори-альны. В настоящее время основные научные понятия и термины научной дисциплины «Природопользование» рассматриваются с позиции эколого-географического подхода:
- географическая составляющая ориентирует на системное исследование взаимосвязей между различными природными и социально-экономическими объектами, территориально организованными и дифференцированными в пространстве;
- экологическая составляющая ориентирует на выявление и анализ последствий антропогенного воздействия на природу и жизнедеятельность населения, а также разработку адресных оптимизационных мероприятий.
Важнейшим импульсом развития природопользования, как научной дисциплины, стала смена его парадигмы: «человек - зависимая часть природы» на стадии присваивающей и ранней стадии традиционной аграрной экономики ^ «человек - хозяин природы» на стадии развития аграрной и индустриальной экономики ^ «человек - соратник природы» на стадии перехода к постиндустриальной экономике. В свою очередь это предопределило изменение характера природопользования: от стихийного и стихийно-регулируемого к адаптационно-регулируемому и, следовательно, в значительной степени управляемому.
Новая парадигма природопользования поставила задачу экологизации сознания и выработки экологических стереотипов поведения, что способствовало, в свою очередь, появлению научного термина «рациональное природопользование». Рациональное природопользование - это «система деятельности, призванная обеспечить экономную эксплуатацию природных ресурсов и условий и наиболее эффективный режим их воспроизводства с учетом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей» [3. С. 405].
Формула рационального природопользования была предложена Б.В. Поярковым [10]:
РПП = ИПР + ВПР + ООС, где ИПР - использование природных ресурсов, включающее экономную эксплуатацию природных ресурсов, внед-
рение новых технологий (в т.ч. ресурсо-и энергосберегающих), рециклирование и переработку промышленных и бытовых отходов, развитие экологического бизнеса и др.; ВПР - воспроизводство природных ресурсов как сохранение базы для воспроизводства природных ресурсов с использованием всех специфических и неспецифических методов; ООС - охрана окружающей среды, которая включает охрану невозобновляе-мых природных ресурсов, биологического и ландшафтного разнообразия, создание как комфортных условий для жизнедеятельности людей, так и экологической инфраструктуры и др.
Наряду с термином «рациональное природопользование» в научной литературе и средствах массовой информации используются такие термины, как «устойчивое природопользование», «сбалансированное природопользование», «поддерживающее природопользование», в трактовке которых прослеживается переход от ресурсной парадигмы к экологической. Таким образом, при современном уровне теоретических и практических знаний «рациональное природопользование» - это экологически обоснованное природопользование.
Природопользование Российской Федерации в значительной степени отличается от того, что понимается под рациональным природопользованием. Однако элементы и формы рационализации природопользования, эталонные объекты и предприятия уже появились в российских регионах. Поскольку природопользование - это социально-эколого-экономическое явление, оно обусловливает возникновение проблем трех типов: социальных, экономических, экологических. Экономические и социальные проблемы традиционно находились и находятся в центре внимание государства и общества. А вот изучение экологических проблем и их про-странственно-временых сочетаний -экологических ситуаций, оценка экологического состояния территории стали возможными только в 1980-е гг., что
объясняется определенным уровнем научно-практических знаний и осознанием обществом экологической угрозы. В последние десятилетия изменилась сущность экологических проблем: значительно расширился их спектр, усилилась интенсивность и острота проявлений, увеличился территориальный охват, многие из проблем имеют унаследованный характер. Выделяются приоритетные экологические проблемы, решать которые необходимо уже сегодня, а завтра может быть уже поздно [6].
Следующий этап развития природопользования как научной дисциплины был обусловлен формированием нового научного направления - «устойчивое развитие», которое в наиболее общей формулировке определено как «развитие, которое обеспечивает нужды современного поколения, не подвергая угрозе жизненные потребности будущих поколений» [11]. Концепция устойчивого развития, акцентируют внимание на изучение сложнейших взаимодействий в системе «природа-общество-хозяйство» и предполагает при планировании территориального развития равнозначный учет всех факторов. Цели, задачи и механизмы устойчивого развития на всех иерархических уровнях (глобальном, региональном, локальном) имеют свою специфику, что проявляется в природопользовании на конкретной территории. Поэтому «географическая составляющая» в векторе развития современного природопользования как научной дисциплины усиливается.
В начале XXI в. новые аспекты изучения территории как фактора устойчивого развития предопределили необходимость учета реальной социо-эколого-экономической ситуации в каждом российском регионе во всех сферах природопользования [12]. Региональный подход ориентирует на системный анализ взаимодействия природы и общества с учетом экономических, энергетических, ресурсных, демографических, культурных, этнических, экологических и других собенностей в каждом субъекте Российской Федерации. Использование
ВпПеИп АВ Я08 [^евйуа АО ЯОО]. 2016. N02 (41)
этого методологического подхода позволяет выявить как «общие», так и «индивидуальные», «специфические» характеристики природопользования.
Учитывая специфику географического положения России, необходимо отметить, что государственные органы управления, осуществляя региональную политику, реализуют стратегию национальной безопасности: на каждый субъект РФ накладываются определенные обязательства сохранения природно-ресурсного, экологического, экономического и социального потенциалов [13]. Сегодня устойчивое социально-экономическое развитие регионов не возможно без учета экологических факторов, предполагающих всестороннюю оценку любого действия человека на среду его жизнедеятельности и биосферу в целом. Состояние окружающей среды становится важнейшим условием обеспечения экологической безопасности населения и приоритетным фактором инвестиционной привлекательности территории. Повышенный интерес к природопользованию в последние годы обусловлен увеличением потока научной информации, усилением антропогенной трансформации природной среды, процессами экологизации, гуманитаризации и глобализации.
Академик В.М. Котляков, характеризуя «современность географии», под-
Эволюция научных представлений о при
черкнул тесную взаимосвязь ее ветвей и одновременно отметил обширные связи этой науки с другими естественными и гуманитарными науками. Это указывает на то, что именно география может обеспечить основу для понимания пространственных особенностей движения российских регионов по пути устойчивого развития [14].
Анализ научной литературы свидетельствует, что сегодня закладываются основы формирования региональной экологической политики. Под региональной экологической политикой (РЭП) мы понимаем «разветвленную систему механизмов, норм и правил, объединенных единой целью для достижения поставленных задач в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологической комфортности среды для проживания населения, а также использования экологических отношений для решения политических, социальных и экономических задач» [13, с. 349]. Исследовательская деятельность позволила рассмотреть эволюцию научных представлений о «Природопользовании» (табл.).
Современные взаимоотношения в интегральной системе «природа-общество-хозяйство» характеризуются большой сложностью, масштабностью и динамичностью.
Таблица
ользовании ([5] с дополнениями автора)
Природопользование
Практическая деятельность Научная трактовка
Использование природных ресурсов и экологических услуг геосистем То же + охрана То же + мониторинг, экономическая оценка природных ресурсов и геосистем, а также их использования То же + социокультурный анализ хозяйственной деятельности То же + использование «нравственных регуляторов» То же + региональный компонент ресурсопользование - «экономико-географическая трактовка» ресурсопользование, охрана природы - «экономико- и физико- географическая трактовка» то же + геоэкология и экологическая экономика - «геоэкологическая и экономическая трактовка» то же + гуманитарные исследования (социальная экология, этнокультурное ландшафтоведение, эстетика ландшафта и др.) - «системный анализ» то же + «Ноосферная трактовка», «Рациональное природопользование» то же + «Устойчивое развитие», «Региональная экологическая политика»
Общество вынуждено решать сложнейшую задачу: как при эффективном использовании природных ресурсов нанести наименьший ущерб самой природе, а также жизни и деятельности населения. На первый план выходят междисциплинарные и проблемноори-ентированные формы научно-исследовательской и образовательной деятельности, направленные на формирование экологически ответственного человека.
В концепции перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития экологическое образование рассматривается как одно из обязательных условий, позволяющих реализовать право граждан на жизнь в благоприятной окружающей среде [15]. Специальный курс «Рациональное природопользование»
входит в систему учебных дисциплин Тихоокеанского государственного университета, разработанных на кафедре «Экологии, ресурсопользования и безопасности жизнедеятельности» и направленных на экологическое воспитание студентов. В методическом плане он обеспечивает связь между их теоретической и профессиональной подготовкой [16].
Владение теоретическими знаниями и практическими навыками, позволяет выпускникам университета профессионально и в повседневной жизни грамотно ставить и самостоятельно решать проблемы, связанные с рациональным использованием природных ресурсов и обеспечением экологической безопасности жизни и деятельности населения региона.
Список литературы
1. Куражковский Ю.Н. Очерки природопользования. - М.: Мысль, 1969. - 268 с.
2. Основы природопользования: курс лекций / Л.М. Корытный, Е.В. Потанина. -Иркутск: Изд-во ИГУ, 2013. - 370 с.
3. Реймерс Н.Ф. Природопользование: словарь-справочник. - М., 1990. - 637 с.
4. Региональное природопользование: учеб. пособие. - М., 2003. - 307 с.
5. Красовская Т.М. Природопользование Севера России. - М., 2008. - 288 с.
6. Дебелая И.Д. Рациональное природопользование: учеб. пособие. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2012. - 142 с.
7. Мирзеханова З.Г. Ресурсоведение: учебное пособие. - Владивосток, 2008. - 460 с.
8. Бакланов П.Я., Каракин В.П. Природно-ресурсное пространство: дифференциация, границы, типы // География и природные ресурсы. - 2013. - № 4. - С. 11-17.
9. Михайлов Ю.П. Географические грани процесса природопользования // География и природные ресурсы. - 1980. - № 3. - С. 159-164.
10. Поярков Б.В. Некоторые теоретические вопросы рационального природопользования // Рациональное природопользование в условиях Дальнего Востока (задачи и направления). - Владивосток: ДВО АН СССР, 1982. - С. 7-40.
11. World Commission on Environment and Development (the Brunndiland Commission). Our Common Future. - Oxford Unit. Press. New York, 1987. - 148 p.
12. Мирзеханова З.Г. Особенности региональной экологической политики в стратегии перспективного развития Хабаровского края // Тихоокеанская геология. - 2010. -Т. 29. - № 2. - С. 119-125.
13. Мирзеханова З.Г. Региональная экологическая политика: информация для принятия решений // Интеркарто/ИнтерГИС-20: матер. конф. - Белгород, 2014. - С. 347-353.
14. Котляков В.М. Современность географии // Вест. МГУ. Сер. 5. География. -2011. - № 6. - С. 4-12.
15. Концепция перехода РФ к устойчивому развитию. Утв. Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 15. - Ст. 1572.
16. Дебелая И.Д. Особенности преподавания дисциплины «Рациональное природопользование» при подготовке инженеров-экологов // Изв. Самарского НЦ РАН. - 2011. - Т. 13. - № 1 (6). - С. 1550-1553.
Дата поступления 3.06.2016