Научная статья на тему 'Основные этапы научно-методического исследования'

Основные этапы научно-методического исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4758
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
METHODOLOGY / SCIENTIFIC-METHODOLOGICAL RESEARCH / STAGE / METHODS OF TEACHING MATHEMATICS / МЕТОДОЛОГИЯ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ЭТАП / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова И. М.

В данной статье рассматривается важный методологический аспект подготовки научного педагогического исследования, в частности, подготовки выпускной квалификационной работы студента педагогического вуза (бакалавра или магистра, направление Педагогическое образование). Здесь предлагается структура такого исследования, в которой выделено 10 наиболее важных его этапов. Например, исторические аспекты сформулированной темы, психолого-педагогические основы исследуемой проблемы, основные достижения методической науки в выбранной области, систематизация и обобщение опыта работы отечественной и зарубежной школ по данной тематике, использование новых педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных и др. Теоретические положения иллюстрируются примерами из методики обучения математике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main stages of scientific-methodical research

His article considers an important methodological aspect of preparing a scientific pedagogical research, in particular the preparation for the graduate qualification work of students (bachelors or masters in education). It provides a structure of such a study which highlights its ten most important stages. For example, the historical aspects of the formulated theme, psychological and pedagogical foundations of the research problem, the main achievement of methodical science in the selected area, systematization and generalization of experience of domestic and foreign schools on the subject, the use of new educational technologies, including information and communication ones and others. Theoretical positions are illustrated by examples of methods of teaching mathematics.

Текст научной работы на тему «Основные этапы научно-методического исследования»

1УДК 372.851 ББК 74.26

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

И. М. Смирнова

Аннотация. В данной статье рассматривается важный методологический аспект подготовки научного педагогического исследования, в частности, подготовки выпускной квалификационной работы студента педагогического вуза (бакалавра или магистра, направление Педагогическое образование). Здесь предлагается структура такого исследования, в которой выделено 10 наиболее важных его этапов. Например, исторические аспекты сформулированной темы, психолого-педагогические основы исследуемой проблемы, основные достижения методической науки в выбранной области, систематизация и обобщение опыта работы отечественной и зарубежной школ по данной тематике, использование новых педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных и др. Теоретические положения иллюстрируются примерами из методики обучения математике.

Ключевые слова: методология, научно-методическое исследование, этап, методика обучения математике.

MAIN STAGES OF SCIENTIFIC-METHODICAL RESEARCH I. M. Smirnova

Abstract. This article considers an important methodological aspect of preparing a scientific pedagogical research, in particular the preparation for the graduate qualification work of students (bachelors or masters in education). It provides a structure of such a study which highlights its ten most important stages. For example, the historical aspects of the formulated theme, psychological and pedagogical foundations of the research problem, the main achievement of methodical science in the selected area, systematization and generalization of experience of domestic and foreign schools on the subject, the use of new educational technologies, including information and communication ones and others. Theoretical positions are illustrated by examples of methods of teaching mathematics.

Keywords: methodology, scientific-methodological research, stage, methods of teaching mathematics.

Важной частью профессиональной подготовки будущего учителя является проведение самостоятельного научного педагогического исследования. В настоящее время даже появился термин «исследовательское поведение» [1, с. 9], которое рассматривается не только с позиций узкой профессиональной группы научных работников, но и как неотъемлемая характеристика работника любой сферы человеческой деятельности. «Сегодня хорошим специалистом считается тот, кто умеет работать с новой информацией (как на уровне понимания инструкции к оборудованию, так и на уровне научного поиска)... Это означает, что создание исследовательской модели образования является важной задачей общего и, соответственно, педагогического

образования» [2, с. 24]. Именно поэтому в современном педагогическом образовании уделяется большое внимание организации исследовательской деятельности студентов, в процессе которой происходит формирование соответствующих компетенций обучающихся.

Первым серьезным научно-педагогическим исследованием является выпускная квалификационная работа бакалавра или магистра, в частности, по методике обучения. Работа над ней начинается с выбора темы и ее формулировки. Основные требования к формулировке темы научно-методического исследования представлены в работе [3].

Следующим важным моментом является определение основных этапов подготовки и про-

ведения исследования. Научно-методическое исследование является одним из видов общего научно-педагогического исследования. Поэтому для него характерны все его особенности. В любой науке исследователь имеет дело с конкретными специфическими объектами. Методика обучения, например, математике изучает процесс обучения математике, поэтому во всех соответствующих методических теориях выделяются характеристики, которые позволяют описывать и объяснять различные его стороны и аспекты, то есть различные компоненты, системы обучения математике. Таким образом, под научным исследованием по методике обучения математике будем понимать научное исследование, в котором процесс и результат научной деятельности направлены на получение знаний о закономерностях процесса обучения математике.

Опираясь на понимание существенных особенностей методического исследования, выделим следующие его структурные элементы.

1. Исторические аспекты предлагаемой темы.

2. Психолого-педагогические основы рассматриваемой проблемы.

3. Основные достижения методики обучения математике в исследуемой области.

4. Обобщение и систематизация опыта работы отечественной и зарубежной школ по данной проблематике.

5. Использование новых педагогических, в том числе информационных, технологий.

6. Получение и представление собственных результатов (теоретических и практических).

7. Проведение педагогического эксперимента по проверке полученных результатов (или опытной проверки полученных результатов).

8. Выводы, рекомендации.

9. Оформление работы.

10. Защита работы.

Итак, прежде всего, научно-методическое исследование, в том числе и по методике обучения математике, должно опираться на исторические аспекты предлагаемой темы. Историзм - важнейший элемент любого научного исследования.

Однажды на занятии рассматривался вопрос о преподавании математики в младших классах, в частности, обсуждался курс наглядной геометрии. Велико было мое удивление, когда он стал преподноситься как новое современное достижение методики обучения математике. В действительно-

сти, эта проблема совсем не нова для отечественной школы. Например, она широко дискутировалась в конце XIX - начале XX в. Ей было уделено большое внимание на знаменитых Всероссийских съездах преподавателей математики (первый съезд проходил на рубеже 1911-1912 гг. в Санкт-Петербурге, а второй - ровно два года спустя в Москве). Давно и хорошо знакомы курсы наглядной геометрии таких известных авторов, как А. М. Астряб, Н. А. Извольский, А. Р. Кулишер, Н. Е. Кутузов и мн. др. Н. М. Бескиным была разработана методика преподавания наглядной геометрии (1947).

Пренебрежение или незнание истоков школьного математического образования обедняет исследование любой современной проблемы и в конечном итоге приводит к менее глубоким результатам. Методика, как и любая другая наука, имеет свою историю. Известно, что без истории предмета нет и теории предмета, а без нее нет и самого предмета.

Следующим, не менее важным компонентом методического исследования является раскрытие психолого-педагогических основ рассматриваемой проблемы.

Идея о том, что методика обучения математике невозможна без учета психолого-педагогических основ обучения, имеет свою давнюю историю. Например, известный российский математик-педагог С. И. Шохор-Троцкий еще в 1911 г. на I Всероссийском съезде преподавателей математики выступил с докладом, который назывался «Требования, предъявляемые психологией к математике как к учебному предмету». Вопросам психологического обоснования методики преподавания математики посвящены многочисленные работы Э. Л. Торндайка, в частности его книга «Психология алгебры» (М.: Учпедгиз, 1934). Этим аспектам посвящены исследования отечественных авторов: В. А. Гусева, Т. В. Габай, Я. И. Груденова, И. А. Зимней, М. В. Потоцкого, З. И. Слепкань, Н. Ф. Талызиной, Л. М. Фридмана, М. А. Холодной и мн. др.

Анализ содержания выпускных квалификационных работ показывает, что существует некое противоречие. С одной стороны, все авторы убеждены в необходимости психолого-педагогических основ, а с другой - на практике многие не используют их в должной мере, недооценивают или даже полностью игнорируют. А ведь может так случиться, что предлагаемая

автором методика противоречит основным законам психологии и педагогики. Более того, эта новая методика способна нанести вред общему развитию и воспитанию учащихся. При этом автор, по своему незнанию и непониманию сути методического исследования, может и не подозревать о таких печальных последствиях своей работы, внедренной в учебный процесс.

Одним из важных критериев оценки результата исследования по методике обучения является проверка того, какой психолого-педагогической теорией подтверждаются выводы и рекомендации, предлагаемые в нем. Назовем в качестве примера лишь несколько наиболее значимых теорий отечественных ученых, востребованных и в настоящий период развития школьного образования.

1. Теория учебной деятельности (В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.).

2. Теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин и его ученики).

3. Теория развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин).

4. Теория общего развития в обучении (Л. С. Выготский, Л. В. Занков, М. В. Зверев и др.).

5. Личностно-ориентированное обучение (И. С. Якиманская).

6. Теория индивидуально-психологических особенностей личности (А. Ф. Лазурский, В. А. Крутецкий, В. С. Мерлин, В. Д. Небылицын, Б. М. Теплов и др.).

7. Теория формирования приемов усвоения знаний и учебной работы (Д. Н. Богоявленский, Е. Н. Кабанова-Меллер, З. И. Калмыкова, Н. А. Менчинская, Н. Ф. Талызина и др.).

8. Теория проблемного обучения (В. М. Вергасов, И. А. Ильницкая, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов и др.).

9. Укрупнение дидактических единиц (П. М. Эрдниев).

10. Теории формирования личности на разных возрастных этапах (Л. И. Божович, И. С. Кон, А. В. Мудрик, А. В. Петровский, Д. И. Фель-дштейн) и т. д.

Проблемы методических исследований, как правило, определяются потребностями школьной практики, и результаты многих методических исследований внедряются, с успехом используются в ней. Таким образом, при проведении исследования по методике обучения нуж-

но хорошо знать и опираться на соответствующий педагогический опыт.

Понятие «педагогический опыт» в самом «широком» смысле означает практику воспитания, развития и образования учащихся. Будем использовать его в более «узком» смысле, как успешный опыт работы педагогов, накопленный в результате преподавания некоторой темы. Иногда говорят о прогрессивном, или передовом, педагогическом опыте, то есть наиболее эффективном по сравнению с предшествующим опытом, и новаторском педагогическом опыте учителей, которые пользуются своими авторскими методиками, нестандартными подходами и достигают неординарных результатов в своей деятельности. Можно назвать имена хорошо известных учителей-новаторов: Ш. А. Амонашви-ли, С. Н. Лысенковой, С. Л. Соловейчика, А. Н. Ту-бельского, В. Ф. Шаталова, Е. А. Ямбурга и мн. др.

В настоящее время стал доступен опыт работы зарубежных коллег. Выходят значительные работы по этому направлению, например А. Н. Джуринского [4; 5].

Методика обучения бурно развивается в последние годы, появляются новые направления исследования в любой ее предметной области, связанные с основными положениями документов, определяющих политику в области образования. В связи с этим выделим приоритетные направления исследований в области методики обучения, в частности, математике. Среди них: стандартизация образования; внедрение новых систем контроля и оценки качества образования; требования к результатам освоения образовательных программ (личностные, метапредметные, предметные); педагогические инновационные технологии, в том числе информационно-коммуникационные; формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); современные подходы в обучении (системно-деятельностный, компетентностный, метапредметный, интегративный); организация проектной деятельности обучающихся; организация исследовательской деятельности обучающихся; проблемы преемственности, непрерывности образования; предпрофильная подготовка учащихся; профильное обучение; активные методы обучения; методическое обеспечение образовательных программ. Появляются новые современные методические руководства, например [6].

Важным этапом любого научного исследования является представление его результатов, то есть совокупности новых идей, теоретических и практических выводов, полученных в соответствии с поставленными целями и задачами работы.

Теоретическими результатами методических исследований может быть: рассмотрение, выявление, представление некоторых концепций; подходов; направлений; закономерностей; систем; тенденций; классификаций; принципов; требований; критериев и т. п.

Практическими результатами являются, как правило, новые методики; разработки учебных материалов; сборники задач; алгоритмы; предложения; программы; конспекты уроков, внеурочных занятий и т. п.

Нужно иметь в виду, что в ряде случаев один и тот же результат, в зависимости от его конкретного содержания, может быть отнесен как к теоретическим, так и практическим результатам работы.

Следующей важной проблемой методического исследования является оценка его результатов, качества его научной объективности и достоверности. Например, в исследовании по математике верное доказательство новой теоремы или правильное решение новой задачи являются гарантией научной объективности и достоверности полученных результатов исследования. В исследованиях по методике обучения математике такой гарантией является педагогический эксперимент (экспериментальная проверка полученных результатов).

В соответствии с представленными элементами научно-методического исследования строится и структура работы, из которой должна быть четко видна логика раскрытия автором процесса решения поставленной проблемы.

В заключение приведем разработанные структуры двух исследований по методике обучения геометрии.

1. Тема «Методика преподавания темы «Правильные многогранники» в классах различной профильной направленности».

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ...

ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы профильного обучения в общеобразовательной школе .

1.1. Исторические аспекты профильной дифференциации обучения .

1.2. Различные подходы к определениям индивидуализации и дифференциации обучения ...

1.3. Формы современной дифференциации обучения (уровневая и профильная) ...

1.4. Возрастные особенности старшеклассников .

1.5. Особенности преподавания математики в классах различной профильной направленности .

ГЛАВА 2. Методические аспекты преподавания темы «Правильные многогранники» в условиях профильного обучения .

2.1. Определение понятия правильного многогранника .

2.2. Теорема о том, что существует не более пяти типов правильных многогранников ...

2.3. Построение правильных многогранников .

2.4. Сферы, вписанные в правильные многогранники и описанные около них ...

2.5. Элементы симметрии правильных многогранников .

2.6. Результаты педагогического эксперимента (экспериментальной проверки) .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...

ЛИТЕРАТУРА .

ПРИЛОЖЕНИЯ ...

2. Тема «Методика проведения курса по выбору «Многоугольники» в условиях предпро-фильной подготовки учащихся основной школы».

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ...

ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы постановки математических курсов по выбору ...

1.1. Исторические аспекты факультативной формы обучения .

1.2. Компетентность^ подход к постановке курсов по выбору в условиях предпрофиль-ной подготовки учащихся 9 класса .

1.3. Виды курсов по выбору для учащихся основной школы .

1.4. Дидактические функции современных предметных курсов по выбору в условиях предпрофильной подготовки обучающихся .

1.5. Отбор содержания, методов, форм и средств проведения занятий в рамках курса по выбору с учащимися основной школы ...

ГЛАВА 2. Методическое обеспечение курса по выбору «Многоугольники» для учащихся 9 класса .

2.1. Разработка курса по выбору по названной теме ...

Занятие 1. История возникновения и развития раздела математики «Многоугольники» ...

Занятие 2. Общие свойства многоугольников .

Занятие 3. Сумма внутренних и внешних углов выпуклого многоугольника .

Занятие 4. Замечательные точки и линии в треугольнике .

Занятие 5. Теоремы Менелая и Чевы ... Занятие 6. Вписанные и описанные многоугольники .

Занятие 7. Проблема четырех красок ... Занятие 8. Паркеты ... Занятие 9. Равносоставленность и задачи на разрезание .

Занятие 10. Использование графического редактора "Adobe Illustrator" ...

2.2. Результаты педагогического эксперимента (экспериментальной проверки) ...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ... ЛИТЕРАТУРА ... ПРИЛОЖЕНИЯ ...

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст]: учебное пособие / А. И. Савенков. -М.: Ось-89, 2013. - 480 с.

2. Булин-Соколова, Е. И. Рефлексивно-деятель-ностная модель подготовки педагогов для образования будущего [Текст] / Е. И. Булин-Соколова, А. С. Обухов // Наука и Школа. -2015. - № 6. - С. 22-27.

3. Смирнова, И. М. Требования к формулировке темы научно-методического исследования [Текст] / И. М. Смирнова // Наука и Школа. - 2015. - № 4. - С. 70-76.

4. Джуринский, А. Н. Стратегия повышения ка-

чества общего образования за рубежом: сравнительный анализ [Текст] / А. Н. Джуринский // Наука и Школа. - 2014. - № 4. - С. 72-79.

5. Джуринский, А. Н. Межнациональное воспитание в странах запада: сравнительный анализ [Текст] / А. Н. Джуринский // Наука и Школа. - 2015. - № 4. - С. 77-87.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Кучугурова, Н. Д. Интенсивный курс общей методики преподавания математики [Текст]: учеб. пособие / Н. Д. Кучугурова. - М.: МПГУ, 2014. - 152 с.

7. Смирнова, И. М. Дипломная работа и магистерская диссертация [Текст]: учеб. пособие / И. М. Смирнова. - М.: Прометей, 2005. - С. 21-26.

REFERENCES

1. Savenkov A. I. Psikhologicheskie osnovy issle-dovatelskogo podkhoda k obucheniyu: ucheb. posobie. Moscow: Os-89, 2013. 480 p.

2. Bulin-Sokolova E. I., Obukhov A. S. Refleksiv-no-deyatelnostnaya model podgotovke peda-gogov dlya obrazovaniya buduyushego. Nauka i Shkola. 2015, No. 6, pp. 22-27.

3. Smirnova I. M. Trebovaniya k formulirovke temy nauchno-metodicheskogo issledovaniya. Nauka i Shkola. 2015, No. 4, pp. 70-76.

4. Dzhurinskiy A. N. Strategiya povysheniya kachestva obshego obrazovaniya za rubezhom: sravnitelniy analiz. Nauka i Shkola. 2014, No. 4, pp. 72-79.

5. Dzhurinskiy A. N. Mezhnatsionalnoe vospita-nie v stranakh zapada: sravnitelniy analiz. Nauka i Shkola. 2015, No. 4, pp. 77-87.

6. Kuchugurova N. D. Intensivniy kurs obshey metodiki prepodavaniya matematiki: uchebnoe posobie. Moscow: MPGU, 2014. 152 p.

7. Smirnova I. M. Diplomnaya rabota i magisterskaya dissertatsiya: ucheb. posobie. Moscow: Prometey, 2005. Pp. 21-26.

Смирнова Ирина Михайловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры элементарной математики и методики обучения математике Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]

Smirnova Irina M., ScD in Education, Professor, Elementary Mathematics and Methods of Teaching Mathematics Department, Moscow State University of Education e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.