И. Ю. Волостников ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Работа представлена кафедрой прикладной экономики и маркетинга Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики.
Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор А. Д. Макаров
Раскрываются сущность, роль и значение инновационного процесса, дается классификация и мотивация использования основных этапов инновационного процесса, используемых в инновационном менеджменте.
Ключевые слова: инновации, разработки, товар, менеджмент.
I. Volostnikov
BASIC STAGES OF THE INNOVATIVE PROCESS
The essence, role and value of the innovative process are revealed in the paper. The author presents a classification and motivation for using the basic stages of the innovative process applied in innovative management.
Key words: innovations, projects, commodity, management.
Инновационный процесс можно определить как процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных, прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, наконец, сбыта, - процесс коммерциализации технологий.
Инновационный процесс может быть рассмотрен с различных позиций и с разной степенью детализации.
Во-первых, как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, инноваци-
онной, производственной деятельности и маркетинга.
Во-вторых, как временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и распространения.
В-третьих, как процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукта или услуги. В этом случае он выступает в качестве частного случая широко распространенного в хозяйственной практике инвестиционного проекта.
В общем виде инновационный процесс состоит в получении и коммерциализации
изобретения, новых технологий, видов продуктов и услуг, решений производственного, финансового, административного или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности.
Рой Росвелл, автор статьи «Изменение характера инновационного процесса», выявляет несколько поколений моделей инновационного процесса [2].
Линейный подход к определению инновационного процесса он относит к 1950-м - середине 1960-х гг., т. е. к первому поколению инновационного процесса, который подталкивается технологиями. Простой линейно-
последовательный процесс с упором на роль НИОКР и отношением к рынку лишь как к потребителю результатов технической активности производства представлен на рис. 1.
Второе поколение инновационного процесса, по Росвеллу, относится к концу 1960-х -началу 1970-х гг. Та же линейно-последовательная модель, но с упором на важность рынка, на потребности которого реагируют НИОКР (рис. 2).
Третье поколение: начало 1970-х - середина 1980-х гг. Сопряженная модель. В значительной степени комбинация первого и второго поколений с акцентом на связи технологиче-
Рис. 1. Первое поколение инновационного процесса
Рис. 2. Второе поколение инновационного процесса
ских способностей и возможностей с потребностями рынка (рис. 3).
Четвертое поколение: середина 1980-х гг. -настоящее время. Это японская модель передового опыта. Отличается тем, что акцентирует внимание на параллельную деятельность интегрированных групп и внешние горизонтальные и вертикальные связи. Главное здесь в параллельной деятельности.
Одновременная работа над идеей нескольких групп специалистов, действующих в нескольких направлениях. Это ускоряет решение задачи, ибо время реализации технической идеи и превращения ее в готовую продукцию в современном мире - это очень важный аспект.
Пятое поколение: настоящее время - будущее. Это модель стратегических сетей, стра-
Рис. 3. Третье поколение инновационного процесса. Интерактивная модель инновационного процесса
тегическая интеграция и установление связей. Ее отличие состоит в том, что к параллельному процессу добавляются новые функции. Это процесс ведения НИОКР с использованием систем вычислительной техники и информатики, с помощью которых устанавливаются стратегические связи.
Зарождение инновационной идеи и возможность использования новых научных резуль-
татов происходят на этапе фундаментальных и поисковых исследований и прикладных исследований и разработок (рис. 4).
Процесс создания и освоения новой техники начинается с фундаментальных исследований (ФИ), направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей. Цель ФИ - раскрыть новые связи между явлениями,
Предварительный этап [до выхода на рынок]
Рыночный этап
Фундаментальные и поисковые исследования
Теоретические и экспериментальные работы.Разработка концепции, оценка
технической осуществим ости
Знания
Прикладные исследования и разработки
НИР
Моделирование, конструкторская проработка
ОКР
Разработка действующей
модели, пабаработные
испытания, создание опытного образца (прототипа)
Знания, технологии (техническая документация, изобретения, патенты и др.)
Диффузия Коммерциализация знаний технологий
Трансфер технологий
В про извод-ство
Л1
Внедрение Расширение Зрелость Спад
на рынок рынка продукта
Предсерийиое Реклама. Стабили- Паде-
производство. изучение и зация ние
доработки, формировать продаж. строев.
производст- потребителей. насыщение сниже-
венные испы- сервис, допол- рынка ние
тания. начало нительный объе-
серийного услуги. мов
производства. обучение Т4 про-
сертификация персонале даж.
продукции и др. про-
извод-
ства
Продукт, продукт, Продукт, Про-
тсаналогия технологии технология дукт,
техно-
логик -
Рис. 4. Основные этапы инновационного процесса и фазы жизненного цикла
познать закономерности развития природы и общества относительно к их конкретному использованию. ФИ делятся на теоретические и поисковые.
Результаты теоретических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий. К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания идеи и технологий. Завершаются поисковые ФИ обоснованием и экспериментальной проверкой новых методов удовлетворения общественных потребностей. Все поисковые ФИ проводятся как в академических учреждениях и вузах, так и в крупных научно-технических организациях промышленности только персоналом высокой научной квалификации. Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области знания.
Следующий этап инновационного процесса - прикладные научно-исследовательские работы (ПИ). Их выполнение связано с высокой вероятностью получения отрицательных результатов. Возникает риск потерь при вложении средств в проведение прикладных НИР. Когда инвестиции в инновации имеют рисковый характер, они называются рискоинвестициями.
Этап опытно-конструкторских и проектно-конструкторских работ связан с разработкой нового вида продукции. Он включает: эскизно-техническое проектирование, выпуск рабочей конструкторской документации, изготовление и испытание опытных образцов.
Под опытно-конструкторскими работами (ОКР) понимается применение результатов ПИ для создания (или модернизации, усовершенствования) образцов новой техники, материала, технологии. ОКР - это завершающая стадия научных исследований, своеобразный переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. К ОКР относятся: разработка определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструк-
торские работы); разработка идей и вариантов нового объекта; разработка технологических процессов, т. е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему.
В зависимости от сложности инновационного проекта (разработки и освоения нового вида продукции) задачи, решаемые на предварительном этапе инновационной деятельности, могут быть достаточно разнообразны. В частности, при разработке и освоении крупных инновационных проектов осуществляется системная интеграция результатов НИР, проводимых в разное время другими коллективами, отладка и доработка как отдельных подсистем, так и технологий в целом.
Исполнителями работ на предварительном этапе являются творческие коллективы ученых и инженерно-технических работников вузов, университетов, институтов РАН, государственных и научно-технических центров (НТЦ).
Практическая реализация результатов инновационной деятельности осуществляется на рыночном этапе, который включает: внедрение на рынок, расширение рынка, зрелость продукта и спад.
На стадии предсерийного производства выполняются опытные, экспериментальные работы. Экспериментальные работы направлены на изготовление, ремонт и обслуживание специального оборудования, необходимого для проведения научных исследований и разработок.
Стадии промышленного производства включают два этапа: собственно производство новой продукции и ее реализация потребителям. Первый - это непосредственное общественное производство материализованных достижений научно-технических разработок в масштабах, определяемых запросами потребителей. Второй - доведение новой продукции до потребителя.
За производством инноваций следует их использование конечным потребителем с параллельным предоставлением услуг, обеспечение безаварийной экономической работы, а также необходимая ликвидация
устаревшего и создание вместо него нового производства.
Уже на начальной стадии процесса руководство предприятия принимает в расчет
кривую жизненного цикла изделия, т. е. периоды ее подъема и снижения, обусловленные воздействием рыночной конкуренции (рис. 5) [1, с. 15].
Рис. 5. Основные этапы инновационного процесса
В отличие от НТП инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением, т. е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает ранее неизвестные потребительские свойства. Это открывает для него новые области применения и рынки, а следовательно, и новых потребителей.
Таким образом, этот процесс направлен на создание требуемых рынком продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средою: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается.
Сущность диффузных процессов на разных уровнях возникновения инновационной среды определяется равновесным распространением новшеств и нововведений в деловых циклах научно-тех нической, производственной и ор-
Системное формирование механизма разработки стратегического плана развития предприятия
ганизационно-экономической деятельности, включая и сферу оказания услуг. В конечном счете диффузные процессы дают возможность занять доминирующее положение новому технологическому укладу в общественном производстве. При этом происходит струк-
турная перестройка экономики. Когда большинство технологических цепей производства продукции и оказания услуг обновляются, деловые циклы развиваются в новом направлении под влиянием изменений в системе ценностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Организация и управление машиностроительным производством / под ред. Б. П. Родионова. М.: Машиностроение, 1989/
2. Росвелл Р. Изменение характера инновационного процесса. URL: http://www.begin.ru (21.10.2000).