Геращенко Марина Михайловна
аспирант факультета экономики и управления, Пензенский государственный университет, менеджер инновационного проекта, ООО «Джоульмед» stp_penza@mail.ru
этапы развития
использования новаций
эволюция в моделировании инновационного процесса
Маркетинг и инновации обеспечивают результаты, все остальное - это расходы.
Питер Друкер
_Аннотация
В статье приведен анализ зарубежных источников, посвященных моделированию инновационных процессов. Схематично представлены существующие модели, начиная с 50-х годов до наших дней, согласно предложенной Р. Росвеллом классификации. Установлена ключевая роль маркетинга в инновационном процессе. Рассмотрены характеристики поколений и приведены 24 фактора для пятого поколения моделей.
Ключевые слова: инновации, инновационный процесс, маркетинг инноваций, модель, поколения моделей.
Инновации являются эффективным средством повышения конкурентоспособности, поскольку ведут к созданию новых продуктов, освоению новых рынков и притоку инвестиций. Изучением и освоением рынка занимается маркетинг, это определяет четкую взаимосвязь данных элементов в едином инновационном процессе. Инновационный процесс - это совокупность этапов, стадий, мероприятий, действий, связанных с зарождением, подготовкой и выпуском новой продукции, а также ее потреблением, созданием и практической реализацией новшеств, приводящих к коммерческому использованию продукции и
технологий, обладающих научно-технической новизной и удовлетворяющих новые общественные потребности (1). В работах отечественных авторов в основном встречается описание двух линейных моделей инновационного процесса, соответствующих приведенным ниже моделям «технологического толчка» и «вытягивания спросом» (2), в то время как в зарубежных источниках насчитывается более десяти моделей, эволюционировавших из простых линейных.
Классификация моделей инновационного развития
В 1994 году вышла в свет статья английского экономиста Роя Росвелла (Roy
иннов(
Поколения моделей инновационных процессов
1940
1950
1960
1970
1980
1990
2000
Рис. Эволюция моделей инновационного процесса
Rothwell) [3], где впервые была предложена классификация моделей инновационного процесса. Каждая модель соответствовала разным этапам развития экономики развитых стран. Он обнаружил, что каждое новое поколение моделей возникает в ответ на значительные изменения на рынке, такие как экономический рост, промышленная экспансия, более интенсивная конкуренция, инфляция, стагфляция, экономический подъем, безработица и нехватка ресурсов.
инновации являются эффективным средством повышения конкурентоспособности, ведут к созданию новых продуктов, освоению новых рынков и притоку инвестиций
тивная экономика, 2014,
Проведенный анализ зарубежных источников позволил схематично представить существующие модели инновационных процессов, начиная с 50-х годов до наших дней и распределить их согласно предложенным Росвеллом поколениям, что представлено на рисунке.
Модели первого поколения (19) характеризуются не насыщенностью рынка и как следствие, акцент делается на производстве, а не на реализации продукции.
Модели второго поколения (29) характеризуются усилением борьбы компаний за долю рынка, что вынуждает компании перенести фокус с НИОКР на выявление рыночных потребностей. Толчком для создания инновации становятся потребности потребителей, и это снижает значение самой инновации в процессе коммерциализации разработки. Модели третьего поколения (39) характеризуются нелинейностью инновационного процесса, где равнозначно важными являются как рыночные, так и научно-технические факторы.
№ 1(85)
Четвертое поколение (49) - это модели интегрированных бизнес - процессов, где акцент делается на интеграцию НИОКР с производством и на более тесное сотрудничество с поставщиками и покупателями. Заложенная в продукт идея должна быть проанализирована с точки зрения маркетинга, а все этапы разработки координироваться специальной меж функциональной группой. Пятое поколение моделей (59) характеризуется объединением компаний в сети для обеспечения гибкости и сохранения темпов развития. В основу стратегии легло развитие совместного маркетинга, партнерства, переход к «открытым инновациям».
Модели пятого поколения
Большинство исследований в настоящее время сосредоточены на разви-
тии моделей пятого поколения, в соответствии с предложениями Росвелла. Согласно его исследованию, 59 отличает от других четырех поколений список из 24 характеристик [3]:
1. Стратегия основанная на учете времени.
2. Поддержка высшего руководства.
3. Адекватная подготовка: мобилизация обязательств и ресурсов.
4. Эффективность при косвенной деятельности в области развития.
5. Принятие горизонтального стиля управления с принятием решений на более низких уровнях.
6. Совершенные продукты и руководители проектов.
7. Высокое качество исходной спецификации продукта (меньше неожиданного).
8. Использование кросс-функциональных команд в процессе разработки
Таблица
Хронология развития моделей инновационного процесса
№ Годы Модель/исследование Автор
1 20-е -50-е гг. Линейные модели «технологического толчка» (G1) См. классификацию Р. Росвелла [3].
2 У 60-70-е Линейная модель «вытягивания спросом» (G2) См. классификацию Р. Росвелла [3].
3 1975 Динамическая модель процессных и продуктовых инноваций В. Абернати, Дж. Уттербак [5].
4 У 70-У 80-х Совмещенная модель (G3) См. классификацию Р. Росвелла [3].
5 1985 Transilience maps (карта конкурентных преимуществ) Абернати, Кларк [6].
6 1985 Цепная модель С. Клайн, Н. Розенберг [7].
7 80-е Модель интегрированных бизнес-процессов (G4) См. классификацию Р. Росвелла [3].
8 1986 Модель «Ворота» Р.Купер [8].
9 90-е Модель интегрированных систем и сетей (G5) См. классификацию Р. Росвелла [3].
10 1992 Модель «Воронка» С. Уйлрайт, К. Кларк [9].
11 1993 Классификация моделей Росвелла (G1-G5) Р. Росвелл [3].
12 2002 Циклическая модель Г. Беркхоут [10].
13 2003 Открытая модель инноваций Г. Чесбро [11].
и прототипирования (параллельное проектирование),
9, Обязательный контроль качества,
10, Дополнительные стратегии развития,
11, Принятие «перенос» стратегии (использование изобретений для нескольких продуктов),
12, Продукт дизайн, сочетающий в себе старое с новым,
13, Гибкость при разработке,
14, Экономика в технологии,
15, Тесные связи с основными поставщиками,
16, Современные базы данных,
17, Привлечение передовых пользователей в проектировании и разработке мероприятий,
18, Использование внешнего ноу-хау,
19, Использование компьютеров для эффективной внутрифирменной коммуникации и обмена данными,
20, Использование связанного CAD систем по производству (поставщик, производитель, пользователи),
21, Использование быстрых методов прототипирования,
22, Использование имитационного моделирования вместо прототипов,
23, Создание технологии демонстрации в качестве симуляции,
24, Использование экспертных систем при создании элемента дизайна, Приведенные выше характеристики 5G являются источником увеличения скорости развития и эффективности инновационного процесса на предприятии,
Анализ характеристик пяти поколений
Анализ характеристик пяти поколений позволяет выявить возрастающее значение маркетинга в процессе эволюции моделирования инновационных процессов, что подтверждает определение известного современного экономиста Питера Друкера, который
считает, что бизнес имеет только две основные функции: маркетинг и инновации. Маркетинг и инновации производят результат, все остальное затраты. Маркетинг задает вопрос: «что хочет приобрести клиент?». Он не говорит: «Вот что дает наш продукт или услуга» (4). Вот почему в современной экономической литературе отдельное место занимает маркетинг инноваций, выделенный крупнейшими корпорациями в качестве самостоятельной подсистемы маркетингового обеспечения. Маркетинг инноваций - важнейший элемент инновационного процесса, направленный на формирование новой рыночной ниши для инновационного продукта. Это использование методологии современного маркетинга в инновационном процессе от создания нового продукта до продаж. Приведенный в таблице (обзор существующих моделей инновационного процесса основан на анализе работ зарубежных авторов, он дополняет модельный ряд приведенный ранее на рисунке.
Вывод
Анализ вышеперечисленных моделей показал, что моделирование инновационных процессов имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К положительным факторам можно отнести то, что модель лучше всего использовать для снижения затрат на разработку и увеличения скорости разработки. В моделях предоставляется универсальный перечень мероприятий инновационного менеджмента, которые позволяют оценивать и оптимизировать инновационный процесс. Модель может быть применена как ситуативный инструмент вмешательства в котором нынешняя ситуация может быть сопоставлена с исторической ситуацией на рынке.
креативная экономика, 2014, № 1(85)
К минусам данного подхода можно отнести то, что модель является слишком простым представлением сложной реальности, Процессы, принадлежащие к различным поколениям, могут происходить одновременно - поколения не являются взаимоисключающими, Причинная связь между рынком и инновационным процессом является неоднозначной и создается ощущение того, что 5G является «горячей», а другие поколения «устаревшими»,,,
Литература
1, Андреев А,Н, Инновационный менеджмент: Учеб,пособие / А,Н, Андреев, В,И, Черницов, Н,В, Футов, -Пенза: ПИЭРАУ, 2004, - 188с,
2, Сурин О,В,, Молчанова О,П, Инновационный менеджмент, учебник -М,:Инфра-М, 2008, - 368 с,
3, Rothwell R, Towards the fifth-generation innovation process // International Marketing Review, MCB University Press, -1994, - №, 1 (Vol, 11), - P, 7-31,
4, Druker Peter F,, Management: Tasks, Responsibilities, Practices / Druker Peter F,-New York: Harper and Row, 1974, - 346 p,
5, Utterback J,, Abernathy W, A dynamic
model of process and product innovation // OMEGA, The Int. of Mgmt Sci, Pergamon Press. Printed in Great Britain. - 1975. - № 6(Vol. 3).- P. 639-656.
6. Abernathy W., Clark K. Innovation: Mapping the winds of creative destruction // Research policy, № 14, 1985 - P. 3-22.
7. Kline J., Rosenberg N. «An overview of innovation», in Landau R., Rosenberg N. (eds) The positive sum strategy: harnessing technology of economic growth. -National academy press, Washington, D.C., 1986 - P. 640.
8. Cooper R.G. Winning at new products. Accelerating the process from idea to launch. - Cambridge (MA): Perseus Publishing, 2001.
9. Wheelwright S.C., Clark K.B. Revolutionizing product development: Quantum leaps in speed, efficiency and quality. - NY: The Free Press, 1992.
10. Berkhout G., Van Der Duin P. New ways of innovation: an application of the cyclic innovation model to the mobile telecom industry, International journal of tecnology management. - 2007. - № 4(Vol. 40). - P. 294 - 309.
11. Чесбро Г. Открытые инновации. - М.: Поколение, 2007 - 336 с.
Marina M. Gerashchenko
Postgraduate Student of theFaculty of Economics and Management, Penza State University,
Manager of the innovative project Dzhoulmed, LLC The evolution of the innovation process modeling
_Abstract
The author analyses foreign literary sources, devoted to the modeling of innovation processes. In accordance with R. Roswell classification, the existing models, developed during the period from the 50s right up until present days, arerepresented in the given article schematically. The key role in the innovation process, according to the author, belongs to marketing. Herein the characteristics of the generations are considered and 24 factors for the fifth-generation models are described.
Keywords: innovations, innovative process, innovation marketing, model, generation of models
SL~7
инновации