УДК 792.7.03
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ТЕНДЕНЦИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВА ЭСТРАДЫ БАШКОРТОСТАНА
(СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД)
© Т. С. Ворохов
Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства Россия, 191028Санкт-Петербург, Моховая, 34.
Тел.: +7 (812) 273 0812. E-mail: timurvorokhov@mail.ru
В статье делается попытка выделить этапы генезиса профессиональной башкирской советской эстрады, охарактеризовать особенности концертно-эстрадного воплощения национальных форм, источники профессионализации национального эстрадного исполнительства и развития кадрового потенциала на том или ином этапе, влияние на этот процесс доминирующей политической линии, социально-идеологического контекста, общесоветской культурной политики, объективных процессов общественного развития.
Ключевые слова: национальное искусство, эстрада, советская эстрада, профессиональная эстрада, национальная эстрада, национальное эстрадное исполнительство, филармония.
В поликультурном обществе, в многонациональном государстве, каковым является Россия, искусство эстрады также представляет собой явление многонациональное. При этом развитие и самовыражение эстрады в регионально-национальном аспекте имеют свои особенности наряду с общими чертами, присущими художественной культуре России. Искусство эстрады способно ярко отразить неповторимый облик этносов, обычаев, традиций, черт национального характера. Познание эволюции эстрадной составляющей культурной жизни позволяет детализировать историю профессионального национального искусства, полнее осознать суть перемен, происходящих в современном российском обществе.
Предметом нашего исследования является процесс становления и развития профессионального искусства эстрады в политическом и культурном пространстве национальной республики в составе РСФСР - Башкирской автономной советской социалистической республики (далее - БАССР). Специальные научные работы (монографии, статьи обобщающего характера) по исследуемой проблеме в современном искусствознании отсутствуют. Авторы фундаментального трехтомного издания по истории русской советской эстрады под редакцией Е. Д. Уваровой справедливо указывают, что национальная эстрада не стала предметом анализа в советском эстрадоведении [1, с. 27]. В современном региональном искусствознании можно назвать лишь обзорные статьи Л. К. Кудояровой [2-3]. Также можно опереться на небольшую группу работ обобщающего характера, в которых в описательно-хронологическом плане с современных позиций систематизированы факты по истории башкирской культуры [4-5].
В сложившейся исследовательской ситуации главными источниками для решения поставленной задачи явились архивные документы и материалы периодической печати. Неопубликованные мате-
риалы о деятельности Башкирской государственной филармонии им. Х. Ахметова (далее - БГФ) из республиканских архивов и ведомственного архива самой филармонии составили преобладающую часть источников. Работа над комплексом документов, многие из которых впервые вводятся в научный оборот, позволила определить примерные этапы генезиса профессиональной башкирской эстрады советского времени
Эстрада - обширная область культурной, музыкальной жизни, представляющая конгломерат искусств. С одной стороны, учитывая массовый характер ее бытования в обществе, при периодизации такого многосоставного явления, как история профессиональной эстрады, следует считаться с практикой периодизации гражданской истории. С другой, нужно опираться на специфику эстрадного искусства, вследствие чего невозможно строго выделить рубежи, которые разграничивали бы тот или иной этап в плане точной даты его начала или завершения.
Для советского эстрадоведения характерным было выделение 1920-1930-х гг. как этапа становления профессиональной эстрады в качестве самостоятельного вида художественного творчества. Традиционным был также отдельный анализ эстрадного искусства периода Великой Отечественной войны и развития профессиональной эстрады в послевоенные годы как времени ее упрочения и расцвета [6]. В основном такой подход совпадал с этапами гражданской истории, принятыми в советской историографии: строительство основ нового строя в 1917-1930-е гг., «полной и окончательной победы социализма» к концу 1950-х гг. и достижения состояния «развитого социализма» в 1960-1980-е гг.
Изучив различные виды источников, труды обобщающего характера по истории советской культуры, основываясь на архивных материалах, мы определили три этапа в развитии профессионального искусства эстрады Башкортостана советского времени в его национальном аспекте.
Этап с 1919 г. (март 1919 г. - провозглашение БАССР) до конца 30-х гг. - время складывания условий для зарождения профессиональной башкирской эстрады как самостоятельной отрасли национального искусства, решающей общую задачу воспитания человека нового общества. Выделению искусства эстрады в культурной жизни автономной республики способствовали процессы становления национального театра, профессионализации музыкального искусства, развертывания исполнительства на самодеятельной эстраде, сбора, изучения, сценического освоения фольклора, создания основ профессионального музыкально-театрального образования.
Башкирская национальная эстрада рождалась в музыкально-этнографических пьесах Башкирского государственного театра драмы, где было множество вставных песенных, танцевальных, инструментальных номеров, импровизаций, народного юмора (Х. Ибрагимов «Башмачки», М. Бурангулов «Ашкадар», «Башкирская свадьба и др.). Особую роль сыграла труппа театра - Башкирский передвижной театр (1924-1929 гг.) с его пьесами по башкирским легендам и импровизированными концертами. Актеры и музыканты «передвижки» (Т. Рашитова, Б. Юсупова, Г. Ушанов, Ю. Исянба-ев, Х. Ахметов, Х. Ибрагимов и др.) были первыми в советское время профессиональными концертно-эстрадными исполнителями башкирской музыки, песни и танца. Самодеятельные театральные композиторы Х. Ибрагимов, К. Рахимов, М. Валеев стали авторами первых башкирских массовых песен, созданных в результате синтеза башкирской народной музыки и советской массовой песни, революционной, маршевой песни.
В 1930-е гг. профессионализация исполнительского творчества, сценическая интерпретация фольклора происходили через деятельность колхозно-совхозных театров, развитие художественной самодеятельности, из участников которой и формировался главным образом актерский состав этих театров. К началу 1938 г. в Башкирии работали 4 городских драмтеатра, 7 (3 башкирских, 2 татарских, 1 чувашский, 1 русский передвижной) колхозно-совхозных театров [7]. Отдельное зрелищное предприятие представлял летний театр-сад им. Луначарского в Уфе - главная площадка гастрольной эстрады.
Огромна роль в профессионализации национального исполнительства, в том числе в его эстрадном аспекте, Газиза Альмухаметова, первого башкирского профессионального певца. В организованной им национальной студии при Московской консерватории (1932 г.) обучались те, кому было суждено стать как академическими артистами, так и эстрадными исполнителями, музыкантами, авторами башкирской массовой песни: певцы Б. Валее-ва, Г. Хабибуллин, Х. Галимов, З. Ильбаева, М. Хисматуллин, А. Шаймуратова, С. Хуснияров,
кураист-певец и актер Г. Сулейманов, композиторы З. Исмагилов, Х. Ахметов, Р. Муртазин.
Для национальной эстрады 1920-1930-е гг. -это еще в большей степени предпрофессиональный период, этап профессионального становления в рамках театральной эстрады. В интенсивно развивающемся национальном искусстве было трудно отделить профессиональное и самодеятельное начала. Профессиональная башкирская эстрада рождалась как фольклоризированная эстрада. Ее кадровой базой в равной степени были как выпускники Башкирского государственного техникума искусств (театрального и музыкального училищ во второй половине 30-х гг.), так и выходцы из художественной самодеятельности. Открытие Башкирской государственной филармонии (БГФ) (1939) знаменовало официальное рождение профессиональной башкирской эстрады. Филармония концентрирует через свои программы профессиональных артистов различных жанров, становится монополистом в организации эстрадно-концертной жизни в советской Башкирии. К началу войны в БГФ работали первые национальные профессиональные эстрадные коллективы: ансамбль народного танца, ансамбль кураистов, оркестр народных инструментов, две эстрадные бригады («колхозно-совхозные») для концертного обслуживания сельского населения.
Второй этап - 1940-1950-е гг. - время становления и развития профессиональной башкирской эстрады, основным содержанием которого было сценическое воплощение национальных форм, связанных с народными традициями песенно-танцевального и инструментального исполнительства. В рамках этого этапа можно выделить периоды (1941-1945, 1946-1955, 1956-1960 гг.), суть которых определялась доминирующей политической и идеологической линией, с одной стороны, и кадровыми, профессиональными возможностями молодой башкирской эстрады, уровнем развития профессиональной музыкальной культуры, с другой.
Период Великой Отечественной войны, когда шло интенсивное создание национальных эстрадных коллективов (к концу войны работали пять колхозно-совхозных бригад), был временем формирования концертного репертуара на сопряжении традиционных форм и жанров с интернациональной тематикой, идейной направленностью, с советской массовой песней, произведениями башкирской литературы. К творчеству в области национального эстрадного искусства впервые в массовом масштабе были привлечены башкирские композиторы, писатели, поэты. Среди авторов массовых башкирских песен выделились молодые композиторы Х. Ахметов, З. Исмагилов, Р. Муртазин, в области легкой эстрадной музыки и песни - Т. Каримов. Обретало опыт концертной деятельности первое поколение башкирских профессиональных «эстрадников», выходцев из самодеятельности, воспитанников национальной театральной школы 30-х гг.,
актеров колхозно-совхозных театров (Г. Латыпов, Г. Исмагилова, П. Бабанина, Ф. Кудашева, З. Шабанов, З. Арсланова, Р. Буляканов, З. Садретдинов, Х. Магазова, М. Идрисов и др.). Многие из них выступали в нескольких жанрах - в качестве разговорников, певцов, танцоров, музыкантов-исполнителей, иллюзионистов. Уникальным явлением башкирской концертной сцены военного времени было творчество народного сэсэна Саита Исмагилова, штатного артиста башкирской эстрадной бригады Г. Латыпова.
В послевоенное десятилетие (1946-1955 гг.), несмотря на приоритет «национального» в противовес «безродному космополитизму», национальная эстрада рикошетом испытывала влияние идеологических кампаний «позднего сталинизма», выразившихся в кадровых чистках, нестабильности составов эстрадных коллективов, усиленной цензуре над репертуаром. В выступлении начальника Управления по делам искусств при Совете Министров БАССР С. Р. Кадырова на собрании актива работников искусств Уфы (1947) филармония подверглась критике за «развлекательность во что бы то ни стало», «чрезмерное увлечение далекой стариной в ущерб современной тематике» [8]. Между тем, на эстрадный сектор приходилась львиная доля концертов БГФ: в 1949 г. штатными и привлеченными силами было проведено 198 филармонических и 2170 эстрадных концертов, в том числе ансамбль народного танца (АНТ) дал 161 концерт, башкирский женский хор - 146, эстрадная городская бригада - 174, колхозные эстрадные бригады -1148 концертов [9]. Однако на фоне подготовки с начала 1950-х гг. к московской декаде башкирского искусства и литературы акцент в культурной политике делался на развитие «серьезных» видов национального искусства. В послевоенных праздничных концертах не было «чисто» эстрадных артистов, вокальную эстраду представляли оперные певцы, художественное слово - актеры башкирской драмы. Это говорит как о молодости профессиональной башкирской эстрады, так и о месте эстрадного искусства в официальной культурной иерархии. В танцевальном жанре в национальных республиках идеологическую задачу выполняли ансамбли песни и танца. Ансамбль народного танца БГФ в 50-е гг. становится ведущим концертным коллективом, представлявшим национальное искусство Башкирии. В связи с подготовкой к декаде в 1951 г. был восстановлен в должности художественного руководителя АНТ балетмейстер Файзи Гаскаров, работавший в 1945-1951 гг. в Казани. Творческий состав ансамбля в 1953 г. был доведен до 92 человек: он был объединен с хором филармонии в ансамбль песни и пляски с 22 танцорами, 60 хористами, 10 инструменталистами [10]. Эстрадная часть программы заключительного концерта московской декады 1955 г. была представлена сцени-
ческими интерпретациями фольклора в выступлениях АНТ, оперных певцов Г. Хабибуллина, М. Хисматуллина, Х. Галимова, А. Сутягина с башкирскими и русскими народными песнями, кураи-ста Г. Сулейманова, хора БГФ с башкирской народной песней «О Кутузове» и романсом Шебалина «Зимняя дорога». Вокальная часть программы включала одну легкую башкирскую эстрадную песню («Попляши, кума» Т. Каримова в исполнении Г. Хабибуллина). Художественное слово прозвучало в выступлении артиста башкирской драмы А. Мубарякова [11]. Фольклорная направленность профессиональной эстрады оставалась ведущей в репертуарном и жанровом плане с тенденцией к дальнейшей «советизации».
Демократизация общественной жизни в середине 50-х - начале 60-х гг. открыла возможности для пересмотра наиболее одиозных оценок роли и места «развлекательного искусства» в духовной жизни общества. В 1955-1960 гг. наблюдается рост количества направляемых филармонией на гастроли по республике и за ее пределы эстрадных бригад, делаются попытки разнообразить программы эстрадных концертов, создать новые коллективы. После московской декады создаются национальные эстрадные бригады под руководством оперных певцов Х. Галимова и Г. Хабибуллина [12], бригада с правом сольного отделения Ф. Кудашевой [13], самобытного певца С. Абдуллина, исполнителя классических протяжных песен - озон-кюй. Определились яркие, эстрадные исполнительские личности: заблистали кураист и певец-импровизатор И. Дильмухаметов, национальный сатирический дуэт «Катук и Баганай» (А. Уразметов, Г. Латыпов) с популярным в советской эстраде парным конферансом, артисты разговорного жанра Л. Сайфул-лин, М. Вахитова, перешедшие в эстрадные бригады из АНТ, Х. Магазова, М. Шамсутдинов, Н. Голов, М. Галеева, композитор, баянист Т. Каримов. Ансамбль народного танца, получивший известность на всесоюзных концертных площадках, удостоился после декады права представлять национальное искусство за рубежом (Вьетнам, Монголия, КНДР, Австрия, Чехословакия, Индия, Бирма, Непал).
Наряду с патриотическими, маршевыми песнями в стиле советской массовой песни, в эстрадных программах периода «оттепели» все большее место стали занимать лирические песни среднего поколения башкирских композиторов, получивших профессиональное образование в Московской консерватории (З. Исмагилов, Х. Ахметов, Р. Мурта-зин, Н. Сабитов, Р. Сальманов, Ш. Кульборисов), идущие от обращения к мелодическим оборотам и интонациям озон-кюй, а также жанрово-бытовые, шуточные, плясовые песни с яркими мелодиями в стиле «кыска-кюй» («короткий напев»).
Рубежом для перехода к третьему этапу стало республиканское совещание по эстрадно-концертной деятельности в январе 1961 г., проведение ко-
торого означало признание развития профессиональной национальной эстрады как самостоятельной линии в культурной жизни республики, выделение в особую когорту профессиональных артистов эстрады. Совещание было проведено «по следам» Всероссийского совещания по вопросам эстрады (Москва, декабрь 1959 г.). В докладе художественного руководителя БГФ Х. Ахметова и выступлениях участников в унисон признавались необходимость выхода национальных эстрадных программ за пределы укоренившегося штампа «пение, танец, чтение, соло на баяне или курае», отсутствие «оригинальных и других интересных жанров», «инструментальных миниатюрных ансамблей эстрадного плана», новых эстрадных форм. Впервые были озвучены проблемы необходимости опытного эстрадного режиссера, внимания эстраде со стороны союзов писателей и композиторов, подготовки эстрадных артистов [14-15].
Третий этап - 1960-1980-е гг. - время достижения профессиональной зрелости, значительных успехов в рамках господствовавшего художественного метода социалистического реализма. Эстрада стала самостоятельной отраслью со своими авторами, исполнителями, законами развития и общения с массовым зрителем, вобрав в себя опыт, кадры, традиции исторически развивавшихся более быстрыми темпами (в рамках приоритетов общегосударственной политики) театрального искусства, академической музыки, вокального академического исполнительства. В документах по руководству башкирской культурой появляется понятие «мастера башкирской эстрады». Вместе с тем развитие национально самобытных черт башкирской эстрады носило противоречивый характер в условиях интернационализации культурной жизни. Сказывалось влияние объективных факторов, связанных с научно-техническим прогрессом, урбанизацией, распространяющимся влиянием массовых музыкальных жанров, «телевизионной» эстрады, формированием молодежной эстрадной аудитории. Башкирская национальная эстрада должна была учесть интересы городского зрителя.
Расцвет эстрадного исполнительства был связан с творчеством Ф. Кудашевой, М. Галеевой, Р. Янбекова, З. Махмутова, И. Смакова, Ф. Гараева, Н. Кадыровой, Р. Гареева, И. Газиева, Ш. Хамади-нурова, В. Мустафина, Ф. Валиахметова, И. Диль-мухаметова, Р. Хабибуллина, Р. Фасхитдинова, М. Гайнитдинова, Ф. Кильдияровой, Г. Хамзина, Т. Узянбаевой. «Соловьем башкирской эстрады» называли Фариду Кудашеву, имевшую обширный концертный репертуар из авторских эстрадных, башкирских и татарских народных песен. В 1965 г. Магфира Галеева подготовила под руководством И. Яунзем программу «Песни народов мира». Эстрадные коллективы Наиля Галева (ВИА «Огни Уфы»), Бахти Гайсина стали основателями нового стиля башкирской музыкальной эстрады, связанной с современными интонациями, ритмикой и тембра-
ми. Создается специальная молодежная эстрадная бригада (1970 г., руководители И. Смаков, Ф. Гара-ев) с ВИА «Ирендык» (руководитель композитор А. Каримов). Систематический характер приняла работа режиссеров, балетмейстеров, концертмейстеров с эстрадными бригадами. Завоеванию городского зрителя способствовали театрализованные концерты «Весенние мелодии», «Осенние мелодии», «Вечер смеха» в постановке режиссера эстрады БГФ Ф. Иксанова.
Интернационализация и осовременивание наблюдалось в репертуаре АНТ. Ф. Гаскаровым были поставлены хореографические полотна «Влюбленные строители», «Доярки», «Друзья», «Косари», «Укротители» - хореографическая шутка из современной жизни животноводов, «У нас праздник» (из эпизодов современного сабантуя), «На переправе» -на тему гражданской войны с образом Чапаева, «Мы - шаймуратовцы» [16].
Расширилась кадровая база подготовки. Открываются музыкальные училища в Салавате (1961), Октябрьском, Давлеканово (1969), в г. Уча-лы (1972). В 70-е гг. во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства направлялись артисты оригинального жанра И. Кудашев, Ф. Рах-матуллин, артистка разговорного жанра З. Назыро-ва [17-18]. «Альма-матер» для эстрадных исполнителей, участников многих эстрадных творческих коллективов 70-90-х гг. стал Уфимский государственный институт искусств (УГИИ - 1968 г.). Изменению стилистической доминанты национальной эстрады способствовало творчество нового поколения башкирских композиторов, в основном выпускников класса композиции З. Исмагилова УГИИ, искавших точки соприкосновения фольклорной традиции с эстрадно-джазовой стилистикой (Р. Ха-санов, Р. Газизов, А. Каримов, Р. Зиганов, С. Низа-метдинов, Д. Хасаншин, Н. Даутов). В 1984 г. в УГИИ был произведен целевой набор из 15 человек для подготовки артистов разговорного жанра, ведущих, конферансье специально для филармонии [19]. В 1974 г. в Уфимском училище искусств (УУИ) было открыто эстрадное отделение по специальности «Музыкальное искусство эстрады». Его первые выпускники внесли джазовую струю в профессиональную национальную эстраду, создав в конце 1970-х гг. джаз-ансамбль «Дустар» (руководитель Марат Юлдыбаев), который приобрел всесоюзную известность, выступал с 1988 г. в штате БГФ (в эстрадной бригаде Радика Гареева), в своих композициях добился органичного сплава башкирской народной музыки и джаза.
В 70-е гг. завершала профессиональную концертную деятельность генерация артистов, пришедших в эстраду в 40-50-е гг. без специального образования и формировавшихся как исполнители в стихии народного музыкального быта (кураисты Р. Буляканов, М. Рахматуллин, Я. Вахитов, баянисты З. Садретдинов, А. Султанов, певец С. Абдул-
лин и др.). Фольклорная струя в традиционных формах все больше уходила в специализированные фольклорные коллективы. Так, созданный при БГФ в 1981 г. фольклорный ансамбль «Ядкар» («Память») пропагандировал редко исполняемые башкирские народные песни, танцы, обычаи в театрализованных программах («Песни народа - источник вдохновения», «Завещание» в постановке Ф. Иксанова). На концертную эстраду была вынесена старинная исполнительская традиция - представление слушателям историй легендарных башкирских песен, групповое исполнение произведений народного творчества-баитов [20]. Благодаря открытию класса курая по инициативе Г. Сулейманова в УУИ формируется новая плеяда профессиональных ку-раистов (А. Аиткулов, И. Ильбаков, Р. Гайзуллин, дипломанты Всероссийских конкурсов исполнителей на народных инструментах 80-х гг.), сочетавших игру на курае с узляу (горловым пением).
Таким образом, характерной чертой третьего этапа развития профессиональной башкирской эстрады является взаимодействие двух тенденций. Фольклорный аспект в башкирском сценическом эстрадном искусстве претерпевает существенные изменения в связи с ускорением урбанизации. Реакцией на последнее было стремление к сохранению, возрождению в художественной практике старинных пластов фольклора и традиционного исполнительского стиля. Одновременно происходит взаимопроникновение народной и эстрадной музыки, обогащение национальной эстрадной палитры современными ритмами и стилями. Эти черты (сочетание национальной специфики эстрадного искусства с линией к его «глобализации») в полной мере проявятся в эстрадно-культурном сегменте Башкортостана в 1990-е гг., как и в отечественной эстраде в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Русская советская эстрада.1917-1929. Очерки истории / Отв. ред. Е. Уварова. Т. 1. М.: Искусство, 1976. 406 с.
2. Кудоярова Л. К. Эстрадное искусство Башкирии Великой Отечественной войны в зеркале публикаций // Музыка военных лет: Мат-лы научной конференции, посвященной 50-летию Победы в Великой Отечественной войне 19411945 годов. Апрель 1995 г. Уфа, 1995. С. 21-23.
3. Кудоярова Л. К. Эстрадная музыка в Республике Башкортостан: некоторые тенденции и проблемы // Традиционное музыкальное искусство: история, современность и перспективы: Мат-лы международной НПК 14-15 декабря 2001 г. / Отв. ред.-сост. З. А Нургалин. Уфа, 2002. С. 54-56.
4. Очерки по культуре народов Башкортостана / Сост. В. Л. Бенин. Уфа: Китап, 1994. 160 с.
5. Очерки по истории башкирской музыки: В 2-х вып. Вып. 1 / Под ред. Е. К. Карповой, Т. С. Угрюмовой, Н. А. Елов-ской. Уфа: РИЦ УГИИ, 2001. 132 с.
6. Дмитриев Ю. А. Советская эстрада. Краткий очерк истории. М., 1968. 77 с.
7. ЦГАОО РБ. Ф. 122. Оп. 18. Д. 606. Л. 96.
8. ЦГАОО РБ. Ф. 122. Оп. 27. Д. 510. Л. 85, 101, 103.
9. ЦГИА РБ. Ф. Р-775. Оп. 2. Д. 35. Л. 203, 203 об.
10. ЦГИА РБ. Ф. Р-4133. Оп. 1. Д. 23. Л. 20.
11. Программа заключительного концерта декады башкирской литературы и искусства. 6 июня 1955 года // Ямило-ва О. Вокальное искусство Башкортостана в контексте истории национальной культуры. Уфа: УГАИ, 2003. С. 125-128.
12. Архив БГФ им. Х. Ахметова. Книга приказов №19. 15.08.1955 - 14.08.1956. Л. 15 об., 23 об.
13. Архив БГФ им. Х. Ахметова. Книга приказов №19. 15.08.1955 - 14.08.1956. Л. 115.
14. ЦГИА РБ. Ф. Р-1910. Оп. 2. Д. 52. Л. 20-25, 30-34.
15. ЦГИА РБ. Ф. Р-4133. Оп. 1. Д. 84. Л. 2-4.
16. ЦГИА РБ. Ф. Р-4133. Оп. 1. Д. 131. Л. 33, 34.
17. Архив БГФ им. Х. Ахметова. Книга приказов №3/46. 1974. Л. 51.
18. Архив БГФ им. Х. Ахметова. Книга приказов №3/48. 1976. Л. 92.
19. Архив БГФ им. Х. Ахметова. Ф. Р-4133. Оп. 1. Д. 305. Л. 14.
20. ЦГИА РБ. Ф. Р-4133. Оп. 1. Д. 412. Л. 128-129.
Поступила в редакцию 16.08.2013 г.