Научная статья на тему 'Основные этапы и направления обеспечения безопасности Российской Федерации'

Основные этапы и направления обеспечения безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
566
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FINANCIAL SECURITY / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT STAGES / НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ / THE DIRECTION OF SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондрат Е. Н.

В данной статье рассматриваются основные этапы и направления обеспечения безопасности Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main stages and directions of the security of the Russian Federation

The article discusses various aspects of the financial security of Russia, its socio-economic and legal framework, existing threats to the financial security of Russia in the modern world

Текст научной работы на тему «Основные этапы и направления обеспечения безопасности Российской Федерации»

Основные этапы и направления обеспечения

безопасности Российской Федерации

Кондрат Е.Н. *

The article discusses various aspects of the financial security of Russia, its socio-economic and legal framework, existing threats to the financial security of Russia in the modern world.

CJ 01

О

О

сч

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о m ф VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

Проблема финансовой безопасности хотя и привлекает внимание многих ученых, но находится на обочине науки. Однако надо отметить, что несмотря на полное отсутствие специальных трудов по заявленной теме, существует достаточно широкая методологическая база, на которую можно опереться. Следует выделить ряд отечественных и зарубежных экономистов, чьи труды посвященны вопросам развития систем экономической и финансовой безопасности. Среди них: Л.И. Абалкин, С.А. Асали-ева, КЛ. Астапов, Э. Аткинсон, С.А. Афон-цев, П.Я. Бакланов, Е.В. Балацкий, В.В. Бурцев, С.Ю. Глазьев, А.Н. Илларионов, Д. Ки-дуэлл, Г.В. Коржон, Г.М. Лонская, Г. Молл, Г. Моргентау, К. Мюрдох, А.Г. Немцов, Г.В. Новиков, Е.А. Олейников, Р. Петер-сон, А.А. Прохожев, Д. Риккардо, В.К. Сен-чагов, А.В. Третьяк, Г.Ю. Трофимов, Дж. Фергюссон, Г.Г. Фетисов, Е.Г. Ясин и др.

Как известно, в современном мире способность любого государства обеспечить свою безопасность зависит, прежде всего, от устойчивых и высоких темпов развития экономики, создающей необходимые предпосылки и условия как для ее независимости и суверенитета, так и для повышения уровня жизни населения.

Россия однозначно сделала свой выбор в пользу рыночной экономики. Однако путь демократических и рыночных реформ оказался нелегким.

В 90-е гг. XX столетия Россия представляла собой «лоскутную» территорию. В большинстве субъектов Федерации действовали законы, противоречащие Конституции России. Например, статус отдельных территорий определялся как «суверенное государство, ассоциированное с Российской Федерацией». Подводилась база под территориальные претензии одних субъектов Российской Федерации к другим.

Государственная власть была малоэффективна. Свидетельством тому стало ослабление всех государственных институтов и пренебрежение законом. Отечественные

СМИ нередко действовали в интересах отдельных корпоративных групп по их экономическому и политическому заказу.

Значительная часть экономики контролировалась олигархическими или откровенно криминальными структурами. В глубочайшем кризисе оказалось сельское хозяйство1.

Бюджет государства был опустошен и практически полностью зависел от внешних заимствований. И это, в конечном счете, привело к дефолту 1998 г., который обернулся разорением многих предприятий, ростом бедности и безработицы.

Инфляция съедала и без того невысокие доходы граждан России. В 1999 г. она составляла 36,5 %. На начало 1999 г. пришелся и пик задолженностей по заработным платам, пенсиям и пособиям (некоторые пособия не выплачивались совсем). На предприятиях задержки с выплатами зарплат достигали двух лет.

По отношению к 1991 г. реальные доходы граждан составляли лишь 40 %, пенсии — и того меньше. В результате почти треть населения имела доходы ниже прожиточного минимума, обесценились денежные накопления граждан2.

Что это значит? Это значит, что треть граждан обнищала. Тяжелое состояние дел в экономике и социальной сфере и, конечно, потеря многих ценностных ориентиров нанесли психологический удар обществу. Усилили социальные болезни, коррупцию, преступность. Обострился и демографический кризис. Рождаемость падала, смертность росла.

Богатая Россия превратилась в страну бедных людей. В этих условиях новое руководство государства начало формировать и реализовывать план вывода России из системного кризиса. И прежде всего приступили к наведению конституционного порядка, восстановлению элементарных социальных гарантий граждан и укреплению государственных институтов.

Ценой немалых усилий удалось предотвратить распад государства и остано-

Кандидат юридических наук.

вить войну на Северном Кавказе. Было восстановлено единое правовое пространство. Региональная правовая база приведена в соответствие с федеральным законодательством, которое в свою очередь получило серьезное развитие — включая систематизацию законодательства и принятие целого ряда кодексов.

Было проведено четкое разграничение полномочий Федерации, регионов и местного самоуправления — с одновременной передачей большей части функций в сфере социально-экономического развития на региональный и местный уровни, с определением их финансовой и материальной базы. По сути, произошла серьезная децентрализация властных полномочий 3.

После 2000 г. удалось избавить государство от порочной практики принятия государственных решений под давлением сырьевых и финансовых монополий, ме-диамагнатов, зарубежных политических кругов и оголтелых популистов, когда не только национальные интересы, но и элементарные потребности миллионов людей цинично игнорировались.

Наконец, Россия вернулась на мировую арену как сильное государство — государство, с которым считаются и которое может постоять за себя. За последние восемь лет накопленный объем иностранных инвестиций в российскую экономику вырос не на какие-то проценты — в 7 раз. В предыдущий период чистый отток капиталов ежегодно составлял 10—15—20, а то и 25 млрд долларов. А в 2007 г. отмечен рекордный абсолютный приток капитала в Россию — 82,3 млрд долларов4.

Капитализация фондового рынка по отношению к 1999 г. выросла в 22 раза. Наконец 1999 г. фондовый рынок составлял 60 млрд долларов, а в конце 2007 г. — 1 трлн 330 млрд долларов США.

Товарооборот России с зарубежными странами увеличился более чем в 5 раз. Ежегодно за границей бывает более 6 миллионов наших граждан.

Каждая из этих цифр иллюстрирует качественно новое состояние России как современного государства, открытого внешнему миру, в том числе для бизнеса и честной конкуренции.

Сегодня мы уже полностью восстановили и утраченный за 90-е гг. уровень социально-экономического развития. Реальные доходы граждан превысили дореформенные показатели. Устойчиво растет экономика.

Однако современное положение России, наряду с позитивным влиянием проводимых экономических реформ, характеризуется наличием широкого круга угроз и рисков, которые, если их своевременно не вскрывать и не предпринимать адекватных мер, могут создавать препятствия дальнейшему ускорению экономического роста государства.

Каковы эти угрозы и риски? В Государственной стратегии экономической безопасности РФ (Основные положения), одобренной Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 6085, наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, названы:

1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов:

> расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей;

> увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений — наркомании, организованной преступности, проституции и тому подобного;

> рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам;

> задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и так далее. 6

2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленна такими факторами, как:

> усиление топливно-сырьевой направленности экономики;

> отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;

> низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;

> свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;

сч

О!

О

о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

СЧ

Ol

О

О

сч

о о о

Q. С[ CQ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

s

I-

о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я <

S I

н

о ф

со

> снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;

> завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления;

> приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка;

> рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов. Важнейшими факторами этой угрозы являются:

> объективно существующие различия уровня социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей;

> нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России;

> увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как:

> рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;

> сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновение в различные властные структуры;

> ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и тор-

говли

7

Основными причинами, вызываю -щими возникновение указанных угроз, являются неустойчивость финансового положения предприятий, неблагоприятный инвестиционный климат, сохранение инфляционных процессов и другие проблемы, связанные с финансовой дестабилизацией в экономике8.

На пути решения этих проблем Россия успешно осуществила ряд глубокий преобразований в социально-экономической сфере9. В ходе этой деятельности можно выделить несколько этапов.

Первый этап, охвативший 90-е гг., был направлен на демонтаж старой социалистической системы, пережившей экономический, социально-политический и ценностный крах. К концу 1991 г. Россия оказалась государством, в котором практически отсутствовали институты, обеспечивающие устойчивое функционирование всех сфер политической, экономической и социально-культурной жизни страны. Были разрушены экономические институты, что проявлялось в масштабных рыночных дисбалансах (экономический спад, пустые прилавки магазинов, надвигавшаяся угроза голода и холода). Но еще большую опасность представляло то, что с фактическим, а затем и формальным распадом СССР в России рухнули институты государственной власти. Сохранение этой ситуации ставило под угрозу существование России как суверенного государства. Поэтому первейшей задачей было восстановление элементарных институтов, без которых не может функционировать ни одно государство, прежде всего, государственных, элементарных экономических механизмов, включая базовый — отношения собственности.

Прошедший через череду кризисов, тяжелейшим образом пережитых всем обществом, он позволил сформировать базовые институты рыночной экономики и демократии, обеспечить восстановление стабильности — макроэкономической и политической.

К концу 90-х гг. были решены следующие задачи:

> созданы основные политические институты (принятие Конституции РФ и упорядочение федеративных отношений);

> осуществлена макроэкономическая стабилизация, которая дала государству сравнительно устойчивую валюту и сбалансированный бюджет;

> проведена массовая приватизация, которая заложила основу перехода российской экономики на рыночные рельсы.

Создание и развитие института частной собственности стало одним из ключевых факторов, создавших базу для начала в последующие этапы бурного экономического роста10.

Второй этап в основном относится к 2000—2007 гг. Экономическое развитие России в этот период характеризовалось устойчивым динамичным ростом, опиравшимся на завершение переходного периода от плановой к рыночной экономике и перестройку экономических пропорций, совершенную валютно-финансо-вым кризисом 1998 г. Системный кризис июля—октября 1998 г. обесценил внутренний государственный долг и создал зонтик в виде значительной девальвации курса рубля и снижения стоимости основных факторов производства — труда и энергии. Это привело к резкому сжатию импорта и расчистило поле для восстановительного роста, связанного с импорто-замещением и ростом инвестиций, преодолением кризиса неплатежей и повышением монетизации экономики11.

В результате в первом десятилетии XXI в. развитие национального хозяйства России характеризовалось более высокими темпами роста как по сравнению с экономически развитыми странами мира, так и по сравнению с большинством стран с сопоставимым уровнем благосостояния. В 2000—2007 гг. среднегодовые темпы роста России составили 7,0 % против 4,0 % мира в целом, 2,5 % — США, 2,0 % — Еврозоны, 1,7 % — Японии, 3,3 % — Бразилии, хотя уступали Китаю — 9,9 %. Устойчивый экономический рост повысил долю российского хозяйства в глобальной экономике с 2,2% до 2,9% 12.

В то же время по некоторым крайне важным направлениям реформирования по ряду причин прогресс достигнут не был. На протяжении всех этапов формирование рыночного законодательства сопровождалось недостатками его применения, связанное с отсутствием эффективной системы государственного управления.

Сложившееся положение в сфере инновационной деятельности сдерживает становление России как государства стабильно и динамично развивающегося.

По-прежнему сохраняется деформиро-ванность структуры российской экономики, выражающаяся в ее топливно-сырьевой направленности. Сильна зависимость развития экономики от экспорта энергоносителей. Недостаточно развиты наукоемкие и высокотехнологичные производства.

На фоне ускоряющегося технологического прогресса ведущих стран мира Россия, в случае сохранения этих тенденций, может столкнуться с угрозой оказаться на периферии мирового развития со статусом преимущественно сырьевого донора.

Комплексного рассмотрения требуют сохраняющиеся в стране острые социальные проблемы, масштабы коррупции, уровень теневой экономики и криминализации в ряде отраслей национальной экономики.

Третий этап финансово-экономического развития России связан с мировым экономическим кризисом. Он начался во второй половине 2008 . После десяти лет динамичного экономического роста Россия сталкивается в настоящее время с серьезнейшими экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис приводит к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения. Его воздействие на Россию имеет свою специфику. Это связано с накопленными деформациями структуры экономики, высокой зависимостью от экспорта природных ресурсов, слабой конкурентоспособностью несырьевых секторов экономики, неразвитостью ряда рыночных институтов, включая финансовые 13.

С сентября 2008 г., когда мировой экономический кризис начал оказывать серьезное воздействие на российскую экономику, Правительство Российской Федерации и Банк России приступили к осуществлению антикризисных мер. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Д.А. Медведева в ноябре 2008 г. утвержден план действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. Он включает оперативные меры, призванные защитить граждан и экономику государства от кризисного шока, сохранить жизнеспособность российской финансовой системы. В настоящее время реализация этого плана в основном завершена. Принятые антикризисные меры позволили не допустить разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функционирования экономики. В сегодняшних условиях это позволяет сосредоточиться как на решении текущих антикризисных задач, так и на создании основ для устойчивого социально-экономического развития государства в посткризисный период14.

В то же время, положительные тенденции пока носят неустойчивый харак-

сч

О!

О

о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

СЧ

Ol

О

О

сч

о о о

Q. С[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 ф d

я <

S I

н

о ф

со

тер. Экономический рост и увеличение объема промышленного производства в одних секторах сочетается с падением в других. Продолжается стагнация основных локомотивов устойчивого роста инвестиционной и кредитной активности.

В экономике продолжают доминировать факторы, обусловившие быстроту и глубину спада: зависимость от конъюнктуры мировых цен на товары сырьевого экспорта, низкий внутренний спрос и неспособность российской промышленности его обеспечить, слабая финансовая система и отсутствие в экономике «длинных» денег. Антикризисная политика Правительства Российской Федерации на первом этапе (конец 2008—2009 гг.), несмотря на наличие модернизационной составляющей, в большей степени была направлена на смягчение последствий воздействия кризиса на граждан и экономику, на предотвращение безвозвратных потерь промышленного и технологического потенциала.

Это значит, что продолжение восстановительного роста в сложившейся экономической парадигме:

> во-первых, будет неустойчивым, поскольку внутренние риски российской экономики в краткосрочном периоде не устранены;

> во-вторых, будет более медленным, поскольку будет жестко «завязано» на восстановление мировой экономики;

> в-третьих, будет воспроизводить ту модель экономики, уход от которой был обозначен в качестве главного приоритета докризисной повестки дня Правительства Российской Федерации.

Такой путь не обеспечивает модернизации экономики, достижения целей и задач долгосрочного развития, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., а также в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г. 15

Таким образом, необходима корректировка политики в плане смещения акцента с мер, нацеленных на антикризисную поддержку отраслей, предприятий и населения, на меры, ориентированные на формирование нового промышленного потенциала, модернизацию, инновации, повышение качества человеческого капитала. Такое смещение акцентов должно позволить на горизонте в 2—3 г. компен-

сировать накопленное за 2009 г. отставание от «графика» модернизационной повестки дня, сформулированной в Концепции.

Смещение акцентов, однако, не означает прекращения реализации собственно антикризисных мер — в течение всего 2010 г. принятые Правительством Российской Федерации решения будут реа-лизовываться. Более того, поддержка оживления экономики, обеспечение устойчивости наметившегося экономического роста в краткосрочном периоде являются важнейшим приоритетом. При необходимости будут приниматься новые меры в рамках выделенного в федеральном бюджете антикризисного резерва в размере 195 млрд рублей. Особое внимание будет уделяться и вопросам безработицы, социальной поддержки населения, пенсионного обеспечения, решению проблем моногородов.

Анализ реализации антикризисной программы демонстрирует, что по многим направлениям был создан серьезный задел в виде нормативно-правовой базы, установившей новые принципы функционирования соответствующих сфер экономики. Однако контроль за созданием необходимой нормативно-правовой базы сочетается с неэффективной правоприменительной практикой в реформируемых сферах.

Кроме того, экономическая политика, ориентированная на осуществление постиндустриального рывка, должна учитывать ряд принципиально важных условий, характерных для современного экономического роста.

Первое. Необходимо достичь не просто высоких темпов экономического роста, но такого роста, который обеспечивал бы прогрессивные структурные сдвиги в российской экономике. Среднесрочная программа предполагает выработку инструментов экономического роста, удовлетворяющего следующим четырем критериям:

1) осуществляется высокими темпами, обеспечивая удвоение ВВП за 10 лет;

2) сопровождается прогрессивными структурными сдвигами (то есть обеспечивает диверсификацию) и повышает конкурентоспособность государства;

3) демонстрирует высокие темпы в среднесрочной и долгосрочной перспективе, то есть является устойчивым;

4) обеспечивает сближение по уровню экономического развития с наиболее

развитыми странами (то есть темп роста является более высоким, чем среднемировой или чем темп роста в наиболее развитых странах) 16. Второе. Современные экономические проблемы России не могут быть разрешены при помощи чисто экономических инструментов и институтов. Ключевое значение для решения экономических проблем имеют реформы, выходящие за рамки экономической сферы. Реальным «узким местом» является система правоприменения, прежде всего, судебная и правоохранительная системы. Страна подошла к такой фазе, когда дальнейшее экономическое развитие в значительной мере будет предопределяться состоянием институтов государственной власти. Устойчивое функционирование экономики невозможно без эффективного госаппарата, справедливого суда, достойной правоохранительной системы.

Третье. Абсолютным приоритетом являются реформы секторов, связанных с развитием человеческого потенциала, прежде всего образования и здравоохранения. В этом состоит очевидное требование постиндустриальной эпохи. Главное конкурентное преимущество современной высокоразвитой страны связано с человеческой личностью и теми факторами, которые непосредственно связаны с жизнедеятельностью человека. К таковым относятся состояние сфер образования, здравоохранения, жилье. В этих секторах находится ключ к обеспечению высокого и устойчивого экономического роста в средне- и долгосрочной перспективе за счет повышения качества человеческого капитала, являющегося основным фактором развития на современном этапе.

Четвертое. Осуществление любых мероприятий экономической политики не должно подрывать достигнутый уровень макроэкономической стабильности. Денежная и финансовая стабилизация является важнейшим достижением последнего десятилетия, важнейшим выгодным отличием России от многих других переходных экономик и важнейшим фактором формирования благоприятного инвестиционного климата. Главными факторами обеспечения макроэкономической стабильности в настоящее время являются приверженность Правительства Российской Федерации сбалансированной бюджетной политике, сохранение режима плавающего валютного курса и значительные золотовалютные резервы, пос-

ледовательное снижение инфляции, а также наличие Стабилизационного фонда Российской Федерации17.

Пятое. Ключевое значение в решении стоящих перед государством задач имеет состояние ее социально-экономических институтов. Коренное совершенствование институциональной системы становится реальным способом достижения целей, которые ставит перед собой Правительство Российской Федерации. Поэтому именно созданию новой институциональной структуры уделяется в настоящей Программе первостепенное внимание. Институциональные приоритеты, или создание четких и понятных «правил игры» для всех участников социально-экономической жизни, является общей базой для достижения целей социально-экономического развития18.

Созданные или только формируемые институты должны строиться таким образом, чтобы повышать в российском обществе уровень доверия всех субъектов экономической и политической жизни друг к другу. Ключевая роль здесь принадлежит государству. Предлагаемые им «правила игры», принимаемые властью решения должны быть предсказуемыми и понятными субъектам хозяйственной жизни, соответствовать букве и духу демократической Конституции. Доверие — важнейшее условие обеспечения конкурентоспособности современной экономики, поскольку является ключевым фактором снижения трансакционных издержек, оказывающих негативное влияние на конкурентоспособность российского бизнеса.

На предыдущих этапах, формируя базовые предпосылки современной рыночной экономики, можно было опираться на достижения других стран, а также учитывать их провалы, чтобы не повторять чужих ошибок. Это касалось проблем денежной и бюджетной стабилизации, осуществления мер по дерегулированию, по отработке гражданского и банковского законодательства и др. Хотя даже тогда по целому ряду проблем мы уже должны были искать свои собственные решения, которые оказывались весьма эффективными (например, в области налогового законодательства).

Теперь ситуация становится гораздо более сложной. По таким важнейшим вопросам, от которых зависит будущее России, как развитие человеческого потенциала, необходимо вырабатывать пре-

сч

О!

О

О

сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

СЧ

Ol

О

О

сч

о о о

Q. С[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я <

ü S I

н

о ф

со

имущественно собственные, оригинальные подходы к решению стоящих перед страной проблем. Прежде всего это относится к развитию систем здравоохранения, образования, пенсионной системы, социальной помощи, а также к проблемам, порождаемым современной демографической ситуацией. Существующие в мире системы инвестиций в человека, прежде всего системы здравоохранения и образования, сложились в принципиально других социально-экономических условиях (в условиях растущего индустриального общества) и плохо подходят к ответу на вызовы постиндустриальной эпохи. В решении этих проблем Россия находится на переднем рубеже, поскольку кризис социального сектора проявляется здесь в наиболее явной форме и поиск ответов на эти вызовы приходится искать при минимальных возможностях учета успешного опыта других стран.

Крайне важным при этом является не преувеличивать прогностические возможности государства. Опыт стран и корпораций, которым удавалось совершить рывок в современном постиндустриальном мире, свидетельствует о том, что главным в их успехе было обеспечение государством эффективного правоприменения и активная политика по развитию человеческого потенциала. Попытка же административного формирования отраслевых приоритетов ограничивает возможности творческого поиска фирмами

новых, наиболее эффективных и перспективных направлений вложения капитала. Жесткое формирование системы отраслевых приоритетов всегда опирается на уже существующие представления о тенденциях социально-экономического развития, то есть исходит из прошлого опыта, а не ориентируется на будущее.

В то же время, экономическая политика государства на настоящем этапе развития должна включать в себя ряд мер, связанных с прямым регулированием или же непосредственным предоставлением отдельных услуг. Это касается:

> регулирования деятельности субъектов естественных монополий;

> предоставления социальных услуг, рынок которых отсутствует, но имеющих большие положительные внешние эффекты;

> создания и поддержания объектов инфраструктуры.

Развитие отдельных секторов экономики, вклад которых в создание добавленной стоимости в настоящее время составляет значительную долю, требует проведения осмысленной долгосрочной политики. В этой связи, часть настоящей программы посвящена стратегиям развития, разработанным с учетом общего контекста социально-экономической политики государства в среднесрочном периоде, нацеленным на разрешение проблемы структурных ограничений экономического роста государства.

Литература и примечания

1. Путин В.В. Выступление на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 г.» 8 февраля 2008 г. // [Электронный ресурс]: http://archive.kremlin.ru/text/appears/2008/ 02/159528.shtml.

2. Там же.

3. Там же.

4. Там же.

5. Государственная стратегия экономической безопасности РФ (Основные положения), одобренная Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 // [Электронный ресурс]: http://www.scrf.gov.ru/ Documents/Decree/1996/608.html.

6. Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Там же.

8. Там же.

9. [Электронный ресурс]: http://www.economy.gov.ru/wps/portal/!ut/p/_s.7.

10. Там же.

11. Основные параметры прогноза социально — экономического развития Российской Федерации на период до 2020—2030 гг. // [Электронный ресурс]: http: //www.economy.gov.ru /minec/press/.

12. Там же.

13. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 г. // [Электронный ресурс]: http: //www.economy.gov.ru/minec/activity /sections /strategic Planning/crisis/doc1248429993174.

14. Там же.

15. Там же.

16. [Электронный ресурс]: http://www.economy.gov.ru/wps/portal/!ut/p/_s.7_0_A/7.

17. Там же.

18. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.