Экономическая безопасность
в условиях кризиса
Городецкий А.Е.
In article feature of a present stage of functioning of system of maintenance of economic safety is considered. According to a package of documents on strategy of development of the country till 2020, including new Strategy of national safety of the Russian Federation till 2020, a long-term objective becomes upgrade of the Russian economy, transition to innovative trajectories of development.
1. О результатах реализации первого пакета антикризисных мер
Особенностью нынешнего этапа функционирования системы обеспечения экономической безопасности является то, что. согласно пакету документов по стратегии развития страны до 2020 г., включая новую Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., долгосрочной целью становится модернизация российской экономики, переход на инновационные траектории развития. Глобальный экономический кризис в этом смысле не просто связан со спадом производства и ростом безработицы, обвалом финансовых рынков, фундаментальным кризисом всей современной международной валютной системы. Эти процессы создают чрезвычайно опасные угрозы модернизационным целям и приоритетам. Их недостижение грозит превратить сегодняшнее научное, технологическое, экономическое и социальное отставание России от высокоразвитых стран Запада в необратимое. Последнее станет цивилизационной и государственной катастрофой. Именно в силу этого антикризисная стратегия, система антикризисных мер становится на данном отрезке времени центральной проблемой обеспечения экономической безопасности страны.
Принятие и проведение в октябре-декабре 2008 г. первого пакета антикризисных мер позволило в оперативном порядке мобилизовать и направить на поддержку банковского и промышленого секторов экономики значительные средства из бюджета, стабилизационного фонда и золото-валютных резервов страны. Это позволило решить наиболее острые проблемы кризиса ликвидности, выплаты корпоративных долгов и предотвращения возможного дефолта за счет
проведения политики мягкой девальвации рубля.
Вместе с тем, говорить о серьезном продвижении в преодолении кризисных явлений пока оснований нет. По данным Росстата, в 2009 г. ВВП снизился на 7,9 %, промышленное производство — на 10,8 %, в том числе в сфере «Обрабатывающего производства» — на 13,9%; в сфере «Строительства» — 16,4%. Уровень инфляции составил 11,7 % при чувствительном падении реальной заработной платы. Уровень безработицы по методологии подсчетов МОТ в 2009 г. составил 8,4%. На 40,1 % упал внешнеторговый оборот.
Кредитный голод в реальном секторе экономики, значительный отток капиталов за рубеж, который прошел по каналам банковской системы и валютного рынка показали, что спорными были не только принятые Минфином и Центробанком меры по повышению ставки рефинансирования, производных процентных ставок. Ошибочным было, на наш взгляд, также решение проводить огромные суммы антикризисных кредитов через слабую, не сложившуюся в качестве национального института, не приспособленную к выполнению серьезных кредитных и инвестиционных функций, в высокой степени коррумпированную и криминализованную отечественную банковскую систему.
Сложности с изъятием и привлечением средств суверенных фондов и золотовалютных резервов, размещенных в государственных долговых обязательствах Казначейства США, также говорят о фундаментальных ошибках докризисной монетарной политики, которая, вместо проведения активной промышленной политики, финансирования развития национальных финансовых институтов и инфраструктуры финансовых рынков, пре-
Заместитель начальника АЭБ МВД России по научной работе, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации.
Ю
OI
Z
О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
я *
<
*
S I
н
о ф
со
Ю
Ol
Z
О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о
ш у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л *
<
S I
н
о ф
со
вратила государство в рантье, капиталы которого, с высокой степенью вероятности, могут сгореть в топке экономического кризиса в США, глубокого и продолжительного глобального кризиса.
Устойчиво негативная динамика важнейших показателей экономического развития дополняется рядом авторитетных экспертных оценок, которые говорят о недостаточной эффективности предпринятых антикризисных мер. Так, в начале 2009 г. Всемирный банк существенно пересмотрел в сторону ухудшения основные макроэкономические показатели не только исходя из возможных мировых тенденций, но и с учетом негативной оценки масштабов и эффективности помощи, оказанной реальному сектору. Сходный характер имеют оценки известной аудиторской фирмы «ФБК», представленные в докладе «Индекс антикризисной эффективности»: помесячный анализ динамики этого индекса применительно к выборке из восьми стран показал, что, начиная с октября 2008 по январь 2009 гг., Россия (вместе с Украиной) устойчиво занимала одно из двух последних мест в выборке.
Одной из тревожных тенденций в этой связи является то, что по мере ухудшения экономического положения и все более проявляющейся неэффективности антикризисной политики, Россия теряет свои позиции в группе наиболее развитых зарубежных стран. Так, имеются сведения о том, что вопросы о будущей финансовой архитектуре мира, реформах мировой валютной и финансовой систем страны Запада намерены решать в прежнем формате G-7, т.е. без России. Россия резко сдала свои позиции в составе БРИК: падение ВВП не затронуло Индию (рост +6,8 %), и Китай (рост +8,7 %); незначительный спад (-1,5 %) имел место в Бразилии.
Общий вывод заключается в том, что меры оперативного регулирования, ослабив самые острые и опасные тенденции кризиса, вскрыли, в том числе, ограниченность и недостаточность финансово-кредитного и селективного посектораль-но-отраслевого подхода к применению антикризисных мер. Относительные неудачи первого этапа антикризисного регулирования по большому счету не были до конца преодолены и в рамках второго пакета мер в ходе реализации Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации (ПАМП РФ) на 2009 г.
2. О сценариях реализации Программы
антикризисных мер Правительства Российской Федерации в 2009 г.
Необходимо отметить, что концептуальные основы ПАМП РФ содержали серьезный идеологический сдвиг. Он заключается в том, что признается (хотя и с ритуальными оговорками) возрастание роли государства. В системе приоритетов безоговорочно удерживается модернизацион-ная перспектива, сохраняются публичные обязательства государства перед населением, признано, наконец, что национальная экономика должна опираться на мощную национальную финансовую систему. Предусмотрена многосторонняя государственная финансово-экономическая и кредитная поддержка реального сектора, в том числе, по снижению налоговой нагрузки. Многое в предложенной обществу Программе говорит о том, что Президент РФ и Правительство РФ берут на вооружение модель «развивающего государства», которое принимает на себя значительную долю исторической ответственности по выводу страны из глобального цивилизационного и экономического кризиса, за адекватный ответ на глобальные вызовы развития.
Вместе с тем, этот поворот осуществляется не вполне последовательно. Значительная часть антикризисных ресурсов (порядка 60 %) по-прежнему предназначена банковской системе без серьезных институциональных гарантий, что эти деньги, как и прежде, не осядут в самой банковской системе, не продолжат перекачиваться на счета зарубежных финансовых институтов, не подвергнутся попыткам криминально-коррупционного освоения, что, собственно, и имело место в истекшем году. Так, по данным ДЭБ МВД России, комплекс дополнительных мер государственного контроля за выделением и расходованием бюджетных средств позволил выявить на 86,3 % больше преступлений, связанных с незаконным получением государственного кредита или его использованием не по прямому назначению. Ущерб от оконченных производством уголовных дел составил 2,5 млрд руб. В ходе расследования обеспечено возмещение ущерба в размере около 3 млрд руб.
ПАМП РФ выполнялась в условиях определенной «разноголосицы» мнений в экспертном сообществе и даже в самом Правительстве РФ в отношении возможной продолжительности кризиса, необхо-
димости выбора тех или иных мер, прогнозных оценок важнейших макроэкономических показателей.
Оценки Правительства РФ расходились и с уточненными прогнозными данными Всемирного банка о перспективах кризиса, достаточности и результативности принятых Правительством РФ мер. Между тем и характер оценок, и состав рекомендуемых этим авторитетным международным институтом мер (например, увеличение финансовой поддержки непосредственно реальному сектору, на преодоление узких мест в инфраструктуре; на совершенствование государственного управления и борьбу с коррупцией, поощрение конкуренции и др.) заслуживали, по крайней мере, внимания и серьезной экспертизы.
Достаточно спорную позицию занял и Минфин России. Оказались без внимания предложения по снижению налогового бремени, проводилась весьма проблематичная в условиях глобального кризиса государственная долговая политика на мировых финансовых рынках, делались дезориентирующие бизнес и прогнозы оценки о сроках продолжительности кризиса до 50 (!) лет. Только после личного указания Председателя Правительства РФ В.В. Путина Центробанк снизил (да и то незначительно) ставку рефинансирования.
В этих условиях, очевидно, что, помимо политической ответственности, качества, эффективности и элементарной исполнительской дисциплины в системе государственного управления, на успех в деле осуществления ПАМП РФ будет влиять создание и функционирование устойчивых политико-правовых институтов, обеспечивающих надзор и контроль за реализацией антикризисной политики и стратегических модернизационных приоритетов.
1. О реальных тенденциях социально-экономического положения населения и угрозах политической дестабилизации в условиях кризиса Реальность оценок глубины кризиса и его социально-экономических последствий играет важную роль с точки зрения обеспечения эффективности антикризисных мер и сохранения социально-политической стабильности в обществе. Сегодня уже стало фактом, что многочисленные, в той или иной мере оптимистические сценарии развития кризиса и выхода из него, оказались далекими от действительности. Кризис был
вызван не только внешними причинами и не сводится к обычным рыночным корректировкам; он вышел за рамки обычной двухквартальной рецессии и растянулся на достаточно продолжительные сроки.
Меры оперативного регулирования, предпринимаемые властью, сняли остроту напряженности с ликвидностью у банков и предприятий реального сектора. Но, во-первых, они не снимают фундаментальных причин кризиса, как глобального, так и внутрироссийского. Во-вторых, стабилизационно-резервные средства Минфина России и Центробанка России, применяемые для поддержки бизнеса и населения небезграничны и уже не будут воспроизводится в тех же масштабах, как в условиях сверхвысоких нефтегазовых цен. И, наконец, в-третьих, меры по стимулированию деловой активности не имеют под собой основы в виде научно обоснованной, политически обеспеченной и воспринятой обществом антикризисной стратегии (наподобие «Нового курса» Ф.Д. Рузвельта; «Плана А. Маршалла» для восстановления послевоенной Европы в прошлом, системной антикризисной стратегии Н. Назарбаева в Казахстане — сегодня), носят достаточно противоречивый характер. Они пока не дают ожидаемого результата или, как это было в Приморье, во Владивостоке, Калининградской области имеют противоположный результат, связанный с признаками социальной дестабилизации.
Социальными последствиями кризиса являются ухудшение социально-экономического положения населения, причем практически всех социальных групп, не исключая и класс собственников и финансистов, менеджеров малого, среднего и даже крупного корпоративного бизнеса; так называемый «средний класс», включая государственных служащих, в том числе. В отношении последнего, как это часто случалось в прошлом, ни у политической власти, ни у «четвертой власти» (СМИ), ни у экспертно-аналитиче-ского сообщества не находится ни внятной и финансово-экономически обеспеченной, (включая организационные и правовые механизмы реализации) программы государственной поддержки, ни даже человеческого сочувствия. Те, кого в период относительного процветания в условиях высокой конъюнктуры именовали растущим средним классом, сегодня именуют «офисным планктоном».
ю 01
г •
о
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
Ю
Ol
Z
О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
S I
н
о ф
со
Безработица и инфляция в прогнозном периоде, если смотреть на вещи реалистически, с высокой степенью вероятности будут расти. Особо чувствительно затронут класс наёмных работников в промышленности, агропромышленной сфере, строительстве, торговле, в особенности в так называемых моногородах, малых городах России.
Так же бессистемно, как это было в период нерегулируемой (и нелегальной) иммиграции в годы подъема, происходит выталкивание трудовых мигрантов из производства, как правило, без соответствующих компенсаций и социальных гарантий, помощи в возвращении на родину.
Нарастание социальных противоречий объективно и неизбежно чревато угрозой обострения криминальной обстановки в стране, общего ухудшения общественной безопасности. В 2009 г. в целом удалось удержать криминогенную обстановку и даже закрепить тенденции прошлых лет к снижению количества преступлений, хотя по преступлениям экономической направленности, совершенным организованными преступными группами или сообществами, наблюдался определенный рост.
Общее же количество раскрытых преступных посягательств, совершенных организованными группами в 2009 г., составило 5578. При этом основная их часть — 5013 или 89,9 % — относятся к преступлениям экономической направленности.
Появились и относительно новые виды преступлений — разбойные нападения на перевозчиков денежных средств и хищения имущества из автомашин граждан, которые совершают так называемые бор-сеточники. Также продолжают совершаться вымогательства, торговля наркотиками и оружием, квалифицированные квартирные кражи, кражи и угоны автотранспорта.
Квалифицированные грабежи и нападения, совершаемые на инкассаторов и на частных граждан — после осуществления кредитно-финансовых операций в банках и пунктах обмена валюты — связаны с общей экономической ситуацией в стране. Появлению и распространению подобных преступлений в значительной степени способствовали нарушения законодательства, допускаемые в кредитно-финансовой деятельности предприятий, организаций и частных предпринимателей, связанные с уклонением от налогообложения и осуществлением операций
по обмену крупных денежных сумм, так называемого «черного нала».
Развитие событий по негативному сценарию в экономике может спровоцировать активизацию криминальных угроз как национальной, так и экономической безопасности.
3. О необходимости долгосрочной социальной программы реализации конституционных норм о социальной ответственности государства и разработки посткризисной социальной политики
Система антикризисных мер (АКМ), разработанная и проводимая Правительством РФ, носит чрезвычайный характер. Она не может, да и не должна заменить собой регулярную социальную политику, которая, сохраняя преемственность с государственными социальными программами и приоритетными национальными проектами 2000-х гг., должна будет последовательно реализовывать идеи и нормы социального государства, заложенные в Конституции РФ, формировать социально-экономические основы, мотивы и стимулы для модернизационно-иннова-ционного рывка, предусмотренного Стратегией и Концепцией — 2020.
Кризис не должен заслонять того факта, что предшествующая ему социальная политика имела глубоко противоречивый характер и еще до его наступления сформировала значительный потенциал угроз социальной безопасности, конфликтов интересов, возникновения политической нестабильности.
Главные выгоды периода высокой конъюнктуры восстановительного роста получили государство и корпорации. Определенный рост реальной заработной платы за последние годы заметно отставал от увеличения ВВП, корпоративных прибылей. Расходы корпораций на оплату труда наемных работников относительно получаемой прибыли уменьшаются, а прибыль на рубль оплаты труда возрастает. Рост чистой прибыли в экономике опережал рост номинальной зарплаты в 1,3 раза. При этом свыше 2/3 чистой прибыли использовались в качестве доходов (а не инвестиций) собственников и менеджеров. Это ещё более усилило степень дифференциации доходов народном хозяйстве.
Рост заработной платы шел в значительной мере за счет высокооплачиваемых работников. Разрыв в темпах роста
по наиболее низким и наиболее высоким зарплатам составил более 20 раз.
Не находится средств для существенного повышения оплаты труда и проведения институциональных реформ в социальной сфере. Низкая оплата труда является фактором деградации рабочей силы, разрушает систему мотиваций для улучшения качества труда и профессионального роста.
Реальная заработная плата, несмотря на её рост к 2007 г., не вышла на дореформенный уровень 1990 г.
В связи с резким сокращением в ходе монетизации льгот объема бесплатных и дотируемых услуг, резко возросла воспроизводственная нагрузка на зарплату (расходы на ЖКХ, образование, культуру, здравоохранение и отдых).
Покупательная способность среднемесячной зарплаты и доходов к середине 2000-х гг. по большинству продуктов так и не смогла достичь уровня 1990 г.
Происходит снижение доли валовых доходов домашних хозяйств в ВВП за счет снижения доли оплаты труда, неблагоприятного соотношения между передаваемыми государству трансфертами (налогами и др.) и получаемыми от него в виде социальных выплат.
Продолжает сохраняться беспрецедентное избыточное социальное неравенство, фиксируемое по всем используемым для этих измерений показателям (коэффициент «Джини»; коэффициент фондов; децильный коэффициент). Велика межотраслевая дифференциация заработков, которая абсолютно не соответствует соотношениям в трудовых издержках.
Коэффициент замещения пенсиями утрачиваемого заработка составляет в среднем 25 % при рекомендуемом МОТ (в принятой ей Конвенцией № 102 от 1952 г.) не менее 40%.
Все эти годы шло перераспределение финансирования социальных функций от федеральных органов государственного управления на региональный и местный уровень.
Этапным шагом по перераспределению государственной ответственности за социальную сферу стало принятие Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по которому на местный уровень передавались такие важнейшие вопросы, как:
> обеспечение малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями;
> организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения; организация охраны общественного порядка;
> организация оказания медицинской помощи;
> организация предоставления начального, основного, среднего общего образования;
> опека и попечительство. Одновременно с делегированием указанных социальных функций значительно сократилась экономическая основа местного самоуправления, в частности, перечень местных налогов уменьшился с 5 видов (земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение, местные лицензионные сборы) до двух (земельный налог, налог на имущество физических лиц), а основное финансирование отныне напрямую зависит от благосклонности и бюджетной обеспеченности региональных бюджетов.
В результате расходы муниципальных образований на сегодняшний день в среднем в 2 раза превышают их доходы. Лишь 2 % муниципальных образований, по официальным (а значит, избыточно оптимистичным) данным Счетной палаты РФ могут считаться самодостаточными.
В 2004 г. была заменена действовавшая многие десятилетия система социальных льгот ежемесячными денежными выплатами. Новый порядок финансирования социальной сферы был закреплен в Федеральном законе от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, который получил неформальное название «закон о монетизации льгот». Передача социальных функций от федеральных органов власти в регионы сопровождалась снижением финансовой обеспеченности региональных и местных бюджетов.
Так, с 2005 г. из региональных бюджетов в федеральный дополнительно направлялась часть налога на прибыль, весь сбор за пользование водными ресурсами, доля федерального бюджета в налоге на добычу полезных ископаемых увеличилась с 80% до 95%. Изменения коснулись распределения НДС, налога на доходы физических лиц, других налогов и акцизов. Построение финансовой вертикали власти шло параллельно со снижением уровня социального обеспечения населения.
ю 01
г •
о
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
Ю
Ol
Z
О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л *
<
S I
н
о ф
со
Тревогу вызывает то, что система антикризисных мер в целом продолжает эти социальные тенденции: основными субъектами государственной поддержки в условиях кризиса реально становятся избранные банки и корпорации, отрасли промышленности. Социальная поддержка и помощь населению пока лишь декларируется, что усугубляется явным замалчиванием степени глубины социального кризиса, реальных величин показателей безработицы и падения жизненного уровня людей.
Накопленные диспропорции в социально-экономическом положении людей умножают опасности социальной дестабилизации в условиях кризиса, они консервируют кризисную ситуацию и тормозят выход из экономического кризиса. Сохранение докризисной социальной политики и после выхода из кризиса неизбежно скажется на взаимоотношениях политической власти и общества, социальных предпосылках и условиях реализации объявленных Президентом РФ, главой Правительства РФ модернизаци-онно-инновационных приоритетах развития страны. Поэтому радикальный поворот в области социальной стратегии, долгосрочной и текущей социальной политике есть категорический императив и один из главных социально-экономических приоритетов развития страны и на этапе преодоления кризиса и в период послекризисного развития в соответствии с принятыми концептуальныи и стратегическими политическими документами.
4. Об особенностях криминогенной ситуации и роли правоохранительных институтов в реализации антикризисной программы
Огромные масштабы финансовых ресурсов для антикризисных целей с одной стороны и отсутствие специальных контрольных и надзорных механизмов с другой стороны, обусловливают высокую вероятность ухудшения криминогенной обстановки, увеличение числа экономических, в том числе, финансовых преступлений. Резко возрастают угрозы налоговых преступлений; нецелевое расходование бюджетных средств; бегство нелегальных капиталов за рубеж; легализация «грязных денег»; невозврат кредитов.
Имеющиеся данные ФНС России подтверждают, что собираемость налогов ухудшилась. Сократилась собираемость налогов и сборов в консолидированный
бюджет РФ. Наиболее существенно сократились сборы налогов на прибыль организаций; налоги, сборы и платежи за пользование природными ресурсами. Значительный недобор этих налогов дает дополнительные аргументы тем, кто выступает против серьезных реформ НДС и ЕСН, налогов и рентных платежей в ТЭК.
Безусловно, новое дыхание обретает коррупция и связанные с ней виды преступности экономической направленности. Можно ожидать активизации в деятельности организованных преступных групп и сообществ в сфере преступности экономической направленности.
Увеличение числа экономических преступлений в условиях кризиса вполне можно было бы предсказать, определив соответствующие ориентиры для служб экономической безопасности, налогового и финансового контроля. Но в должной мере этого сделано не было, что и предопределило характер динамики статистических показателей по ряду перечисленных преступлений в экономике.
Одновременно возникают новые разновидности и схемы совершения экономических преступлений. Так, коммерческие банки, получающие значительные ресурсы для поддержки предприятий реального сектора экономики, в условиях кризиса создают разнообразные схемы их использования для окончательного удушения предприятий, испытывающих кризис ликвидности и покупки-перепродажи их активов по сути за бесценок.
Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о серьезных упущениях в области криминогенного анализа и прогноза, необходимости формирования современного и эффективного института криминологического прогнозирования, способного формировать сценарии и прогнозы не только в условиях эволюционного развития, но и с учетом его цикличности. Происходящий кризис создает хорошие возможности для внесения необходимых изменений и улучшений в механизмы противодействия экономической преступности.
Об угрозах нецелевого использования финансовых средств, направляемых на преодоление кризиса ликвидности в банках,
на рынке ценных бумаг и в отраслях промышленности.
Предоставление государством финансовых средств на условиях кредита в ходе кризиса носит оперативный харак-
тер и призвано снять остроту происходящего кризиса до принятия долговременных мер в области антикризисного регулирования. Оперативность реакции государства на кризис, безусловно, положительно сказалась на экономике и финансах. Вместе с тем нерешенность базовых проблем государственного финансового контроля, отсутствие на начальных этапах распределения средств специальных механизмов мониторинга и гарантий беспрепятственного прохождения кредитов по каналам уполномоченных государственных и коммерческих банков уже породили серьезные проблемы с оттоком средств на валютные рынки; их использование банками для решения собственных долговых проблем; спекулятивное завышение процентных ставок; вывод капиталов за рубеж.
Несмотря на предупреждения Президента РФ и главы Правительства РФ о строгих экономических и правоохранительных санкциях, опасность злоупотреблений со стороны банков сохраняется.
Попытки Минфина России и Центробанка России воздействовать на отдельные негативные проявления методами стандартного макроэкономического регулирования не дают результатов. Так, например, не снижает проблему оттока капитала на валютные рынки и за рубеж повышение Центробанком России ставки рефинансирования. Более того, эта мера вообще не может быть признана адекватной в силу того, что она лишь удорожает денежное предложение и используется обычно как средство против «перегрева» в экономике и инструмент торможения экономического роста. В антикризисных программах зарубежных стран (США, Евросоюза, Японии), наоборот, ставки рефинансирования снижаются с тем, чтобы облегчить бизнесу и банкам доступ к ресурсам рефинансирования.
Наряду с уже используемыми методами манипулирования кредитами государства появляются и новые методы. Есть отдельные свидетельства того, что используются и широко известные методы «отката». В этих схемах теневые финансовые дельцы предлагают банкам и бизнесу значительные (миллиардные) средства для погашения долгов на условиях отката определенной суммы кредитору, доля которой может достигать до 70 % общей величины кредита. Если по своему источнику данный кредит является государственным, то налицо грубейшие наруше-
ния порядка целевого использования государственных бюджетных и резервных средств, что дает основания для финансовых расследований контрольно-надзорных и правоохранительных структур. Вместе с тем эти деньги могут иметь криминальное происхождение, и тогда эти схемы подпадают по действие законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. В этом случае также требуется осуществление финансовых расследований со стороны Росфинмониторинга, органов прокурорского надзора, оперативно-следственных действий МВД России.
Указанные негативные стороны реализации важнейших мер в системе государственной антикризисной политики не только не способствуют снижению остроты кризиса, принятию последующих необходимых мер в области бюджетно-налоговой, кредитно-финансовой и промышленной политики. Они могут реально провоцировать углубление кризиса, увеличение масштабов экономических потерь и ущерба. Возникает реальная опасность усиления криминализации финансовой и банковской сферы, роста финансового потенциала экономической и организованной преступности, экстремизма и международного терроризма.
5. Об опасности коррупции
Противодействие коррупции в условиях кризиса затрудняется тем, что, власть пока не готова реализовывать полномочия, предоставленные ей новым антикоррупционным законодательством. Эта неготовность во многом связана с характером отношений между властью и бизнесом, которые сложились ещё в 90-е гг. и, в той или иной степени, воспроизводились в 2000-е гг. В деятельности государства не удалось изжить практику волевого административного вмешательства в дела бизнеса, существенно снизить «корупцио-генность» принимаемых законодательных актов, политических и административных решений. Не снижается в должной мере и теневая активность бизнеса, его стремление влиять на принятие политических решений в своих частно-корыстных интересах путем коррумпирования политических деятелей и государственных чиновников, непосредственного вхождения в исполнительную власть. Диалог власти и бизнеса сложился как закрытый и непрозрачный механизм согласования интересов политических и экономиче-
ю 01
г •
о
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
Ю
Ol
Z
О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л *
<
S I
н
о ф
со
ских элит без учета объективных интересов общества, граждан, социально-экономических последствий принимаемых политических решений и при отсутствии действенных форм общественного контроля.
В условиях кризиса ограниченные антикризисные ресурсы общества становятся предметом монопольных притязаний узкого круга финансово-промышленных элит. В силу этого возникает реальная угроза «сговора» сегментов коррумпированной власти и теневого бизнеса в целях решения своих частных проблем за счет населения, его наиболее уязвимых в социальном отношении слоев, малого и среднего бизнеса, при критическом углублении социально-экономического неравенства и консервации экономической отсталости страны. При таком варианте развития событий кризис примет односторонне-разрушительный характер и не сможет выполнить свою очистительную и санирующую роль.
Особую опасность представляет глобальная политическая коррупция, основными субъектами которой являются, с одной стороны, определенная часть высших политических кругов, причастных к принятию и исполнению ключевых государственных решений, и, с другой стороны, транснациональные капиталы и международные финансовые круги, представляющие их интересы формальные и неформальные международные институты. Опасность этого вида коррупции заключается в том, что она подрывает национальные интересы и способна оказывать негативное воздействие на вектор развития страны, вплоть до поворота политического курса на 180°.
Негативные стороны сложившихся взаимоотношений власти и бизнеса формируют политико-экономическую основу коррупции, и без серьезных преобразований в этой области потенциал антикоррупционного законодательства так и останется нереализованным. Ключевым моментом в системе этих преобразований является обеспечение экономической безопасности собственности.
6. Об обеспечении экономической безопасности собственности
Экономическая безопасность собственности выражается в том, что в юридическом плане гражданину гарантируются его конституционные права на неприкосновенность и защиту его частной
собственности. В экономическом плане безопасность означает обеспечение возможности экономической реализации права собственности в свободно избранной сфере деятельности и защищенность от любых форм внеэкономического передела собственности. В конечном итоге собственность реализуется как экономическая свобода, частно-хозяйственная инициатива, свободная конкуренция. Посягательства на эти принципы частного предпринимательства и приводят к подрыву экономической безопасности собственника и собственности. Коррупция в этом смысле является одним из универсальных механизмов подрыва экономической безопасности частной собственности.
Живучесть и политико-экономическая мимикрия коррупции обусловливаются тем, что в основе взаимоотношений власти и бизнеса лежат фундаментальные отношения государства и собственности, власти и собственника, которые в ходе реформ 90-х гг. оказались в существенной мере деформированы.
Государство, даже осуществив полную приватизацию бывшей государственной собственности, не сумело по-настоящему реформировать экономические отношения собственности; придать им легитимный характер; создать эффективного собственника; предотвратить череду захватов и переделов объектов собственности; избежать реэтатизации (возвратного огосударствления) собственности. Далеко не редкость незаконное совмещение государственными чиновниками функций государственной службы и тайного владения тем или иным бизнесом.
Интенсивное формирование государственной собственности в последние годы и, особенно, в условиях кризиса (обмен государственной помощи на соответствующие пакеты ценных бумаг корпораций), идет без параллельного воссоздания необходимых механизмов управления и контроля, что также расширяет базис коррупционно-криминальной угрозы.
Миф о высоком организационно-управленческом потенциале, присущем частному бизнесу, топ-менеджменту корпораций породил практику назначений на высшие должности в федеральной и региональной властях представителей большого бизнеса. И хотя ни одно из этих назначений не оправдало ожиданий (мо-
тивации политика и государственного деятеля, профессиональная среда и профессиональные навыки совершенно различны), эта практика продолжается и сегодня. Более того, кризис показал несостоятельность ведущих российских олигархов с точки зрения стратегического экономического мышления, искусства организации и управления капиталом и производством. «Первая шестерка» российских олигархов (О. Дерипаска, Р. Абрамович, В. Лисин, В. Потанин, М. Прохоров) за полгода с начала кризиса потеряла $ 131 млрд, свои высокие места в мировых рейтингах и встала в очередь за финансовой помощью государства.
Новый российский частный собственник не стремится отказаться от выгод теневого патронажа и протекции государства, когда речь идет о государственных заказах, получении лицензий на отдельные виды деятельности, предоставлении земельных участков и других необоснованных конкурентных преимуществах. Это, в особенности, проявилось в условиях кризиса, когда большой бизнес, сначала получивший собственность бесплатно, и затем в течение многих лет получавший значительные прибыли, в том числе за счет уклонения от налогообложения и перевода доходов в оффшоры (до 90 % крупных и крупнейших российских корпораций имеют либо бенефициаров, либо «дочек» в оффшорных юрисдикциях), — оказался не в состоянии обойтись без значительных финансовых вливаний государства.
В правоохранительных органах, в том числе МВД России, несмотря на значительный прогресс в деле борьбы с коррупционными проявлениями, также имеется
все характерные проблемы, связанные теневыми сторонами взаимоотношений власти и бизнеса. Вместе с тем, возможности использования средств уголовно-правового и силового давления на бизнес, повышенная степень опасности для общества сговора с криминальными капиталами, организованной преступностью требуют проведения комплекса специальных и особо решительных мер со стороны правоохранительных органов, спецслужб, суда. Необходимо последовательно выявлять и пресекать все случаи совмещения службы в ОВД и владения или участия в бизнесе.
Экономическая незавершенность реформирования отношений собственности, сохранение политической и экономической зависимости собственности от государства, неспособность государства обеспечить экономическую безопасность собственности и собственника, нежелание (или неспособность) бизнеса решать самостоятельно свои проблемы адекватными экономическими методами в честной конкурентной борьбе и составляют на сегодня главную проблему экономической безопасности собственности и собственника. Поэтому сегодня и в перспективе на ближайшие три—пять лет основной задачей обеспечения экономической безопасности собственности, её защиты от коррупционно-криминальных угроз является противодействие политико-бюрократическому и криминально-коррупционному сращиванию государства и собственности в интересах эффективного противодействия кризису и последовательной реализации стратегических приоритетов развития страны до 2020 г.
ю 01
г •
о
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со