ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИИ
© 2005 С.А. Резинькова, С.А. Коржакова УДК 681.3.06 ББК 32.813 Р 12
Основные элементы предметной области экспертной системы мониторинга социальной стратификации
Аннотация:
Приведен анализ измерений социальной стратификации, являющихся основой экспертной системой мониторинга социальной стратификации.
Ключевые слова:
Идентификация предметной области, престиж, власть, доход, социальная идентификация, социальный
слой, ранг.
Общеизвестно, что методы исследования социальных систем и общественных наук во многом отличаются от методов исследования физических систем, однако общая теория систем, и, в частности, теория так называемых мягких систем, нечетких множеств и системный подход позволяют использовать обобщения и применять экспертные системы для мониторинга столь важных общественных характеристик как социальная
стратификация и уровень бедности. Начальным этапом проектирования экспертной системы является
приобретение знаний. Подробнее остановимся на этапе анализа основных характеристик проблемы (идентификации).
Механизм функционирования любого общества предполагает разнообразие функций различных его частей, а значит, и разнообразие отношений, ролей, что и приводит к возникновению различий между отдельными членами общества, в данном случае различие означает неравенство в самом общем виде: люди находятся в условиях неравного доступа к ограниченным ресурсам, как материальным, так и духовным. Система неравенства между общностями людей в социологии и определяется термином «социальная стратификация». Теория стратификации подразумевает, что определенные социальные различия между людьми приобретают характер иерархического ранжирования. Стратификация - это объективный результат процесса оценивания, который указывает относительное положение объектов и их распределение внутри системы оценок. Людям свойственно классифицировать окружающих, приписывать ярлыки, определять, таким образом, статус индивидов - членов общества. Кроме того, каждый индивид и себя обязательно причисляет к некоторой группе, определяя свое место внутри некоторого сообщества, относя себя к некоторой категории, принимая связанные с этой позицией обязанности и ожидая, что его окружающие признают его позицию и его права, связанные с ней. Область межгрупповых отношений - это преимущественно сфера когнитивных процессов, которые,
по классификации Тэшфела, можно разделить на следующие группы:
- социальная категоризация;
- социальная идентификация;
- социальное сравнение;
- социальная дискриминация. [1, С. 251]
Рассмотрим основные измерения стратификации.
Благосостояние и доходы. Одним из бесконечных
вопросов является вопрос о распределении товаров и услуг, произведенных экономической системой. Ответ определяет не только личное отношение к материальным благам, возможности заработной платы и образование, но и обусловлен механизмом мотивации трудовой деятельности людей и их готовностью поддерживать существующее социальное устройство. Экономическая стратификация основана на том, чем люди владеют (состояние) и что они получают (доходы). «Состояние» означает то, что люди имеют, состоит из ценностей, которые принадлежат индивиду или группе. «Доход» - это то, что люди получают, - сумма денег, которые получает индивид или группа.
Как показали исследования, обычно в юности люди имеют устойчивый доход, но малое состояние, а, находясь на пенсии, имеют, главным образом, имущество (дом, автомобиль и др.), но их доходы небольшие. Для большинства источником доходов является заработная плата или жалованье, относительно небольшая часть получает доход с имущества. Экономисты рассматривают заработную плату как доход от труда, а прибыль, дивиденды, ренту как доход от имущества (или капитала, который определяется именно как имущество, приносящее доход). Значительный доход могут составлять прибыль с облигаций и банковских счетов, дивиденды с акций (владения акционерным капиталом), рента (доход с платы за пользование имуществом). Неравное распределение материальных благ и доходов способствует социальной стратификации общества.
Информация об уровне благосостояния, особенно о богатстве труднодоступна. Результатом исследований
явился тот факт, что информация о концентрации благосостояния более трудна для исследования, чем информация о получении прибыли. Богатые люди с неохотой говорят о размере своих владений, и они могут даже не иметь четкого представления о том, чем они владеют в настоящее время. Это особенно относится к людям, имущество которых заключается в инвестициях (вкладах): акциях, облигациях, имениях, ценность которых меняется со временем и становится известной только после продажи. Статистика доходов более доступна. Размер заработной платы - материал, который фиксируется, и различные правительственные учреждения (Государственный комитет по статистике, Государственная налоговая инспекция) собирают статистические данные об уровне доходов населения. Благосостояние дарует преимущества индивидам в удовлетворении таких основных потребностей как пища, кров, медицинская помощь. Большое богатство дает доступ к услугам, путешествиям, увлечениям, более того, существенное благосостояние является источником дохода, власти и независимости.
Власть. Власть - основной и неотъемлемый элемент всех взаимодействий на любом социальном уровне, она может быть использована для созидательных и творческих так же, как и для эгоистичных целей. Когда мы рассматриваем занятия людей, будь то семьи, группы подростков или государства, мы находим, что одни достигают своей цели чаще, чем другие. Власть проявляется на межличностном и общественном уровне. На межличностном уровне она действует в направлении личных отношений, например, между мужьями и женами, управляющими и подчиненными, учителем и учениками. В большей своей части, использование власти в этом контексте имеет непосредственное значение только для вовлеченных во взаимодействие индивидов. Но когда индивид или группа индивидов применяют силу для влияния на других в ситуации, затрагивающей интересы многих, если даже не всех, элементов общества, власть выходит на социальный уровень. Президентство - пример социальной власти: решения, принимаемые президентом, непохожи на те, которые принимаются другими людьми, ведь немногие из нас думают в масштабе миллиардов рублей или ведения ядерной войны.
Также как богатство и престиж, власть - важное измерение социальной стратификации, и нет сомнений в том, что она распределена неравномерно. Вопрос, обсуждаемый социологами состоит не в том, действительно ли степень обладания властью неодинакова, а в том, в какой мере существует неравенство в действительности и в сознании людей, т.к. происходит активное взаимодействие объективных властных механизмов, стратифицирующих общество, с формированием общественного мнения.
Престиж - уважение, благоприятное мнение, которое даруется индивидами или коллективом для представления и характеристики их значимости. Таким образом, престиж дает людям ощущение своего достоинства, уважения, ощущение того, что они чем-то восхищают других, значимы для них. Придавая особое значение потенциальной возможности преобразования престижа в экономические преимущества, Пьер Бурдье рассматривает проявление престижа как культурный капитал. Общество придает престижу различные атрибуты. В обществе, где господствуют религиозные отношения,
святость и усердие могут быть наиболее важными, неотъемлемыми свойствами престижа; в
милитаризованном обществе превыше всего ценится физическая сила и мужество; люди, занимающиеся модельным бизнесом (кино, мода) отождествляют статус с талантом или внешним видом. Например, в российском обществе престиж распределяется в соответствии с тем, как люди зарабатывают деньги (по роду их занятий) и как они расходуют их (по способу потребления), кто они (их происхождение), с кем они знакомы и в какой степени они знамениты. Однако, как показывают исследования социологов, главной детерминантой престижа все же является род занятий. Итак, оценка престижа субъективна, она скорее интуитивна, чем очевидна. Т.к. престиж - одна из важнейших частей общественных отношений, люди придают ему более материальный, осязаемый оттенок посредством символического представления престижа. Титул, почетное звание, почетная должность, медали, значки, награды, признаки отличия - символическое выражение престижа. Общественная жизнь дает бесчисленное множество признаков для определения места личности в иерархической системе.
Основоположник «понимающей» социологии М. Вебер выделяет «ситуацию» классов и «положение» классов. Классовое положение является экономической категорией, определяется степенью власти над распределением благ, труда по отношению к себе и другим лицам. Оно смыкается с образом жизни, престижем, обретенным по праву рождения или в результате полученного образования, профессии. Положение классов может проявляться как:
- «имущие классы» - такие положения, которые определяются в первую очередь тем, что они имеют;
- «приобретающие классы» - такие, положения которых определяется тем, как ценится на рынке то, что они имеют.
Слои Вебер считает основанием структурирования общества образ жизни, поэтому традиционное общество опирается на слои, индустриальное - на классы, им выделяются принципиальные различия между классами и слоями, которые можно выразить в виде схемы:
- приобретающим классам свойственен
универсализм, т.е. надличностные объективные отношения, управляемые рынком, и рациональность, т.е. эквивалентность подлежащих обмену ценностей сверяется по ситуации на рынке;
- слои характеризуются частным подходом, при котором экономические отношения строятся на базе личных отношений, и традиционностью, т.к. при обмене опираются на такой традиционный подход, согласно которому всегда имеется привилегированный партнер, получающий большие выгоды за честь, оказанную обменом, таким образом формируется преобладание политики над экономикой. В результате анализа этих положений можно сделать вывод о том, что нынешняя социальная структура российского общества описывается именно слоями, в терминологии М. Вебера.
З.Т. Голенкова, исследуя проблемы формирования гражданского общества в России, пришла к выводу о том, что «социальная структура - это многомерное иерархически организованное социальное пространство, в котором социальные группы и слои различаются между собой степенью обладания собственностью, властью и
социальным статусом. Под социальными слоями следует понимать все социально-экономические группы, имеющие различное место в структуре глобальной социальной системы и между которыми имеется социальное неравенство. Социальный слой (страта) может быть определен субъективно и объективно, и от этого зависит построение системы стратификации. При субъективном определении происходит оценка отдельных социальных ролей со стороны индивида, роли ранжируются, распределяются на лестнице в иерархии социальных ценностей, при этом получаем иерархию распределения социальных положений - статусов, совокупность которых приводит к группировке в социальные слои, разделенные социальной дистанцией». [3, С.19-20]
1. Руководители:
- руководители самостоятельных организаций или учреждений со средним уровнем подчиненных - имеющие высшее образование;
- руководители самостоятельных организаций или учреждений со средним уровнем подчиненных - имеющие среднее специальное образование;
- руководители среднего звена со средним уровнем подчиненных - имеющие вузовское образование;
- руководители среднего звена со средним уровнем подчиненных - имеющие общее среднее и среднее специальное образование;
- руководители малого трудового коллектива со средним уровнем подчиненных - имеющие вузовское образование;
- руководители малого трудового коллектива со средним уровнем подчиненных - имеющие общее среднее и среднее специальное образование;
- руководители малого трудового коллектива со средним уровнем подчиненных - имеющие неполное образование.
2. Специалисты:
- Специалисты с высшим и средним специальным образованием.
- Служащие- неспециалисты.
- Квалифицированные и высококвалифицированные рабочие.
- Неквалифицированные и малоквалифицированные рабочие.
II. Критерий собственности и денежных доходов.
1. Владельцы средств производства:
- использующие наемный труд;
- не использующие наемный труд.
2. Люди, не имеющие средств производства и работающие по найму.
III. Г ендерные различия. ( Занятость и оплата труда)
IV. Г еографический фактор дифференциации:
- различия в природных условиях;
- региональное разделение труда.
V. Религиозный фактор.
VI. Языковой фактор.
VII. Профессия. (Профессиональное деление может совпадать с классовым, но в целом является более дробным).
Термин «социальный класс» остается в виде гипотетической конструкции с рядом добавочных значений даже в самых академических работах, а термин «социальный статус» может иметь следующие смыслы:
- социальные статусы бывают номинальные и ранжируемые;
- социальный статус - это абстрактное свойство, отражающее представления не только о том или ином человеке, но и об отдельных качествах лиц;
- социальный статус - понятие относительное, предполагающее, что существует некоторый референт и представления о нем у различных людей совпадают;
- социальный статус - ситуационный феномен, так как статус лица изменяется вместе с изменением актуальной или потенциальной ситуации, вместе с изменением отношения к одному и тому же референту;
- можно ожидать, что оценки статуса должны быть такими же совпадающими между собой как и прочие культурные явления.
Уровень удовлетворенности индивида существующей ситуацией зависит от того, на каком сравнительном фоне она рассматривается этим индивидом. Наиболее точно восприятие социальной структуры отражено в формулировке У. Рансисмена, а именно, оно состоит из следующих элементов:
1. Оценка собственного статуса (особенно
материального);
2. Знание о социальных благах, которые являются доступными другим;
3. Ожидания индивида в отношении будущего статуса.
Согласно концепции социолога С. Оссовского,
существует три вида факторов, влияющих на убеждения в сфере социальных отношений:
1. Социальное положение и связанные с ним интересы.
2. Идеологический контекст - система доступных наблюдателю готовых знаний об обществе.
3.Психологические механизмы, влияющие на
формирование у наблюдателя его убеждений.
Индивидуальные образы классовой дифференциации могут быть описаны при помощи переменных:
- осознание существования социальных классов или слоев как отдельных элементов социальной структуры;
- количество выделенных из этой структуры элементов;
- критерии, служащие индивиду для их выделения;
- схема социальной структуры, в которой название и признаки, приписываемые выделяемым им частям -классам и социальным слоям, обнаруживают понимание индивидом отношений между этими частями.
Л. Бескид и Т. Колоши в статье “Дифференциация условий жизни работников в промышленности” проводили эмпирический анализ, исходной предпосылкой которого явился тезис о том, что материальные условия жизни - это важнейший фактор дифференциации в обществе. Анализировались три измерения уровня жизни: доход на одного человека в семье, жилищные условия, обеспеченность предметами длительного пользования по четырем группам: неквалифицированные рабочие,
квалифицированные рабочие, служащие - работники умственного труда в промышленности со средним образованием, техническая интеллигенция, работники промышленности с высшим образованием. [4, С. 146-149]. В ходе исследования при помощи кластер-анализа выявлено 6 статус-индексов, представляющих измерения социального неравенства:
- индекс статуса реализации интересов власти;
- индекс статуса разделения труда;
- индекс участия в экономике;
- индекс территориального статуса;
- индекс потребления;
индекс статуса культуры и образа жизни.
Применительно к российскому обществу можно сделать следующие основные выводы:
1. Способы описания внутренней структуры:
- группирование профессий в соответствии с теоретически выделенными элементами социальнопрофессиональной структуры;
- построение графа корреляционных связей и применение факторного анализа оценок престижа профессий.
2. Элементы структуры престижа профессий:
- отражение социальной направленности;
- зависимость оценки профессий от вида труда;
- обусловленность престижа профессий предметом труда;
- отражение половых различий представителей
профессий;
- оценка местонахождения работы.
Примечания:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-пресс, 1999.
2. Голенкова З.Т. Становление гражданского общества и социальная стратификация // Резюме научных отчетов по исследовательским проектам, выполненным в рамках общеинститутской программы “Альтернативы социальных преобразований в российском обществе в 1991-1994г. - М.: Изд-во ИНИОН, 1995.
3. Джессен П. Введение в экспертные системы. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2001.
4. Динамика социальной дифференциации. - М., 1990.