В 2007 г. на волне ажиотажного спроса на продукты питания существенно повысилась активность перерабатывающих предприятий по приобретению сырья непосредственно у фермеров. В результате уровень продаж непосредственно переработчикам у фермеров возрос с 1,4% в 2006 г., до 7,7% в 2007 г.
Наиболее существенные изменения произошли в перераспределении объемов продаж от частных перекупщиков к оптовикам. Так, если в 2005 г. частные перекупщики контролировали закупку 59,1% фермерской продукции, то в 2006-2007 гг. удельный вес приобретенной ими продукции сократился более чем в два раза и составил, соответственно, 26,6% и 28,9%. Напротив, если оптовики в 2005 г. приобрели у фермеров 19,9% товарной продукции, то в 2006 г. уже 45,8%, а в 2007 г. - 44,5%.
Объясняя этот факт, следует учитывать следующие два аспекта. Первый состоит в том, что существенное повышение цен на сельскохозяйственную продукцию в 2006-2007 гг., несомненно, способствовало росту заинтересованности оптовиков к увеличению объемов ее закупок. Второй заключается в том, что реализация приоритетного национального проекта находилась под достаточно серьезным контролем правоохранительных и контрольноревизионных органов, что существенно усложнило деятельность мелких частных перекупщиков. Именно в 2006-2007 гг. немалая их часть была вынуждена или легализировать свою деятельность, или прекратить ее, или стать представителем одной из ком-
паний, осуществляющей оптовые закупки сельскохозяйственной продукции.
Естественно, беда не в том, что частные перекупщики перешли на легальные методы работы, а в том, что усилилось монопольное влияние крупных оптовых компаний. Невольно, но реализация приоритетного национального проекта расчистила поле деятельности именно для крупных оптовиков. К сожалению, абсолютно верные в стратегическом плане намерения, связанные с развитием межфермер-ской сбытовой кооперации, пока еще не получили заметного практического воплощения. Как показывают приведенные данные, ни в 2006 г., ни в 2007 г. нами не зафиксировано продаж фермерской продукции через межфермерские кооперативные структуры.
Справедливости ради следует отметить, что попытки создания таких кооперативов, в частности в Тамбовской области, в период реализации приоритетного национального проекта предпринимались. Например, в 2006-2007 гг. было создано не менее 25 снабженческих, заготовительных, сбытовых и перерабатывающих кооперативов. Примерно 52% из них по состоянию на 1 января 2008 г. начали свою работу. Пока их участие в закупках зерна ничтожно (316 т), естественно, необходимо время для того, чтобы они встали на ноги, и результаты их деятельности смогли оказывать реальное влияние на нынешние каналы реализации продукции.
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОДДЕРЖКИ В КАНАДЕ ЭКСПОРТА ПРОДУКЦИИ АПК
Е.Е. Григорьева, Торгпредство России в Канаде
Во внешней торговле Канады важное место принадлежит агропромышленному комплексу (АПК). Канада является крупнейшим экспортером сельскохозяйственного сырья и продовольствия - она занимает четвертое место после США, ЕС и Бразилии по объемам экспорта, составившего в 2007 г. 32 млрд кан. долл. (около 3,5% от мирового объема). В целом на экспорт идет до 45% произведенной в Канаде продукции АПК (для США данный показатель находится на уровне 18%, для ЕС - 7%). В силу подобной зависимости вопросам, связанным с развитием экспорта продукции АПК, уделяется большое внимание.
Таблица 1 - Структура экспорта Канадой продукции АПК, млн кан. долл.
Основные экспортные товары 2006 г. 2007 г.
Пшеница (за исключением дурум) 2758 3600
Рапс (семена) 1607 2090
Скот крупный рогатый на убой 1188 1523
Пшеница дурум 895 1056
Говядина бескостная свежая 1046 898
Замороженные картофельные чипсы 818 841
Свинина свежая 873 804
Свинина замороженная 730 873
Печенье и крекеры 670 690
Прочие товары* 17425 19191
Всего 28010 31566
* В данную группу входит большое число позиций с незначительным объемом экспорта. Источник: ЛЛРО
На систему организации экспорта продовольствия Канады оказывают воздействие ряд факторов. Прежде всего, это характер его структуры. Ос-
новными экспортными товарами являются зерновые и масличные и продукция из них, мясо (табл. 1).
Более половины экспорта составляет продукция с добавленной стоимостью, при этом для основного торгового партнера - США - эта доля достигает 60%.
Особенностью экспорта является также то, что до 77% его объема приходится на пять рынков: США, Япония, ЕС, Мексика, Китай, причем около 55% всего агропродовольственного экспорта поступает в США.
В последнее время большое значение для организации экспорта продовольствия страны стали приобретать обязательства Канады по международным торговым соглашениям (Соглашение о сельском хозяйстве ГАТТ/ВТО, НАФТА (Североамериканская зона свободной торговли), двусторонние соглашения Канады с Израилем, Коста - Рикой, Чили).
В силу характера экспортных поставок (торговля большими объемами) частные интересы производителей и экспортеров продукции удовлетворяются в основном через ассоциации этих производителей или через специальные правительственные организации. К последним следует, прежде всего, отнести Канадский пшеничный комитет (КПК) (Canadian Wheat Board), являющийся национальным агентством по экспорту пшеницы и ячменя из западных провинций Канады (непосредственно экспортом зерна КПК занимаются компании, имеющие лицензии Канадской зерновой комиссии). Экспорт мягкой пшеницы из восточных провинций Онтарио контролируется Советом Онтарио по сбыту пшеницы (Ontario Wheat Board). Федеральное агентство Канадская молочная
комиссия (Canadian Dairy Commission) регулирует экспорт молочной продукции, а федеральные агентства по сбыту яиц, индюшатины, бройлеров, цыплят (Canadian Egg Marketing Agency (CEMA), the Canadian Turkey Marketing Agency (CTMA), the Canadian Broiler Hatching Egg Marketing Agency (CbHEMA), the Chicken Farms of Canada) - продукцию птицеводства.
Среди крупных экспортных ассоциаций производителей можно отметить Канадскую федерацию по экспорту говядины (Canadian Beef Export Federation), Совет по сбыту свинины на зарубежные рынки (Pork Marketing Board), Совет провинции Принц Эдвард Айленд по картофелю (PEI Potato Marketing Board), Ассоциацию производителей сои провинции Онтарио (Ontario Soybean Growers) и др.
Часть крупных экспортеров объединена в независимый Канадский альянс по торговле агропродовольствием (Canadian Agri-Food Trade Alliance), задачей которого является лоббирование интересов экспортеров в парламенте, в министерствах, в международных организациях.
Улучшение доступа канадской сельскохозяйственной продукции на внутренний и внешний рынки с увеличением доли товаров с повышенной добавленной стоимостью является одним из основных элементов канадской аграрной политики, включая и новую рамочную программу Growing Forward, реализация которой началась с 1 апреля 2009 г. Задача расширения рынков для канадской продукции АПК будет решаться в ходе осуществления следующих пяти инициатив: развитие брэнда «Канада» (Canada Brand); реализация программы по расширению сельскохозяйственных рынков (AgriMarketing Program); организация деятельности «круглых столов» представителей государства и производителей по выработке стратегий с целью оптимизации цепочек приращения стоимости в отдельных секторах АПК (Value Chain Roundtables); совершенствование рыночной информации (Market Information and Export Capacity Building); проведение исследований по конкурентоспособности канадской продукции и определению новых ниш для канадской продукции АПК (Enabling Research for Competitive Agriculture). Наиболее важной из указанных инициатив является программа по расширению сельскохозяйственных рынков, на которую с 2009/2010 до 2012/2013 гг. выделяется 88,5 млн кан. долл. Программа предназначена как для отраслевых ассоциаций, так и для компаний малого и среднего бизнеса с целью их выхода и закрепления на международных рынках. В рамках программы государство оплачивает 50% издержек ассоциаций или компаний по организации маркетинга и промоушен-акций на ключевых рынках, включая участие на выставках, образовательные программы для импортеров. Компании, участвующие в программе, должны иметь долгосрочные международные стратегии своей деятельности (Long Term International Strategies).
На расширение международных рынков для канадской продукции идет около 4% бюджета Министерства сельского хозяйства и продовольствия Канады (115 млн кан. долл. в 2007/2008 г.). В рамках министерства функционирует Агропродовольствен-ная торговая служба (Agrifood Trade Service - ATS). Основными специалистами, отвечающими за работу службы, являются чиновники Минсельхозпрода в столице и в офисах министерства в провинциях. Одним из центральных компонентов службы является электронная информационная система (http://ats.agr.ca/), позволяющая заинтересованным
компаниям получить информацию о международных продовольственных рынках (в том числе в страновом разрезе), о предстоящих торговых выставках и ярмарках, торговых миссиях, статистику торговли, информацию о правилах ВТО, директорию канадских производителей сельхозпродукции, директорию торговых контактов, информацию о доступных программах содействия торговле. Неоценимую услугу оказывают участникам внешнеэкономической деятельности подготавливаемые специалистами Минсельхозпрода Доклады о приоритетных для канадского экспорта рынках (Export Market Assessment Reports). В докладах дается информация об экономической и политической ситуации в той или иной стране, об основных элементах аграрной политики и системе распределения сельхозпродукции, о торговых отношениях рассматриваемой страны с Канадой, о возможностях расширения рынков для канадской продукции с учетом позиций основных стран-конкурентов на данных рынках, разнообразный статистический материал. Одним из компонентов службы можно назвать сеть советников по сельскому хозяйству в канадских загранучреждениях. В соответствии с Меморандумом о взаимопонимании, подписанным между Минсельхозпродом и Министерством иностранных дел и международной торговли Канады, в канадских посольствах в ключевых для канадского агробизнеса странах (включая и Россию) на текущий момент работают 32 специалиста в области сельского хозяйства и продовольствия, направляемые непосредственно Минсельхозпродом.
Представители агробизнеса, помимо отраслевых механизмов, также могут воспользоваться другими инструментами государственного содействия развитию экспорта, к примеру, услугами сети торговых представителей (The Trade Commissioner Service - http://www.infoexport.gc.ca/), руководство деятельностью которых осуществляется Министерством международной торговли. Данная служба в настоящее время насчитывает около 900 сотрудников, работающих в канадских загранучреждениях в 140 городах во всем мире, а также в 12 региональных офисах в Канаде - Центрах международной торговли (International Trade Centers), созданных Министерством международной торговли совместно с Министерством промышленности Канады. В региональных центрах канадским компаниям оказывают консультации по определению потенциальных зарубежных рынков для сбыта продукции компании, а также по подготовке соответствующего маркетингового плана для выхода на эти рынки. После этого предложения потенциальных экспортеров направляются в зарубежные торговые представительства, которые, в свою очередь, оказывают следующие виды услуг: описание перспектив рынка для деятельности канадских компаний; установление ключевых контактов в стране пребывания; личная встреча с представителями канадских компаний; предоставление информации о местных компаниях и организациях; «устранение помех», т.е. консультации по проблемам или разногласиям, которые могут возникнуть в ходе развития деловых отношений. Важную роль при взаимодействии канадских компаний с сетью канадских торговых представителей играет т.н. «виртуальное» торговое представительство» (the Virtual Trade Commis-sioner), предоставляющее доступ в реальном времени канадских компаний к информации о зарубежных рынках, компаниях, выставках и ярмарках.
Помимо чисто отраслевых структур, развитием экспорта сельскохозяйственной продукции зани-
мается также ряд таких федеральных ведомств, как Корпорация по развитию экспорта (аудит контрактов до подписания, предоставление гарантий канадским экспортерам и кредитов импортерам, страхование контрактов); Канадское агентство по международному развитию (осуществление программ техпомощи с продвижением канадской продукции на рынки в других странах); Канадская коммерческая корпора-
ция (техпомощь в подготовке контрактов, ориентация при участии канадских экспортеров в тендерах, оказание помощи в получении оплат по контрактам и услугам); Канадский банк по развитию бизнеса (предоставление помощи в разработке экспортных проектов, осуществление различных способов и схем оплат по контрактам, изучение рынков и сбор сведений о партнерах).
О РАЗВИТИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ СБЫТА ПРОДУКЦИИ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ
В.И. Кудряшов, д.э.н., проф., гл. науч. сотр., С.С. Сушенцова, к.э.н., доц., рук. сектора, М.В. Ивлев, асп. Всероссийского НИИ экономики, труда и управления в сельском хозяйстве
Мероприятия, реализуемые в последние годы в рамках Приоритетного национального проекта «Развитие АПК», Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.» и антикризисных мер в АПК, направлены на финансирование фермерского производства через субсидируемые кредитные ресурсы, одним из условий пользования которыми является, как известно, их возвратность. При росте производственных ресурсов фермеры вполне могли бы произвести больше продукции, все, однако, упирается в ее сбыт и связанную с ним компенсацию затрат. Ведь именно результат сбыта произведенной сельскохозяйственной продукции, как в чистом, так и в переработанном виде, является основным источником фермерских доходов, а, следовательно, и расширенного воспроизводства. Подтверждением этого служит удельный вес выручки от сельхозпродукции в структуре общей ее суммы, который составляет в среднем по крестьянским хозяйствам от 85 до 100%. Но без развитой инфраструктуры рынка крестьянские хозяйства не смогут положительно решать задачи сбыта, хранения и переработки своей продукции. Наличие хорошей инфраструктуры позволит фермеру не отлучаться надолго от своей основной деятельности.
В зависимости от производства определенных видов продукции, ее качества, степени очистки, доработки и переработки в самом К(Ф)Х, сроков реализации складывается соответствующая структура потребителей. В целом все это формирует систему организации сбыта продукции крестьянского хозяйства, которая, как показал анализ некоторых ее элементов, в настоящее время нуждается в совершенствовании. Проведенные нами на съездах АККОР в 2006-2009 гг. опросы показали, что лишь 11% фермеров удовлетворены организацией сбыта произведенной в их хозяйствах сельскохозяйственной продукции. Причина этого заключается, в первую очередь, в отсутствии эффективно действующих на основе рыночных принципов свободной конкуренции инфраструктурных субъектов аграрного рынка.
Рыночная инфраструктура сбыта сельскохозяйственной продукции должна быть представлена совокупностью разнообразных по функциям и видам собственности субъектов хозяйствования, образующих сложную систему обслуживания товаропроизводителя на стадии обмена воспроизводственного процесса. Здесь должны быть организации по транспортировке, переработке, заготовке, хранению, торговле сельскохозяйственной продукции, информационному обеспечению К(Ф)Х и другие, способствующие развитию отношений фермеров и по-
требителей их продукции и осуществляющие свою деятельность на коммерческой (государственные и частные) и некоммерческой (потребительские кооперативы, союзы, ассоциации, фонды) основе. Такое разнообразие обслуживающих структур необходимо как для фермера, которому предоставляется выбор в использовании наиболее оптимальных вариантов организации сбыта его продукции, так и для представителей этих организаций, которым открывается возможность постоянного развития путем совершенствования форм и видов услуг в результате свободной конкуренции с целью увеличения их доходов. Это особенно важно для сельского хозяйства в настоящее время, когда данный сектор еще совершенно открыт, а развитая инфраструктура во многом будет способствовать привлекательности данной отрасли.
Переработка и хранение произведенной сельскохозяйственной продукции занимает в обслуживании крестьянских хозяйств важное место потому, что сельхозпродукция, как правило, является скоропортящейся. Как показала практика, фермерам целесообразнее реализовывать, например, продовольственное зерно в виде муки или крупы, молочную продукцию в виде сливок, сметаны, творога, мяса в виде колбасных изделий, окороков, буженины и др., так как в этом случае увеличивается и спрос, и, порой, более чем вдвое цена.
Достаточно много проблем у фермеров с реализацией овощей и плодов. Сезонность, быстрая потеря качества этого вида продукции вызывают необходимость строительства в хозяйствах перерабатывающих мини-цехов или хранилищ, так как закладка части продукции на хранение и реализация ее в зимний и весенний периоды по более высоким ценам дает фермерам возможность равномернее использовать рабочее время и увеличивать доход. Так, например, как показали исследования, в июле 2007 г. цена на пшеницу уменьшилась по сравнению с предыдущим месяцем на 6%, а в течение следующего месяца - еще на 11%, далее последовал ее рост. Подобная тенденция наблюдается по всем видам сельскохозяйственной продукции, что обусловлено, в основном, недостаточной обеспеченностью крестьянских хозяйств площадями для хранения сельхозпродукции, высокой степенью износа имеющихся в них хранилищ. Так, в Брянской области лишь 27,6% обследованных К(Ф)Х имеют картофелехранилища, 51,7% - крытые зернохранилища, но площади их не позволяют закладывать на хранение весь произведенный объем продукции, а физическое состояние не обеспечивают сохранение ее качества. Некоторые фермеры арендуют площади хранилищ у сельхозпредприятий, муниципалитетов и других их владельцев, но доля их незначительна - 3,4%, а оплата за аренду хранилищ осу-