УДК 338.43(47+57)
ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ MAIN ECONOMIC PROBLEMS OF MODERN AGRICULTURAL PRODUCTION IN RUSSIA
А.В. Загребельная, И.В. Черданцева A.V. Zagrebelnaya, I.V. Cherdantseva
Томский политехнический университет, Россия Tomsk Polytechnic University, Russia E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются состояние и проблемы аграрного сектора России в условиях новых вызовов и угроз, обосновывается усиление роли государства в его обеспечении. Цель работы: выявить и обосновать приоритетные механизмы государственного воздействия на аграрную сферу экономики, учитывая современную социально-экономическую ситуацию в Российской Федерации. Методы исследования. Исследование основано на анализе информации Федеральной службы государственной статистики, нормативно-правовых актов и программных документов, аналитических отчетов и докладов Министерства сельского хозяйства РФ. Систематизация теоретических источников осуществлялась в совокупности с обработкой статистической информации по сельскому развитию, динамике социально-экономических показателей РФ. Результаты. Обоснованы подходы к модификации государственного регулирования развития аграрной сферы экономики через разработку комплекса инструментов аграрной политики, отвечающих требованиям ВТО, позволяющих добиться обеспечения продовольственной безопасности, повышения конкурентоспособности аграрного сектора экономики, доходов сельского населения в новых экономических условиях.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, вызовы и угрозы, импортозамещение, санкции, аграрная политика.
The article discusses the condition and problems of Russian agricultural sector in the face of new challenges and threats, the strengthening of the state's role in its maintenance is also justified. Objective: to identify and justify the priority mechanisms of state influence on the agrarian sector of the economy to ensure rural development in relation to the current socio-economic situation in the Russian Federation. Research methods. The study is based on the analysis of information gathered from the Federal State Statistics Service, legal acts and policy documents, analytical reports and reports of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation. Ordering of theoretical sources was carried out in conjunction with the processing of statistical information on rural development, the dynamics of socio-economic indicators in the Russian Federation. Results. The authors justified the approaches to the modification of state regulation of development of the agrarian sector of the economy through the development of a set of agricultural policy instruments that meet the requirements of the WTO that will ensure food security, improve the competitiveness of the agricultural sector, rural incomes in the new economic conditions.
Key words: food security, challenges and threats, import substitution, sanctions, agricultural policy.
Загребельная Александра Витальевна,
магистр кафедры
экономики Института
социально-гуманитарных
технологий Ф^ОУ ВО
«Национальный
исследовательский
Томский политехнический
университет»,
Россия, 634050, г. Томск,
пр. Ленина, 30.
E-mail:
Черданцева Ирина Васильевна,
канд. экон. наук, доцент
кафедры экономики
Института социально-
гуманитарных технологий
Ф^ОУ ВО «Национальный
исследовательский
Томский политехнический
университет»,
Россия, 634050, г. Томск,
пр. Ленина, 30.
E-mail:
Аграрный сектор экономики России является системообразующим сегментом народного хозяйства.
В 2014 году развитие аграрной сферы страны происходило в сложной социально-экономической ситуации по причине новых внутренних и внешних факторов. К данным факторам относятся:
1) участие России в ВТО и других интеграционных объединениях, значительно повышающих открытость функционирования отечественного агропродовольственного рынка и, как следствие, усиливающих внешнее влияние на него [1];
2) рост конкуренции между поставщиками сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем агропродовольственных рынках в условиях глобализации экономики и интеграционных процессов на экономическом пространстве СНГ, углубление и расширение международного разделения труда в агропромышленном производстве [2];
3) расширение присутствия на агропродовольственном рынке крупных торговых сетей по причине усиления монополизации наиболее важных продуктовых сегментов;
4) санкции в отношении Российской Федерации и ответное эмбарго России;
5) резкое ослабление курса рубля.
Совокупность данных факторов стала причиной создания принципиально нового социально-экономического положения на агропродовольственном рынке страны; вследствие необходимости ускоренного импортозамещения это вызвало дополнительный интерес со стороны агробизнеса и государства к развитию сельского хозяйства [3].
Состояние аграрного сектора в 2015 году охарактеризовалось следующим образом. В 2015 году удалось сформировать и собрать высокий урожай основных сельскохозяйственных культур, несмотря на сложившиеся сложные макроэкономические условия, а также засуху, наводнения и пожары в отдельных субъектах Российской Федерации.
Таблица 1. Валовой сбор сельскохозяйственных культур России за 2014-2015 гг.
2015 год (млн тонн) 2014 год (млн тонн)
Зерновые и зернобобовые: 104,3 105,3
- пшеница 61,8 59,7
- кукуруза 12,7 11,3
- рис 1,11 1,05
- гречиха 0,86 0,66
- соя 2,6 2,4
Сахарная свекла 37,6 33,5
Масло семян подсолнечника 9,2 8,5
Картофель 33,6 31,5
Овощи 16,1 15,5
Плоды и ягоды 2,9 3,0
Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур продолжил рост и в 2015 году, составив на 23,1 % выше среднего уровня за предыдущие 5 лет при урожайности с убранной площади 23,6 ц/га (табл. 1). Получен рекордный валовой сбор кукурузы и риса. В количестве, достаточном для полного обеспечения внутреннего потребления, произведена гречиха.
Среди достижений растениеводства в 2015 году также следует отметить рекордный валовой сбор сои. Увеличено производство картофеля и овощей. Собран рекордный валовой сбор овощей - на 12,3 % выше среднего уровня за 2010-2014 гг.
Валовой сбор плодов и ягод составил на 9 % больше, чем в среднем за предыдущие 5 лет [4].
В производстве мяса в 2015 году сохранилась положительная динамика, рост производства обеспечивается в основном за счет свиноводства и птицеводства (табл. 2). В 2015 году производство скота и птицы на убой (в живой массе) в хозяйствах всех категорий составило 13,5 млн тонн; молока - 30,8 млн тонн. На 1 января 2016 года поголовье крупного рогатого скота составило 19,2 млн голов [5].
Таблица 2. Производство основных продуктов животноводства
России за 2014-2015 гг.
2015 год 2014 год
Скот и птица на убой 13,5 млн тонн 12,9 млн тонн
Молоко 30,8 млн тонн 30,8 млн тонн
Поголовье крупного рогатого скота 19,2 млн голов 19,6 млн голов
Поголовье коров 8,3 млн голов 8,5 млн голов
Поголовье свиней 20,9 млн голов 19,5 млн голов
Поголовье овец и коз 24,7 млн голов 24,7 млн голов
Птицы 547,9 млн голов 527,3 млн голов
За последние годы в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК», государственных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сырья и продовольствия (2006-2013 гг.) совокупный инвестиционный портфель составил более 1,6 трлн руб. Таким образом, на 1 руб. государственной поддержки в АПК привлекается 10 руб. частных инвестиций [6].
Однако стоит отметить, что наращивание объема финансирования не всегда находится в прямой зависимости с ростом эффективности расходования этих средств, что может повлечь за собой негативные структурные сдвиги в экономике как на уровне государства, так и отдельных его субъектов [7].
Согласно федеральному закону от 1 декабря 2014 года № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» на государственную поддержку сельскохозяйственного производства в 2015 году предусмотрено субсидий в объеме 168 243,5 млн руб., из них на устойчивое развитие сельских территорий -50,5 млн руб.; на развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения -2274,8 млн руб. [8].
По состоянию на 1 января 2016 года кассовый расход составил 157 730,6 млн руб. (93,75 %) [5].
Согласно пятилетнему плану деятельности Министерства сельского хозяйства РФ на 2013-2018 гг. цели и показатели развития агропромышленного и рыбохозяйствен-ного комплексов выглядят следующим образом:
1. Рост производства основных видов сельскохозяйственной продукции, обеспечивающий продовольственную независимость страны в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации.
2. Увеличение производства рыбной продукции.
3. Повышение качества жизни и комфортности проживания в сельской местности.
4. Поддержка малых форм хозяйствования.
5. Обеспечение эпизоотического благополучия территории Российской Федерации и осуществление ветеринарного и фитосанитарного надзора сельскохозяйственной продукции.
6. Воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных ресурсов [9].
В 2015 году, согласно целевым показателям, были полностью достигнуты цели 3 и 5, однако цели 1, 2, 4 и 6 не были достигнуты по ряду причин. Сопоставление показателей и обоснование отклонений продемонстрированы в табл. 3.
Таблица 3. Сведения о достижении целевых показателей Минсельхозом России за 2015 год [10]
« ч Наименование показателя (индикатора), ед. измерения Значения показателя Обоснование отклонений значения показателя (индикатора)
<и Я % План 2015 год Факт 2015 год
1 Индекс производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году, годовой прирост) 102,7 101,4 Отклонение связано с нестабильной макроэкономической ситуацией и относительно высокой базой 2014 года, прежде всего по продукции растениеводства
1 Индекс производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году, годовой прирост) 102,8 100,5 Отклонение связано с ожидаемым снижением валовых сборов основных видов растениеводческой продукции
1 Индекс производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году, годовой прирост) 102,5 102,3 Отклонение связано с уточнением в сторону уменьшения в 2014 году производства молока (в силу недостаточности государственной поддержки), говядины (из-за нерентабельности)
1 Индекс производительности труда к предыдущему году, % 103,8 101,0 Отклонение связано с ожидаемым снижением производства продукции сельского хозяйства
2 Производство рыбы и продуктов рыбных переработанных и консервированных, тыс. тонн 3633 3713,7 Отклонение вызвано прогнозируемым увеличением объема добычи (вылова) водных биологических ресурсов
4 Количество крестьянских (фермерских) хозяйств, начинающих фермеров, получивших гранты на проекты создания и развития своих хозяйств с помощью государственной поддержки, ед. 1700 2785 В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 16.06.2015 № 1107-р из федерального бюджета выделены дополнительные средства на поддержку начинающих фермеров
4 Количество крестьянских (фермерских) хозяйств, получивших гранты на строительство или реконструкцию семейных животноводческих ферм, ед. 150 542 В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 16.06.2015 № 1107-р из федерального бюджета выделены дополнительные средства на поддержку начинающих фермеров
6 Площадь ввода в эксплуатацию мелиорируемых земель, тыс. га 80,7 91,4 В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.07.2015 № 731 «О внесении изменений в федеральную целевую программу "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы"»
6 Предотвращено от выбытия из сельскохозяйственного оборота сельскохозяйственных угодий, защита и сохранение сельскохозяйственных угодий и земель от ветровой эрозии и опустынивания, а также от водной эрозии, затопления и подтопления, тыс. га 150 184 В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.07.2015 № 731 «О внесении изменений в федеральную целевую программу "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы"»
В Российской Федерации государственная поддержка - основной экономический инструмент аграрной политики, который реализуется через систему субсидирования производства. Указанная поддержка направляется на компенсацию части затрат на производство продукции для обеспечения расширенного воспроизводства, а в итоге и продовольственной безопасности страны.
Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК», принятие Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» [11] и других нормативных актов не вполне решают проблемы сельского хозяйства, несмотря на выделение значительных финансовых ресурсов (табл. 4), поскольку зачастую они не подкрепляются должными механизмами их реализации [12].
Таблица 4. Ресурсное обеспечение реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы за счет средств
федерального бюджета [6]
Объемы бюджетных ассигнований (млн руб.)
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
197 671,6 170 150,2 187 864,1 258 139,9 300 227,2 324 028,1 337 775,2 350 363,5
В Федеральном законе от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» бюджетные ассигнования на реализацию госпрограммы предусмотрены на 2016 год в сумме 204 200,6 млн руб., что меньше прогнозируемой суммы на 53 939,9 млн руб. [13]. Данную разницу можно объяснить влиянием нестабильной макроэкономической ситуации.
Сегодня государственная помощь сельхозтоваропроизводителям в России находится на уровне развивающихся стран. Финансирование сельскохозяйственной науки и образования, консультационное обслуживание производителей сельхозпродукции, поддержка услуг, оказываемых отрасли в России, - все это находится на более низком уровне, чем в развитых странах. Бюджетная помощь и поддержка инфраструктуры сельского хозяйства является более масштабной в экономически развитых государствах. Конкурировать с зарубежными производителями сельскохозяйственной продукции и обеспечивать импортозамещение в этих условиях отечественным товаропроизводителям, безусловно, весьма сложно [14].
Таким образом, можно выделить следующие проблемы сельского хозяйства России.
В нынешних сложных экономических условиях, в которые поставлена Россия, российское село не получает максимального уровня поддержки, разрешенного ВТО, не говоря уже о том, что и этот уровень является гораздо более низким по сравнению с развитыми странами Запада [15].
Принимая во внимание низкий конкурентный потенциал отечественного сельского хозяйства, низкую конкурентоспособность производимой сельхозпродукции, этого явно недостаточно для масштабной модернизации аграрного сектора экономики РФ, следовательно, обеспечения продовольственной безопасности страны и замещения импортных продуктов питания отечественными.
Если под импортозамещением продовольственной продукции понимать государственную стратегию развития отрасли по рационализации импорта путем стимулирования развития отечественных производителей агропродовольственной продукции, обеспечения ее конкурентоспособности, то реализация политики в этой области позволит обеспечить не только достаточный уровень продовольственной безопасности страны, но и развитие отечественного сельского хозяйства [16].
С этой точки зрения развитие системы импортозамещения на продовольственном рынке можно считать одним из реальных «окон возможностей» для российского АПК.
Однако при этом следует помнить и о «рамках возможностей» российской сельскохозяйственной отрасли: устаревшей материально-технической базе, недостатке квалифицированных кадров, деградированных почвах и пр. В этой связи, как представляется, более реально рассматривать вопрос об импортозамещении продуктов питания в долгосрочной и краткосрочной перспективах.
В долгосрочной перспективе - за счет модернизации отечественного аграрного сектора экономики в целях замещения импорта товарами, произведенными отечественными производителями внутри страны. При этом основным критерием необходимости и возможности импортозамещения должна стать экономическая, социальная и стратегическая целесообразность.
Стоит заметить и еще один немаловажный факт: достижение продовольственной безопасности происходит благодаря улучшению экономического климата, которое происходит за счет активного наращивания объемов собственного производства при реализации стратегии импортозамещения.
Государство в долгосрочной перспективе должно осуществлять поддержку экспорта продуктов производства российских аграриев, иначе темпы роста производства снизятся.
Однако сколько бы ни подвергали критике приверженцев сильного государства в аграрной сфере экономики, восстановление продовольственной безопасности страны в долгосрочной перспективе возможно только путем проведения эффективной аграрной политики с применением инструментов государственного влияния. При этом следует максимально использовать меры государственной поддержки, разрешенной правилами ВТО.
По мнению авторов, во-первых, необходима разработка концепции на государственном уровне, в которой должны быть четко определены требования: уважение к крестьянскому труду через приоритет аграрной отрасли, повышение качества жизни сельского населения, сбережение на селе наиболее активных и деятельных работников, повышение их мотивационной направленности на успех в целях обеспечения продовольственной безопасности страны.
В основу политики сельского развития должны быть положены конкретные принципы, а именно:
• равный доступ сельского населения к социальным услугам в соответствии с социальными стандартами для различных типов населенных пунктов;
• полный учет природного, демографического, социального, производственного, экологического и финансового потенциала села и возможностей для его саморазвития;
• обязательное массовое участие сельского сообщества в разработке и реализации программ устойчивого развития сельских территорий;
• повышение ответственности органов государственного и муниципального управления за положительные изменения основных индикаторов сельского развития и сокращение дифференциации сельских поселений по ключевым показателям устойчивого развития сельских территорий.
Для возрождения мотивационных механизмов, необходимых для развития аграрной сферы, необходимо пересмотреть и радикально увеличить инвестиции в инфраструктуру агропромышленного комплекса. Привлечение инвестиций в российский агропромышленный комплекс является важнейшим условием для поддержания устойчивого экономического роста агропредприятий и повышения экономической безопасности.
При росте безработицы в АПК нужно принять дополнительную программу развития сельских регионов, пользуясь опытом выхода из экономической депрессии и необходимыми и доступными средствами борьбы с безработицей (строительство, модернизация сельских дорог).
Для обеспечения экономической безопасности АПК страны необходимо обобщение усилий правительства, Совета безопасности и Федерального Собрания. Через активное воздействие государства на развитие агропромышленного производства произойдет восстановление продовольственной безопасности страны.
Для этого предстоит решить ряд взаимосвязанных задач, необходимых для того, чтобы приблизиться к уровню развитых стран:
• модернизация сельского хозяйства и сферы производственного обслуживания агропромышленного комплекса;
• восстановление производства на заброшенных сельскохозяйственных угодьях;
• формирование кадрового потенциала агропредприятий, способного осваивать новые технологии;
• государственная идеология возвращения уважения к крестьянскому труду.
Следующий шаг - определение восприимчивости экономических агентов к мерам воздействия государства, с опорой на оценку современной ситуации. Далее необходимо определить достаточный уровень бюджетной поддержки с выбором конкретных мер государственного влияния с учетом правил ВТО. Следует провести ревизию действующих ныне мер государственной поддержки аграрного сектора экономики и найти новые эффективные решения, позволяющие, согласно правилам ВТО, не только формировать «корзины» государственной поддержки, но и открывать новые перспективы в развитии отечественного сельского хозяйства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алтухов А.И. Обеспечение страны продовольствием в условиях зарубежных санкций // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2014. - № 9. - С. 3-7.
2. Алтухов А.И. Продовольственная безопасность России в условиях зарубежных санкций // АПК: экономика, управление. - 2014. - № 2. - С. 19-29.
3. Тимощенко М.А. Особенности государственной поддержки сельского хозяйства в современных условиях // Продовольственная политика и безопасность. - 2015. - Т. 2. - № 2. - С. 113-126.
4. Предварительные итоги уборки основных сельскохозяйственных культур в 2015 году. URL: http://www.mcx.ru/documents/document/show/34405.htm (дата обращения: 20.01.2016).
5. Минсельхоз России: О текущей ситуации в АПК. URL: http://www.mcx.ru/documents/document/show/ 15381.htm (дата обращения: 17.01.2016).
6. Минсельхоз России: Государственная программа на 2013-2020 годы. URL: http://mcx.ru/navigation/docfeeder/show/342.htm (дата обращения: 15.12.2015).
7. Савкин В.И. Развитие меркантилизма и его роль в современной аграрной экономической политике России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2014. - № 38. - С. 2-8.
8. О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов: Федеральный закон от 01.12.2014 № 384-ФЗ (ред. от 28.11.2015). URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_171692/ (дата обращения: 15.01.2016).
9. Минсельхоз России: План деятельности Минсельхоза России на 2013-2018 годы. URL: http://www.mcx.ru/documents/document/show/24205.htm (дата обращения: 17.01.2016).
10. Минсельхоз России: Визуализация Плана деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на 2013-2018 годы. URL: http://www.mcx.ru/documents/ document/show/24205.htm (дата обращения: 17.01.2016).
11. О развитии сельского хозяйства: Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ (ред. от 12.02.2015). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64930/ (дата обращения: 16.12.2015).
12. Дмитриев А.В. Государственное управление региональным социально-экономическим развитием посредством применения программно-целевых методов // Стратегия устойчивого развития регионов России: материалы конференции. - Новосибирск, 2013. - С. 60-63.
13. О федеральном бюджете на 2016 год: Федеральный закон от 14.12.2015 № 359-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_190535/ (дата обращения: 17.12.2015).
14. Положение дел в связи с отсутствием продовольственной безопасности в мире. Множественные проявления продовольственной безопасности. URL: http://www.fao.org/3/a-i3434r.pdf (дата обращения: 16.12.2015).
15. Ушачев И.Г. Продовольственная безопасность России в рамках глобального партнерства. - М.: Изд-во ИП Насриддинова В.В., 2013. - 524 с.
16. Макаров А.Н. Импортозамещение как инструмент индустриализации экономики региона: инновационный аспект (на примере Нижегородской области) // Российский внешнеэкономический вестник. -2011. - № 5. - С. 36-40.
REFERENCES
1. Altukhov A.I. Obespechenie strany prodovolstviem v usloviyakh zarubezhnykh sanktsiy [Providing food to the country under international sanctions]. Vestnik Kurskoy gosudarstvennoy selskokhozyaystvennoy akade-mii, 2014, no. 9, pp. 3-7.
2. Altukhov A.I. Prodovolstvennaya bezopasnost Rossii v usloviyakh zarubezhnykh sanktsiy [Food security of Russia in the conditions of international sanctions]. APK: ekonomika, upravlenie, 2014, no. 2, pp. 19-29.
3. Timoshchenko M.A. Osobennosti gosudarstvennoy podderzhki selskogo khozyaystva v sovremennykh usloviyakh [Features of the state support of agriculture in modern conditions]. Prodovolstvennaya politika i bezopasnost, 2015, vol. 2, no. 2, pp. 113-126.
4. Predvaritelnye itogi uborki osnovnykh selskokhozyaystvennykh kultur v 2015 godu [Preliminary results of the harvest of major crops in 2015]. Available at: http://www.mcx.ru/documents/document/show/ 34405.htm (accessed 20 January 2016).
5. Minselkhoz Rossii: O tekushchey situatsii v APK [The Ministry of Agriculture of Russia: On the current situation in the AIC]. Available at: http://www.mcx.ru/documents/document/show/15381.htm (accessed 17 January 2016).
6. Minselkhoz Rossii: Gosudarstvennaya programma na 2013-2020 gody [The Ministry of Agriculture of Russia: The State program for 2013-2020]. Available at: http://mcx.ru/navigation/docfeeder/show/342.htm (accessed 15 December 2015).
7. Savkin V.I. Razvitie merkantilizma i ego rol v sovremennoy agrarnoy ekonomicheskoy politike Rossii [The development of mercantilism and its role in modern agrarian economic policy of Russia]. National interests: priorities and security, 2014, no. 38, pp. 2-8.
8. Federalnyy zakon ot 01.12.2014 № 384-FZ (red. ot 28.11.2015) «O federalnom byudzhete na 2015 god i planovyy period 2016 i 2017 godov» [Federal law no. 384 from 1 December 2014 «On the federal budget for 2015 and the planning period of 2016 and 2017»]. Available at: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_171692/ (accessed 15 January 2016).
9. Minselkhoz Rossii: Plan deyatelnosti Minselkhoza Rossii na 2013-2018 gody [The Ministry of Agriculture of Russia: Plan of the Ministry of Agriculture of Russia for 2013-2018]. Available at: http://www.mcx.ru/documents/document/show/24205.htm (accessed 17 January 2016).
10. Minselkhoz Rossii: Vizualizatsiya plana deyatelnosti Ministerstva selskogo khozyaystva Rossiyskoy Feder-atsii na 2013-2018 gody [The Ministry of Agriculture of Russia: Visualization of the action plan of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation for 2013-2018]. Available at: http://www.mcx.ru/documents/document/show/24205.htm (accessed 17 January 2016).
11. Federalnyy zakon ot 29.12.2006 № 264-FZ (red. ot 12.02.2015) «O razvitii selskogo khozyaystva» [Federal law no. 264 from 29 December 2006 «On the development of agriculture»]. Available at: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_64930/ (accessed 16 December 2015).
12. Dmitriev A.V. Gosudarstvennoe upravlenie regionalnym sotsialno-ekonomicheskim razvitiem posredstvom primeneniya programmno-tselevykh metodov [State management of regional social and economic development through the use of program-target method]. Strategiya ustoychivogo razvitiya regionov Rossii: materi-aly konferentsii. Novosibirsk, 2013. pp. 60-63.
13. Federalnyy zakon ot 14.02.2015 № 359-FZ «O federalnom byudzhete na 2016 god» [Federal law no. 359 from 14 February 2015 «On the federal budget for 2016»]. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_190535/ (accessed 17 December 2015).
14. Polozhenie del v svyazi s otsutstviem prodovolstvennoy bezopasnosti v mire. Mnozhestvennye proyavleniya prodovolstvennoy bezopasnosti [The state of food insecurity in the world. Multiple manifestations of food security]. Available at: http://www.fao.org/3Za-i3434r.pdf (accessed 16 December 2015).
15. Ushachev I.G. Prodovolstvennaya bezopasnost Rossii v ramkakh globalnogo partnerstva [Food safety of Russia in the framework of a global partnership]. Moscow, IP Nasriddinova V.V. Publ., 2013. 524 p.
16. Makarov A.N. Importozameshchenie kak instrument industrializatsii ekonomiki regiona: innovatsionnyy aspekt (na primere Nizhegorodskoy oblasti) [Import substitution industrialization as a tool for the region's economy: innovative aspect (in the Nizhny Novgorod region)]. Russian Foreign Economic Bulletin, 2011, no. 5, pp. 36-40.
Дата поступления 11.02.2016