Научная статья на тему 'Основные диспропорции движения финансовых потоков в региональных территориальных системах'

Основные диспропорции движения финансовых потоков в региональных территориальных системах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
399
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАТРИЦА ФИНАНСОВЫХ ПОТОКОВ / КРЕДИТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / СТРАХОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ДОМАШНИЕ ХОЗЯЙСТВА / РЕГИОН / SOCIAL ACCOUNTING MATRIX / CREDIT INSTITUTIONS / INSURANCE COMPANIES / HOUSEHOLDS / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наумов Илья Викторович

Рассмотрен теоретико-методологический подход к формированию на региональном уровне матрицы финансовых потоков между сектором финансовых корпораций (кредитными учреждениями, страховыми организациями, государственным и негосударственными пенсионными фондами, управляющими инвестиционными компаниями) и другими институциональными секторами (нефинансовыми корпорациями, домашними хозяйствами, органами государственного управления, зарубежными инвестиционными организациями) с учетом воспроизводственного процесса и базовых принципов Системы национальных счетов. Представлены структура и источники формирования первичных доходов, конечного потребления, валового сбережения финансового сектора региональных территориальных систем, а также процесс преобразования данных сбережений в инвестиции. Сформированная матрица позволила выявить диспропорции движения финансовых потоков между институциональными секторами в регионах Уральского федерального округа, а также тенденции развития финансового сектора, которые оказывают негативное воздействие на финансовую устойчивость данных территориальных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Наумов Илья Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Major Imbalances in Financial Flows in Regional Territorial Systems

The paper deals with a theoretical-methodological approach to the formation of regional matrix of financial flows between the sector of financial corporations (credit institutions, insurance companies, public and private pension funds, management investment companies) and other institutional sectors (non-financial corporations, households, government authorities, foreign investment institutions) taking into account the reproduction process and the basic principles of the System of National Accounts. The article presents the structure and sources of primary incomes, final consumption, and gross savings of the financial sector of the regional territorial systems as well as the conversion of these savings into investments. The matrix formed allowed identifying disproportions in financial flows between the institutional sectors in the regions of the Ural Federal District, as well as the trends in the financial sector development, which had a negative impact on the financial sustainability of these territorial systems

Текст научной работы на тему «Основные диспропорции движения финансовых потоков в региональных территориальных системах»

Кандидат экономических наук, старший научный сотрудник

Институт экономики Уральского отделения РАН

620014, РФ, г. Екатеринбург, ул. Московская, 29 Контактный телефон: (343) 371-98-23 e-mail: [email protected]

НАУМОВ Илья Викторович

Основные диспропорции движения финансовых потоков в региональных территориальных системах1

Рассмотрен теоретико-методологический подход к формированию на региональном уровне матрицы финансовых потоков между сектором финансовых корпораций (кредитными учреждениями, страховыми организациями, государственным и негосударственными пенсионными фондами, управляющими инвестиционными компаниями) и другими институциональными секторами (нефинансовыми корпорациями, домашними хозяйствами, органами государственного управления, зарубежными инвестиционными организациями) с учетом воспроизводственного процесса и базовых принципов Системы национальных счетов. Представлены структура и источники формирования первичных доходов, конечного потребления, валового сбережения финансового сектора региональных территориальных систем, а также процесс преобразования данных сбережений в инвестиции. Сформированная матрица позволила выявить диспропорции движения финансовых потоков между институциональными секторами в регионах Уральского федерального округа, а также тенденции развития финансового сектора, которые оказывают негативное воздействие на финансовую устойчивость данных территориальных систем.

JEL classification: 0 5, D02, D13

Ключевые слова: матрица финансовых потоков; кредитное учреждение; страховая организация; домашние хозяйства; регион.

В условиях социально-экономического и финансового кризиса проблема выявления диспропорций движения финансовых потоков между институциональными секторами в территориальных системах становится особенно актуальной. Основанная на методе построения балансовых моделей матрица финансовых потоков между секторами позволяет глубже понять закономерности финансовых взаимосвязей между кредитными учреждениями, страховыми организациями, пенсионными фондами, управляющими инвестиционными компаниями и такими институциональными секторами, как домашние хозяйства, нефинансовые корпорации, государственное управление, остальной мир (зарубежные организации). Построение таких матриц позволяет своевременно прогнозировать возникновение диспропорций в распределении финансовых потоков между указанными секторами для государственного регулирования и предотвращения развивающихся факторов утери финансовой стабильности территориальных систем.

Основная задача данной работы заключается в обосновании необходимости фор- д мирования матрицы финансовых потоков и выработки механизмов их регулирования. г

1 Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ №15-02-00587 «Совершенствование го- | сударственной инвестиционной политики на основе моделирования региональных мультипли- щ

Введение

s

кативных эффектов».

©

Теоретические подходы к формированию матрицы движения финансовых потоков

В современной научной литературе представлено множество подходов и методик оценки, прогнозирования финансовой устойчивости территории, но большая их часть не дает возможности оценить диспропорции движения денежных потоков и распределение финансовых ресурсов между институциональными секторами внутри региональной территориальной системы, а также во взаимосвязи с другими территориальными системами и внешним миром. Оптимальным для решения этой проблемы становится использование методологии формирования балансовых (равновесных) моделей, позволяющей выявить не только направления движения средств по секторам экономики, но и факторы-угрозы возможного снижения финансовой устойчивости данной территории.

Длительное время при формировании балансовых моделей развития социально-экономических систем использовалась методология построения Системы национальных счетов (СНС). Теоретическим фундаментом ее стали работы Дж. Кейнса, А. Бо-ули, К. Кларка, С. Кузнеца, Дж. Стемпа, Дюмонтье, Фроман, Гаванье, занимавшихся проблемами вычисления национального дохода. Балансовые модели российской экономики проектировали В. Л. Макаров, Л. И. Абалкин, В. М. Полтерович, С. Ю. Глазьев, Д. С. Львов и др. Разработанные ими модели были основаны на методологии СНС и отражали взаимосвязи между институциональными секторами в производственной сфере, в сфере услуг. Финансовый сектор был представлен неполно (в нем был отражен только банковский сектор). Помимо этого, как показало наше исследование, методология СНС имеет ряд серьезных ограничений, затрудняющих ее использование при формировании матрицы движения финансовых потоков в регионе:

1. Недостаточный уровень имеющейся статистики для составления матриц финансовых потоков. Статистические данные СНС обновляются раз в пять лет и в полном объеме формируются только для макроэкономического уровня.

2. Отсутствие подробной информации о состоянии финансового сектора в СНС и наличие статистических ошибок вследствие того, что большая часть организаций, расположенных в регионе, представляет собой филиалы межрегиональных, международных корпораций. Прибыль таких организаций регистрируется не в регионе их местоположения, а в регионе местоположения их головного офиса.

3. Невозможность точного отражения структуры доходов и расходов валового регионального продукта в СНС на региональном уровне вследствие того, что в доходах населения и корпораций не учитываются их кредитно-депозитные ресурсы, доходность по ценным бумагам, прибыль от валютных вкладов кредитных организаций за границей.

Данные ограничения затрудняют использование методологии СНС при формировании модели движения денежных потоков и распределения финансовых ресурсов между секторами экономики в региональных территориальных системах [1]. Большинство этих ограничений снимает методология формирования интегрированных матриц финансовых потоков (Social Accounting Matrix - SAM). Она представляет собой своеобразную модель, используемую для исследования экономической деятельности в масштабах страны и ее регионов на основе взаимосвязанных балансов, отражающих потоки движения продуктов и их финансовых эквивалентов между экономическими агентами в процессе совершения ими экономических операций. Сформированная по этой методологии матрица способна отразить практически все финансовые взаимосвязи между различными институциональными секторами в территориальной системе [6].

Анализ матриц финансовых потоков, представленных в работах А. Р. Белоусо-ва, Е. А. Абрамовой, Н. Н. Михеевой [4], Е. А. Старицыной, Л. Г. Сайфетдиновой, Н. И. Климовой, Л. Ю. Чередниковой [2], В. В. Христовой [9], Г. Н. Мальцева [3],

Д. А. Татаркина, Е. Н. Сидоровой, А. В. Трынова [7; 8], показал, что авторы крайне ограниченно представляют сектор финансовых корпораций, характеризуя его только банковским сектором, игнорируя такие важные его элементы, как страховые организации, пенсионные фонды и инвестиционные управляющие компании. Помимо этого, авторами не учитывается воспроизводственный процесс финансовых потоков в секторе финансовых корпораций, который активно используется при формировании матрицы по другим институциональным секторам (стадии формировании первичных доходов населения, конечного потребления, валового сбережения, процесса преобразования валовых сбережений в инвестиции, чистого кредитования по сектору). Данный принцип заложен в основу нашей методологии формирования матрицы финансовых потоков в регионе.

Важным принципом формирования матрицы финансовых потоков, который отличает наш подход от существующих, является комплексность представления сектора финансовых корпораций в виде совокупности зарегистрированных и функционирующих на территории региона кредитных учреждений, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов и управляющих инвестиционных компаний. Комплексное представление сектора финансовых корпораций в матрице позволяет более точно отразить характер финансовых отношений с другими институциональными секторами и выявить диспропорции движения финансовых потоков, которые не были так выражены при рассмотрении только банковского сектора.

Важнейшим для нашего методологического подхода к формированию матрицы финансовых потоков является представленный в работе [5] принцип формирования матрицы «снизу» - на основе систематизации и обработки первичной информации бухгалтерского учета1, отражающей взаимодействие кредитных учреждений, страховых организаций, пенсионных фондов, управляющих финансовыми активами компаний, с другими институциональными секторами (финансовые и нефинансовые корпорации, государственное управление, домашние хозяйства и остальной мир). На первом этапе предлагается построение матрицы движения финансовых ресурсов между институциональными секторами, банками и другими кредитными учреждениями, поскольку именно банковский сектор играет ключевую роль в формировании финансового счета балансовой экономической модели. При этом выявленные финансовые потоки распределяются по стадиям воспроизводства финансовых ресурсов (от формирования первичных доходов до чистого кредитования по данному сектору). На следующем этапе собираются и систематизируются данные по страховым организациям, государственному и негосударственным пенсионным фондам, инвестиционным фондам и управляющим финансовым компаниям; выявляются основные направления движения финансовых потоков между ними и другими институциональными секторами и интеграция с уже построенной матрицей по банковскому сектору с соблюдением принципа воспроизводства финансовых ресурсов, которые определены методологией СНС.

Основные закономерности движения финансовых потоков в Уральском федеральном округе

Представленный методологический подход был использован нами при построении матрицы финансовых потоков в регионах, формирующих Уральский федеральный округ (Свердловской, Челябинской, Тюменской, Курганской областях) в 2012 г. Рассмотрим основные источники и направления движения финансовых потоков в рамках сформированной матрицы (табл. 1), которая позволила выявить следующую закономерность: во всех территориальных системах основным донором развития сектора финансовых

1 Данные оборотной ведомости по счетам бухгалтерского учета по форме 101 кредитных учреждений и банков Свердловской области за 2014 год // Региональный раздел статистики ЦБ РФ. URL: http://www.cbr.ru/credit/colist.asp?find=&how=name&bl=&pl=&cs=&rgn=51.

корпораций являются не коммерческие организации (сектор нефинансовых корпораций), а домашние хозяйства. Первичные доходы финансовых корпораций в 2012 г. формировались в основном за счет ресурсов сектора домашних хозяйств (178,5 млрд р.), нефинансовых корпораций (28,2 млрд р.), государственного управления (6,7 млрд р.), зарубежных финансовых компаний и инвестиционных фондов (7,3 млрд р.). В результате кредитными учреждениями федерального округа было привлечено 82,4 млрд р., страховыми организациями - 142,1 млрд р., негосударственными пенсионными фондами - 10,2 млрд р. Основные доходы кредитные учреждения получали от кредитов, предоставленных домашним хозяйствам (32,3 млрд р.) и нефинансовым корпорациям (28,2 млрд р.), от открытия и ведения банковских счетов, расчетного, кассового обслуживания (15,5 млрд р.).

Первичные доходы страховых организаций формировались в результате обязательного медицинского страхования домашних хозяйств (25,4 млрд р.) и привлечения средств по страхованию жизни, имущества населения (113 млрд р.), а также по договорам перестрахования от других страховых учреждений (3,7 млрд р.). Что касается негосударственных пенсионных фондов, то в 2012 г. они привлекли 10,2 млрд р. пенсионных накоплений, из которых 63,8% составили средства Государственного пенсионного фонда РФ в результате перевода пенсионных накоплений домашних хозяйств для управления негосударственными пенсионными фондами; 19,1% - пенсионные накопления домашних хозяйств; 10,5% - средства других финансовых учреждений и инвестиционных фондов Урала, размещенные на счетах негосударственных пенсионных фондов, а также частично предоставленные им в кредит.

В ходе анализа сформированной матрицы финансовых потоков была выявлена диспропорция в структуре конечного потребления и сбережений финансовых корпораций в различных территориальных системах. Только в одном регионе Уральского федерального округа (УрФО) - Свердловской области - кредитные учреждения, составляющие основу сектора финансовых корпораций, направляли больше средств на конечное потребление, чем имелось в наличии после получения первичных доходов, формируя тем самым отрицательный баланс по валовому сбережению. В других региональных системах наблюдался обратный процесс - накопление валовых сбережений по кредитным учреждениям сектора финансовых корпораций (табл. 2).

Размер заимствования кредитных организаций в Свердловской области в 2012 г. составил чуть более 4,5 млрд р., тогда как в Челябинской области данными организациями были сбережены 823 млн р., в Курганской - 133 млн р., Тюменской области - 2,5 млрд р. Это было связано с тем, что в 2012 г. возросли расходы кредитных организаций региона по депозитам, размещенным в других финансовых учреждениях (их доля в структуре конечного потребления составила 30,5%), расходы по другим привлеченным средствам и кредитам (22%), расходы на содержание основных средств и имущества (17,8%) и расходы на выплату заработной платы (16,7%).

В других региональных территориальных системах также наблюдался рост расходов на выплату процентов по кредитам и другим привлеченным средствам. Кредитные учреждения в большем объеме размещали средства на счетах других организаций, однако доходы по данным финансовым инструментам превышал их расходы. В Свердловской области полученных кредитными учреждениями доходов не хватало для покрытия текущих расходов.

Причиной возникшего в 2012 г. дефицита средств у кредитных организаций является выявленный в результате формирования матрицы финансовых потоков отток капитала из России за рубеж. Средства данных организаций выводились посредством размещения денежных средств на счетах зарубежных организаций в виде депозитов, расходов на оплату труда иностранных специалистов, аудит. Согласно данным табл. 1, на эти цели кредитными организациями Уральского федерального

Таблица 1

Матрица финансовых потоков в Уральском федеральном округе в 2012 г., млн р.

Показатель Финансовые корпорации Нефинансовые корпорации Домашние хозяйства Государственное управление Остальной мир

Центральный банк РФ Кредитные организации Страховые организации Негосударственные пенсионные фонды Другие финансовые учреждения

Первичные доходы: -333 82397 142076 10222 -13676 -28242 -178502 -6669 -7272

доходы по предоставленным кредитам 0 57069 0 0 -2235 -21549 -32269 -141 -875

доходы по размещенным денежным средствам 0 3297 0 0 -1426 -656 -534 0 -681

доходы по депозитам, размещенным в других организациях -333 806 0 0 -145 0 0 23 -351

доходы от открытия и ведения банковских счетов, расчетного и кассового обслуживания 0 15457 0 0 -3717 -3913 -3913 0 -3913

доходы от купли-продажи иностранной валюты 0 5 502 0 0 -1346 -1385 -1385 0 -1385

доходы от операций с драгоценными металлами и камнями 0 52 0 0 -13 -13 0 -13 -13

доходы от операций финансовой аренды, от оказания консультационных и информационных услуг 0 214 0 0 -54 -54 -37 -16 -54

денежные потоки, связанные с обязательным медицинским страхованием 0 0 25420 0 0 0 -25420 0 0

денежные потоки от страховых премий 0 0 116656 0 -3663 0 -112 993 0 0

пенсионные взносы 0 0 0 10222 -1078 -671 -1950 -6522 0

Конечное потребление: 1185 -83514 -135 085 -2621 17755 66917 121855 9 539 3970

расходы по полученным кредитам, долговым обязательствам 78 -789 -208 0 652 0 0 0 266

расходы по размещенным денежным средствам в организациях 0 -3120 0 0 2254 740 75 20 32

расходы по депозитам, размещенным в других организациях 0 -25139 0 0 522 4741 19 528 266 81

расходы по прочим привлеченным средствам 1107 -16292 0 0 4431 3 880 3389 60 3425

расходы на оплату труда, содержание персонала 0 -17991 -9 887 -70 133 352 23881 3447 133

обязательное медицинское страхование, выплаты по договорам страхования 0 -1158 -90 385 0 8464 12005 71073 0 0

налоги и сборы 0 -4029 -1347 -122 0 0 0 5498 0

выплата негосударственных пенсий 0 0 0 -785 0 0 785 0 0

перечисления в Пенсионный фонд РФ и другие негосударственные пенсионные фонды 0 0 0 -1287 1082 0 0 205 0

вознаграждение управляющей компании за управление пенсионными накоплениями и пенсионными резервами 0 0 0 -216 216 0 0 0 0

Окончание табл. 1

Финансовые корпорации а* а* Вч

Показатель Центральный банк РФ Кредитные организации Страховые организации Негосударственные пенсионные фонды Другие финансовые учреждения Нефинансовы корпорации Домашние хозяйства Государствен» управление Остальной ми

расходы на содержание основных средств и имущества (в том числе амортизация, ремонт, аренда, услуги связи, охрана) 0 -12604 -6544 -142 1 19289 0 0 0

судебные издержки, платежи в возмещение причиненных убытков 0 -70 -4509 0 0 1413 3123 44 0

аудит 0 -65 0 0 0 32 0 0 32

реклама 0 -978 0 0 0 978 0 0 0

служебные командировки, представительские, другие организационные и управленческие расходы 0 -1125 -22206 0 0 23331 0 0 0

расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, мероприятий культурно-просветительского характера 0 -62 0 0 0 62 0 0 0

расходы на благотворительность и аналогичные расходы 0 -93 0 0 0 93 0 0 0

Валовое сбережение 851 -1117 6991 7601 4079 38675 -56647 2870 -3302

Процесс преобразования валовых сбережений в инвестиции: 0 7567 -7874 7446 28020 -31964 -555 -2101 -540

доход от вложений в долговые обязательства (долговые ценные бумаги, облигации, векселя), получение кредитов 0 4616 -5863 1047 2475 -128 -31 -2101 -16

доход от вложений в акции, процентный доход от инвестиционной деятельности 0 263 891 2256 -2872 -536 0 0 -1

доход от вложений в уставные капиталы других организаций 0 0 -1121 85 1121 -85 0 0 0

доход от вложений в производные финансовые инструменты 0 -521 0 0 521 0 0 0 0

доход от вложений в банковские вклады (депозиты) 0 0 2108 649 -2 757 0 0 0 0

доход от вложений в недвижимость, приобретение, создание, модернизация основных средств, управление имуществом 0 1324 -590 2836 -11 -3559 0 0 0

комиссионные вознаграждения, штрафы, пени, неустойки по другим банковским операциям и сделкам 0 5260 0 0 -1316 -1311 -1316 0 -1316

прочие доходы 0 -3374 -3299 573 30860 -26344 793 0 793

Чистое кредитование 851 6449 -882 15047 32099 6711 -57202 769 -3842

округа было затрачено 278 млн р., из которых 237 млн р. - средства кредитных учреждений Свердловской области. Однако наибольший размер направленных сектору зарубежных финансовых корпораций средств был связан с возвратом кредитными учреждениями УрФО привлеченных средств (3,4 млрд р., см. табл. 1), полученных кредитов и процентов по долговым обязательствам (266 млн р.). Почти 74% данных расходов приходились на кредитные организации Свердловской области. Общий размер финансовых ресурсов, направленных сектору «остальной мир», по матрице финансовых потоков в УрФО достиг почти 4 млрд р., из которых около 3,0 млрд р. составляли средства кредитных учреждений Свердловской области (табл. 2). Если бы средства сектора финансовых корпораций не выводились за рубеж, в регионе и в целом по федеральному округу наблюдалась бы положительная динамика валового сбережения финансовых ресурсов.

Таблица 2

Распределение финансовых потоков по конечному потреблению и валовому сбережению сектора финансовых корпораций в 2012 г. в региональных территориальных системах УрФО, млн р.

Финансовые корпорации я

Территориальная система Центральный банк РФ Кредитные организации Страховые организации Негосударственные пенсионные фонды Другие финансовые учреждения Нефинансовые корпорации Домашние хозяйств Государственное управление Остальной мир

Конечное потребление

УрФО 1185 -83 514 -135 085 -2 621 17755 66 917 121855 9 539 3 970

Свердловская область 1 100 -53290 -47093 -1 411 8 018 29 304 55 924 4 500 2 949

Челябинская область 50 -13821 -19100 -136 3 074 9 983 17 279 1 910 761

Тюменская область 35 -16111 -37065 -1 074 5 319 18 681 27 084 2 872 259

Курганская область 0 -292 -31827 0 1 344 8 950 21 567 257 1

Валовое сбер ежение

УрФО 851 -1117 6 991 7601 4 079 38 675 -56647 2 870 -3 302

Свердловская область 1 061 -4 586 1 311 3 047 2 621 13 706 -16896 1 014 -1 278

Челябинская область 2 823 1 276 147 77 4 062 -7 111 1 605 -879

Тюменская область -210 2 513 1 240 4 407 1 446 12 254 -20 535 -2 -1 112

Курганская область -1 133 3 165 0 -65 8 653 -12106 253 -33

Анализ структуры конечного потребления сектора финансовых корпораций показал, что инвестированные домашними хозяйствами средства в 2012 г. не принесли им дохода, а перераспределились между институциональными секторами. Сектору домашних хозяйств вернулись только 68,3% инвестированных средств (121,9 млрд р.), из них: 71 млрд р. в виде выплат по договорам страхования, 23,9 млрд р. в виде заработной платы и других начислений, 19,5 млрд р. в виде доходов по депозитам и 3,4 млрд р. по другим средствам, размещенным в кредитных учреждениях, 785 млн р. в виде пенсионных выплат. Поскольку средства домашних хозяйств, вложенные ими в страхование имущества и жизни в 2012 г., вернулись им не в полном объеме, значительная их часть осталась в пассивах страховых учреждений (67,4 млрд р.). Можно сделать предположение, что домашние хозяйства являются донором развития не всего сектора финансовых корпораций, а его части - страховых организаций. При этом в тех региональных системах, в которых уровень доходов домашних хозяйств выше, соответственно выше

и размер финансовых ресурсов, остающихся у страховых организаций после выплат по договорам страхования. Согласно табл. 2, наибольшую долю в структуре финансовых потоков, оставшихся у страховых организаций после выплат в качестве возмещения причиненного ущерба, занимает Тюменская область (36,3% от уровня по УрФО) и уже после нее Свердловская область (29,8%). По размеру финансовых потоков, направляемых домашними хозяйствами на страхование, Тюменская область находится на втором месте после Свердловской.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отмеченная в ходе формирования и дальнейшего анализа матрицы финансовых потоков тенденция развития страховых организаций преимущественно за счет финансовых ресурсов сектора домашних хозяйств является негативной для развития сектора финансовых корпораций в будущем. Обусловлено это тем, что усилившийся в 2014-2016 гг. финансово-экономический кризис в России способствовал резкому сокращению доходов домашних хозяйств, снижению уровня потребления товаров и услуг и, следовательно, приведет к сокращению объемов страхования в будущем, что формирует высокие риски развития сектора финансовых корпораций на ближайшую перспективу. Это негативно повлияет на развитие кредитных учреждений и инвестиционных управляющих компаний, поскольку страховые организации активно вкладывают средства в долговые обязательства (долговые ценные бумаги, облигации, векселя), которыми располагают данные финансовые учреждения (их размер в УрФО, по данным табл. 1, составил 5,9 млрд р.). Особенно важна роль страховых организаций в регионах с менее развитым финансовым сектором. Формирование матрицы финансовых потоков показало, что основная доля приобретенных долговых ценных бумаг страховыми организациями приходилась на Курганскую область (4,2 из 5,9 млрд р.). В Свердловской области страховыми организациями было приобретено долговых ценных бумаг на 0,8 млрд р., в Челябинской области - на 0,6 млрд р., Тюменской области - на 0,3 млрд р.

Значительную роль в процессе преобразования валовых сбережений в инвестиции сектора финансовых корпораций сыграли органы государственной власти и государственные учреждения. Сектор финансовых корпораций в 2012 г. получил 2,1 млрд р. дохода от вложений в государственные долговые ценные бумаги (табл. 1). В результате валовые сбережения по сектору государственного управления сократились с 2,9 млрд р. до 769 млн р.

Отмеченная тенденция наблюдается не во всех регионах УрФО. В Свердловской области государственные учреждения имели убытки от вложений в долговые ценные бумаги в размере 1,1 млрд р. В результате их валовые сбережения стали отрицательными (размер чистого кредитования по сектору государственного управления составил 27,5 млн р.). Подобная тенденция была отмечена и в Тюменской области, здесь сформировался дефицит средств по сектору государственного управления в размере 498 млн р. В регионах с менее развитым финансовым сектором наблюдалась обратная тенденция: государственные учреждения Курганской области не вкладывали средства в долговые ценные бумаги и в результате сохранили свои валовые сбережения в размере 253,3 млн р. по сектору государственного управления. Несмотря на потери государственных учреждений от операций с ценными бумагами, сектору государственного управления в Челябинской области удалось сохранить валовые сбережения в размере 1,0 млрд р. Можно сделать вывод о том, что региональные территориальные системы с более развитым финансовым сектором активно поддерживаются финансовыми ресурсами государственных учреждений. Это формирует отрицательное итоговое сальдо в матрице финансовых потоков по сектору государственного управления, означая, что государственные учреждения вынуждены находить недостающие для своего развития средства.

Заключение

Сформированная матрица финансовых потоков по регионам УрФО позволила выявить диспропорции развития институциональных секторов. Наиболее опасной для развития сектора финансовых корпораций является диспропорция в структуре формирования их первичных доходов. Во всех территориальных системах основным донором развития сектора финансовых корпораций являются не коммерческие организации, а домашние хозяйства, доходы которых на протяжении последних четырех лет сокращаются из-за нарастающего в стране финансово-экономического кризиса. В связи с этим повышается вероятность формирования обратной тенденции движения финансовых потоков из сектора финансовых корпораций к домашним хозяйствам. От такой тенденции в первую очередь пострадают страховые организации, которые и привлекают значительную долю финансовых ресурсов домашних хозяйств. В результате сектор страховых организаций, который и так является убыточным, вынужден будет сократить объемы вложений в долговые ценные бумаги, размещенные в кредитных учреждениях. В итоге убыточным станет и сектор кредитных учреждений, который получает значительные доходы по кредитованию домашних хозяйств, ведению их счетов и вкладов.

Представленный матричный подход к анализу финансовых потоков между институциональными секторами позволил выявить диспропорции движения финансовых ресурсов в региональных территориальных системах, а также тенденции, способные в ближайшем будущем негативно воздействовать на финансовую устойчивость территорий и темпы их социально-экономического развития.

Источники

1. Захарчук Е. А., Пасынков А. Ф. Формирование системы территориальных счетов в России: возможности и перспективы // Журнал экономической теории. 2013. № 3. С. 154-162.

2. Климова Н. И., Чередникова Л. Ю. Матрицы финансовых потоков и их региональные приложения // Известия Уфимского научного центра РАН. 2011. № 2. С. 83-91.

3. Мальцев Г. Н. Методологические и практические вопросы интегрированного отражения финансовых взаимосвязей в народном хозяйстве на основе матрицы финансового оборота // Вопросы статистики. 2006. № 6. С. 3-14.

4. Михеева Н. Н. Макроэкономический анализ на основе региональных счетов. Владивосток : Дальнаука, 1998.

5. Наумов И. В. Сценарный подход к стратегическому управлению финансовыми потоками региональной территориальной системы // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 3. С. 109-117.

6. Симонова В. Л., Казакова Д. М. Теоретические основы институционального проектирования // Материалы III Всерос. симп. по регион. экономике : сб. докл. / отв. ред. А. И. Татаркин. Екатеринбург, 2015. С. 125-129.

7. Татаркин Д. А., Сидорова Е. Н., Трынов А. В. Использование матрицы финансовых потоков в моделировании влияния федеральной налогово-бюджетной политики на экономику региона // Вестник УрФУ. Сер.: Экономика и управление. 2014. № 6. С. 67-76.

8. Татаркин Д. А., Сидорова Е. Н., Трынов А. В. Оптимизация управления финансовыми потоками на основе моделирования региональных мультипликативных эффектов // Экономика региона. 2015. № 4. С. 323-335.

9. Христова В. В. Оценка факторов роста ВРП Дальнего Востока в 2000-2006 гг. // Материалы XI открытой конференции-конкурса научных работ молодых ученых Хабаровского края. Хабаровск : РИОТИП, 2009.

Major Imbalances in Financial Flows in Regional Territorial Systems

by Ilya V. Naumov

The paper deals with a theoretical-methodological approach to the formation of regional matrix of financial flows between the sector of financial corporations (credit institutions, insurance companies, public and private pension funds, management investment companies) and other institutional sectors (non-financial corporations, households, government authorities, foreign investment institutions) taking into account the reproduction process and the basic principles of the System of National Accounts. The article presents the structure and sources of primary incomes, final consumption, and gross savings of the financial sector of the regional territorial systems as well as the conversion of these savings into investments. The matrix formed allowed identifying disproportions in financial flows between the institutional sectors in the regions of the Ural Federal District, as well as the trends in the financial sector development, which had a negative impact on the financial sustainability of these territorial systems.

Keywords: social accounting matrix; credit institutions; insurance companies; households; region.

References:

1. Zakharchuk Ye. A., Pasynkov A. F. Formirovanie sistemy territorial'nykh schetov v Rossii: voz-mozhnosti i perspektivy [Formation of territorial system of accounts in Russia: opportunities and perspectives]. Zhurnal ekonomicheskoy teorii - Russian Journal of Economic Theory, 2013, no. 3, pp. 154-162.

2. Klimova N. I., Cherednikova L. Yu. Matritsy finansovykh potokov i ikh regional'nye prilozheniya [Matrix of financial flows and their regional applications]. Izvestiya Ufimskogo nauchnogo tsentra RAN -Proceedings of the RAS Ufa Scientific Centre, 2011, no. 2, pp. 83-91.

3. Maltsev G. N. Metodologicheskie i prakticheskie voprosy integrirovannogo otrazheniya finansovykh vzaimosvyazey v narodnom khozyaystve na osnove matritsy finansovogo oborota [Methodological and practical issues of the integrated reflection of financial relationships in the national economy on the basis of the financial turnover matrix]. Voprosy statistiki - The Issues of Statistics, 2006, no. 6, pp. 3-14.

4. Mikheeva N. N. Makroekonomicheskiy analiz na osnove regional'nykh schetov [Macroeconomic analysis based on regional accounts system]. Vladivostok: Dalnauka Publ., 1998.

5. Naumov I. V. Stsenarnyy podkhod k strategicheskomu upravleniyu finansovymi potokami regional'noy territorial'noy sistemy [Scenario approach to strategic management of financial flows of the regional territorial system]. Ekonomika. Nalogi. Pravo - Economics. Tax. Law, 2015, no. 3, pp. 109-117.

6. Simonova V. L., Kazakova D. M. Teoreticheskie osnovy institutsional'nogo proektirovaniya [Theoretical foundations of institutional design]. Materialy III Vserossiyskogo simpoziuma po regional'noy ekonomike [Proc. III Russian Symposium on Regional Economics]. Yekaterinburg, 2015, pp. 125-129.

7. Tatarkin D. A., Sidorova Ye. N., Trynov A. V. Ispol'zovanie matritsy finansovykh potokov v mod-elirovanii vliyaniya federal'noy nalogovo-byudzhetnoy politiki na ekonomiku regiona [Using a matrix of financial flows in the modeling of the impact of federal fiscal policy on the economy of the region]. Vestnik Uralskogo Federalnogo Univeristeta. Seriya: Ekonomika i upravlenie - Bulletin of the Ural Federal University. Series: Economics and Management, 2014, no. 6, pp. 67-76.

8. Tatarkin D. A., Sidorova Ye. N., Trynov A. V. Optimizatsiya upravleniya finansovymi potokami na osnove modelirovaniya regional'nykh mul'tiplikativnykh effektov [Optimizing the management of financial flows based on modeling of regional multiplicative effects]. Ekonomika regiona - Economy of Region, 2015, no. 4, pp. 323-335.

9. Khristova V. V. Otsenka faktorov rosta VRP Dalnego Vostoka v 2000-2006 gg. [Examination of factors behind the Far East GRP growth in 2000-2006]. Materialy XI otkrytoy konferentsii-konkursa nauchnykh rabot molodykh uchenykh Khabarovskogo kraya [Proc. XI Open Conf. - Competition of Sci. Works of Young Scientists of Khabarovsk kray]. Khabarovsk: RIOTIP Publ., 2009.

Contact Info:

Ilya V. Naumov, Cand. Sc. (Econ.), Institute of Economics (Ural branch of RAS)

Sr. researcher 29 Moskovskaya St., Yekaterinburg, Russia,

Phone: (343) 371-98-23 620014

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.