СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
УДК 005.591.6
Основные черты современной системы управления развитием промышленных предприятий
К. А. Бармута
(Донской государственный технический университет)
Организация и совершенствование управления эффективным развитием промышленных предприятий как сложными социально-экономическими системами — одна из ключевых проблем стабилизации российской экономики. Атрибутом управления в общественном производстве является целенаправленность управления и производственных процессов. На основании обобщения результатов теоретических исследований и практики выделены характерные черты существующей и новой системы управления, присущие отечественным предприятиям и адекватные условиям новой экономики.
Ключевые слова: управление предприятием, модели управления, управленческая парадигма.
Введение. Развитие промышленности, как известно, тесно связано с научно-техническим прогрессом и внедрением его результатов в производство. Реализация этой установки невозможна без совершенствования системы управления на базе инновационного характера его развития.
Вхождение в эпоху «экономики знаний», где основными источниками благосостояния и ведущими факторами производства становятся инновации и творческие (интеллектуальные) достижения людей, обусловило выживание в современных условиях только тех предприятий, которые гибко реагируют на требования рынка, создают и грамотно организовывают производство конкурентоспособной продукции, обеспечивают эффективность перестройки внутрипроизводственного управления, то есть развиваются.
Несомненно, развитие должно быть управляемым, т. е. в большей степени регулироваться направленным управленческим воздействием. Рыночные колебания и тесно связанная с ними деятельность хозяйствующего субъекта могут привести к замедлению развития, а также к процессам стагнации и даже разрушению организации. Управленческое воздействие призвано сгладить возможные негативные последствия таких колебаний.
Проблемы управления современными промышленными предприятиями. Анализ содержания существующих теорий развития организации приводит к выводу, что они являются взаимодополняющими, поскольку акцентируются на отдельных аспектах деятельности: неоклассическая — на производственном процессе, институциональная — на формальных и неформальных взаимодействиях между людьми и организациями, эволюционная — на причинах изменений, предпринимательская — на инновациях. Таким образом, управление развитием предприятия должно опираться на интегрированные подходы.
Главная отличительная черта российских предприятий состоит в том, что они действуют в постоянно меняющихся экономических условиях. Фактически руководство предприятий стоит перед проблемой управления в условиях неопределенности [1].
Предприятие обладает рядом особенностей, присущих экономическим производственным системам:
- большая сложность, обусловленная наличием множественных сильных материальных и информационных связей между элементами;
- непрерывное, динамичное и неповторяющееся развитие;
- непрерывное воздействие природных факторов и общества, причём эти воздействия в значительной своей части имеют стохастический характер, что предопределяет необходимость функционировать и принимать решения в условиях неопределенности.
Поэтому система управления предприятием должна отвечать современным рыночным условиям, а именно:
- обладать высокой гибкостью с позиций организации производства, позволяющей своевременно реагировать на требования рынка выпускаемой продукции. Это обусловлено тем, что жизненный цикл продукции становится короче, а разнообразие изделий — больше;
- быть адекватной сложной технологии производства, требующей совершенно новых форм контроля, организации и разделения труда;
- учитывать серьёзную конкуренцию на рынке товаров (услуг), в корне изменившую отношение к качеству продукции, потребовавшую организовать послепродажное обслуживание и дополнительные фирменные услуги;
- учитывать требования к уровню качества обслуживания потребителей и времени выполнения договоров, которые стали слишком высокими для традиционных производственных систем и механизмов принятия управленческих решений;
- учитывать изменение структуры издержек производства;
- принимать во внимание необходимость учёта неопределённости внешней среды.
Это далеко не полный перечень проблем, с которыми приходится сталкиваться предприятиям. Для их решения существует объективная необходимость в исследованиях, анализе существующего положения.
В нынешних условиях эффективно управлять предприятием означает, прежде всего, определить направления деятельности предприятия, разработать его стратегию и цели, правильно спланировать виды и объёмы производимой продукции, организовать сбытовую деятельность с учётом потребительского спроса и, кроме того, с максимальной эффективностью адаптировать организационную структуру предприятия к изменяющимся условиям его функционирования для достижения поставленных целей [2].
Принятие решений в рамках указанных направлений должно осуществляться на основе принципа экономической эффективности, то есть в основу должно быть положено стремление получить наибольшие экономические результаты с минимально возможными затратами всех необходимых для этого ресурсов.
В эпоху «экономики знаний» инновации становятся основным фактором повышения эффективности работы промышленных предприятий, что делает невозможным использование старых управленческих подходов. Промышленное предприятие может считаться инновационноактивным и перспективно развиваться, если тенденции такого развития обусловлены комплексным внедрением всех видов инноваций: продуктовых и процессных. При этом нарастание сложности управления в своём развитии должно опережать развитие производства, только тогда оно может быть эффективным.
Экономическое положение отдельного предприятия в целом определяют три основных фактора: уровень техники и технологии; качество рабочей силы и широкое использование мотивации к труду; управление (менеджмент). Третий из перечисленных факторов имеет системообразующий характер. Как показывают специальные исследования, состояние управления влияет и на уровень техники и технологии, и на качество рабочей силы. Современное управление — особая сфера экономических отношений, имеющая собственную логику развития. Это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности предприятия, действующего в рыночных условиях, определённых намечен-
ных целей путём рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов управления.
Развитие науки управления. Практика управления пережила достаточно длительную и глубокую эволюцию. На ранних стадиях капиталистического производства предприниматель-собственник, как правило, сам управлял предприятием, руководствуясь опытом и чутьём. Но развитие производства на рубеже XIX—XX веков по-новому поставило вопрос об управлении. Развитие техники и новые технологии, рост масштабов производства резко усложнили управление, выделили его в особую сферу деятельности, требующую специальных знаний. Необходимость решения проблем привела к активному обобщению опыта, к поискам эффективных методов управления производством и трудом.
Возникла наука управления. Технический прогресс, развитие производства, иные социально-экономические и политические условия ставили перед теорией и практикой управления всё новые проблемы. Специалисты в области менеджмента на каждом этапе находили решения этих проблем. Эволюция теории и практики менеджмента нашла своё отражение в многообразных проявлениях. На первый план выдвигались то одни, то другие проблемы. В 50—60-е годы в центре внимания стояла организационная структура управления. В 60—70-е возникает стратегическое планирование. 80-е годы ознаменованы переходом передовых западных предприятий от стратегического планирования к стратегическому управлению.
В ходе эволюции в рамках науки управления выделились различные направления, произошло её слияние с другими, близкими к ней науками. Рубежным в развитии управления стало объединение теории управления и теории маркетинга, породившее рыночную концепцию управления. Основные исходные посылки новой концепции сводятся к следующим:
- ставка делается на человека самореализующегося (в отличие от человека экономического и человека социального);
- предприятие рассматривается как живой организм, состоящий из людей, объединяемых совместными ценностями, как «клан»;
- предприятию должно быть присуще постоянное обновление, питающееся внутренним стремлением и нацеленное на приспособление к внешним факторам, главным из которых является потребитель.
Новая парадигма управления основана на системном, ситуационном подходе. Предприятие — «открытая система». Главные предпосылки её успеха лежат не только внутри, но и вне её. Успех связывается с тем, насколько удачно фирма вписывается во внешнюю среду (экономическую, научно-техническую, социально-политическую) и приспосабливается к ней. То есть главный критерий эффективности системы управления состоит в следующем: сумеет ли предприятие вовремя распознать угрозы для своей деятельности, будет ли оно устойчиво к изменениям рынка, не упустит ли возможности, возникающие во внешней среде, сможет ли извлечь максимальную выгоду для себя из данных возможностей.
Характерные черты новой управленческой парадигмы. В начале периода перестройки внешняя среда оказывала довольно устойчивое воздействие на отечественные предприятия, а они, в свою очередь, выбирали в качестве приоритетов в управлении внутренние переменные, стратегию внутри организационного совершенствования. В настоящее время внешняя среда стала более подвижной, быстро меняющейся. В такой ситуации приоритеты следует отдавать системе управления, основанной на гибких решениях в условиях неопределённости информации.
Однако функционирование предприятия в условиях рынка — это не просто отклик на внешние воздействия, а подвижное внутреннее равновесие, достичь которое можно лишь в результате приспособления к неопределённым внешним воздействиям за счёт обмена информацией с внешней средой. Для этого необходимо проводить анализ внешних факторов, а также того, на-
сколько поднимается эффективность производства при совершенствовании его элементов с учётом информации по изменению влияния внешних факторов.
Воплощением нового подхода стало стратегическое управление, которое предполагает дополнение планирования потенциала предприятия планированием его стратегии на основе будущего состояния среды. Изменение ситуации вызывает изменение возможностей и стратегии. Предусматриваются специальные меры для уменьшения сопротивления переменам. Новая концепция управления требует новых установок персоналу, новой управленческой культуры (стремления к радикальным переменам, готовности к риску и т. п.). Специалисты справедливо считают, что не существует единой, идеальной модели управления, поскольку каждое предприятие уникально. Оно должно искать свою собственную модель. Среди факторов, которые определяют выбор управленческой модели, можно выделить следующие: размер предприятия; характер продукции; характер среды, в которой оно действует.
С точки зрения характера среды, в которой действует предприятие, выделяют следующие модели управления [3]:
- модель рационального внутрифирменного управления в спокойной внешней среде;
- модель управления в условиях достаточно динамичного и разнообразного рынка;
- модель управления в условиях динамичного научно-технического прогресса;
- модель приспособления к спонтанно возникающим под воздействием внешней среды предприятия проблемам.
Предприятия находятся в процессе постоянного поиска своей модели управления. Это непрерывный процесс, ибо меняется само предприятие и его среда. Поэтому для того, чтобы организация управления соответствовала потребностям предприятия, она должна развиваться вместе с предприятием и его внешней средой. Например, большинство американских компаний осуществляют отдельные организационные изменения не реже раза в год, а крупные реорганизации проводят каждые Л—5 лет.
Общее направление эволюции — переход от модели управления в условиях массового производства и относительно низкого уровня конкуренции к модели управления в условиях в значительной степени индивидуального производства и обострившейся конкуренции [4].
Современная система управления развитием предприятия должна быть простой и гибкой. Её главным критерием является обеспечение эффективности и конкурентоспособности деятельности предприятия.
Теория управления рассматривает предприятие как множество связанных между собой и определённым образом упорядоченных компонентов, которые обладают целостностью и образуют единство с внешней средой. Ключевым моментом предприятия является его структура, то есть сравнительно устойчивые связи, существующие между элементами предприятия, конструкция предприятия, на основе которой управляется предприятие. Данная конструкция включает каналы власти и коммуникации между различными подразделениями, а также информацию, которая течёт по этим каналам.
Обеспечение эффективности управленческого процесса в значительной степени определяется рациональным распределением полномочий в принятии решений между различными уровнями управления, то есть соотношением централизации и децентрализации в управлении. Оптимальное соотношение централизации и децентрализации обеспечивает оперативность и реалистичность управленческих решений. Последние должны приниматься быстро и вблизи источника информации, которую необходимо всесторонне осмыслить. Организационные структуры управления должны обеспечивать манёвренность производства, необходимость которой может быть обусловлена изменением уровня спроса или действиями конкурентов: снижением цен, падением доли фирмы на рынке, непредвиденным успехом нового вида продукции.
Организационные принципы построения предприятия определяются его целями и стратегией. Как только определены цели, вырабатываются руководящие направления действий, то есть политика предприятия. Основная её задача состоит в чётком определении стратегических концепций, с помощью которых принимаются решения, соответствующие краткосрочным и долгосрочным целям предприятия. Достижение целей предприятия зависит от трёх главных факторов: выбранной стратегии, организационной структуры и от того, каким образом эта структура функционирует. Задача предприятия состоит в достижении целей, для решения которых оно было создано.
Однако под влиянием быстрого изменения внешней среды характер целей и способы их достижения могут меняться. Поэтому система управления должна быть гибкой. Для этого предприятию необходимо располагать информацией о внутреннем состоянии дел и конкурентах, чётко и быстро решать различные вопросы. Быстрая реакция на изменение внутренних и внешних условий обеспечивается передачей права принятия решений на месте, где совершаются действия.
Гибкость необходима и в вопросах стратегии. В случаях устаревания продукции, изменения технологий, изменения социальных и правовых ограничений предприятие должно быстро и чётко реагировать — совершенствовать номенклатуру, менять рынки и т. д. В этой связи на первый план выходит такая функция управления, как планирование (текущее, стратегическое), целью которого выступает устранение отрицательного эффекта неопределённости и изменчивости среды функционирования предприятия, сосредоточение внимания на главных задачах, достижение экономичного функционирования и облегчение контроля.
Современные предприятия представляют собой сложные социально-экономические и производственно-технические системы, функционирующие в стремительно меняющейся окружающей среде, которая является постоянным источником новых возможностей и угроз, создающих сложную, неоднородную и трудно предсказуемую обстановку. Именно в таких условиях перестают работать устоявшиеся, прекрасно зарекомендовавшие себя в прошлом правила, методы и технологии, и возникает необходимость поиска новых подходов и теорий.
В связи с этим управление эффективным развитием предприятия было и остаётся насущной проблемой развития экономики страны. Мировой экономический кризис, резкий спад промышленного производства привёл множество предприятий к кризисному состоянию и банкротству, а разработать комплексную и эффективную методологию управления такими предприятиями до сих пор не удалось. В этих условиях многие предприятия оказались неспособными чётко определить основные цели, приоритеты деятельности, сформулировать функциональные задачи. Формируемые и реализуемые маркетинговая, конкурентная и производственная стратегии на многих предприятиях не охватывают всех проблем, которые им необходимо разрешить.
Таким образом, организация и совершенствование управления эффективным развитием предприятия как сложной социально-экономической системы является одной из ключевых проблем стабилизации российской экономики.
Управление современным предприятием сегодня одна из наиболее сложных задач менеджеров различных звеньев. Традиционная экономика отступает под натиском новой, которая предъявляет новые требования к предприятиям: меняются отношения между предприятиями, организационные структуры самих предприятий и стандарты управления ими. Новая экономика требует новых знаний и новых людей, способных эти знания генерировать и использовать.
В условиях новой экономики расширяется и состав традиционных факторов производства (труда, земли и капитала) за счёт включения информации и знаний. Знания, творческий труд начинают играть существенную роль в социально-экономическом развитии. Задача, стоящая перед российскими предприятиями в этих условиях, — учесть новые реалии экономики знаний и разработать адекватные ей принципы новой управленческой парадигмы, которую должны принять со-
временные отечественные организации, чтобы преуспеть на глобальных рынках с новыми формами конкуренции и информационными технологиями.
Атрибутом управления в общественном производстве, как известно, является целенаправленность в ведении и управлении, а также в производственных процессах. В этой связи важно разработать концепцию управления эффективным развитием промышленных предприятий, определяемую как принятием решений по использованию ресурсов, так и методологическим инструментарием, обеспечивающим выбор наиболее эффективной альтернативы при принятии управленческого решения. Из этого следует центральное условие эффективного управления — адекватность используемого инструментария управления условиям социально-экономической системы, в которой функционирует общественное производство [5]. Вместе с тем факторы и инструменты управленческого решения, будучи взаимосвязанными в социально-экономической системе, развиваются по законам эволюции своих институтов, что приводит к определённому уровню их взаимной неадекватности, для преодоления которой необходимо внешнее целенаправленное воздействие. Выявить эту неадекватность и определить характер воздействий для её устранения можно только в границах управленческой парадигмы, в связи с чем возникает проблема идентификации управленческой парадигмы, присущей конкретной социально-экономической системе функционирования общественного производства.
Управленческая парадигма имеет субъективную, уникальную природу, которая определяется социально-экономической системой. Её изменения обусловлены развитием общественного производства и методов его управления. Природа управленческой парадигмы обусловливает наличие значительного проявления неформальных и идеологических факторов в её структуре. Неформальные факторы могут иметь как историческую природу, то есть быть фактически существующими, но ещё не получить научного, идеологического или какого-либо иного обобщения, так и субъективную природу в виде фактически применяемых концепций и методов управления, но не декларируемых для предотвращения формальной идентификации противоречия с официально продекларированными целями и концепциями государственной стратегии и общественного производства. Последний случай не исключает ситуации фактической поддержки неформальных институций управленческой парадигмы официальными государственными и производственными структурами управления как снижающих степень влияния проблем, возникающих в процессе достижения формальных и неформальных целей государства, предприятия и конкретных руководителей.
На основании обобщения результатов теоретических исследований и практики можно выделить характерные черты системы управления, присущие отечественным предприятиям и адекватные условиям новой экономики (табл.).
Основными целями предприятия в современных условиях должны стать интересы клиентов, акционеров и персонала, удовлетворение требований конкретного потребителя. Знаний и информации должно быть достаточно, чтобы гибко реагировать на изменения требований клиентов и работников предприятия.
Среднее и низовое звенья менеджмента становятся главным управленческим звеном, обеспечивающим конкурентоспособность предприятия, поскольку именно на эти уровни менеджмента возложено принятие оперативных решений и распоряжений и от скорости и правильности их принятия во многом зависит реализация инновационной деятельности на предприятии.
Специфика инновационных процессов как объекта управления предопределяет особый характер труда менеджеров в этой сфере и требования, предъявляемые к ним. Так как основным предметом труда менеджера является научно-техническая и управленческая информация, резко возрастают требования к его компетентности в области специализации предприятия, коммуникабельности, а также к знаниям в области теории и навыкам в сфере практики управления.
Характерные черты существующей и новой управленческой парадигмы
Основные характеристики управленческой парадигмы Содержание существующей управленческой парадигмы Содержание новой управленческой парадигмы
Цель предприятия Максимизация прибыли, рост курсовой стоимости акций Приоритет в учёте интересов клиентов, акционеров и персонала, удовлетворение требований конкретного потребителя
Главное управленческое звено, обеспечивающее конкурентоспособность предприятия Высшее звено менеджмента Среднее и низовое звенья менеджмента
Принцип организации деятельности Рациональная организация и функциональная специализация, позволяющие быстро реагировать на потребности клиентов Базирование на знаниях и информации, позволяющее быстро реагировать на требования клиентов и работников
Кадры предприятия Объект менеджмента Субъект менеджмента, носители ключевых компетенций предприятия
Мотивация менеджеров Достижение поставленной цели, ограниченной достижением среднего уровня успеха Видение персоналом целей предприятия, предусматривающих её долгосрочное выживание в условиях изменяющейся среды и конкуренции
Подход к конкуренции Структурный подход, основанный на структурном позиционировании предприятия по отношению к внешней среде, конкурентам Ресурсный подход, основанный на выявлении и развитии ключевых компетенций предприятия
Реакция на изменение окружающей среды Реактивная Стратегическая, активное использование внутреннего потенциала предприятия в целях изменения внешнего окружения
Стиль руководства Авторитарный, с элементами демократического Демократический, способствующий раскрытию работниками своих способностей, формированию команды единомышленников
Информация Строго дозированная Управление по принципу «открытой книги»
Кадры предприятия становятся субъектом менеджмента, носителем ключевых компетенций предприятия. Видение персоналом целей предприятия, предусматривающих его долгосрочное выживание в условиях изменяющейся среды и конкуренции, является мотивационным фактором деятельности менеджеров. Преобладание демократического стиля руководства способствует раскрытию работниками своих способностей, формированию команды единомышленников. Выводы. Современная система управления базируется на стратегической реакции предприятия на изменение окружающей среды, активное использование внутреннего потенциала предприятия в целях изменения внешнего окружения. Инновационная деятельность должна стать частью стратегии развития предприятия, а не ответом на действия конкурентов, что зачастую приводит предприятия к банкротству.
Таким образом, использование инструментария управления, адекватного современным условиям социально-экономической системы, в которой функционирует общественное производство, обеспечит совершенствование процесса управления деятельностью предприятия с целью достижения его эффективного развития.
Библиографический список
1. Инновационные процессы и социально-экономическое развитие: г. Реутов — наукоград Рос. Федерации: науч. тр.: Вып. 2. Муниципальный. — Москва: Граница, 2004. — 456 с.
2. Инновационное управление современным предприятием: монография / С. И. Алтухов, И. В. Мицук, О. А. Шушаков. — Новосибирск: МАН, 2006. — 206 с.
3. Тренёв, Н. Н. Методология стратегического управления предприятием на основе самоорганизации / Н. Н. Тренёв // Консультант директора. — 2006. — № 21. — С. 10—25.
4. Инновационные процессы в управлении предприятиями и организациями: VI Междунар. науч.-практ. конф., 30—31 окт. 2007 г.: сб. ст. — Пенза: ПДЗ, 2007. — 104 с.
5. Репин, В. В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / В. В. Репин. — Москва: Стандарты и качество, 2005.
Материал поступил в редакцию 02.12.2011.
References
1. Innovacionny'e processy' i social' no-e' konomicheskoe razvitie: g. Reutov — naukograd Ros. Federacii: nauch. tr.: Vy'p. 2. Municipal'ny'j. — Moskva: Granicza, 2004. —456 s. — In Russian.
2. Innovacionnoe upravlenie sovremenny'm predpriyatiem: monografiya / S. I. Altuxov, I. V. Miczuk, O. A. Shushakov. — Novosibirsk: MAN, 2006. — 206 s. — In Russian.
3. Trenyov, N. N. Metodologiya strategicheskogo upravleniya predpriyatiem na osnove samoorganizacii / N. N. Trenyov // Konsul'tant direktora. — 2006. — № 21. — S. 10—25. — In Russian.
4. Innovacionny'e processy' v upravlenii predpriyatiyami i organizaciyami: VI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 30—31 okt. 2007 g.: sb. st. — Penza: PDZ, 2007. — 104 s. — In Russian.
5. Repin, V. V. Processny'j podxod k upravleniyu. Modelirovanie biznes-processov / V. V. Repin. — Moskva: Standarty' i kachestvo, 2005. — In Russian.
FUNDAMENTALS OF MODERN CONTROL SYSTEM OF INDUSTRIAL ENTERPRISE DEVELOPMENT
K. A. Barmuta
(Don State Technical University)
Management organization and improvement of the effective development of the industrial enterprises as the complex economic and social systems is one of the Russian economic stabilization key problems. A management attribute in the public production is purposiveness of the management and productive processes. The identifying features of the existing and new managerial system, inherent in the national enterprises and adequate for the new economy, are defined on the ground of the theoretical and practical results.
Keywords: management of enterprise, management models, management paradigm.