Научная статья на тему 'Основные аспекты ценообразования на предприятии'

Основные аспекты ценообразования на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2743
617
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
ЦЕНА / ЦЕНООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ / PRICE / TSENOOBRAZUYUSHCHY FACTORS / PRICING / PRICING METHODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демихова И. В.

В статье раскрывается сущность понятия «цена». Приведена классификация цен по основным признакам, их взаимосвязь и взаимовлияние. Рассмотрен процесс образования цены, а также основные методы ценообразования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN ASPECTS OF PRICING AT THE ENTERPRISE

In article the essence of the concept "price" reveals. Classification of the prices by the main signs, their interrelation and interference is given. Process of formation of the price, and also the main methods of pricing is considered

Текст научной работы на тему «Основные аспекты ценообразования на предприятии»

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

И.В. Демихова, преподаватель

Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж

В статье раскрывается сущность понятия «цена». Приведена классификация цен по основным признакам, их взаимосвязь и взаимовлияние. Рассмотрен процесс образования цены, а также основные методы ценообразования

Цены и ценообразование являются ключевыми элементами всей экономики. Цена - сложная экономическая категория. В ней переплетены и сконцентрированы основные проблемы развития экономики и общества в целом. Это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию валового внутреннего продукта и национального дохода. Цена опосредствует все товарно-денежные отношения.

Общепризнанное определение такой сложной экономической категории, как цена, отсутствует и по настоящее время. К числу наиболее часто используемых определений цены можно отнести следующие: цена - издержки производителя + искусство менеджера; цена - количество денег, уплачиваемых за данный товар.

В юридической литературе цена рассматривается как экономическая и правовая категория. Цена как экономическая категория формируется с учетом:

- уровня потребительского спроса на продукцию;

- эластичности спроса, сложившегося на рынке этой продукции;

- возможности реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции;

- мер государственного регулирования ценообразования;

- уровня цен на аналогичную продукцию предприятий-конкурентов и др.

В качестве юридической категории цена выступает существенным условием ряда договоров, базой для формирования налога на добавленную стоимость, акцизов, снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, а также имеет ряд других значений.

Существуют огромное количество определений понятия «цена», по нашему мнению, следует придерживаться определения цены, приведенного в работе Е.И. Пунина: «Цена конкретного товара - денежное выражение системы ценообразующих факторов, действующих в данное время». Так как цена является фактором, предоставляющим большое значение для потребителей товаров, поэтому она очень важна для установления отношений между предприятием и товарными рынками.

Цены формируются и действуют в различных сферах экономики по-разному. Существует множество цен, посредством которых осуществляется управление экономикой, как отдельного предприятия, так и всей страны. Совокупность цен представляет собой не только индивидуальную, личную, но и общественную, социальную категорию. Они регулируют как отдельные покупки товаров потребителями, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг.

Ценообразование же - это процесс формирования цен на товары и услуги.

В ходе ценообразования приходиться учитывать большое количество факторов и прибегать к компромиссам: учитывать задачи производства и маркетинговых исследований, финансовые результаты, действия конкурентов, психологию потребителей, действующее законодательство. Процесс ценообразования должен четко регламентировать этапы сбора и подготовки информации, принятия окончательного решения. Его эффективность зависит от разработки действенных методов сбора и проверки информации о конкурентах, наблюдения над поведением потребителей, анализа результатов внутренней деятельности.

Цены в основном классифицируются по 9 группам различия (таблица).

Различают также понятия "цена спроса", "цена предложения" и "рыночная цена".

Рыночная цена есть результат конкурентного сопоставления цены спроса и цены предложения при различных значениях спроса и предложения.

Цена спроса есть цена, которую готов уплатить покупатель при некотором значении спроса на данный товар. Различают цену спроса и спрос индивидуального покупателя, а также рыночную цену спроса и рыночный спрос, которые складываются на данном рынке.

Несмотря на многообразие цен, их основные виды тесно взаимосвязаны между собой и оказывают влияние друг на друга. Детально взаимосвязь и взаимовлияние цен можно изобразить в виде схемы (рис. 1).

Классификация цен по группам различия

Классификационные признаки Виды цен

1. По характеру обслуживаемого оборота и структуре Оптовые цены предприятия; оптовые цены промышленности; закупочные цены; розничные цены; сдаточные цены; транспортные тарифы; наценки (скидки) предприятия; сферы обращения; цены и тарифы услуг; мировые цены

2. По характеру их регламентации и режима действия Предельные; договорные; свободные; регулируемые; прейскурантные; ведомственные (министерские); внутризаводские (транспортные); внутрифирменные.

3. По уровню утверждения и характеру дифференциации Республиканские; зональные; поясные; областные; районные; городские; региональные (дифференцированные).

4. По срокам действия Постоянные (фиксированные); сезонные; ступенчатые.

5. По роли цен в планировании Текущие; сопоставимые (сравнимые); принятые в плане; перспективные; прогнозные.

6. По способу включения в цены транспортных расходов На основе базисного пункта, зональные цены (в границе одной зоны), единые цены (с включением расходов по доставке), цены "Франко".

7. По способу фиксации цены в контракте Подвижная; с последующей фиксацией; скользящая; твердая.

8. По определению уровня цен Публикуемые; расчетные.

9. По степени готовности и реализации продукции Монопольная; лимитная; товарная котировка; контрактная.

Основополагающими являются цены на энергоресурсы, т.е. на топливо, нефть, нефтепродукты. От их уровня зависят тарифы на электрическую и тепло-

вую энергию, транспортные услуги. Электрическая энергия и транспортные услуги используются во всех отраслях народного хозяйства.

Рис. 1. Взаимосвязь и взаимовлияние цен

Следовательно, тарифы на них влияют на уровень цен промышленной, сельскохозяйственной, строительной продукции, тарифов на коммунальные и иные услуги населению, различных цен на продовольственные товары. Если увеличить оптовые цены на энергоносители, то через определённое время обязательно произойдёт рост тарифов на электриче-

скую и тепловую энергию. Вслед за этим изменяться тарифы на транспортные услуги.

Продукция промышленности по оптовым ценам направляется на потребление сельское хозяйство, строительство и розничную торговлю. Поэтому розничные цены зависят от оптовых и закупочных цен, тарифов на услуги. Однако взаимосвязь цен является

не только прямой, но и обратной. При повышении цен на энергоносители добывающие предприятия пользуются новыми увеличенными тарифами.

Предметом проектирования в данной работе является процесс ценообразования.

Под ценообразованием на фирме понимается процесс формирования цены. Это сложный, комплексный и противоречивый процесс.

В ходе его приходиться учитывать большое количество факторов и прибегать к компромиссам: учитывать задачи производства и маркетинговых исследований, финансовые результаты, действия конкурентов, психологию потребителей, действующее законодательство.

Процесс ценообразования должен четко регламентировать этапы сбора и подготовки информации, принятия окончательного решения. Его эффективность зависит от разработки действенных методов сбора и проверки информации о конкурентах, наблюдения над поведением потребителей, анализа результатов внутренней деятельности.

При анализе рыночной среды предприятия выделяют микросреду и макросреду предприятия. В изучении рыночной среды для решения вопросов ценообразования службам предприятия необходимо следующее.

Ценообразование является составной частью общей системы маркетинга предприятия - производителя продукции (продуцента).

В общем виде порядок ценообразования - это многоэтапный процесс, состоящий из нескольких этапов.

Уткин Э.А. подчеркивает, что не зависимо от того, каким образом ведется формирование цен на продукцию, в первую очередь во внимание принимаются критерии, которые разделяются на внутренние (зависящие от самого производителя: реклама; имидж производителя; специфика жизненного цикла, производственного процесса, производственной продукции; рыночная стратегия и тактика производителя; организация сервиса при продаже и в последующем периоде; объем рынка) и внешние (не зависящие от фирмы: уровень и динамика инфляции; политическая стабильность страны; конкуренция; отсутствие на свободном рынке каких-то необходимых ресурсов: трудовых, материальных, финансовых; характер регулирования экономики государством; объем и отличительные черты существующего и перспективного покупательного спроса).

Необходимо отметить, что в целом процесс ценообразования можно представить как замкнутый круг (рис. 2).

Рис. 2. Этапы процесса ценообразования

Ряд экономистов отмечают, что существуют несколько основных целей ценообразования: первая основана - на сбыте, вторая - на прибыли и третья - на существующем положении. В первом случае предприятие заинтересованно в росте реализации или максимизации доли на рынке, во втором - в максимизации прибыли, оптимизации дохода от инвестиций, или обеспечении быстрого поступления наличных средств.

В третьем случае предприятию важно избегать влияния неблагоприятных правительственных действий, разрабатывать мероприятия, способствующие минимизации результатов действий конкурентов, поддержанию хороших отношений с участками каналов сбыта, противодействию возникновения конкуренции, стабилизации цен.

Возможности оптимизации ценовой политики предприятия заключаются в варьировании различны-

ми ценовыми стратегиями в зависимости от текущих условий по локальности рынка.

Большинство авторов отмечают, что ценовая стратегия - это выбор предприятием возможной динамики изменения базовой цены товара в условиях рынка, наилучшим образом соответствующей цели предприятия.

Важнейшим шагом реализации формирования системы ценообразования является выбор метода ценообразования. Данные методы многообразны. Предлагается сведение всех методов ценообразования можно свести к трём группам: затратные, рыночные, параметрические.

Затратные методы ценообразования базируются на учёте издержек производства и реализации продукции. Их применение предполагает расчёт цены продажи продукции путём прибавления к издержкам производства определённой величины - прибыли. К затратным методам относятся:

- метод полных издержек;

- метод стандартных издержек;

- метод прямых издержек;

- метод предельных издержек;

- метод учёта рентабельности инвестиций;

- на основе силы операционного рычага;

- метод надбавки к цене;

- на основе анализа безубыточности.

Рыночные методы ценообразования ориентированы на конъюнктуру рынка. При этом затраты производства выступают лишь как ограничительный фактор. Рыночные методы Е.В. Попов и О.Н. Крючкова предлагают разделить на две группы в зависимости от:

- отношения потребителя к товару - с ориентацией на потребителя;

- конкурентной ситуации - с ориентацией на конкурентов.

Параметрические методы ценообразования базируются на учёте технико-экономических характеристик продукции. Фирмы часто испытывают необходимость в проектировании и освоении производства такой продукции, которая не заменяет ранее освоенную, а дополняет или расширяет уже существующий параметрический ряд изделий, т.е. совокупность конструктивно и технологически однородных изделий, предназначенных для выполнения одних и тех же функций и различающихся друг от друга значениями технико-экономических параметров в соответствии с выполняемыми производственными операциями.

Процесс выбора метода ценообразования должен учитывать спрос на продукт и его эластичность, издержки, цены конкурентов. В реальности проблема

выбора метода ценообразования решается с учетом трех важнейших условий:

1) каждое предприятие должно экономически обеспечить свое существование, т.е. цена должна покрывать затраты (краткосрочные и долгосрочные), связанные с деятельностью предприятия;

2) предприятие нацелено на получение максимальной или достаточной прибыли, поэтому необходимо уточнять цены отдельных сегментов рынка;

3) в условиях конкуренции цена, которую потребитель готов платить за товар, существенно зависит от цен конкурентов.

В заключение следует отметить, что цена не может считаться обоснованной, если её расчёт должен проводился с применением какого-либо одного из множества описанных методов. Адекватная цена на товар должна, во-первых, покрывать, как минимум, переменные издержки на его производство, во-вторых, отражать качество предлагаемого товара или услуги, в-третьих, соответствовать уровню цен конкурентов и т.д. Поэтому специалисты предприятия при назначении цены должны определить её соответствие всем указанным факторам, т.е. произвести расчёт несколькими методами, и выбрать наиболее целесообразный.

Рассмотренные методы ценообразования и рыночная корректировка цены позволяют определить окончательную цену. Для принятия этого решения необходимо учесть факторы, отражающие потребительское поведение, реакцию рынка и другие маркетинговые элементы, влияющие на цену.

Литература

1. Багиев, Г.Л. Маркетинг: Учебник для вузов / Г.Л. Багиев. - М.: ЗАО Экономика, 2008 - 718 с.

2. Бронникова, Т.С. Маркетинг / Т.С. Бронникова, А.Г. Чернявский // http ://library. if.ua/books/3 0. html.

3. Васильева, Н.Э. Формирование цены в рыночных условиях / Н.Э Васильева, Л.И. Козлова. - М.: АО Бизнес- школа «Интел-Синтез», 2009. - 62 с.

4. Пунин Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятиях в условиях рыночной экономики / Е.И.Пунин. - М.: Международные отношения, 2008. - 112 с.

5. Цацулин, А.Н. Ценообразование в системе маркетинга / А.Н. Цацулин. - М.: ФИЛИН, 2010 - 296 с.

Э 8(951)8564210

Ключевые слова: цена, ценообразующие факторы, ценообразование, методы ценообразования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.