УДК 338.51
Н.Н. Гринев*, О. А. Люлин.
Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, Москва, Россия
125147, Москва, Миусская пл., д.9
*e-mail:[email protected]
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Механизм цен, ценообразование, ценовая политика как тонкий инструмент рынка, в действии которого разобраться весьма непросто. В связи с этим рассмотрение теоретических основ ценообразования, порядок установления цен, анализ влияния метода ценообразования. Уровень и поведение цен, характеризующее состояние целевого рынка. Ценообразования состоит в том, чтобы определить, какие цены необходимо установить на товары, чтобы завладеть частью рынка, обеспечить конкурентоспособность данного товара по ценовым показателям и определить объем прибыли.
Ключевые слова: Ценообразование, оптимальная цена, твёрдая цена, себестоимость.
Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.
Ценообразование - это установление товаропроизводителем определенной цены на товар или услугу с учетом установившихся условий на определенном рынке.
Вместе с тем, различают две основные системы ценообразования: рыночное
ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения и централизованное государственное ценообразование на основе назначения цен государственными органами. В рыночной экономике процесс выбора окончательной цены производится в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов.
Цена и ценообразование являются важнейшими понятиями в рыночной экономике. Ученые в самом общем смысле определяют цену, как денежную сумму, которую покупатель отдаёт на рынке в обмен на реализуемый продавцом товар [1]. Таким образом, цена — это основная характеристика товара с точки зрения рыночной экономики.
В практике хозяйствующих субъектов применяются различные виды цены на товар [2]:
• Розничная цена — применяется при реализации товара конечным индивидуальным потребителям на предприятиях розничной торговли.
• Оптовая цена — определяется, как правило контрактом на поставку. В зависимости от возможности пересмотра цены в процессе исполнения контракта, оптовая цена может определяться следующим образом:
• Твёрдая цена (стабильная цена, фиксированная цена, гарантированная цена) — устанавливается при подписании контракта и не подлежит пересмотру в течение всего срока поставок;
• Подвижная цена — изменяется в зависимости от колебаний цены на товар на рынке; при этом в условиях пересмотра цены (называемых ценовой оговоркой) обязательно указывается тот официальный источник статистической информации о среднерыночной цене, который будет использован. Такая цена устанавливается обычно в случае долгосрочного контракта на поставку сырья, сельскохозяйственной продукции, продукции тяжёлой промышленности;
• Скользящая цена — корректируется в зависимости от возможных изменений себестоимости товара. Такая цена может устанавливаться в случае, когда продукция длительного срока изготовления целенаправленно создаётся в рамках данного контракта. При этом стороны не только устанавливают первоначальную цену, но и определяют в контракте её структуру, а также метод корректировки цены на случай изменения стоимости материалов, уровня оплаты труда, изменения условий налогообложения и других факторов, влияющих на издержки производителя.
• Справочная цена — цена на товар, публикуемая производителем в каталогах, прейскурантах, периодических печатных изданиях. Эта цена является базисной для установления контрактной цены с конкретным
покупателем; она может быть номинальной (то есть определённой службой маркетинга на основе собственных расчётов) либо основанной на последних по времени продажах аналогичного товара.
• Аукционная цена — цена на товар, определяемая в результате проведения аукциона. Эта цена наиболее «справедлива» в том смысле, что она определяется исключительно по реальному балансу спроса и предложения, сложившемуся на дату реализации товара.
Процесс ценообразования включает в себя следующие этапы:
1. Постановка целей ценовой политики.
Выделяют три главные цели ценовой
политики:
а) обеспечение выживаемости фирмы;
б) максимизация прибыли;
в) удержание рынка;
2. Определение спроса. Это один из важнейших этапов процесса ценообразования, так как невозможно рассчитать оптимальную цену, не проанализировав спрос на товар.
Фирма должна проанализировать также изменение спроса на свою продукцию при различных ценах и учесть все возможные причины изменения спроса. Величину спроса определяют разные факторы, а именно: потребность в товаре, цены на товары-субституты, цены на товары-комплименты, потребительские предпочтения и др.
3. Анализ и учет издержек.
Постоянные и переменные издержки в сумме образуют валовые издержки, величина которых представляет собой минимальное значение цены на товар. Величину издержек необходимо учитывать при понижении цены на товар, так как если уровень цен будет ниже величины издержек, фирма понесет убытки.
4. Учет цен конкурентов.
Большое влияние на спрос, а следовательно, и на цену оказывают цены на конкурентную продукцию. Фирме следует иметь полную информацию о ценах на товары конкурентных фирм и об отличительных особенностях их товаров. Данную информацию можно взять за основу в процессе ценообразования, и с ее помощью можно также определить место фирмы среди конкурентов.
5. Выбор метода ценообразования. На данном этапе фирма может приступить к определению цены на свой товар.
Оптимальная цена - это цена, которая возместит все производственные издержки, издержки на распределение и сбыт товара и обеспечит фирме определенную норму прибыли.
Существуют следующие варианты установления уровня цены:
1. минимальный уровень (определяется затратами);
2. максимальный уровень (формируется спросом на товар);
3. оптимальный уровень.
Наибольшее распространение получили следующие методы установления цен:
1. Метод, основывающийся на издержках производства;
2. Метод дохода на капитал: основывается на добавлении к затратам на единицу продукции процента на вложенный капитал;
3. Преимущество этого метода состоит в возможности учесть плату за финансовые ресурсы, привлекаемые для производства и реализации товара;
4. Определение цен с ориентацией на спрос. При использовании данного метода чем больше степень дифференциации продукции, тем больше будет эластичность цен, приемлемых для покупателей. Дифференцироваться товары могут по многим показателям: по техническим параметрам, по дизайну, по надежности и др. Данный метод базируется на хорошей осведомленности производителя о потребностях и предпочтениях покупателей, а также на умении акцентировать внимание на специфических качествах своей продукции;
5. Метод установления цены на основе текущих цен используется на рынках чистой и олигополистической конкуренции. Фирма в этих условиях устанавливает цену на чуть более высоком или на чуть более низком уровне, чем уровень цен конкурентов;
6. Определение конечной цены.
В условиях рыночной экономики цена является одним из наиболее важных синтетических показателей, существенно влияющих на финансовое положение предприятия. Это объясняется тем, что от уровня цены зависит величина прибыли коммерческой организации, конкурентоспособность
предприятия и его продукции [3].
1. Цена влияет на характеристики товара, методы его продвижения и каналы распространения, равно как и все эти факторы влияют на цену. Предприятие не просто устанавливает единую цену, а скорее создает целую систему ценообразования, которая охватывает цены на различные товары, их ассортимент. Структура ценообразования изменяется одновременно с тем, как товар проходит свой жизненный цикл.
2. В условиях рыночной экономики цена является одним из наиболее важных показателей, существенно влияющих на финансовое положение предприятия. Это объясняется тем, что от уровня цены зависит величина прибыли коммерческой организации, конкурентоспособность предприятия и его продукции. Цена является важнейшим инструментом внутрифирменного планирования и служит ориентиром принятия хозяйственных решений.
3. В условиях рынка ценообразование является сложным процессом, подверженным воздействию многих факторов. Выбор общей ориентации в ценообразовании, подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги в целях увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения уровня производства, максимизации прибыли, и укрепления рыночных позиций фирмы осуществляется в рамках маркетинга.
4. Установление цены - один из важных элементов маркетинга, прямо воздействующий на сбытовую деятельность, поскольку уровень и соотношение цен на отдельные виды продукции, особенно на конкурирующие изделия, оказывают определяющее влияние на объемы совершаемых клиентами закупок. Цены находятся в тесной зависимости со всеми составляющими маркетинга и деятельности фирмы в целом.
5. Окончательная цена зависит от многих факторов: различные виды рекламы, скидки покупателям, оборот, доставка, кредитование покупателя и другие формы оплаты, место в объеме продаж, необходимость в разбивке партии товара, наличие у данного товара торговой марки, организационные расходы, и, конечно же, фактическая себестоимость товара. Суть целенаправленной ценовой политики заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены,
так варьировать ими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи.
6. Государственное регулирование также оказывает значительную роль в формировании цен. В России законодательным путем ограничиваются попытки сговора о ценах и установления фиксированных цен
производителями товара, представителями оптовой и розничной торговли, а также запрещается ценовая дискриминация, если она наносит ущерб конкуренции.
Итак. На наш взгляд, цена и ценообразование являются важной составной частью хозяйственного механизма. Сам хозяйственный механизм представляет собой совокупность организационных структур и конкретных форм хозяйствования, методов управления и правовых форм, с помощью которых общество использует экономические законы с учетом складывающейся обстановки. В решении сложных методологических проблем ценообразования на современном этапе развития нашего общества огромную роль играет глубокое теоретическое осмысление роли и значения творческого характера труда, его содержания как субстанции стоимости и цены, материальных благ.
Гринев Никита Николаевич, ассистент кафедры экономической теории РХТУ им. Д.И. Менделеева, Россия, Москва
Люлин Олег Алексеевич студент факультета инженерной химии РХТУ им. Д.И. Менделеева, Россия, Москва
Литература
1 Андреева И.А., Вдовенко З.В. Особенности методологии управления корпоративными структурами в современном обществе // Менеджмент в России и за рубежом № 6 2008. С. 10-17
2. Вдовенко З.В. Формирование методологии эффективного управления экономическими системами. -М.: изд-во СГУ, 2008. - 11 усл. печ. л. (173 с.)
3. Куломзина Е. Ю., Магомедов М. Д., Чайкина И.И. Ценообразование. Дашков и Ко., 2009 г. 256 с. Grinev Nikita Nikolaevich *, Lyulin Oleg Aleksandrovich
D.I. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia. *e-mail:[email protected]
IMPROVEMENT IN THE PRICING OF MARKET RELATIONS
Abstract
Price mechanism, pricing, pricing as a subtle tool market in action which is very difficult to understand. In this regard, consideration of the theoretical foundations of pricing , order pricing , analysis of the impact of the pricing method . Level and price behavior, which describes the state of the target market. Pricing is to determine what prices should be set to the goods, to seize part of the market, to ensure the competitiveness of the product by the price indices and determine the amount of profit.
Key words: Pricing, optimal price, fixed price, cost price