ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СОКРАЩЕНИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭНЕРГИИ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ Абдуллаева М.К.
АбдуллаеваМадина Камиловна - кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономической теории, Ташкентский государственный экономический университет, г.Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассмотрена проблема снижения себестоимости продукции посредством снижение себестоимости продукции посредством снижения энергозатрат. Выявлены мероприятия направленные на энергосбережение. Предложены программы на продолжение курса на снижению энергозатрат.
Ключевые слова: энергосбережения, энергозатраты, себестоимость продукции, энергосберегающие мероприятия, возобновляемые источники энергия.
В настоящее время вопрос повышения энергоэффективности, увеличения использования экологически чистых нетрадиционных и возобновляемых источников энергии имеет первостепенное значение для самой насущной проблемы в мире. Поскольку энергосбережение и эффективное использование возобновляемых источников энергии сберегают ресурсы недр, уменьшают количество вредных выбросов в атмосферу и улучшают экологическую ситуацию. По мнению международных экспертов, поиск альтернативных и возобновляемых источников энергии в мире и повышение их эффективности ускоряет интерес использования возобновляемых источников энергии, таких как солнечная энергия, ветер, волны. Главная причина этого заключается в том, что спрос на энергию в мировой экономике растет с каждым годом. Более того, природные ресурсы, такие как природный газ, нефть и уголь уменьшаются. Сегодня не секрет, что страна с ресурсами энергетических ресурсов может не только получить бесконечную прибыль, но и укрепить свои позиции и влияние на международной арене. План действий для дальнейшего развития Узбекистана о приоритетах стратегии развития и либерализации экономики заключается в уменьшении потребления энергии и ресурсов, производстве энергосберегающих технологий, расширении использования возобновляемых источников энергии, введении особого значения для эффективности в секторах экономики. В то же время Президент Узбекистана Ш.Мирзиёев в своем обращении к Олий Мажлису сказал: «К сожалению, у нас устаревшие линии электропередач. В результате 15-20% электроэнергии теряется в сети, не доходя до потребителя» [1, с. 1]. Некоторые потери энергии в промышленности также обнаруживаются в других странах мира. Но они ограничены определенной нормой. В некоторых странах этот показатель высок. Мы приводим примеры и анализы потребления энергии, энергосберегающего поведения. Страны с высокими энергетическими потерями в промышленности составляют от 21 до 25% в таких странах, как Молдова, Индия и Судан, где ВВП на душу населения составляет 2,6-2,8 тысячи долларов. В странах с эффектом экономии на энергосбережение мы видим, что доля ВВП на душу населения высока. Узбекистан это одна из стран с высоким уровнем потерь -15-20%. Страны Центральной Азии являются одним из самых энергоемких регионов мира. Потребление энергии в единичном продукте на 50% выше, чем средний глобальный показатель в странах региона. Именно поэтому специалисты Всемирного банка информируют о возможности энергоэффективности посредством перехода к экологическим процессам в регионе. В докладе Всемирного банка «Переход к экологизации экономического роста и полезный план борьбы с изменением климата» подчеркивается, что ключом к управлению природными ресурсами является энергоэффективность. Потребление энергии на душу населения в Узбекистане в 2-3,5 раза выше, чем в Южной Корее и Западной Европе - в 5-6 раз. Энергосбережение в 1,0% обеспечит рост ВВП на 0,35%. Это можно объяснить тем, что доходы от энергии в росте производства в 2-3 раза ниже, чем в капитальных вложениях в других секторах. Еще одним аспектом энергоэффективности является ее экологическая сторона. В большинстве развитых стран особое внимание уделяется сокращению добычи газа из-за их энергоемкости. Согласно экологической политике Европейского парламента, к 2020 году количество газов, вызывающих загрязнение атмосферы, должно быть уменьшено на 20%. С этой целью особое внимание уделяется использованию современных технологий энергосбережения при сочетании научной, практической и информационной деятельности государственных органов, физических и юридических лиц.
Основными направлениями экономии энергоресурсов являются: переход к энергосберегающим технологиям в производстве, повышение уровня организации производства, сокращение потребления энергии в производимой продукции; переключение на более эффективное энергопотребление. К
аспектам снижения энергопотребления относятся: резкое развитие производства с использованием альтернативных источников энергии, уменьшение количества энергии, утраченной в сети, путем замены линий электропередач подстанции и их реконструкцией; внедрение новых, инновационных технологий, которые сокращают потребление энергии.
Список литературы
1. Послание Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиеева Олий Мажлису // Народное слово. Т., 2017. 23 декабря. С. 1-2.
ЭЛЕМЕНТЫ СТРАТЕГИИ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА Маськов С.А.
Маськов Сергей Анатольевич - кандидат экономических наук, доцент, кафедра конституционного строительства и государственного и муниципального управления, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Майкопский государственный технологический университет, г. Майкоп
Аннотация: основным способом преодоления диспропорций социально-экономического развития региона является осуществление комплексных преобразований структуры экономики как системы мезоуровня. Выбор направлений структурных преобразований должен осуществляться с учетом особенностей развития субъектов региональной экономики, социальных, экономических и экологических последствий их реструктуризации, мер государственной поддержки на федеральном, региональном, отраслевом уровнях и т.д.
Ключевые слова: стратегии структурных преобразований, механизм структурных преобразований.
Проблема формирования стратегии структурных преобразований в экономике региона, имеющая важное значение для структурной перестройки, связана с необходимостью разработки и организации выполнения конкретных мер по рыночному реформированию экономики региона.
Наиболее важные из них:
- органическое сочетание развития перспективных и конкурентоспособных производств с регулируемым свертыванием убыточных, экономически бесперспективных производств с отсталой технологией и изношенной техникой, неконкурентоспособной продукцией. В этих условиях функция администрирования региона должна заключаться в контроле за ходом процедуры банкротства, отслеживании того, чтобы процесс свертывания предприятий соответствовал направлениям структурной перестройки, не затрагивая жизненно важные для региона предприятия; отвечал принципам объективности, т.е. касался обоснованно бесперспективных и безнадежных предприятий; сопровождался комплексом превентивных мер по социальной защите работников;
- формирование конкурентоспособного рыночного сектора посредством образования крупных диверсифицированных трансрегиональных и транснациональных корпораций (финансово-промышленных компаний) на базе ведущих предприятий региона. Создание финансово-промышленных групп или корпораций — это не только решение стратегических задач формирования конкурентоспособного сектора промышленности и выхода его на общенациональные и зарубежные рынки. Одновременно это способ выживания и рыночного реформирования крупномасштабного массового производства, создания благоприятной среды для успешного функционирования в их нише мелкого и среднего бизнеса, и возможность реальной аккумуляции инвестиций для крупных проектов;
- развитие малого предпринимательства в регионе с использованием богатого арсенала методов, приемов и механизмов поддержки малого предпринимательства на местном уровне;
- завершение приватизационных процессов и достижение соответствующей им определенности прав собственности на предприятиях;
- наличие разработанной системы взаимоотношений региональной администрации с предприятиями. Основные принципы этой системы должны предусматривать:
- разработку и практическое применение в отношениях с предприятиями системы экономических регуляторов и инструментов, ориентирующих на реализацию приоритетов структурной перестройки и территориальное развитие;
- единый подход во взаимоотношениях с предприятиями различных форм собственности;
- разработку механизма прямого взаимодействия региональных структур власти с предприятиями