УДК 93+908+385
Крайнова Анна Евгеньевна
аспирант.
Башкирский государственный университет [email protected]
Основные аспекты
ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XX в.
(НА ПРИМЕРЕ УФИМСКОЙ И ОРЕНБУРГСКОЙ ГУБЕРНИЙ)
Anna E. Kraynova
PhD student of Bashkir State University [email protected]
The main aspects of
THE RESETTLEMENT POLICY IN THE RUSSIAN LEGISLATION IN THE FIRST QUARTER OF THE XX CENTURY (ON THE EXAMPLE OF UFA AND ORENBURG PROVINCES)
Аннотация. В статье раскрывается проблематика реализации аграрной реформы в начале XX в. в регионах России (на примере Уфимской и Оренбургской губерний). Особое внимание уделяется рассмотрению законодательных актов 1904-1909 гг., посвященных переселению крестьян. В них были сосредоточены положения с учетом новых экономических и внутриполитических изменений в государстве. Делается вывод о том, что принятые 6 июня 1904 г. закон и в последующие годы дополнения к нему ознаменовали собой начало нового этапа в переселенческой политике Российской империи, известного в истории под названием столыпинская аграрная реформа.
Ключевые слова: аграрная реформа, крестьяне-переселенцы, малоземелье, миграция населения, разрушение общины.
Annotation. The article reveals the problems of realization agrarian reform in the beginning of XX century in the regions of Russia (on the example of the Ufa and Orenburg provinces). Special attention is given to legislative acts of 1904-1909 years, dedicated to the resettlement of peasants. There were concentrated the situation in the light of new economic and political changes in the state. It is concluded that the law adopted 6 June 1904 yea and in subsequent years additions to it marked the beginning of a new stage in the resettlement policy of the Russian Empire, known in history under the name of the Stoly-pin agrarian reform.
Keywords: аgrarian reform, migrant peasants, migration, shortage of arable land, the destruction of communities.
Миграция населения занимает важное место в истории любой страны. В начале XX в. переселение в России имело свою специфику, так как осуществлялось в большей степени внутри страны и носило характер перехода из одних мест жительства в другие, сохраняя при этом связь с центральной властью [2, с. 26].
Необходимо сказать, что миграционная политика российских властей не всегда была последовательной. Правительство то разрешало, то запрещало переселение. Во многом это объяснялось проблемами устройства на новых территориях. Противоречия в действиях правительства оказали влияние на количество перемещавшихся: мощность переселенческих потоков то увеличивалась, то уменьшалась. Так, по официальным данным, через Челябинский переселенческий пункт прошло: в 1897 г. - 67653 человека, 1898 г. - 14423, 1899 - 163596, 1900 - 161457, 1901 - 83319 [2, с. 27].
Приоритетным направлением миграционной политики царского правительства вплоть до начала подготовки столыпинской аграрной реформы
оставались сибирские районы. Эта особенность отражалась в действовавшем в те годы законодательстве.
Согласно закону от 8 июня 1901 г. «Об отводе частным лицам казенных земель в Сибири», продажа земли предполагалась лицам разных сословий. Кроме того, предусматривалась льготная аренда, которая разрешалась только дворянам на срок 99 лет с последующим выкупом земельных участков с рассрочкой платежей на 37 лет. Для дворянских хозяйств предполагалось использование запасных участков, которые должны были чередоваться с переселенческими и старожильческими наделами.
В начале 1902 г. по инициативе министра финансов С.Ю. Витте было созвано «Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности». Итогом его работы стало опубликование нового закона о переселенцах от 6 июня 1904 г. под названием «Временные правила о добровольном переселении сельских обывателей и мещан-земледельцев». Этот законодательный акт в корне отличался от предыдущих
218
своими положениями: отменялась круговая порука и разрешалась продажа земельных наделов на местах выхода. Также в законе говорится о добровольном переселении. М. Никитин в своей работе «Основные моменты колонизации Башкирии» отмечал, что в 1904 г. переселение признавалось юридически свободным, но закон еще подразделял самих переселенцев на поощряемых и не поощряемых, относя к первым только малоземельных или вовсе безземельных [3, с. 81].
После принятия закона от 6 июня 1904 г. упростился механизм получения разрешения на переселение, вводились дополнительные поощрительные меры. Так, например, предоставлялась льгота на передвижение на железнодорожном и водном транспортах. Ходоки предварительно высылались в места возможного заселения для оформления проходного свидетельства и должны были предъявить в старое общество приемный приговор, в котором указывались закрепленные за ними участки на новом месте жительства. Оставленным участком распоряжалось общество, но только с согласия семьи, при этом отъезжающей семье предусматривалась компенсация в виде вознаграждения, размер которой определялся по обоюдному согласию. Крестьяне-переселенцы как отдельные домохозяева имели право затребовать причитающуюся им часть земли и заняться как индивидуальной, так и хуторской формами землевладения. Это отвечало стремлениям С.Ю. Витте ликвидировать крестьянскую общину и было важной составной частью его аграрной программы. Он писал: «Общинное владение - есть стадия только известного момента жития народов, с развитием культуры и государственности оно неизбежно должно переходить в индивидуализм - в индивидуальную собственность; если же этот процесс задерживается, и в особенности искусственно, как это было у нас, то народ и государство хиреют» [1, с. 492-493]. Кроме того, в законе предусматривалось списание с переселенцев недоимки в казенных сборах, на новом месте они освобождались от государственных и земских платежей на пятилетний срок, а в последующие 5 лет пользовались 50 %-ми льготами. Также переселенцам выдавались ссуды как путевые, так и на домообзаведение, а для хозяйственных нужд строительный лес отпускался безвозмездно.
Итогом работы «Особого совещания» также стало опубликование Правил образования переселенческих участков в юго-восточных губерниях Европейской России от 7 июня 1904 г. В них указывалось, что создаваемые переселенческие участки в первые два года предназначались только для переселения местных безземельных и малоземельных крестьян, а в последующие -для переселенцев из других губерний. В Оренбургской губернии было создан 131 переселенческий участок, а в Уфимской губернии образование переселенческих участков развития не получило. Созданные комиссии, по итогам размежевания башкирских земель в 1905 г., опре-
делили в Уфимской и Оренбургской губерниях излишние, выделенные в запас, свободные башкирские земли в количестве 1 млн 300 тыс. десятин. Помимо этого, создавался фонд казенных земель, в основном в Челябинском и Оренбургском уездах Оренбургской губернии, где выделялось 72530 десятин [4, с. 12б—136].
Таким образом, закон от 6 июня 1904 г., а также Правила образования переселенческих участков в юго-восточных губерниях Европейской России от 7 июня 1904 г. обозначили новую веху в переселенческом вопросе. В них были сосредоточены положения с учетом новых экономических и внутриполитических изменений в государстве. Практическое претворение вышеназванных законодательных актов началось в 1906 г.
Так, 10 марта 1906 г. было опубликовано Положение о порядке применения закона от 6 июня 1904 г., по которому внутреннее переселение крестьян признавалось совершенно свободным.
С 9 ноября 1906 г. правительство страны во главе с премьер-министром П.А. Столыпиным начало реализацию мероприятий, направленных на изменение взаимоотношений внутри аграрного сектора. Крестьяне получали новые права и возможности для занятия земледелием. Реформа позволила им свободно выходить из общины, получать в частную собственность имевшиеся наделы, создавать хутора и отруба, т. е. вести единоличное хозяйство. Основная задача столыпинской реформы состояла в активном переселении беднейших слоев крестьянства на окраины России для ослабления остроты малоземелья в центре и разряжения критической ситуации в деревне. Переселение крестьян готовилось экономически и организационно. В районы переселения предварительно направлялись научные экспедиции, которые обследовали районы возможного переселения. Подготовительными работами по переселению занималось созданное в 1896 г. при Министерстве внутренних дел специальное переселенческое управление. Подобная комиссия была создана и при Государственной Думе, которая изучала передвижение переселенцев и разрабатывала меры по улучшению переселенческого дела.
В феврале 1909 г. Государственная Дума приняла закон «Об установлении правил по выдаче ссуд на общественно полезные надобности», который ускорил и увеличил строительство школ, больниц, церквей во вновь образованных населенных пунктах. Все эти законодательные акты, а также усиленная агитация и реклама переселения увеличили поток новых переселенцев.
Принятие дополнений к закону 1904 г. ознаменовало собой начало нового этапа в переселенческой политике. Правительство полностью отказалось от регламентаций в вопросе переселения крестьян, что положило начало новой правительственной аграрной программе, вошедшей в историю под названием столыпинской аграрной реформы.
219
Литература:
1. Витте С.Ю. Воспоминания: в 3 т. М. : Издательство социально-экономической литературы, 1960. Царствование Николая II. 1960. Т. 2. 638 с.
2. Молощенков А.Н. Миграция украинского населения на Южный Урал в первой четверти XX в. // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 23 (161). История. Вып. 33. С. 26-32.
3. Никитин Н. Основные моменты колонизации Башкирии // Хозяйство Башкирии. 1928. № 6-7.
С. 73-85.
4. Утягулов М.М. Переселенческая политика царизма в Башкирии во второй половине XIX -начале XX вв. : дис. ... канд. ист. наук: Уфа, 2005. 209 с.
Literature:
1. Vitte S.Y. Memories: in 3 v. M. : Publishing house of the socio-economic literature, 1960. The reign of Nicholas II. 1960. T. 2. 638 р.
2. Moloschenkov A.N. Migration of the Ukrainian population to the South Ural in the first quarter of XX century. Bulletin of Chelyabinsk State University. 2009. № 23 (161). History. Issue 33. P. 26-32.
3. Nikitin N. The main features of the colonization of Bashkiria // Economy of Bashkiria. 1928. № 6-7. P. 73-85.
4. Utyagulov M.M. Immigration policy of tsarism in Bashkiria in the second half of XIX - early XX centuries. : dis. ... cand. histor. Sciencе. Ufa, 2005. 209 p.
220