УДК 94 (470.57)
DOI: 10.24411/1728-5283-2018-10202
БАШКИРСКОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ В УСЛОВИЯХ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ НАЧАЛА XX ВЕКА
© А.И. Акманов,
доктор исторических наук, профессор,
член-корреспондент АН РБ,
вице-президент АН РБ,
заведующий кафедрой,
Башкирский государственный
университет,
ул. Заки Валиди, 32,
450076, г. Уфа,
Российская Федерация,
эл. почта: [email protected]
© Р.Б. Зайтунов,
кандидат исторических наук, доцент,
Башкирский государственный
университет,
ул. Заки Валиди, 32,
450076, г. Уфа,
Российская Федерация,
эл. почта: [email protected]
© А.А. Даутов
помощник вице-президента АН РБ,
Академия наук Республики
Башкортостан
ул. Кирова, 15,
450008, г. Уфа,
Российская Федерация,
эл. почта: [email protected]
В статье раскрывается ряд аспектов, связанных с реализацией аграрной реформы. Данные преобразования начала XX века серьезно повлияли на последующее социально-экономическое развитие всей страны. Население различных регионов стремилось адаптироваться к формировавшимся рыночным реалиям. В этой связи представляет интерес земельная политика правительства на территории Башкортостана на рубеже XIX - начала ХХ вв. С одной стороны, власти стремились сохранить традиционную систему земельных отношений у башкир, с другой стороны, происходило увеличение колонизационного движения на территорию края. Тем не менее, в этот период доминирующей тенденцией государственной политики в крае являлось сокращение площади башкирского землевладения. В частности, существенно уменьшилась средняя земельная обеспеченность жителей края. Все это формировало социальную напряженность среди различных категорий населения. Об этих аспектах жизни можно узнать из анализа ряда нормативных актов этого времени и выступлений депутатов Государственной думы начала XX века. Многие из народных представителей достаточно развернуто показали историческую ретроспективу земельных отношений в крае. Они подвергли критике ряд нормативных актов властей, касающихся землевладения и землепользования в крае. Ими были предложены варианты решения некоторых конфликтных ситуаций по земельным делам. Итоги процесса реформирования были противоречивы: в результате переселений сократилась площадь вотчинных угодий башкир; но в то же время разрушение общины, усиление крестьянской колонизации на территорию края ускоряли процесс социальной дифференциации среди башкир, содействовали распространению земледельческих занятий и становлению сельской буржуазии в башкирском обществе.
Ключевые слова: башкиры, вотчинное право, земля, хозяйство, крестьяне, переселенцы, правительство, реформа
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /
/
2018, том 28, № 3(91)
© A.I. Akmanov1, R.B. Zaitunov1, A.A. Dautov2
BASHKIR LAND OWNERSHIP UNDER CONDITIONS OF THE AGRARIAN REFORM IN THE EARLY 20TH CENTURY
1 Bashkir State University, 32, ulitsa Zaki Validi,
450076, Ufa, Russian Federation, e-mail: [email protected] [email protected]
2 Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan,
15, ulitsa Kirova,
450008, Ufa, Russian Federation, e-mail: [email protected]
The article is devoted to an important and interesting issue. It reveals a number of aspects related to the implementation of the agrarian reform. These transformations of the early 20th century seriously affected the subsequent socio-economic development of the whole country. The population of different regions tried to adapt to the emerging market realities. In this regard, the land policy of the government within Bashkortostan at the turn of the 19th century is of considerable interest. On the one hand, the authorities sought to preserve the traditional system of land relations among the Bashkirs; on the other hand, there was an increase in colonization movement to the region. Nevertheless, during this period, the dominant trend of state policy in the province was the reduction of the Bashkir land ownership. In particular, the average land security of the inhabitants of the region decreased to a significant extent during the period under consideration. All this resulted in social tension among various categories of the population. The analysis of a number of regulations and speeches of deputies of the State Duma in the early 20th century enables us to know about these aspects of life. Many of the people's representatives showed quite a detailed historical retrospective of land relations in the region. They criticized a number of regulations of the authorities concerning land ownership and land management in the province and put forward solutions to some conflict situations in land affairs. The outcomes of the reform process were contradictory. On the one hand, the area of Bashkir lands was reduced as a result of immigration. On the other hand, the destruction of the community and growing peasant colonization in the region accelerated the process of social differentiation among the Bashkirs, contributed to the spread of agricultural activities and the formation of the rural bourgeoisie in the Bashkir society.
Key words: Bashkirs, patrimonial law, land, economy, peasants, immigrants, government, reform
Важнейшей задачей земельной реформы в начале ХХ в. было стремление царских властей урегулировать аграрный вопрос путем трансформации общинного землепользования крестьян в индивидуальные владения. Правительство стремилось создать слой зажиточного сельского населения для формирования социальной опоры государства и для последующего подъема сельского хозяйства.
Этот аграрный курс стал осуществляться после издания указа от 9 ноября 1906 г.
Отныне крестьянам-домовладельцам разрешалось выходить из сельской общины и закреплять наделы за собой. Крестьянин был правомочен требовать объединения всех своих участков (пашня, сенокос, выгон и т. д.) в одном месте. Данный участок назывался «отрубом». В случае переноса крестьянином на объединенный участок жилого дома и хозяйственных построек угодья получали наименование «хутор». Данный нормативный акт после утверждения его Ш-й Государственной Думой и императором 14 июня 1910 г.
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __
'2018, том 28, №3(91) llllllllllllllllllllllllllllllllliul
получил статус закона. Таким образом, выход крестьян из общины становится легальным и получает официальную поддержку. В последующее время власти конкретизировали процесс перевода различных видов угодий в частную собственность. Так, правительственное «Положение о землеустройстве» от 29 мая 1911 г. ориентировало сельское население на ускорение создания отрубных и хуторских хозяйств при проведении межевания. При этом особое внимание было обращено на ликвидацию чересполосицы сельскохозяйственных угодий [1, с. 75-78].
Одним из важных шагов правительственных структур для проведения аграрной реформы стало создание уездных и губернских землеустроительных комиссий из представителей местного дворянства. Достаточно быстро такие комиссии были созданы в Уфимской губернии. В тоже время для Оренбургской губернии эти полномочия по реализации преобразований были возложены на уездные съезды земских начальников. В течение 1907-1914 гг. по стране в целом вышли из общины и закрепили землю в частную собственность 2,5 млн домохозяев, что составляло около 26% сельского населения страны. По Уфимской губернии за 1907-1915 гг. вышло из общин население 48 294 сельских дворов, что составляло около 15% жителей губернии, по Оренбургской губернии за этот же период - 47,8 тыс., что соответствовало 30% численности жителей данной губернии [2, с. 347; 1, с. 74-81].
Следует отметить, что первоначально нормативные акты реформы - это указ от 9 ноября 1906 г. и закон от 14 июня 1910 г. не распространялись на башкир-вотчинников. Земельные отношения последних должны были по-прежнему регулироваться «Положением о башкирах» от 14 мая 1863 г. Данный юридический акт позволял башкирам-вотчинникам зарегистрировать как личную собственность соответствующую долю общинной земли. Тем не менее, в отличие от остальной
9
части сельского населения, башкиры не могли продавать свои надельные земли. При получении поддержки в виде 2/3 голосов от численности членов общины башкиры могли отчуждать после коллективного согласия лишь «свободные за душевым наделом земли». Таким образом, «Положение о башкирах» приостанавливало процесс перехода вотчинных наделов в пользу переселенцев. Однако нарастающая нехватка плодородных угодий в целом по стране обусловила отмену данного ограничения. В продолжении этой тенденции МВД распоряжением от 6 октября 1910 г. санкционировало возможность включения в состав башкирских селений групп переселенцев из центральных губерний. Все это привело к усилению процесса покупки земельных наделов башкир-вотчинников [1, с. 85, 90-92].
Следует отметить, что этот процесс был обусловлен следующими обстоятельствами. К этому времени была получена информация о предварительных результатах работы комиссий по размежеванию башкирских дач. Так, по пяти губерниям (Уфимской, Оренбургской, Пермской, Самарской, Вятской) общая площадь этих угодий составила около 9,4 млн десятин. Ими распоряжалось башкирское население численностью 1,3 млн человек. Таким образом, на каждую наличную душу обоего пола башкир в среднем приходилось по 7 десятин, как душевых, так и «свободных сверх душевого надела земель». Эти сведения позволили руководству страны заявить о необходимости использовать часть свободных башкирских земель для расширения крестьянского землепользования.
Однако данная позиция высшего руководства страны вступала в противоречие с мнением местных властей, которые указывали на необходимость дифференцированного подхода к решению проблем башкирского землевладения. Так, оренбургский губернатор Я.Ф. Барабаш полагал, что для стабильного функционирования башкирского хозяй-
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /
/
2018, том 28, № 3(91)
ства следует установить различные нормы земельного обеспечения: в горно-лесных волостях - по 40 десятин на каждую наличную душу мужского пола, в степных волостях -по 15 десятин [3, с. 6-8].
При проведении аграрной реформы на территории края большая роль отводилась Крестьянскому поземельному банку. Данная финансовая структура должна была создать специальный земельный фонд для переселенцев за счет покупки башкирских и дворянских угодий. Следует отметить, что устанавливались различные цены на землю. Например, на территории Уфимской губернии в 1907-1908 гг. дворянские земли приобретались в среднем по 53 рубля за одну десятину, а аналогичные по качеству башкирские угодья - за 23 рубля [1, с. 106-111].
Положения аграрной реформы предполагали увеличение движения крестьян из центральных губерний на окраины страны. Увеличивая численность переселенцев царское правительство стремилось укрепить свою социально-политическую опору в крае. Для управления переселенческим движением в губерниях создавались специальные комиссии, которые должны были заниматься перераспределением земельных угодий. Так, по результатам собранных материалов о структуре землевладения правительство приняло решение о допустимости передачи в колонизационный фонд части башкирских угодий из числа «свободных сверх душевых наделов земель». Эти угодья находились в коллективной собственности жителей отдельных населенных пунктов (в размежеванных дачах), либо волостей (в неразмежеванных дачах). В 1905 г. по размежеванным дачам Уфимской и Оренбургской губерний членами комиссий было определено, что переселенцам можно передать 1,3 млн. дес. «свободной сверх душевых наделов земли». Они ожидали, что в после размежевания башкирских межевых дач произойдет увеличение фонда «свободных земель». Кроме того, правительством
предполагалось использовать казенные земли для колонизации, хотя площадь таких угодий по Уфимской и Оренбургской губерниям была относительно невелика. Она составляла 80,8 тыс. десятин [1, с. 123-124].
Согласно официальным данным, на протяжении 1904-1914 гг. из центральных губерний в Оренбургскую губернию переселилось 65,5 тыс., Уфимскую - 43,9 тыс. крестьян. Однако реальное число переселенцев было значительно больше. О масштабах изъятых башкирских земель за годы столыпинской аграрной реформы свидетельствует цифровые показатели процесса купли-продажи. По мнению Х.Ф. Усманова, за 1905-1915 гг. башкиры были вынуждены продать 300 тыс. десятин земель в Оренбургской, 222 тыс. десятин - Уфимской губерниях [1, с. 125, 139142]. Эти показатели продаж были также обусловлены кризисом башкирского хозяйства в виде перехода от полукочевого скотоводства к земледелию.
Таким образом, переселенческое движение и процесс адаптации к реалиям формировавшейся рыночной экономики обусловили изъятие части башкирских общинных земель. Все это заметно обострило аграрный вопрос в крае к началу ХХ в. Данный вопрос нашел определенное отражение в работе ряда депутатов Г-ГУ созывов Государственной думы за 1906-1917 гг. Здесь можно показать содержание некоторых наказов от башкирского населения к своим депутатам. Большое внимание уделялось урегулированию земельного вопроса. Так, жители семи Усерганских волостей выдвинули перед депутатами ряд задач. Следовало остановить процесс дальнейшего изъятия башкирских земель, т. к. значительная часть их угодий была передана различным категориям переселенцев. Предлагалось возвратить земли, незаконно изъятые у башкир, а в случае невозможности их возвращения следовало выплатить деньги бывшим владельцам. Особое внимание следовало обратить на принципы
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __
'2018, том 28, №3(91) |||||||||||||||||||||||||| 11111111ШЯ
межевания башкирских угодий. В частности, выдвигалась идея о сохранении возможности совместного землепользования для жителей группы населенных пунктов (волостей). Кроме того, предлагалось усовершенствовать положения некоторых указов о принципах лесопользования, т. к. эти ограничения препятствовали развитию башкирских хозяйств [4, с. 24-25].
В центре внимания башкирских депутатов российского парламента начала ХХ в. находился аграрный вопрос. Народные представители в своих выступлениях неоднократно поднимали эту проблему. Достаточно ярким представляется одно из выступлений депутата первой Государственной думы Ш.Ш. Сыртланова. Он представил краткий обзор истории башкирского землевладения с середины XVI до начала ХХ в. Ш.Ш. Сыртла-нов отмечал, что башкиры добровольно вошли в состав России. Данное обстоятельство способствовало тому, что земли края были официально от имени русского царя Ивана IV закреплены за башкирами. Представители башкирских волостей получили особые грамоты. Однако в последующее время правительственная политика была противоречивой. С одной стороны, власти неоднократно подтверждали вотчинное право башкир на землю. С другой стороны, происходил процесс захвата земель края переселенцами. Процесс перераспределения земли активизировался в 70-х гг. XIX в. в период управления краем генерал-губернатором Н.А. Кры-жановским. По мнению Ш.Ш. Сыртланова, в этот период происходило нецелевое использование части башкирских угодий. Вместо размещения на этих угодьях малоземельных арендаторов-припущенников часть земель края была передана или распродана по льготным ценам в пользу государственных служащих. В связи с этим Ш.Ш. Сыртланов поднял вопрос о возвращении башкирам земель, незаконно изъятых у них во второй половине XIX в. Депутат предложил все полномочия
по использованию земельных угодий в башкирских дачах полностью вернуть их жителям. Кроме того, было обращено внимание на необходимость применения дифференцированного подхода при налогообложении населения [4, с. 20-23].
Во 11-й Государственной думе депутат К.Г. Хасанов в своих выступлениях также отмечал факты нарушений земельных полномочий башкир в 70-80-х гг. XIX в. Так, он сообщил о незаконном изъятии за этот период у башкир-вотчинников около двух миллионов десятин земли и обращал внимание правительства на необходимость денежных компенсаций за эти потери [4, с. 76-79]. Другой депутат 11-й Государственной думы Ш.С. Сейфитдинов также представил основные этапы развития башкирского землевладения с XVI в. При этом депутат достаточно высоко оценил роль Генерального межевания земель по упорядочению аграрных отношений края. Исходя из этой информации, Ш.С. Сейфитдинов поднял вопрос о необходимости возвращения башкирским общинам права распоряжения своими вотчинными лесами, полномочиями предоставлять земельные наделы по наличному числу душ, при необходимости аннулировать невыгодные арендные сделки и прекратить действия указов от 6 июня 1894 и 20 апреля 1898 гг., где не была полностью учтена специфика земельных отношений края [4, с. 86-91].
В ГУ-ой Государственной думе депутат И.А. Ахтямов подверг критике деятельность местного отделения Крестьянского поземельного банка и некоторых межевых учреждений края. По его мнению, банк, взаимодействуя с губернским присутствием по крестьянским делам, скупал башкирские земли по заниженным ценам и затем продавал их по повышенным ценам крестьянам-переселенцам. Кроме того, депутат обратил внимание на неурегулированность статуса арендаторов-припущенников в башкирских дачах и нерешительность властей при решении этой проблемы [4, с. 126-127, 238-252].
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /
' 2018, том 28, № 3(91) IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII
Важным последствием политики правительства этого времени было сокращение площади башкирских земель. Если к середине XIX в. башкирам-вотчинникам принадлежало около 14 млн десятин, то к 1917 г. за ними сохранилось около 9 млн десятин. За столетие вотчинники потеряли свыше одной трети прежних владений.
В 1917 г. произошли важные изменения, затронувшие систему башкирского земле-
владения. Декрет Временного правительства Российской республики от 28 июня 1917 г. отменил действие столыпинских аграрных законов. Второй Всероссийский съезд Советов 26 октября 1917 г. издал декрет о земле. На его основе вся земельная собственность в стране была национализирована, что означало ликвидацию системы вотчинного права у башкир [5, с. 17-20].
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Усманов Х.Ф. Столыпинская аграрная реформа в Башкирии. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1958. 175 с.
2. Акманов А.И. Земельные отношения в Башкортостане и башкирское землевладение во второй половине XVI - начале XX в. Уфа: Ки-тап, 2007. 358 с.
3. Соображения Совещания по башкирским делам состоявшегося при Оренбургском присутствии под председательством оренбургского губернатора генерал-лейтенанта Я.Ф. Бара-
баш 25-28 февраля и 1-7 марта 1902 г. о мерах к поднятию экономического положения и умственного и нравственного уровня башкирского населения Оренбургской губернии. Оренбург. 1902. С. 6-8.
4. Мусульманские депутаты Государственной Думы России 1906-1917 гг.: Сб. документов и мат-лов. Сост. Л.А. Ямаева. Уфа: Китап, 1998. 376 с.
5. Декреты Советской власти. Т. 1. № 13. М: Государственное изд-во политической литературы, 1957. 625 с.
R E F E R E N S E S
1. Usmanov Kh.F. Stolypinskaya agrarnaya reforma v Bashkirii [Stolypin agrarian reform in Bashkiria]. Ufa, Bashkirskoe knizhnoe izdatrelstvo, 1958. 175 p. (In Russian).
2. Akmanov A.I. Zemelnye otnosheniya v Bashkor-tostane i bashkirskoe zemlevladenie vo vtoroy polovine XVI - nachale XX v. [The land relations in Bashkortostan and the Bashkir land tenure in the second half of 16th - early 20th centuries]. Ufa, Kitap, 2007, 358 p. (In Russian).
3. Soobrazheniya Soveshchaniya po bashkirskim delam, sostoyavshegosya pri Orenburgskom prisutstvii pod predsedatelstvom orenburgskogo gubernatora general-leytenanta Ya.F. Barabash 25-28 fevralya i 1-7 marta 1902 g. o merakh k podnyatiyu ekonomicheskogo polozheniya i um-stvennogo i nravstvennogo urovnya bashkirsk-ogo naseleniya Orenburgskoy gubernii [Consid-
erations of the Meeting on the Bashkir Affairs held at the Orenburg Presence under the chairmanship of the Orenburg Governor Lieutenant General Ya.F. Barabash on February 25-28 and March 1-7, 1902, concerning the measures to improve the economic situation and intellectual and moral level of the Bashkir population of the Orenburg province]. Orenburg, 1902, pp. 6-8. (In Russian).
4. Musulmanskie deputaty Gosudarstvennoy Dumy Rossii, 1906-1917 gg. [Muslim deputies of the State Duma of Russia. 1906-1917]. Sbornik do-kumentov i materialov [Collection of documents and materials]. L.A. Yamaeva (compiler). Ufa, Kitap, 1998. 376 p. (In Russian).
5. Dekrety Sovetskoy vlasti [Decrees of the Soviet power]. Vol. 1, no. 13. Moscow, Gosudarstvennoe izdatelstvo politicheskoy literatury, 1957. 625 p. (In Russian).
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __
'2018, том 28, №3(91) llllllllllllllllllllllllllИИИмШ