УДК 159.9.07
Информационно-психологическая защита населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях: принципы, методы, опыт
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2014
Т.А. Марченко, Т.Б. Мельницкая, О.Н. Апанасюк, А.В. Симонов
Аннотация
В статье рассмотрены актуальные вопросы организации информационно-психологической защиты населения территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
Предложена структурно-функциональная модель информационно-психологической защиты населения территорий, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. На основе данных мониторинга социально-психологической ситуации рассмотрены основные результаты реализации проекта дистанционного информирования и консультирования населения радиоактивно загрязненных территорий.
Ключевые слова: авария на Чернобыльской АЭС; население радиоактивно загрязненных территорий; информационно-психологическая защита.
Information and Psychological Protection of the Population Living on Radioactive Polluted territories: Principles, Methods, Experience
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2014
T. Marchenko, T. Melnitskaya, O. Apanasyk, A. Simonov
Abstract
Topical issues of the organization of information and psychological protection of the population of the territories which have undergone radioactive pollution owing to the Chernobyl accident are considered in article. The structurally functional model of information and psychological protection of the population of the territories which have undergone radiation influence owing to the Chernobyl accident was offered. On the basis of monitoring data of a social and psychological situation the main results of implementation of the project of remote informing and consultation of the population of the radioactive polluted territories. are considered.
Key words: Chernobyl accident; the population of the radioactive polluted territories; information-psychological protection of the population.
Одной из основных задач МЧС России, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления является организация и обеспечение защиты населения и территорий от угроз природного и техногенного характера. Защита населения начинается с его своевременного оповещения и информирования о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности. Своевременное оповещение и информирование — наиболее важный элемент управления риском [1].
Жизнедеятельность современного человека осуществляется в специфической информационной среде, имеющей свои особенности развития и функционирования, и фактически свое подавляющее значение во всех общественно и личностно значимых процессах [3]. Накопленный в России опыт преодоления последствий радиационных аварий свидетельствует о том, что население, подвергшееся радиационному воздействию, нуждается в значительной социально-психологической поддержке. Роль психологического фактора в возникновении радиотревожности, стрессовых расстройств и снижении состояния здоровья населения, подвергшегося радиационному воздействию в результате аварии на ЧАЭС, не вызывает в настоящее время сомнений [2—9].
Радиотревожность у населения в связи с радиаци-онно-гигиеническими последствиями чернобыльской аварии проявляется неадекватно высокими субъективными оценками опасности радиации для здоровья, когда опасность для здоровья при дополнительном радиационном воздействии оценивается выше всех других опасностей; психологическим напряжением и ожиданием неизбежных неблагоприятных последствий радиационного воздействия; ощущением собственного бессилия; ожиданием помощи со стороны и недоверием к эффективности этой помощи [3].
Другим существенным фактором повышения радиотревожности населения радиоактивно загрязненных территорий стал информационный фактор, связанный, с одной стороны, с избыточной негативной, зачастую просто недостоверной информацией о радиационном воздействии, и, с другой стороны, с недостатком достоверной информации, полученной из источников, вызывающих доверие. В результате в качестве стихийной меры психологической защиты у населения непосредственно после аварии сформировалось недоверие к информации о радиации: к 1993 г. до 80 % населения загрязненных территорий не доверяло любой информации о радиации в СМИ [3].
В рамках реализации как федеральных, так и российско-белорусских целевых программ преодоления последствий чернобыльской катастрофы значительное внимание уделяется проведению комплекса мероприятий по социально-психологической реабилитации и информационно-психологической защите населения.
Структура и информационное обеспечение системы социальной защиты населения радиоактивно загрязненных территорий имеет специфические особенности, связанные с повышенным риском для здоровья проживающих граждан и пониженным социально-экономическим статусом этих территорий. Многие правовые, социальные, экономические, медицинские и психологические аспекты этой проблемы имеют хорошо проработанные теоретические основы и практические результаты. Однако проблема информационно-психологической защиты населения радиоактивно загрязненных территорий практические не разработана. Это определяет высокую актуальность выполнения научных исследований по разработке организационно-методического обеспечения информационно-психологической защиты населения радиоактивно загрязненных территорий, включая ее структурно-функциональную модель и информационно-методическое обеспечение системы информирования населения радиоактивно загрязненных территорий.
В данном случае информационно-психологическая защита рассматривается как система мероприятий, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с социально-психологическими проблемами (угрозами, опасностями), которые ставят под угрозу целостность отдельной личности или жизнедеятельность общества в целом [5 ,7, 8].
В качестве объекта информационно-психологической защиты населения радиоактивно загрязненных территорий мы рассматриваем отдельную личность, группу (как часть общества, т.е. социальную, возрастную, профессиональную и т.п. группу) и общество (популяцию или население радиоактивно загрязненных территорий). При этом в качестве предмета защиты должно выступать индивидуальное, групповое и общественное сознание.
В соответствии с этим, реализация мер информационно-психологической защиты осуществляется на социальном, социально-групповом и индивидуальном уровнях.
На социальном уровне информационно-психологическая защита реализуется посредством регулирования и организации информационных потоков (система распространения информации в обществе) и распространения способов и средств, определенных «алгоритмов» обработки и оценки информации в процессе социального взаимодействия (от межличностного общения до массовой коммуникации). На этом уровне в качестве субъектов информационно-психологической защиты личности выступают государство и общество через деятельность определенных социальных институтов (система образования, система распространения социокультурных ценностей, традиций, социальных норм и т.д.).
На социально-групповом уровне информационно-психологическая защита реализуется посредством
распространения и использования внутригрупповых информационных потоков и источников, а также специфических для конкретных социальных групп и организаций способов социального взаимодействия, переработки и оценки информации (групповых норм, ориентации, предпочтений определенных коммуникаторов, регламентация правил и процедур работы и взаимодействия с внешними информационными источниками и т.п.). На этом уровне в качестве субъектов информационно-психологической защиты личности выступают группы и организации (семья, производственные структуры, общественные, политические, религиозные и иные объединения и организации).
Важным показателем (индикатором) неблагополучия в плане информационно-психологической безопасности общества и группы является социально-психологическая напряженность, которая характеризуется долей населения, негативно воспринимающего те или иные изменения (мероприятия, реформы) или информацию о них. Другими словами, наличие социально-психологической напряженности свидетельствует об угрозах для безопасности и указывает на необходимость организации и проведения защитных мероприятий. При этом для оценки и контроля социально-психологической напряженности в обществе (или социальной группе, например, у населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях) необходим периодический мониторинг с помощью специально разработанных методик.
На индивидуально-личностном уровне информационно-психологическая защита реализуется посредством формирования специфической регулятивной системы и комплекса защитных механизмов и алгоритмов поведения, которые образуют индивидуальную психологическую защиту. Индивидуальная информационно-психологическая безопасность и защита отдельной личности, главным образом, могут обеспечиваться и определяться групповыми процессами и механизмами через систему информационно-психологической защиты общества (социальной группы).
На рис. 1 представлена структурно-функциональная модель информационно-психологической защиты населения территорий, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с указанной моделью, информационно-психологическая защита рассматривается как процесс, включающий следующие взаимосвязанные этапы (блоки, элементы):
1. Воздействие информационных стресс-факторов на население радиоактивно загрязненных территорий. Создание субъективных и объективных угроз и опасностей их жизнедеятельности. При этом степень и выраженность этих воздействий тесно связаны с зоной радиоактивного загрязнения.
2. Формирование социально-психологической напряженности в обществе. Актуализация социально-психологических проблем и их ориентация («связывание», «отнесение») на радиационный фактор.
3. Подготовка корректирующих информационных воздействий, формируемых в рамках системы информирования населения радиоактивно загрязненных территорий, подготовленными специалистами с привлечением экспертов по основным проблемным вопросам, интересующим население.
4. Организация и проведение комплекса информационных мероприятий с населением радиоактивно загрязненных территорий. Конечной целью этих мероприятий является формирование оптимальных моделей и стратегий стресс-преодолевающего (копинг) поведения у населения радиоактивно загрязненных территорий.
Следует иметь в виду, что процесс освоения информации людьми опосредован их интеллектуальными и социокультурными установками, соотнесен с господствующими в обществе (референтных группах) мировоззренческими представлениями, и эти обстоятельства должны в полной мере учитываться при организации информационной работы с населением. В связи с этим, в практической деятельности по информационно-психологической защите населения радиоактивно загрязненных территорий необходимо опираться на следующие принципиальные положения:
ориентация в информационно-психологической работе на зоны и территории с различным уровнем радиоактивного загрязнения и социально-экономическим статусом;
создание и развитие системы ежегодного мониторинга социально-психологических проблем, психического (психологического) состояния и уровня информационно-психологической безопасности населения радиоактивно загрязненных территорий;
повышение уровня профессионализма специалистов, организующих и обеспечивающих информационно-психологическую защиту населения, в том числе через подготовку, повышение квалификации региональных специалистов органов исполнительной власти и учреждений социальной защиты населения;
обеспечение адекватности, достоверности и своевременности представляемой информации.
В соответствии со структурно-функциональной моделью, к методам информационно-психологической защиты относятся:
разъяснительная работа о роли и значимости радиационного фактора, направленная на формирование позитивного отношения к перспективе возврата к нормальным условиям жизнедеятельности и улучшения качества жизни;
информирование заинтересованных органов исполнительной и законодательной власти, специалистов и населения;
Рис. 1. Структурно-функциональная модель информационно-психологической защиты населения радиоактивно загрязненных территорий после аварии на ЧАЭС в отдаленном периоде
консультирование населения специалистами по проблемам взаимоотношений, развитие и укрепление у населения умения справляться с изменившимися условиями жизни;
взаимодействие с региональными органами исполнительной власти, проведение психологической экспертизы административных решений на психоло-
гическую напряженность, анализ возможностей улучшения диалога органов власти и населения;
социально-психологический мониторинг информационно-психологической безопасности населения, обеспокоенности проблемами здоровья, личностными психологическими изменениями, социальными проблемами и проблемами информирования.
Во многих случаях социальная поддержка ассоциируется с увеличением и совершенствованием информированности. Это позволяет предположить, что наиболее значимым путем преодоления чернобыльского дистресса является предложение населению психологической, информационной и социальной поддержки. Однако прямое предложение такой помощи не будет пользоваться популярностью у жителей, и, по-нашему мнению, наиболее оптимальным является сопряжение психологической помощи с предложениями информации, касающейся радиационной обстановки, возможного влияния условий обитания на здоровье, путей и способов защиты и контроля за радиацией, условий и особенности переселения, прав и привилегий жителей пострадавших территорий. Получение достоверных сведений по этим и другим вопросам является важным путем уменьшения дистресса.
В связи с этим, на радиоактивно загрязненных «чернобыльских» территориях Брянской, Орловской и Тульской областей, а также для переселившихся из зон отселения жителей, 20 лет назад были созданы Центры социально-психологической реабилитации (ЦСПР). Эти центры совместили в себе социально-психологическую и информационную помощь на региональном уровне. Основной целью деятельности Центров является оказание психологической помощи каждому обратившемуся при максимально доброжелательном отношении. Для достижения этой цели сотрудники Центров оказывают консультативную и коррекционную психологическую помощь; организуют консультации по правовым вопросам; содействуют в получении медицинской помощи; предоставляют всевозможную информацию по вопросам экологии и санитарной гигиены; организуют клубную работу, консультативную помощь, проводят анализ социально-психологических проблем населения, разрабатывают рекомендации для их разрешения, информируют органы власти и соответствующие учреждения по проблемам населения, вызывающим наибольшую обеспокоенность; проводят лекции и семинары для населения с привлечением ученых, приезжающих в регион и т.д.
В 2006 году в Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областях в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года» были созданы региональные информационно-аналитические центры (РИАЦ). Целью сети РИАЦ является обеспечение эффективного механизма информационной поддержки комплекса мер по возврату к нормальным условиям жизнедеятельности и улучшению качества жизни населения, проживающего в условиях повышенного радиационного риска. Основными задачами РИАЦ являются:
предоставление органам власти, общественности и субъектам экономики достоверной информации и
результатов объективного ситуационного анализа развития обстановки на пострадавших территориях;
повышение степени информированности граждан, нуждающихся в дополнительной информации по проблемам проживания на территориях, пострадавших в результате радиационных аварий, направленное на снижение уровня социально-психологической напряженности населения;
информационная поддержка позитивных инициатив, ориентированных на формирование нормальных условий жизни и хозяйственной деятельности.
Созданная таким образом информационно-психологическая инфраструктура позволила разработать и реализовать в 2007—2010 годах комплексный проект дистанционного консультирования и информирования населения радиоактивно загрязненных территорий. К реализации мероприятий проекта привлекались также специалисты российско-белорусского информационного центра (РБИЦ).
Как показывает практика информационно-пропагандистской деятельности, для того чтобы сформировать мнение широкой аудитории по какому-либо вопросу, достаточно довести необходимые сведения примерно до 10 % ее членов — «лидеров мнения» (медиаторов), которые и протранслируют сообщение на массовый уровень. В соответствии с двухступенчатой моделью коммуникации эффективное информационное воздействие на человека осуществляется не непосредственно от ведущих ученых и специалистов, а дистанционно — через значимых для него, знакомых ему авторитетных и вызывающих наибольшее доверие людей («лидеров мнения»). Неофициальные личностные коммуникации для людей часто более значимы, чем «официальные» сообщения средств массовой информации. Из результатов мониторинга, проведенного на затронутых чернобыльской аварией территориях, следует, что наибольшим авторитетом и доверием среди населения пользуется информация, полученная от ученых и специалистов, представителей санитарно-эпидемиологических служб и экологических организаций, врачей. Поэтому, прежде всего, эти региональные специалисты и представляют собой лидеров общественного мнения, именно они могут эффективно донести информацию до населения.
В результате реализации проекта дистанционного информирования и консультирования обеспечено функционирование постоянно действующей системы информационного обеспечения первичных специалистов на местах (врачей, экологов, учителей, журналистов, работников социальных служб, представителей органов местной власти и др.) с использованием:
интеллектуальных ресурсов ученых, проводящих научные исследования по всем аспектам чернобыльской аварии — экологическим, медицинским, социально-психологическим, демографическим, социально-экономическим и др.;
эффективного опыта работы лучших специалистов по ведению социально-психологической реабилитации и адаптации населения, проживающего в условиях повышенного радиационного риска;
информации, зарегистрированной в банке данных РБИЦ, по различным аспектам — здоровье населения и медицинские последствия аварии, экология и охрана окружающей среды, социально-экономические и социально-психологические последствия, правовые аспекты и др.;
поддержки администрации областей, территорий, которые подверглись радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, а также заинтересованных региональных министерств и ведомств.
С точки зрения оценки эффективности информационной работы наиболее важным компонентом является организация и проведение мониторинга социально-психологической обстановки на радиоактивно загрязненных территориях (проводился с 2002 по 2012 гг.), включая оценку по его результатам уровней информированности и эмоционально-психологической напряженности населения, обусловленной радиационным фактором. Оценка эффективности выполнялась на основе системы индикаторов, в состав которых входят:
доля граждан, попадающих в группу риска по степени психоэмоциональной напряженности, обусловленной радиационным фактором (рис. 2);
Рис. 2. Динамика снижения уровня напряженности населения радиоактивно загрязненных территорий (Брянская, Калужская, Орловская и Тульская области)
уровень информированности граждан из числа нуждающихся в дополнительной информации по проблемам проживания на территориях, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС (рис. 3).
Выводы
1. В отдаленном периоде (более 20 лет) после аварии на ЧАЭС информационно-психологическая защита населения радиоактивно загрязненных территорий должна рассматриваться как важный элемент
Рис. 3. Динамика роста уровня информированности населения радиоактивно загрязненных территорий (Брянская, Калужская, Орловская и Тульская области)
государственной политики и обеспечения жизнедеятельности населения в неблагоприятных экологических условиях. Ее эффективная реализация должна базироваться на 3-х уровневой структурно-функциональной модели.
2. Социально-психологическое состояние населения радиоактивно загрязненных территорий России характеризуется наличием социально-психологических проблем жизнедеятельности, связанных с субъективными особенностями восприятия радиационного риска, статусными (радиоактивно загрязненными) зонами проживания, социально-экономическими условиями, изменениями законодательства. Это отражается на их информационных потребностях, доверии к различным источникам информации и обусловливает формирование у значительной части населения неадекватного восприятия радиационного риска, что определяет необходимость внедрения инновационных форм информационно-психологической защиты населения.
3. В целях снижения уровня социально-психологической напряженности, обусловленной радиационным фактором, необходимо вести постоянную информационно-разъяснительную работу с населением радиоактивно загрязненных территорий в рамках реализации в 2014—2025 годах комплексного проекта дистанционного консультирования и информирования населения радиоактивно загрязненных территорий. Важное значение имеет также организация и проведение мониторинга социально-психологической ситуации на радиоактивно загрязненных территориях.
Литература
1. Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 14.05.2010 № 589).
2. Зыкова И.А., Архангельская Г.В., Звонова И.А. Чернобыль и социум: оценки риска. СПб.: МАПО-НИИРГ, 2001. 140 с.
3. Ветров К.В. Информационная политика и информационная реальность // Информационное общество. 2003. № 3.
4. Мельницкая Т.Б., Симонов А.В., Белых Т.В. Социально-психологические последствия переживания радиационного риска у населения России и Беларуси // Ученые Записки Университета имени П.Ф. Лесгафта. 2010. № 4 (62). С.66—71.
5. Симонов А.В. Информационно-психологическая защита населения радиоактивно загрязненных территорий России и
Беларуси в отдаленном периоде после аварии на ЧАЭС: концепция, модель, технологии // Вестник психотерапии, 2010. №3. С. 75-84.
6. Мельницкая Т.Б., Симонов А.В., Белых Т.В. Оценка социально-психологических последствий переживания радиационного риска у населения России и Беларуси // Медико-биологические проблемы жизнедеятельности. 2011. № 1 (5). С. 32—36.
7. Рыбников В.Ю., Марченко Т.А., Мельницкая Т.Б., Симонов А.В. Информационно-психологическая безопасность и социально-психологическая реабилитация и адаптация населения // Российско-белорусский информационный центр по проблемам преодоления последствий чернобыльской катастрофы. М.,
2008. 104 с.
8. Рыбников В.Ю., Марченко Т.А., Мельницкая Т.Б., Симонов А.В. Информационно-психологическая безопасность от риска радиационного поражения: концепция, принципы, модель, рекомендации // Российско-белорусский информационный центр по проблемам преодоления последствий чернобыльской катастрофы. М., 2009. 240 с.
9. Румянцева Г.М., Чинкина О.В., Бежина Л.Н. Радиационные инциденты и психическое здоровье населения. М.: ФГУ «ГНЦССП»,
2009. 288 с.
Сведения об авторах
Марченко Татьяна Андреевна: д. мед. н., проф., ФГБУ
ВНИИ ГОЧС (ФЦ), зам. нач. ин-та.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.
Тел.: (495) 798-70-17.
E-mail: [email protected]
Мельницкая Татьяна Борисовна: д. психол. н., проф.,
ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), вед. н. с.
121352, Москва, Россия, ул. Давыдковская, 7.
Тел.: (910) 912-62-75.
E-mail: [email protected]
Симонов Александр Васильевич: к. психол. н., Институт безопасного развития атомной энергетики РАН (ИБРАЭ РАН), зав. лаб.
115191, Москва, Большая Тульская ул., 52. Тел./факс: (495)-955-23-37. E-mail: [email protected]
Information about authors
Marchenko Tatiana A.: ScD (Medical Sc.), Federal
Government Budget Institution "All-Russian Research Institute
for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science
and high technology), deputy head of the institute.
121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7.
Tel.: (495) 798-70-17.
E-mail: [email protected]
Melnitskaya Tatyana B.: ScD (Psychology Sc.), Professor,
Federal Government Budget Institution "All-Russian Research
Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of
Science and high technology), leading researcher.
121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7.
Tel.: (910) 912-62-75.
E-mail: [email protected]
Simonov Alexander V.: PhD (Psychology Sc.) Institute of laboratory.
115191, Moscow, Bolshaya Tula str., 52. Tel./fax: (495) 955-23-37. E-mail: [email protected]