Преподавателю вуза: теория, практика
УДК 342
ОСНОВНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБРАЗОВАНИИ В КОНТЕКСТЕ ЕГО ГУМАНИЗАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ
М. В. Кочетков
Рассматривается проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», где воспитание не только не стало базисным целеуказующим разделом закона, но оказалось практически вытесненным обучением. Обосновываются неприемлемость термина «обучающийся», принижение статуса педагога на законодательном уровне, необходимость целей и задач воспитания, релевантных таким ключевым проблемам российского общества, как формирование национальной идеологии, обеспечение достойного и прогрессивного существования российского государства и его граждан.
Ключевые слова: закон об образовании, обучающийся, обучаемый, воспитание, образование, образовательный процесс, педагог, педагогическое воздействие, гуманизация, индивидуализация, личностно-ориентированный подход
В постперестроечный период модную личностноориентированную концептуальную установку реформирования образования ученые довели до ее терминологического апогея - категорию «обучаемый» заменили на «обучающийся»1. Это было обусловлено имевшей место практической потребностью в гуманной, ненасильственной образовательной среде, которая способствовала бы раскрытию индивидуальности. За прошедший период педагогическая практика, возможно, и стала более личностно-ориентированной, гуманной, но упразднило ли это специфику взаимодействия воспитателя и воспитанника, учителя и ученика, преподавателя и студента? Имеется в виду направляющее2 влияние тех из них, кто в силу своей профессии знает, в каком направлении (в соответствии с какими образовательными программами) и как надо воспитывать и обучать человека, исходя из уровня его развития и уровня освоенных им знаний.
В образовательном процессе все субъекты должны развиваться, стремиться к паритетности, двусторонней направленности, субъект-субъектному характеру отношений. Своеобразному взаимопроникновению субъектов образовательного процесса могут способствовать личностное влияние друг на друга, совместная научная деятельность (в высшей школе), информационно-дистанционные возможности современной образовательной среды, проблемно-поисковые педагогические приемы.
Однако направляющее воздействие педагога сохраняется, видоизменяясь в силу перемен в обществе, научнотехнического прогресса и используемых педагогических подходов. Так, в век Интернета и взрывообразно расширяющегося профессионального знания направляющее, институализирующее влияние педагога на становление будущего специалиста делается более актуальным, требования к профессионализму постоянно возрастают. В случае рассмотрения процесса обучения эта специфика как раз находит отражение в категории «обучаЕМЫЙ», подчеркивая высокий статус педагога, значимость его профессионально-педагогического влияния на личностное и профессиональное становление индивида.
Вчерашние школьники нередко проявляют неспособность к самоорганизации, ответственности за результаты и качество своей деятельности. Становление отмеченных качеств невозможно без дисциплины, волевого усилия над собой. Гуманная образовательная среда - это среда, где ценится следование выбранным профессиональным приоритетам, а не соблазняющим сиюминутным удовольствиям и комфортной расхлябанности. Как и в жизни, в гуманной образовательной среде у всех должны быть не только права, но и обязанности, предусматриваться не только поощрения, но и наказания. Она должна готовить к жизни, и в этом ее самый главный гуманизм. А в жизни индивидуальные качества проявляются не только в результате следования благоприятным условиям, но и в ходе преодоления барьеров, трудностей, невзгод, закаляя и формируя характер. Известно, что часто поражения учат большему, чем победы. Поэтому сохраняется необходимость со стороны обучаемого делать над собой усилия, проявлять усидчивость, самокритичную сдержанность, терпение, уважение авторитетов и норм.
Эффективно способствовать формированию отмеченных качеств - это, пожалуй, самое важное и, нередко, самое трудное. Педагогические меры здесь могут быть весьма строгие и принципиальные. При этом гуманность, ненасилие образовательного влияния со стороны педагога сохраняются в той степени, в которой удается сохранить эмоционально-позитивную познавательную направленность обучаемого, вектор высокой заинтересованности к образовательной деятельности в целом. Воздействующая роль педагога здесь может рассматриваться одновременно и в конкретно ситуативном ракурсе, и в «не распредмечиваемом», надситуативном измерении, отражаясь в персонификации, совести, диалоги-
ческих мыслительных процессах, обусловленных всей историей отношений обучаемого и педагога. Если над-ситуативное влияние педагога авторитетно, значимо для обучаемого, то это помогает последнему преодолеть и конструктивно принять строгий, принуждающий характер взаимодействия с педагогом в текущей ситуации.
Термин «обучающийся» нивелирует роль педагога в образовательном воздействии, редуцирует ее до функций стороннего наблюдателя. Этот термин низводит категориально-методологические функции еще и таких понятий, как «воспитание» и «образование». С исследованием феномена воспитания в философских науках тесно связано постижение таких вопросов, как сущностные отличительные особенности человека и его существования3. Один из подходов к решению отмеченных основополагающих вопросов связан с пониманием человека как существа, изначально имеющего потребность и способность активно включаться в процесс воспитания и самовоспитания. При таком подходе воспитание - это фундаментальный способ развития человека в его духовном
4
становлении , различные аспекты которого связаны с образованием, обучением, развитием индивидуальных и личностных качеств и способностей, воспитанием как социализацией.
Слово «образование» было введено в обиход Н. И. Новиковым в XVIII в. В результате религиозно-православного влияния категория «образование» стала соотноситься с понятием «образ Божий», заключая в себе ключевую воспитательную цель взаимодействия субъектов образования - становление воспитанника, его развитие в образе Божьем и достижение высшей, Божественной духовности, что и составляет «ОБРАЗОвание».
В современном светском государстве, при главенствующей роли категории «обучающийся» такая глубинная основа воспитания и образования не только вуалируется, но и полностью исключается, несмотря на то, что одним из образовательных направлений является религиозное. Ведь категория «обучающийся» определяет в качестве критерия образовательного изменения индивида его самость, самомнение, а не веру как полное доВЕРИЕ, самоотдачу Высшим силам и наставникам, ведущим к Богу и к освященным Богом знаниям.
С учетом сказанного обратимся к проекту ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в дальнейшем -Проект).
Понятие «обучающийся» в Проекте используется и как существительное, обозначающее субъект образовательной деятельности, и как причастие, указывающее на осуществление учебной деятельности. Поэтому допустимой становится следующая тавтология: «обучающийся, обучающийся в организациях». Из текста Проекта можно привести примеры возникающих в связи с этим некорректностей: «1. Каждый обучающийся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, нуждающийся в жилой площади, должен быть обеспечен отвечающим санитарным нормам и иным требованиям ме-
стом в общежитии при наличии соответствующего специализированного жилищного фонда в таких организациях в порядке, установленном локальными нормативными актами этих организаций» (ст. 40). Очевидная неграмотность ст. 40 обусловлена, вероятно, стремлением законодателя избежать приведенной нами выше тавтологии.
В связи с термином «обучающийся» в проекте не соблюдены принципы юридической техники. Имеется в виду содержание других понятий, «пересекающихся» с рассматриваемым, - если понадобилось изменение одного понятия, то следует привести в соответствие и остальные. Прежде всего вместо понятия «воспитанник» употреблять «воспитывающийся», чего не сделано ни в действующем ФЗ «Об образовании», ни в Проекте. Вместе с тем появление термина «воспитывающийся» неприемлемо по тем же соображениям, которые приведены нами по отношению к категории «обучающийся». Понятие «обучающийся» и его модификации не должны занимать главенствующее положение в Проекте. Однако в нынешней редакции Проекта именно отмеченное понятие является основным при обозначении субъектов образовательной деятельности, по отношению к которым реализуются образовательные программы (оказываются образовательные услуги). При этом понятие «воспитанник» является лишь его разновидностью в следующих двух случаях, представленных в ст. 33 Проекта: воспитанник - это такое лицо, которое осваивает «основную общеобразовательную программу дошкольного образования». К воспитанникам в ст. 33 также относят лиц, осваивающих «основную образовательную программу общего образования с одновременным проживанием (нахождением) в образовательной организации дошкольного образования». Вместо понятия «воспитанник» в данном случае вполне уместно понятие «подопечный», что, на наш взгляд, адекватно дошкольному этапу образовательной деятельности и образовательной деятельности с продленным пребыванием обучаемых в образовательном учреждении.
С учетом сказанного мы предлагаем следующие определения понятий (в нем нами выделены отличия от формулировок Проекта).
Воспитание (в узком смысле слова) - одно из проявлений образовательного процесса, характеризующееся развивающим воздействием на индивида, созданием условий для его самоопределения и социализации на основе культурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства.
Обучение - одно из проявлений образовательного процесса, характеризующее организацию учебной деятельности индивида по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей.
Образование - это общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания (как социализации) и обучения в интересах чело-
века, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков и ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенного объема и сложности.
Образовательная деятельность - целенаправленные последовательные действия, осуществляемые юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем по организации и осуществлению образовательного процесса с целью реализации образовательных программ, программ профессионального обучения, а также предоставления дополнительных образовательных услуг.
Образовательный процесс - это взаимодействие субъектов образовательной деятельности, характеризующееся педагогически обоснованным обучающим и воспитательным воздействием педагога в целях реализации образовательной программы (оказания образовательной услуги).
ОбучаЕМЫЙ (ВОСПИТАННИК) - лицо, зачисленное в установленном порядке в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, или заключившее в установленном порядке договор на получение образовательных услуг и осваивающее образовательную программу, программу профессионального обучения.
В зависимости от смысла текста Проекта, термины «обучаемый» и «воспитанник» необходимо использовать исходя из логики понимания образования как целостного явления, различные проявления которого (обучение и воспитание как социализация) можно рассматривать самостоятельно лишь с определенной долей условности. В связи с этим в ряде случаев допустимо применение следующих словесных конструкций: обучаемый (воспитанник); воспитанник (обучаемый). Категории «обучаемый» и «воспитанник» можно использовать и в отдельности, когда рассматривается образовательный процесс, где превалирует та или иная сторона образования (соответственно учебная или социализирующая).
Такая трактовка понятий, а также внесение аналогичных изменений в другие понятия, придадут деятельности педагога на законодательном уровне должную значимость. Категория «воспитание» в ее расширенной трактовке не используется на законодательном уровне. Изменение сложившейся ситуации релевантно задачам5 духовно-нравственного оздоровления российского общества, формирования национальной идеологии, обеспечения достойного и прогрессивного существования страны и ее граждан. Актуальность их решения вряд ли у кого-то вызывает сомнения.
1 Кочетков М. В. Обучаемые или обучающиеся? // Высшее образование в России. 2004. № 8. С. 130-131.
2 Дьяченко В. К. Дидактика : в 2 т. М., 2006. Т. 1. С. 22.
3 Кочетков М. В. Профессиональное развитие преподавателя в сотворчестве со студентами в вузе : монография. Красноярск, 2008. С. 8-41.
4 Там же.
5 Янушкявичене О. Л. Историко-теоретический анализ становления и развития теории духовного воспитания подрастающих поколений. М., 2008. 448 с.
УДК 378
ОСОБЕННОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МАГИСТРАТУРЕ
А. Д. Каримова
В статье изложены особенности образовательного процесса в магистратуре, которые оказывают влияние на современное понимание образовательных результатов. Уделяется внимание особенностям субъектов (студентов) магистратуры, которые также во многом определяют характеристику результатов образовательного процесса.
Ключевые слова: образовательные результаты, профессиональная компетентность, оценка, образовательный процесс, магистратура
В уровневой системе образования особое место занимает магистратура. При динамичной, изменяющейся ситуации на рынке труда студент магистратуры получает такое образование, которое позволяет ему в кратчайшие сроки осваивать новые профессии, переквалифицироваться или продолжить образование и более осознанно скоординировать свои жизненные планы. Такая возможность предоставляется в магистратуре, в которой современных специалистов готовят к решению сложных профессиональных задач, а также к научно-исследовательской деятельности и самостоятельной аналитической работе. Достижению этой цели в значительной степени способствует использование компетентностного подхода, который ориентирует образовательный процесс в магистратуре на оценку образовательных результатов.
С позиций компетентностного подхода основным результатом образовательного процесса становится формирование профессиональной компетентности. По мнению ученых РГПУ им. А. И. Герцена, профессиональная компетентность - интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. «Способность» в данном случае понимается не как «предрасположенность», а как «умение». «Способен», т. е. «умеет делать». Профессиональная компетентность всегда проявляется в деятельности1.
Для того чтобы оценивать образовательные результаты в магистратуре, необходимо выяснить особенности образовательного процесса, непосредственно влияющие на характеристику его результатов.
Важно отметить, что появление «новых» результатов образовательного процесса ни в коей мере не предполагает отрицание «старых», традиционных результатов в магистратуре, которые, безусловно, необходимо сохранить. Так что речь идет не об отмене знаний, умений, навыков, а обогащении прежних результатов более современными. При таком подходе компетентность интегрирует знания, умения, опыт, ценностные установки и т. п.