Научная статья на тему 'Основная терминология законодательства об образовании в контексте его гуманизации и индивидуализации'

Основная терминология законодательства об образовании в контексте его гуманизации и индивидуализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
385
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Закон об образовании / обучающийся / обучаемый / воспитание / Образование / образовательный процесс / педагог / педагогическое воздействие / гуманизация / индивидуализация / личностно-ориентированный подход / teacher's influence / law on education / a learner / the taught person / upbringing / educational process / Teacher / Humanization / Individualization / personality-oriented approach

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочетков Максим Владимирович

Рассматривается проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», где воспитание не только не стало базисным целеуказующим разделом закона, но оказалось практически вытесненным обучением. Обосновываются неприемлемость термина «обучающийся», принижение статуса педагога на законодательном уровне, необходимость целей и задач воспитания, релевантных таким ключевым проблемам российского общества, как формирование национальной идеологии, обеспечение достойного и прогрессивного существования российского государства и его граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the bill of the Federal law "On education in the Russian Federation" where education is not only the basic aim-pointing section of the law but turned to have been ousted by the learning process itself. The author reasons the inappropriateness of the term "learner", lowering the teacher's status in legislation acts, the necessity of educational aims and targets relevant to such key problems of the Russian society as building up a national ideology, providing dignified and progressive life of Russia and its citizens.

Текст научной работы на тему «Основная терминология законодательства об образовании в контексте его гуманизации и индивидуализации»

Преподавателю вуза: теория, практика

УДК 342

ОСНОВНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБРАЗОВАНИИ В КОНТЕКСТЕ ЕГО ГУМАНИЗАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ

М. В. Кочетков

Рассматривается проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», где воспитание не только не стало базисным целеуказующим разделом закона, но оказалось практически вытесненным обучением. Обосновываются неприемлемость термина «обучающийся», принижение статуса педагога на законодательном уровне, необходимость целей и задач воспитания, релевантных таким ключевым проблемам российского общества, как формирование национальной идеологии, обеспечение достойного и прогрессивного существования российского государства и его граждан.

Ключевые слова: закон об образовании, обучающийся, обучаемый, воспитание, образование, образовательный процесс, педагог, педагогическое воздействие, гуманизация, индивидуализация, личностно-ориентированный подход

В постперестроечный период модную личностноориентированную концептуальную установку реформирования образования ученые довели до ее терминологического апогея - категорию «обучаемый» заменили на «обучающийся»1. Это было обусловлено имевшей место практической потребностью в гуманной, ненасильственной образовательной среде, которая способствовала бы раскрытию индивидуальности. За прошедший период педагогическая практика, возможно, и стала более личностно-ориентированной, гуманной, но упразднило ли это специфику взаимодействия воспитателя и воспитанника, учителя и ученика, преподавателя и студента? Имеется в виду направляющее2 влияние тех из них, кто в силу своей профессии знает, в каком направлении (в соответствии с какими образовательными программами) и как надо воспитывать и обучать человека, исходя из уровня его развития и уровня освоенных им знаний.

В образовательном процессе все субъекты должны развиваться, стремиться к паритетности, двусторонней направленности, субъект-субъектному характеру отношений. Своеобразному взаимопроникновению субъектов образовательного процесса могут способствовать личностное влияние друг на друга, совместная научная деятельность (в высшей школе), информационно-дистанционные возможности современной образовательной среды, проблемно-поисковые педагогические приемы.

Однако направляющее воздействие педагога сохраняется, видоизменяясь в силу перемен в обществе, научнотехнического прогресса и используемых педагогических подходов. Так, в век Интернета и взрывообразно расширяющегося профессионального знания направляющее, институализирующее влияние педагога на становление будущего специалиста делается более актуальным, требования к профессионализму постоянно возрастают. В случае рассмотрения процесса обучения эта специфика как раз находит отражение в категории «обучаЕМЫЙ», подчеркивая высокий статус педагога, значимость его профессионально-педагогического влияния на личностное и профессиональное становление индивида.

Вчерашние школьники нередко проявляют неспособность к самоорганизации, ответственности за результаты и качество своей деятельности. Становление отмеченных качеств невозможно без дисциплины, волевого усилия над собой. Гуманная образовательная среда - это среда, где ценится следование выбранным профессиональным приоритетам, а не соблазняющим сиюминутным удовольствиям и комфортной расхлябанности. Как и в жизни, в гуманной образовательной среде у всех должны быть не только права, но и обязанности, предусматриваться не только поощрения, но и наказания. Она должна готовить к жизни, и в этом ее самый главный гуманизм. А в жизни индивидуальные качества проявляются не только в результате следования благоприятным условиям, но и в ходе преодоления барьеров, трудностей, невзгод, закаляя и формируя характер. Известно, что часто поражения учат большему, чем победы. Поэтому сохраняется необходимость со стороны обучаемого делать над собой усилия, проявлять усидчивость, самокритичную сдержанность, терпение, уважение авторитетов и норм.

Эффективно способствовать формированию отмеченных качеств - это, пожалуй, самое важное и, нередко, самое трудное. Педагогические меры здесь могут быть весьма строгие и принципиальные. При этом гуманность, ненасилие образовательного влияния со стороны педагога сохраняются в той степени, в которой удается сохранить эмоционально-позитивную познавательную направленность обучаемого, вектор высокой заинтересованности к образовательной деятельности в целом. Воздействующая роль педагога здесь может рассматриваться одновременно и в конкретно ситуативном ракурсе, и в «не распредмечиваемом», надситуативном измерении, отражаясь в персонификации, совести, диалоги-

ческих мыслительных процессах, обусловленных всей историей отношений обучаемого и педагога. Если над-ситуативное влияние педагога авторитетно, значимо для обучаемого, то это помогает последнему преодолеть и конструктивно принять строгий, принуждающий характер взаимодействия с педагогом в текущей ситуации.

Термин «обучающийся» нивелирует роль педагога в образовательном воздействии, редуцирует ее до функций стороннего наблюдателя. Этот термин низводит категориально-методологические функции еще и таких понятий, как «воспитание» и «образование». С исследованием феномена воспитания в философских науках тесно связано постижение таких вопросов, как сущностные отличительные особенности человека и его существования3. Один из подходов к решению отмеченных основополагающих вопросов связан с пониманием человека как существа, изначально имеющего потребность и способность активно включаться в процесс воспитания и самовоспитания. При таком подходе воспитание - это фундаментальный способ развития человека в его духовном

4

становлении , различные аспекты которого связаны с образованием, обучением, развитием индивидуальных и личностных качеств и способностей, воспитанием как социализацией.

Слово «образование» было введено в обиход Н. И. Новиковым в XVIII в. В результате религиозно-православного влияния категория «образование» стала соотноситься с понятием «образ Божий», заключая в себе ключевую воспитательную цель взаимодействия субъектов образования - становление воспитанника, его развитие в образе Божьем и достижение высшей, Божественной духовности, что и составляет «ОБРАЗОвание».

В современном светском государстве, при главенствующей роли категории «обучающийся» такая глубинная основа воспитания и образования не только вуалируется, но и полностью исключается, несмотря на то, что одним из образовательных направлений является религиозное. Ведь категория «обучающийся» определяет в качестве критерия образовательного изменения индивида его самость, самомнение, а не веру как полное доВЕРИЕ, самоотдачу Высшим силам и наставникам, ведущим к Богу и к освященным Богом знаниям.

С учетом сказанного обратимся к проекту ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в дальнейшем -Проект).

Понятие «обучающийся» в Проекте используется и как существительное, обозначающее субъект образовательной деятельности, и как причастие, указывающее на осуществление учебной деятельности. Поэтому допустимой становится следующая тавтология: «обучающийся, обучающийся в организациях». Из текста Проекта можно привести примеры возникающих в связи с этим некорректностей: «1. Каждый обучающийся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, нуждающийся в жилой площади, должен быть обеспечен отвечающим санитарным нормам и иным требованиям ме-

стом в общежитии при наличии соответствующего специализированного жилищного фонда в таких организациях в порядке, установленном локальными нормативными актами этих организаций» (ст. 40). Очевидная неграмотность ст. 40 обусловлена, вероятно, стремлением законодателя избежать приведенной нами выше тавтологии.

В связи с термином «обучающийся» в проекте не соблюдены принципы юридической техники. Имеется в виду содержание других понятий, «пересекающихся» с рассматриваемым, - если понадобилось изменение одного понятия, то следует привести в соответствие и остальные. Прежде всего вместо понятия «воспитанник» употреблять «воспитывающийся», чего не сделано ни в действующем ФЗ «Об образовании», ни в Проекте. Вместе с тем появление термина «воспитывающийся» неприемлемо по тем же соображениям, которые приведены нами по отношению к категории «обучающийся». Понятие «обучающийся» и его модификации не должны занимать главенствующее положение в Проекте. Однако в нынешней редакции Проекта именно отмеченное понятие является основным при обозначении субъектов образовательной деятельности, по отношению к которым реализуются образовательные программы (оказываются образовательные услуги). При этом понятие «воспитанник» является лишь его разновидностью в следующих двух случаях, представленных в ст. 33 Проекта: воспитанник - это такое лицо, которое осваивает «основную общеобразовательную программу дошкольного образования». К воспитанникам в ст. 33 также относят лиц, осваивающих «основную образовательную программу общего образования с одновременным проживанием (нахождением) в образовательной организации дошкольного образования». Вместо понятия «воспитанник» в данном случае вполне уместно понятие «подопечный», что, на наш взгляд, адекватно дошкольному этапу образовательной деятельности и образовательной деятельности с продленным пребыванием обучаемых в образовательном учреждении.

С учетом сказанного мы предлагаем следующие определения понятий (в нем нами выделены отличия от формулировок Проекта).

Воспитание (в узком смысле слова) - одно из проявлений образовательного процесса, характеризующееся развивающим воздействием на индивида, созданием условий для его самоопределения и социализации на основе культурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства.

Обучение - одно из проявлений образовательного процесса, характеризующее организацию учебной деятельности индивида по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей.

Образование - это общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания (как социализации) и обучения в интересах чело-

века, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков и ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенного объема и сложности.

Образовательная деятельность - целенаправленные последовательные действия, осуществляемые юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем по организации и осуществлению образовательного процесса с целью реализации образовательных программ, программ профессионального обучения, а также предоставления дополнительных образовательных услуг.

Образовательный процесс - это взаимодействие субъектов образовательной деятельности, характеризующееся педагогически обоснованным обучающим и воспитательным воздействием педагога в целях реализации образовательной программы (оказания образовательной услуги).

ОбучаЕМЫЙ (ВОСПИТАННИК) - лицо, зачисленное в установленном порядке в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, или заключившее в установленном порядке договор на получение образовательных услуг и осваивающее образовательную программу, программу профессионального обучения.

В зависимости от смысла текста Проекта, термины «обучаемый» и «воспитанник» необходимо использовать исходя из логики понимания образования как целостного явления, различные проявления которого (обучение и воспитание как социализация) можно рассматривать самостоятельно лишь с определенной долей условности. В связи с этим в ряде случаев допустимо применение следующих словесных конструкций: обучаемый (воспитанник); воспитанник (обучаемый). Категории «обучаемый» и «воспитанник» можно использовать и в отдельности, когда рассматривается образовательный процесс, где превалирует та или иная сторона образования (соответственно учебная или социализирующая).

Такая трактовка понятий, а также внесение аналогичных изменений в другие понятия, придадут деятельности педагога на законодательном уровне должную значимость. Категория «воспитание» в ее расширенной трактовке не используется на законодательном уровне. Изменение сложившейся ситуации релевантно задачам5 духовно-нравственного оздоровления российского общества, формирования национальной идеологии, обеспечения достойного и прогрессивного существования страны и ее граждан. Актуальность их решения вряд ли у кого-то вызывает сомнения.

1 Кочетков М. В. Обучаемые или обучающиеся? // Высшее образование в России. 2004. № 8. С. 130-131.

2 Дьяченко В. К. Дидактика : в 2 т. М., 2006. Т. 1. С. 22.

3 Кочетков М. В. Профессиональное развитие преподавателя в сотворчестве со студентами в вузе : монография. Красноярск, 2008. С. 8-41.

4 Там же.

5 Янушкявичене О. Л. Историко-теоретический анализ становления и развития теории духовного воспитания подрастающих поколений. М., 2008. 448 с.

УДК 378

ОСОБЕННОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МАГИСТРАТУРЕ

А. Д. Каримова

В статье изложены особенности образовательного процесса в магистратуре, которые оказывают влияние на современное понимание образовательных результатов. Уделяется внимание особенностям субъектов (студентов) магистратуры, которые также во многом определяют характеристику результатов образовательного процесса.

Ключевые слова: образовательные результаты, профессиональная компетентность, оценка, образовательный процесс, магистратура

В уровневой системе образования особое место занимает магистратура. При динамичной, изменяющейся ситуации на рынке труда студент магистратуры получает такое образование, которое позволяет ему в кратчайшие сроки осваивать новые профессии, переквалифицироваться или продолжить образование и более осознанно скоординировать свои жизненные планы. Такая возможность предоставляется в магистратуре, в которой современных специалистов готовят к решению сложных профессиональных задач, а также к научно-исследовательской деятельности и самостоятельной аналитической работе. Достижению этой цели в значительной степени способствует использование компетентностного подхода, который ориентирует образовательный процесс в магистратуре на оценку образовательных результатов.

С позиций компетентностного подхода основным результатом образовательного процесса становится формирование профессиональной компетентности. По мнению ученых РГПУ им. А. И. Герцена, профессиональная компетентность - интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. «Способность» в данном случае понимается не как «предрасположенность», а как «умение». «Способен», т. е. «умеет делать». Профессиональная компетентность всегда проявляется в деятельности1.

Для того чтобы оценивать образовательные результаты в магистратуре, необходимо выяснить особенности образовательного процесса, непосредственно влияющие на характеристику его результатов.

Важно отметить, что появление «новых» результатов образовательного процесса ни в коей мере не предполагает отрицание «старых», традиционных результатов в магистратуре, которые, безусловно, необходимо сохранить. Так что речь идет не об отмене знаний, умений, навыков, а обогащении прежних результатов более современными. При таком подходе компетентность интегрирует знания, умения, опыт, ценностные установки и т. п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.