Редакционная почта
149
к традиционным объектно-ориентированным, и даже не к междисциплинарным, а к проблемно-ориентированным практикам, само возникновение которых стало результатом интегративного эффекта познания человека как существа комплексного и универсального в своей деятельности.
Литература
1. См.: Борзенков В.Г. Философия науки: на
пути к единству науки: Учеб. пособие. М.: КДУ, 2008. 320 с.; Борзенков В.Г. Проблема единства науки на рубеже веков // Высшее образование в России. 2004. № 8. С. 108-118.
2. Тройная спираль профессора Генри
М.В. КОЧЕТКОВ, доцент Сибирский юридический институт МВД России
В постперестроечный период модную личностно-ориентированную парадигму образования учёные довели до её терминологического апогея: категорию «обучаемый » заменили на категорию «обучающийся». Концептуально это объяснялось практической потребностью в гуманной, ненасильственной образовательной среде, которая способствовала бы раскрытию индивидуальности. За прошедший период педагогическая практика, возможно, и стала более личностно-ориентированной, гуманной, но упразднила ли она специфику взаимодействия воспитателя и воспитанника, учителя и ученика, преподавателя и студента? Имеется в виду направляющее влияние тех, кто в силу своей профессии знает, в каком направлении (в соответствии с какими образовательными программами) и как надо воспитывать и обучать индивида, исходя из уровня его развития и уровня освоенных им знаний.
В образовательном процессе все субъек-
Ицковица // Известия. 2011, 23 января; ДНК инновационного развития. URL: www.opec.ru/l335337.html
3. Киященко Л.П. Тройная спираль транс-дисципинарности в обществе знаний // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 3. С. 67-77.
4. Эпштейн М. Говорить на языке всех куль-
тур // Наука и жизнь. 1990. № 1. С. 100103; Epstein M. Culture - Culturology -Transculture // After the Future: The Paradoxes of Postmodernism and Contemporary Russian Culture. Amherst: The University of Massachusetts Press, 1995. Р. 280-306.
5. Эпштейн М. Онтологические прогулки. Про-
ективный словарь философии. Новые понятия и термины // Топос. 2004. № 4. C.17.
«Обучающийся» - дань моде или торжество гуманизации?
ты должны стремиться к паритетности, двусторонней направленности, субъект-субъектному характеру отношений. Своеобразному взаимопроникновению субъектов образовательного процесса могут способствовать личностное влияние друг на друга, совместная научная деятельность (в высшей школе), информационно-дистанционные возможности современной образовательной среды, проблемно-поисковые педагогические приёмы.
Направляющее воздействие педагога никуда не пропадает, оно лишь видоизменяется в силу научно-технического прогресса и используемых педагогических подходов. Так, в век Интернета и в условиях взрывообразно расширяющейся профессиональной информации доминирующее влияние педагога на становление будущего специалиста становится только актуальнее. Требования к профессионализму постоянно возрастают. Применительно к процессу обучения эта особенность как раз и нахо-
150
Высшее образование в России • № 3, 2011
дит отражение в категории «обучаЕМЫЙ », подчёркивая высокий статус педагога, фундаментальную значимость его институционального воздействия на личностное и профессиональное становление индивида.
Вчерашние школьники нередко не способны к самоорганизации, не готовы нести ответственность за результаты и качество своей деятельности. А выработка отмеченных качеств невозможна без дисциплины, волевого усилия над собой. Гуманная образовательная среда - это среда, где ценится следование выбранным профессиональным приоритетам, а не соблазняющие сиюминутные удовольствия и комфорт. Как и в жизни, в гуманной образовательной среде у всех должны быть не только права, но и обязанности, не только поощрения, но и наказания. Она должна готовить к жизни, и в этом её самый главный гуманизм. А в жизни индивидуальные качества проявляются не только в результате следования благоприятным условиям, но и в ходе преодоления барьеров, трудностей, невзгод, что закаляет и формирует характер. Известно, что часто поражения учат большему, чем победы. Поэтому сохраняется необходимость со стороны обучаемого делать над собой усилия, проявлять усидчивость, самокритичную сдержанность, терпение, уважение авторитетов и норм. Научить этому - самое важное и нередко самое трудное. Педагогические меры здесь могут быть весьма строгими и принципиальными. При этом гуманность, ненасильственность образовательного влияния со стороны педагога сохраняется в той степени, в какой удаётся сохранить эмоционально-позитивный настрой обучаемого на образовательный процесс, заинтересованность в нем. Воздействующая роль педагога здесь может носить одновременно и конкретно-ситуативный, и «не распредмечиваемый», надситуативный характер, отражаясь в персонификации, диалогических мыслительных процессах, обусловленных всей историей отношений обучаемого и педагога, авторитетом и личностным влиянием последнего. Если над-
ситуативное влияние педагога авторитетно, значимо для обучаемого, то это помогает ему преодолеть и конструктивно принять строгий, принуждающий характер взаимодействия с педагогом в текущей ситуации.
Термин «обучающийся» нивелирует роль педагога в образовательном воздействии, редуцирует её до функций стороннего наблюдателя. К тому же он девальвирует категориально-методологические функции ещё и таких понятий, как «воспитание » и «образование ». С исследованием феномена воспитания в философских науках тесно связано постижение таких вопросов, как сущностные особенности Человека и его существования. Один из подходов к решению отмеченных основополагающих вопросов связан с пониманием человека как существа, изначально имеющего потребность и способность активно включаться в процесс воспитания и самовоспитания. При таком подходе воспитание - это фундаментальный способ развития человека в его духовном измерении; различные его аспекты связаны с обучением, развитием индивидуальных и личностных качеств и способностей, воспитанием как социализацией.
Слово «образование » было введено в обиход Н.И. Новиковым в XVIII в. В результате религиозно-православного влияния категория «образование» стала соотноситься с понятием «образ Божий », заключая в себе ключевую воспитательную цель взаимодействия субъектов образования - становление воспитанника, его развитие в образе Божьем и достижение высшей, Божественной духовности, что и составляет «ОБРАЗОвание ».
В сегодняшнем светском государстве, да ещё при главенствующей роли категории «обучающийся », такая глубинная подоплёка воспитания и образования не только вуалируется, но и полностью исключается, несмотря на то, что одним из образовательных направлений является религиозное. Ведь категория «обучающийся» определяет в качестве критерия образовательного
Редакционная почта
151
изменения индивида его самость, самомнение, а не веру как полное доВЕРИЕ наставникам, ведущим к Богу и к освящённым знаниям.
С учётом сказанного, мы предлагаем следующие определения понятий (курсивом выделены отличия от формулировок проекта ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Воспитание (в узком смысле слова) - одно из проявлений образовательного процесса, характеризующееся развивающим воздействием на индивида, созданием условий для его самоопределения и социализации на основе культурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства. Обучение -одно из проявлений образовательного процесса, характеризующее организацию учебной деятельности индивида по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, по приобретению
опыта деятельности, развитию способностей. Образование - это общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания(как социализации) и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков и ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определённого объема и сложности. Образовательный процесс - это взаимодействие субъектов образовательной деятельности, характеризующееся педагогически обоснованным обучающим и воспитательным воздействием педагога в целях реализации образовательной программы (оказания образовательной услуги).
Такая трактовка понятий, а также внесение аналогичныхизменений в другие понятия придадут деятельности педагога на законодательном уровне должную определенность.
g
Информация для авторов
К публикации принимаются статьи с учетом профиля и рубрик журнала объемом до 0,5 а. л. (20 000 знаков), в отдельных случаях до 0,75 а. л. (30 000 знаков). Текстовый редактор — Word, шрифт — Times New Roman, размер шрифта — 11, интервал — 1,5. Сложные рисунки, графики и таблицы должны быть сделаны с учетом формата журнала (136 (ш) х 206 (в) мм).
К статье должны быть приложены следующие данные.
Сведения об авторах:
• фамилия, имя, отчество всех авторов полностью (на русском и английском языке);
• полное название организации — место работы каждого автора в именительном падеже, страна, город (на русском и английском языке).
• ученая степень, звание, должность;
• адрес электронной почты;
• контактный телефон.
Название статьи (не более пяти слов). Приводится на русском и английском языке.
Аннотация и ключевые слова на русском и английском языке (тексты, переведенные электронным способом, рассматриваться не будут!).
Список литературы. Общие требования и правила составления см.:
http:/ /protect.gost.ru/ document.aspx? control=7&id=173511
Статьи принимаются по адресу: 107045, Москва, ул. Садовая-Спасская,
д. 6, офис 201, тел./факс: (495) 608-93-04. Редакция журнала «Высшее образование в России».