НАУЧНАЯ ШКОЛА
УДК 625.7
ОСНОВАТЕЛЬ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ ДОРОЖНИКОВ В СИБАДИ
М.В. Исаенко, Е.В. Андреева ФГБОУ ВО «СибАДИ», Россия, г. Омск.
Аннотация. Развитие научной школы дорожников в СибАДИ связано с именем Могилевича В.М. Ученый, педагог, организатор - эти качества помогли ему поднять развитие науки не только на кафедре «Строительство и эксплуатация дорог», но и в целом в ВУЗе. Его дело продолжают его ученики. На факультете «Автомобильные дороги и мосты» продолжает работу школа научных кадров.
Ключевые слова: В.М. Могилевич, школа научных кадров, ученики, руководство кафедрой и ВУЗом.
История развития науки Сибирской автомобильно-дорожной академии
неразрывно связана с великими именами наших ученых - профессоров Алексеевой Тамары Васильевны, Артемьева Константина Александровича, Толмачева Константина Хрисанфовича, Могилевича Валентина Михайловича.
60-70 годы - это годы развития Вузовской науки. Жизнь ставила сложные вопросы в области дорожного строительства, развивалась промышленность, сельское хозяйство, требовалось расширение транспортной сети Западной Сибири и Тюменского Севера. Необходимы были новые современные решения в области строительства автомобильных дорог, направленные на повышение прочностных характеристик дорожных конструкций, широкое использование местных
строительных материалов и развитие новых технологий. В стране ощущалась острая потребность в научных кадрах. Для их подготовки на кафедре «Строительство и эксплуатация дорог» факультета
«Автомобильные дороги и мосты» в 1967 году профессором Могилевичем В.М. была основана научная школа
«Совершенствование конструкций и технологий строительства дорог в условиях Сибири».
С именем Валентина Михайловича Могилевича связано много различного рода эмоций и воспоминаний. Единодушным является главное мнение - это была выдающаяся Личность.
С 1962 г. и на протяжении 25 лет он возглавлял кафедру «Строительство и эксплуатация дорог». Руководитель нового типа с разносторонними способностями инженера, научного работника, педагога,
организатора, отвечающий новым условиям, новому времени и новым масштабным задачам. При нем кафедра выходит на новый уровень, как педагогической деятельности, так и научной, становится ведущим коллективом в СибАДИ. Создаются материальная, лабораторная базы для обеспечения успешного развития научно-исследовательской и учебно-методической деятельности. Внедряется четкая
организационная основа в учебный процесс. Особое внимание уделяется повышению уровня профессиональной подготовки преподавателей. Связь научно-
исследовательских работ и учебного процесса становится неразрывной, что обеспечивает высокий уровень подготовки как научных кадров, так и инженеров-дорожников, способствует укреплению авторитета кафедры не только в СибАДИ, но и среди научно-исследовательских и учебных институтов страны.
Из характеристики на заведующего кафедрой «Строительство и эксплуатация дорог» Сибирского автомобильно-дорожного института им. В.В. Куйбышева, профессора, канд. техн. наук Могилевича Валентина Михайловича.
«...1912 года рождения, украинец, член КПСС с 1943 г. Окончил Харьковский автомобильно-дорожный институт в 1941 г. Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Награжден 5 орденами и 13 медалями.
После окончания войны занимал руководящие должности в Особом дорожно-строительном корпусе - от командира батальона до главного инженера корпуса. Под его руководством строились крупнейшие дорожные магистрали Советского Союза: Москва - Ленинград, Москва - Горький,
Ростов - Орджоникидзе, сеть дорог на нефтепромыслах в БашАССР и ТатАССР, ряд дорог на Крайнем Севере. В эти годы товарищ Могилевич В.М. известен как один из активных инициаторов совершенствования технологии и организации дорожного строительства (разработки новых методов строительства сборных покрытий, диспетчерского управления и т.д.).
Делегат Советского Союза на X Международном конгрессе в 1955 г. в г. Стамбуле.
Валентин Михайлович защитил кандидатскую диссертацию в 1957 г. В 1961 г.
ему было присвоено звание доцента, в 1963 г. - звание профессора.
В 1962 г., Могилевич В.М. Сибирского института им. одновременно
переводом из МАДИ, был назначен ректором автомобильно-дорожного В.В. Куйбышева и избран по конкурсу заведующим кафедрой «Строительство и эксплуатация дорог» этого же института. В 1967 г. по болезни и собственному желанию освобожден от должности ректора. При сдаче дел получил благодарность Министерства за успешное руководство институтом.
Профессор Могилевич В.М.(в центре) с участниками научно-практического семинара: слева доцент кафедры «Строительство и эксплуатация дорог» Славуцкий О.А.; зав. кафедрой «Мосты» профессор Толмачев К.Х.; нач. ПТО Омскавтодора Ройзен М.В.; директор БелДОРНИИ Евгеньев И.Е; Айкалова Л. доцент кафедры «Строительство и эксплуатация дорог» Малофеев А.Г; декан факультета «Автомобильные дороги и мосты» Никитин В.П.
Как ректор института, Могилевич В.М., внес значительный вклад в развитие института, особенно в расширение его материальной (лабораторной) базы, а также в расширение и углубление научной работы преподавательского коллектива, и усиление подготовки кадров высшей квалификации через аспирантуру института.
С 1967 г. полностью посвятил себя научной и педагогической деятельности на
кафедре «Строительство и эксплуатация дорог».
Работая заведующим кафедрой, профессор В.М. Могилевич показал себя талантливым ученым-организатором, умеющим воспитывать молодых ученых, объединять их в творческий коллектив и нацеливать на решение наиболее актуальных научных проблем».
Профессор Могилевич В.М. с аспирантами и соискателями кафедры «Строительство и эксплуатация дорог»: Бобровой Т.В., Ищенко А.Е., Малышевым А.А.
Из личных воспоминаний профессора В.М. Могилевича:
«В 1962 г. кафедра представляла собой довольно жалкое подразделение Сибирского автомобильно-дорожного института (ради справедливости следует сказать, что и весь институт в целом мало чем отличался от кафедры). Кафедре была выделена половина небольшой комнаты в здании возле драматического театра. Вторую половину комнаты занимали преподаватели другой кафедры. Состав кафедры - шесть преподавателей, из которых только один -заведующий кафедрой Назаренко Афанасий Евтихиевич - имел ученое звание доцента (но не имел ученой степени). Преподавателями были: Ростовцев А.С., Жебрун Г.Е., Старцев Б.А., Миронов М.С., Рассказов Д.С.»
В 1962 г. на кафедре «Строительство и эксплуатация дорог» не было ни одного кандидата наук. Профессор Могилевич В.М. организовал при кафедре аспирантуру и стал комплектовать ее преимущественно выпускниками СибАДИ.
При кафедре был организован научно-исследовательский сектор численностью в 24 человека: старших и младших научных сотрудников, инженеров, лаборантов, из которых отбирались кандидаты для поступления в аспирантуру на конкурсной основе. Сектор включал в себя несколько лабораторий по специализированным направлениям. Работа в научно-исследовательском секторе позволяла оценить способности каждого сотрудника к научной работе. Как правило, тема
диссертационной работы была связана с темой хоздоговорной работы, что позволяло на высоком уровне совместно решать научные и практические проблемы. Была создана Отраслевая Научно-
исследовательская Лаборатория (ОДИЛ). На базе Омскавтодора работал филиал кафедры.
Весь научный коллектив (около 40 человек преподавателей, аспирантов и работников НИСа и дополнительно 30-40 студентов старших курсов) под руководством профессора В.М. Могилевича плодотворно работал над большой комплексной темой «Совершенствование технологии и организации дорожно-строительных работ в региональных условиях Сибири, Дальнего Востока и Казахстана».
Разработка этой темы осуществлялась одновременно в двух тесно связанных между собой направлениях:
а) использование в дорожных одеждах местных грунтов и малопрочных каменных материалов, укрепленных различными вяжущими;
б) совершенствование технологии и организации дорожно-строительных работ в зимних условиях для обеспечения равномерного использования ресурсов строительных организаций в течение всего года.
Такая направленность научных исследований была особенно актуальна для регионов, характеризующихся длительным холодным периодом года и отсутствием местных высококачественных каменных материалов.
Кафедра «Строительство и эксплуатация дорог», 1970 год
В диссертационных исследованиях, выполняемых под руководством профессора В.М. Могилевича, рассматривались отдельные вопросы актуальной комплексной тематики. Причем, программы всех диссертаций дополняли и углубляли друг друга, охватывая в своей совокупности большие разделы общей проблемы. Соискателями и аспирантами Валентина Михайловича были не только сотрудники кафедры, но и работники ВУЗов других городов Советского Союза. Сотрудники кафедры принимали активное участие научно-практических конференций МАДИ,
СоюзДОРНИИ, ГипроДОРНИИ, КАДИ и других организаций. Всего за время работы В.М. Могилевич подготовил 35 кандидатов наук.
В 80-х годах кафедра «Строительство и эксплуатация дорог» систематически занимала первые места в институте среди других кафедр по целому ряду показателей, в том числе по научной работе. Комиссия МВ и ССО РСФСР, производившая комплексную проверку СибАДИ в декабре 1971 г., отметила эту кафедру как лучшую в институте. Сам Валентин Михайлович любил повторять, что кафедра «Строительство и эксплуатация дорог» лучшая, потому, что на ней работают замечательные люди. Кафедра за эти годы стала ему близкой и родной.
Профессор Могилевич В.М. - ветеран труда, участник Великой Отечественной войны, полковник в отставке, кавалер четырех орденов Красной Звезды и ордена Отечественной Войны, Почетный дорожник
СССР, Российской Федерации, Казахстана -оставил пост заведующего кафедрой «Строительство и эксплуатация дорог» в августе 1987 г.
Могилевич Валентин Михайлович опубликовал более 200 научных работ. В том числе написано самостоятельно и в сотрудничестве с другими учеными 12 книг учебного и производственного содержания. Учебники были утверждены министерством для использования во всех вузах СССР соответствующего профиля, и до сих пор пользуются большим спросом.
Многие из его учеников долгое время занимали руководящие должности в нашей академии: Никитин В.П., Рассказов Д.С., Миронов М.С., Боброва Т.В., Сиротюк В.В., Шестаков В.Н., Смирнов А.В. Сейчас многие из них продолжают заниматься активной научной деятельностью.
Валентин Михайлович с работы профессора ушел в возрасте 90 лет по состоянию здоровья, но всегда был на связи и с удовольствием консультировал сотрудников кафедры по всем возникающим вопросам, так как до последних дней сохранял полную ясность ума и высокий уровень профессиональных знаний. Он скучал по работе, продолжал много читать, живо интересовался всем происходящим в академии и на кафедре.
11 августа 2007 года Валентин Михайлович ушел из жизни. Ему было 95 лет.
Валентин Михайлович Могилевич с профессором Смирновым А.В. на торжественном собрании, посвященном 75-летию академии, 2005 год
Научная школа, организованная профессором Могилевичем В.М., успешно продолжает работу по подготовке научных кадров на факультете «Автомобильные дороги
и мосты» под руководством его учеников: профессоров Смирнова А.В., Бобровой Т.В., Сиротюка В.В., Шестакова В.Н.
Кафедра «Строительство и эксплуатация дорог», в центре профессор Смирнов А.В.
На его любимой кафедре подготовку научных кадров в рамках научной школы в настоящее время возглавляет профессор Смирнов А.В., выпускник факультета АДМ 1963 года. Под его руководством было
защищено 12 кандидатских и 2 докторские диссертации. К защите готовится третья докторская работа профессором
Александровым А.С. (выпускник факультета АДМ 1996 года), который в свою очередь
подготовил двух кандидатов наук. Профессором Смирновым опубликовано более 200 печатных трудов, 10 монографий. Он участник многих международных и российских конференций, посвященных дорожной тематике.
Сотрудники кафедры регулярно публикуют научные и учебные труды.
За прошедшие пять лет 2011 - 2015 гг. коллективом научной школы проф. В.М. Могилевича опубликовано:
- учебников - 1 [1];
- учебных пособий - 5 [2-4];
- монографий - 5 [5-9];
- научных статей в журналах индексируемых в базе Russian Science, Citation Index на платформе Web of Science -4;
- научных статей в журналах индексируемых в базе международной базе Chemical Abstracts - 3;
- научных статей в журналах и изданиях, водивших на момент опубликования работы, в перечень рецензируемых научных изданий ВАК РФ - 17.
Ежегодно сотрудники выступают с докладами на международных и всероссийских конференциях и конгрессах, проводимых в СибАДИ и др. Вузах РФ. Эстафета развития научной школы продолжается!
Библиографический список
1. Технология и организация строительства автомобильных дорог. Дорожные покрытия: Учебник / В.П. Подольский, П.И. Поспелов, А.В. Глагольев, А.В. Смирнов; под ред. В. П. Подольского - М.: ИЦ «АКАДЕМИЯ», 2012. - 304 с.
2. Исаенко, М.В. Технология и организация работ по возведению земляного полотна
автомобильных дорог / М.В. Исаенко, Е.В. Андреева. - Омск: СибАДИ, 2015. - 188 с.
3. Александров, А.С. Технология строительства водопропускных труб автомобильных дорог [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.С. Александров, -Т.В. Семенова. - Омск: СибАДИ, 2015. - Режим доступа: http://bek.sibadi.org/fulltext/EPD975.pdf
4. Александрова, Н.П. Методы определения максимальной плотности грунтов земляного полотна автомобильных дорог [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Н.П. Александрова, Т.В. Семенова, Г.В. Долгих. -Электрон. дан. - Омск: СибАДИ, 2015. - Режим доступа: http://bek.sibadi.org/fulltext/ESD53.pdf
5. Степанец, В.Г. Производственная база дорожного строительства: учебное пособие / В.Г. Степанец - Омск : СибАДИ, 2014. - 200 с.
6. Папакин, И.Н. Реконструкция автомобильных дорог: учебное пособие / И.Н. Папакин. - Омск: СибАДИ, 2013. - 84 с.
7. Смирнов, А.В. Расчет дорожных конструкций автомагистралей на прочность и выносливость: монография / А.В. Смирнов - Омск, 2012. - 116 с.
8. Александров, А.С. Применение теории наследственной ползучести к расчету деформаций при воздействии повторных нагрузок: монография / А.С. Александров. - Омск, 2014. - 152 с.
9. Андреева, Е.В. Современные методы проектирования дорожных конструкций автомагистралей на воздействие транспортных потоков: Монография / Е.В. Андреева, А.В. Смирнов - Омск, 2014. - 136 с.
10. Александров, А.С. Совершенствование расчета дорожных конструкций по сопротивлению сдвигу. Часть 1. Состояние вопроса: монография / А.С. Александров. - Омск, 2015. - 292 с.
11. Александров, А.С. Совершенствование расчета дорожных конструкций по сопротивлению сдвигу. Часть 2. Предложения: монография / А.С. Александров. - Омск, 2015. - 262 с.
По архивным материалам кафедры «Строительство и эксплуатация дорог»