Научная статья на тему 'На ниве высшего технического образования'

На ниве высшего технического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ / АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ / ДВУХУРОВНЕВАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / HIGHWAY / AUTOMOBILE TRANSPORT / LICENSING / SCIENTIFIC SCHOOLS / TWO-LEVEL SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сальников Виктор Александрович

Описаны периоды становления СибАДИ как образовательного учреждения в трудные годы первых пятилеток и последующее развитие, включающее в себя лицензирование новых специальностей, формирование диссертационных советов и научных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the field of engineering education: the 80th anniversary of the siberian state automobile and highway academy

This article describes the milestones of the history of the Siberian State Automobile and Highway academy. Special attention is given to the latest period: licensing of new courses, formation of new scientific schools, and establishment of dissertation councils.

Текст научной работы на тему «На ниве высшего технического образования»

В.А. САЛЬНИКОВ, профессор, ректор

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

На ниве высшего

технического

образования

Описаны периоды становления СибАДИ как образовательного учреждения в трудные годы первых пятилеток и последующее развитие, включающее в себя лицензирование новых специальностей, формирование диссертационных советов и научных школ.

Ключевые слова: автомобильные дороги, автомобильный транспорт, лицензирование, научные школы, двухуровневая подготовка студентов.

Начало 1930 гг. можно считать судьбоносным для системы технического образования нашей страны. Именно в этот период государство обратило самое серьезное внимание на подготовку квалифицированных инженерных кадров, которые должны были обеспечить реализацию плана ее индустриализации. Тридцатые годы дали путевку в жизнь кластеру вузов автомобильнодорожной направленности, включающему Харьковский автомобильно-дорожный институт (по списку он был первым), Сибирский (г. Омск), Московский, Саратовский, Ленинградский, а также не один десяток вузов смежных отраслей производства.

Первый набор в СибАДИ, осуществленный в сентябре 1930 г., составил 250 человек на две специальности - автомобильный транспорт и дорожное строительство. Для реализации образовательной программы новому учебному заведению было предоставлено одно из лучших зданий города - когда-то в нем была расположена торговая биржа (в настоящее время здесь находится музей М. Врубеля). Город без проблем выделил это здание для выполнения поставленной правительством страны задачи подготовки специалистов автомобильного и дорожного дела.

Первоначально на восьми ка-

федрах трудился 21 преподаватель (из них только шесть были приняты в штат), полностью отсутствовала лабораторная база, основными инструментами обучения были доска, мел и несколько десятков книг. Тем не менее коллектив СибАДИ с первых дней своего существования активно включился в решение важнейшей государственной проблемы.

Через пять лет состоялся первый выпуск по двум специальностям:

140 квалифицированных инженеров-дорожников по специальности «Автомобильные дороги » и 92 инженера-ме-ханика по специальности «Автомобильный транспорт». В последующие годы увеличивался контингент поступающих абитуриентов, добавлялись новые специальности, шло формирование лабораторной базы, повышалась квалификация ППС. По прошествии длительного периода времени можно с полной уверенностью утверждать: поступательное развитие СибАДИ -это трудовой подвиг людей, объединенных единой целью и заслуживших теплые слова благодарности.

Считаю необходимым назвать поименно тех, кто стоял у истоков создания и становления вуза: профессор Э.Г. Апринг, преподаватели Л.Я. Кулагин, М.Н. Кудрявцев, М.И. Киселев, М.Н. Ивановский, Г.И. Эйдельсон, К.Н. Саввор, В.А. Кабанов, А.И. Втюрин, Г.К. Бутовский и многие-многие другие, которым мы обязаны своими сегодняшними успехами.

Нельзя не отдать должное первому ректору Н.Г. Гладкову, руководившему институтом с 1930 по 1932 гг., и его последователям: К.Ф. Кошенову, работавшему ректором с 1932 по 1933 гг., Э.Г. Гарштейну, К.А. Лебедеву и Ф.М. Дробышеву, возглавлявшим вуз соответственно с 1933 по 1944 гг.

Еще в начале пути учеными СибАДИ были сделаны первые разработки по заказам промышленности. В частности, Г.И. Эдельсон спроектировал газогенераторный двигатель на твердом дешевом топливе (работа выполнялась по заданию Уфимского моторного завода). М.Н. Кудрявцев по заданию Главного управления мостов и дорог разработал правила устройства земляного дорожного полотна. К.Х. Толмачев занимался исследованием предварительно напряженной арматуры в сборках железобетонных мос-

тов и искусственного регулирования напряжений в элементах пролетных строений мостов.

В целом в эти годы коллектив института был нацелен на реализацию многочисленных планов и решение насущных проблем. Многое из задуманного не удалось выполнить. 22 июня 1941 г. мирная жизнь нашей Родины была прервана нападением фашистской Германии. Выпускники, студенты, преподаватели, сотрудники института были мобилизованы в армию. Всего на фронт из СибАДИ ушло 289 человек, из них в 1941 г. - 153 человека. Ввиду того, что институт находился в ведении Гушосдора КГБ, студентов и преподавателей, как правило, направляли в части по строительству, возведению и восстановлению мостов, дорог, а также в автохозяйства прифронтовых и фронтовых районов.

Постановлением СНК № 1241-3730 от 14 ноября 1943 г. СибАДИ был включен в число важнейших промышленнотранспортных высших учебных заведений, предусмотренных пунктом «А», студенты и выпускники которых освобождались от призыва. Основное здание института было передано под госпиталь, однако в этих труднейших условиях вуз продолжал стабильно работать, выпустив за годы войны более 250 инженеров. В период войны наши сотрудники и студенты не только учили и учились, они работали на заводах, в госпиталях и даже содержали подсобное хозяйство.

С окончанием кровопролитной войны начался новый период в истории СибАДИ. Вернувшиеся в родные стены после Победы сотрудники вписали достойные страницы в возрождение института и в дело подготовки высококвалифицированных специалистов. Среди преподавателей тех лет, внесших вклад в восстановление и развитие вуза, следует отметить профессоров

К.Х. Толмачева, К.А. Артемьева и Т.В. Алексеева, доцентов А.С. Ростовцева, А.К. Гаврилова, М.А. Петрова, Е.В. Рождественского, Е.В. Гнатюка, Н.А. Ульянова, Ф.М. Дробышева, преподавателей С.Л. Сошко, Г.К. Кузнецова, Ю.И. Шильникова.

В 1950-е гг. началось интенсивное освоение Сибири и Дальнего Востока. Перед страной остро встала жилищная проблема: население в послевоенное время быстро увеличивалось. Все это требовало расширенного развития строительной индустрии, а потому -подготовки высококвалифицированных кадров строителей. В полной мере это было актуально и для города Омска, и для области, где шло освоение целинных и залежных земель. В вузе был значительно увеличен набор на соответствующие специальности.

По инициативе Дорпроекта в составе начальника сектора гражданских и промышленных зданий П.В. Радищева, специалистов Д.М. Миловидова, В.Е. Барданова, П.А. Булатова и при активной поддержке ученых института К.Х.Толмачева, Н.Н. Чудновского, Е.Г. Таращанского в 1955 г. были набраны две группы будущих инженеров-стро-ителей на вечернее отделение при дорожно-строительном факультете СибАДИ. В 1961 г. на этом факультете была открыта специальность «Мосты и тоннели» и образована кафедра, которой долгие годы руководил К.Х. Толмачев. В связи с расширением факультета изменилось и название, он стал называться «Автомобильные дороги и мосты».

С 30 марта 1964 г. в институте начинает функционировать факультет «Промышленное и гражданское строительство».

В 1983 г. на нем появилась новая специальность - «Городское строительство и хозяйство», в 1995 г. - «Экономика и управление на предприятии (строительство)». С возрастанием роли и значимости в современном строительстве вопросов проектирования, управления недвижимостью, эксплуатации систем инженерного оборудования зданий, их модернизации и реконструкции встал вопрос о лицензировании новых специальностей. В 2001 г. были открыты три специальности: «Проектирование зданий», «Экспертиза и управление недвижимостью», «Теплогазоснабжение и вентиляция». В том же году на базе факультета был образован Инженерно-строительный институт (ИСИ). В дальнейшем в соответствии с потребностями региона была открыта еще одна специальность

- «Архитектура» с нормативным сроком освоения по очной форме обучения 6 лет.

В 1962 г. был образован факультет «Дорожные машины» в результате разделения механического факультета на два новых - «Автомобильный транспорт» и «Дорожные машины». В течение 35 лет факультет базировался на одной специальности широкого

профиля - «Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование».

Неоценимую роль в развитии факультета сыграл профессор А.И. Анохин, подготовивший 15 кандидатов наук, многие из которых впоследствии защитили докторские диссертации (И.П. Керов, А.И. Недорезов, В.А. Артемьев, Н.А. Ульянов, Т.В. Алексеева, В.Ф. Владимиров, В.Ф. Амельченко,

В.Б. Тарасов, В.Б. Пермяков, Ю.М. Княжев, В.А. Борисенко, Ю.Ф. Устинов и др.). Факультет гордится своими выпускниками - известными специалистами своего дела.

В 1980 г. по инициативе ректора Е.В. Гнатюка был организован инженерноэкономический факультет, готовящий специалистов по специальности «Экономика и управление на предприятии (транспорта)». В последующие годы были лицензированы такие специальности, как «Управление качеством», «Менеджмент организации », «Маркетинг», «Стандартизация и сертификация», «Логистика и управление цепями поставок». Подготовка специалистов обозначенных направлений была уже велением времени и обусловлена теми изменениями, которые происходили в стране.

В 2001 г. в академии открыт факультет «Информационные системы в управлении», который готовит специалистов, умеющих использовать и формировать электронные базы данных, проектировать современные системы управления, создавать программные продукты, обеспечивать защиту компьютерных сетей от несанкционированного доступа, создавать методики компьютерной поддержки принятия решений в экономике. На факультете ведется подготовка по трем специальностям: «Автоматизированные системы обработки информации и управления», «Прикладная информатика в

экономике», «Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем».

Сегодня Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

- это учебный, научно-исследовательский и производственный комплекс по подготовке профессионалов разных профилей: инженеров, механиков, строителей, экономистов, менеджеров. Все выпускники не только получают прочные знания, но и приобретают профессиональные навыки еще во время обучения. Они востребованы во многих уголках нашей страны. Многие работают в Сибири, на Дальнем Востоке, Крайнем Севере. Подготовкой специалистов занимаются 65 докторов наук и более 300 кандидатов наук. Академия размещается в четырех учебно-лабораторных корпусах, где имеются учебные аудитории, научно-исследовательские лаборатории, оснащенные современным оборудованием. Библиотечный фонд составляет более 740 тыс. томов. Обновляемость фонда учебной литературы достигла более 5%. Функционирует электронная кни-говыдача.

На протяжении всей истории вуза функционирует военная кафедра, готовящая офицеров запаса. В 2006 г. организован военно-учебный центр для подготовки офицеров для Российской армии.

В контексте современной политики модернизации высшего образования руководством академии проводится большая работа по реорганизации учебного процесса и формированию двухуровневой системы обучения (бакалавр, магистр). Сегодня по программам бакалавриата обучается около 30% студентов, функционирует магистратура по пяти направлениям. Подготовка аспирантов осуществляется по 29 специальностям, докторантов - по пяти специальностям. Работают пять

докторских советов по шести специальностям. Большое внимание уделяется развитию внутривузовской системы менеджмента качества (СМК). В плане совершенствования учебного процесса завершено внедрение программного комплекса «АСУ-ВУЗ», включающего в себя модули «Планы», «Деканат», «Электронные ведомости». Внедрение модуля «Электронные ведомости» позволило перейти к балльнорейтинговой оценке знаний студентов, что, в свою очередь, потребовало изменения нормативной базы.

В последнее время активно развиваются международные связи как на студенческом, так и на преподавательском уровне. СибАДИ сотрудничает с Дрезденским техническим университетом, по взаимной договоренности обеспечивая возможность обмена аспирантами, стажерами и студентами. Развиваются взаимовыгодные отношения с Федеральным научно-исследовательским институтом дорожного хозяйства г. Баст ФРГ и строительным университетом г. Веймара. На уровне обмена студентами налажены связи с Ланкаширским университетом в Великобритании. Плодотворное сотрудничество связывает наш вуз с университетами стран СНГ.

Среди выпускников Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии - министры, генералы, ответственные руководители трестов, заводов,

НИИ, известные ученые и профессора.

Назовем некоторых из них: Б.С. Самарин, возглавлявший трест «Башкирспецстрой»;

Герой социалистического труда Л.Б. Гонча-

ров, долгие годы руководивший Ми-навтодором Казахстана; А.И. Блум -выпускник 1942 г., министр коммунального хозяйства Эстонии; выпускник тех незабываемых лет В.В. Перцев

- заместитель генерального директора КАМАЗа, Герой социалистического труда; Ю.В. Юшков, выпускник 1962 г., руководитель треста «Тюмень-дорстрой». Огромный вклад в строительство промышленного комплекса Омской области внесли выпускники 1972 г.: Герой социалистического труда Э.Ф. Каминский, А.В. Филиппенко

- губернатор Ханты-Мансийского автономного округа, И.Д. Лаптев - доктор философских наук, главный редактор газеты «Известия», депутат Верховного Совета СССР.

Многие одаренные выпускники связали свою жизнь с наукой. Среди них -

С.Г. Плохов, выпускник 1950 г., ставший доктором технических наук, профессором, заместителем директора по науке Казахского научно-исследовательского проектного института автотранспорта; В.В. Каменский - заместитель директора Института горного дела СО АН СССР; А.М. Ишков - профессор, заслуженный деятель науки Республики Саха; Н.А. Ульянов - доктор технических наук, профессор, ректор Воро-

нежского инженерно-строительного института. Все они немало сделали для развития технической науки и внесли существенный вклад в усовершенствование российских дорог.

Современная кадровая политика СибАДИ основана на системном подходе к управлению персоналом, адекватном новым условиям деятельности вуза; на создании действенных механизмов мотивации с использованием рейтинговых методов комплексной оценки результатов деятельности кафедр и сотрудников; повышении квалификации персонала; формировании кадрового резерва; развитии корпоративной культуры, предполагающей отказ от иждивенческих настроений; инициативном и ответственном отношении к выполнению должностных обязанностей; улучшении условии труда и отдыха персонала.

Лишь в исторической ретроспективе можно разглядеть действительные изменения, заметить самые незначительные сдвиги, проанализировать их влияние на будущее. Пусть всё начиналось с малого, пусть не все удавалось, но в совокупности они дали возможность накопить богатейший опыт, позволяющий идти к новым достижениям.

Если первых выпускников института было в общей сложности чуть больше 200, то сегодня Сибирская автомобильно-дорожная академия выпускает ежегодно более 1,5 тыс. молодых специалистов по 29 специальностям. Что это, как не очевидный шаг вперед?! Колоссальные изменения коснулись и организации научной деятельности, и послевузовского образования.

На предприятиях дорожной отрасли и в практике дорожного строительства используются работы профессоров факультета «Автомобильные до-

роги и мосты», докторов технических наук В.М. Могилевича, А.В. Смирнова, В.В. Сиротюка, В.Н. Шестакова.

Научно-исследовательская и инновационная деятельность осуществляется согласно принятой комплексной программе развития ГОУ «СибАДИ» на период 2006-2010 гг. Объем финансирования научных исследований академии составляет 80-100 млн. руб. Они выполняются по оборонной тематике, по инновационной тематике, по приоритетным направлениям науки и техники по государственным контрактам, по заданиям Министерства образования и науки и по хоздоговорам.

В рамках реализации Федерального закона № 217 ФЗ открыты и работают два малых инновационных предприятия: ООО «Сибирский инновационный дорожный центр» (ООО «Сиб-ИНДОР») и ООО «Дорожный исследовательский центр СибАДИ» (ООО «ДИЦ СибАДИ»).

В целях сохранения и развития научного потенциала, его эффективного использования для проведения учебного процесса и научно-инновационной деятельности в области строительства, транспортного строительства, машиностроения и транспорта, а также в целях создания совместных наукоемких продуктов был образован инновационный пояс СибАДИ.

Учитывая особую потребность в высших инженерных кадрах на рубеже ХХ-ХХ1 вв. в регионах Крайнего Севера, Сибирская автомобильно-дорожная академия предприняла определенные шаги в организации филиалов в таких городах, как Ханты-Мансийск, Сургут, Нижневартовск. Впоследствии на базе Ханты-Мансийского филиала и ряда других филиалов был образован Югорский университет. В 2006 г. начал работать Уфимский филиал СибАДИ.

На всех факультетах работают студенческие научные кружки, творческие

группы по реализации научно-иннова-ционныхпроектов; 60 студентов удостоены звания «Студент-исследователь».

В академии созданы благоприятные условия для организации и развития внеучебной, досуговой и спортивной деятельности. К услугам студентов актовый зал, центр искусств, семь спортивных залов, лыжная база, автомотоклуб. Большой популярностью у студентов пользуются кружки художественной самодеятельности, их участники являются дипломантами региональных и российских конкурсов.

В последние годы новый импульс получило движение студенческих строительных отрядов, активизировалось оно и у нас. Если раньше студенты СибАДИ чаще всего работали на возведении объектов в районах Крайнего

Севера, то сегодня стройотряды из наших студентов в составе НПО «Мостовик» трудятся на возведении олимпийских объектов в г. Сочи (ледовая арена, окружная дорога), принимают участие в строительстве вантового моста, соединяющего материк с островом Русский. Думаю, это не последние объекты, которые построят студенты, объединившиеся в студенческие строительные отряды.

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия - динамично развивающийся вуз, имеющий устойчивое общественное признание. Его потенциал позволяет адекватно реагировать на социально-экономические изменения, удовлетворять потребности региона и страны в высококлассных специалистах.

SALNIKOV V. IN THE FIELD OF ENGINEERING EDUCATION: THE 80th ANNIVERSARY OF THE SIBERIAN STATE AUTOMOBILE AND HIGHWAY ACADEMY This article describes the milestones of the history of the Siberian State Automobile and Highway academy. Special attention is given to the latest period: licensing of new courses, formation of new scientific schools, and establishment of dissertation councils.

Keywords: highway, automobile transport, licensing, scientific schools, two-level system of higher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.