УДК 17 ББК 87.21
ОСНОВАНИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ Сабекия Р.Б.
В статье Р.Б. Сабекия «Основания самореализации человека в мире» раскрываются онтологические, гносеологические, аксиологические основания самореализации как процесса самосовершенствования, самодостраивания человека до подлинной сущности.
Любовь представляет собой наилучший способ преодоления эпирической обособленности двух личностей путем достижения духовнодушевно-телесного «единосущия», в котором и через которое возможно обретение онтологических и гносеологических оснований самореализации человека. Именно в «единосущем» центре бытия и сознания открывается и утверждается основная нравственная ценность - конкретная индивидуальная ценность личности, восходящая к полноте бытия. Эта ценность становится безусловной, абсолютной, высшей в иерархии всех известных современной морали норм и ценностей: любовь, действительно, являет собой некий мистический транс «по ту сторону» добра и зла, норм и ценностей. Именно любовь является парадигмальным основанием выстраивания ценностной иерархии, будучи, в то же время, запредельной любым абсолютам, безосновной основой бытия, способом его организации.
В свете любви человеку открываются новые возможности самообнаружения, самораскрытия, самоутверждения своей потенциальной, подлинной, совершенной сущности и самоценности посредством укоренения в безусловно ценном бытии Другого. В любовном акте осуществляется наиболее полный путь познания человеком своей истинной самости, как действительного и потенциального бытия Я. Так, от осознания того, кто Я есть, кем могу быть и кем Я должен стать, человек приходит к созиданию себя, самоорганизации своего бытия, своей сущности, то есть к самореализации. Таким образом, учение о человеке и его любви, помимо феноменологического, онтологического и гносеологического аспектов, необходимо должно содержать аксиологический аспект. Если сущность человека понимается как открытость, потенциальность, свобода, ждущая своей реализации, то следует отметить, что свобода и порождаемая ею ответственность за бытие не сводятся к самореализации человека. В. С. Швырев пишет: «...свобода связана с расширением
горизонта своего отношения к миру и к самому себе, с возможностью «вписываться» в более полные и богатые контексты бытия» [1]. Ведь существование человека как значимого элемента сложной структуры целостного мира не может иметь целью только самое себя, реализацию неких предзаданных ему возможностей; оно - в реализации сокрытого в самом мире смысла, который способен вывести из сферы возможного бытия в действительное только человек.
Трансцендирование человека за пределы самого себя как фундаментальное свойство его сущности, стремящейся к актуализации, имеет определенный вектор направленности - не просто
ко всем открытым перед человеком возможностям самоосуществления, а к той необходимой ценностной норме и форме существования, которая приведет к искомому ощущению полноты и осмысленности бытия. Тем самым, проблема познания и утверждения человеком своей сущности смыкается с проблемой ценности: свободная сущность человека предполагает его свободный выбор в процессе самоосуществления -какая из бесконечности возможностей бытия здесь и сейчас необходимо должна быть актуализирована, открывая глубинный смысл существования, который, в свою очередь, придаст ценность и целостность бытию.
Любовь, направленная на укоренение человека в своем бытии посредством обнаружения себя как безусловной ценности в самоценном бытии Другого, должна привести к осознанию укорененности Я в общем составе мироздания, к феноменально переживаемой со-бытийности Я и окружающего мира, образованного миром других Я, общества, природы, культуры, космоса. Это переживание укорененности в мире составляет сущность экологического сознания, апогея любовного восприятия человеком ценностного единства и потенциального совершенства мира. В реализации потенциального совершенства бытия (личного, межличностного, социального, универсального) и заключен, по-видимому, смысл любви, как Абсолюта, с одной стороны, освобождающего бытие от оков плотскости, материальности, тленности, с другой,
завершающего бытие, придающего ему законченность и совершенство, то есть бесконечность (неслучайно латинское «absolvere» (абсолютное) имеет диалектически двойственный смысл: 1) отпустить, освободить и 2) завершить, сделать совершенным).
Любовь представляет собой ценностно оправданный и смыслообразующий фактор организации человеческого бытия, связывающий два мира - земной и идеальный - и пересозидающий земное бытие по образу и подобию изначальной полноты Абсолюта. Любовь есть метафизический прорыв к Абсолюту, трансцендирование к основополагающим безусловным ценностям, выраженным триадой «Истина - Добро - Красота». Эта триада является ценностным выражением Абсолюта, формой его объективно-субъективного воплощения на разных уровнях бытия - онтологическом (сущностноглубинном) и этическом (идеально-возвышенном).
Нам представляется следующая картина становления целостно-ценностно-смыслового
единства бытия, в его трех основных формах -Природа, Общество, Космос, - демонстрирующая место и роль каждой из основополагающих
128________________________раздел ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ
ценностей в системе мироздания. Собирание всех основных формой бытия осуществляется Любовью и актуализируется в человеке. Именно человек являет собой и место, и агента реализации идеи целостности, полноты бытия: только в человеке и через человека происходит «собирание»
Вселенной, в то время как лучшим способом осуществления этого процесса, наиболее адекватным самой сущности бытия и человека, выступает Любовь - высший синтез главной ценностной триады Истины, Добра и Красоты.
т
ЛЮБОВЬ = ЧЕЛОВЕК
Целомудрие
Т
Честь (Честность)
Т
Правда (Правдивость)
Т
Неравнодушие
Т
Забота
Т
Сохранение
т
Транс
т
Экстаз
т
Наслаждание
(субъективно-индивидуальный срез бытия Абсолюта)
т
Т
ИСТИНА
(знание Абсолюта через внутреннее, духовное видение Его)
г г
(объективно-надличностный срез бытия Абсолюта) Подлинность Благо (Богатство) Гармония
Т
ДОБРО
(творчество во имя и вослед Абсолюту)
КРАСОТА
(чувственное переживание Абсолюта)
і
і
Неподдельность
і
Естественность
і
Естество
і
ПРИРОДА
і
г ' ■ г
Полнота Созвучие
г г
Целостность Согласие
г г
Солидарность Мир
г г
ОБЩЕСТВО КОСМОС
г г
БЫТИЕ = ЧЕЛОВЕК
Представленная модель отражает смысловое развертывание предельных базовых ценностей (Истины, Добра и Красоты) и их семантическую трансформацию от абстрактных ценностных абсолютов к конкретным бытийственным формам их явленности для человека и через человека. Смысловое единство всех онтологических и аксиологических (мета-онтологических) аспектов бытия поддерживается синтезирующей силой Любви, которая пронизывает все срезы бытия (материальный и идеальный, объективный и субъективный, актуальный и потенциальный, ценностный и онтологический, имманентный и трансцендентный), являясь системообразующим и смыслообразующим принципом его
многоуровневой организации. Любовь сопричастна всем проявлениям бытия, будучи, по сути, способом проявленности его сущности и смысла, субъективным проживанием объективно-высших, трансцендентных, смыслов и ценностей.
Любовь выступает не просто воплощением высших ценностных абсолютов, так как является самым эффективным способом созерцания и созидания ценности всех проявлений бытия. В свете любви определяется главенствующее место человека в ценностной иерархии бытия, как единственного в мире существа, способного к познанию, признанию абсолютов и свободному творчеству собственных ценностей. Человек, взятый исключительно в аспекте телесности, вне соотнесенности с ценностным стержнем бытия, отчужден от своей человеческой сущности,
поскольку образована она, скорее, не тем, что он уже есть как наличное бытие, а тем, чем он еще может и должен стать.
Человек, будучи живым существом, как и все живое не имеет раз и навсегда ставшей формы, задающей границы его существования: он всегда незавершен, бесконечен, открыт миру, и потому находится в вечном творческом поиске самого себя, форм и способов своего самоопределения и самореализации. Если понятие целостности в трактовке человеческой сущности и существования традиционно наделяется философами позитивной ценностной значимостью, то понятие двойственности, амбивалентности, антиномичности в этой связи оценивается негативно, как те моменты в составе человеческого бытия, которые создает человеку препятствия на пути реализации своих потенций. Расщепление целостной картины человеческого бытия, складывающейся из бытующей мозаичной пестроты в гармонию говорящих и прорисовывающихся смыслов за счет единой базовой онтологической структуры бытия, на отдельные элементарные фрагменты вызвало необходимость выявления новых способов самоопределения, самовыражения,
самоутверждения, самореализации человеком подлинной сущности и смыслообразующих основ его существования.
В поиске наиболее эффективных способов самореализации человека мы пришли к выводу, что
это - Любовь, которая не просто объявляется нами в качестве самой подлинной формы
самореализации человека, а сама является нам как таковая в полноте своей феноменальной самоочевидности, онтологической предзаданности и аксиологической энергийной наполненности. Именно любовь выступает здесь главным фактором «собирания» человека, утверждения его гармоничности и подлинности, как бытия не только потенциального, но и актуально ценностного и безусловного.
Как следует из вышеобозначенной схемы взаимоперетекания онтологического,
аксиологического и антропологического пластов бытия, бытие и ценность в своих предельных значениях совпадают. И потому, признавая бесконечную ценность любимого человека, любящий обнаруживает его укорененность в общем составе бытия. Когда возлюбленный признает мое «Я» столь же безусловным, равноценным всему универсуму (и в этом - высшее счастье любви), человек начинает непосредственно ощущать свою значимость, неповторимость, незаменимость. Не просто вероятностно пред-полагать, знать о собственной ценности, а реально утверждать себя, полагать, пре-бывать в существе любимого, обладающего подлинной бытийственностью, как такая ценность. Тем самым, мое «Я» обретает подлинное бытие, будучи увиденным через призму безусловно ценного «Ты».
Включая человека в качестве важнейшего, необходимого элемента в ценностные пласты бытия, любовь позволяет любящему расширить горизонты своего ценностного сознания - от усмотрения безусловной ценности любимого -через субъективно переживаемое ощущение самоценности Я - к признанию ценности жизни и бытия вообще. Любовь как феноменологически переживаемая бытийственная глубина и полнота безраздельно поглощает человека, и теперь уже ценностные абсолюты воспринимаются им не абстрактными, самодовлеющими,
самодостаточными (самодовольными, не нуждающимися в существовании человека), а изнутри самого процесса становления бытия, через внутреннюю охваченность ими.
Эта включенность в этический план бытия, выводящая человека за границы самости к ощущению и осознанию интимного единосущия всех людей, составляет бытийное основание нравственности. Именно любовь как добровольное перенесение центра своего существования в самоценное бытие Другого являет нам путь к единосущию, где любящий бескорыстно участвует в существовании Ты, стремясь к его восхождению до сущности, к его одухотворению и реализации. Духовность, нравственность - это специфически человеческая форма подлинного бытия как
свободного, бескорыстного трансцендирования из сферы наличного в сферу должного, истинно-сущего, потенциально-совершенного, что и составляет содержание и смысл самореализации, то есть самосовершенствования, «завершения»
человека.
В процессе духовного самосовершенствования человек сталкивается с действием закона обратной связи в любви: чем больше отдашь, тем больше будет отдача. «Жертвуя эгоизмом» во имя идеала -бытия любимого - человек, совершая энергийно-наполненный посыл любви, получает его обратно, многократно отраженным Абсолютом, сокрытым за ценностью любимого Ты. Идеал, всегда неявно присутствующий в любви, необходим, согласно Х. Ортеги-и-Гассету, чтобы «натянуть тетиву жизни», задать вектор направленности, смысловой ориентир человеческому существованию. В соотнесении с объективными (триада Истины, Добра и Красоты, воплощением которой признается возлюбленный) и субъективными идеалами (та должная,
единственно достойная реализации возможность совершенствования человека) выявляются негации собственного бытия, противоречия, требующие своего разрешения для приближения к идеальному образцу совершенства истинно-сущего.
Ценностное пронизывание человеческого бытия, связывающее его с бытием универсальным, земным и всечеловеческим, придает смысл существованию человека, и именно осознание стержневой ценностной составляющей бытия позволяет явить этот смысл человеку. Любовь здесь представляет собой прорыв от мира земного к трансцендентному, способ бытия идеала, квинтэссенцию духовности, творчески активную энергию, пронизывающую все пласты бытия, которая своим преобразующим воздействием созидает истинного человека, в соответствии с идеалом первозданного совершенства и целостности. В акте осознания эмоциональночувственного переживания этой тотальной связи имманентного и трансцендентного рождается смысл человеческой жизни.
Таким образом, любовь - это не только квинтэссенция высших, абсолютных идеалов и ценностей, но и смыслообразующая инстанция, созидающая мир по законам Истины, Добра и Красоты и задающая, тем самым,
основополагающее смысловое единство всем проявлениям жизни. Выявление подлинной, бытийственной связи (которая и есть, по сути, любовь) между земной жизнью и Абсолютом, означает установление смысложизненных основ человеческого бытия. Смыслообразующие основы образуют фундамент взаимодействия человека с внешним миром, тот базис, который определяет содержание и направленность сущностной самореализации личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Швырев В. С. О деятельностном подходе к истолкованию «феномена человека» // Вопросы философии. 2001. № 2. С. 111.
2. Вышеславцев Б.П. Сердце в христианской и индийской мистике // Вопр. филос. 1990.- № 4. С. 88.
Поступила в редакцию 20.06.06 г.