Научная статья на тему 'Любовь как экзистенциал человеческого бытия'

Любовь как экзистенциал человеческого бытия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2515
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЮБОВЬ / ЧЕЛОВЕК / БЫТИЕ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛ / ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Омарбекова Суваржат Владимировна

В статье определяется место любви в ценностном составе бытия, и в этом контексте любовь обоснована как смыслообразующее основание процесса духовной самореализации человека. Любовь является в этом смысле экзистенциалом человеческого бытия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Любовь как экзистенциал человеческого бытия»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 101.1

ЛЮБОВЬ КАК ЭКЗИСТЕНЦИАЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

© 2012 Омарбекова С.В.

Нижневартовский государственный гуманитарный университет

В статье определяется место любви в ценностном составе бытия, и в этом контексте любовь обоснована как смыслообразующее основание процесса духовной самореализации человека. Любовь является в этом смысле экзистенциалом человеческого бытия.

This author of the article defines the place of love in the axiological structure of human-being, and presents love as a sense forming basis of the individual’s spiritual self-realization. In this context love is an existential of the human life.

Ключевые слова: любовь, человек, бытие, экзистенциал, трансценденция.

Keyword: love, human, human-being, existential, transcendence.

Проблема устройства мироздания интересовала мыслителей всех времен и народов. Однако более важной проблемой в истории философской мысли является проблема человека. Человек - уникальное явление мироздания и творение Вселенной. Он неизъясним и загадочен. Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут (и, вероятно, никогда не смогут) в полной мере выявить тайну человека. Когда мыслители говорят о природе или сущности человека, то речь идет не столько об окончательном раскрытии содержания этих понятий, сколько о стремлении уточнить роль названных абстракций в философском размышлении о человеке или применить их в философско-антропологическом исследовании [1. С. 3-4].

Понятия «природа человека» и «сущность человека» часто

употребляются как синонимы. Однако между ними можно провести

концептуальное разграничение. Под «природой человека» подразумеваются стойкие, неизменные черты, общие задатки и свойства, выражающие его особенности как живого существа, как представителя Homo sapiens во все времена независимо от биологической эволюции и исторического процесса. Под «сущностью человека» обычно понимается одно из его

фундаментальных свойств, например, разумность (Платон, Аристотель, Гегель и др.), телесность (П. Гольбах, Л. Фейербах и др.), иррациональность (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) или способность целенаправленно

осуществлять орудийно-

производственную деятельность (К. Маркс, Ф. Энгельс и др.) и т.д.

В принципе можно вообще исходить из того, что существование человека предшествует его сущности. Именно так понимает человека современная

феноменологическая философия (М. Шелер, М. Хайдеггер, Г. Марсель, Ж.-П. Сартр, Н. А. Бердяев А. Камю и др.). Согласно ее подходу, человек -существо изначально открытое, незавершенное, несовершенное и одновременно целостное во всех своих возможных проявлениях.

Потенциальность, открытость человека не позволяет, таким образом, вывести законченную формулу его сущности или однозначно установить его природу. Сущность человека - это постоянное становление, процесс гармонизации его природных, социальных, душевнопсихических, космических начал. Это не факт, не результат, а потенция, процесс, движение к самосозиданию и самореализации.

В качестве сущностного

системообразующего свойства человека, охватывающего все ипостаси его существования, выступает любовь. Это не только мировоззренческая и

эмоционально упорядочивающая

конструкция «жизненного мира» личности, но и фундаментальный способ конституирования и выражения внутренней целостности индивида. Любовь - это взаимоотношения людей на уровне духовного, смыслового

измерения, переживание другого человека в его неповторимости и уникальности, познание его глубинной сущности.

Любовь, направленная на

самоутверждение человека посредством обнаружения им самого себя в качестве безусловной ценности в самоценном бытии Другого, приводит к осознанию укорененности Я в общей структуре мироздания, к феноменально

переживаемой событийности Я и окружающего мира, конституированного миром других Я, общества, природы, культуры, космоса. Любовь

представляет собой высшую форму «трансперсонального пик-переживания» (А. Маслоу): в экстатических любовных переживаниях чувство

самоотождествленности выходит за пределы индивидуальной, или личной

самости, охватывая человечество в целом, жизнь, дух и космос.

Смысл жизни есть представление (мысль) человека об устройстве макрокосма и сопутствующее этому представление (со-мысль) о самом себе как микрокосме. Постоянный поиск и нахождение смысла предполагает осознание индивидом своей самости как экзистенции, как события с бытием трансцендентным, осознание своей сопричастности Абсолюту. Здесь коренится связь онтологического, гносеологического и аксиологического аспектов проблемы самореализации человека. «Любовь как первичное отношение к другому является совокупностью проектов, которыми я намерен реализовать эту ценность» [4. С. 381]. Усмотрев сквозь призму любимого существа свое уникальное место в ценностном составе бытия и укореняясь таким образом в нем, человек подходит к осознанию и интимно-личностному переживанию своего бытийственного родства с миром всех людей. Именно в поле целостности всех фрагментов бытия, пропущенных через любовное, ценностное восприятие индивида, открывается глубинный смысл бытия вообще и человеческого существования в частности.

Идеи об априорной заданности любви в ценностном составе бытия индивида развивал М. Шелер. По его мнению, человек - это прежде всего «ens amans» (существо любящее) и только потом -«ens cogitans» (существо познающее) и «ens volens» (существо волящее); ему сущностно доступна лишь часть всего, что может быть любимо. Эта часть мироздания определяется ценностными качествами и ценностными

модальностями, которые индивид вообще может постигнуть, в том числе и в каких-либо вещах [6. С. 352-353].

Любовь - универсальная,

действующая в мироздании сила, которая направляет каждую вещь и каждую тварь в сторону свойственного им ценностного совершенства. М. Шелер определяет индивидуальную любовь как духовное движение к

наивысшей ценности любимого

человека, как духовный акт, в котором

постигается эта высочайшая ценность.

Конкретный «жизненный мир» индивида, по М. Шелеру, есть прежде всего мир любви и ценностных предпочтений. Тем самым любовь как экзистенциал являет собой некий метафизический акт, поскольку

раскрываемый ею ценностный образ человека находится не только в наличном бытии, но и за порогом данной нам реальности, в сфере потенциального. Возможность одухотворения любви также становится и возможностью выхода за пределы собственных

локальных мирков и любовного «обживания» божественного мира, Космоса как целого.

Становясь из любви к ближнему любовью к дальнему, она проявляется как экзистирование и

трансцендирование, как «прорыв» человека за пределы своего личностного бытия. Лишь любовь способна осуществить акт метафизического перехода возможного в действительное, потенциальной ценности в

актуализированную норму бытия. Таинство любви во многом объясняется именно этими метафизическими превращениями «в просвете бытия», в точке слияния «конца действительности с началом мечты».

Любовь представляет собой нечто большее, чем соматическое или эмоциональное состояние, она -«интенциональный акт», направленный на сущность другого. И эта сущность в предельном своем выражении не зависит от форм проявления. В свете экзистенциала любви человеку открываются новые возможности самоутверждения посредством

укоренения в безусловно ценном бытии Другого. В любовном акте осуществляется путь познания и обретения человеком своей истинной самости как действительного и потенциального бытия Я. Таким путем от осознания того, кто он есть, кем может быть и кем должен стать, человек обращается к созиданию себя,

самоорганизации своего бытия, своей сущности, т.е. к самореализации.

Личность достигает самопознания только через свое отношение к другой личности. Именно поэтому любовь представляет собой известный парадокс. Если бы она была чистым желанием физического обладания, в большинстве случаев она легко могла бы быть удовлетворена. Но стремясь к взаимности, к пониманию другого человека, мы в то же время хотим подчинить его суверенную свободу. Именно в этом смысле любовь является конфликтом. «В Любви любящий хочет быть «всем в мире» для любимого. <...> Таким образом, любящий. хочет быть любимым свободой и требует, чтобы эта свобода как свобода не была бы больше свободной. Он хочет одновременно, чтобы свобода Другого определялась собой, чтобы стать любовью. и вместе с тем чтобы эта свобода была пленена ею самой...» [4. С. 383].

Следовательно, любовь всегда представляет собой противостояние, поскольку она связана со свободой другого, с желанием ее «упорядочить», направить в другое русло, следовательно, ограничить. На протяжении всей человеческой истории наблюдается «Великая битва Мужчины и Женщины» за обладание друг другом, ибо «в любящих есть демонический элемент вражды» [1. С. 281]. Однако любви нельзя достигнуть с помощью силы, как нельзя овладеть свободой другого, не нарушив ее. Воля к власти приводит не к любви, а только к страху. Кто хочет быть любимым, тот, напротив, не желает порабощения любимого существа. Его не манит перспектива стать объектом гнетущей механической страсти. Он не хочет обладать автоматом. Он хочет соучаствовать в свободе другого.

В любви каждый любящий предполагает существование другого, и именно свобода другого служит обоснованием сущности любимого. Таким образом, любящий достигает самопознания только через другого, и эта диалектика Я и Другого наиболее

полно выражает сущность любви. Любовь, ожидаемая от другого, не должна ничего требовать: она - чистая преданность без взаимности. Такая любовь не может существовать иначе, как в виде потребности любящего. Если любящий подчиняется, то подчиняется только самому себе: он в плену у своей собственной потребности в той мере, в какой любовь есть потребность быть любимым; он - свобода, разыгрывающая бегство к другому, свобода, которая именно в качестве свободы настаивает на собственном отчуждении. Такова великая диалектика любви, которая предполагает свободу и

взаимозависимость любящего и любимого, Я и Другого. Однако в любви никогда нельзя достичь абсолютного равенства, а равновесие в ней всегда неустойчиво.

Истинное переживание любви создает экзистенциальное переживание

преображающей полноты и всеединства всех форм существования человеческой личности. В основе ощущения и осознания единства индивидуума с другим человеком или с Богом «.лежит наше знание... о том, что нам никогда не постичь тайны человека и Вселенной, но что мы, тем не менее, можем познавать в действенной любви» [5. С. 127]. Личностное начало человека по-настоящему открывается именно в любви. «Истинная любовь делает человека творцом и, таким образом, поднимает его на новые ступени бытия, где реализуются новые идеи, смыслы и ценности» [2. С. 108-109].

Неспособность индивидов любить

приводит к невозможности

экзистенциального переживания ими всей полноты бытия, а также к стагнации личностного начала в человеке. Все это ведет к деформации целе- и смысложизненной интенциональности человека, при этом неспособность переживания любви может

редуцироваться в различных суррогатных формах (наркомания, алкоголизм,

проституция, перверсии, девиации и др.) или патогенных реакциях (разводы,

неврозы, психические расстройства,

эпилептические синдромы, суициды и

др.).

Человеческое существование должно иметь смысл в силу того обстоятельства, что именно данной конкретной индивидуальности, именно этой

уникальной «комбинации генетического материала» был дарован шанс

зарождения, становления и,

следовательно, реализации:

необходимость начала полагает осмысленность конца. Экзистенциал любви предполагает стремление выйти за пределы индивидуальной жизни, покинуть «тюрьму одиночества», преодолеть страх смерти и страх одинокого существования. Любовь дает человеку веру и надежду. Любовь - это прежде всего межличностное общение, слияние своего «Я» и «Я» другого

человека.

Итак, смысл человеческого бытия складывается, как мозаика, из множества «смыслов» существования отдельных людей, своеобразие жизненного пути которых формирует бытие

человеческого сообщества.

Неповторимость, уникальность каждого человека указывает на его безусловную принадлежность к ценностному составу бытия. Лучшим способом признания уникальности и абсолютной ценности другого человека и самого себя является любовь. Любовь как квинтэссенция высших жизненных ценностей раскрывает человеку необходимость бытия Другого.

Поиск и познание ценностей является предпосылкой возникновения любви. Именно любовь делает нас способными к новому и более глубокому ценностному познанию. Любящий онтологически близок любимому, его судьбе, какой бы она ни была. Страстно желаемое может находиться в весьма отдаленной перспективе, однако оно всегда дано нам как нечто ценное, значимое само по себе, а не как «используемое» по необходимости [3. С. 49].

Итак, любовь в акте метафизической интенции раскрывает ценностный образ человека. В любви мы постигаем человека не только таким, какой он есть, но и таким, каким он может стать во всей своей уникальности и своеобразии. Являясь способом самоопределения, самопознания человека, любовь

предполагает его самореализацию в мире. Она открывает феноменально переживаемое видение подлинного богатства внутреннего содержания индивида: во-первых, его наличное

бытие (что есть человек); во-вторых, его потенциальное бытие (кем он может быть); в-третьих, его бытие ценностнонормативное (кем он должен быть). В любви человек не просто отражает бытие, но и порождает его в новых индивидуально-личностных формах, творя на границе действительного и возможного, в «просвете бытия», интимно-эмоционально выражая его высшие смыслы и ценности.

Человек в любви утверждает себя при помощи другого, ибо от другого он добивается признания ценности и реальности своего бытия. Любовь не просто характеризуют человеческое бытие именно как бытие человека, но и конституируют индивида в этом качестве. В этом смысле любовь человека - это не столько его характеристика, сколько

конституирующая особенность.

Любовь - это то, что отличает человека не только как родовое, но и как экзистенциальное существо, выделяет его из окружающего мира. Именно в любви человек становится человеком в полном смысле этого слова. Возможность любить предполагает полноту существования индивида, а существовать в любви - значит постоянно выходить за пределы самого себя, действовать во благо любимого существа. «. Любовь-действие...

выходит за пределы слов и размышлений, так как это -всепоглощающее переживание,

переживание соединения» [5. С. 126].

Любовь есть межчеловеческая (межиндивидуальная) сила, разрушающая преграды между людьми. Это и биологический инстинкт (размножение, родительство), и экзистенциальная потребность в общении, преодолении отчуждения (межличностная

коммуникация), и духовная потребность в единении («двое да едины будут»). Разобщенное существование держит человека в состоянии тревожности, а переживание отделенности рождает в нем тревогу, стыд и чувство вины. Во все времена и во всех культурах перед человеком стоит один и тот же вопрос:

как преодолеть отделенность, как достичь единства, как выйти за пределы своей собственной индивидуальной жизни и обрести единение с другими людьми. Первоначально единение порождается внешними условиями, и по этой причине оно часто оказывается недостаточным для устранения состояния одиночества. Желание слияния с другими - наиболее сильное стремление в человеке, которое заставляет людей держаться вместе. Неудача в его достижении ведет к конфликтам или уничтожению себя и других.

Следовательно, в любви можно и нужно искать спасения от одиночества. Любовь - это та сила, которая рушит стены, отделяющие человека от его близких, и объединяет его с другими людьми; любовь помогает человеку преодолеть чувство изоляции. По

настоящему находит выход из одиночества лишь реальная любовь, которая есть вершина жизни, поскольку любовь не хочет знать законов

объективированного мира. Итак,

экзистенциал любви в определенной степени способен нейтрализовать деструктивную силу экзистенциала одиночества.

Таким образом, любовь выступает той трансцендентальной, априорно заданной формой личностного сознания, которая упорядочивает неповторимую и

уникальную жизнь индивидов. Любовь относится к числу важнейших,

качествообразующих и

смыслообразующих интенций любой бытийной определенности: будь то вещь, явление или субъект. Это духовная схема, первоисток вещей, человека и универсума в целом. Любовь выражает «энергийность» и формотворящую

активность всего сущего, которое всегда имеет в себе свою структурность,

образность.

Однако любовь как экзистенциал не основана на естественных влечениях людей и не переносится с одного объекта на другие объекты; она сама есть мировоззренческая конструкция,

интенция к ценностям, а потому всегда непосредственна. Любит ли человек

некую вещь, некую ценность, как, например, ценность познания, любит ли он природу в том или ином ее образе, любит ли он другого человека - это

всегда означает, что он трансцендирует за пределы себя как телесного существа.

Итак, любовь как экзистенциал

представляет собой разрешение проблемы человеческого существования, критерий подлинности человеческого бытия [5. С. 114, 121]. Поэтому учение о природе любви и ее значении в человеческой жизни является составной частью

«гуманистической этики», которая есть

прикладная наука «искусства жить». «Искусство жить», в свою очередь, предполагает «искусство любить».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, любовь как экзистенциал не только конституирует человека как личность, но и является средством открытия подлинной реальности. Только в состоянии любви возможно познание оснований мироздания.

Примечания

1. Гуревич П. С., Фролов И. Т. Философское постижение человека // Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. М., 1991. 2. Жанбуршина Р. Б. Онтологическое обоснование любви: философско -антропологический аспект: Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. Уфа, 1996. 3. Лукьянов А. В. Идея метакритики «чистой» любви (Философское введение в проблематику соотношения диалектики и метафизики). Уфа, 2001. 4. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М., 2002. 5. Фромм Э. Искусство любить // Душа человека. М., 1992. 6. Шелер М. Ordo amoris // Избранные произведения. М., 1994.

Статья поступила в редакцию 15.05.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.