ПЕДАГОГИКА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
УДК 37.072 (371.1)
И. Б. Медведев
ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕЛЬСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИИ
Представлена ретроспектива обращения к проблемам сетевого взаимодействия, выявлен уровень сформи-рованности сетевой теории в педагогике России, проведен анализ опыта формирования сетевого взаимодействия ОУ в сельской местности с целью его периодизации, выявления специфических задач современного этапа становления сетевого взаимодействия на селе, решение которых обусловило ведущие теоретические идеи формирования сетевого взаимодействия сельских ОУ. Автор характеризует отдельные теоретические идеи сетевого взаимодействия образовательных организаций на селе, практику их реализации.
Ключевые слова: сетевое взаимодействие, образовательные организации, сельская школа, тенденции, историко-педагогические этапы.
К середине 10-х гг. ХХ1 в. в силу территориальной разобщенности и отдаленности образовательных учреждений дальнейшая реструктуризация стала практически невозможна. При этом в малокомплектных школах в этот период было затруднено введение новой системы оплаты труда, нормативно-подушевого финансирования, профильного обучения, предшкольного образования, федеральных государственных стандартов общего образования (ФГОС ОО).
Проведение мероприятий по внутренней реструктуризации (оптимизация педагогического процесса путем разработки и внедрения вариантов разновозрастных образовательных программ на основе принципов интеграции, комплексности, метапредметности, внедрение разновозрастных технологий обучения и пр.) оказалось малорезультативным ввиду отторжения данных инноваций со стороны сельского социума и учительства, низкой степени ресурсного обеспечения.
Несмотря на совокупность управленческих мер правового и социально-экономического характера в образовании на селе по-прежнему актуальными остаются проблемы профессионального одиночества учителей, реализации вариативных, качественных, эффективных образовательных программ, организации воспитательной деятельности школьников, что требует от педагогической науки адекватных, научно обоснованных решений.
В этой связи идея сетевого взаимодействия представляет собой один из важных ресурсов развития образования на селе. Традиции российского образования по сетевому взаимодействию сельских общеобразовательных учреждений как внутри муниципальных районов, так и на региональном, федеральном, международном уровнях не стали явлением массовой практики.
Ресурсы большинства общеобразовательных учреждений в большинстве своем используются только для обучающихся конкретной школы. Существующие сети нередко были сформированы без учета территориальной доступности ряда услуг системы самого общего образования, а также ресурсов иных учреждений образования и культурной инфраструктуры поселений, не обеспечивали адекватность предоставляемых инвариантных низкоэффективных образовательных услуг потребностям учащихся разного возраста.
Все это порождает необходимость концептуального обоснования сетевого взаимодействия ОУ, обоснования технологии его реализации. Однако для решения указанных вопросов необходимо обращение к историческому опыту, накопленному отечественной сельской школой на разных этапах ее развития в условиях новой российской государственности (1991-2014 гг.). Его осмысление позволит выявить основные тенденции и механизмы развития образования в современном сельском социуме, заложить основы формирования концептуальных основ образовательной (и государственной, и региональной) политики государства на селе. Выявление уровня сформированности теории и практики сетевого взаимодействия ОУ, определения педагогических предпосылок, оснований (тенденций, ведущих теоретических идей, технологий реализации) сетевого взаимодействия сельских ОУ будет способствовать формированию новой образовательной системы в сельской местности Российской Федерации.
Высокий уровень развития сетевой экономики в России обусловил изменения в системе образования в целом, принципов организации образования с учетом ее специфики (по М. П. Гурьяновой [1]: преобладание в системе образования сельских ОУ
(до 70 %), их малочисленность, малокомплек-тность, низкая плотность их расположения, полифункциональность деятельности педагогов, зависимость от места расположения и социально-экономического потенциала местности, стихийная интегративность, полифункциональность деятельности сельского учителя, многообразие видов школ, сохранение социального контроля за качеством работы школ, безальтернативность в выборе образовательных программ, однозначная привязанность конкретного ученика к конкретному ОУ, соответственно учителю и др.).
Стихийное стремление сельских ОУ к неформальной кооперации между собой складывалось на всем промежутке развития данного типа школ советского и российского периодов, что обусловливает необходимость периодизации российского этапа развития образования. При этом необходимо отметить, что четкое временное определение начала и конца указанных периодов невозможно: 1) ввиду параллельности комплексных изменений в местных и региональных системах; 2) несовпадения этапов внедрения определенных проектов в различных субъектах РФ из-за их региональных особенностей; 3) существования разницы в продолжительности процесса реализации конкретных ведущих практических задач (или восприятии их результатов) участниками инновационных процессов местного, регионального, российского уровней.
Основанием для периодизации является процесс проектирования и реализации руководящими органами образования вариативных идей развития современной сети ОУ. Критерии эффективности реализации данных сетевых проектов (по Е. Е. Сартаковой [2]) связаны с созданием условий для повышения качества образования сельских школьников, соответствующих потребностям инновационной экономики, представлены следующими показателями: степень сетевого взаимодействия, качество реализации сетевых образовательных программ (СОП); доступность вариативного образования без учета фактора местожительства (количество сформированных сетей, уровни обеспеченности материально-технической, учебно-методической баз); эффективность образовательных услуг (уровень соответствия качества образования и степени финансирования).
В рамках указанных ниже этапов постепенно формировалась первая предпосылка дальнейшего процесса формирования сетевого взаимодействия -становление в рамках государственной образовательной политики представлений со стороны государства, общества о сетевом взаимодействии ОУ на селе как механизме развития образования.
Первый этап - 1991-2000 гг. - проектирование и реализация концепции оптимизации сети ОУ, в
процессе были разработаны отдельные положения сетевой модели организации современной системы образования на селе: введен под идеей оптимизации сетевой принцип развития образования на селе; уточнены отдельные технологии оптимизации деятельности региональных (РОС), муниципальных (МОС) образовательных систем, сети ОУ; задекларирована необходимость создания специальных условий развития образования в сельском социуме.
Второй этап - 2000-2004 гг. - этап реализации проекта реструктуризации сети ОУ, находящихся в сельской местности, в рамках которого была проведена попытка структурно-содержательной модернизации деятельности ОУ, их статусного самоопределения, внедрения дистанционных форм и средств обучения на основе компьютеризации и информатизации. Можно констатировать, что разработанное положение о формировании сетевого взаимодействия сельских ОУ в процессе модернизации образования оставалось (в лучшем случае) только одним из декларируемых механизмов реализации ведущих идей модернизации образования (доступности, качества, эффективности образовательных услуг) и концептуально не обосновывалось.
Третий этап - 2004-2007 гг. - этап реализации концепции профильного обучения, главным результатом которого стало создание профильных муниципальных образовательных сетей, обобщенных в работах Н. А. Криволаповой, А. К. Лукиной, Э. Касаткиной и др.
Четвертый этап - 2007-2009 гг. - реализация Комплексного проекта модернизации образования, направленного на формирование сети ОУ, соответствующих современным требованиям образования (введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей, переход на нормативное подушевое финансирование, развитие региональной системы оценки качества образования, обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства и расширение общественного участия в управлении образованием).
Это обусловило новую попытку определения ведущих механизмов модернизации образования. К 2010 г., кроме понятия доступности, качества, эффективности, зачастую стали упоминать термины «сеть сельских ОУ», даже «сетевое взаимодействие». В следующие годы модернизации РОС РФ, в том числе и в рамках НОИ «Наша новая школа», понятия качества, доступности, эффективности образования образовательных услуг в сельских школах напрямую связывались с понятием сети ОУ. Таким образом, в процессе модернизации ее ведущие идеи претерпели ряд принципиальных изме-
нений. Механизмом их реализации должны были стать сети ОУ. Однако в силу геотерриториальной специфики сельским школам внедрить такие инновации было не всегда по силам.
Пятый этап - 2010 г. - до настоящего времени - формирование сетевого взаимодействия сельских ОУ, связанный с программами модернизации региональных образовательных систем. В результате выполнения программы в системе образования обеспечиваются в первую очередь результаты, связанные с сетевым взаимодействием ОУ: создание и внедрение новых познавательных программ на всех уровнях системы образования (в том числе сетевых); развитие существующих аппаратно-программных средств (в том числе для онлайн-образования); внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения; внедрение процедур независимой оценки деятельности образовательных учреждений и процессов; создание ресурсов и программ для одаренных детей.
Специфика современного этапа формирования сетевого взаимодействия обусловила основные положения Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг., где были четко представлены возможные результаты и эффекты сетевого взаимодействия ОУ, в том числе и для сельской местности, которые как и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» обеспечивали условия для внедрения новых форм реализации и освоения образовательных программ, технологий, форм и методов обучения, в том числе сетевого взаимодействия при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных их частей в сторонних организациях, использование дистанционных и электронных образовательных технологий в образовательном процессе, обучение по интегрированным образовательным программам, образовательные и информационные ресурсы в образовательном процессе, условия ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.
Второй предпосылкой формирования сетевого взаимодействия образовательных учреждений в сельском социуме России является, с нашей точки зрения, высокий уровень стихийной неформальной кооперации сельских ОУ. Анализ материалов реальных и электронных мониторингов 2000-2013 гг. ОУ Сибирского федерального округа позволил сделать вывод о низкой степени развитости механизмов сетевого взаимодействия в сельских ОУ, в частности: общая численность обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий - 6-8 %; доля педагогических работников, ве-
дущих обучение с применением дистанционных образовательных технологий, ниже 14,07 %; 12 % реализуемых образовательных программ являлись частично сетевыми; только 15,2 % учителей стали членами профессиональных сетевых сообществ [3].
Третья предпосылка процесса формирования теоретических оснований сетевого взаимодействия ОУ может быть связана со становлением самой «сетевой теории» в педагогике России. В настоящее время уже разработаны отдельные элементы теорий и концепций будущей сетевой педагогики, разрабатываемой в рамках сетевого и коммуникативного подходов, предмет которой - педагогические, организационные, управленческие основы процесса формирования и развития образовательных сетей, их взаимодействие, коммуникативные аспекты процесса обучения и воспитания.
В процессе исследования было установлено, что отдельные положения сетевого и коммуникативного подходов позволили применительно к педагогической науке констатировать, что: 1) образовательная сеть есть относительно устойчивая система неиерархических отношений в образовательной области, объединяющей разнообразные государственные, муниципальные и/или негосударственные акторы (организации) на основе ресурсной взаимозависимости и в целях реализации их взаимного интереса за счет использования формальных и неформальных коммуникаций; 2) сетевое взаимодействие в сфере образования есть развивающийся процесс коммуникации, непосредственного или опосредованного воздействия образовательных учреждений по реализации образовательных программ и ресурсов, порождающий их взаимную обусловленность и связь; высокоэффективная инновационная технология реализации образовательного процесса.
Таксономия целей формирования сетевого взаимодействия образовательных учреждений на селе, в том числе глобальная цель сетевого взаимодействия ОУ на селе в условиях развития образования -создание действенного механизма внедрения ведущих идей о современном образовании информационного общества, соответствующего запросам инновационной экономики региона. Реальная цель сетевого взаимодействия ОУ - создание в условиях низкой степени развития социальной инфраструктуры реальных альтернативных традиционной системе образования сетевых образовательных структур для реализации вариативных образовательных услуг.
Реализация названных целей предполагает определение конкретных требований к новому состоянию сети учреждений общего образования, которая должна обеспечить решение актуальных задач модернизации образования:
1. Обеспечение пространственной доступности услуг, предоставляемых сетью: сохранение сельских начальных школ, в том числе малокомплектных школ, в каждом селе; сохранение отдаленных сельских основных и даже средних школ, в том числе малочисленных, малокомплектных, отдаленных. При этом необходимо педагогический процесс в такого типа образовательных учреждениях модернизировать как с точки зрения развития ребенка в частично закрытом образовательном пространстве, так и с материально-технических, финансовых аспектов.
2. Реализация возможности выбора образовательной программы, что обуславливает необходимость объединения сельских образовательных учреждений, социума для формирования пакета сетевых вариативных образовательных программ, в том числе профильных.
3. Обеспечение необходимой концентрации и целевого распределения ресурсов (человеческих, информационных, материальных, финансовых), что предполагает целевую концентрацию ресурсов одного типа в одной институциональной форме, изменение сегодняшней структуры сети общего образования, характеризующейся низкой специализацией элементов и подэлементов сети.
Реализация названных целей формирования сетевого взаимодействия сельских образовательных учреждений для решения задач модернизации общего образования базируется на следующих основных моментах: качество образования обеспечивается не отдельными учреждениями, а сетью образовательных учреждений; ликвидируется без-альтернативность образовательных услуг, предоставляемых сельскими образовательными учреждениями; важным сетевым ресурсом является внутрисетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений, взаимодействие общеобразовательных учреждений с другими образовательными учреждениями, межведомственное взаимодействие; рационализации использования ресурсов сети общеобразовательных учреждений способствует специализация учреждений или их крупных структурных подразделений; проводится стандартизация требований к выходу на каждой ступени внутри сети образовательных учреждений; основным содержанием сетевого взаимодействия ОУ является синхронизация процессов для получения запланированных результатов, итогов, состояний, которая повышает скорость и связность сети.
Структура сетевого взаимодействия сельских ОУ представлена как: 1) система отношений между ОУ по вопросам реализации образовательных услуг и организации профессионального роста педагогов (включая управление, распределение/при-
своение ответственности, отношений собственности, предметов ведения, регламентов принятия решений, схемы финансирования); 2) распределение ответственности и работ по реализации сетевых образовательных программ по участникам сети; 3) узлы сети (ОУ); 4) нормативно-правовое и организационно-техническое обеспечение.
Особенности сетевой организации сельских образовательных учреждений, ее функционирования и развития в условиях сельской местности проявляются в усложнении и диверсификации сети образовательных учреждений, усиливающейся дифференциации типов и видов учебных заведений общего образования, сопровождающейся процессами интеграции (создание образовательных комплексов), отходом от «школоцентрической» модели организации общего образования, использования образовательных ресурсов других ведомств и социальных институтов, а также образовательного потенциала местного сообщества, переориентации общего образования на запросы рынков труда, мультисетевом принципе взаимодействия.
К основным моделям сетевого взаимодействия относятся: адаптивная модель; модель использования внешних ресурсов; ситуационная модель; модель партнерских взаимоотношений; модель сетевого взаимодействия. Каждой модели соответствуют направления, формы сетевого взаимодействия, уровень его формирования, модели управления.
Можно выделить следующие направления сетевого взаимодействия ОУ, которые можно соотнести с ведущими моделями: проведение образовательных событий регионального, федерального масштаба для определения направлений, задач и участников развития образования; поддержка авторских проектов, осуществляемых в образовательных учреждениях по изменению качества образования; создание открытого доступа для аккумулирования и использования инновационных разработок; разработка и реализация сетевых проектов, программ для разных групп учащихся по разным предметам и уровням обучения; создание структур поддержки сетевых форм организации образования.
Таким образом, сетевое взаимодействие сельских образовательных учреждений представляет собой сложный, многоуровневый, многофункциональный целостный процесс коммуникации, направленный на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование субъектов взаимодействия, обеспечивающее их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
Список литературы
1. Гурьянова М. П. Теоретические основы модернизации сельской школы России: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2001. 412 с.
2. Сартакова Е. Е. Диагностика эффективности модернизации сельских муниципальных образовательных систем и педагогических условий ее реализации // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 11 (89). С. 78-84.
3. Войтеховская М. П. Историко-педагогические тенденции модернизации образования в России // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 11 (89). № 11. С. 36-44.
Медведев И. Б., аспирант.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 17.06.2014.
I. B. Medvedev
THE BASE FOR CREATING NETWORKING OF RURAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN RUSSIA
The article presents a retrospective of the appeal to the problems of network interaction, reveals the level of formation of the network theory in pedagogy of Russia, carries out the analysis of experience of formation of network interaction of educational institutions in rural areas for the purpose of its periodization, identification of specific problems of the present stage of formation of network interaction in the village, solving of which determined leading theoretical ideas of formation of network interaction of rural educational institutions.
During the research the author found that networking of rural educational institutions is a complex, multi-level, multi-functional integral communication process aimed at fostering a common culture, spiritual-moral, civil, social, personal and intellectual development, self-development and self-improvement of the subjects of interaction, ensuring their social success, development of creative abilities, preservation and strengthening of health.
Historical and pedagogical stages of formation of networking rural educational institutions are: 1991-2000 - optimization phase of rural educational institutions’ activity; 2000-2004 - restructuring phase of educational institutions’ network, being in rural areas; 2004-2007 - profiling training phase in rural educational institutions; 2007-2009 - formation phase of networking ideas in rural areas; 2010-2013 - formation phase of networking of rural educational institutions (real and online).
Historical and pedagogical preconditions of networking of educational institutions in rural society in Russia include: high levels of spontaneous informal cooperation of rural educational institutions; development of leading theoretical provisions of the network pedagogical theory; formation of certain trends in the development of rural educational institutions’ networking.
Leading networking base for creating educational institutions are a set of theoretical propositions about networking as a permanent dynamic system, the primary element of which is the precedent communication network event (draft, seminar, meeting, exchange of information, etc.), which involves two or greater number of subjects interaction, each of which brings to the process their own expectations and intentions.
Key words: networking, educational organizations, rural school, trends, historical and pedagogical stages.
References
1. Guryanova M. P. Theoretical bases of modernization of rural school of Russia. Dis. dr. ped. sci. Moscow, 2001. 412 p. (in Russian).
2. Sartakova E. E. Efficiency diagnostics of rural municipal educational systems modernization and pedagogical conditions of its realization. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2009, vol. 11 (89), pp. 78-84 (in Russian).
3. Voytekhovskaya M. P. Historical and educational trends of modernization of education in Russia. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2010, vol. 11 (89), pp. 49-57 (in Russian).
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]