УДК 378.046.4
З. Б. Ефлова
АССОЦИАЦИЯ СЕЛЬСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СЕЛЬСКОЙ (НЕГОРОДСКОЙ) МЕСТНОСТИ РЕГИОНА1
Анализируются особенности современных сельских школ, способствующих формированию на их базе механизмов сетевого взаимодействия.
Ключевые слова: сельская школа, развитие образования, сетевое взаимодействие.
Значительная часть отечественной системы образования располагается за чертой больших и малых городов России. Основным звеном этой системы является сельская школа, представляющая сегодня многообразие видов и моделей образовательных учреждений, различных по наполняемости, оснащенности, отличающихся друг от друга содержанием деятельности и иными особенностями, но объединенными ответственностью за культуру и образование, за сохранение и развитие территорий России.
Каждой российской сельской (негородской) школе присущи неповторимые черты, обусловленные множественной спецификой природно-географических, экономико-производственных, социокультурных и иных факторов, определяющих уникальность образовательной ситуации в регионах. Собственно, единым для всех сельских (негородских) школ страны является один признак - это отдаленность от политических, экономических, культурных и образовательных центров. Разобщению сельских школ, особенно малочисленных, малокомплектных, расположенных в глубинке, способствует и традиционная для России вертикаль управления образованием: от центра - к окраинам. Органы управления большее внимание уделяют близлежащим образовательным учреждениям, более крупным и близким, чем меньшим и далеким. Современный этап модернизации отечественного образования, претендуя на социокультурный характер преобразований, в большей мере ориентирован на вызовы глобализации, чем регионализации.
Существуют и субъективные причины раздельности сельских школ: опасения или даже боязнь выхода сельских педагогов в широкую педагогическую общественность как следствия многолетней закрытости и распространенности мнения о некой «отсталости» образования на селе.
В современных условиях депривация сельской школы, следствием которой является пресловутое «отставание» от городских школ, может быть преодолена разными путями. В этом отношении свою
революционную роль сыграл Интернет, переломивший информационную изоляцию сельских педагогов, сельских детей, сельских жителей и открывший большие возможности для общения, обмена опытом, повышения квалификации и пр. Информатизация образования, появление новых средств коммуникации провоцируют, в лучшем смысле этого слова, разделенные расстояниями сельские образовательные учреждения на создание сетевых профессиональных объединений, поддерживающих сельскую школу в продвижении, в инновационном развитии [1].
Современная развивающаяся большая или маленькая сельская школа [2] - это школа продуктивной педагогики, школа формирования качеств жизнеспособной личности, школа социокультурных контекстов, школа гуманистических личност-но ориентированных технологий, открытая для построения как вертикальных, так и горизонтальных отношений с учреждениями разных уровней образования и разных ведомств, в том числе для системного сотрудничества с равными и подобными себе. Наиболее популярным форматом такого объединения является ассоциация - свободный союз учреждений и лиц, сплачивающий их общими целями в полезном взаимодействии на паритетных началах.
Примеров создания и функционирования ассоциаций в российской системе образования немало. Есть они и в Республике Карелия: ассоциации образовательных учреждений - ассоциация «Пушкинских школ», ассоциация школ личностно ориентированного образования (система ЛОО
И. С. Якиманской), движение общественно активных школ (ОАШ) и др.; профессиональные ассоциации педагогов - ассоциация учителей, работающих по системе Л. В. Занкова; ассоциация «Учитель года Карелии» и др.
24 августа 2012 г. августовское республиканское совещание приняло решение о создании ассоциации сельских малочисленных малокомплектных школ Республики Карелия. Ассоциация -своеобразная коллективная трибуна сельской шко-
1 Работа выполнена в соответствии с проектом РГНФ № 12-16-10001 «Психолого-педагогический потенциал использования вариативных форм организации обучения в условиях малочисленной школы (на примере сельских школ Карелии)».
лы, с которой можно сказать свое слово, поднять и обсудить вопросы, понятные не всем, но многим, и быть услышанным. Это добровольный союз равных, обеспокоенных судьбой деревенского ребенка, родителей, учителей, сельских поселений [3]. Ассоциация на деле помогает маленькой школе в ее сохранении, развитии и внедрении инноваций. Современные средства коммуникации, ставшие доступными учителю карельской глубинки, позволяют в настоящее время создать такую среду, в которой информация доступна и контакты оперативны. Инициативу создания и организационной под-
держки ассоциации взяла на себя научно-исследовательская лаборатория теории и практики развития сельской школы Карелии ФГБОУ ВПО «Карельская государственная педагогическая академия».
Самим фактом появления Ассоциации сельских школ предопределено быть ресурсом развития образования в сельской (негородской) местности региона. В близких планах и дальних замыслах ее участников наращивание ресурсоемкости профессионального педагогического сообщества - первоочередная задача.
Список литературы
1. Сартакова Е. Е. Теория и практика развития сельских муниципальных образовательных сетей (на примере Томской области) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2008. Вып. 3 (77). С. 5-8.
2. Интернет-журнал «Лицей». Раздел «Малая школа». и^: http://gazeta-licey.ru/educ/primaryschool
3. Сайт Карельской государственной педагогической академии. Раздел «Ассоциация сельских школ РК». и^: http://kspu.karelia.ru/ru/ about/history/data_sob/19119/19161/19162/
Ефлова З. Б., зав. лабораторией.
Карельская государственная педагогическая академия.
Ул. Пушкинская, 17, Петрозаводск, Республика Карелия, 185680.
Материал поступил в редакцию 02.12.2013.
Z. B. Eflova
THE ASSOCIATION OF RURAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS AS A RESOURCE FOR DEVELOPMENT OF EDUCATION
IN RURAL (NON-URBAN) AREA
The article analyses the peculiarities of modem rural schools, contributing to the formation on their basis of network interactions.
Key words: rural school, development of education, network interaction.
References
1. Sartakova E. E. Country municipal educational system development: theory and practice (by the Tomsk region). Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2008, vol. 3 (77), pp. 5-8 (in Russian).
2. Internet-magazine “Lyceum”. Section “Small school”. URL: http://gazeta-licey.ru/educ/primaryschool.
3. Site of Karelian State Pedagogical Academy. Section “Association of the RK Rural Schools”. URL: http://kspu.karelia.ru/ru/about/history/data_ sob/19119/19161/19162/
Karelian State Pedagogical Academy.
Ul. Pushkinskaya, 17, Petrozavodsk, Republic of Karelia, 185680.