БАНКИ, ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ
УДК 338
Основания экономической политики монетаризма: опыт немецкого Бундесбанка в 1970-е годы
В статье рассматривается опыт первых лет применения монетаристской концепции в денежно-кредитной политике немецкого Бундесбанка. На основе анализа положений видных немецких экономистов-исследователей, а также мнений представителей центрального банка ФРГ, предпринимается сопоставление соответствия практических действий Немецкого федерального банка принципам монетаристской теории, в том числе в таких аспектах, как методика расчета и управления денежной массой и применение денежно-кредитного инструментария. Выявляя различия в теории и практике монетарной политики Немецкого центрального банка, автор приводит аргументированный обзор их причин и последствий, а также ставит вопрос об эффективности и целесообразности решений, принятых Бундесбанком в указанный период времени.
Ключевые слова: денежно-кредитная политика, монетаризм, немецкий Бундесбанк.
В Федеративной Республике Германии монетаристское направление неоклассической экономической мысли восходит к первой половине 1970-х годов и формируется как результат определенного стечения обстоятельств, как в мировом масштабе, так и внутри самой страны. Отправными точками послужили прежде всего неудачи, связанные с политикой «глобального регулирования», и в целом с применением кейнсианских подходов к экономической политике в Германии, а также процесс переустройства системы международных валютно-финансовых отношений. По сути, оппонируя кейнсианской фазе экономической политики в ФРГ, монетаризм способствовал возвращению идей, близких социальному рыночному хозяйству послевоенного времени — способности рынка к саморегулированию и его стремлению к стабильности. Долгосрочные приоритеты государства и в первую очередь стабильность уровня цен должны были стать ключевыми пунктами в новой концепции. Роль инициатора монетаризма на практике взял на себя единственный и законный представитель монетарной власти в ФРГ — немец-
А.Р. Сабитов
© Сабитов А.Р., 2013
119
Основания экономической политики монетаризма...
кий Бундесбанк. При сохранении общих целей, определяемых законом о Бундесбанке, начиная с 1973 года, он стал предпринимать попытки проведения денежной политики согласно монетаристским принципам. Однако, учитывая опыт первых лет реализации новой концепции, но также и под весом всесторонней критики, Бундесбанку еще предстояло доказать состоятельность и эффективность монетаристских идей для проведения согласованной с государственными институтами экономической политики (коммент. 1).
Большинство экономистов и историков экономики единодушны во мнении относительно определяющей роли Бундесбанка и его новой стратегии (Neuorientierung) в перестроении экономической политики. Различной оценке же поддаются особенности реализации теории, как правило, касающиеся аспектов соответствия практики Бундесбанка принципам монетаристской теории, своевременности реорганизации денежно-кредитной политики, то есть призваны ответить на вопросы — насколько приближенно к теории, насколько своевременно и эффективно с позиции экономических реалий осуществлялось развитие денежной политики центрального банка Германии в первые годы осуществления нового монетарного курса.
Немецкий экономист, исследователь кризисов второй половины ХХ века в ФРГ, Хайнц Петер Шпан, определяя смысл концепции, приводит цитату вице-президента Бундесбанка в 1980-е годы Гельмута Шлезингера: «Мы монетаристы по закону» [12. S. 55]. То есть «Закон о Бундесбанке» (коммент. 2) и его официальное толкование уже задавали приоритет обеспечения стабильности валюты через правильную дозировку находящихся в обращении средств. Сам же тезис об инфляции как монетарном феномене и необходимости ограничения свободных денежных средств был известен и учитывался центральным банком еще до реализации монетаристской теории. Поэтому отчасти справедливым является выражение Шпана о том, что монетаризм обеспечил антиинфляционной политике Бундесбанка лишь «научную легитимность». В то же время новое научное обоснование известных приоритетов привело и к значительным изменениям монетарной концепции, основой которой стало установление Бундесбанком нормативного роста денежной массы как ориентира для частных домохозяйств, предприятий и банков в процессе принятия ими экономических решений. Петцольд конкретизирует, что в «монетаристской основе» новой денежной политики закрепились подходы, учитывающие потенциальный экономический рост и скорость оборачиваемости денег [8].
Вполне объективной представляется характеристика профессора Университета Дуйсбурга, Дитера Касселя, о том, что теоретическое обоснование и построение эмпирической взаимосвязи монетарной политики центрального банка ФРГ было задано в рамках количественной парадигмы, относимой к трудам Ирвинга Фишера (коммент. 3) и перестроенной впоследствии Милтоном Фридманом (коммент. 4). Согласно ей, в долгосроч-
120
Основания экономической политики монетаризма...
ном периоде существует соответствие динамики денежной массы и уровня цен со следующими выводами [11. S. 139]:
— рост денежной массы влияет только на номинальные величины, но не на реальные, как экономической рост и занятость (классическая дихотомия или нейтральность);
— инфляция и рост номинальных доходов зависят от роста денежной массы (монетарная теория инфляции);
— номинальный уровень процентных ставок на рынке капитала опять же зависит от изменения денежной массы (теория процентных ожиданий);
— обоснованная монетарной теорией разница в инфляционных темпах к зарубежным странам определяет степень изменения номинальных обменных курсов (то есть девальвацию и ревальвацию).
Названные величины относятся к монетарным феноменам, отправная точка которых содержится в формуле M*V=Yr*P, где M — номинальная денежная масса, V — скорость оборачиваемости денег, Yr — реальный ВВП (на практике потенциальный), P — темп инфляции.
Общее мнение относительно предпринятой смены концепции, в котором сходятся ученые-исследователи Бундесбанка, заключается в двух решающих элементах: переход к управлению денежной массой и публичное заявление ежегодного целевого уровня роста денежной массы с 1975 года. Основная мысль количественно ориентированной денежной политики Бундесбанка, определившая его дальнейшую практику, выражалась в двух несложных постулатах. Во-первых, в долгосрочной перспективе инфляция может проявиться в случае, когда денежная оценка спроса на товары и услуги растет интенсивнее, чем обеспечиваемое мощностями экономики их производство. Этому, однако, не противоречит наличие вероятности подстегивания инфляции не только монетарными импульсами, но и за счет роста цен на импорт, повышения налогов или профсоюзных соглашений с завышенной индексацией оплаты труда. Но опять же без длительной монетарной подпитки влияние и этих процессов можно корректировать. Во-вторых, существует стабильная пропорция между денежной оценкой спроса и находящейся в обороте денежной массой. Выражаясь иначе, скорость обращения денег не подлежит ощутимым изменениям, она постоянна и изменяется прогнозируемо (коммент. 5). Согласно этим двум положениям, допустимый рост денежной массы должен соответствовать реальному росту ВВП при полной загрузке мощностей, скорректированному в соответствии с изменением скорости оборачиваемости [11. S. 70].
Рассматривая соответствие новой денежно-политической парадигмы Бундесбанка монетаристским постулатам, исследователь концепций развития Банка Англии и Бундесбанка, Мария Папротцки, отмечает его весомую роль в относительном успехе денежной политики благодаря приверженности именно долгосрочным целям. При этом денежно-кредитная концепция в ходе своего действия проявила себя далеко не сугубо монета-
121
Основания экономической политики монетаризма...
ристской. На всесторонние упреки искаженной адаптации монетаристской теории Папротцки отвечает, ссылаясь на позицию тогдашнего вице-президента Бундесбанка, Гельмута Шлезингера, о том, что «концепции, надолго претворяемые в жизнь, должны проявлять хотя бы минимальную степень подвижности» [9. S. 294]. Подобным образом, в частности, и действовал Бундесбанк, когда теория реализовывалась на практике путем постоянных перепроверок и ревизий. В основе данной характеристики лежат как эмпирические, так и институциональные причины.
Так, например, в первые годы перехода к управлению денежной массой Бундесбанк предпринял попытки в различной степени ограничить ликвидность банковского сектора. Как известно, эти действия на фоне энергетического кризиса, падения рентабельности промышленности ввиду неблагоприятной политики повышения оплаты труда, вызвали специфическую реакцию частных банков, которые, по мере перехода центрального банка к экспансивному курсу, стали создавать барьер на пути доступных ликвидных средств реальному сектору экономики. Данная политика банковского сектора в 1975 году была направлена на накопление ликвидных средств во избежание повторения предбанкротных ситуаций 1974 года и способствовала убеждению Бундесбанка в том, что процесс создания кредитных и денежных средств в короткой перспективе и непосредственно в понимании монетаристской денежной концепции по факту не поддается точному управлению. В подтверждение возникших несоответствий можно привести следующую цитату Шлезингера: «С переходом в 1975 году к заранее декларируемым целевым значениям денежной массы и к разочарованию некоторых исследователей монетаризма было уже определено, что Бундесбанк свою концепцию управления денежной массой будет прививать не в форме чисто монетаристской теории» [10. S. 135].
По причине неблагоприятных институциональных особенностей и наличия на практике неучтенных теорией факторов, осложняющих управление монетарными процессами, реальный ход дел в первые годы преобразований центрального банка открыл простор для критики, часть которой была связана с отходом от постулатов монетаризма и в том числе с проявлением на практике элементов кейнсианства.
Член директората Бундесбанка и основной разработчик денежно-кредитной политики ЕЦБ, Отмар Иссинг, приводит три основных аспекта, в которых прослеживаются явные отличия принятой концепции управления денежной массой от монетаристских представлений. Итак, во-первых, она ориентирована на среднесрочную и долгосрочную перспективу, а не краткосрочный контроль денежной массы, во-вторых, содержит дискретные элементы и продвигает идею константного темпа роста денежной массы и, в-третьих, осуществляет не прямое количественное управление денежными агрегатами, а косвенное управление денежной базой посредством воздействия на условия денежного рынка [11. S. 13].
122
Основания экономической политики монетаризма...
Затрагивая вопрос несоответствия теории более подробно, справедливо начать с того, что для реализации монетаристской концепции Бундесбанк в качестве целевой величины выбрал достаточно простой для расчета и управления, но недостаточно точный индикатор центробанковской денежной массы (коммент. 6) (Zentralbankgeldmenge), состоящий из денежных средств в обороте и банковских минимальных резервов (коммент. 7). Определяемая таким образом денежная масса чисто технически отличалась от предлагаемой монетаризмом тем, что не учитывала прочие банковские резервы на счете в центральном банке и также не предусматривала обязательств по минимальным резервам для вкладов нерезидентов (коммент. 8). Обосновано со стороны Бундесбанка это было тем, что первая категория количественно не представляет значимости, а вторая состоит из спекулятивных средств, прямо не влияющих на внутренний спрос.
Значимым явилось и то, что в выбранном показателе слишком большой вес, около 50%, занимали наличные средства. С течением времени и такими факторами, как низкие процентные ставки и темпы инфляции, вероятность повышения налогов на доходы по вкладам, наличный оборот немецкой марки значительно увеличился, в особенности за границей, в то время как нормы минимальных резервов, лежащих в расчете агрегата, наоборот, сокращались. По этим причинам с конца 1970-х годов управление денежной массой стало производиться на основе агрегата М3.
В аспекте управления денежной массой Иссинг отмечает, что не совсем верно в начале практики был построен не только механизм ее учета, но и сам процесс формулирования целевого значения (коммент. 9). Изначально выбранный учетный период в один год начиная с первого квартала способствовал снижению эффективности управления денежной массой ввиду довольно распространенной особенности бюджетного сектора повышать затраты на предстоящий год в конце последнего квартала предыдущего года. Регулярный и резкий рост этих расходов в конце года не оставлял достаточного простора для мер центрального банка как реакции на реализацию бюджетных средств. Поэтому, начиная с 1979 года, впервые был выбран более рациональный период учета с отправной точкой четвертый квартал предыдущего года. В том же году произошел переход на установление целевого роста денежного агрегата исходя из коридора, а не фиксированных значений, практиковавшихся с 1975 года и показавших существенное несоответствие с реальными цифрами [11. S. 22]. Тем самым, Бундесбанк теперь мог закладывать в целевой диапазон непрогнозированные изменения конъюнктуры, цен и обменных курсов, оставаясь при этом в рамках основных принципов монетаристской теории. В перечисленных просчетах Бундесбанка Петцольд видит отчасти вину Совета по экономическому развитию (коммент. 10), хотя и вставшему на сторону центрального банка на пути к монетаризму, но представлявшему последнему обязательные и не совсем адекватные рекомендации (коммент. 11).
123
Основания экономической политики монетаризма...
Таблица 1
Целевые и фактические значения роста денежной массы.
Год Целевое значение роста денежной массы (центробанковская или М3) Фактическое значение роста денежной массы
1975 8 10
1976 8 9
1977 8 9
1978 8 11
1979 6—9 6
1980 СЛ СО 5
1981 4—7 4
Источник: Issing O. Die Geldmengestrategie der Deutschen Bundesbank / Siebke J. (Hg.) Geldpolitik: Zwanzig Jahre Geldmengesteuerung in Deutschland. Baden-Baden, 1995.
Спорный вопрос о том, послужили ли принятые решения основной причиной последовавших промахов в управлении денежной массой (таблица 1) и ее прогнозировании нашли отклик, в частности, в эконометрических исследованиях под руководством Герхарда Ханзена, усматривающих в дисбалансе роста цен, спроса и предложения кейнсианское толкование, а не объяснение с позиции денежного обеспечения. В частности, проведенный автором анализ, показывает достаточно слабую корреляцию роста денежной массы с ростом цен и в период до 1979 года и выделяет темпы роста оплаты труда как определяющий фактор (рисунок 1). В ответ на выводы Ханзена можно привести мнения экономистов, например Папротцки и Шпана, которые связывают осечки денежной политики с факторами-помехами, воспрепятствовавшими построению четкого воздействия экспансий Бундесбанка на реальное расширение денежного агрегата в экономике. В качестве аргумента приводится феномен роста денежных сбережений с 1975 по 1978 год, шедший вразрез со стимулированием ликвидности и соответственно вызвавший противоречия монетаристской концепции. Снижение инвестиционной квоты и увеличение доли сбережений были во многом связаны с кризисным этапом в экономике ФРГ (коммент. 12). И в этой связи нужно отметить тот факт, что экспансивная денежная политика, проводимая с 1975 года, была сфокусирована в большей степени на противодействие снижающейся инфляции с угрозой стагнации экономики. Опираясь на множество факторов, нивелирующих действия Бундесбанка в первые годы новой концепции, Папротцки в своем исследовании подтверждает его ощутимую роль в управлении уровнем цен, приводя в пример эффект от управления денежной массой в 1973—1974 годы. А именно в период, когда растущая инфляция, вызванная первым энергетическим кризисом, подогревала рост оплаты труда, резко рестриктивные меры
124
Основания экономической политики монетаризма...
центрального банка способствовали сокращению денежной базы почти на 7% и фиксации инфляционного тренда на уровне 6,5% с последующим снижением. Именно в то время профсоюзы признали возможности регулятора по обузданию инфляции, переориентировав, в свою очередь, рост тарификации труда на более умеренный (коммент. 13). Немаловажная ремарка в понимании воздействия стабилизационной политики на инфляционный рост состоит в том числе в учете временного лага, в особенности актуального в период сочетания новых монетарных подходов и все еще традиционного денежно-политического инструментария.
Рисунок 1. Показатели роста инфляции, денежной массы, оплаты труда. Показатели на схеме: (1) — изменение потребительских цен, (2) — рост денежной массы, (3) — рост оплаты труда до вычета налогов, (4) — изменение доли оплаты труда в затратах производства валового продукта
Источник: Spahn H.-P. Bundesbank und Wirtschaftskrise / Geldpolitik, gesamtwirtschaftliche Finanzierung und Vermogensakkumulation der Unternehmen. Regensburg, 1988. S. 214.
125
Основания экономической политики монетаризма...
Помимо несоответствия в механизме расчета денежного агрегата, значительные различия с теорией следуют также из мер экспансивного характера, однозначно относимых к кейнсианской интерпретации стабилизационной политики. На это, в частности, обращает внимание Петцольд, приводя в пример учет Бундесбанком «неизбежного инфляционного темпа и целевого коридора» при определении целевого денежного мультипликатора. Исследователь денежной политики Бундесбанка, Херманн Дудлер, который в своих заявлениях однозначно придерживается монетаристской концепции, считает: «Политика Бундесбанка в рамках целевого коридора имеет мало чего общего с обособленным и точным регулированием в денежной политике» [3. S. 113]. Защищая идею целевого коридора, его информационного влияния на само задание целевого уровня и инфляцию, Отмар Эммингер (коммент. 14) высказывается против, по его мнению, чрезмерно используемой теории рациональных ожиданий: «Ожидания общественности намного сильнее подвластны практическому опыту, чем декларируемым целям и моральному воздействию. Завоеванное долгими годами доверие к стабилизационной политике важнее, чем психологический эффект от выбора точной цели по уровню роста денежной массы» [4. S. 288]. Данное изречение Эммингера схоже по смыслу с выражением Фридмана касательно Западной Германии, Швейцарии и Японии: «Эти страны на протяжении многих лет строили доверие к своей долгосрочной политике. Совершенно дикие колебания на протяжении коротких периодов допустимы, если у всех есть убежденность в том, что долгосрочная цель будет взята» (коммент. 15).
Наконец, широкой критике подвергался тот важный факт, что для выполнения задач центральный банк ФРГ продолжал использовать прежний инструментарий, основанный на принципе косвенного регулирования денежного агрегата изменением процентных ставок и банковской ликвидности, то есть посредством классической денежно-кредитной политики. И в этой связи ученые сходятся во мнении о том, что о какой-либо технической революционности, сопровождающей новую монетарную концепцию, говорить не всегда уместно (коммент. 16). Скорее справедливо считать, что к прежним инструментам стал предъявляться принципиально новый уровень ответственности.
Аргументирует данную точку зрения то обстоятельство, что длительное время лишь второстепенную роль выполняли операции на открытом рынке — институциональная основа точного и оперативного управления денежной массой. Широкое применение этого инструмента приходится на период после 1978 года, примерно в это же время обозначилось и упразднение политики минимальных резервов, вызывавшей наибольшую критику профессиональных кругов (коммент. 17). При этом надо отметить, что и сам Бундесбанк прекрасно понимал необходимость введения инструментов точного регулирования, и до 1978 года даже ряд специалистов, вклю-
126
Основания экономической политики монетаризма...
чая Шлезингера, признавал, что, именно по этой причине, инфляция еще в недостаточной степени была подконтрольна денежной политике.
И, напротив, активное использование политики минимальных резервов способствовало проявлению неэластичности краткосрочного банковского спроса на средства центрального банка и расширение денежного оборота (коммент. 18). Кроме того, исходя из особенностей этого инструмента, инициативы Бундесбанка по изменению уровня ликвидности банковского сектора сопровождались временным лагом и отсутствием четкого соотношения между регулированием денежной массы и ее действительным расширением.
Другой основополагающий признак, существенно отличающий денежно-кредитную концепцию Бундесбанка от монетаристского понимания, это тот факт, что изменение денежной массы в долгосрочном аспекте происходило не без учета развития обменных курсов. Монетаристский тезис, утверждающий, что внутренняя денежная политика уже в достаточной степени ограждена от внешнеэкономических влияний посредством гибких курсов, практикой эмиссионного банка Германии не подтвердился. Необходимость интервенций центральный банк обосновывал тем, что краткосрочные колебания валютных курсов далеко не всегда являются следствием инфляции и уже само бездействие в такой ситуации может привезти к незапланированным еще более радикальным мерам (коммент. 19). В этом отношении денежная политика Бундесбанка, даже при учете плавающих курсов, не абстрагирована от внешних воздействий, не говоря о том, что с 1975 года она интегрирована в систему взаимозависимых валютных курсов ЕВС (коммент. 20), что предполагало краткосрочные вливания или изъятия денежной массы в миллиардных масштабах.
Итак, опыт центрального банка ФРГ подтвердил тезис о том, что экономика не характеризуется равновесием, так что всегда будет существовать необходимость и стимулирующих и контрмер. В отличие от теоретиков монетаризма, Бундесбанк принял точку зрения необходимости конъюнктурной денежной политики и определял ее как «умеренно антицикличную», а свой вариант монетаризма как «прагматичный». В результате денежная политика немецкого Бундесбанка сложилась как компромисс двух стратегий, то есть, с одной стороны, ориентация на среднесрочное развитие и, с другой стороны, стратегия, соответствующая краткосрочным конъюнктурным требованиям. Обе стратегии, однако, в своей основе долгосрочно ориентированные и не противоречат ключевым подходам монетаризма, в том числе, одному из главных — о том, что инфляция в долгосрочном периоде должна пониматься как исключительно монетарный феномен.
Результатом нового курса денежной политики в ФРГ стало значительное снижение динамики потери покупательной способности марки со времени послевоенной денежной реформы. Так, с 1948 по 1995 год немецкая марка потеряла в стоимости 70%, причем на период после 1975 года при-
127
Основания экономической политики монетаризма...
ходятся лишь 20% обесценения. Этот факт, даже несмотря на широкую и обоснованную критику, подтверждает успешность взятого Бундесбанком курса.
Комментарии
1. По мнению профессора университета Хоенхайм и автора книги о стабилизационной политике в ФРГ, Юргена Петцольда, «подлинный переворот в экономической политике ФРГ возглавил Бундесбанк, внедряя «новую денежную политику». Данный период можно назвать фазой «монетаристского перехода к политике предложения». В прочих сегментах экономической политики (прежде всего в финансовой политике) дальнейший переход к неоклассической парадигме, ориентированной на предложение, происходил при новом кабинете правительства под руководством Гельмута Коля с 1982 года.
2. Закон «О Немецком федеральном банке» (Bundesbankgesetz) был издан 26 июля 1957 года и знаменовал собой окончание эпохи двухступенчатой центральной банковской системы в ФРГ. В законе указаны цели эмиссионного банка Германии: организация денежного обращения и обеспечение стабильности уровня цен. Согласно закону, в принимаемых решениях немецкий Бундесбанк обладает независимостью от влияния прочих государственных институтов, но степень выполнения его главных задач осуществляется в рамках поддержки им основной линии экономической политики правительства ФРГ.
3. Подробнее о взаимосвязи монетарных показателей см. [5].
4. Подробнее о монетарной теории М. Фридмана см., например, [7].
5. По пояснению Дитера Касселя, в монетаризме скорость обращения хотя и не является постоянной подобно классической количественной теории, но и не является также величиной, способной принимать любые значения, как в кейнсианской теории. Это переменная, изменения которой позитивно реагируют на изменение процентной ставки и негативно на изменение реального дохода.
6. В соответствии с неоклассическим видением денежной политики, ориентированной на стабильность уровня цен и нейтральной относительно конъюнктуры, за основу расчета темпа роста центробанковской денежной массы была принята формула Wm = Wbip — Wu + Wp, где Wbip — оценочный рост максимального производственного потенциала (ВВП), рассчитываемый исходя из полной нагрузки производственных мощностей, Wu — изменение скорости обращения денежных средств исходя из продолжительного тренда (изменение денежного агрегата и изменение скорости обращения денежных средств имеют обратную взаимосвязь), Wp — неизбежный инфляционный темп (инфляция, неизбежная в краткосрочном временном диапазоне). К слагаемым формулы с 1979 года добавился поправочный элемент Marge — в разные годы величина от ± 1 до ± 1,5%.
128
Основания экономической политики монетаризма...
7. Хотя в теории Фридмана рекомендуются денежные агрегаты от М1 до М3.
8. В сравнении с денежными агрегатами более высокого уровня (М1—М3), «центробанковская денежная масса» также не включала и депозиты населения.
9. С резкой критикой результатов прогнозирования роста денежной массы выступал Рюдигер Поль: «Целевые значения роста денежной массы, которые оглашал Бундесбанк, чистый воды ритуал. Бундесбанк внушает общественности о ее связи с целевым значением, которой на самом деле нет, потому что Бундесбанк предусматривает оговорку, что в случае неожиданных обстоятельств, таких, как чрезмерный разрыв разницы обменных курсов, он имеет право отклоняться от целевых значений». Подробнее см. [1. С. 591].
10. Der Sachverstandigenrat zur Begutachtung der gesamtwirtschaftlichen Entwicklung — Совет по экспертной оценке общеэкономического развития является органом государственной власти, созданным в 1963 году для выявления факторов, сопутствующих и препятствующих экономическому развитию страны. Традиционно по инициативе Федерального президента включает в свой состав 5 представителей. Результаты аналитической работы Совета учитываются правительством ФРГ при формулировании экономической политики.
В целом Совет придерживался позиции, что плавающие курсы не обеспечивают полное абстрагирование от монетарных и инфляционных помех мировой экономики, они ведут к неопределенности номинальных цен и к определяемым ожиданиями чрезмерным реакциям. При этом на начальных этапах Совет оказал весомое влияние на форму реализации монетаристских идей в денежной политике центрального банка.
11. Установка точного целевого значения по показателю роста денежной массы было инициативой Совета, также как и рекомендация к постановке целей на долгосрочную перспективу (до 5 лет).
12. Монетаристская теория предполагает уменьшение коэффициента денежных остатков (Kassenhaltungskoeffizient) в периоды экономического роста. Данный коэффициент соответствует отношению денежной массы к сумме транзакций, его увеличение обратно динамике показателя скорости оборачиваемости денег.
Одно из объяснений рассогласованности показателей роста денежной массы и инфляции в том, что в фазах снижения стоимости заемных средств во время экспансий центрального банка снижаются и альтернативные издержки сберегаемых средств, в то время, как, с другой стороны, падающие инфляционные темпы увеличивают степень ликвидности денежных средств.
13. В 1974 году при ожидаемой инфляции в 10% фактическая оказалась намного ниже и составила 7%. Однако заключенные тарифные соглашения, предполагавшие рост в 12%, способствовали, в свою очередь, резкому росту
129
Основания экономической политики монетаризма...
реальной оплаты труда, что отразилось на снижении рентабельности и платежеспособности предприятий, и впервые в послевоенное время сопутствовало нестабильности в финансовом секторе. Именно этот случай послужил рекомендации Совета по экономическому развитию Бундесбанку в ежегодном заблаговременном объявлении целевого значения и подтвердил ключевую роль монетарных действий центрального банка. Учитывая весомость ежегодных договоренностей профсоюзов с правительством ФРГ об индексации оплаты труда в общем кумулятивном эффекте всех факторов инфляционного роста, данное достижение Бундесбанка как раз и является примером возрастающей репутации монетаристской концепции.
14. Отмар Эммингер — президент немецкого Бундесбанка в период с 1969 по 1979 год. Благодаря своей известности, приобретенной на посту президента и вице-президента ЕЭС, а также репутации борца за полную автономность центрального банка и последовательные решения в пользу укрепления национальной валюты, был неформально назван за рубежом как «Mister Deutschmark» («мистер немецкая марка»),
15. Фридман процитирован Эммингером. См. [4. S. 288].
16. Косвенное управление денежной массой, ликвидностью банков посредством регулирования процентных ставок с 1948 года относилось к основным принципам денежной политики в ФРГ.
17. По обоснованию самого Бундесбанка, промедление с использованием политики открытого рынка связано с нежеланием прямого финансирования бюджетных организаций и исходящим из этого опасением потери автономии и снижения репутации немецкой марки. Кроме того, существовала и вероятность передачи Бундесбанку ответственности за процентные колебания на рынке облигаций, в то время когда рынку капитала в своей основе свойственны воздействия международной ренты, инфляционных ожиданий и, главное, портфельных изменений, так как основным участником этого рынка являются частные банки. Но все же Бундесбанк поставил задачу постепенного введения политики открытого рынка, не исключая возможности покрытия этим инструментом и рынка акций.
18. Неэластичность спроса на ссужаемые Бундесбанком средства вылилась в активизацию займов немецкими банками на межбанковском международном рынке. Данное обстоятельство заставило правительство в 1973—1975 годах принять ряд протекционистских мер, в том числе в виде депонирования части указанных займов в Центральном банке.
19. В краткосрочной перспективе изменение курсов может существенно расходиться с инфляционными темпами. Например, в случае чрезмерной и неоправданной ревальвации в результате продолжительных различий в инфляционных темпах может возникнуть ненужное рестриктивное давление. И, наоборот, в случае чрезмерной девальвации негативное инфляционное давление может усилиться и привести к возможным повторным ревальвациям и инфляционному толчку.
130
Основания экономической политики монетаризма...
20. Исходя из рамок валютной кооперации, начиная с 1975 года справедливо говорить о действии монетарной политики Бундесбанка в системе относительно плавающих или смешанных валютных курсов. В этой связи Дитер Бендер приводит свою радикальную точку зрения о том, что возрастающее воздействие ожиданий обменных курсов произвело нестабильный спрос на валюту и, таким образом, разрушило всю основу монетаристской концепции управления. Подробнее о валютных интервенциях и их влияниях на контроль денежной массы см. [11. S. 183].
Литература
1. Пятьдесят лет немецкой марки: Эмиссионный банк и денежное обращение в Германии с 1948 года. М., 2003.
2. Creutz H. Das Geldsyndrom. Mtinchen, 1993.
3. Dudler H.-J. Zur Kontrolltheorie optimaler geld — und wirtschaftspolitischer Entscheidungen. Frankfurt a M., 1984.
4. Emminger O. Deutsche Geldpolitik im Zeichen des Monetarismus. Stuttgart, 1982.
5. Fischer I. Elementary principles of economics. New York, 1911.
6. Hansen G. Test des Einflusses von Geldmenge und Preisniveau auf Sozialpro-dukt und Beschaftigung mit Subset-VAR-Modellen. Kiel, 1990.
7. Honeck G. Friedman-Plan und potentialorientierte Kreditpolitik. Berlin, 1975.
8. Paetzold J. Strategien der Stabilisierungspolitik / URL: http://www.juergen-paetzold.de/stabpol/BG+Infl/Stabpol%20Strategien.html
9. Paprotzki M. Die geldpolitischen Konzeptionen der Bank von England und der Deutschen Bundesbank / Eine Analyse tiber den Einfluss des monetaris-tischen Paradigmas. Frankfurt a. M., 1991.
10. Schlesinger H. Zehn Jahre Geldpolitik mit einem Geldmengeziel. Frankfurt a.M., 1985.
11. Siebke J. (Hg.). Geldpolitik: Zwanzig Jahre Geldmengesteuerung in Deutschland. Baden-Baden, 1995.
12. Spahn H.-P. Bundesbank und Wirtschaftskrise / Geldpolitik, gesamtwirt-schaftliche Finanzierung und Vermogensakkumulation der Unternehmen. Regensburg, 1988.
131