ИСТОРИЯ СИБИРИ
УДК (9457117): 334.7882 “199/200”
ОСНОВАНИЕ КУЗБАССКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ И РАЗВИТИЕ ЕЁ ЧЛЕНСКОЙ БАЗЫ В 1991 - 2010 ГГ.
Н. Р. Новосельцев
ESTABLISHMENT OF KUZBASS CHAMBER OF COMMERCE AND INDUSTRY AND DEVELOPMENT OF ITS MEMBERSHIP IN 1991 - 2010
N. R. Novoseltsev
В статье автором выделены основные этапы развития Кузбасской торгово-промышленной палаты (далее -КТПП) на основе следующих критериев: изменение нормативно-правовой основы, организационной структуры, изменение количественных и качественных характеристик членской базы. Особое внимание уделено изменению количественных характеристик членской базы КТПП, которые ярко характеризуют процесс развития. В результате исследования автор пришел к выводу, что количественная характеристика является одним из критериев, определяющих развитие КТПП. Рост членской базы КТПП за 20 лет подтверждает тот факт, что механизм КТПП и условия членства были понятны и привлекательны для малого бизнеса.
The author allocates the main stages of development of the Kuzbass Chamber of Commerce and Industry on the basis of the following criteria: change of a standards and legal basis and organizational structure, change of quantitative and qualitative characteristics of the members. Special attention is paid to change of quantitative characteristics of the Chamber’s member base which brightly characterize the development. As a result of research the author came to the conclusion that the quantitative characteristic is one of the criteria defining the Chamber’s development. The Chamber’s member base growth over 20 years confirms that fact that the Chamber’s mechanism and conditions of membership were clear and attractive for small business.
Ключевые слова: Кузбасская торгово-промышленная палата, Кузбасс, Администрация Кемеровской области, члены палаты.
Keywords: Kuzbass chamber of commerce and industry, Kuzbass, Administration of Kemerovo region, Chambers’ members.
Во второй половине 1980-х гг. под влиянием общих процессов перестройки был взят курс на реформирование экономической модели развития государства. Административно-командные механизмы регулирования экономикой заменялись рыночными. Были приняты законы СССР «О кооперации в СССР» и «Об индивидуальной трудовой деятельности».
Реформы в сфере экономики затронули все экономические институты, в том числе и Торговопромышленную палату СССР (далее - ТПП). В ходе реорганизации системы ТПП в конце 1980-х гг. стали создаваться региональные отделения ТПП СССР.
В январе 1989 г. на базе Центрально-Сибирского регионального отделения ТПП СССР было создано Кемеровское представительство [1, с. 1]. Директором была назначена Т. О. Кривошеева (Алексеева). Основной деятельностью представительства была экспертиза качества и количества товаров, комплектности оборудования по заявкам предприятий и организаций. В Уставе КТПП именовалась независимой некоммерческой общественной организацией, объединяющей своих членов на добровольной основе; действовала на основании полного хозрасчета, самофинансирования и самоокупаемости и являлась правопреемником Кемеровского представительства Центрально-Сибирской ТПП [2, с. 1 - 6].
Согласно Уставу, основными функциями палаты являлись: помощь и защита членов палаты; содействие развитию производства конкурентоспособной продукции и осуществлению процессов приватизации; создание акционерных обществ, совместных предприятий; приглашение и принятие представите-
лей и делегаций иностранных деловых кругов и общественных организаций; организация международных выставок и проведение национальных торговопромышленных выставок за границей и др.
Членами палаты могли стать не только предприниматели, руководители предприятий, но и иностранные физические лица, признающие устав и выполняющие его.
Высшим органом КТПП являлось общее собрание членов, которое созывалось не реже одного раза в два года. Общее собрание определяло основные направления деятельности КТПП, избирало Совет (и определяло количество его членов) и Президента палаты. Руководит общим собранием председатель. Советом же руководит президент. К функциям Совета относились: организация выполнений решений общего собрания членов палаты, принятие решений о создании и прекращении деятельности разных подразделений палаты, принятие решений по вопросам внешнеэкономической деятельности. Президент избирается на 5 лет. Он организует работу палаты, решает самостоятельно все вопросы, кроме тех, которые относятся к компетенции Совета и общего собрания.
Источниками доходов КТПП являлись вступительные взносы, прибыль от хозяйственной деятельности структурных предприятий, добровольных пожертвований на развитие палаты [2, с. 6 - 8].
18 декабря 1991 г. состоялось собрание [3], решением которого 29 кузбасских предприятий учредили КТПП, и в этот же день был принят и утвержден первый устав палаты. Устав КТПП [4, с. 1 - 6] редактировался девять раз за двадцатилетний период с изме-
Н. Р. Новосельцев, 2014 \ 227
ИСТОРИЯ СИБИРИ
нением экономической и политической ситуации в стране. К самым существенным поправкам следует отнести изменение формулировки «независимая общественная организация» на «негосударственная некоммерческая организация». Таким образом, детализируется основа финансирования палаты - не за счет государства, а только членские взносы. Расширена значительно вторая глава. В уставе (редакция от 28.09.2007 г.) рассматриваются предмет, цели и задачи КТПП в добавлении к функциям. Вместо формулировки «содействует осуществлению процессов приватизации» содержится «содействует привлечению инвестиций в экономику Кузбасса». Этот тезис подтверждает тот факт, что палата не стоит на месте, а меняется в ногу со временем. Также новый тезис «участвует в работе по повышению конкурентоспособности кузбасской и российской продукции на внутреннем и мировом рынках» говорит, что КТПП преодолела переход к рыночной экономике и функционирует в соответствии с данной моделью.
С течением времени органы управления претерпели большие изменения. В уставе от 18.12.1991 г. высшим законодательным органом являлось общее собрание, в перерывах между собраниями иногда созывалось внеочередное собрание членов палаты. Основными функциями являлись: определение основных направлений деятельности, избрание президента и совета. Совет являлся исполнительным органом, так как организовывал выполнение решений общего собрания. В уставе от 28.09.2007 г. высшим руководящим органом является съезд. К функциям добавляется право утверждать, дополнять и изменять устав КТПП. Постоянно действующим в период между съездами является правление КТПП. У правления гораздо больше функций, чем у совета, и если последний орган имел четкий исполнительный характер, то у правления было больше законодательных инициатив.
Во исполнение указа президента РФ «О ТПП РФ» от 18 марта 1993 г. Администрация Кемеровской области приняла распоряжение [5]. Согласно этому документу руководителям различных властных структур рекомендовалось привлекать представителей КТПП к участию в разработке и осуществлении программ поддержки предпринимательства, выработке нормативных актов, включать по взаимному согласованию представителей КТПП в состав комиссий, рабочих групп по торгово-экономическому сотрудничеству.
В 1992 г. в КТПП открылись две фирмы «Куз-бассэкспертиза» и «Кузбассвнешсервис». За четыре месяца 1992 г. эксперты «Кузбассэкспертизы» просмотрели товаров более чем на 260 млн руб. Брак составил 4,7 %. Директор фирмы подчеркивала, что ошибок можно было бы избежать вовсе, если бы начинающие бизнесмены обратились в палату сразу, а не на последней стадии сделки.
«Кузбассвнешсервис» помогала фирмам найти зарубежного партнера для совместной деятельности, получить информацию об интересующей фирме, принять зарубежных гостей. В фирму также обращались с просьбами помочь в рекламе, в организации выставок и презентаций [6]. Расширяется сеть представительств
КТПП: открытие филиалов в Новокузнецке, Ленинск-Кузнецке, Прокопьевске, Юрге. В течение 1993 -1994 гг. осуществлялись контакты с экспертами Фонда «Ноу-Хау» из Великобритании. Реализация программы началась с 1995 г.
Для выработки стратегии развития КТПП и для эффективного управления с 1998 г. составляются бизнес-планы развития. Первый бизнес-план был разработан специалистами КТПП с участием британской фирмы «Энтерплан» в 1997 г. Бизнес-планирование развития палаты дает возможность понять, какое место занимает КТПП в экономическом пространстве Кузбасса, в чем ее преимущества и где она уступает конкурентам, и как использовать свое положение для продвижения интересов членов КТПП.
Изучение рынка услуг в Кузбассе позволило определять потенциал палаты в предоставлении консалтинговых услуг и те направления, на которых палате необходимо концентрировать свои усилия для более эффективного развития. На основе всестороннего анализа работы составляются стратегический и рабочие планы, и на их основании делаются финансовые прогнозы развития палаты [7, с. 1]. Разработанная модель бизнес-плана позволила осуществлять мониторинг и контроль за развитием организации, иметь точный анализ существующего положения Палаты и давать реалистичный прогноз ее будущей деятельности.
Вопрос авторитета, способность участвовать в социально-экономической жизни региона, оценка деятельности палаты определяется состоянием и расширением членской базы.
В 1998 г. был выработан новый подход в работе с членами КТПП. Сегодня ежедневную связь с клиентами поддерживают специалисты по маркетингу. Все контакты служб и структур КТПП с членами палаты и клиентами регистрируются, чтобы оценить уровень удовлетворенности предоставляемыми услугами. Периодически рассылаются анкеты для выявления их актуальных потребностей. Членам Палаты услуги предоставляются бесплатно или со скидкой от 10 до 20 %. Новые методы работы с клиентами позволили увеличить членскую базу в 1998 году на 50 %.
Членами палаты на 1999 г. являлись 154 предприятия и организации разных форм собственности. Состав членской базы КТПП реально отражал качественные изменения, произошедшие в 1990-е гг. в инфраструктуре бизнеса Кемеровской области. Так, доля предприятий малого и среднего бизнеса в общем количестве членов ТПП составляла к концу 1990-х гг. 60 % (по сравнению с 12 % в 1994 г.), наблюдается ее постоянное увеличение. Это определило необходимость структурных изменений в КТПП, а также необходимость ориентировать текущую и перспективную деятельность на удовлетворение запросов и потребностей малого и среднего бизнеса.
Работа по бизнес-планированию была продолжена. Это позволило увеличить членскую базу с 75 предприятий в 1998 г. до 582 членов палаты в 2004 году и выйти на первое место по количеству членов палаты среди палат Сибирского региона.
228 Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 3 (59) Т. 2
ИСТОРИЯ СИБИРИ
В структуре Палаты в 1998 г. был создан отдел по работе с членами Палаты. Основной задачей отдела является реализация политики, направленной на укрепление и расширение членской базы. В городах области связь с членами Палаты обеспечивает филиальная сеть.
Таким образом, за период 1994 - 1999 гг. значительному увеличению количества членов Палаты способствовало организационное развитие. В каждом филиале КТПП была решена задача создания подразделений по работе с членами палаты. Эксперты по работе с членами Палаты в городах вели целенаправленную работу по привлечению предприятий города в члены Палаты через адресную рассылку информации о преимуществах членства, личные встречи с руководителями предприятий, работу на городских выставках - ярмарках. Первый этап в развитии КТПП датируется 1990-х гг.
Кроме того, подобная организация работы в городах области позволяла охватывать вниманием и клиентов филиалов, с которыми, в свою очередь, ведётся работа по привлечению в члены КТПП [8, с. 13 - 15].
Система оказания услуг членам Палаты складывалась в течение длительного периода времени с учётом уже имеющихся возможностей Палаты, а также потребностей предприятий и предпринимателей, которые выявлялись в результате анкетирования членов Палаты и опроса клиентов. Основная цель предоставления услуг бесплатно, то есть в счет членских взносов, - это максимальное удовлетворение заявок и обращений, поступающих от членов Палаты. Это услуги, рассчитанные как на крупные промышленные предприятия, развивающие своё производство, экспорт продукции, так и на предприятия малого бизнеса, на организации всех отраслей и форм собственности. Это услуги по продвижению товаров как в другие регионы России, так и за рубеж, публикация информации в справочнике о членах Палаты на русском и английском языках, распространение информации на выставках в РФ и за рубежом, размещение информации на сайте Палаты в разделе «Коммерческие предложения», предоставление возможности пользования информационными и справочными фондами Палаты, другие услуги.
С укреплением деловой репутации Палаты в начале 2000-х гг. менялся подход к привлечению в члены Палаты. Так, если в 2002 г. основной приток членов Палаты обеспечивался за счёт адресной рассылки информации о Палате предприятиям, индивидуальных встреч с предпринимателями, работы на выставках - ярмарках, то в последующие годы приросту членской базы способствовало проведение тематических мероприятий. Их широкое освещение в средствах массовой информации привлекает в Палату значительное количество предприятий и организаций.
Достигнув к 2000 г. значительного прироста членов палаты, палата пошла по пути формирования отраслевых образований и комитетов. Такая форма объединения дает возможность решать отраслевые проблемы региона, выходить со своими вопросами на законодательную и исполнительную власти области. Члены палаты понимают целесообразность такого
объединения для более эффективного и успешного решения важных для них вопросов.
Деятельность общественных формирований при палате регламентировалась Уставом КТПП, соответствующими положениями об этих формированиях и осуществляется в соответствии планами их работы. При палате работали две гильдии - агропродовольственная и гильдия полиграфистов Кузбасса, комитет по безопасности предпринимательской деятельности. В декабре 2004 г. при Палате была создана третья гильдия - гильдия рекламистов Кузбасса. Задачами нового отраслевого объединения являлись защита интересов рекламной отрасли, её качественное развитие.
Во второй половине 2000-х гг. для КТПП сложилась непростая обстановка. Экономика страны переживала кризис, который отрицательно повлиял на развитие бизнеса и заставил многие предприятия пересматривать свои планы и максимально оптимизировать расходы. Активизировав деятельность, направленную на отстаивание базовых ценностей предпринимательства: экономическую свободу, социальную ответственность, новаторство и предприимчивость; а также продолжая работу по защите прав и интересов членов палаты, укреплению положительного образа кузбасского бизнеса в условиях выпавшего на этот период экономического кризиса, КТПП не только сохранила, но и упрочила положительную динамику роста количества ее членов. Членская база пополнилась за отчетный период еще 212 предприятиями и организациями. В конце 2010 г. Палата объединяла 794 хозяйствующих субъекта Кемеровской области.
Подразделения, созданные в городах области, также позволили приблизить услуги палаты к предприятиям с учетом особенностей развития территорий. В городах Новокузнецк, Междуреченск, Прокопьевск, Ленинск-Кузнецкий функционируют подразделения по работе с членами палаты. Эксперты в городах ведут целенаправленную работу по развитию членской базы через адресную рассылку информации о преимуществах членства, личные встречи с руководителями предприятий, работу на городских выставках - ярмарках, организацию тематических мероприятий с участием потенциальных членов в том числе.
Все сотрудники по работе с членами палаты в 2009 - 2010 годах прошли обучение в МИМОП ТПП РФ по курсу «Современные методы вовлечения в членство». Начальник и заместитель начальника ДРЧП прошли полный курс «Менеджмент торговопромышленных палат», тем самым подтвердив соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к руководителям высшего звена управления системы торгово-промышленных палат Российской Федерации. Обучение позволило организовать непрерывную и системную работу по привлечению и работе с членами Палаты.
Почти на 30 % возросла членская база по итогам проведенных тематических встреч, профессиональных семинаров, презентаций, научно-практических конференций, на которых поднимались самые разнообразные темы: борьба с коррупцией, взяточничество, недобросовестное предпринимательство, дебиторская
Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 3 (59) Т. 2 229
ИСТОРИЯ СИБИРИ
задолженность, доступное жилье, энергосбережение, развитие свободной конкуренции и др. За 2006 -2010 гг. прошло около 700 встреч.
В своей деятельности КТПП руководствуется принципом: «Там, где проблема, должен быть комитет». При этом большинство членов (79 %) участвуют в общественных формированиях по профессиональным интересам или отраслевому признаку. В ходе ежеквартальных заседаний гильдий и комитетов выявляются наиболее важные проблемы по направлениям деятельности и вырабатываются пути их решения. Успешно работают Агропродовольственная гильдия, Комитет по безопасности предпринимательской деятельности, Комитет по содействию внешнеэкономической и выставочно-ярмарочной деятельности, Комитет по инновационной и инвестиционной деятельности, Комитет по оценочной деятельности, Комитет по развитию малого и среднего бизнеса, Комитет по энергетической стратегии, Клуб юристов, Клуб маркетологов, Экспертный Совет по противодействию коррупции и недобросовестности при осуществлении гражданских прав, IT Клуб, Гильдия строителей.
Кузбасская ТПП традиционно организует собственные стенды на выставках, проводимых в регионе, где также ведется работа по вовлечению в члены Палаты. Презентации Кузбасской ТПП ежегодно проходят в рамках Международной недели предпринима-
тельства и бизнеса, Международной специализированной выставки технологий горных разработок «Уголь России и Майнинг», Кузбасского международного угольного форума и выставки-ярмарки «Экспо-Уголь».
Подводя итог, можно сказать, что за прошедшие 20 лет КТПП увеличила количество членов с 29 в 1991 г. до 794 в 2010 г., т. е. более чем в 25 раз. Этот факт позволяет сделать вывод о том, что КТПП удалось создать условия для развития малого бизнеса (членов КТПП) за счет хорошо организованной структуры КТПП и надежной политики по работе с членами палаты.
В формировании и развитии КТПП можно выделить два этапа. Первый этап охватывает 1991 г. -2000 г. Он связан с созданием КТПП в 1991 г.; первыми шагами в области экспертизы, организации выставок, ярмарок; участии в фонде «Ноу-хау» по поддержке малого предпринимательства и создание первого бизнес-плана и открытии учебно-делового центра. Также закончилась формироваться филиальная сеть КТПП. На втором этапе (2000 г. - 2010 г.) КТПП увеличила число членов к 2010 г. до 800. Была создана гильдия рекламистов Кузбасса и клуб юристов. В кризисные 2007 - 2009 гг. активность палаты не упала, а усилилась. КТПП стала центром решения проблем малого бизнеса на региональном уровне.
Литература
1. Текущий архив (далее ТА) КТПП. Летопись Кузбасской торгово-промышленной палаты.
2. ТА КТПП. Устав Кузбасской торгово-промышленной палаты от 18 декабря 1991 г.
3. ТА КТПП. Протокол общего собрания действительных членов Кемеровского представительства Центрально-Сибирской ТПП от 18 декабря 1991 г.
4. ТА КТПП. Устав Кузбасской торгово-промышленной палаты от 18 декабря 1991 г.
5. ТА КТПП. Распоряжение Администрации Кемеровской области от 23.12.1994 № 956-р «О деятельности Кузбасской торгово-промышленной палаты».
6. Не оружейная, не грановитая торгово-промышленная // Сибирский бизнес. 1992. № 11.
7. ТА КТПП. О работе Кузбасской торгово-промышленной палаты за период 1994 - 1999. Кемерово, 2000.
8. ТА КТПП. Аналитическая записка Кузбасской торгово-промышленной палаты. Кемерово, 2005.
Информация об авторе:
Новосельцев Николай Рзавич - соискатель кафедры отечественной истории факультета истории и международных отношений КемГУ, [email protected]
Nikolay R. Novoseltsev - post-graduate student at the Department of Russian History, Kemerovo State University.
Научный руководитель:
Овчинников Владислав Алексеевич - доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории КемГУ.
Vladislav A. Ovchinnikov - Doctor of History, Professor at the Department of Russian History, Kemerovo State University.
Статья поступила в редколлегию 31.07.2014 г.
230 Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 3 (59) Т. 2