УДК 621.81(075)
H.B. Захарова, N. V. Zacharova, e-mail: [email protected] A.H. Абакумов, A.N. Ah ah on ox, e-mail: [email protected] Омский государственный технический университет, г. Омск. Россия Omsk State Technical University, Omsk, Russia
ОСЕВОЕ КРЕПЛЕНИЕ ПОДШИПНИКОВ ЗАДАННОГО ВАЛА
.4X1 .AL FASTENING OF BEARINGS OF THE SET SHAFT
В статье рассмотрены приемы осевого крепления подшипников вала исполнительного механизма привода с гибким тяговым элементом. Приведены иллюстрации, поясняющие вы полнен не указанных действий.
Iiii article methods of axial fastening of bearings of a shaft of the executive mechanism of the drive with a flexible traction element aie considered. The illustrations explaining performance of specified actions are given.
Ключевые слова: вал исполнительного механизма, подшипник, осевое крепление подшипника, упорное кольцо, распорная втулка, концевая шайба
Keywords: bearing, persistent ring, rasporny plug, trailer washer
В статье рассмотрены приемы осевого крепления подшипников вала исполнительного механизма привода с гибким тяговым элементом. Из-за недостаточной жесткости вала, малой жесгкости рамы под валом и погрешностей монтажа корпусов велика вероятность возникновения перекоса колец подшипника вала исполнительного механизма. Поэтому для вала выбирают подшипники гипа 1000 - шариковые радиальные двухрядные сферические (рис. 1) по ГОСТ 28428 - 90. допускающие наибольший перекос колец подшипника (до 2,5°.. .3,0°).
Предварительно рекомендуется принимать подшипники легкой серии, которые предназначены для средних нагрузок. Следует отметить, что такой же диаметр вала будет и в точке 5, где устанавливается точно такой же подшипник, как и в точке 2 (рис. 2). Подшипники выбираются по диаметру вала , определенному ранее (в нашем случае = 55 мм), а в дальнейшем рассчитываются по статической и динамической грузоподъемности.
В
л
с.
Рис. 1. Подшипник шариковый
радиальный двухрядный сферический
Принимаем подшипник 1211 ГОСТ 28428-90.
ег В зё;
55 100 21 2,5
Длн фиксации деталей (в том числе и подшипников) в осевом направлении на валу
делаются буртики — уступы с диаметром ^бп ^п Чтобы подшипник упирался в буртик
торцовой плоскостью, а не фаской, необходимо выполнение условия:
* < + >
где ? - фаска подшипника.
Также необходимо, чтобы внутреннее кольцо подшипника выступало над буртиком для того, чтобы при снятии подшипника с вата можно было зацепиться специальным инструментом (съемником) именно за внутреннее кольцо
При выполнении этих условий размер диаметра буртика вала ^ б л. должен бьггь выбран и?, стандартного ряда нормальных линейных размеров по ГОСТ 6636-96. При назначении других размеров также необходимо руководствоваться этим стандартным рядом:
(¡6п >с}п+ Ъг = 55 - 3 X 2,5 - 62.5 г принимаем - ' \ \у
При сборке подшипник одевается на вал до упора в буртик с одной стороны, с другой применяют различные крепёжные элементы - концевые шайбы (по ГОСТ 14734-69), кольца пружинные упорные плоские (по ГОСТ 13942-86) и т.д
Со стороны свободного конца вала применим кольцо пружинное упорное плоское наружное эксцентричное ГОСТ 13942-86 (рис. 3).
Размеры пружинных упорных плоских наружных колец, а также размеры канавок для них выбираются в зависимости от диаметра вала. Со стороны привода, как вариант конструктивного решения, применена распорная втулка с отверстием по диаметру вала, наружный диаметр втулки такой же, как и диаметр буртика под подшипник для того, чтобы использовать однотипные торцевые крышки корпусов и манжеты. Для обеспечения осевой неподвижности вала относительно подшипника применена концевая шайба (ГОСТ 14734-69). которая после установки на вал полумуфты будет прижимать полумуфгу, втулку и внутреннее кольцо подшипника к заплечику вала при завинчивании в вал винта. Размеры концевой шай-
бы выбираются по диаметру вала. Для приведенной задачи (с учетом диаметра конца вача 45мм) применена шайба, обозначаемая как
Шайба 7019-0633 ГОСТ14734-69. Установка шайбы концевой, упорного кольца и распорной втулки показаны на рис.3
Рис 3. Кольцо пружинное упорное плоское наружное эксцентричное
Для обеспечения осевой неподвижности подшипника относительно корпуса опоры вала между торцами наружного кольца подшипника и крышек устанавливаются стальные кольца толщиной, равной зазору между этими поверхностями (рис. 4).
Рис. 5. Установка стальные кольца толщиной для обеспечения осевой неподвижное™ швдшипнижа относительно корпуса опоры вяла
Библиографический список
1.Основы конструирования деталей и сборочных единиц машин: учеб. пособие / В.Н Бельков. Н.В. Захарова. - Омск : ОмГТУ. 2007 - 256 е..
2. Проектирование приводного вала конвейера: методич.указ. / А Н. Абакумов. - Омск : ОмГТУ, 2006. —24 с.